Рабби
Еhуда
Ашлаг.
Дарование
Торы. П.16. С hЭарот
вэБэюрим
(черновик,
перепечатка
запрещена)
16) И с
помощью
сказанного
мы
приблизились
к пониманию
[ответа на
вопрос],
который мы
задавали
выше (в пп. 3, 4) об
основном
содержании
этой
заповеди “И
возлюби
ближнего
своего как
самого себя” [1]:
как это Тора
обязывает
нас к тому,
что
невозможно
выполнить;
посмотри там
хорошенько.
Итак, пойми ,
что ввиду
этого
соображения,
не была дана
Тора нашим
святым
праотцам Аврааму,
Ицхаку и
Яакову, и
тянулось это
вплоть до
исхода из
Египта,
откуда
[потомки их]
вышли, став
полноценным
народом в 600 000
мужчин от 20
лет и старше,
и тогда
каждому из
них был задан
вопрос:
“Согласен ли
ты на эту
великую
службу?” , и
после того,
как все люди народа
до единого
согласились
на это всем сердцем
и всей душой,
сказав: «[Все,
что говорил
Г-сподь],
сделаем и
будем
послушны» [2];
тогда стало
реальным выполнить
всю Тору
целиком и
невозможное
перешло в
разряд
возможного.
Ибо с полной
определенностью
[можно сказать]
следующее:
если 600 000 мужчин
избегают
занятий,
направленных
на
удовлетворение
собственных
нужд, и нет у
них в жизни
никакого
дела, как только
всегда
пристально
следить,
чтобы ни одна
потребность
их ближних не
осталась неудовлетворенной,
и более того,
если они занимаются
этим с
огромной
любовью, всем
сердцем
своим и всею
душою своею,
во всей полноте
[выполняя]
заповедь “И
возлюби
ближнего своего
как самого
себя” [1]; тогда,
вне всякого
сомнения,
очевидно, что
благодаря
заботе
собственно о
выполнении
[этой
заповеди],
была бы
удовлетворена
каждая
потребность
любого
человека из
народа без
исключения. И
стал бы
каждый
свободным
для
выполнения этой
заповеди, и
мог бы легко
выполнить заповедь “И
возлюби
ближнего
своего как самого
себя” со
всеми теми
условиями,
что были
оговорены в
пп. 3
и 4. И не
волновался
бы он о
собственных
нуждах, в то
время, как 600 000
любящих и
верных людей
стоят на
страже,
пристально
следя, чтобы
не осталась
неудовлетворенной
ни одна из
его потребностей.
И поэтому
после того,
как весь
народ согласился
на это, ему
моментально
была дана
Тора, ибо
теперь стал
он готов к ее
соблюдению. Однако
раньше, пока
не достигли
необходимой
величины,
чтобы
считаться
полноценным народом; и
тем более в
период
праотцов, которых
на земле и
были-то лишь
единицы, они совершенно
не подходили
для того,
чтобы чтобы
соблюдать
Тору как
положено,
поскольку
малому числу
людей
невозможно
даже начать
заниматься
выполнением
заповедей,
регулирующих
человеческие
взаимоотношения,
основываясь
на любви к
своему
ближнему как
к самому себе
(как описано
в пп. 3, 4); и
поэтому не
была им дана
Тора.
hЭарот
вэБиюрим
93) И
поэтому
возникает
вопрос: разве
ввиду этих
слов мы не
можем
спокойно
позволить
себе не
прилагать
усилия и не
выполнять
обязанности,
связанные с
выполнением
заповеди “И возлюби
ближнего
своего как
самого себя” [1]?
Несомненно,
не имеется в
виду, что человек
может себе
это
позволить,
как следует
из
дополнительных
инструкций
по выполнению
заповеди “И возлюби
ближнего
своего как
самого себя”,
содержащихся
в его письмах
к своим
ученикам;
ведь вся суть
этой
обязанности
состоит в
том, что ее
выполнение
дает человеку
возможность
духовного
продвижения.
А смысл
состоит в
том, что
невозможно достичь
того
максимума,
который
можно достичь,
когда весь
народ
работает
ради других.
И чисто
технически
не создать
группу, когда
нет такой
возможности.
Но
несомненно,
человек не
может
позволить
себе не
прилагать со
своей
стороны
максимальных
усилий и
должен
руководствоваться
принципом
«Все, что сподручно
и по силам
тебе делать, –
делай» [3].
***
Почему
Тора не была
дана
праотцам.
Уточнения
Центральным
положением
Торы является
заповедь “И возлюби
ближнего
своего как
самого себя” [1];
на практике
все
[остальные] 612
заповедей
Торы
призваны
создать в
человеке
другую природу,
заключающуюся
в любви к
другим. И
поэтому
человек со
своей
стороны
должен
приложить
большие
усилия и затратить
много труда,
чтобы
достичь
этого. Тора
не была дана
в дни
Авраама,
Йицхака, Яакова
и
[родоначальников]
колен
Израилевых, потому
что с
немногими
людьми [4] нет
возможности
преуспеть,
хотя это и
были цельные,
великие души
с весьма
многочисленными
заслугами. Но
лишь если
полноценный
народ согласится
ступить на
путь
обретения
любви к другим,
т.е. ступени “И возлюби
ближнего
своего как
самого себя”,
то будет
возможно
добиться
успехов.
Тора была
дана в
присутствии
шестисот
тысяч [взрослых
мужчин].
Когда шестьсот
тысяч
человек
согласны
полностью
уничтожить
себялюбие и
жертвуя
собой трудиться
ради других,
тогда все они
могут приложить
те усилия и
выполнить ту
работу, которая
нужна для
[обретения
ступени] “И
возлюби
ближнего
своего как
самого себя” [1]. Ведь
отдельно
взятый
человек не
должен был бы
заботиться о
том, как
заработать
на жизнь, если
бы шестьсот
тысяч
человек
отказались от
частной
собственности
и уничтожили
свое
себялюбие, и
каждый из них
был бы готов
работать для
других. По
этой причине
он застрахован
всей
системой
взаимоотношений
и также может
отказаться
от всей
частной собственности
и жертвовать
собой ради
других.
Таким
образом,
открывается
подход к
истинному
служению при
реализации
принципа “И возлюби
ближнего
своего как
самого себя” [1];
ведь когда
полноценный
народ
полностью
уничтожает
свой эгоизм и
себялюбие, то
не возникает
проблемы
обеспечения
отдельного
человека,
потому что
народ
заботится о
его обеспечении.
Рабейну Бааль
Сулам
объясняет
это
замечательно:
сначала он
объясняет
причину того,,
что Тора не
была дана
нашим
праотцам, а
была дана
только тогда,
когда [народ
Израиля] вышел
из Египта,
достигнув
количества
равного
шестисот
тысяч мужчин
от двадцати
лет и старше;
а ведь
заповедь “И возлюби
ближнего
своего как
самого себя” [1]
является
стержнем и
осью всей
Торы, и все
остальные заповеди,
как
регулирующие
отношения
между
человеком и
его ближним,
так и
регулирующие
отношения
между
человеком и
Тем, Кто вбирает
в Себя весь
мир, связаны
с ней, и все это
для того,
чтобы
человек мог
обрести другую
природу,
заключающуюся
в любви к
другим.
Следовательно
Тора была
дана только
тогда, когда
они
технически
смогли
выполнить
заповедь
любви к
другим, когда
шестьсот тысяч
мужчин
согласились
уничтожить
себялюбие,
жертвуя
собой,
работать для
других и принять
на себя
заповеди
Торы.
Необходимо
разобраться
в следующем: если,
на самом
деле, все
работают для
всех, то где
же здесь
самопожертвование?
На это нужно
ответить, что
тело
человека
совершенно
не согласно с
этой работой
и вообще
обязательно
окажется
много
уважительных
причин для
того, чтобы
ее не выполнять:
1) Ибо кто
говорит, что
другие в
самом деле отдают
все, а может
быть он будет
единственным
простофилей,
который
отдаст все, а
другие прячут
у себя
разного рода
собственность?
А также, что
касается
времени, он
тратит все
свое время
ради общего
блага, а
другие
тратят
только часть
времени. А также
с точки
зрения
затрачиваемых
усилий, он
выкладывается
на сто
процентов, а
другие
ленятся и
отлынивают. И
вообще телу
человека
другие
видятся в
отрицательном
свете, и уже
потому, что
оно не готово
пожертвовать
тем, что у
него есть,
оно
позаботится
о том, чтобы
найти в
других
отрицательное,
таким
образом,
чтобы
оправдать то,
что оно не обязано
отдавать все.
2) Поскольку
телу другой
видится в
отрицательном
свете, оно поднимает
бунт: Что же
это я вдруг
отдам ему то,
что у меня
есть? То, что
он отдаст мне
из своей
собственности,
он
действительно
должен
отдать; ведь
я выдающийся
человек; но
почему я
вдруг должен
буду
отдавать ему свое
имущество?
***
И
необходимо
разобраться
в следующем: разве
не
существовали
праведники,
которые
уединялись и
скрывались
взаперти (реббе
из Коцка, рабби
Нахман их
Браслава, Аризаль),
в чем же
заключалась
их работа над
обретением
любви к
другим? На
это нужно
ответить так:
1) упомянутые
выше праведники
не оставили
после себя
никаких
воспоминаний
о своей
личной жизни,
и мы совершенно
ничего не
знаем об их
отшельничестве,
об их работе
и о том, как
они обретали
любовь
любовь к
ближним. Но
лишь по тем
трудам, что
они оставили
после себя,
излагающим
их учение, мы
можем судить
об их
склонностях.
2) Нужно
помнить, что
любовь к
ближним
проявляется
на трех
уровнях: в
делах, речах
и помыслах. И
даже в
помыслах
необходимо
много работать
над
суждениями о
чаше заслуг
другого,
чтобы думать
о нем
положительно;
напротив,
тело всегда
желает, чтобы
другие
представлялись
в
отрицательном
свете и выглядели
неприглядно.
И вообще
говоря, тело
желает
властвовать
над другим, и
если человек
устанавливает
контроль над
этим желанием
властвовать,
кто может об
этом знать?
***
Вопрос:
сколько
времени
человек
должен
посвятить
изучению
Торы и
сколько –
обретению
любви к
другим?
Ответ: вообще
говоря,
каждый человек
поступает
согласно
своей
природе и обманывает
себя, считая,
будто бы это
служение Г-споду,
однако
принятие на
себя ярма
Царства
Небесного
заключается
именно в том,
чтобы идти
против своей
природы, и
поэтому это
может
меняться с
течением времени,
ибо иногда он
склонен к
учению и именно
тогда Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен,
предоставляет
ему удобный
случай сделать
что-то для
другого. А
иногда он
устает от
учения и
хочет выйти и
получить
удовольствие
в обществе
других людей,
и именно тогда
он должен
заниматься
Торой и так
далее точно
таким же
образом.
***
Вопрос: Бааль
Сулам в
письмах к
своим
ученикам негодует,
что они
пренебрегают
работой над
любовью к
ближним, как
же мы можем в
этом преуспеть,
если такие
великие люди
не преуспели?
Ответ: нам
непонятно, в
чем они
преуспели,
над чем
работали,
чего
старались
достичь и что
Бааль Сулам
требовал от
них. Но
каждый
должен
делать
максимум
возможного
для своего
исправления.
***
Примечания
переводчика
----------------------------------
[1] И
возлюби
ближнего
своего, как
самого себя
– Вайикра
19, 18.
[2]
Все, что
говорил
Г-сподь,
сделаем и
будем послушны
- Шемот, 24, 7.
[3]
Все, что
окажется по
силам руке
твоей сделать,
– делай, ибо
нет ни дела,
ни замысла,
ни знания, ни
мудрости в
преисподней,
куда ты идешь
- Коhелет 9, 10.
[4] С немногими
людьми –
слова из Дварим 26, 5.