Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Объяснение трех Нэкудот: Холам, Шурук и Хирик

 

Пункт 86

 

Знай, что Нэкудот делятся на три ступени: Рош, Тох, Соф; а именно верхние Нэкудот, находящиеся выше Отиёт, называются общим именем Холам. Средние Нэкудот, находящиеся внутри Отиёт, называются общим именем Шурук или Мэлафум, т.е. это Вав с точкой внутри. А нижние Нэкудот, находящиеся под Отиёт, называются общим именем Хирик.

 

Пункт 87

 

И их объяснение таково: «Отиёт» означает «сосуды», т.е. Сфирот дэГуф, ибо десять Сфирот дэРош – это лишь Источники сосудов, но не сами сосуды. А «Нэкудот» означает Света, оживляющие сосуды и озвучивающие их, т.е. Свет Хохма называется Светом Хая (жизни), и это есть ступень нового Света, о котором говорилось Выше, что Зеир Анпин и Нуква [мира] Адам Кадмон получили Его от АБ САГ и стали светить сосудам Нэкудим, и низвели нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени] обратно к Пэ каждой ступени, и вернули каждой ступени Озэн, Хотэм, Пэ сосудов и первые три Сфиры Светов, ведь этот Свет озвучивает сосуды Озэн, Хотэм, Пэ и поднимает их с той ступени, что находится снизу, и присоединяет их к Высшей ступени, как это было вначале, в чем и состоит суть Нэкудот, озвучивающих Отиёт. И поскольку этот Свет притягивается от АБ [мира] Адам Кадмон и является Светом Хая, то Он оживляет эти сосуды Озэн, Хотэм, Пэ, облачаясь внутрь них.

 

Ор Шалом

 

И их объяснение таково: «Отиёт» означает «сосуды», т.е. Сфирот дэГуф; подобно тому, как с помощью букв можно понять некоторую премудрость, так и в сосудах Гуф светит Благодать, распространяющаяся от Рош.

А «Нэкудот» означает ..., т.е. Свет Хохма; как говорит рав [т.е. Бааль Сулам]: Тэамим – это Кэтэр, а Нэкудот – это Хохма.

 

Пункт 88

 

И ты уже знаешь, что Зеир Анпин и Нуква [мира] Адам Кадмон светили этим новым Светом десяти Сфирот дэНэкудим через два места: через Табур [Свет] светил Кэтэру дэНэкудим, а через Есод Он светил Абе вэИме дэНэкудим. И знай, что свечение через Табур называется именем Холам и [Холам] светит Отиёт сверху. И причина этого заключается в том, что свечение Табура не достигает ничего кроме Кэтэра дэНэкудим, являющегося уровнем Захар дэРош дэНэкудим. (как сказано выше, в п. 74), а уровень Захар не распространяется  к семи нижним Сфирот дэНэкудим, представляющим собой сосуды Гуф и называющимся Отиёт, как написано там; поэтому считается, что [Свет] им светит только с места, находящегося вверху, и не распространяется в сами Отиёт. А свечение через Есод называется именем Шурук, т.е. Вав с точкой (показана огласовка Шурук), находящейся внутри ряда Отиёт (букв языка иврит); а причина состоит в том, что это свечение достигает Абу вэИму дэНэкудим, являющихся уровнем Нэкэйва дэРош дэНэкудим, и Света этого уровня распространяются также и к Гуф, представляющему собой семь нижних Сфирот Нэкудим, называющихся Отиёт, и поэтому оказывается точка Шурук внутри ряда Отиёт.

 

Ор Шалом

 

И ты уже знаешь, что Зеир Анпин и Нуква [мира] Адам Кадмон светили этим новым Светом десяти Сфирот дэНэкудим, т.е. Рэшимот Зеир Анпина и Нуквы [мира] Адам Кадмон поднялись к Рош дэСАГ благодаря включению в Масах дэГуф дэСАГ, и в Рош дэСАГ был притянут этот новый Свет, а оттуда – к десяти Сфирот дэНэкудим.

 

Через Табур дэСАГ, место коротого находится в Тифэрэт дэСАГ, светил Кэтэру дэНэкудим, а через Есод дэСАГ Он светил Абе вэИме дэНэкудим {нужно сказать, что имеется в виду ступень САГ, поскольку Зивуг происходит в Рош дэСАГ}.

 

Имеется в виду, что как Аба вэИма находятся ниже Кэтэра, так и Есод дэСАГ находится ниже Тифэрэт дэСАГ, в средней линии. Поэтому, как мы видим, САГ присуще исправление линий, откуда же это у него? Ответ. Первым трем Сфирот, появившимся в Катнут, было присуще исправление линий, т.е. исправление «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), И мы учили, что это их исправление линий светило даже Нэцах, hОд и Есод дэАдам Кадмон. Это сооответствует закону: низший, облекающий Высшего, заполняет пустые сосуды Высшего Светом, который у него есть, и в том же порядке, в каком Он светит у него; поэтому первые три Сфирот дэНэкудим исправили то место, которое они облекли, исправлением линий. Таким же образом нужно понимать то, что написано в десятой части: что благодаря Нэкудим исправились исправлением линий верхние трети Нэцах, hОд и Есод дэАдам Кадмон, и это произошло блвагодаря трем первым Сфирот дэНэкудим. А благодаря Ацилут исправились исправлением линий и средние трети Нэцах, hОд и Есод дэАдам Кадмон.

 

Являющегося уровнем Захар, т.е. ступенью hитЛабшут.

 

Пункт 89

 

И вот тщательно разъяснено, что такое Холам и Шурук; ведь свечение новым Светом через Табур, низводящее нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени] из Никвэй Эйнаим дэКэтэр к Пэ и вновь поднимающее Озэн, Хотэм, Пэ дэКэтэр, по сути дела, является точкой Холам, находящейся выше Отиёт. А свечение новым Светом через Есод, низводящее нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени] из Никвэй Эйнаим дэАба вэИма к их Пэ и возвращающее им Озэн, Хотэм, Пэ, по сути дела, является точкой Шурук, находящейся внутри Отиёт, так как эти Мохин проникают также и в семь нижних Сфирот дэНэкудим, называющихся Отиёт.

 

Ор Барух

 

Находящейся внутри Отиёт, т.е Гальгальты вэЭйнаим семи нижних Сфирот. См. в п. 136, что это дополнение первого рода семи нижних Сфирот дэНэкудим.

 

Пункт 90

 

А Хирик – это, по сути дела, ступень нового Света, который сами семь нижних Сфирот получают от Абы вэИмы, чтобы низвести ступень нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени], прекращающей [свечение] и находящейся в их Хазэ, в место Сиюма Раглей (конца ног) [мира] Адам Кадмон, чтобы благодаря этому вернулись к ним их Озэн, Хотэм, Пэ, т.е. сосуды от Хазэ и ниже, которые стали местом [миров] Брия, Ецира и Асия, и тогда Брия, Ецира и Асия будут снова подобны [миру] Ацилут. Однако семь нижних Сфирот дэНэкудим не смогли низвести нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени] от Хазэ и полностью уничтожить Цимцум Бет и Парса, и место [миров] Брия, Ецира и Асия, но когда они притянули Свет к [мирам] Брия, Ецира и Асия, тотчас же разбились все сосуды семи нижних Сфирот. Ибо сила нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени], прекращающей [свечение] и пребывающей в Парса, соединилась с этими сосудами, и Свет тотчас же должен был быть исторгнут оттуда, и сосуды разбились и умерли, и упали в [миры] Брия, Ецира и Асия, и разбились также их сосуды Паним, находящиеся выше Парса, т.е. сосуды, располагающиеся от Хазэ и выше, так как и из них был исторгнут весь Свет, и они разбились и умерли, и упали в [миры] Брия, Ецира и Асия, и произошло это потому, что они соединены с сосудами Ахораим в единое тело.

 

Ор Барух

 

Чтобы благодаря этому вернулись к ним их Озэн, Хотэм, Пэ, т.е. сосуды от Хазэ и ниже. Возможно, он имеет в виду, что Отиёт – это название сосудов Паним, появившихся в результате Цимцум Бет и представляющих собой основную часть структуры. А Озэн, Хотэм, Пэ, дополняющими их, называется то что ниже Отиёт, т.е. ниже Парса, поскольку то, что до Парса, читается самими Отиёт, ведь они – это основа сосудов, появившихся в результате Цимцум Бет.

 

Рисунок 5

 

Нарисован прямоугольник, разделенный на шесть квадратов: три по горизонтали и два по вертикали. Вертикальная линия, разделяющая средние и правые квадраты, вверх выходит за пределы прямоугольника, отделяя надпись справа от надписи слева и в середине. Надпись справа гласит: (Нэкудим), а надпись слева и в середине – (Ацилут). Справа от верхнего ряда написано: Отиёт – сосуды Паним. Внутри правого верхнего квадрата написано: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт. Внутри среднего верхнего квадрата: сосуды Паним, а под этим: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт. Внутри левого верхнего квадрата: поднявшиеся Озэн, Хотэм, Пэ, а под этим: Нэцах, hОд, Есод, Мальхут. Горизонтальная разделительная линия разделена словом Парса, а слева от нее написано: Хирик. В правом нижнем квадрате написано: Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, а под этим: Озэн, Хотэм, Пэ.  Внизу квадрата написано: Хирик, а под квадратом – Сиюм Раглин. В среднем нижнем квадрате написано: Брия, Ецира, Асия, а в левом нижнем – место [миров] Брия, Ецира и Асия.

 

Ор Шалом

 

А Хирик – это, по сути дела, ...  Хирик – это Нэкуда (точка, огласовка) ниже Отиёт  (букв), ниже сосудов. Если так, то необходимо разобраться, для кого светит Свет. По этому поводу он говорит: чтобы благодаря этому вернулись к ним их Озэн, Хотэм, Пэ, т.е. сосуды от Хазэ и ниже, которые стали местом [миров] Брия, Ецира и Асия и располагались вне ступени. И из этого следует, что Отиёт – это сосуды Паним, которые, начиная со ступени Цимцум Бет, завершаются в месте Парса. Но теперь Свет светит сосудам, находящимся ниже Парса, и следовательно Он светит ниже Отиёт. И это называется Хирик, и тогда Брия, Ецира и Асия будут снова подобны [миру] Ацилут. Т.е. они смогут получать [Свет] Хохма.

Ибо сила нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени], прекращающей [свечение] и пребывающей в Парса, т.е. ступень получающего ради получения, соединилась с этими сосудами ... Т.е. они возжелали получать ради получения. И сосуды разбились, т.е. нуждаются в исправлении.

 

Объяснение понятия разбиение сосудов.

 

Когда Свет распространился под Парса, у сосудов не было сил получить Его с альтруистической мотивацией, но они возжелали получить Его ради получения, и это называется разбиением. Точно так же происходит с сосудом, когда он разбивается: вся вода, находящаяся в нем, выходит наружу. Так и тут, если сосуд желает получать ради получения, то все, что он получит, перейдет к внешним силам.

 

Возникает вопрос: почему при Цимцум Алеф они знали, что запрещено получать ради получения, в то время, как здесь, при Цимцум Бет, они получили ради получения? Ответ. Парцуф АБ светил своим Светом в Рош дэНэкудим и давал им силы необходимые для того, чтобы они могли получить с альтруистической мотивацией, и это считается нисхождением нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени]. Т.е. благодаря Свету АБ, Цимцум, наложенный на сосуды получения, {ведь если воспользоваться ими, то это придется делать ради получения}, спустился вниз.

 

А поскольку есть закон «то, что есть в Рош, распространяется в Гуф», то и в Гуф, на первый взгляд, должно произойти нисхождение нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени] и способности получать с альтруистической мотивацией. Но поскольку Свет АБ не нисходит под Табур, а они считали, что Свет АБ низойдет и придаст им силы получить с альтруистической мотивацией, то они получили Свет, ведь они считали, что все станет [миром] Ацилут. Но случилось иначе: Свет АБ не распространился под Табур и Парса и не придал им силы получить с альтруистической мотивацией, и поэтому, как только они начали получать, пробудилась ступень получающего ради получения. Поэтому Свет тотчас же был исторгнут, и они разбились и упали в [миры] Брия, Ецира, Асия. {А раз так, то здесь, на первый взгляд, сразу же произошли две вещи: когда они начали получать, тотчас же произошло пробуждение ступени получающего ради получения  и исторжение Света. И чтобы в этом разобраться, он приводит пример: несколько человек положили сахар в один стакан кофе, а я считаю, что в кофе положена только одна чайная ложка сахара. Попробовав, я тотчас же и мгновенно почувствовал, что [кофе] гораздо слаще, чем нужно. Я тотчас же отставил кофе в сторону, но неприятный сладкий вкус остался во рту. Мораль: они притянули Свет, так как считали, что ощутят приятный вкус, т.е. что они смогут [получить] с альтруистической мотивацией. Но как только они попробовали Свет, они ощутили вкус горечи и смерти, так как они не смогли [получить] с альтруистической мотивацией}.

 

И трудно понять, что означает «упали в [миры] Брия, Ецира и Асия»; разве они не распространились в [миры] Брия, Ецира и Асия? Ответ. Они посчитали, что под Парса будет [мир] Ацилут, но произошло иначе, о чем уже говорилось, и они упали за пределы ступени, в [место], называющееся ступенями Брия, Ецира, Асия. И об этом написано: «упали в [миры] Брия, Ецира и Асия», т.е. они обнаружили, что находятся за пределами ступени; это не соответствовало тому, что, как они думали, ниже Парса также будет [мир] Ацилут, т.е. там будет светить Свет. И об этом говорится, что они претерпели падение.

 

Теперь вернемся к тому, что говорилось выше о дополнительном Свете; и сначала необходимо разобраться, если мы учим, что Свет АБ не распространяется под Табур, то почему же туда притянули Свет? И представляется необходимым ответить, что нельзя сказать, будто они знали, что произойдет. Они знали лишь, что что у них нет сил получить с альтруистической мотивацией, но причины этого не знали. И произошло так потому, что разбиение было делом Высших Сил и было вызвано тем, что было задумано с самого начала. Точно так же, как мы учили, что Цимцум Алеф был наложен в соответствии с начальным Замыслом, чтобы исправить действие, обусловив его альтруистической мотивацией. И то же мы учили о Цимцум Бет, что он был наложен в соответствии с начальным Замыслом, чтобы произошло объединение Атрибута Милосердия с Атрибутом Суда. И то же мы учили о прегрешении древа познания [добра и зла]. Вплоть до того, что мы обнаружили изречение наших мудрецов, да будет память о них благословенна, которое трудно понять: «Если бы люди народа Израиля каким-то образом не согрешили, то не было бы ничего кроме одних только Торы и книги Еhошуа» [вариант изречения из Вавилонского Талмуда, трактат Нэдарим, стр. 22Б]. Следовательно, благодаря тому, что люди народа Израиля согрешили, возвеличилась Тора.

 

Однако еще необходимо понять, разве Рош дэНэкудим не оказался также под Табуром, почему же там светил Свет АБ, а под Парса Он не мог светить? (См. в Ор Шалом к п. 84). Ответ. То, что под Табуром, называется получающим ради получения. И когда туда распространились Нэкудот дэСАГ, являющиеся ступенью трех первых Сфирот Бины и альтруистическими сосудами, они исправили это место, превратив его в ступень дающего с альтруистической мотивацией. Их Хохма, Бина, Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт исправили и наполнили верхнюю и среднюю трети Нэцах, hОд, Есод [мира] Адам Кадмон альтруистическим исправлением. Но нижнюю треть Нэцах, hОд, Есод [мира] Адам Кадмон, которую облекли Нэцах, hОд, Есод дэНэкудот дэСАГ, они не исправили, поскольку она нуждается в [Свете] Хохма и Гадлут, а также поскольку ступень трех первых Сфирот Бины находится только в Хохме, Бине, Даат, Хэсэд, Гвуре, Тифэрэт дэНэкудот дэСАГ. Следовательно в нижней трети Нэцах, hОд, Есод [мира] Адам Кадмон находится место Бхины Далет, представляющей собой основу сосудов получения.

 

Мы видим, что Нэкудот дэСАГ разделили место под Табуром [мира] Адам Кадмон на две части – выше Табура и ниже Табура. И в часть выше Табура того, что ниже Табура, т.е. в часть, исправленную с помощью Нэкудот дэСАГ, может распространяться Свет АБ, но не в ту часть, что не исправлена.

 

{Следовательно часть выше Табура того, что ниже Табура, называющаяся местом Ацилут, становится как бы промежуточной ступенью. Ведь мы учили, что запрещено получать [Свет] Хохма в место Ацилут, ведь причина, заключавшаяся в том, чтобы предотвратить их соединение с Бхиной Далет, существовала потому, что они не хотели получать [Свет] Хохма. Следовательно, если они получат [Свет] Хохма, они возжелают получать ради получения. И в связи с этим, необходимо понять, какова была польза от того, что мы учили, что на место Ацилут не наложено Цимцума. Но место Ацилут стало промежуточной ступенью: если Свет АБ распространится в это место, Он сможет придать ему силы обрести способность к альтруистической мотивации. Следовательно до того, как приходит [Свет]  АБ, на место Ацилут налагается Цимцум, и оно не может получить [Свет] Хохма. А после того, как приходит [Свет]  АБ, [эти сосуды] могут получать [Свет] Хохма. Но в место Брия Ецира, Асия Свет АБ совсем не может распространиться, как уже говорилось}.

 

Пункт 91

 

Вот ты и видишь, что Нэкудат hаХирик не могла прийти к власти в мире Нэкудим, потому что она, наоборот, вызвала разбиение сосудов. Т.е. ввиду того, что она желала облачиться внутрь Отиёт, а именно в Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, находящиеся под Парса дэАцилут, которые превратились в Брия, Ецира, Асия. Но затем, в Мире Исправления, Нэкудат hаХирик обрела свое исправление, ибо там она исправилась, чтобы светить под Отиёт, т.е. когда семь нижних Сфирот дэАцилут получают от Абы вэИмы Свет Гадлут, который должен низвести нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени], прекращающую [свечение], от места Хазэ к Сиюм Раглин дэАдам Кадмон и присоединить сосуды Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут к Ацилут, а Света должны распространиться вниз, до Сиюм Раглин дэАдам Кадмон, они этого не делают, но поднимают эти Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод с места Брия, Ецира Асия к месту Ацилут выше Парса и получают Света, находясь выше Парса дэАцилут, чтобы снова не произошло с ними разбиения сосудов, как в мире Нэкудим. И считается, будто Нэкудат hаХирик, поднимающая сосуды Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод семи нижних Сфирот дэАцилут, пребывает под этими сосудами Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, поднятыми ею, т.е. она пребывает в месте Парса дэАцилут. Ведь Нэкудат hаХирик используется под Отиёт. Вот и объяснена сущность трех Нэкудот Холам, Шурук, Хирик в общих чертах.

 

Ор Шалом

 

Ибо там она исправилась, чтобы светить под Отиёт, т.е. в сосудах Озэн, Хотэм, Пэ.

 

Будто Нэкудат hаХирик, поднимающая сосуды ..., пребывает под этими сосудами Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, ... в месте Парса дэАцилут. Т.е. в месте Мальхут. Ведь Нэкудат hаХирик используется под Отиёт. Т.е. снова светит сосудам Озэн, Хотэм, Пэ, которые считаются находящимися под Отиёт, ниже Цимцум Бет. Но не по отношению к низошедшим Озэн, Хотэм, Пэ, как это было в мире Нэкудим, а по отношению к Озэн, Хотэм, Пэ, поднявшимся выше Парса. (См. рис. 5)

 

Итак, объяснена разница между миром Нэкудим и миром Исправления, т.е. миром Ацилут. В мире Нэкудим, как мы учили, Цимцум Бет был уничтожен; напротив, в мире Ацилут Цимцум Бет не был уничтожен. И трудно понять, как же мы учим, что в мире Ацилут, с одной стороны, происходит нисхождение нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени], а с другой стороны, Цимцум Бет не уничтожается? Ответ. В мире Ацилут не пользуются сосудами получения, а именно Озэн, Хотэм, Пэ, поскольку Цимцум Бет не уничтожается. Если так, то как же в мире Ацилут светит Свет Хохма? Мы учили, что во время разбиения сосудов альтруистические сосуды низошли и соединились с сосудами получения. Поэтому в мире Ацилут пользуются самими альтруистическими сосудами и альтруистическими сосудами, включившими в себя сосуды получения. Таким образом понятно, что во время Гадлут происходит Зивуг АБ САГ, но благодаря этому поднимаются не собственно Озэн, Хотэм, Пэ, а только та часть сосудов получения, которую вобрали в себя альтруистические сосуды, и при таком развитии событий Цимцум Бет не уничтожается. {Вопрос: если Свет АБ не нисходит под Парса, то как же названные выше сосуды поднимаются из [миров] Брия, Ецира, Асия? Ответ. Мы учили, что после разбиения в Ацилут остались все Рэшимот, но сосуды и искры спустились вниз. Впоследствии, в мире Ацилут, притягивают Свет, соответствующий этим Рэшимот, но пользуются не Рэшимот, относящимся к низошедшим Озэн, Хотэм, Пэ, но только Рэшимот сосудов Паним, включившими часть  сосудов получения. И в связи с этим он формулирует закон: сколько Света получают Рэшимот, в такой мере поднимаются сосуды и искры из [миров] Брия, Ецира, Асия.}