Рабби Еhуда Ашлаг. Дарование Торы. П.12. С hЭарот вэБэюрим. Публ.3 (черновик, перепечатка запрещена)

 

 

[Продолжение текста Бааль Сулама]

 

И при помощи естественного средства, заключающегося в занятии Торой и заповедями ради самой Торы, которое было известно Тому, Кто дал Тору, как писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Кидушин, стр. 30[Б]): ибо Святой [Творец], да будет Он восславлен, говорит: Я создал злое начало, и Я создал для него Тору в качестве приправы, эти творения развиваются и взбираются вверх по ступеням величия, о котором уже говорилось, пока этого не будет достаточно для того, чтобы избавились они от каких-либо искр эгоизма внутри себя, и чтобы все заповеди, что в теле его, возвеличились, и чтобы все его движения делались с альтруистической мотивацией, и даже чтобы то необходимое, что он получает, облекалось в такое намерение, то есть для того, чтобы он был в состоянии совершать альтруистические действия.

 

hЭарот вэБиюрим

 

71) И при помощи естественного средства, заключающегося в занятии Торой и заповедями ради самой Торы. Это означает, что человек изучает Тору для того, чтобы Свет, заключенный в Торе, возвратил его на путь истинный [34], т.е. чтобы научиться действовать во имя Небес, научиться жить, поднимаясь выше своего эга, ради других и ради Г-спода, да будет Он восславлен.

 

72) Я создал злое начало, и Я создал для него Тору в качестве приправы. Следовательно целью изучения Торы ни в коем случае не является получение информации, знаний или каких-либо умений; целью также не является открытие для себя идей, логических построений, систем понятий, но изучение Торы имееть одну-единственную цель сделать Тору приправой, подслащающей злое начало человека, т.е. прививащей ему надлежащую мотивацию, в надлежащей мере и надлежащего качества. И это противоречит духу, господствующему сегодня в ешивах, [где изучают Тору] ради получения информации, познания, развития ума, и устраиваются соревнования между учащимися ешивы, кто будет наиболее знающими и наиболее умелым. И это не противоречит тому, что изучение человеком Торы должно происходить в форме самого настоящего учебного процесса с повторениями и с другими его признаками, ибо человек, несомненно должен познать премудрости Торы, вопрос только в том, ради чего.

 

У Торы есть множество функций, Тора это Б-жественный Свет, действующий в зависимости от состояния человека. Этот Свет по своему действию подобен электричеству, являющемуся неосязаемой силой, ибо действию электричества не присуще какой-то одной отличительной особенности, но оно раскрывается в зависимости от подключенного к нему устройства: если это холодильник, то оно охлаждает, а если электроплита, то оно нагревает и т.д.; так и Свет Торы воздействует на человека в зависимости от состояния его души: 1) Познание человеком самого себя. Это соответствует изречению наших мудрецов, да будет память о них благословенна: Почему она называется мудростью? Потому что она ослабляет силы человека [35]. И объяснял Адмор, да будет благословенна память о праведнике [25], что по его мнению, ступень человека в нем ослабляется, и следовательно человек должен знать свое место - свои ограничения, качества, импульсы, вожделения, в чем ему не достает знаний. Ибо иначе каким образом можно исправиться? Осознание человеком самого себя происходит постепенно, в зависимости от количества и качества его Святого служения, т.е. в зависимости от того, сколько усилий он прилагает для того, чтобы дистанцироваться от желания получать и сколько усилий он прилагает для того, чтобы обрести альтруистическое желание, в нем начинают раскрываться его истинные качества. 2) К раскрытию его истинных качеств приводит молитва. Ведь молитва означает ощущение нехватки, а то, что мы три раза в день стоим с сидуром необязательно является молитвой, а это просматривание букв молитвы, учрежденной людьми Великого собрания, чтобы мы испытывали себя трижды в день, насколько далеки мы от молитвы, чтобы создать в нас молитву, чтобы существовала в нас молитва. 3) Молитва создает в в человеке сосуд получения Света альтруизма от Торы, т.е. другую природу, получающую удовольствие от альтруистических деяний. Это позитивная сторона того, что происходит, и это называется любовью. Точно так же Свет Торы вызывает в человеке трепет, имеется в виду трепет перед величием Г-спода, который не дает человеку ходить стезями желания получать или придает человеку силы властвовать над своим желанием получать. 4) Когда человек доводит трепет и любовь до совершенства, Тора раскрывает ему Самого Царя.

 

Из всего сказанного выше понятно, что под осознанием человеком самого себя подразумевается раскрытие его самых эгоистических и самых отвратительных желаний. И хотя это человеку неприятно, тем не менее, именно раскрытие этих его желаний дает ему возможность жертвовать собой ради Г-спода, т.е. приложить усилия и не пользоваться этими желаниями. И это соответствует изречению наших мудрецов, да будет память о них благословенна: ([Мидраш] Танхума [на недельное чтение] Кдошим, часть 9) [36]: Человек не должен говорить: Не хочу свинины, а должен говорить: Хочу, а сделаю то, что приказал мне Отец мой Небесный. Следовательно желания раскрываются человеку для того, чтобы дать ему возможность служить Г-споду. И человек должен не скрывать свои желания, а преодолевать их. Вплоть до того, что после того, как благодаря приложению усилий, желания улетучиваются, он должен позаботиться об обретении новых желаний.

 

73) Эти творения развиваются и взбираются вверх по ступеням величия, о котором уже говорилось, пока этого не будет достаточно для того, чтобы избавились они от каких-либо искр эгоизма внутри себя. Это ступень Отстраняйся от зла [37], или ступень Не делай, или ступень трепета перед Г-сподом, ибо это служение состоит в том, чтобы насколько это возможно ограничить использование желания получать, и об этом он говорит, что человек избавляется от искр эгоизма внутри себя. А понятие искра указывает на энергию себялюбия.

 

[Окончание текста Бааль Сулама]

 

И именно это имели в виду наши мудрецы, да будет память о них благословенна, говоря: Не даны заповеди ни для чего иного, как только с целью очистить творения с их помощью.

 

hЭарот вэБиюрим

 

74) Это ступень Делай добро [37], т.е. это подход к обретению другой природы, заключающейся в любви к другим, чтобы все наслаждение в жизни обреталось не от удовлетворения своих желаний, а от удовлетворения желаний других. И это ступень делай, или ступень любви к Г-споду.

 

Следовательно работа человека делится на две части: 1) Отстраняйся от зла [37], т.е. отдаление от себялюбия, от вожделений и искушений; и даже когда он дает другому, это касается себялюбия, и когда он судит другого благосклонно, это касается себялюбия, потому что эго человека не позволяет ему судить другого благосклонно и можно привести другие подобные примеры. 2) Необходимо прилагать усилия к тому, чтобы Делать добро [37], и это означает любовь к другим; и основное заключается в том, чтобы видеть достоинства другого, и как уже говорилось, давать другому, жертвуя собой. Тем не менее нужно знать, что истинная и чистая любовь это исключительно дар Небес, и человек не в силах удостоиться ее самостоятельно. Но по мере его работы над реализацией принципа Отстраняйся от зла и делай добро его свыше удостаивают этого великого дара.

 

75) Итак, если человек не удостаивается своего исправления, то он оказывается в самой нижней точке, в униженности и в грязи, которую только можно сыскать в мире человеческом. По мере того, как ребенок растет, он частично обретает от своего окружения желание делать добро другим. Когда он вырос, ему начинают говорить, насколько важна любовь к другим, и это зависит от того, насколько развиты те, кто находится в окружении, от которого он учится. Развитое окружение понимает, что развить у подросшего ребенка любовь к другим это главное в жизни. С одной стороны, окружающие должны учить его Торе и заповедям ради получения награды в Этом Мире и в Мире Грядущем, и это называется не ради самой Торы. И в то же время они должны пробудить в человеке позитивное отношение к альтруистическим действиям по отношению к другим. Бааль Сулам говорит: необходимо понять, что невозможно приучить человека выполнять Тору и заповеди по-другому, ибо основным качеством человека и его внутренней сущностью является себялюбие эгоизм, и только таким путем можно обучить человека. Рамбам также пишет об этом очень подробно, и он говорит об обучении детей, но это применимо также и к обучению взрослых.

 

Ребенка учат, поощряя его наградами в зависимости от того, какая награда доставляет ему удовольствие. Сначала ему обещают сладости, затем в качестве награды служат деньги на карманные расходы, а затем вознаграждение становится более серьезным, например это почести и т.п. А когда он вырос и повзрослел, раскрывают ему, как выполнять Тору и заповеди правильно, ради самой Торы, т.е. выполнять Тору и заповеди во имя Небес.

 

Женщины и дети уточнения

 

Во имя Небес означает с особой мотивацией: доставить удовольствие своему Создателю. И это называется любовью к Г-споду. Критерием любви к Г-споду является любовь к другим, а это неразрывно связано с тем, ценит ли он других. Не могут полюбить человека те, кто не ценят и не уважают его. Поэтому необходимо приложить большие усилия, чтобы найти у другого положительные качества и не замечать отрицательные. С другим нужно вести себя так, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: Суди каждого человека благосклонно [38], и не вести себя в соответствии с правилом: Старательно увещевай ближнего своего [39]. Ибо говорил Адмор, да будет благословенна память о праведнике [25], что поскольку человеком в большинстве случаев движет желание получать, то он увещевает ближнего из-за своей гордыни, из-за желания властвовать над ним, пристыдить его.

 

Когда человек обретает любовь к другим, он должен стремиться к тому, чтобы доставить удовольствие своему ближнему, и не обусловливать это желанием получить от ближнего что-то взамен, но любить ближнего, даже если он ведет себя не так, как ожидается.

 

Поскольку критерием [выполнения] человеком [заповедей] по отношению к Тому, Кто вбирает в Себя весь мир, является [выполнение] человеком [заповедей] по отношению к своему ближнему, из этого следует, что к правильному выполнению Торы и заповедей нужно прийти прежде всего благодаря тому, что человек высоко оценивает и осознает значимость и могущество Г-спода, да будет Он восславлен. Это ведет к любви и желанию доставить удовольствие Г-споду, да будет Он восславлен. И это совсем не просто и не легко.

 

Рамбам пишет в [Мишне Тора, Сэфэр hаМадда,] hильхот Тэшува, глава 10: Женщинам и детям не раскрывают, как заниматься Торой и заповедями ради самой Торы, ибо они не смогут это снести. Бывает, что человек находится на ступени ребенка или женщины. В Торе и мидрашах состояние слабости характеризуют выражением подобно женщине; такое понятие известно из слов наших мудрецов, да будет память о них благословенна [Моше стал] слаб, как женщина [40]. (Это верно с точки зрения физиологии, т.к. мужчина сильнее женщины, но это не верно для души, т.к. у женщины часто больше душевных сил, чем у мужчины. А также по статистике женщины живут дольше мужчин). Объяснял Адмор, да будет благословенна память о Святом и праведнике [25], слова Рамбама и говорил, что это сказано о глубоких вещах. Имеются в виду не женщины и дети в прямом смысле, а мужчины, желающие прилепиться к миру Его, да будет Он восславлен, но они еще не готовы понять, насколько серьезно то, что они находятся в нижней точке, желая получать наслаждение и удовольствие ради собственной выгоды. Этих людей, которым их истинное положение еще не раскрылось, Рамбам называет женщинами и детьми. Тот, кто ослабел, т.е. еще не готов посмотреть правде в глаза и признать, что он ввергнут в себялюбие и отсечен от Творца, ибо несмотря на то, что он погружен в Тору и заповеди, он тем не менее делает все ради собственной выгоды, такой человек на языке Рамбама называется женщиной. Только когда он повзрослел и обрел понимание и разумение, его учат делать это ради самой Торы. И, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, Ибо от не ради самой Торы он приходит к ради самой Торы [30]. А понятие ради самой Торы определяется, как намерение доставлять удовольствие своему Создателю, а не поступать ради собственной выгоды, [а что касается собственной выгоды], то будь, что будет.

 

С другой стороны, существуют женщины, у которых развито чувство истины, и они могут жить истинной жизнью. И с точки зрения их внутреннего мира они называются мужчинами, т.е. у них есть сила преодоления, 1) позволяющая им смотреть правде в глаза и преодолевать естественное желание скрывать истину [от себя], 2) позволяющая им развивать любовь к другим, зачатки которой они находят в себе.

 

Кроме того, детям запрещено раскрывать, что такое служение во имя Небес. Ребенок это неразвитое творение, которое еще не в состоянии выдержать правды об истинном смысле жизни и которое делает из второстепенного главное, а из главного второстепенное. Ребенок это тот, кто не знает, как правильно оценить, что ему дали, и выбрасывает это, немножко поиграв. То же происходит и в Духовном, когда человек по незнанию неспособен оценить тот великий дар, который ему дается, будь то любовь к другим или связь с Творцом.

 

И вот Рамбам говорит, что женщинам и детям нельзя раскрывать, как заниматься Торой и заповедями ради самой Торы, ибо они не смогут это снести. Адмор, да будет благословенна память о праведнике [25], задавал вопрос: что означает раскрывать им, если раскрыв какую-нибудь книгу или этот текст Рамбама, они увидят, что там написано? Если так, то что означает не раскрывать им? Но объяснять это следует в соответствии со словами Бааль Сулама, который сказал: когда у наших мудрецов, да будет память о них благословенна, написано запрещено, имеется в виду невозможно. Им невозможно этого раскрыть. Человек, находящийся в пределах ступеней женщина или ребенок, не сможет понять, что необходимо действовать во имя Небес ибо для этого нужна подготовка и подходящий сосуд. И здесь говорится не об информированности, а о внутреннем понимании того, что в жизни нужно идти именно по стезям любви к другим и любви к Г-споду, а не по пути себялюбия.

 

Вопрос: разве иудаизм не рассматривает статус женщины как низший по сравнению со статусом мужчины? Ответ: это, несомненно, так, и главное состоит в том, что женщина по сути дела освобождена от большинства заповедей. И поэтому [мужчины] каждый день произносят благословение: Да будешь Ты восславлен за то, что не создал меня женщиной, а женщина должна принимать свой жребий с радостью и произносить благословение: Да будешь Ты восславлен за то, что создал меня согласно воле Твоей [41]. И поэтому женщины вообще освобождены от изучения Торы и обязаны выполнять лишь ограниченное количество заповедей. От большого количества наиболее важных заповедей они освобождены; хотя они и могут их выполнять, но на основании закона они от этого освобождаются.

 

И необходимо разобраться, почему это так. И от какого Источника это проистекает? Разве с точки зрения Каббалистической мудрости главное исправление не происходит на ступени Нэкэйва [42], а не Захар [43], а если так, то большинство заповедей следовало бы возложить на женщину, а не на мужчину? По моему скромному мнению, это связано с положением Зеир Анпина [44] и Нуквы [45] [мира] Ацилут [46]: ведь для Нэкэйвы установлено, что она пользуется только альтруистическими сосудами и совсем не сосудами получения. И Нэкэйва практически пассивна, а Захар, наоборот, использует сосуды получения, и он активно притягивает Света и наделяет Ими Нэкэйву. И по этой причине основные заповеди даны мужчине, и это касается как советов [1], ибо он нуждается в советах как в основании для использования сосуда получения, и конечно, это касается указаний [2] по той причине, что все Света, содержащиеся в качестве вклада [3] в заповедях, притягиваются именно через него [47].

 

Попросту говоря, причина этого заключается в том, что Высшее Провидение установило,что женщина должна выполнять очень важную функцию: вынашивать и рожать детей и растить их преданными Торе и заповедям. И на практике женщина это хозяйка дома, хранительница домашнего очага, и она несет ответственность за все, что происходит дома, и должна проявлять надлежащую мудрость в воспитании детей, чтобы привить им весьма добротные навыки служения Г-споду. И точно так же она несет ответствееность за создание своему мужу благоприятной атмосферы для изучения Торы и соблюдения заповедей. Следовательно задача у женщины очень важная и трудная, и поэтому Г-сподь, да будет Он восславлен, освободил ее от многих заповедей.

 

Однако с практической точки зрения ничто не мешает женщине постичь ступени служения Г-споду, ибо она, несомненно, должна достичь слияния с Творцом так же, как и мужчина. А если так, то, на первый взгляд, женщине также могут раскрыться все духовные ступени, и как мы видели, существовали женщины-пророчицы, и несомненно, они достигли этого с помощью великого самоочищения. Только они должны делать это в пределах того, что им дано. Следовательно и с точки зрения служения Г-споду, и с точки зрения цели всего этого творения, заключающейся в том, чтобы достичь слияния с Г-сподом, нет ничего, чтобы потенциально ставило женщину ниже мужчины.

 

И в эру феминизма женщины хотят внешне быть такими же, как мужчины, и это совершенно ошибочное желание, ибо если Тора установила такие правила поведения женщины во внешнем мире, что женщина не должна участвовать в выполнении какой-то заповеди, то из этого ясно, что Создатель всего, Который создал женщину, составил систему правил ее поведения таким образом, чтобы она достигла исправления и максимальной самореализации без этой заповеди. Какова же причина вести войну за права производить то или иное действие, разве подобает воевать против того, что установлено и сообщено Г-сподом, да будет Он восславлен, и несомненно, именно так женщина должна себя вести?

 

Как же должен поступать маленький ребенок?

 

Человек, который видит, что не может смотреть правде в глаза и она причиняет ему боль и вызывает раздражение, и он не видит себя готовым к этой работе [над собой], должен прилепиться к начитанным людям и к книгам. Под книгами понимаются Святые книги, книги истинные и раскрывающие суть истины, т.е. единственное, что является важным единенние с Г-сподом, да будет Он восславлен. А к начитанным людям означает к людям, идущим по такому пути.

 

Тебе не найти человека, который был бы освобожден от этого. Ведь мы каждый день произносим благословение: Да будешь Ты восславлен, Г-споди Б-же наш, Владыка мира, за то, что дал мне все необходимое [48], а если так, то человек тоже не может быть освобожден по какой-либо уважительной причине; ведь Святой [Творец], да будет Он восславлен, да нам все, в чем мы нуждаемся. Каждый человек обрел те качества, над которыми он должен работать. Мы смотрим на другого человека и говорим: Хорошо, у него прекрасные качества, он усерден, он мужчина способный преодолевать трудности, он упорный человек. А я низок и охвачен низменными желаниями, и наши мудрецы, да будет память о них благословенна, несомненно, не имели в виду меня. И таким образом он себя освобождает. Однако Святой [Творец], да будет Он восславлен, придал каждому человеку такие свойства и качества, какие у него должны быть, и над ними он должен работать, и никакие уважительные причины не помогут ему освободиться от этого.

 

Те люди, что находятся на ступени женщин и детей, вырастают и обретают знания и разум и могут прийти к ради самой Торы, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: От 'не ради самой Торы' он придет к 'ради самой Торы' [30]. На человека возложено начать от не ради самой Торы, т.е. служение Г-споду в своих личных интересах, ибо не существует другой возможности, поскольку его первозданная весьма непривлекательная природа состоит в получении наслаждения и удовольствия ради собственной выгоды. А затем маленькими шажками, в результате постепенной работы над Торой и заповедяи, он достигнет состояния ради самой Торы. Т.е. он возжелает всеми своими поступками и деяниями доставлять удовольствие своему Создателю, а не совершать их из себялюбия.

 

Наши мудрецы, да будет память о них благословенна, говорили в [Вавилонском Талмуде], трактат Кидушин, стр.30Б: Я создал злое начало и создал к нему Тору в качестве приправы. Первозданная природа человека называется именем себялюбие; во всех поучениях наших мудрецов оно называется злым началом, причем оно отсекает человека [от Творца] и не дает ему прилепиться к добру, т.е. к Миру Творца, да будет Он восславлен, и именно поэтому оно называется злым началом.

 

И благодаря тому, что творение прилепляется к Торе, оно продолжает развиваться и шагает вверх по высоким ступеням веры, пока не избавится от малейших признаков себялюбия. И все заповеди, которое оно само выполняет, возвышаются, и оно совершает любое движение только с альтруистической мотивацией вплоть до того, что даже обязательные действия оно совершает исходя из альтруистических побуждений. Таково объяснение слов наших мудрецов, да будет память о них благословенна, изречения Не даны заповеди ни для чего иного, как только с целью переплавить творения с их помощью [49], т.е. очистить творения от нечистоты себялюбия.

 

***

 

Примечания переводчика

----------------------------------

[34] Свет, заключенный в Торе, возвращает его на путь истинный Эйха Рабба, Введение, часть вторая.

[35] Почему она называется мудростью? Потому что она ослабляет силы человека Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр. 26Б. Она имеется в виду Тора. Здесь используется игра слов: Мудрость в стихе Ешаяhу 28, 29, цитировавшемся перед этим, передается на иврите словом тушия, а ослабляет в этом месте Талмуда передается созвучным словом мэташейт.

[36] Похожее изречение: Откуда известно, что не должен говорить человек: Не хочу надевать шаатнез. Не хочу есть свинину. Не хочу вступать в запрещенную половую связь, а должен говорить: Хочу, а сделаю то, что приказал мне Отец мой Небесный? Это выводится из стиха: Я отделил вас от народов, чтобы вы были Моими [Вайикра 20, 26], - найдено в Сифре на недельное чтение Кэдошим, глава 12, п.12.

[37] Отстраняйся от зла и делай добро - Тэhилим 34, 5.

[38] Суди своего ближнего благосклонно комментарий Раши к стиху Вайикра 19, 15.

[39] Не питай ненависти к брату твоему в сердце своем. Старательно увещевай ближнего твоего и не понеси за него греха - Вайикра 19, 17. Т.е. Тора гласит, что во-первых, не нужно держать на человека злобы, а если он делает что-то не так, уговаривать его изменить свое поведение. Во-вторых, как говорит Раши, не нужно стыдить его прилюдно, чтобы ему не было очень неприятно (не понеси за него греха). Рав Готлиб же идет еще дальше: совсем не замечай его недостатки.

[40] Моше стал слаб, как женщина Раши к стиху Бамидбар 11, 15.

[41] Мужчины говорят: Да будешь Ты восславлен, Г-споди Б-же наш, Владыка мира, за то, что не создал меня женщиной, а женщины: Да будешь Ты восславлен, Г-споди Б-же наш, Владыка мира, за то, что создал меня согласно воле Твоей - из утренних благословений, см. сидур Врата молитвы, стр.89.

[42] Нэкэйва женская духовная ступень

[43] Захар мужская духовная ступень

[44] Зеир Анпин малый Лик, название духовного объекта, Духовного Источника мужского начала.

[45] Нуква женщина, отверстие, метафора желания получать, название низшего по сравнению с Зеир Анпином [44] Духовного объекта, Нуква на арамейском это то же, что Нэкэйва [42] на иврите.

[46] Ацилут означает питание, наделение [Светом], а также близость к Творцу: Значение слова Ацилут устанавливается по значению содержащего родственное слово выражения Вээhье эцло (И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его (Мишлей 8, 30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день, веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение [с Творцом]). См. в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы".

[47] О советах [1], указаниях [2] и Светах, содержащихся в заповеди и как бы являющихся вкладом [3] см. также в конце п.63 hЭарот вэБиюрим.

[48] Да будешь Ты восславлен, Г-споди Б-же наш, Владыка мира, за то, что дал мне все необходимое - из утренних благословений, см. сидур Врата молитвы, стр. 90.

[49] Не даны заповеди ни для чего иного, как только с целью переплавить творения с их помощью - Бэрэйшит Рабба, часть 44, см. также в первой публикации.