Рабби
Еhуда
Ашлаг.
Взаимная
ответственность
(продолжение
статьи
Дарование
Торы). П.18. С hЭарот
вэБэюрим
(черновик,
перепечатка
запрещена)
18)
И
поэтому
один из
мудрецов
времен Мишны
проиллюстрировал
взаимную
ответственность
притчей о
том, как двое
плыли на
корабле, и
начал один
сверлить
отверстие в
корабле под
собою; сказал
ему его
спутник:
«Зачем ты
сверлишь?» И
[первый]
сказал ему:
«Какое твое
дело, разве
не [видишь,
что] под собой
я сверлю, а не
под тобой»;
сказал ему
[второй]: «Сумасшедший!
Ведь на корабле
мы оба
погибнем
вместе»;
конец цитаты (Вайикра
Рабба, часть 4,
[п.6]). То есть,
когда
говорят, что
сбрасывающие
с себя ярмо
[Торы]
погружаются
в пучину себялюбия,
[это значит],
что делами
своими они
создают
железный
барьер,
препятствующий
приверженцам
Торы даже
начать соблюдать
Тору и
заповеди в
качестве
подготовки,
то есть в той
мере, в какой
это
предписывает
стих «И
возлюби
ближнего
своего как
самого себя» [1],
что является
лестницей,
ведущей к
достижению
слияния с
Ним, да будет
Он восславлен,
как
упомянуто
выше; и
насколько же правильны
слова притчи:
сказал ему
[второй]:
«Сумасшедший!
Ведь на
корабле мы
оба погибнем
вместе».
hЭарот
вэБиюрим
97)
Следовательно
успех такой
общины,
которая построена
на
альтруистической
основе, зависит
от каждого
без
исключения. И
если один член
общины
начинает
действовать
из себялюбия,
он в такой же
мере уже не
работает на
благо своих
ближних, и в
той же мере
он мешает им
действовать
из
альтруистических
побуждений,
поскольку им
приходится
заботиться о своих
нуждах, т.е. в
той же мере, в
какой он препятствует
им, заставляя
заботиться о
своих нуждах.
Таким
образом, люди
действующие
только из
своих
эгоистических
побуждений, кроме
всего
прочего
причиняют
зло другим.
Когда все
работают из
альтруистических
побуждений,
общее здание
пребывает в
целости и
сохранности,
но если один
человек ввергнут
в пучину
себялюбия, то
он в той же
мере ввергнут
в разрушение
общего
здания, ибо остальным
приходится
работать
ради получения,
а не из
альтруистических
побуждений.
А на самом
деле, чтобы
испортить
других, нет
необходимости
в том, чтобы
общество
достигло
подобного идеального
состояния. Но
в любом
обществе, если
один из его
членов
занимается
удовлетворением
своего
себялюбия, то
поскольку он
посылает
всему миру
сигнал о своем
себялюбии, он
в той же мере
укрепляет себялюбие
во всем
обществе, и
следовательно
вредит не
только себе,
но и другим.
И эта
концепция
сокрушает
все основы
западной
культуры. И это
происходит
потому, что,
как учит
западная
культура,
наедине с
собой человек
может делать
все, что
хочет, при
условии, что
своими
действиями
он
совершенно
не беспокоит
других и не
наносит им
вреда. И поэтому
человек
наедине с
собой может
заниматься
самыми
отвратительными
в мире вещами
при условии,
что он не
наносит
вреда другим.
А иудаизм
утверждает,
что дело
обстоит совсем
не так, ибо,
поскольку
все в народе
Израиля
ответственны
друг за друга
[2], то, и когда человек
действует
ради
удовлетворения
своих
вожделений,
не нанося
практического
ущерба
другим, он в
сущности
вредит другим
еще больше,
потому что он
посылает
миру сигнал о
своем
себялюбии и
таким
образом наводит
порчу на мир
в целом. А
согласно
внутренней
части Торы
дела обстоят
еще серьезней,
ибо человеку
даже не нужно
заниматься
вещами,
характеризующимися
как отвратительные,
но если он
сидит и
завтракает, и
при этом ест
простую пищу,
но это всецело
мотивируется
его
себялюбием,
то выходит,
что таким
образом он
склоняет
чашу весов
всего мира в
сторону вины
[3]. И
следовательно
согласно
Торе не
существует
того, что в западной
культуре
определяется
как «свобода
личности»,
ибо Творец не
предоставляет
свободы
личности, но
«все деяния
твои записываются
в книгу» [5] и
оказывают
воздействие на
тебя самого и
на все
общество, и в
будущем тебе
за все это
придется
отчитываться.
Примечания
переводчика
----------------------------------
[1] И
возлюби
ближнего
своего, как
самого себя – Вайикра
19, 18.
[2] Все в народе
Израиля
ответственны
друг за друга
– Вавилонский
Талмуд,
трактаты Санhедрин,
стр. 27Б; Шевуот,
стр. 39A.
[3] Рабби
Элазар, сын
рабби Шимона
говорит: как
мир судим по
большинству
[поступков]
его [жителей],
так и индивид
судим по
большинству
его
[поступков]; если
выполнил
одну
заповедь,
счастлив, что склонил
чашу весов,
свою и всего
мира, в сторону
заслуг, [а
если]
совершил
одно прегрешение,
горе ему, ибо
он склонил
чашу весов,
свою и всего
мира, в сторону
вины; как
сказано: а
один грешник
погубит
много
хорошего [4] -
Вавилонский
Талмуд, трактат
Кидушин, стр. 40б.
[4] А один
грешник
погубит
много
хорошего - Коhелет 9, 18.
[5]
Все деяния
твои
записываются
в книгу - Мишна,
трактат Авот,
глава 2, мишна 1.