Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Понятие поднятия МАН семи нижних Сфирот дэНэкудим к Абе вэИме и объяснение Сфират hаДаат

 

Пункт 92

 

Уже объяснялось, что по причине поднятия нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени] к Никвэй Эйнаим, произошедшего при Цимцум Бет, т.е. ко времени появления Катнут десяти Сфирот дэНэкудим, разделилась каждая ступень на две половины: Гальгальту вэЭйнаим, остающиеся в пределах ступени и поэтому называющиеся сосудами Паним, и Озэн, Хотэм, Пэ, упавшие со ступени на ступень, находящуюся ниже их [ступени], и поэтому называющиеся сосудами Ахораим. Как было написано выше, в п. 76, произошло так, что каждая без исключения ступень становится двойной, состоящей из внутренней и внешней части, причем сосуды Ахораим Высшей [ступени] упали во внутреннюю часть ее собственных сосудов Паним; и оказываются упавшие Озэн, Хотэм, Пэ дэКэтэр Нэкудим облачившимися внутрь Гальгальты вэЭйнаим дэАба вэИма, а упавшие Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма – облачившимися внутрь Гальгальты вэЭйнаим семи низших Сфирот дэНэкудим; разберись хорошенько, что там написано.
 

Ор Барух


И оказываются упавшие Озэн, Хотэм, Пэ дэКэтэр Нэкудим облачившимися внутрь Гальгальты вэЭйнаим дэАба вэИма.
Так же и в Кэтэр, т.е. в Гальгальте вэЭйнаим дэКэтэр есть раздвоение, ибо Озэн, Хотэм, Пэ [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна упали к Кэтэр. А Гальгальте вэЭйнаим [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна не присуще раздвоения, потому что он считается принадлежащим Цимцум Алеф, как известно; поэтому у него Гальгальта вэЭйнаим и Озэн, Хотэм, Пэ находятся на одной ступени, и только относительно низшего считается [Парцуф] Йисраэль Сава уТвуна принадлежащим Цимцум Бет.
 

Ор Шалом

И поэтому называющиеся сосудами Паним, т.е. они находятся во внутренней части ступени ... сосудами Ахораим. Т.е. сосудами внешней части, находящимися за пределами внутренней части ступени.
 

Что каждая ... ступень становится двойной ..., но относительно [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна, первой Рош дэНэкудим, этого совершенно не происходит, так как, что касается его самого, то считается, что у него есть все десять Сфирот и он находится на ступени Цимцум Алеф.
 

Общий комментарий, посвященный ступени Цимцум Бет

Необходимо знать, что при Цимцум Бет все ступени рождаются с десятью Сфирот, так же, как они рождались при Цимцум Алеф. И то, что в них светит, называется «в пределах ступени», а то, что не светит, считается «за пределами ступени».
 

После нисхождения нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени] возвращаются Озэн, Хотэм, Пэ в пределы ступени. И это понятно на таком примере из материального мира: когда рождается младенец, всем его двумстам сорока восьми органам присуще совершенство, но у него еще нет сил пользоваться своими ногами. Эти ноги считаются ступенью Ахораим, т.е. они «не светят» [1]. Они называются Паним, когда он подрастает, обретая разум и силы, и уже сможет ходить, тогда у него «светят» сосуды Ахораим.
 

Если так, то при Цимцум Бет нет изменений. То есть появляется полная ступень, и низший должен произвести расчет и решить: в альтруистические сосуды он может получать, а в сосуды получения – нет. Поэтому при таких обстоятельствах альтруистические сосуды называются Паним. То есть Свет светит в эти сосуды. А от Никвей Эйнаим и ниже Свет не светит, и это называется Ахораим. По примеру того, что мы учили про Цимцум Алеф: выше Мальхут светит Свет, но внутрь нее Он не светит, и это называется Ахораим. Но разница состоит в том, что при Цимцум Алеф различимо, что то, что от Мальхут и ниже, составляет одну Сфиру, а при Цимцум Бет различимо, что то, что от Мальхут и ниже, составляет семь нижних Сфирот, или Озэн, Хотэм, Пэ.
 

Объясним, что представляют собой Рош, Тох, Соф при Цимцум Бет {начало этому было положено при Нэкудот дэСАГ, низошедших под Табур, ибо мы учили, что они сами разделились на Рош, Тох, Соф}: Озэн, Хотэм, Пэ дэРош, которые должны наделять Светами Хохма, не могут делать этого, так как на них наложен запрет. И так как они находятся ниже места Зивуга, они называются Тох. А в Тох не может светить ничего более того, что есть в Рош. Поэтому как в Рош есть только Гальгальта вэЭйнаим, так и в Тох светят только Гальгальта вэЭйнаим. У этих Озэн, Хотэм, Пэ дэРош, как мы учили, нет своего Света, а есть только Гальгальта вэЭйнаим дэРош. И произошло их падение, состоящее в том, что их уровень – это уровень Гальгальты вэЭйнаим дэТох. И поэтому их нельзя назвать Озэн, Хотэм, Пэ дэРош, ибо слова «Озэн, Хотэм, Пэ дэРош» означают, что от природы их ступень является наделяющей, а мы учили, что им нечем наделять. Поэтому эта ступень характеризуется как Гальгальта вэЭйнаим дэТох. А Озэн, Хотэм, Пэ считаются внутренней частью сосудов Тох (см. Ор Шалом на стр. 102, начиная со слова «Объясним» [п. 76]).
 

Озэн, Хотэм, Пэ дэТох должны получить Света Озэн, Хотэм, Пэ дэРош, однако Озэн, Хотэм, Пэ дэРош не светят, как уже говорилось. Раз так, то они считаются совсем не Тох, а Соф. И мы учили, что Гальгальта вэЭйнаим дэСоф создают Соф на то, что они получили в Тох, т.е. на Гальгальту вэЭйнаим дэТох. Раз так, то это ступень Озэн, Хотэм, Пэ дэТох. Но их нельзя назвать Озэн, Хотэм, Пэ дэТох, так как они совсем ничего не получили в Тох. Поэтому их ступень характеризуется как Гальгальта вэЭйнаим дэСоф. Но эти Озэн, Хотэм, Пэ считаются относящимися к внутренней части Гальгальты вэЭйнаим дэСоф, то есть они находятся внутри них. Однако Озэн, Хотэм, Пэ дэСоф полностью оказываются за пределами ступени. И в связи со сказанным выше понятен закон: «Высший, низошедший на место низшего, становится подобным ему»: Высший становится не низшим как таковым, а подобным низшему, и поэтому считается, что Высший находится во внутренней части низшего. Отсюда следует то, что мы наблюдаем во время Гадлут, а именно благодаря Зивугу АБ САГ нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] нисходит, и Озэн, Хотэм, Пэ дэРош возвращаются на ступень Рош. А раз так, то мы, в конце концов, видим тогда, что Высший не является подобным низшему.
 

Примечание перводчика
--------------------------------
[1] Не светят – т.е. не доставляют наслаждения

 

Пункт 93

И отсюда следует, что также и при появлении на ступени нового Света АБ САГ дэАдам Кадмон, снова низводящего нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени] на ее место в Пэ, т.е. ко времени Гадлут дэНэкудим, о котором говорилось, что тогда ступень возвращает себе свои Озэн, Хотэм, Пэ, и дополняются у нее десять Сфирот сосудов и десять Сфирот Светов, как уже говорилось; тогда считается, что и нижняя ступень, находившаяся в слиянии с Озэн, Хотэм, Пэ Высшей, также поднимается вместе с ними, составляющими единое целое с Высшей [ступенью], ибо таков закон, что нет исчезновения в духовном, и как низшая [ступень] находилась в слиянии с Озэн, Хотэм, Пэ Высшей [ступени] во время Катнут, так и во время Гадлут, т.е. когда Озэн, Хотэм, Пэ Высшей [ступени] возвращаются на свою ступень, одно не отделяется от другого. И следовательно низшая ступень теперь стала собственно Высшей ступенью. Ибо низший, поднимающийся к Высшему, становится подобным Ему.

Ор Шалом

Ибо тогда ступень Гальгальта вэЭйнаим возвращает себе свои Озэн, Хотэм, Пэ ... и нижняя ступень ... также поднимается вместе с ними, составляющими единое целое с Высшей [ступенью]. Понятие Озэн, Хотэм, Пэ, упавшие к низшему, характеризуется в книгах так: «когда люди народа Израиля в изгнании, Шхина пребывает вместе с ними» [Ялкут Шимони, Шмуэль 1, глава 2, §92, а также Ешаяhу, глава 43, §455] Поднимаясь, Высший поднимает и души. И в этом заключается исправление, что низший обрел силы Высшего.

И по этому поводу рав [т.е. Бааль Сулам] говорит: «Невозможно, чтобы Мохин были у Зеир Анпина, пока Има не выйдет наружу» (см. Учение о десяти Сфирот, часть 10, п. 33). Пояснение. Источниками Зеир Анпина и Нуквы является ступень, находящаяся ниже Табура Гальгальты. А мы учили, что благодаря Цимцум Бет под Табур упали сосуды Бины, альтруистические сосуды. И вот благодаря этим сосудам Высшего, а не благодаря своим собственным сосудам, низший способен обретать свои Света. И необходимо понимать, что все наше исправление состоит в том, что Высший поднимает низшего, благодаря этой связи, заключающейся в том, что Озэн, Хотэм, Пэ Высшего помещены в Гальгальту вэЭйнаим низшего.

Ибо низший, поднимающийся к Высшему, становится подобным Ему. Как объясняется выражение «подобным Ему», разве низший не обретает ту же высоту, что обретает Высший? Конечно, нет, ведь низший не нуждается в том, чтобы обрести уровень выше своей собственной ступени, но он должен обрести уровень присущий его ступени. Слеловательно слова «становится подобным Ему» объясняются так: и он способен обрести свою ступень и свое совершенство. Например мы учили, что Зеир Анпин [мира] Ацилут подгимается и облекает Арих Анпин дэАцилут во время Минхи Шабата. Разве он не становится ступенью Арих Анпин? Конечно нет! Если так, то какова польза от того, что он поднялся вверх? Ответ. Он достиг совершенства в пределах своей ступени. Т.е. он обрел [уровень] Ехида дэРуах. Но он не должен достичь большего, чем ступень Руах.

 

Пункт 94

И следовательно, когда Аба вэИма обрели новый Свет АБ САГ, то снова низвели они нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени] от Никвей Эйнаим к их Пэ, и подняли к себе свои Озэн, Хотэм, Пэ. Теперь и семь нижних Сфирот, облекающих эти Озэн, Хотэм, Пэ во время Катнут, поднялись вместе с ними к Абе вэИме, и стали эти семь нижних Сфирот одной ступенью с Абой вэИмой. И это поднятие семи нижних Сфирот к Абе вэИме называется именем поднятие МАН. И поскольку они являются одной ступенью с Абой вэИмой, то следовательно они получают также Света Абы вэИмы.

Ор Шалом

Теперь и семь нижних Сфирот ..., имеются в виду Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот, поднялись ... к Абе вэИме, и стали эти семь нижних Сфирот одной ступенью с Абой вэИмой. И необходимо разобраться, разве не стал Гуф теперь ступенью Рош? Ответ. Следовательно они получают и Света Абы вэИмы. Пояснение. У семи нижних Сфирот есть только Гальгальта вэЭйнаим, следовательно семь нижних Сфирот испытывают ощущение нехватки. Теперь благодаря их подъему в месте с Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, обрели семь нижних Сфирот свою полноту. Если так, то как Высший поднялся, так и низший поднялся. Но конечно, он не стал ступеью Рош, так как он не должен быть ступенью Рош.

И необходимо понять, что в то время, когда поднялись Озэн, Хотэм и Пэ дэКэтэр и присоединились к ступени Кэтэр, с ними вместе поднялись также Гальгальта вэЭйнаим дэАба вэИма. {Подобно тому, что написано здесь об Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма и о семи нижних Сфирот}. Но эта ступень в Абе вэИме называется Паним бэАхор (лицом к спине), так как у Бины нет нужды получать [Свет] Хохма по причине обретенного ею исправления «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]). Поэтому Аба, т.е. ступень Хохма, получил [Свет] Хохма, но Има осталась в [состоянии] Катнут. Но необходимо разобраться в следующем: 1) Как же они обрели [состояние] Гадлут, разве у них есть Рэшимот? 2) Если поднялись только Гальгальта вэЭйнаим дэАба вэИма, откуда у них десять Сфирот? Ответ. 1) Они обрели Гадлут с помощью Рэшимот, которые есть у Кэтэр. (См. также в Учении о десяти Сфирот, часть шестая, Ор Барух к п. Нун. А также в hистаКлут Пнимит, п. Йуд, начиная со слов «И здесь», и в Ор Шалом там же). 2) Они обрели полноту с помощью Озэн, Хотэм и Пэ дэКэтэр. Озэн, Хотэм и Пэ дэКэтэр разделяются на две ступени: внутреннюю часть и внешнюю часть. Внутренняя часть соединяется с Гальгальтой вэЭйнаим дэ Кэтэр в то время, как нижняя часть соединяется с Гальгальтой вэЭйнаим дэАба вэИма. Следовательно благодаря этому им присуще [состояние] Гадлут

{Нужно знать, что Хохма и Бина дэКэтэр так же находятся в [положении] Паним бэАхор друг к другу. И причина этого заключается в том, что основная часть исправления «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]) произошла в Кэтэр, а раз так, то Его Бина не заинтересована в [получении Света] Хохма. А мы говорим преимущественно о Зеир Анпине и Нукве. И поскольку Зеир Анпин и Нуква появились не из Кэтэра, а из Абы вэИмы, то мы говорим не о Нем, а об Абе вэИме. Но возникает вопрос: разве Кэтэр не наделяет Абу вэИму [Светом] Гадлут, и если Бина [обращена к Хохме] Ахораим (ягодицами), то как же Он наделяет [их Светом] Гадлут?}

Затем Аба вэИма сами поднимают свои Озэн, Хотэм, Пэ {причина этого изучается ниже}, и в такой ситуации Име приходится быть в [положении] Паним бэПаним (лицом к лицу), ведь она подняла свои Озэн, Хотэм, Пэ под воздействием семи нижих Сфирот дэНэкудим. Поэтому поднявшиеся семь Сфирот дэНэкудим называются ступенью МАН, т.е. они вызвали у Бины ощущение нехватки, и поэтому Има вынуждена получить [Свет] Хохма, [будучи обращена] Паним бэПаним [к Абе].

 

Пункт 95

А причина того, что поднятие Зеир Анпина к Бине называется именем МАН, объяснена выше, в п. 80, ибо оно возвращает ее [в положение] Паним бэПаним по отношению к Хохме, а известно, что все семь нижних Сфирот – это Зеир Анпин и Нуква, и поэтому когда эти семь нижних Сфирот поднялись вместе с Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма к ступени Аба вэИма, как уже говорилось, они стали МАН по отношению к Бине десяти Сфирот дэАба вэИма, и она поворачивается по отношению к Хохме дэАба вэИма [в положение] Паним бэПаним и наделяет свечением Хохма Зеир Анпина и Нукву, являющихся семью нижними Сфирот дэНэкудим, поднявшимися к ним.

Ор Шалом

И поэтому когда эти семь нижних Сфирот поднялись ... , они стали МАН по отношению к Бине ... , и она поворачивается по отношению к Хохме дэАба вэИма [в положение] Паним бэПаним ... Возникает затруднение: из этого следует, что именно эти семь нижних Сфирот вызвали ощущение нехватки у Бины, и поэтому она получила для них [Свет] Хохма от Абы [в положении] Паним бэПаним. Это можно понять, если бы сами семь нижних Сфирот поднялись, и Озэн, Хотэм, Пэ бы поднялись, т.е. Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма. Но мы учили, что поднявшиеся Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма подняли их; кто же побудил Абу вэИму вернуть свои Озэн, Хотэм, Пэ? Разве мы не учили, что Има – это ступень «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), и у нее совершенно нет нужды в этих Озэн, Хотэм, Пэ?

Ответ. Мы учили, что ниже Табура [мира] Адам Кадмон сначала был Далет дэАвиют. После исторжения Света оттуда остались Рэшимот Далет – Гимэль, и у них еще не было наполнения. И когда Нэкудот дэСАГ низошли туда, они вобрали в себя [часть] от Рэшимот Далет – Гимэль и подняли их к Рош дэСАГ. И мы учили, что там имеются два вида Рэшимот (см. п. 70): 1) Рэшимот Бет – Алеф. 2) то, что САГ вобрал в себя от Рэшимот Далет – Гимэль, нуждающихся в [Свете] Хохма. Сначала произошел Зивуг, соответствующий сути ступени, а это Рэшимот Бет – Алеф, и из этого появилась Катнут. Затем произошел Зивуг, соответствующий тому, что они вобрали от Далет – Гимэль, и отсюда Кэтэр и Аба вэИма обрели Гадлут (как написано выше, в Ор Шалом п. 94). Но у Имы не было нужды в этой Гадлут, как уже говорилось. И по словам рава (т.е. Святого Аризаля), эта Гадлут называется свечением через Табур, осветившим Кэтэр дэНэкудим, и таким образом, и Аба вэИма обрели Гадлут, [располагаясь друг к другу] Паним бэАхор. Затем мы учили новое: свечение через Есод. Свет Есода светил самим Рэшимот, находящимся под Табуром [мира] Адам Кадмон. Поэтому сами Рэшимот Далет – Гимэль поднялись и попросили наполнения, и именно они вызвали то, что повернулись Паним бэПаним и подняли свои Озэн, Хотэм, Пэ.

Кроме того, как мы учили, благодаря тому, что поднялись Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, вместе с ними поднялись также семь нижних Сфирот, как уже говорилось. И польза от этого подъема, как говорит рав, - это поддержание существования и упрочение Зивуга Абы вэИмы Паним бэПаним. Т.е. без семи нижних Сфирот Аба вэИма соединились бы в Зивуге и дали наполнение Рэшимот Далет – Гимэль, а затем они бы прекратили Зивуг и Има возвратилась бы на свою ступень, т.е Хасадим. Но семь нижних Сфирот приводят к тому, что Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль, продолжается, так как они нуждаются в [Свете] Хохма. И следовательно необходимо различать две вещи: 1) основу существования, и так называется Зивуг, происходящий для притяжения Гадлут, зарождающийся благодаря поднятию МАН дэРэшимот Далет – Гимэль, находящихся ниже Табура [мира] Адам Кадмон. 2) Поддержание существования, и это продолжение Зивуга благодаря семи нижним Сфирот, как уже говорилось. И это называется МАН {ощущением нехватки} ради поддержания [его] существования и упрочения.

И на самом деле, в каждом объекте нужно различать основу существования и поддержание существования. Например родился ребенок, вот он существует. Но, чтобы поддержать его существование, ему требуется уход.

Дполнительный Ор Барух

Рэшимот Далет – Гимэль стали причиной того, что Аба вэИма [повернулись в положение] Паним бэПаним

У семи нижних Сфирот из сосудов Паним (пояснение: у сосудов Паним семи нижних Сфирот) нет сил просить, чтобы уничтожился Цимцум Бет, так как у них нет ничего кроме Авиют Бхины Алеф, ибо ей не присуще распространение в Гуф, а только в Рош. Следовательно они не могут пробудить Абу вэИму, чтобы они притянули Свет для них. Только Рэшимот Далет – Гимэль, поднявшиеся к Абе вэИме, благодаря свечению через Есод дэАдам Кадмон стали причиной того, что Аба вэИма повернулись Паним бэПаним и притянули Свет АБ, и таким образом низвели нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени], и Озэн, Хотэм, Пэ [дэАба вэИма] поднялись к Рош вместе с сосудами Паним семи нижних Сфирот, и все они объединились в Рош, и появилась Гадлут. И тогда, после того, как она низошла в Гуф (пояснение: после того, как Гадлут распространилась к Гуф), остались семь нижних Сфирот, поднявшиеся к Рош, чтобы [возносить] МАН ради поддержания [такого положения] и [его] упрочения.

Окончание Ор Шалом

Но существуют дополнительные затруднения: 1) Семь нижних Сфирот дэНэкудим – это сосуды Бхины Алеф дэАвиют, и откуда же у них нужда в [Свете] Хохма, разве у них есть Рэшимот Далет - Гимэль? 2) Эти семь нижних Сфирот, которые просят [Свет] Хохма, - это Гуф Бины, почему же существует разделение между Рош и Гуф? Ответ. Бхина Алеф – это [Свет] Хасадим в свечении Хохма. Поэтому она нуждается в свечении Хохма или в свечении Бина. И поскольку Бет дэhитЛабшут не распространяется в Гуф, то у семи нижних Сфирот не было свечения Бина. И ввиду Цимцум Бет, свечение Хохма  также не могло им светить. Если так, то Свет, светящий им, называется лишь малым свечением, и во всяком случае, понятно, что они ощущают нехватку и недостаток. Поэтому после того, как они поднялись к Рош {а мы учили, что у Бины там есть [Свет] Хохма благодаря поднятию МАН дэДалет - Гимэль}, то  они пользуются этим случаем и получают [Свет] Хохма, и просят, чтобы Зивуг, соответствующий этому Свету Хохма, продолжался, т.е. чтобы в Бине по-прежнему был Свет Хохма.

А также возникает вопрос об Абе вэИме, поднявшими свои Озэн, Хотэм, Пэ после того, как Свет АБ низвел нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени]: к какой Авиют относятся эти Озэн, Хотэм, Пэ? Если к Авиют Бет – Алеф, то как они притянули Гадлут? Но необходимо знать закон: любая Авиют порождает новые сосуды, но прежние сосуды также поднимаются. (См. Ор Шалом в п. 71, начиная со слов «Кроме того, необходимо»). Т.е. при каждом появлении новой ступени и прежняя ступень получает. А что касается нашего вопроса, то он должен быть разъяснен так: хотя Гальгальта вэЭйнаим, а также Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма относятся к Авиют Бет – Алеф, но теперь в Рош происходит Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль, т.е.необходимо знать, что присутствуют совершенно другие Озэн, Хотэм, Пэ, но Озэн, Хотэм, Пэ Бхины Бет – Алеф также получили наполнение. Точно так же сосуды Паним семи нижних Сфирот Нэкудим появились [с силой преодоления] Алеф дэАвиют. Но теперь там распространяются семь Мэлахим, появляющиеся из Бхины Далет – Гимэль; поэтому сосуды Бхины Алеф дэАвиют также получили. И это стало причиной разбиения этих сосудов, потому что они получили Свет Далет – Гимэль.

Однако нельзя забывать о еще одном различии: хотя  в Зеир Анпин распространяются сосуды Бхинот Далет – Гимэль, но в самих Далет – Гимэль необходимо различать, какой ступенью они порождены, так как это обстоятельство является причиной различия между ними. Т.е. Бхинот Далет – Гимэль, порождаемые Рош Гальгальты, не похожи на Далет – Гимэль, порождаемые Рош АБ, и конечно же, они не похожи на Далет – Гимэль, порождаемые Рош САГ. Здесь, в мире Нэкудим, Далет – Гимэль, как известно, порождены Рош САГ. И чтобы это было понятно, приведу пример: такой-то человек понимает, что ему достаточно изучать открытую Тору. Поэтому он просит Г-спода, помочь ему каждый вечер изучать по листу Талмуда. Другой человек понимает, что достоин изучения тайной Торы; поэтому он просит Г-спода помочь ему изучать тайную Тору. И когда первый человек слышит, что второй изучает тайную Тору, пробуждается и в нем желание изучать тайную Тору; поэтому он просит Г-спода помочь ему изучать тайную Тору. И конечно же есть разница, зарождается ли желание само собой или оно зародилось в результате того, что он слышал что-то от других. Об одном [желании] говорят, что оно таково по своей сути, а о другом – что оно привнесено [извне]. Вместе с тем, невозможно уничтожить желание, порожденное другими. Поэтому здесь необходимо различать три состояния: 1) желание изучать открытую Тору; 2) желание изучать тайную Тору; 3) желание изучать тайную Тору, привнесенное благодаря желанию другого человека..

Есть еще такое затруднение. Как мы говорили, сосуды Паним семи нижних Сфирот являются ступенью Зеир Анпин и нуждаются в свечении Хохма; почему же они не поднялись, чтобы [вознести] МАН и попросить [Света] Хохма? Почему они должны ждать, чтобы поднятие МАН совершили Вав вэНэкуда [т.е. Далет – Гимэль: Вав – это Вав Кцавот ("шесть концов"): Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, которые вместе составляют Зеир Анпин, т.е. Гимэль; а Нэкуда (точка) – это Мальхут, т.е. Далет]? Ответ. Семь нижних Сфирот появились соответствующими Рэшимот Бхины Алеф, а мы учили, что Бхина Алеф – это «hистаКлут Дак» (слабый отблеск). Следовательно они не могут притянуть Свет. Т.е. поскольку существует Цимцум Бет, а они только Бхина Алеф дэАвиют, то они не находят у себя сил уничтожить Цимцум Бет. И просить они также не могут.

Кроме того, если бы и не было Цимцума Бет, Бхина Алеф не могла бы распространиться вниз. Т.е. ее сила преодоления, [превращающая ее желание в желание] с альтруистической мотивацией, настолько мала, что у нее нет сил распространиться к ступени Гуф, называющейся получением на деле. Поэтому они не могут просить, чтобы произошло распространение вниз, на это у них нет сил.

И чтобы понять это, сначала разберемся, что это за Рэшимот (воспоминания). Например мои воспоминания соответствуют ходу моих мыслей и моим действиям, а также моей силе преодоления, ибо я не способен преодолеть [желание силы] Гимэль дэАвиют, но только лишь Бет дэАвиют. Поэтому я прошу силы преодолеть только Бет, поскольку я знаю, что Гимэль я не могу преодолеть. Точно так же мы видим, как человек молится: Владыка мира! Дай мне силы, чтобы я смог встать для молитвы в шесть часов. Почему же он не просит Творца, чтобы Он дал ему силы встать раньше? Ответ. У него нет Рэшимот о том, что он сможет совершить такое преодоление, поэтому он изначально этого не просит. То же касается предмета нашего изучения: Рэшимот желают притянуть только то, что, как они понимают, им пригодно. И Бхина Алеф понимает, что неспособна притянуть Свет Хохма и на деле совершить преодоление. Напротив, Рэшимот Далет – Гимэль просят, чтобы им дали такую силу преодоления.

И как мы учили, если бы только Рэшимот Далет – Гимэль поднялись, родился бы Мелех hаДаат, а затем вновь обрела бы Има свою природу, т.е. Хасадим. Но поскольку поднялись Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот и вобрали в себя [часть] от Рэшимот Далет – Гимэль, то они в свою очередь просят наполнения для ступени, находящейся ниже. {См. [Учение о десяти Сфирот], часть шестая, стр. 399, п. 7. Там объясняется, что у мира Нэкудим, который должен появиться соответствующим Авиют Бхины Алеф, нет сил просить, чтобы ему дали способность преодолевать и получать на деле. И это исправляется с помощью Цимцум Бет. Т.е. поскольку в мире Нэкудим присутствуют Рэшимот Далет – Гимэль, они видят возможность преодолевать и получать на деле.}

Теперь возникает другой вопрос: почему Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот должны подняться и почему недостаточно того, чтобы сами Рэшимот Далет – Гимель оставались вверху, в Рош дэАба вэИма и обеспечивали поддержание и упрочение Зивуга? Ответ. Они – лишь Рэшимот; напротив, Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот есть собственно Сфирот. Поэтому после того, как эти Гальгальта вэЭйнаим вобрали в себя [часть] от Рэшимот, они остались вверху, чтобы поддерживать и упрочивать Зивуг.

А вот другое объяснение МАН дэВав вэНэкуда [т.е. Далет - Гимэль] и МАН Зеир Анпина и Нуквы [т.е. семи нижних Сфирот мира Нэкудим] ради поддержания и упрочения [Зивуга].

Вав вэНэкуда, поднявшиеся и попросившие наполнения, {т.е. Свет Хохма}, стали причиной того, что Аба вэИма повернулись Паним бэПаним {А почему не произошло такого поднятия МАН к Кэтэр? Ответ. Потому что Кэтэр – это ступень hитЛабшут, не распространяющщаяся в Гуф, а раз так, то она не может породить Зеир Анпина и Нукву}.

Аба вэИма подняли Гальгальту вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы дэКатнут, чтобы наделить их [Светом] Гадлут, соответствующим Рэшимот дэВав вэНэкуда. А раз так, то все время, пока Зеир Анпин и Нуква наверху, есть нужда в использовании Рэшимот Вав вэНэкуда, чтобы родились Зеир Анпин и Нуква, т.е. семь Мелахим. Ибо необходимо знать, что все поднятие МАН дэВав вэНэкуда к Абе вэИме произошло ради того, чтобы Аба вэИма породили под собой ступени Зеир Анпин и Нукву, так как таким образом Свет Гадлут должен распространиться ниже Абы вэИмы к Зеир Анпину и Нукве. Поэтому Аба вэИма подняли Гальгальту вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы, чтобы наделить их Светом, появившимся соответствующим Рэшимот дэВав вэНэкуда. {Напротив, у самих семи нижних Сфирот дэНэкудим вовсе нет Рэшимот дэГадлут}.

Доказательство этого таково: поскольку мы видим, что после разбиения семи Мелахим не продолжается Зивуг дэГадлут у Абы вэИмы, возникает вопрос: почему? Разве там больше нет Рэшимот дэВав вэНэкуда?

Однако ты вынужден признать, что все поднятие МАН дэВав вэНэкуда произошло для того, чтобы родились Зеир Анпин и Нуква ниже Абы вэИмы. А раз так, то пока Гальгальта вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы, включенные в Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, пребывают наверху, они при этом напоминают Абе вэИме, что есть кому дать, они при этом являются представителями Зеир Анпина и Нуквы, находящихся внизу, и они просят для них [Свет] Хохма. И эта великая ступень называется «поддержанием и упрочением». {Но если Зеир Анпин и Нуква низойдут, прекратится Зивуг, поскольку Абе вэИме некому давать. А сами они не хотять пользоваться этими Рэшимот}.

 

Пункт 96

Однако поднятие семи нижних Сфирот к Абе вэИме, о котором мы говорили, не означает, что они совершенно исчезли со своего места и поднялись к Абе вэИме, ибо нет исчезновения в духовном, а все пространственные изменения, о которых говорится применительно к духовному, не означают, что произошли исчезновение со своего прежнего места и приход на новое место подобные пространственным перемещениям в материальном мире, но здесь происходит лишь добавление, так как они пришли на новое место, а также остались в прежнем месте. Таким образом, хотя семи нижних Сфирот поднялись к Абе вэИме, чтобы [вознести] МАН, как уже говорилось, тем не менее, они так же, как и раньше, остались на ступени внизу.

Ор Шалом

Ибо нет исчезновения в духовном. Несмотря на то, чтьо мы говорим: «Нет исчезновения в духовном», мы всегда видим последнее действие, раскрывающееся нашим очам. Например, несмотря на то, что мы учим, что был наложен Цимцум, это неправильно, поскольку нет исчезновения в духовном. Поэтому мы учим, что «наполнение всей земли есть Слава Его» [Ешаяhу 6, 3], а также «Каков Ты, пока не сотворен мир» {до Цимцума}, «таков Ты со времени, как сотворен мир» {после Цимцума} [цитируются утренние благословения] – нет никакого изменения, потому что «Я, Г-сподь, не изменился» [Малахи 3, 6]. Но что у нас добавляется? Одно только сокрытие. Ибо низший, находясь в середине своего служения, способен видеть лишь последнее действие. Однако по завершении своего служения он сможет увидеть все.

 

Пункт 97

Кроме того, точно таким же образом ты должен понять следующее: хотя мы говорим, что после того, как Зеир Анпин и Нуква поднялись, чтобы [вознести] МАН к Абе вэИме, и получили там свои Света, они уходят оттуда и возвращаются на свое место внизу, то и тут это не значит, что они исчезли со своего места вверху и пришли на место внизу. Ибо если бы Зеир Анпин и Нуква исчезли со своего места вверху, в пределах Абы и Имы, то тотчас же прекратился бы Зивуг Паним бэПаним Абы вэИмы и вернулись бы Аба вэИма в прежнее состояние; и тогда перестала бы [изливаться] их Благодать, и Зеир Анпин и Нуква, находящиеся внизу, также лишились бы своих Мохин [Мохин – буквально: мозги, имеется в виду получаемое ими свечение]. Ибо уже объяснялось выше, что Бина по своей природе желает лишь Света Хасадим, согласно написанному: «Ки Хафец Хэсэд hУ» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), и ей совершенно нет дела до получения Света Хохма, и поэтому по отношению к Хохме она пребывает [в положении] Ахор бэАхор; и только когда Зеир Анпин и Нуква поднимаются к ним, чтобы [вознести] МАН, Бина поворачивается к Хохме и совершает Зивуг Паним бэПаним, чтобы наделить Зеир Анпина свечением Хохма. Об этом написано выше, в п. 80, посмотри там. И поэтому необходимо, чтобы Зеир Анпин и Нуква оставались там всегда, чтобы обеспечить продолжение и упрочение Зивуга Абы вэИмы Паним бэПаним. И поэтому нельзя сказать, что Зеир Анпин и Нуква перестали находиться в месте, где пребывают Аба вэИма, когда они приходят на свое место внизу, но, как мы говорили, любая перемена места есть не что иное, как одно только добавление; таким образом, хотя Зеир Анпина и Нуква, низошли на свое место внизу, они, тем не менее, остались также наверху.

Дополнительный Ор Барух

И вернулись бы Аба вэИма в прежнее состояние. Во Введении [в мудрость Каббалы], п. 95, написано, что когда семь нижних Сфирот поднялись, чтобы [вознести] МАН к Абе вэИме, они вызвали у Абы вэИмы состояние Паним бэПаним. А в п. 97 написано, что если бы Зеир Анпин и Нуква исчезли из Абы вэИмы, прекратился бы Зивуг Абы вэИмы Паним бэПаним и они бы вернулись в прежнее состояние Ахор бэАхор и т.д. И необходимо разобраться, разве прежде не были Аба вэИма в состоянии Паним бэАхор а не Ахор бэАхор!?

И можно прокомментировать это так: понятие Ахор бэАхор означает, что Аба не наделяет [Иму] Светом Хохма, называющимся Светом Паним, а Има не получает [Свет] Хохма. А вот ступень Паним бэАхор, которая была присуща Абе вэИме, была разделена надвое, как уже объяснялось. Т.е. поскольку Аба вэИма облекали Озэн, Хотэм, Пэ дэКэтэр, то и Аба вэИма вернулись к Рош подобно Озэн, Хотэм, Пэ дэКэтэр (а не по инициативе самих ступеней), а по инициативе самих этих ступеней, т.е ступеней МАН дэВав вэНэкуда, называющихся Далет – Гимэль Зеир Анпина и Нуквы дэАдам Кадмон, поднявшихся к Абе вэИме через Есод дэАдам Кадмон, и в ответ на это Аба вэИма совершили Зивуг, бывший Зивугом ступени Паним бэПаним, т.е. в ответ на МАН Зеир Анпина и Нуквы дэАдам Кадмон, объединенных с семью нижними Сфирот дэНэкудим. Следовательно, если бы эти МАН были исторгнуты из Абы вэИмы, то из-за этого и у Абы вэИмы не было [Света] Хохма, и считался бы и Аба находящимся на ступени Ахораим. И об этом написано «в прежнее состояние», т.е в состояние подобное тому, в котором они были до того, как поднялись, чтобы [вознести] МАН Зеир Анпина и Нуквы, ибо в том состоянии не было [Света] Хохма ни у Абы, ни у Имы, и поэтому оно считается Ахор бэАхор.

Ор Шалом

То тотчас же прекратился бы Зивуг Паним бэПаним Абы вэИмы и вернулись бы Аба вэИма. И в самом деле, после разбиения первого Мелеха, называющегося Мелех hаДаат, прекратился его Зивуг в Рош Абы вэИмы, так как им некого наделять. И то же происходит после [разбиения] каждого Мелеха без исключения. А после того, как разбились все Мелахим, и Абе вэИме совершенно некого наделять, поворачиваются Аба вэИма Ахор бэАхор. Вопрос: почему уничтожилось также состояние Паним бэАхор? Ответ. Это состояние также было, по сути дела, подготовкой к появлению Зеир Анпина и Нуквы.

Таким образом, хотя Зеир Анпина и Нуква, низошли на свое место внизу, они, тем не менее, остались также наверху. Вопрос: почему мы не учим о Парцуфе Гальгальта, что МАН все время остается у него, чтобы продолжал существовать Парцуф АБ? Ответ. 1) Поскольку нет исчезновения в духовном, и там мы должны учить об этом так же, как мы учим здесь, что МАН постоянно остается [там]. 2) Здесь мы учим, что Бина совершает действие противоположное своей природе. Т.е. ее природа заключается в [том, что ей присущ Свет] Хасадим, но ради детей она притягивает [Свет] Хохма. Однако к Парцуфу Гальгальта не относится понятие «действия противоположного своей природе», но он совершает Зивуг потому, что в нем нуждается АБ, которому присуща меньшая Авиют.

 

Пункт 98 - 99

И отсюда ты должен понять суть Сфиры Даат, впервые появившейся в мире Нэкудим. Ибо ни в одном Парцуфе [мира] Адам Кадмон до [мира] Нэкудим нет ничего кроме десяти Сфирот: Кэтэра, Хохмы, Бины, Зеир Анпина и Нуквы, а от мира Нэкудим и ниже уже есть также Сфира Даат, и мы рассматриваем Кэтэр, Хохму, Бину, Даат, Зеир Анпина и Нукву. А дело в том, что, как уже объяснялось выше, в п. 79, поднятия МАН также не было в Парцуфах [мира] Адам Кадмон, а было лишь поднятие Масаха к Пэ дэРош (см.). И знай, что Сфира Даат притягивается от поднятия МАН Зеир Анпином и Нуквой к Абе вэИме. Так как объяснялось, что Зеир Анпин и Нуква, поднявшиеся туда, чтобы [вознести] МАН к Хохме и Бине, и после их ухода оттуда на свое место вниз остаются там, чтобы обеспечить поддержание и упрочение Зивуга Абы вэИмы Паним бэПаним, и эти Зеир Анпин и Нуква, остающиеся в Абе вэИме, называются Сфирой Даат. И поэтому у Хохмы и Бины теперь есть Сфира Даат, поддерживающая и укрепляющая их при Зивуге Паним бэПаним, и это те Зеир Анпин и Нуква, что поднялись туда, чтобы [вознести] МАН, и остались там и после ухода Зеир Анпина и Нуквы на свое место. И поэтому отсюда и ниже мы характеризуем десять Сфирот именами Кэтэр, Хохма, Бина, Даат, Зеир Анпин и Нуква. Но в Парцуфах [мира] Адам Кадмон, предшествующих миру Нэкудим, в которых еще не было поднятия МАН, по этой причине не было Сфиры Даат. Знай также, что Сфира Даат всегда называется именем пять Хасадим и пять Гвурот, ибо Зеир Анпин, оставшийся там – это ступень пяти Хасадим, а Нуква, оставшаяся там – это ступень пяти Гвурот.

Ор Шалом

Сфира Даат. Даат (познанием) называется соединение, как написано: «И познал Адам Хаву, жену свою» [Бэрэйшит 4, 1]. Зеир Анпин и Нуква, поднявшиеся вверх, стали причиной того, что Бина соединилась с Хохмой и получила [Свет] Хохма, хотя по своей природе она желает [Света] Хасадим. По имени этого действия Зеир Анпин и Нуква называются Даат.

Но в Парцуфах [мира] Адам Кадмон ..., в которых еще не было поднятия МАН, по этой причине не было Сфиры Даат. На первый взгляд, понятие Даат относится только к миру Нэкудим. Напротив, в Парцуфах АБ и Гальгальта не было такого, чтобы Бина не получала [Свет] Хохма и низший стал бы причиной того, что она [Его] получила. Это начинается только при Цимцум Бет, поскольку Бина обрела исправление «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), и поэтому она не нуждается в [Свете] Хохма. А в [Парцуфе] САГ, также являющимся ступенью «Ки Хафец Хэсэд», было некому возжелать [Света] Хохма и таким образом стать причиной того, чтобы Бина и Хохма повернулись Паним бэПаним, поскольку весь [Парцуф] САГ – это ступень Бина. И существуют две возможности объяснить это: 1) Бина – это по сути своей Хохма. А раз так, то [Парцуф] САГ по сути своей считается Хохмой. 2) Весь [Парцуф] САГ – это ступень «Ки Хафец Хэсэд», в том числе Зеир Анпин и Нуква дэСАГ. А раз так, то они не нуждаются в [Свете] Хохма и поэтому они не вызывают никаких изменений в Бине. И необходимо знать, что ступень «Ки Хафец Хэсэд» присущая [Парцуфу] САГ есть совершенство и не называется Ахор бэАхор. {Однако возникает следующее затруднение: ведь мы учим, что Бина – это по сути своей Хохма, а если так, то в [Парцуфе] САГ есть также  [Свет] Хохма! И то же мы видим в пятой части [Учения о десяти Сфирот], где в связи с «Мэтэй вэло Мэтэй» (постиг и не постиг; [в связи с чередованием распространений и исторжений Света]) установлено, что в [Парцуфе] САГ действительно светил [Свет] Хохма}.

В любом случае он говорит, что к Парцуфам Кэтэр, Хохма, Бина не относятся эти действия, заключающиеся в том, что низший поднимается и вызывает [переход Высших в состояние] Паним бэПаним, потому что там не было Абы вэИмы. Но лишь к миру Нэкудим относятся эти события, т.к. там был наложен запрет на три первых Сфирот, а раз так, то они испытывают ощущение нехватки, поскольку у них нет [Света] Хохма, и присуще им {только} исправление «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), поэтому, чтобы Бина повернулась для получения [Света] Хохма, должна существовать потребность [в этом]; и [проявлением] этой [потребности является] действие семи нижних [Сфирот], поднимающихся вверх, чтобы просить [Свет] Хохма, и таким образом вызывающих изменение состояния, т.е. притягивающих [Свет] Хохма.

{В другой раз, когда Адмор, да будет память о нем благословенна [т.е. рабби Барух Ашлаг] говорил о действии Зеир Анпина и Нуквы, вызывающих поддержание и упрочение Зивуга Абы вэИмы (см. п. 95, Ор Шалом, начиная со слов «Кроме того, как мы учили»), он объяснил, почему в [мире] Адам Кадмон нет [Сфиры] Даат, следующим образом: т.к. в [мире] Адам Кадмон нет исправления, заключающегося в том, что Аба вэИма поворачиваются в положение, [в котором они желают только Света] Хасадим, а также в [мире] Адам Кадмон нет понятий Катнут и Гадлут, то там нет ступени Даат. Однако здесь Аба вэИма вышли в [состояние] Катнут, а это [означает] исправление, заключающееся в том, чтобы у них не было потребности ни в чем сверх Света Хасадим. Поэтому они нуждаются в поддержании и упрочении [Зивуга], чтобы не повернуться в положение «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]). Напротив, [миру] Адам Кадмон присущ обратный порядок [событий]: сначала появляется Гадлут, а затем Катнут}.

Вопрос: каково различие между [Парцуфом] САГ, называющимся «Ки Хафец Хэсэд» и тремя первыми Сфирот дэНэкудим, получившими исправление «Ки Хафец Хэсэд» с помощью Бет дэhитЛабшут? Ответ. В самых общих чертах, мы учим, что Бина возжелала [Свет] Хасадим по своему выбору. О Бине дэОр Яшар мы учим следующее: Хохма в конце своего существования ощутила, что Благодать приходит от Дающего, и она также пробудилась, чтобы стать качественно идентичной Дающему, поэтому она хочет получать не [Свет] Хохма, а лишь [Свет] Хасадим. Следовательно у нее есть выбор получать [Свет] Хохма, но она выбирает [Свет] Хасадим. {Также необходимо сказать, что, в самых общих чертах, там, где у Бины есть выбор, она характеризуется как имеющая одну природу с Хохмой [ближе к тексту: как та же кость, что и Хохма; буквально: как единая кость от Хохма]!} Однако, что касается трех первых Сфирот дэНэкудим, то поскольку на них был наложен запрет, у них нет ни выбора, ни возможности получить [Свет] Хохма; поэтому их состояние называется Аба вэИма. А раз так, то есть большая разница между исправлением «Ки Хафец Хэсэд» и Биной, являющейся «Ки Хафец Хэсэд». Ибо хотя  трем первым Сфирот дэНэкудим присуще совершенство, это лишь исправление «Ки Хафец Хэсэд»; ведь у них нет выбора; напротив, Рош дэСАГ не называется Аба вэИма по той причине, что у него есть выбор. Но когда Зеир Анпин дэНэкудим поднимается и просит [Света] Хохма, то хотя Бина сама по себе исправилась этим исправлением, но ради Зеир Анпина она притягивает [Свет] Хохма.

Но есть еще такое затруднение: здесь мы учили, что Даат – это ступень Зеир Анпина и Нуквы, поднимающихся и просящих [Света] Хохма у Бины, когда у нее нет выбора. Разве в положении Паним бэАхор у нее уже нет выбора? Ответ. 1) Это не положение Ахор бэАхор, а Паним бэАхор, причиной которого было поднятие МАН благодаря Рэшимот Гимэль – Далет. 2) Бина обрела исправление Ахор бэАхор, когда у нее не было выбора. Это исправление представляло собой ее формирование, и благодаря ему она укрепляется. Поэтому она не хочет разрушить это исправление и укрепляется во время исправления, обретенного при отсутствии у нее выбора. Но для блага детей Бина готова разрушить это исправление.

Что-то подобное мы находим в том, как задуман Рош hаШана ([Учение о десяти Сфирот], ч. 15,  стр. 1757, пп. 129 – 130). Рав [т.е. Бааль Сулам] говорит, что первый день Рош hаШана называется «строгим законом», и это ступень Лея, т.е. сокрытый [Свет] Хасадим. И в «Ор Пними» он спрашивает: мы учили, что сокрытый [Свет] Хасадим называется Рахамим [т.е. Атрибутом Милосердия], кроме того, нет законов о Свете Хасадим. Если так, то почему же Лея называется строгим законом? Второй день Рош hаШана называется Рахель, это ступень раскрытого [Света] Хасадим, и она пользуется сосудом получения. Этот второй день называется «необязывающим законом». На первый взгляд, должно было бы быть наоборот!? Ответ. Лея исправляется сокрытым [Светом] Хасадим, {поскольку она – это ступень, [располагающаяся] от Хазэ и выше, сосуды трех первых Сфирот, нуждающиеся в трех первых Сфирот [Света] Хохма. Однако в [мире] Ацилут не могут светить три первых Сфирот [Света] Хохма, а лишь только Вав Кцавот («шесть концов», т.е. шесть Сфирот Зеир Анпина) [Света] Хохма; таково исправление, появляющееся для того, чтобы снова не произошло разбиения сосудов}. Но в Рош hаШана, поскольку она должна притянуть Свет для Рахели, для нее это состояние становится нестерпимым, так как она разрушает исправление сокрытого [Света] Хасадим присущее ей. Так и тут, Има обрела исправление в [положении] Ахор бэАхор, являющееся сокрытым [Светом] Хасадим. Почему она должна разрушить свое исправление? По этой причине, в положении Паним бэАхор она весьма упрочивает свое исправление «Ки Хафец Хэсэд», ибо тепрь раскрывается, что ее нежелание [получать] в положении Ахор бэАхор не было вызвано отсутствием выбора, ведь даже теперь, когда на [ее] ступени есть [Свет] Хохма, она Его не желает. Но когда просят дети, она готова разрушить свое исправление ради их нужд.

Однако если бы в состоянии Паним бэАхор она получила [Свет] Хохма, раскрылось бы, что ее исправление Ахор бэАхор было произведено как будто бы с задней мыслью. Т.е. в положении Ахор бэАхор она говорила, что не желает получать [Свет] Хохма, потому, что у нее не было [Света] Хохма, а когда Он есть, она тотчас же получает [Свет] Хохма. (Ответ адмора, да будет память о нем благословенна (т.е. рава Баруха Ашлага), по моему скромному мнению, означает следующее. Если Бина получит [Свет] Хохма в положении Паним бэАхор, то раскроется, что ступень «Ки Хафец Хэсэд» присущая ей в [состоянии] Катнут была как будто бы [обретена] исключительно с задней мыслью; ведь она говорила, что хочет совершать только альтруистические действия, а теперь она получает [Свет] Хохма ... Дело в том, что она говорила, что хочет совершать альтруистические действия, из-за отсутствия выбора, но теперь, когда есть [Свет] Хохма, она хочет получать Его. А раз так, то и в состоянии Паним бэАхор она вынуждена была отвергнуть [Свет] Хохма, и здесь [у нее] нет возможности получить Его. Напротив, в Парцуфах [мира] Адам Кадмон не было положения Ахор бэАхор, и поэтому всегда считается, что Бина по своей сути – это Хохма).

Вопрос: разве Бина дэОр Яшар не притягивает [Свет] Хохма и без просьбы от Зеир Анпина, ведь она порождает Зеир Анпин? Ответ. О Бине дэОр Яшар мы учим, что Бина получила [Свет] Хохма ради того, чтобы раскрылась ступень Зеир Анпина, а не ради своей собственной ступени. Снова рассмотрим вкратце известные пять Бхинот, чтобы понять сказанное.

1. Кэтэр. Он называется альтруистическим желанием, а также «Его желанием облагодетельствовать Свои творения». И поскольку Он желал облагодетельствовать Свои творения, Он создал желание получать. А раз так, то первое слово исходит от Всевышнего и в этом состоит первооснова. А то, что мы можем сказать о Творце – это лишь только связь, существующая между Творцом и творениями и называющаяся «Его желанием облагодетельствовать Свои творения».

2. Когда уже существует ступень низшего, мы говорим о низшем. Первый низший называется Авиют Бхины Алеф, это Хохма. И эта Хохма получила Свет.

3. После того, как Хохма обрела Благодать, она называется ветвью в то время, как Дающий называется Корнем. Мы видим, что всякая ветвь желает быть подобной своему Корню, поэтому Хохма в конце своего существования желает не получения, а качественного сходства [со своим Источником], она желает быть ступенью Дающего. И поскольку мы учим, что всякое новое качество есть новая ступень, то мы здесь различаем две ступени: Хохма до того, как она возжелала качественного сходства [со своим Источником], - это одна ступень. Хохма после того, как она возжелала качественного сходства [со своим Источником], считается другой ступенью. И когда она получила Свет Хасадим, Он уже называется Светом Бины.

4. Поскольку существует сила свыше, побуждающая низшего получать, {так как Творец создал творение, чтобы оно получало, а не давало}, то Бина понимает, что надо получать. Но разве она не возжелала качественного сходства [со своим Источником]!? Поэтому она пошла на компромисс. То есть она будет получать Свет Хасадим лишь только в свечении Хохма. А раз так, то и тут нужно различать две ступени: Бину до того, как у нее возникла мысль, что надо получать – это одна ступень. И Бину после того, как у нее возникло внутреннее побуждение: надо получать Свет Хохма, – это другая ступень.

5. У Зеир Анпина в конце его существования возникло внутреннее побуждение: надо получать Свет, [вызванный Его желанием] «облагодетельствовать Его творения» во всей полноте, а не на ступени «Зеир Анпин», поэтому он хочет получить [Свет] полностью. И эта ступень уже называется Мальхут. {И необходимо понять, что эта Мальхут обретает свое ощущение нехватки от Всевышнего, от «Его желания облагодетельствовать свои творения». Однако она мотивирует желание удовлетворить свое ощущение нехватки не тем, что «Он желает облагодетельствовать Свои творения». Но «Его желание облагодетельствовать Свои творения» создало в ней это ощущение нехватки, и поскольку ей присуще ощущение нехватки, она желает удовлетворить его}.

А теперь мы дадим ответ на вопрос о Бине: почему Бина создала Зеир Анпин и наделила его свечением Хохма, как уже говорилось? Потому что к этому она побуждалась свыше. А здесь, в мире Нэкудим, она побуждается снизу. Но только побуждение [извне] является причиной того, что она продвигается со ступени, на которой она отвергает [Свет] Хохма, и получает [Свет] Хохма.

Что Сфира Даат всегда называется именем пять Хасадим и пять Гвурот. В каждой ступени мы различает десять Сфирот: девять первых Сфирот, называющихся сосудами Света, в них облачается Свет. Мальхут называется Масахом и Авиют, и она обретает эти сосуды со Светом (как это объяснялось выше, на примере со зрением, слухом, обонянием и речью [см. п. 59]). Так и Даат присущи две ступени: пятью Хасадим называется носитель Света {свечения Хохма}, а пятью Гвурот называется носитель Масаха и Авиют, ибо всем ступеням получающих должно быть присуще преодоление, чтобы превратить мотивацию в альтруистическую.

А Нуква, оставшаяся там. Говорится о Нукве самого Зеир Анпина, т.е. о его Мальхут. А поскольку каждая ступень содержит пять Бхинот, то они харaктеризуются как пять Хасадим и пять Гвурот.

 

Пункт 100

И не вызывает затруднения написанное в Сэфэр Ецира, что десять Сфирот – это десять, а не девять, и десять, а не одинадцать. А согласно сказанному, что в мире Нэкудим появляется новая Сфира Даат, есть одинадцать Сфирот: Кэтэр, Хохма, Бина, Даат, Зеир Анпин и Нуква. И ответ заключается в том, что это никакое не добавление к десяти Сфирот. Ибо объяснялось, что Сфира Даат – это Зеир Анпин и Нуква, поднявшиеся, чтобы [вознести] МАН и оставшиеся там, а раз так, то здесь нет добавления, а есть две ступени Зеир Анпина и Нуквы: первая – это Зеир Анпин и Нуква, находящиеся на своем месте внизу и представляющие собой ступень Гуф, а вторая – это Зеир Анпин и Нуква, оставшиеся в Рош у Абы вэИмы по той причине, что они уже были там во время поднятия МАН и нет исчезновения в духовном. Ведь нет здесь никакого добавления к десяти Сфирот, ибо в конце концов, здесь нет ничего кроме одних только десяти Сфирот: Кэтэра, Хохмы, Бины, Зеир Анпина и Нуквы, а если в Рош у Абы вэИмы и осталась ступень Зеир Анпина и Нуквы, то это совсем ничего не добавляет к ступени десяти Сфирот.

Ор Шалом

Зеир Анпин и Нуква, оставшиеся в Рош у Абы вэИмы по той причине, что ... и нет исчезновения в духовном. Вопрос: мы учили, что Зеир Анпин и Нуква должны остаться вверху, чтобы использовать МАН, а тут ты называешь иную причину: что нет изчезновения в духовном!? Ответ. Зеир Анпин и Нуква должны остаться вверху, чтобы использовать МАН. Но разве мы не учили, что они спускаются вниз? Ответ. Они остались, потому что нет исчезновения в духовном.