Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Поднятие МАН и появление Гадлут дэНэкудим

 

Пункт 79

 

А теперь дадим объяснение десяти Сфирот дэГадлут [Парцуфа] Нэкудим, появившимся как результат МАН дэРэшимот ЗОН дэАдам Кадмон, находящихся под его Табуром [т.е. под Табуром Гальгальты] (о чем говорилось выше, в п. 71). А прежде необходимо знать, что такое поднятие МАН. Ибо до настоящего времени мы не говорили ни о чем кроме подъема Масаха дэГуф в Пэ дэРош Высшего [Парцуфа] после того, как [Масах] очищался, ибо в соответствии с [силой преодоления, определяемой] Рэшимот, содержащимися в [Масахе], [в Пэ дэРош] происходил Зивуг дэhАкаа (соединение в результате противодействия), приводящий к появлению уровня десяти Сфирот необходимых для низшего. А теперь происходит новое действие поднятия Майин Нуквин (женских вод), ибо те Света, что поднялись из-под Табура [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон к Рош [Парцуфа] САГ и являются Рэшимот дэЗОН дэГуфа дэАдам Кадмон, называются именем Алият МАН (поднятие МАН).

Ор Барух


Рэшимот дэГуф, поднимавшиеся к Рош дэАкудим, не создают ощущения нехватки в Рош; иначе обстоит дело с Рош дэСАГ, находящимся на ступени Хафец Хэсэд (желающий добра [Миха, 7, 18, т.е. желающий добра другим и не желающий ничего для Себя]), и Он не нуждается в [Свете] Хохма; поэтому Рэшимот, нуждающиеся в [Свете] Хохма, вызывают у Рош дэСАГ ощущение нехватки, заключающееся в том, что Он нуждается в получении [Света] Хохма ради них.

Ор Шалом


Как результат МАН.
МАН означает отверстие, ощущение нехватки. Поднятие МАН означает, что ощущение нехватки поднимают вверх.

Ибо те Света, что поднялись из-под Табура [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон к Рош [Парцуфа] САГ, то есть Рэшимот Далет – Гимэль, заключенные в Рэшимот дэСАГ, и таким образом обретшие связующее звено, позволившее им подняться к Рош дэСАГ. И являются они Рэшимот дэЗОН дэГуфа дэАдам Кадмон, имеется в виду то, что ниже Табура [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон.

 

Пункт 80

 

И знай, что Источник поднятия МАН происходит из Зеир Анпина и Бины десяти Сфирот дэОр Яшар (прямого Света), объяснявшихся  выше, в п. 5, разберись в этом хорошенько. И объясняется там, что Бина, являющаяся Бхиной Света Хасадим, когда создавала и наделяла Светом Сфиру Тифэрэт, называющуюся Бхиной Гимэль (третьей ступенью), обратилась, чтобы соединиться с Хохма, и притянула от Него свечение Хохма ради Тифэрэт, то есть Зеир Анпина, и появился Зеир Анпин, [состоящий] в основном из Бхины Света Хасадим Бины и включающий в себя небольшое свечение Хохма. Внимательно разберись в том, что там написано. И отсюда возникает связь между Зеир Анпином и Биной, так что всегда, когда Рэшимот Зеир Анпина поднимаются к Бине, соединяется Бина с Хохма и притягивает от Него свечение Хохма ради Зеир Анпина. И этот подъем Зеир Анпина к Бине, соединяющий ее с Хохма, всегда называется именем Алият МАН (поднятие МАН). Ибо без подъема Зеир Анпина к Бине Бина не считается Нуквой (женщиной, отверстием [т.е. ощущением нехватки]) по отношению к Хохма, будучи по сути своей лишь Светом Хасадим и не нуждающейся в Свете Хохма. И считается, что она всегда [находится в положениии] Ахор бэАхор (спиной к спине) по отношению к Хохма, что означает, что она не желает получать от Хохма и только во время поднятия к ней Зеир Анпина она обращается, чтобы стать Нуквой по отношению к Хохма, чтобы получить от Него свечение Хохма ради Зеир Анпина, как уже говорилось. Ведь подъем Зеир Анпина делает ее Нуквой, поэтому его подъем называется именем Маин Нуквин (женскими водами), так как подъем Зеир Анпина обращает ее в [положение] Паним бэПаним (лицом к лицу) с Хохма, что означает, что она получает от Него как ступень Нуква (женщина) от Дэхара (мужчины); вот и дано тщательное объяснение сути поднятия МАН, и запомни это.

Ор Барух


Поднятия МАН.
[Словом] МАН называется то, что он вызывает ощущение нехватки в том месте, куда он поднялся.

Так что всегда. Так что каждый раз [этот перевод весьма приблизительно отражает смысл этого комментария: рав Барух Ашлаг просто объясняет менее употребительное выражение с помощью более употребительного].

Ор Шалом


Бина не считается Нуквой (женщиной, отверстием [т.е. ощущением нехватки]) по отношению к Хохма,
то есть она не получает [ничего] от [Сфират] Хохма.

И считается, что она всегда [находится в положениии] Ахор бэАхор (спиной к спине) по отношению к Хохма, то есть ей не присуще никакого соединения со [Сфират] Хохма. [Термином] Ахор назывантся ступень, когда она ни совершает альтруистических действий, ни получает. То есть [Сфират] Хохма не наделяет Бину [Светом] Хохма. И, с другой стороны, Бина не хочет получать [Свет] Хохма от [Сфират] Хохма.

И только во время поднятия к ней Зеир Анпина она обращается, чтобы стать Нуквой по отношению к Хохма; здесь мы видим новое: низший вызывает у Высшего ощущение нехватки. Ведь вначале Бина находилась на ступени «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]); ведь сначала ей не было присуше никакого ощущения нехватки, ничего женского, никакой нужды в получении. А теперь, когда низший поднимается и просит
  [Света] Хохма, разве у Бины есть [Свет] Хохма, а раз нет, то она обретает ощущение нехватки и нуждается в Сфире Хохма, которая бы дала ей [Свет] Хохма для того, чтобы она могла дать Его Зеир Анпину. И еще мы здесь учим, что Рош дэСАГ является ступенью «Ки Хафец Хэсэд». И когда поднимаются Рэшимот Далет – Гимэль, нуждающиеся в свечении Хохма, Рош дэСАГ обретает ощущение нехватки, чтобы притянуть свечение Хохма. И поэтому он соединяется с АБ, чтобы притянуть [Свет] Хохма для этих Рэшимот. И именно так объясняется [понятие] поднятия МАН: указанные выше Рэшимот вознесли ощущение нехватки к Высшему.

Однако еще возникает вопрос: каким образом Рош дэСАГ, Масах которого обладает лишь [силой преодоления], соответствующей Авиют Бхины Бет, мог совершить Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль? Кроме того, как мир Нэкудим совершает Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль? И необходимо понять следующее: если в Рош дэГальгальта произошел Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль, то это не похоже на Зивуг, произошедший [с силой преодоления], соответствующей [Авиют Бхинот] Далет – Гимэль в Рош дэАБ, и, несомненно, не похоже на Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль и произошедший в Рош дэСАГ. Далет – Гимэль, рождающиеся из Рош дэГальгальта, называются АБ. Далет – Гимэль, рождающиеся из Рош дэАБ, называются САГ. В то время, как Далет – Гимэль, рождающиеся из Рош дэСАГ, распространяются под Табур [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон. То есть эти Далет – Гимэль распространяются в соответствии с возможностями одного только САГ, кроме того, когда они распространились до мира Нэкудим, они стали распространяться в соответствии с возможностями мира Нэкудим.

{И соответственно возникает вопрос, каким образом, благодаря исправлению мира Нэкудим, все должно исправиться, разве то, что САГ и мир Нэкудим совершают Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль, не означает, что это не настоящие Далет – Гимэль, а лишь соответствующие их возможностям!?
  И даже если бы не произошло разбиения сосудов, разве не раскрылся бы там не Свет, который требовали Рэшимот Далет – Гимэль, а лишь Свет, появляющийся лишь в соответствии с возможностями САГ и мира Нэкудим, а если так, как, благодаря исправлению мира Нэкудим, все исправится? Ответ. Мы учили, что хотя каждый раз появляются все меньшие Света, но это новые Света. То есть Света, раскрывающиеся в мирах Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Это не те Света, что светили в мире Нэкудим, ибо если бы это было так, какая польза была бы извлечена из разбиения [сосудов]? Но ведь раскрывающиеся Света – это новые Света. А в Гмар Тикун (в конце исправления) раскроются все Света, благодаря исправлению всех сосудов, обретающих альтруистическую мотивацию.}

Вопрос: есть ли разница между поднятием МАН дэРэшимот дэЗОН [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон к [Парцуфу] САГ и Зеир Анпином и Биной дэОр Яшар (прямого Света)? Ответ. Что касается
  поднятия МАН дэРэшимот, то необходимо понять, что сначала на ступени [светил] Свет, но Он был исторгнут, поскольку не было Масаха, и остались только Рэшимот. Поэтому Рэшимот теперь поднимаются, чтобы обрести Масах. Но на четырех ступенях Ор Яшар (прямого Света) не было Масаха, так как они появились до Цимцума.

 

Пункт 81

 

И ты уже знаешь, что Парцуф АБ [мира] Адам Кадмон – это Парцуф Хохмы, а Парцуф САГ [мира] Адам Кадмон – это Парцуф Бины, то есть они характеризуются  высшей ступенью их уровня, ибо АБ, высшая ступень которого – это Хохма, весь считается Хохмой, а САГ, высшая ступень которого – это Бина, весь считается Биной. И поэтому, когда Рэшимот дэЗОН дэГуф, находящиеся ниже Табура [мира] Адам Кадмон, поднялись к Рош САГ, стали они там МАН, [т.е. молитвой, обращенной] к САГ, так что благодаря им САГ, являющийся Биной, соединился в Зивуге с Парцуфом АБ, являющимся Хохмой; и наделил АБ САГ  новым Светом нужным ЗОН, находящимся ниже Табура и поднявшимся [к Рош САГ]; и после того, как получили ЗОН дэАдам Кадмон этот новый Свет, повернули они обратно и низошли на свое место, под Табур [мира] Адам Кадмон, где находятся десять Сфирот дэНэкудим, и стали они светить этим новым Светом внутрь десяти Сфирот дэНэкудим; и представляет собой этот [Свет] Мохин [буквально: мозги] дэГадлут десяти Сфирот дэНэкудим. Вот и дано объяснение десяти Сфирот дэГадлут, появившимся в соответствии с Рэшимот второго рода, т.е. с Рэшимот дэЗОН, находящимися ниже Табура [мира] Адам Кадмон (введенными в рассмотрение выше, в п. 71); однако эти Мохин дэГадлут вызвали разбиение сосудов, о чем написано ниже.

Ор Барух

САГ, являющийся Биной, соединился в Зивуге с Парцуфом АБ, являющимся Хохмой. Здесь он сообщает, что соединение АБ САГ в Зивуге - это два Парцуфа.

Ор Шалом

Итак, в чем разница между Катнут и Гадлут? Ответ. В Катнут присутствует половина ступени, будь то ступень сосудов или ступень Светов, что соответстствует закону: не достает НЭhИ сосудов и не достает трех первых Сфирот Светов. И даже если бы не было Цимцум Бет, все равно на ступени, представляющей собой Свет Хасадим и одну только ступень Катнут, не было бы ничего сверх Бхины Алеф дэАвиют и Бхины Бет дэhитЛабшут.

В Гадлут, поскольку пользуются Авиют Бхины Гимэль, нуждающейся в [Свете] Хохма, а [Свет] Хохма не должен светить, то по этой причине, если бы сосуды, т.е. сосуды получения, получили [Свет] Хохма, Цимцум Бэт должен был бы прекратить существование, ведь при Цимцуме Бет можно использовать одни только альтруистические сосудs. Исходя из этого можно сказать, что Гадлут характеризуется как полнотой сосудов, так и присутствием Светов Хохма.

И необходимо разобраться, каково различие между терминами, встречающимися во время [изучения] нами этой темы: что касается сосудов, то Паним (лицом) называются чистые альтруистические сосуды. И когда присутствуют только эти сосуды, присутствуют [также] Ахораим (буквально: ягодицы) Светов, т.е. Катнут. Когда же присутствуют Ахораим сосудов, т.е. можно пользоваться и сосудами получения, светит Свет Паним, т.е. Свет Гадлут.

 

Пункт 82

И объясняется выше, в п. 74, что есть две ступени в Рош дэНэкудим, называющиеся Кэтэр и Аба вэИма. И поэтому, когда Зеир Анпин и Нуква [мира] Адам Кадмон стали светить новым Светом АБ САГ десяти Сфирот дэНэкудим, о чем уже говорилось, стал Он сначала светить Кэтэру дэНэкудим через Табур [мира] Адам Кадмон, так как туда облачается Кэтэр, и заполнили три первых Сфирот Светов Бину, Зеир Анпина и Нукву сосудов. А затем стал Он светить Абе вэИме дэНэкудим через Есод [мира] Адам Кадмон, ибо туда облачаются Аба вэИма, и заполнили три первых Сфирот Светов Бину, Зеир Анпина и Нукву сосудов; что и описывается перед нами.

Ор Шалом

И поэтому, когда Зеир Анпин и Нуква [мира] Адам Кадмон стали светить. Имеются в виду Рэшимот Далет – Гимэль, пришедшие из-под Табура [мира] Адам Кадмон; благодаря им произошел Зивуг в Рош САГ.

Стал Он сначала светить Кэтэру дэНэкудим через Табур [мира] Адам Кадмон, имеется в виду [Табур Парцуфа] САГ. ... А затем стал Он светить Абе вэИме дэНэкудим через Есод [мира] Адам Кадмон. 1). Кэтэр облекает нижнюю треть Тифэрэт, ибо он располагается от Табура до Сиюма Гуф. (Гуф – имеется в виду Тифэрэт). Затем есть у него Есод. И поскольку Аба вэИма облачаются под Табуром, следовательно они облекают Есод [мира] Адам Кадмон.

2) Вопрос: почему при свечении через Табур, когда Он светил благодаря ступени Далет – Гимэль, располагалась Има своими Ахораим (ягодицами) к Абе, т.е. она не хотела получать [Свет] Хохма, и были они [в положении] Паним бэАхор (лицом к спине). В то время, как при свечении через Есод, что также происходило благодаря Далет – Гимэль, повернулась Има Паним бэПаним (лицом к лицу) к Абе, т.е. получила от него [Свет] Хохма? Что было причиной этого изменения? Ответ. Мы учили, что Нэкудот дэСАГ, распространившиеся под Табур [мира] Адам Кадмон, вобрали в себя Рэшимот Далет – Гимэль, находящиеся там. И благодаря этим Рэшимот появилась Гадлут в мире Нэкудим, называющаяся «свечением через Табур». Кроме того, мы учили, что благодаря этой Гадлут, АХАП сосудов Кэтэр были заполнены тремя первыми Сфирот Светов, и Аба вэИма, облекшие  АХАП дэКэтэр, также получили наполнение. А поскольку наполнения требуют не сами Рэшимот Далет – Гимэль, а то, что от Далет – Гимэль вобрали в себя Нэкудот дэСАГ, то Има не нуждается в этой Гадлут, ведь она является ступенью «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]) и на этой ступени и остается. Из-за чего эта Гадлут называется Паним бэАхор. Затем Он осветил Есод [мира] Адам Кадмон и вызвал поднятие МАН из-под Табура шестью [Сфирот Зеир Анпина] и точкой [Мальхут], являющимися Рэшимот Далет – Гимэль, находящимися там. И этот Есод дан им, чтобы связать их с Абой вэИмой. Поэтому сами Рэшимот Далет – Гимэль поднялись к Абе вэИме и попросили наполнения, и поэтому стали Аба вэИма [в положение] Паним бэПаним. Мы видим, что есть разница между самими [Далет – Гимэль] и теми [Далет – Гимэль], что присоединилось [к Нэкудот дэСАГ].

И необходимо сказать, что тот же самый Свет, что светил через Табур, светил также и через Есод. И поскольку Кэтэр облекает  Табур, он получил Свет оттуда; и поскольку Аба вэИма облекают Есод, они получили Свет оттуда. И этот Есод стал светить также под Табур шести [Сфирот Зеир Анпина] и точке [Мальхут]. Следовательно Он светил в два места: 1) Абе вэИме, 2) под Табур [мира] Адам Кадмон. И благодаря этому Он дал шести [Сфирот Зеир Анпина] и точке [Мальхут] силы подняться к Абе вэИме.

Дополнительное объяснение. Через Есод [мира] Адам Кадмон, {т. е. Есод дэСАГ}, светил Свет нижней трети Нэцах [мира] Адам Кадмон и нижней трети hОд [мира] Адам Кадмон, называющимся шестью [Сфирот Зеир Анпина] и точкой [Мальхут], и называются они также Источниками Зеир Анпина и Нуквы. {А причина этого заключается в том, что сами Нэцах, hОд и Есод делятся на три трети: верхняя треть – это Хохма, Бина и Даат; средняя треть – это Хэсэд, Гвура и Тифэрэт; а нижняя треть – это Нэцах, hОд и Есод; и мы учили, что Хохма, Бина, Даат, Хэсэд, Гвура и Тифэрэт еще считаются находящимися выще Табура и являющимися ступенями Кэтэр, Хохма и Бина. Следовательно нижние трети Нэцах и hОд считаются первоначальными Зеир Анпином и Нуквой.} Благодаря тому свечению, которым светил им Есод, пробудилось в них желание получить Благодать; поэтому поднялись шесть [Сфирот Зеир Анпина] и точка [Мальхут] к Абе вэИме, так как Аба вэИма – это самый внешний Парцуф и поэтому теперь властвует их ступень. А Аба вэИма совершили Зивуг, соответствующий поднявшимся Рэшимот, и притянули Гадлут нужный детям, т.е. Зеир Анпину и Нукве.

Известен закон: низший нуждается в наполнении пустых сосудов Высшего. Однако в положении Паним бэАхор (лицом к спине) Высший, т.е. Зеир Анпин и Нуква [мира] Адам Кадмон, не заполняются благодаря низшему (см. выше в предыдущем объяснении). Поэтому Зеир Анпин и Нуква поднялись, как уже говорилось, чтобы [вознести] МАН к Абе вэИме и попросили у них [Свет] Хохма, и тогда Аба вэИма соединились в Зивуге, соответствующем Рэшимот шести [Сфирот Зеир Анпина] и точки [Мальхут], и от их Зивуга появился Гуф дэНэкудим, называющихся семью Мелахим, и благодаря этому заполнились Нэцах, hОд и Есод [мира] Адам Кадмон.

Вопрос: разве Зеир Анпин и Нуква не получили наполнение, соответствующее самим их Рэшимот Далет-Гимэль?

Ответ. После того, как очистился Парцуф Гальгальта, остались Рэшимот Далет-Гимэль. Мы учили, что появился Парцуф АБ и заполнил его в соответствии со ступенями Далет-Гимэль. Возникает вопрос: разве этого достаточно для Парцуфа Гальгальта, разве он не был Бхиной Далет дэАвиют?! Однако то, что Парцуф АБ мог заполнить, он заполнил. После этого появился Парцуф САГ [мира] Адам Кадмон и он также заполнил Парцуф Гальгальта [мира] Адам Кадмон несмотря на то, что Парцуфу Гальгальта была присуща Бхина Далет дэАвиют, а [Парцуфу] САГ – только Гимэль-Бет. Так же и тут нужно сказать, что Гальгальта был заполнен не в соответствии с Рэшимот Далет-Гимэль, оставшимися у него, но в соответствии с Далет-Гимэль, появившимися во время Зивуга в Рош САГ ради Парцуфа МА. И мы должны понимать эти слова в соответствии со следующим законом: все, что появляется из Рош дэГальгальта, называется АБ; все, что появляется из Парцуфа АБ, называется САГ; а все, что появляется из САГ, называется МА. Соответственно, если бы эти Далет-Гимэль появились из Рош дэГальгальта, они назывались бы АБ, если бы они появились из Рош дэАБ, они назывались бы САГ; а поскольку эти Далет-Гимэль появились из Рош дэСАГ, то они являются исключительно ступеннью МА, т.е. ступенями Зеир Анпин и Нуква.

Вопрос: Разве не верно, что, как мы учим, Парцуф АБ заполнил Рэшимот Далет-Гимэль, находящиеся выше Табура [мира] Адам Кадмон, и точно так же АБ заполняет Рэшимот Далет-Гимэль, находящиеся ниже Табура? Ответ. АБ не заполняет Рэшимот ниже Табура. И причиной является то, что поскольку это Свет АБ, Он не распространяется под Табур. А после того, как Нэкудот дэСАГ низошли под Табур [мира] Адам Кадмон, ведь они являются ступенью Бина, они по этой причине смогли исправить это место альтруистическим исправлением. Следовательно они снова разделили это место на «выше Табура» и «ниже Табура».  И так как они исправили это место, АБ способен низойти и наполнить его Светом Хохма. Следовательно без Нэкудот дэСАГ не представляется реальным, чтобы Свет АБ мог распространиться под Табур и светить там.

И необходимо тщательно разобраться, что такое Рэшимот, оставшиеся после очищения Масаха Гальгальты; разве не было бы предпочтительней, чтобы оставался сам Свет; в чем же заключается исправление, когда Масах очищается?

Ответ. Благодаря исторжению Света формируются сосуды. Пояснение. Парцуф Гальгальта светил соразмерно Бхине Далет и получил максимум того, что он мог получить с альтруистической мотивацией. Под его Табуром находится место, называющееся получающим ради получения; поэтому Свет не распространился туда, а стал светить выше Табура; ведь ему запрещено распространяться вниз. Исходя из этого, нам понятен закон: каждая новая ступень появляется для того, чтобы исправить ступень, находящуюся под Табуром предыдущнго Парцуфа. Ведь выше Табура предыдущего Парцуфа у него был Свет, во имя чего же Ему быть исторгнутым? Но все дело в том, чтобы притянуть Ор Макиф, принадлежащий ступени под Табуром! И по этому поводу нужно сказать: хотя мы учили, что Парцуф АБ появился соответствующим  Рэшимот, находящимся выше Табура, но на самом деле, он появился соответствующим  Рэшимот, находящимся ниже Табура. Пояснение. Он появился выше Табура, но был построен из сосудов, находящихся ниже Табура, и его Светом является Ор Макиф, принадлежащий сосудам под Табуром. Однако способствуют его появлению именно Рэшимот, находящиеся выше Табура. И хотя нам не дано связного понимания этих вещей, тем не менее, именно так следует учить.

А чтобы их понять, вернемся к тому, что мы уже учили: Масах дэТабур дэГальгальта, сказавший «Я не хочу получать», поднялся к Пэ дэРош во время очищения вместе с Рэшимот, находящимися выше Табура, и там он вобрал в себя Авиют, располагающуюся снизу вверх, а это значит, что Масах дэТабур способен самостоятельно совершить Зивуг дэhАкаа и породить Рош и Гуф дэАБ. А раз так, то мы видим, что этот Масах, не желавший получать, стал теперь ступенью Пэ и говорит: «Я хочу получать с альтруистической мотивацией, но не так, как на предыдущей ступени, а скорее на меньшей ступени». (См. Ор Шалом к п. 40, начиная со слов «И поэтому»).

 

Пункт 83

И объясним сначала, что такое Гадлут, вызвавшая приход этого нового Света к десяти Сфирот дэНэкудим. А дело в том, что существует затруднение, касающееся написанного выше (в п. 74), ибо уровни Кэтэр и Аба вэИма дэНэкудим находились на ступени ВАК, потому что они появились соответствующими Авиют Бхины Алеф; а разве мы не говорили, что благодаря нисхождению Нэкудот дэСАГ под Табур [мира] Адам Кадмон присоединилась Бхина Далет к Масаху дэНэкудот дэСАГ, являющемуся Биной, а раз так, то в Масахе есть также и Рэшимо Бхины Далет дэАвиют, и следовательно она должна была бы проявиться в Масахе во время присоединения его к Рош САГ как десять Сфирот на уровне Кэтэр и Свет Ехида, а не как уровень ВАК дэБина Сфиры Кэтэр и уровень ВАК без Рош Абы и Имы? А ответ таков: потому что место является причиной того, что благодаря присоединению Бхины Далет к Бине, т.е. к Никвэй Эйнаим, там произошло сокрытие Авиют Бхины Далет внутри Бины, и это подобно тому, будто ее там нет, и поэтому Зивуг происходит только в соответствии с Рэшимот Бхины Бет дэhитЛабшут и Бхины Алеф дэАвиют, происходящих из одной только сущности Масаха дэБина. Об этом написано выше, в п. 74; и не появилось там ничего кроме этих двух уровней: ВАК дэБина и совершенных ВАК.

Ор Барух

В Масахе есть также и Рэшимо Бхины Далет дэАвиют. Далет дэhитЛабшут и Гимэль дэАвиют.

И следовательно ... Затруднение состоит в том, что поскольку Зивуг происходит в соответствии с нижней буквой Кэй в Эйнаим, то разве к этой нижней букве Кэй не присоединились также Рэшимот Далет дэhитЛабшут и Гимэль дэАвиют, и существует закон, что Зивуг всегда происходит в соответствии с Высшей ступенью, имеющейся в этих Рэшимот!? Эту трудность он разрешает, говоря, что причиной этого является место.

Потому что место является причиной. Поскольку она пребывает в месте Бины, являющейся альтруистическим сосудом, Хохма не может проявиться.

Ор Шалом

А ответ таков: потому что место является причиной того, что благодаря ... происходящих из одной только сущности Масаха дэБина. Вопрос заключается в том, что мы наблюдаем в Парцуфах [мира] Адам Кадмон, ведь сначала появляются Тэамим, а затем Нэкудот. То есть прежде происходит Зивуг, соответствующий Высшей ступени Рэшимот, и появляется высокий уровень, и только затем происходит Зивуг, соответствующий остальным Рэшимот, и соответственно появляется меньший уровень; почему же здесь произошло обратное?

Ответ. 1) Поскольку Масах пребывает в Эйнаим, невозможен Зивуг, соответствующий Бхине Далет или Бхине Гимэль, так как сосуды [Света] Хохма присутствуют только во время Зивуга, происходящего внизу, в Мальхут. И, на первый взгляд, вызывает затруднение то, что Масах спускался вниз! Почему он должен быть вверху? Разве мы не видим в Гадлут дэНэкудим, что Масах спускался вниз?  Почему же он сразу же не спустился вниз?

2) Объяснение первое. Если бы Рэшимот Далет-Гимэль находились на своем месте в Пэ, была бы видна их сила. Но здесь из-за Цимцум Бет Масах со всеми Рэшимот пребывает в Эйнаим, т.е. в альтруистических сосудах; поэтому ступень Далет-Гимэль, присоединяющихся к Бет-Алеф, не может раскрыться, ибо они находятся в месте альтруистических сосудов, а раз так, то это не их место и у них нет сосудов, которые бы раскрылись. Однако после того, как уже произошел Зивуг, соответствующий альтруистическим сосудам ступени Бет-Алеф, остались одни Рэшимот Далет-Гимэль, и некому просить наполнения кроме них, тогда они начали пробуждаться и просить наполнения. (На первый взгляд, здесь не должен вызвать затруднения поставленный выше вопрос, поскольку некому требовать нисхождения Масаха вниз, пока Рэшимот Далет-Гимэль включены в альтруистические сосуды).

3) Сначала они совершают Зивуг, соответствующий тому, что позволяется притянуть несмотря на власть Цимцум Бет, т.е. тому, что можно спасти и исправить при текущих обстоятельствах. После того, как они спасли то, что позволяется спасти, они пытаются совершенно уничтожить Цимцум Бет.

4) В другом месте (в п. 72) он преодолевает трудность по-другому: сущностью САГ является Бхина Бет, а то, что присоединяется, происходит от Рэшимот Далет-Гимэль. Раз так, то здесь, в мире Нэкудим, сначала происходит Зивуг, соответствующий ступени его сущности, т.е притягиваемой от САГ, а затем [Зивуг], соответствующий тому, что присоединилось.

 

Пункт 84

И поэтому теперь, после того, как Зеир Анпин и Нуква [мира] Адам Кадмон, находящиеся под Табуром, притянули новый Свет посредством своих МАН от АБ САГ дэАдам Кадмон, и стали светить Им в Рош дэНэкудим, как уже говорилось (посмотри в п. 81), то благодаря тому, что Парцуф АБ [мира] Адам Кадмон не имеет никакого отношения к этому Цимцуму Бет, поднявшему Бхину Далет к месту Никвэй Эйнаим, АБ, когда его Свет был притянут к Рош дэНэкудим, вернулся назад и уничтожил в нем Цимцум Бет, поднявший место Зивуга к Никвэй Эйнаим, и низвел Бхину Далет обратно на свое место в Пэ, как это было во время Цимцума Алеф, т.е. в место Пэ дэРош. И оказалось, что три сосуда Озэн, Хотэм, Пэ, из-за Цимцум Бет упавшие за пределы ступени (как говорились выше, в п. 76), теперь вернулись и поднялись к месту своей ступени, как это было вначале, и тогда снова низошло место Зивуга из Никвэй Эйнаим к Бхине Далет, в место Пэ дэРош; а после того, как Бхина Далет уже достигла своего места, там появились десять Сфирот на уровне Кэтэр. Вот и объяснено, что благодаря новому Свету, притянувшему Зеир Анпина и Нукву [мира] Адам Кадмон к Рош дэНэкудим, добавились три Света: Нэшама, Хая и Ехида и три сосуда: Озэн, Хотэм, Пэ, то есть Бина, Зеир Анпин и Нуква, которых Ему не доставало при его первоначальном появлении.

Ор Шалом

И поэтому теперь, после того, как Зеир Анпин и Нуква [мира] Адам Кадмон, находящиеся под Табуром:  Захар – это Далет дэhитЛабшут, а Нэкэйва – Гимэль дэАвиют. Притянули новый Свет посредством своих МАН от АБ САГ дэАдам Кадмон. Пока существует Цимцум Бет, можно пользоваться только альтруистическими сосудами, так как в них светит только Свет Хасадим, А чтобы воспользоваться Бхиной Гимэль дэАвиют, притягивающей Свет Хохма, на ступени должны быть сосуды получения, сосуды Озен, Хотэм, Пэ. Поэтому, должен произойти Зивуг АБ САГ. А так как у АБ есть сила получать [Свет] Хохма с альтруистической мотивацией, то он может придать эту силу и низшему. И это называется нисхождением нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени]. Т.е. благодаря Свету АБ нисходит власть Мальхут, называющейся получающим ради получения, с сосудов Озен, Хотэм, Пэ; и уже есть у них возможнось выбора мотивировать [получение] альтруистически.

Поднявшему Бхину Далет к месту Никвэй Эйнаим ... а после того, как Бхина Далет уже достигла своего места, там появились десять Сфирот на уровне Кэтэр. Бхина Далет – это означает Мальхут.  Она получает Света, она наделяет Светами; напротив, три первых Бхинот называются Светом, а не сосудом. Эта Бхина Далет пребывала в месте Эйнаим; поэтому в Зивуге участвовали только два сосуда: Кэтэр и Хохма. Затем эта Бхина Далет низошла вниз, к Пэ, и уже участвуют в Зивуге пять сосудов. В связи с этим известно, что необходимо отличать Бхину Далет, называющуюся сосудом, от Бхины Далет некоторой ступени.

О Свете АБ, светящем ниже Табура.

Ступень получающего ради получения, на которую наложен Цимцум, находится ниже Парса. Возникает вопрос, разве мы не учили, что все, что находится ниже Табура [мира] Адам Кадмон, называется Бхиной Далет; почему же мы теперь считаем, что ступень получающего ради получения заключена только в Озэн, Хотэм, Пэ, находящихся ниже Парса? Ответ. Ступени, предшествующие этим Озэн, Хотэм, Пэ в Нэкудот дэСАГ (т.е. Гальгальта вэЭйнаим дэНэкудот дэСАГ) вообще не смешались [с Рэшимот Далет-Гимэль под Табуром], так как это альтруистические сосуды, и они исправили это место, придав им качества альтруистических сосудов. Поэтому эта ступень называется Гальгальтой вэЭйнаим, сосудами Паним, тремя первыми Сфирот Бины, альтруистическими сосудами, местом [мира] Ацилут и т.д. И поэтому на них не был наложен запрет.

И возникает затруднение: разве не разрешено Свету Хохма светить в Гальгальте вэЭйнаим? Конечно запрещено, т.к. причиной того, что на них не был наложен запрет является то, что они совершают альтруистические действия; иначе обстояло бы дело, если бы они занимались получением – на них также был бы наложен запрет. Это вызывает следующее затруднение: как может Свет АБ распространяться под Табур и низводить нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени], разве АБ сам может нисходить под Табур!?

1) Но мы учили, что не происходит такого, чтобы этот Свет АБ теперь приходил от Парцуфа Гальгальта и распространялся под Табур, но приходит Он от Парцуфа САГ, от ступени трех первых Сфирот Бины, исправившей сосуды и превратившей их в альтруистические. И после того, как исправляются [сосуды, расположенные] ниже Табура до Парса, [превращаясь] при помощи САГ в альтруистические сосуды, то уже Свет АБ вследствие этого может распространяться до Парса. Но ничего больше не может распространиться, имеется в виду то, что ниже Табура, ибо то, что ниже Табура, неспособно к нисхождению. Но затруднение еще не преодолено: если Парцуф САГ, как уже говорилось, исправил это место Светом Хасадим, то для чего нужны Зивуг АБ САГ и нисхождение нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени], разве там нужен [Свет] Хохма? (Ответ неясен).

2) Нэкудот дэСАГ, распространившиеся под Табур [мира] Адам Кадмон сами разделились на Рош, Тох и Соф {поскольку каждая ступень, даже представляющая собой пол-ступени, если производит некоторое действие, сама разделяется на Рош, Тох и Соф}. Каждая Сфира из их Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод обрели [свойства] от соответствующей им ступени, находящейся выше Табура [мира] Адам Кадмон, т.е. там может светить Свет АБ, но ниже Парса уже не может светить Свет АБ, и там находится ступень получающего ради получения.

Но еще остается выяснить следующее: если то, что до Парса, называется тремя первыми Сфирот Бины, на которые не наложено запрета, почему в мире Нэкудим Свет не светит в Озэн, Хотэм, Пэ дэРош и Тох? Вытекает ли из этого, что Цимцум накладывается на Рош и на Тох, хотя они находятся выше Парса!?

Ответ. В Рош дэНэкудим есть десять Сфирот. Озэн, Хотэм и Пэ нельзя использовать, но они находятся в Гальгальте вэЭйнаим дэТох и обрели там исправление. Так же и Озэн, Хотэм и Пэ дэТох обрели исправление в Гальгальте вэЭйнаим дэСоф. Поэтому не считается, что Бхина Далет смешивается с ними, так как они исправились. Но что касается Озэн, Хотэм и Пэ дэСоф, являющихся истинными сосудами получения, то считается, что Бхина Далет смешивается с ними и они не обретают исправления ни на какой ступени, и считается, что они находятся ниже Табура.

Из этого следует, что то, что, как мы учили, находится ниже Табура [мира] Адам Кадмон, называется МА и БОН, а также называется Зеир Анпином и Нуквой, а раз так, то после того, как туда низошли Нэкудот дэСАГ и исправили это место, и разделили его на Хохму, Бину, Даат, Хэсэд, Гвуру, Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод, считается, что только нижние трети Нэцах hОд дэГальгальта, находящиеся во внутренней части, называются истинными Зеир Анпином и Нуквой.

 

Пункт 85

 

И вот тщательно разъяснено, что такое Катнут и Гадлут дэНэкудим, ибо Цимцум Бет, поднявший нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени], т.е. Бхину Далет, к месту Никвэй Эйнаим, так что она сокрылась там, стал причиной [появления] уровня Катнут дэНэкудим, т.е. уровня Вав Кцавот («шести концов») или Зеир Анпина Светов Нэфэш Руах, и не доставало там сосудов Бины, Зеир Анпина и Нуквы и Светов Нэшама, Хая и Ехида. И благодаря привнесению нового Света АБ САГ дэАдам Кадмон в Нэкудим, вернулся на свое место Цимцум Алеф, и вернулись сосуды Бина, Зеир Анпин и Нуква к Рош, так как нижняя [буква] Кэй низошла из Никвэй Эйнаим и вернулась на свое место к Мальхут, называющейся Пэ; и тогда произошел Зивуг, соответствующий Бхине Далет, вернувшейся на свое место, и появились десять Сфирот на уровне Кэтэр и Ехида, и дополнились Света Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая и Ехида и сосуды Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Нуква. И для краткости отсюда и далее Цимцум Бет и Катнут называются именем «поднятие Нижней Кэй к Никвэй Эйнаим и нисхождение Озэн, Хотэм, Пэ вниз». А Гадлут называется именем «привнесение Света АБ САГ, низводящего Нижнюю Кэй из Никвэй Эйнаим и возвращающего Озэн, Хотэм, Пэ на свое место». А ты запомни все приведенные выше пояснения. И помни всегда, что Гальгальта вэЭйнаим и Озэн, Хотэм, Пэ – это имена десяти Сфирот Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Нуква дэРош, а десять Сфирот дэГуф называются именем Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод и Мальхут, и кроме того они делятся на Гальгальту вэЭйнаим и Озэн, Хотэм, Пэ, ибо Хэсэд, Гвура и верхняя треть Тифэрэт до Хазэ – это Гальгальта вэЭйнаим и Никвэй Эйнаим, а две трети Тифэрэт и Нэцах, hОд, Есод и Мальхут – это и Озэн, Хотэм, Пэ, как уже говорилось. Запомни также, что Гальгальта вэЭйнаим и Никвэй Эйнаим или Хэсэд, Гвура и Тифэрэт до Хазэ называются сосудами Паним. А Озэн, Хотэм, Пэ, т.е. две трети Тифэрэт и Нэцах, hОд, Есод и Мальхут, находящиеся от Хазэ и ниже, называются сосудами Ахораим, как говорилось выше, посмотри в п. 76. А также запомни, что такое исторжение ступени, происходящее во время Цимцум Бет, при котором ни на одной ступени не остается ничего кроме одних только сосудов Паним, а каждый низший находится внутри сосудов следующих за Высшим, как написано выше, посмотри в п. 77.

 

Ор Шалом

 

И не доставало там сосудов Бины, Зеир Анпина и Нуквы и Светов Нэшама, Хая и Ехида. От какого уровня? На это нужно ответить: от любого уровня, и даже от уровня Руах. Ведь мы учили в самых общих чертах, что для распространения трех первых Сфирот дэРуах также требуется Зивуг АБ САГ.

 

Вернулся на свое место Цимцум Алеф, т.е. запрещено пользоваться получающим ради получения, но девятью первыми Сфирот можно пользоваться.

 

И тогда произошел Зивуг, соответствующий Бхине Далет, вернувшейся на свое место и состоящей из Гимэль дэАвиют и Далет дэhитЛабшут.