Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Понятие разбиения сосудов и их падения в [миры] Брия, Ецира, Асия

 

 Пункт 101

 

И вот тщательно разъяснена суть поднятия МАН и Сфиры Даат, являющихся ступенью сосудов Паним семи нижних Сфирот Нэкудим, притянутых и поднявшихся к Абе вэИме, ибо Аба вэИма получили новый Свет АБ САГ дэАдам Кадмон от Зеир Анпина и Нуквы дэАдам Кадмон, что является сутью Нэкудат hаШурук, и низвели нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени] из своих Никвэй Эйнаим к Пэ, и подняли свои сосуды Ахораим, упавшие в семь нижних Сфирот Нэкудим, чтобы благодаря этому поднялись и сосуды Паним семи нижних Сфирот, слившиеся с сосудами Ахораим Абы вэИмы (см. выше, в пп. 89 и 94), и стали там семь нижних Сфирот Нэкудим ступенью МАН и повернули Абу вэИму в состояние Паним бэПаним. И благодаря тому, что нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени], т.е. Бхина Далет, уже возвратилась на свое место, т.е. в место Пэ, Зивуг дэhАкаа, возникший в соответствии с [силой преодоления] этого Масаха Бхины Далет, породил полные десять Сфирот на уровне Кэтэр в Свете Ехида (см. выше, в п. 84), и оказалось, что и семь нижних Сфирот, включенные туда в качестве МАН, получили эти великие Света Абы вэИмы. И все это происходит на ступени, [располагающейся и поднимающей Ор Хозер] снизу вверх [от Пэ, т.е. в Рош], ибо Аба вэИма есть ступень Рош дэНэкудим, так как там происходит Зивуг, порождающий [подъем] десяти Сфирот [дэОр Хозер] снизу вверх. А затем они распространяются и на ступень Гуф, т.е. сверху вниз (см. выше, в п. 50), и тогда были притянуты семь нижних Сфирот вместе со Светами, полученными ими у Абы вэИмы, на свое место вниз. И завершилось образование Рош и Гуф Парцуфа Гадлут дэНэкудим, и это распространение считается ступенью Тэамим Парцуфа Гадлут дэНэкудим. См. выше, в п. 26.

 

Ор Шалом

Ибо Аба вэИма получили ... от Зеир Анпина и Нуквы дэАдам Кадмон. Зеир Анпин и Нуква дэАдам Кадмон – это Рэшимот Далет – Гимэль, находящиеся ниже Табура дэАдам Кадмон, поднявшиеся и попросившие наполнения.

И повернули Абу вэИму в состояние Паним бэПаним. Имеются в виду поддержание и упрочение, о которых говорилось выше. Но состояние Паним бэПаним уже существовало перед тем, как семь нижних Сфирот поднялись.

Этого Масаха Бхины Далет. Имеются в виду Далет дэhитЛабшут и Гимэль дэАвиют.

 

 Пункт 102

 

Ведь и в Парцуфе Нэкудим различимы эти четыре ступени: Тэамим, Нэкудот, Тагин, Отиёт (см. выше, в п. 47 и далее). Ибо все силы присущие Высшим обязательно будут присущи и низшим, но у низшего добавляются некоторые свойства не присущие Высшему. И объясняется там, что основная часть распространения каждого Парцуфа называется именем Тэамим, а после его распространения происходит в нем соударение Ор Макиф об Ор Пними. Ибо благодаря этому соударению Масах постепенно очищается, пока он не становится идентичным Пэ дэРош; и благодаря тому, что Высший Свет не прекращает светить, оказывается, что Высший Свет соединяется в Зивуге с Масахом в любом состоянии Авиют, находящейся в процессе своего очищения; т.е. когда [Масах] очищается от Бхины Далет до Бхины Гимэль, появляется соответствующий этому уровень Хохма, а когда до Бхины Бет - появляется соответствующий этому уровень Бина, а когда он доходит до Бхины Алеф, появляется соответствующий этому уровень Зеир Анпин, а когда он доходит до уровня Источника, появляется соответствующий этому уровень Мальхут. И все эти уровни, появляющиеся в соответствии с [состояниями] Масаха во время его очищения, называются именем Нэкудот. А Рэшимот, остающиеся от Светов после Их исторжения, называются именем Тагин, а сосуды, остающиеся после исторжения из них Светов, называются именем Отиёт. А после того, как весь Масах очищается от Авиют дэГуф, он благодаря этому объединяется с Масахом дэПэ дэРош, совершая Зивуг, происходящий там, и в соответствии с [этим присоединением к Зивугу] появляется там другой Парцуф. Разберись во всем, что там написано, со всеми причинными обоснованиями, во всех подробностях и во всей глубине.

 

Ор Барух

 

А сосуды, остающиеся после исторжения из них Светов, называются именем Отиёт. Так или иначе, объясняется, что Рэшимот, остающиеся от ступени Нэкудот, называются именем Отиёт.

 

Ор Шалом

Ибо все силы присущие Высшим обязательно будут присущи и низшим, т.е. из того, что таков порядок присущий Высшему, то же следует и для низшего по отношению к Нему. Но у низшего добавились дополнительные ограничения и Масахи, которых нет у Высшего.

Оказывается, что Высший Свет соединяется в Зивуге с Масахом в любом состоянии Авиют, находящейся в процессе своего очищения. Ор Макиф очистил Масах. И поскольку каждая ступень состоит из четырех Бхинот, то когда Ор Макиф уничтожает силу Масаха, его сила ослабевает медленно и проходит путь от Далет к Гимэль, от Гимэль к Бет и т.д., и пока он способен [получать] с альтруистической мотивацией, он получает в соответствии с силой своей мотивации.

Рэшимот, остающиеся от Светов … называются именем Тагин, а сосуды, остающиеся … , называются именем Отиёт. А об Акудим, т.е. о Парцуфах [мира] Адам Кадмон, он давал иное объяснение: Тагин называются Рэшимот, оставшиеся от Тэамим, а Отиёт называются Рэшимот, оставшиеся от Нэкудот.

Кроме того, дополнительное объяснение мы находим в следующих словах рава [т.е. Бааль Сулама]: Тэамим называются Кэтэром. Нэкудот – Хохмой, Тагин – Биной, а Отиёт – это Зеир Анпин и Нуква. И там же он сообщает, что это основное объяснение. Однако когда сначала происходит очищение Масаха, он хочет обратиь внимание на то, что предыдущая ступень уже исторгнута и светит меньшая ступень, а поскольку меньшая ступень – это Хохма, называющаяся Нэкудот, а она меньше, чем Кэтэр, то он называет ступени, появляющиеся во время очищения Масаха, именем Нэкудот. Кроме того, поскольку Рэшимот, остающиеся от Тэамим – это Ор Яшар и Атрибут Милосердия, то они называются именем Тагин, ибо Бина называется Тагин, а Бина – это Ор Яшар и Атрибут Милосердия. Кроме того, поскольку Нэкудот называются Атрибутом Суда, то он называет их Рэшимот именем Отиёт, поскольку Отиёт – это сосуды, а сосуды называются Атрибутом Суда. А раз так, то поскольку Тэамим, Нэкудот, Тагин, Отиёт есть Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Нуква, называются ступени, упоминающиеся здесь, в п. 102, и в других объяснениях, именами Тэамим, Нэкудот, Тагин, Отиёт.

 

 Пункт 103

 

И точно то же самое происходит здесь, в Парцуфе Нэкудим, ведь и тут появляются два Парцуфа: АБ, САГ, - один под другим; причем и там, и там – Тэамим, Нэкудот, Тагин, Отиёт. А вся разница состоит в том, что очищение Масаха происходит здесь не по причине соударения Ор Макиф об Ор Пними, а благодаря силе Атрибута Суда Мальхут, прекращающей [свечение], которая была заключена в этих сосудах, как уже говорилось в п. 90, и поэтому не остались пустыми сосуды в Парцуфе после исторжения Светов, как в трех Парцуфах Гальгальта, АБ, САГ дэАдам Кадмон, но они разбились и умерли, и упали в [миры] Брия, Ецира, Асия.

 

Ор Шалом

А благодаря силе Атрибута Суда Мальхут, прекращающей [свечение], которая была заключена в этих сосудах, так как из-за этого она желала получить и поэтому уничтожила Масах. И поэтому, т.е. потому, что уничтожение Масаха произошло из-за того, что [сосуды] возжелали получать ради получения, не остались пустыми сосуды ... , как в трех Парцуфах Гальгальта, АБ, САГ дэАдам Кадмон, но они разбились и умерли, и упали в [миры] Брия, Ецира, Асия. В Парцуфах [мира] Адам Кадмон очищение Масаха стало происходить благодаря Высшему, поскольку Ор Макиф просил, чтобы они получили весь Свет цели Творения, состоящей в том, чтобы «облагодетельствовать Его создания», и таким образом Он уничтожил Масах. Раз так, то Высший их вынудил, но сами они не претерпели ущерба. И когда они увидели, что неспособны к альтруистической мотивации, они не захотели, чтобы между ними [и Творцом] возникло разделение, то поэтому они не пожелали получать. Поэтому эти сосуды остались на своем месте. Т.е. они нуждаются не в исправлении, а в обретении Масаха. Напротив, в мире Нэкудим именно желание получать уничтожило Масах, т.к. оно хочет получать ради получения. Поэтому оно уже не может получать Свет, поскольку при этом ему наносится ущерб. {И когда разбилась первая ступень, оно еще может получать с альтруистической мотивацией второй ступенью. А когда и эта ступень получила ради получения, и из нее был исторгнут Свет. И так далее точно таким же образом.} А то, что оно хочет получать ради получения, называется разбиением. А слово «разбиение» имеет следующую аналогию: например сосуд разбился, тогда если налить в него вино, все выльется наружу. Так и тут, поскольку они возжелали получать ради получения, все должно быть исторгнуто к внешним силам противоположным Святости, называющейся альтруистической мотивацией. Поэтому Свет был исторгнут.

Кроме того, необходимо иметь в виду другое различие. Рав [т.е. Аризаль] говорит,что в Парцуфах [мира] Адам Кадмон это исторжение произошло сразу. И [Бааль Сулам] спрашивает в Ор Пними: почему рав говорит, что исторжение произошло сразу, разве мы не учили, что существуют четыре Зивуга, называющихся Нэкудот!? Это он объясняет так: Ор Макиф ударялся о Масах. Ведь Он говорил Масаху: Ты идешь по плохому пути. И поэтому Он очистил Масах (см. Ор Шалом к п. 34). И появились четыре уровня Нэкудот. И надо сказать, что Ор Макиф не ударялся о Масах каждого уровня и не призывал его получить больше, чем он получил, а ударялся Он только один раз, о Масах уровня Тэамим. А поскольку Масах состоит из четырех Бхинот, ему их приходится пройти за время своего исторжения. И он приводит в Ор Пними такой пример, позволяющий понять, что происходит. Это подобно человеку, находящемуся в четвертой комнате, когда хозяин дома попросил его выйти. Он должен обязательно пройти через третью, вторую и первую комнату на пути к выходу. И это называется исторжением сразу, т.е. он попросил его выйти один раз и не делал этого в каждой комнате. Напротив, в семи Мэлахим исторжение произошло не сразу. Например Мелех hаДаат думал, что сможет получить с альтруистической мотивацией на [уровне] Бхины Далет. Но поскольку Свет АБ не спустился ниже Табура, то, по этой причине, у Мелеха hаДаат не было силы АБ, и поэтому он получил ради получения и разбился. А поскольку Масах включает также и меньшие Бхинот, и эти Бхинот еще не раскрылись, и, во всяком случае, еще не стали ступенью получающего ради получения, то произошел Зивуг с [силой противодействия] Бхины Гимэль, и Свет свободно распространился на эту ступень, ведь этому Свету еще не нанесен ущерб. А когда этот Мелех распространился под Парса, то и он разбился и умер. Следовательно Мелех hаДаат разбился потому, что получил ради получения. А второй Мелех думал, что сможет получить с альтруистической мотивацией, а раз так, то пока он не получил ради получения, ему позволено притягивать Свет.

И таким образом, выходит, что в [мире] Адам Кадмон Масах вынужден очищаться, поэтому это называется исторжением сразу. Но семь Мелахим никто не вынуждает быть исторгнутыми, потому что, если бы они не распространились под Парса, они бы не разбились.

 

 Пункт 104

 

И вот Парцуф Тэамим, появившийся в мире Нэкудим, т.е. первый Парцуф дэНэкудим, появившийся на уровне Кэтэр, как уже объяснялось (выше, в п. 101), появился в Рош и Гуф, ибо Рош появился на [ступени] Аба вэИма, а Гуф есть распространение семи нижних Сфирот от Пэ Абы вэИмы и ниже. Так вот это распространение от Пэ Абы вэИмы и ниже называется Мелех hаДаат, и он, на самом деле, является объединением всех семи нижних Сфирот дэНэкудим, возвратившихся и распространившихся на свое место после поднятия МАН, но благодаря тому, что их Источник остался в Абе вэИме ради поддержания и упрочения [состояния] Абы вэИмы Паним бэПаним (см. выше, в п. 98), и Он там называется именем Моах hаДаат [1], соединяющий Абу вэИму в Зивуге, то поэтому также и их распространение сверху вниз на ступень Гуф называется тем же именем:, т.е. Мелех hаДаат, и это первый Мелех [мира] Нэкудим.

 

Ор Барух

 

Рисунок шестой

 

Поле рисунка можно разделить на семь рядов и восемь колонок. Каждый элемент рисунка, стоящий на пересечении ряда и колонки, является прямоугольником, горизонтальная сторона которого по длине чуть больше половины вертикальной стороны. Некоторые прямоугольники нанесены на рисунок, некоторые – нет. Некоторые горизонтальные границы между прямоугольниками нанесены на рисунок, некоторые – нет. Таким образом, некоторые нарисованные прямоугольники занимают более, чем один ряд.

 

Первая колонка справа. Нарисованы два прямоугольника: один распространяется на верхние два ряда, другой – на нижние пять рядов. Над колонкой написано: САГ, над границей между прямоугольниками: Табур. Горизонтальная линия Табура проходит через все восемь колонок, в том числе в колонках с четвертой справа по седьмую она изображена кака прерывистая линия.

 

Под четырьмя правыми колонками снаписано: точка Этого Мира

 

Над колонками со второй справа по седьмую написано: мир Нэкудим.

 

Между нижним рядом и вторым рядом снизу проведена горизонтальная линия через семь колонок слева. Под ней нарисована еще одна горизонтальная линия, отделяющая узкую полоску вверху нижнего ряда. Она проходит через вторую, третью и четвертую колонки справа. Внутри полоски написано: Парса. Точка Мира Грядущего.

 

Во сторой колонке нарисованы два прямоугольника во втором и третьем рядах сверху (разделенные линией Табура). Над колонкой написано: Первый Рош. ЙИШСУТ [2]. {Цимцум Алеф}. Внутри верхнего прямоугольника написано: Гальгальта вэЭйнаим, внутри нижнего – Озэн, Хотэм, Пэ.

 

В третьей колонке нарисованы два прямоугольника в третьем и четвертом рядах сверху. Над колонкой написано: Второй Рош. Кэтэр. Внутри верхнего прямоугольника написано: Гальгальта вэЭйнаим. {Атик}. Внутри нижнего - Озэн, Хотэм, Пэ. {Аба вэИма}.

 

В четвертой колонке нарисованы два прямоугольника в четвертом и пятом рядах сверху. Над колонкой написано: Третий Рош. Аба вэИма. Внутри верхнего прямоугольника написано: Гальгальта вэЭйнаим, внутри нижнего – Озэн, Хотэм, Пэ.

 

В пятой колонке нарисованы три прямоугольника в трех нижних рядах. Граница между верхним и средним прямоугольником проведена прерывистой линией. Над колонкой написано: Гуф. Семь нижних Сфирот. Внутри верхнего прямоугольника написано одно под другим: Даат. Хэсэд. Гвура. (Верхняя треть) Тифэрэт. В нижнем написано: (Место) [миров] Брия, Ецира, Асия.

 

В шестой колонке также нарисованы три прямоугольника в трех нижних рядах. Над колонкой написано: ЙИШСУТ [2]. Внутри верхнего прямоугольника написано: Гальгальта вэЭйнаим, внутри среднего – Озэн, Хотэм, Пэ.

 

В седьмой колонке нарисованы два прямоугольника в двух нижних рядах. Внутри верхнего прямоугольника написано одно под другим: Две трети Тифэрэт. Нэцах и hОд. Есод. Мальхут.

 

В восьмой колонке нарисованы два прямоугольника: верхний занимает ряды с третьего по шестой, а нижний – седьмой (нижний) ряд. Внутри верхнего прямоугольника написано: Пять Парцуфей Ацилут. Над границей между ними написано: Цимцум Бет. Над нижней границей нижнего прямоугольника – Цимцум Алеф.

 

[Продолжение Ор Барух]

 

И он, на самом деле является объединением ... Следовательно, поскольку он есть объединение всех семи нижних Сфирот дэНэкудим, то только он называется Даат, который является ступенью Тэамим. А с того времени, как он начал очищаться, они приобрели другие имена.

Т.е. Мелех hаДаат. Можно (сказать) спросить, почему Гуф дэАБ не назывется Даат также и в Парцуфе САГ? Эту трудность он преодолевает следующим образом: потому что здесь есть обращение [в положение] Паним бэПаним, происходящее благодаря МАН низшего, а этот МАН называется: Даат, вызывающий соединение [в Зивуге].

 

Ор Шалом

И он, на самом деле является объединением всех семи нижних Сфирот дэНэкудим. И необходимо разобраться, что он здесь имеет в виду. В словах рава сообщается, что весь Свет объединялся в Даат и Он с каждым разом становился все меньше и меньше. Однако в других местах он сообщает другое, а именно, что вначале произошел Зивуг необходимый для Мелеха hаДаат, а затем произошел Зивуг необходимый для Мелеха hаХэсэд и так далее точно таким же образом. И, поскольку слова рава противоречивы, предпочтительней учить это ниболее простым способом, а именно, что общий Зивуг, произошедший в Рош, низошел и распространился вниз.

Поэтому также и их распространение сверху вниз на ступень Гуф называется тем же именем:, т.е. Мелех
hаДаат. Вопрос: разве и остальные Мелахим не появились благодаря совершению соединения, вызываемого Даат в Рош, почему же они не называются Даат? Ответ: в остальных Мелахим уже нет ничего нового.

Примечание переводчика
----------------------------------------
[1] Моах
hаДаат – буквально: мозг познания
[2] ЙИШСУТ - Йисраэль Сава (праотец Йисраэль, Бэрэйшит Рабба 74, 11) уТвуна (и понимание, благоразумие)

 

 Пункт 105

И известно, что все количественные и качественные соотношения десяти Сфирот дэРош раскрываются также и при распространении сверху вниз в Гуф, и поэтому как в Светах Рош Мальхут, соединяющаяся в Зивуге, возвратилась и низошла с места Никвэй Эйнаим в место Пэ, а Гальгальта вэЭйнаим и Никвэй Эйнаим, являющиеся сосудами Паним, возвратились, и присоединили к себе сосуды Ахораим, т.е. Озэн, Хотэм, Пэ, и Света распространились в них, так и при их распространении сверху вниз в Гуф Света были притянуты также и к их сосудам Ахораим, т.е. к Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, находящимся в [мирах] Брия, Ецира, Асия ниже Парса дэАцилут. Однако благодаря тому, что сила Мальхут, прекращающей [свечение] и находящейся в Парса дэАцилут, соединилась с этими сосудами, то тотчас же при соприкосновении Светов Мелеха hаДаат с этой силой Они были полностью исторгнуты из сосудов и поднялись к Своему Источнику, а все сосуды Мелеха hаДаат разбились, как Паним, так и Ахор, и умерли, и упали в [миры] Брия, Ецира, Асия.

Ор Барух

Однако благодаря тому, что сила Мальхут, прекращающей [свечение] ...  Парса дэСиюм Раглин находится в Табуре Парцуфа Нэкудот дэСАГ, низошедших под Табур дэАдам Кадмон. И благодаря Цимцум Бет, Гальгальта вэЭйнаим дэРош стали ступенью Рош. И при этом Эйнаим называются Пэ. А прежний Пэ становится ступенью Табур. А прежний Табур становится Сиюм Раглин. Следовательно Парса, т.е. Сиюм Раглин, образовавшийся при Цимцум Бет, находится в Табуре.

Рисунок седьмой

Рисунок состоит из прямоугольников, расположенных в трех колонках и четырех рядах. Колонки имеют равную ширину, а ряды – различную высоту. Ширина колонки больше высоты любого из этих рядов. Высота нижнего ряда – самая большая, высота верхнего – несколько меньше и равна примерно половине ширины колонки, высота второго ряда снизу равна примерно половине высоты нижнего ряда, а высота второго ряда сверху – примерно половине высоты верхнего.

В правой колонке нарисованы все четыре прямоугольника. Над ней написано: (Цимцум Алеф). Внутри верхнего прямоугольника написано: Рош. ХАБАД [Хохма, Бина, Даат]. Граница между первым и вторым рядом в середине колонки разорвана и в разрыве написано: Эйнаим. Над границей между вторым и третьим рядом написано: Пэ. Внутри третьего прямоугольника написано: ХАГАТ [Хэсэд, Гвура, Тифэрэт]. Над границей между третьим и четвертым рядом написано: Табур. Внутри четвертого прямоугольника написано: НЭhИ [Нэцах, hОд, Есод]. Над нижней границей колонки написано: Сиюм Раглин.

В средней колонке нарисованы три верхних прямоугольника. Нижняя сторона четвертого, нижнего, прямоугольника не нарисована, остальные – нанесены на рисунок. Над средней колонкой написано: (Цимцум Бет). Внутри верхнего прямоугольника написано: Рош. Граница между первым и вторым рядом в середине колонки разорвана и в разрыве написано: Пэ. Над границей между вторым и третьим рядом написано: Табур. Внутри третьего прямоуголника написано: НЭhИ [Нэцах, hОд, Есод]. Над границей между третьим и четвертым рядом написано: Сиюм Раглин - Парса. Внутри четвертого прямоугольника написано: (место) [миров] Брия, Ецира, Асия.

В левой колонке нарисован только нижний прямоугольник. Внутри него написано: Семь нижних Сфирот дэНэкудим. Место разбиения.

Ор Шалом

Света были притянуты ... ниже Парса дэАцилут. Т.е. Парса должен был быть уничтожен. Однако благодаря тому, что сила Мальхут, прекращающей [свечение] и находящейся в Парса дэАцилут, соединилась с этими сосудами, т.е. Парса не был уничтожен и Мальхут, называющаяся получающим ради получения, осталась на своем месте. Следовательно над сосудами Ахораим властвует ступень получающего ради получения. То ... (см. в Ор Шалом к п. 90, Объяснение понятия разбиение сосудов). Вопрос: разве Парса и Табур не являются идентичными понятиями? Ответ. Как мы учили, когда в Нэкудот дэСАГ был наложен Цимцум, Озэн, Хотэм, Пэ дэРош низошли в Тох, Озэн, Хотэм, Пэ дэТох низошли в Соф, а Озэн, Хотэм, Пэ дэСоф вышли за пределы ступени. И нужно знать, что Озэн, Хотэм, Пэ дэСоф, на самом деле, - это Озэн, Хотэм, Пэ дэНэцах, hОд, Есод.

А что касется того, что, как мы учили, Нэкудот дэСАГ исправили место под Табуром и снова разделили его на части, находящиеся выше Табура и ниже Табура, то по этому поводу он пишет, что, в самых общих чертах, Гальгальта вэЭйнаим характеризуются как Хохма, Бина, Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, а то, что ниже Табура, характеризуется как Нэцах, hОд, Есод. Но если подробней, то нужно сказать, что Парса находится под Гальгальтой вэЭйнаим дэНэцах, hОд, Есод. И Парса означает Сиюм Раглин. Т.е. во время Цимцум Алеф Сиюм Раглин находился в Мальхут, т.е. то, что от Мальхут и ниже, - это ступень, желающая получать ради получения. А теперь Озэн, Хотэм, Пэ дэНэцах, hОд, Есод говорят, что хотят получать ради получения, потому, что находятся под властью Мальхут. Таким образом, какая связь существует между Парса и Табуром? Разве «Табур» не означает говорящего «Я не хочу получать»! Это можно понять, указав на следующие отличия: Эйнаим при Цимцум Бет называется Пэ, Пэ называется Табуром. Следовательно Сиюм Раглин находится в Табуре. А то, что ниже Табура, называется тем, что ниже Сиюма Раглин.

А все сосуды Мелеха hаДаат разбились, как Паним, так и Ахор, даже альтруистические сосуды, находившиеся выше Парса, тоже разбились. Причина этого заключается в том, что в этих альтруистических сосудах во время Катнут был Свет Хасадим. А есть закон: ступень на которой есть Свет Хасадим, т.е. ступень Зеир Анпина, или должна получить свечение Хохма, или должна обрести совершенство ступени Ки Хафец Хэсэд (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), что называется Светом Бины. А поскольку Свет Бины светил в трех первых Сфирот дэНэкудим, но не распространился в семь нижних Сфирот, и поскольку свечения Хохмы не было из-за Цимцум Бет, то вследствие этого у них было только малое свечение. Поэтому, когда пришел Свет Гадлут, они объединились с сосудами получения, т.е. они также получили. Следовательно они получили Свет Хохма и воспользовались сосудами получения. Поэтому они разбились точно так же, как это произошло с сосудами получения, ведь они получили Свет ради получения. Но в мире Ацилут, также и когда исторгается Свет Гадлут, остается еще Свет Катнут и сосуды Катнут, потому что им присуще исправление «Ки Хафец Хэсэд», исходящее от Бины. А поскольку им присуще это исправление, они испытывают удовлетворение даже в Катнут. И главная причина того, что мир Ацилут называется Миром исправления заключается в исправлении «Ки Хафец Хэсэд», которое производится и в его семи нижних Сфирот.

И объясним, что означает «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]). Мы находим у рава такие слова: исправление «Ки Хафец Хэсэд» называется именем «поддержка» согласно смыслу [стиха] «Поддерживает Г-сподь всех падающих» [Теhилим 145, 14]. Пояснение. Все упавшие со своей ступени и испытывающие ощущение нехватки, если они способны к преодолению на ступени Ки Хафец Хэсэд», что называется «радующийся воей доле» [Мишна, трактат Авот, глава 4, мишна 1], то проходит их падение и они способны никогда не падать духом. Но не каждый человек способен приложить усилия и обрести эту ступень.

 

 Пункт 106

И подобно тому, как была уничтожена Авиют Бхины Далет в Масахе дэГуф по причине этого разбиения, эта Авиют была уничтожена также и в Мальхут, соединяющейся в Зивуге [с Высшим Светом] и принадлежащей Рош в Абе вэИме; ибо Авиют дэРош и Авиют дэГуф – это одно и то же, но одно существует потенциально, а другое – реально (как написано выше, в п. 50). И поэтому Зивуг уровня Кэтэр прекратился и в Рош Абы вэИмы, и сосуды Ахораим, т. е. Озэн, Хотэм, Пэ, завершившие уровень Кэтэр, возвратились и упали на ступень, расположенную ниже этого [уровня]. т.е. в семь нижних Сфирот. И это называется уничтожением Ахораим уровня Кэтэр Абы вэИмы. И следовательно каждый уровень Тэамим дэНэкудим, как Рош, так и Гуф, был исторгнут.

Ор Шалом

Зивуг уровня Кэтэр прекратился и в Рош Абы вэИмы, и на первый взгляд, это вызывает затруднение; разве мы не учили закон: не происходит очищения в Рош!? Ведь в Рош не было разбиения [сосудов], в Рош не было соударения Ор Макиф об Ор Пними, в Рош не было никакого исторжения! Ответ Бина – это ступень Ки Хафец Хэсэд (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), и все, что она притянула, было ради семи нижних Сфирот. Да в любом случае, если некому получать, Зивуг прекращается. Следовательно очищение Масаха в Рош означает, что с этой ступени некого наделять [Светом]. И необходимо понять, на какую ступень возвратились Аба вэИма после разбиения. Ответ. Он здесь говорит только о состоянии Паним бэПаним, поскольку Зеир Анпин и Нуква инициировали это состояние, а все, что вызвали Зеир Анпин и Нуква, уничтожается. Однако, на самом деле, весь Свет, прошедший к Парса, т.е. Свет Гадлут, был исторгнут как из Кэтэра, так и из Абы и Имы. И даже ступень Паним бэАхор была исторгнута, поскольку и эта ступень – подготовительная, предназначенная для Зеир Анпина и Нуквы. Пояснение. Мы учили, что после Парцуфов Гальгальта, АБ, САГ осталось исправить только то, что находится ниже Табура дэАдам Кадмон и называется Зеир Анпином и Нуквой или МА и БОН. Соответственно в мире Нэкудим должна была бы появиться только ступень Зеир Анпина и Нуквы, так для какой же цели появились Кэтэр, Хохма, Бина? Ответ. Арих Анпин, который должен появиться сверху – это пол-дела! Следовательно Кэтэр, Хохма, Бина появились не ради самих себя, а для Зеир Анпина и Нуквы. Поэтому мы учим только то, что касается Зеир Анпина и Нуквы. А поскольку Зеир Анпин и Нуква были исторгнуты, то уже некого наделять [Светом]. Но [состояние] Катнут осталось в мире Нэкудим, поскольку оно появилось благодаря Рэшимот дэСАГ, [первоначально] находившимися выше Табура и притягиваемыми оттуда; {как мы учили, Гальгальта очищается, образуя [ступень] Далет – Гимэль, находящуюся выше Табура, и это [Парцуф] АБ, а затем АБ очищается, образуя [ступень] Гимэль - Бет, находящуюся выше Табура, и это [Парцуф] САГ}. И эта [ступень] не принадлежит Зеир Анпину и Нукве. Напротив, Гадлут появилась благодаря Рэшимот Зеир Анпина и Нуквы, находящимся ниже Табура.

И упали на ступень, расположенную ниже этого [уровня]. т.е. в семь нижних Сфирот. Мы учили, что они упали в место Мелеха hаДаат, ведь это их Гуф.

 

 Пункт 107

И вследствие того, что Высший Свет не прекращает светить, Он возвратился и совершил Зивуг, соответствующий Авиют Бхины Гимэль, оставшейся в Масахе Рош в Абе вэИме, и появились десять Сфирот уровня Хохма. И Гуф, [располагающийся] сверху вниз, распространился к Сфире Хэсэд, и это второй Мелех дэНэкудим. Кроме того, он был притянут к [мирам] Брия, Ецира, Асия и разбился, и умер, и тогда прекратила свое существование также Авиют Бхины Гимэль Масаха дэГуф и дэРош, как уже говорилось, а также сосуды Ахораим, Озэн, Хотэм, Пэ, завершавшие этот уровень Хохма Абы вэИмы, возвратились и прекратили свое существование, и упали на ступень, находящуюся ниже этого [уровня], к семи нижним Сфирот, как уже говорилось об уровне Кэтэр. А затем произошел Зивуг, соответствующий Авиют Бхины Бет, оставшейся в Масахе, и появились десять Сфирот на уровне Бина, и Гуф, [располагающийся] сверху вниз, распространился к Сфире Гвура, и это третий Мелех дэНэкудим. И он также был притянут к [мирам] Брия, Ецира, Асия и разбился, и умер. И прекратила свое существование также Авиют Бхины Бет, как в Рош, так и в Гуф, и прекратился Зивуг на уровне Бины также и в Рош, и Ахораим уровня Бины дэРош упали на ступень, находящуюся ниже этого [уровня], в семи нижних Сфирот. А затем произошел Зивуг, соответствующий Авиют Бхины Алеф, оставшейся в Масахе, и появились соответствующие этой [Авиют] десять Сфирот на уровне Зеир Анпин, и его Гуф, [располагающийся] сверху вниз, распространился в верхнюю треть Тифэрэт, и он также не устоял, и из него был исторгнут Свет, и очистилась также Авиют Бхины Алеф, как в Гуф, так и в Рош, и [сосуд] Ахораим уровня Зеир Анпин упал на ступень, находящуюся ниже этого [уровня], в семь нижних Сфирот.

Ор Шалом

Что Высший Свет не прекращает светить, - там, где произведена подготовка сосудов со стороны низшего. Т.е. пока он может мотивировать [получение] альтруистическими побуждениями, Свет ему светит. Поэтому, хотя у него утеряна Бхина Далет, но на уровне Бхины Гимель он может мотивировать [получение] альтруистическими побуждениями, «вследствие этого Он возвратился и совершил Зивуг, соответствующий Авиют Бхины Гимэль».

И это второй Мелех дэНэкудим. И необходимо разобраться, почему они называются именем «Мелахим». Ответ. Потому что они появились в Катнут, вместе со Светом Нэфэш, являющемся одним только Светом Мальхут. {Несмотря на то, что они называются именем «семь Мелахим», на самом деле, есть восемь уровней. Но они называются семью Мелахим, чтобы указать на семь нижних [уровней], представляющих собой Гуф ступени, ведь именно они разбились, а не Рош}. Кроме того, он был притянут к [мирам] Брия, Ецира, Асия и разбился этот сосуд, и умер, т.е. Свет был из него исторгнут.

А также сосуды Ахораим, Озэн, Хотэм, Пэ, завершавшие этот уровень Хохма Абы вэИмы, возвратились и прекратили свое существование, и упали на ступень, находящуюся ниже этого [уровня], к семи нижним Сфирот; мы обнаруживаем два вида нисхождений от Рош к Гуф: 1) Благодаря Цимцум Бет. Т.е. в Рош есть только Гальгальта вэЭйнаим, а Озэн, Хотэм, Пэ низошли в Тох, потому что на них наложен Цимцум Бет. Т.е. если они в эти [сосуды] получат, это будет ради получения. 2) Здесь нисхождение произошло не по причине Цимцум Бет, ведь здесь произошел Зивуг АБ САГ, ведь можно пользоваться сосудами получения с альтруистической мотивацией в Рош ступени. Но здесь, поскольку произошло разбиение в Гуфим, то некого наделять [Светом], поэтому прекратился Зивуг, происходящий в Рош. И считается поэтому, что Озэн, Хотэм, Пэ дэРош нисходят из владений Рош во владения Гуф.

И чтобы в этом разобраться мы сначала должны рассмотреть процесс нисхождения: после того, как разбились четыре первых Мелахим (упомянутых в п. 107), Масах дэГуф, который вбирал в себя Рэшимот со всех уже появлявшихся четырех уровней, поднялся в Рош дэАба вэИма. И сначала Масах был включен в Катнут этого Рош, а затем – в его Гадлут. И поскольку последняя Бхина утрачивается, можно притянуть [Свет], соответствующий лишь Бхинот Гимэль – Бет. И поэтому выходит, что Рош дэАба вэИма, породивший Мальхей Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, когда высота Его уровня была Далет – Гимэль, теперь совершает Зивуг, соответствующий лишь Гимэль – Бет. И новый появившийся Парцуф называется Йсраэль Сава (праотец Йисраэль, Бэрэйшит Рабба 74, 11) уТвуна (и понимание, благоразумие).

И в соответствии со сказанным выше, мы видим, что Аба вэИма снова подняли свои Озэн, Хотэм, Пэ и совершили Зивуг для [Парцуфа] Йсраэль Сава уТвуна. {Затем [Парцуф] Йсраэль Сава уТвуна сам должен совершить Зивуг для Мальхэй Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут}. И если бы на Абу вэИму был наложен Цимцум, как бы они могли притянуть [Свет] Хохма для [Парцуфа] Йсраэль Сава уТвуна? Но на них, несомненно, не был наложен Цимцум. И об этом написано, что до того, как уничтожается каждый новый Свет, прорвавшийся к Парса, Цимцум Бет еще не возвращается на свое место. Следовательно мы видим, что нисхождение Озэн, Хотэм, Пэ из Рош в Гуф произошло потому, что им некого было наделять [Светом], а когда им есть кого наделять, т.е. Рош [Парцуфа] Йсраэль Сава уТвуна, они снова притягивают Гадлут.

Кроме того, мы учили, что три первых Сфирот дэНэкудим сами не нуждаются в Гадлут, но все было [сделано] ради низшего. И когда [им] некого наделять, Зивуг, как уже говорилось, прекращается, но не потому, что происходит уничтожение [чего-либо] в Рош, ведь мы учили, что «нет очищения в Рош».

И мы видели подобное даже в Парцуфе Гальгальта, ведь его ступенью была Бхина Далет дэАвиют. А после того, как очистился Масах дэГуф и он уже способен получать не в соответствии с [силой преодоления] Бхины Далет, но лишь в соответствии с [силой преодоления] Бхины Гимэль дэАвиют, то в Рош происходит Зивуг, соответствующий [силе преодоления] Бхины Гимэль. Следовательно, на самом деле, нет очищения в Рош и относительно Самого Себя Он имеет уровень Кэтэр, но этот уровень никакой низший не способен получить; поэтому для низшего Зивуг происходит на более низком уровне. И для того, чтобы это было понятно, я приводил пример: когда я изучал [книгу] Зоар на недельное чтение Бэрэйшит, я учил, что «Бэрэйшит» (вначале) - это Хохма. «Элоким» (Б-г) называется Биной, «эт hаШамаим» (Небеса) - это Зеир Анпин, «вээт hаАрэц» (землю) – это Мальхут. А когда пришел мой внук и попросил меня объяснить стих «Сначала сотворил Б-г Небеса и землю» [Бэрэйшит 1, 1], мне, несомненно, должно было бы прийти в голову то, что я учил у Бааль Сулама, и я должен был бы дать ему это объяснение, но я не мог объяснить ему то, что учил сам. Однако если я дал ему простое объяснение, то я не обязательно должен забыть углубленный комментарий. И это иллюстрирует, что «нет очищения в Рош», но все изменения, происходящие в Рош, делаются только ради низшего.

 

 Пункт 108

И тут завершилось нисхождение всех Ахораим дэАба вэИма, т.е. Озэн, Хотэм, Пэ, ибо при разбиении Мелеха hаДаат в Абе вэИме прекратили существование только Озэн, Хотэм, Пэ, принадлежащие уровню Кэтэр. А при разбиении Мелеха hаХэсэд в Абе вэИме прекратили существование только Озэн, Хотэм, Пэ, принадлежащие уровню Хохма. А при разбиении Мелеха hаГвура прекратили существование Озэн, Хотэм, Пэ, принадлежащие уровню Бина. А при исторжении верхней трети Тифэрэт прекратили существование Озэн, Хотэм, Пэ уровня Зеир Анпин. И следовательно прекратила существование каждая Бхина Гадлут Абы вэИмы и не осталось в них ничего кроме Гальгальты вэЭйнаим дэКатнут. И осталась в Масахе только Авиют дэШореш, а затем очистился Масах дэГуф от всей Авиют и стал качественно идентичным Масаху дэРош, и тогда он оказался присоединившимся к Зивугу дэhАкаа Рош, и появляются там в нем новые Рэшимот, из которых исключена последняя Бхина (как написано выше, в п. 41), и благодаря этому новшеству появился соответствующий ему новый уровень, называющийся Йисраэль Сава уТвуна.

Ор Шалом

И осталась в Масахе только Авиют дэШореш, а затем очистился Масах ... Здесь имеется в виду, что из Авиют дэШореш не мог бы распространиться Гуф. Но это вызывает многочисленные нестыковки.

В другом месте он спрашивает о мире Нэкудим, появившемся соответствующим Авиют Бхины Алеф:
 если мы говорим, что Бхина Алеф – это «бледный отблеск», т.е. ей не присуще распространение в Гуф, то тогда как же появился Гуф в мире Нэкудим? И точно так же он спрашивает о мире Ацилут: Как он появился соответствующим Авиют дэШорэш? И разрешает эту трудность таким образом: поскольку нижняя Кэй находится в Эйнаим, то может возникнуть Гуф. И, на первый взгляд, возникает затруднение: во время Цимцум Алеф, когда на ступени есть десять Сфирот, Бхина Алеф не могла светить, но при существовании Цимцум Бет, когда к ступени присоединилась Бхина Далет, осталась только половина ступени, то тогда Бхина Алеф могла ли распространяться? ... Поэтому я объяснял, что имеется в виду следующее: поскольку присоединилась Бхина Далет, и там есть есть Рэшимот Далет – Гимэль, то впоследствии, когда происходит Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль, от этого Зивуга происходит распространение в Гуф.

 

 Пункт 109

И поскольку последняя Бхина утеряна, в [Масахе] остается только Бхина Гимэль и появляются соответствующие этому [Зивугу] десять Сфирот на уровне Хохма, и поскольку в нем обязательно содержится Авиют дэГуф, он вышел за пределы Рош из Абы вэИмы и низошел, и облек [то, что находится вверх и вниз от] места Хазэ дэГуф дэНэкудим (как написано выше, в п. 55), и порождает он от Хазэ и выше десять Сфирот дэРош, и этот Рош называется Йисраэль Сава уТвуна. А свой Гуф он порождает от Хазэ и ниже, в двух [нижних] третях Тифэрэт, до Сиюма Тифэрэт, и это четвертый Мелех дэНэкудим. И он также был притянут к [мирам] Брия, Ецира, Асия и разбился, и умер, и очистилась Авиют Бхины Гимэль, Рош и Гуф, и сосуды Ахораим дэРош упали на ступень, находящуюся [непосредственно] под ними, в место их Гуф. А затем произошел Зивуг, соответствующий Авиют Бхины Бет, оставшейся в [Масахе], и появился соответствующий этому [Зивугу] уровень Бина, и его Гуф, [располагающийся] сверху вниз [от нового Пэ], распространился в два сосуда Нэцах и hОд. И эти два [сосуда] составляют один Мелех, т.е. пятый Мелех дэНэкудим, и они также были притянуты к [мирам] Брия, Ецира, Асия и разбились, и умерли, и очистилась также Авиют Бхины Бет, в Рош и Гуф,  и сосуды Ахораим этого уровня упали на ступень, находящуюся [непосредственно] под ними, в Гуф. А затем произошел Зивуг, соответствующий Авиют Бхины Алеф, оставшейся в [Масахе], и появился соответствующий этому [Зивугу] уровень Зеир Анпин, и его Гуф, [располагающийся] сверху вниз [от нового Пэ], распространился в сосуд Есод, и это шестой Мелех дэНэкудим. И он также был притянут к [мирам] Брия, Ецира, Асия и разбился, и умер, и очистилась также Авиют Бхины Алеф, в Рош и Гуф, и сосуды Ахораим, находящиеся в Рош, упали на ступень, находящуюся [непосредственно] под ними, в Гуф. А затем произошел Зивуг, соответствующий Авиют Бхины Шореш, оставшейся в [Масахе], и появился соответствующий этому [Зивугу] уровень Мальхут, и то, что [располагается] сверху вниз [от] его [нового Пэ], распространилось в сосуд Мальхут, и это седьмой Мелех дэНэкудим. И он также был притянут к [мирам] Брия, Ецира, Асия и разбился, и умер, и очистилась также Авиют дэШореш, в Рош и Гуф, и Ахораим дэРош упали на ступень, находящуюся [непосредственно] под ними, в Гуф. И теперь завершилось уничтожение всех сосудов Ахораим дэЙисраэль Сава уТвуна, а также разбиение всех семи нижних Сфирот дэНэкудим, называющихся семью Мелахим.

Ор Барух

И это четвертый Мелех дэНэкудим. Поскольку верхняя треть Тифэрэт и две [нижние] трети Тифэрэт упали в одно место, а именно в Кэтэр [миров] Брия, Ецира, Асия, то он считает его четвертым Мелехом, но, на самом деле, это уже пятый Мелех из семи разбившихся Мелахим.

А затем произошел Зивуг, соответствующий Авиют Бхины Шореш. Необходимо понять, почему он в Абе вэИме считает, что распространяется в Гуф только то, что до Авиют Бхины Алеф, представляющей собой Мелех верхней трети Тифэрэт, а в Йисраэль Сава уТвуна он рассматривает также Авиют дэШореш как Мелех (см. Учение о десяти Сфирот, часть 7, п. 48).

Ор Шалом

Только Бхина Гимэль: Гимэль – Бет.

В двух [нижних] третях Тифэрэт, до Сиюма Тифэрэт. О Парцуфах [мира] Адам Кадмон мы также учим, что Хэсэд, Гвура, Тифэрэт находятся до Табура, а Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод – от Табура и ниже. Мы видим, что Тифэрэт разделяется Табуром. А почему это так, он не объясняет. В то время, как здесь она разделяется Хазэ. А разница между Табуром и Хазэ состоит в том, что то, что ниже верхней трети [Тифэрэт], называется Хазэ, а то, что ниже средней трети, называется Табур.

Кроме того, трудно понять следующее: нужно сказать, что все [Парцуфы] Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, являющиеся семью Мелахим, пребывают выше Хазэ дэНэкудим, так как то, что ниже Хазэ, - это уже место [миров] Брия, Ецира, Асия!? Даже место Парцуфа Мальхут дэНэкудим находится в Хазэ, а когда он распространяется под Парса, он разбивается!?

И это четвертый Мелех дэНэкудим. И возникает следующее затруднение: разве это не пятый Мелех? И возможно, поскольку это ступень Тифэрэт, а четвертый Мелех – это также Тифэрэт, то он считает их одним Мелехом.

А затем произошел Зивуг, соответствующий Авиют Бхины Шореш, оставшейся в Масахе. Возникает вопрос:, почему в Парцуфе Йисраэль Сава уТвуна он рассматривает Авиют дэШореш, а в Парцуфе Аба вэИма он ее, наоборот, не рассматривает. И на самом деле, сам рабби Хаим Виталь задает этот вопрос и предлагает решение, но его решение - недостаточное и неясное (см. часть 7 Учения о десяти Сфирот, стр. 527, п. 48).

Кроме того, возникает вопрос: разве мы не учили, что в результате Зивуга, соответствующего Авиют Бхины Алеф и называющегося «hИстаклут Дак» (слабым отблеском) не происходит распространения в Гуф!? А что касается Зивуга, соответствующего Авиют дэШореш, то его не происходит вовсе, даже в Парцуфе Гальгальта!? (См. в Учении о десяти Сфирот, часть 4, стр. 253, в Ор Пними, начиная со слов «А затем»). А если так, то как же здесь можно сказать, что распространение происходит как в Бхине Алеф, так и в Бхине Шореш?

 

 Пункт 110

Вот и дано объяснение Тэамим и Нэкудот, появившимся в двух Парцуфах: Аба вэИма и Йисраэль Сава уТвуна дэНэкудим, называющихся АБ САГ, ибо в Абе вэИме появились четыре уровня, следующий ниже предыдущего, а именно: уровень Кэтэр, называющийся hистаКлут Эйнайин дэАба вэИма (взглядом глаз Абы вэИмы), уровень Хохма, называющийся Гуфа дэАба (телом Абы), уровень Бина, называющийся Гуфа дэИма (телом Имы), и уровень Зеир Анпин, называющийся Есодот дэАба вэИма (половыми органами Абы вэИмы), - и из них распространились четыре Гуфин (четыре тела), то есть Мелех hаДаат, Мелех hаХэсэд, Мелех hаГвура и Мелех Шлиш Эльон дэТифэрэт (верхней трети Тифэрэт) до Хазэ. И эти четыре Гуфин разбились: и Паним, и Ахораим, - однако из ступеней Рошим, т.е. на этих четырех уровнях Абы вэИмы, остались все их сосуды Паним, т.е. ступень Гальгальты вэЭйнаим и Никвэй Эйнаим каждого уровня, бывшего там со времени Катнут дэНэкудим. И только одни сосуды Ахораим каждого уровня, присоединившиеся к ним во время Гадлут, снова прекратили существование из-за разбиения и упали на ступеь ниже них, и остались они такими, какими они были до появления Гадлут дэНэкудим. См. выше, в пп. 76 и 77.

Ор Шалом

Аба вэИма и Йисраэль Сава уТвуна дэНэкудим, называющихся АБ, это Парцуф Аба вэИма, имеющий Гимэль дэАвиют, и САГ, это Парцуф Йисраэль Сава уТвуна, имеющий Бет дэАвиют.

И из них, из этих четырех Зивугим, произошедших в Рош, распространились четыре Гуфин (четыре тела), то есть Мелех hаДаатраспространился из hистаКлут Эйнайин дэАба вэИма (из взгляда глаз Абы вэИмы), Мелех hаХэсэд распространился из Гуфа дэАба (из тела Абы) и т.д.

На этих ... уровнях ... остались все их сосуды Паним ... со времени Катнут дэНэкудим, и Света также остались.

Итак, сосуды Паним дэРош остались, т.е. [остались] как сосуды, так и Света. Сосуды Ахораим дэРош низошли в Гуф, в место, где они были вначале, до своего поднятия. В то же время сосуды Гуф разбились, как Паним, так и Ахор. Но если разобраться в том, что здесь написано: на этих четырех уровнях Абы вэИмы, остались ... ступень Гальгальты вэЭйнаим и Никвэй Эйнаим каждого уровня, бывшего там со времени Катнут дэНэкудим, - то это означает, что в каждом из четырех Зивугим, произошедших в Рош, были как Катнут, так и Гадлут. В то же время мы учили, что была только одна Катнут, а затем, в Гадлут, появились четыре Зивугим!? Кроме того, он здесь учит о Гуфим каждого без исключения Мелеха, что появились как Катнут, так и Гадлут, называющиеся Паним и Ахор, а затем разбились и Катнут, и Гадлут, в то время, как мы учили, что Катнут появилась один раз в семи нижних Сфирот дэНэкудим, но не учили, что в каждом Мелехе появилась Катнут!? И соответственно объясняется, что от каждого из четырех уровней, появившихся в Рош, остались сосуды Паним вместе со своими Светами в то время, как сосуды Ахораим каждого уровня низошли в Гуф. И наоборот, как Паним, так и Ахораим, принадлежащие Мелахим, разбились.

Кроме того, мы находим в словах рава (т.е. Аризаля), что в каждом Мелехе есть Четырехбуквенное Имя. И он (т.е. Бааль Сулам) объясняет в Ор Пними, что в каждом Мелехе есть четыре уровня, четыре Зивугим, и в каждом Четырехбуквенном Имени есть десять Сфирот. Следовательно в каждом Мелехе есть сорок Сфирот, и их он разделяет здесь на Катнут и Гадлут. А почему так разделяются Мелахим, он не объясняет.

 

 Пункт 111

И точно так же в Парцуфе Йисраэль Сава уТвуна появились четыре уровня, следующий ниже предыдущего, причем первый уровень – это уровень Хохма, называющийся hистаКлут Эйнайин (взглядом глаз) дэЙисраэль Сава уТвуна друг в друга, уровень Бина, уровень Зеир Анпин и уровень Мальхут, из которых распространились четыре Гуфин (четыре тела), т.е. Мелех Бет Шлишин Титаин дэТифэрэт (двух нижних третей Тифэрэт), Мелех Нэцах вэhОд, Мелех hаЕсод и [Мелех] hаМальхут. И разбились их четыре Гуфим, как Паним, так и Ахор, но в Рошим, т.е. на четырех уровнях [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна, остались находящиеся в них сосуды Паним, и только одни Ахораим прекратили существование из-за разбиения и упали на ступеь ниже них. И вот после этого уничтожения в двух Парцуфах Аба вэИма и Йисраэль Сава уТвуна появился в Нэкудим еще один уровень МА, и поскольку от него на ступень Гуф не распространилось ничего кроме одних только исправлений сосудов, я не буду продолжать о Нем. И это уже объяснялось в Учении о десяти Сфирот, на стр. 543, п. 70. А также в Ор Пними, начиная со слов «И когда», посмотри, что там написано.

Ор Шалом

Появился в Нэкудим еще один Парцуф на уровне МА, т.е. Бет дэhитЛабшут и Алеф дэАвиют, и поскольку от него на ступень Гуф не распростравнилось ничего, т.е. появился Рош без Гуф, так как Бхина Алеф – это «слабый отблеск», от которого не происходит распространения в Гуф. Если так, то какова польза от его появления? Кроме одних только исправлений сосудов, так как Рош [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна исправил исправлением линий то место, которое Он облек, т.е. место Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт, и таким же образом этот Рош, называющийся Рош hаДаат, исправил исправлением линий место Мальхэй Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут. И поскольку у Него нет Гуф, я не буду продолжать о Нем.

Разбиение сосудов: подведение итогов

1. Первый появившийся Мелех называется Мелех hаДаат. И он делится на Хохму, Бину, Даат, Хэсэд, Гвуру, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод; на Рош, Тох, Соф. После его разбиения его Рош упал в Даат места [мира] Брия {т.е. на соответствующую ему ступень в [мире] Брия}, его Тох упал в Даат дэЕцира, а его Соф упал в Даат дэАсия. Рэшимот Мелеха hаДаат, как мы учили, не могут низойти в [миры] Брия, Ецира, Асия; поэтому они низошли в место, ближайшее к их сосудам, в Мальхут дэАцилут; оттуда они могут дать какое-то свечение своим сосудам. Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, завершавшие [формирование] Зивуга, совершенного Абой вэИмой на уровне Мелех hаДаат, упали в Гуф на место Даат.

Затем произошел Зивуг, соответствующий уровню «Гуфа дэАба» (тело Абы), и от него появился Мелех hаХэсэд на уровне Хохма. И когда он прошел Парса, он также разбился. Поэтому его Рош упал в Бину дэБрия, его Тох упал в Бину дэЕцира, а его Соф упал в Бину дэАсия. Почему же он упал в место, расположенное выше места падения Мелеха hаДаат? Ответ. Мы учили закон: всякий обладатель большей Авиют, совершая Зивуг дэhАкаа, совершая преодоление, способен притянуть большую ступень. Но когда он не может создать Масах, то чем большей Авиют он обладает, тем он хуже. Поэтому Мелех hаДаат, являющийся Бхиной Даат, пребывает внизу, а Мелех hаХэсэд, являющийся Бхиной Гимэль стоит выше по значимости. Кроме того, мы учили, что Рэшимо Мелеха hаХэсэд низошла в место Есода дэАщилут, а Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, принадлежащие Мелеху hаХэсэд,, упали в Гуф, в место Хэсэд.

Затем произошел Зивуг, соответствующий ступени «Гуфа дэИма» (тело Имы), на уровне Бхины Бет, и от него появился Мелех hаГвура. И когда он разбился, то упал его сосуд: Хохма, Бина, Даат – в Хохму дэБрия; Хэсэд, Гвура, Тифэрэт – в Хохму дэЕцира; а Нэцах, hОд, Есод – в Хохму дэАсия. А его Рэшимо низошла в место Нэцах, hОд дэАцилут. А Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма с этой ступени упали в Гуф, в место Гвуры.

Затем произошел Зивуг, соответствующий Есодот (половым органам) Абы вэИмы, и от него появился Мелех Шлиш Эльон (верхней трети) Тифэрэт. Его сосуд еще не упал в [миры] Брия, Ецира, Асия, а упал он потом, вместе с тем, что появилось во втором Парцуфе (вместе с Мелех Бет Шлишей (двух [нижних] третей) Тифэрэт), в Кэтэр дэБрия. Его Рэшимо осталась на своем месте, но низошла из верхней половины Тифэрэт в нижнюю. Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма с этой ступени низошли в Гуф средней линии, т.е. также в место Даат.

И поскольку Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, когда были в Рош, вобрали в себя [Свет] от исправления линий присущего Гальгальте вэЭйнаим дэАба вэИма, то, когда они спустились вниз, в место Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт, они исправили это место исправлением линий. И когда Рэшимот, находящиеся в месте Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут дэАцилут, увидели, что место Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт исправлено исправлением линий, они поднялись вверх, к Ахораим дэАба вэИма. Рэшимо Мелеха hаДаат поднялась в место Даат. Рэшимо Мелеха hаХэсэд, бывшая в Есоде, поднялась в место Хэсэд. Рэшимо диГвура, бывшая в месте Нэцах, hОд, поднялась в место Гвуры. И таким образом они могут дать какое-то свечение от исправления линий своим сосудам (см. hистаКлут Пнимит седьмой части [Учения о десяти Сфирот], п. 25). Но когда Рэшимот были внизу, они освещали свои сосуды некоторым свечением от свечения Хохма, а теперь, поскольку эти Рэшимот поднялись вверх и обрели исправление «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), это свечение прекратилось; поэтому сосуды, находящиеся в [мирах] Брия, Ецира, Асия, упали. Мелех hаДаат упал в место Мальхут дэБрия, Ецира, Асия. Мелех hаХэсэд упал в место Есода дэБрия, Ецира, Асия. Мелех hаГвура  - в место Нэцах, hОд дэБрия, Ецира, Асия. А Мелех hаТифэрэт остался в месте Кэтэр.

Кроме того, мы учили, что очистившийся Масах дэГуф вобрал в себя [Свет] от всех Рэшимот и поднялся к Рош Абы вэИмы. И когда он попросил наполнения, в Рош дэАба вэИма произошел Зивуг, соответствующий ступени Гимэль – Бет. И сначала Масах вобрал в себя [Свет] в Катнут дэАба вэИма, а затем – в их Гадлут. И там также появились четыре уровня.

Первый уровень называется hистаКлут Эйнайин (взглядом глаз) дэЙисраэль Сава уТвуна [друг в друга]; там появился уровень Хохма, и от него распространился Мелех Бет Шлишей (двух [нижних] третей) Тифэрэт, причем разбился даже он. Его сосуд упал в Кэтэр дэБрия, Ецира, Асия: Хохма, Бина, Даат – в Кэтэр дэБрия; Хэсэд, Гвура, Тифэрэт – в Кэтэр дэЕцира; а Нэцах, hОд, Есод – в Кэтэр дэАсия.

Затем появился Мелех Нэцах hОд, являющийся уровнем Бины, и даже он разбился, проходя границу, [которой является] Парса. Его сосуд низошел в место Тифэрэт [миров] Брия, Ецира, Асия. {Поскольку Мелех Гвуры пребывает в Нэцах hОд  [миров] Брия, Ецира, Асия, то следовательно его место – в Тифэрэт дэБрия, Ецира, Асия}. Его Рэшимо поднялась в Хэсэд, являющийся правой линией. {Необходимо упомянуть, что Рэшимот Мальхэй Тифэрэт, Нэцах, hОд , Есод, Мальхут поднялись в место Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт благодаря исправлению линий присущему этому месту}. А иногда он говорит, что она поднялясь к левой линии.

Затем появился Мелех hаЕсод, и когда он разбился, его сосуд упал в Гвуру [миров] Брия, Ецира, Асия.

Затем появился Мелех hаМальхут. Когда он разбился, его сосуд упал в Хэсэд [миров] Брия, Ецира, Асия. Рэшимо Мелеха hаЕсод и Мелеха hаМальхут, а также [Мелеха] hаТифэрэт, поднявшиеся в Даат, Хэсэд, Гвуру, Тифэрэт, пребывают там в средней линии.

Ахораим дэЙисраэль Сава уТвуна упали в место Тифэрэт, Нэцах, hОд , Есод, Мальхут [мира] Ацилут, и им также было присуще исправление линий; поэтому Рэшимот Мальхэй Тифэрэт, Нэцах, hОд , Есод, Мальхут, бывшие в месте Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт, вновь низошли на свое место.

Кроме того, необходимо сказать, что когда появился Рош дэЙисраэль Сава уТвуна, появился он в месте Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт, и он также исправил это место исправлением линий. А теперь, когда Масах дэГуф дэЙисраэль Сава уТвуна очистился и поднялся к Рош дэЙисраэль Сава уТвуна, там произошел Зивуг, породивший новый Парцуф в Катнут, на уровне Бет – Алеф. И ему также было присуще исправление линий со времени его Катнут. И поэтому, когда он распространился в место Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, он также исправил это место исправлением линий. И об этом написано «одних только исправлений сосудов».

2. Мы учили, что когда Свет распространился вниз, они думали, что смогут получить Его с альтруистической мотивацией, и поэтому получили Свет. И поскольку их мотивация была ради получения, Свет был исторгнут. Следовательно, поскольку он иполучили ради получения, они больше не пригодны для получения Света; поэтому их состояние называется разбиением, т.е. они нуждаются в исправлении. А мы учили закон: когда Свет исторгается, от Него остается Рэшимо и эта Рэшимо делится на две части. Как мы учили, общий Ор Яшар облачается в общий Ор Хозэр, и они называются Светом и сосудом; точно так же, когда Свет исторгается, остаются остатки от Ор Яшар, и они называются Ор hаЗах (чистым Светом), находящимся в Рэшимо, а также остается часть от Ор Хозер, называющийся Ор hаАв (буквально толстым Светом, характеризующимся как Авиют), находящимся в Рэшимо, и они оба вместе называются Рэшимо. И как мы учили, когда Свет светит внутрь сосуда, распознать сосуд невозможно, а [это возможно] только во время исторжения Света, тогда Ор Хозер считается сосудом; так же происходит, когда Ор hаЗах, находящийся в Рэшимо, облачается в Ор hаАв, находящийся в Рэшимо: они оба называются Рэшимо, и их невозможно различить. Но когда Ор hаЗах исторгается из Ор hаАв, тогда Ор hаАв обретает другое имя и называется Ницоцин (искры). И необходимо понимать, что здесь, при разбиении сосудов, остались Рэшимот, чтобы оживить сосуды, точно так же, как мы учили, что после исторжения Парцуфа Гальгальта остались Рэшимот, чтобы оживить сосуды. Но здесь сосуды находятся в [мирах] Брия, Ецира, Асия., в месте, в которое Ор Яшар не может распространиться! Поэтому Ор hаАв, находящийся в Рэшимо, т.е. Ор Хозер, спустился вниз, чтобы оживить сосуды, и тогда Ор hаАв обретает имя Ницоцин. Почему же общий Ор hаАв во время исторжения из него Света называется сосудами в то время, как здесь Ор hаАв называется Ницоцин? Ответ. Там, когда Свет исторгнут из сосуда, уже нет сосуда, получающего что-либо от Света. Однако у Ор hаАв, даже когда Он пребываетс внизу, в месте Брия, Ецира, Асия, еще есть связь с Ор hаЗах, находящимся в Рэшимо, поэтому Он называется Ницоц Ор (искрой Света).

Итак, Ор hаЗах, находящийся в Рэшимо, остался в [мире] Ацилут в то время, как Ор hаАв, находящийся в Рэшимо, низошел, чтобы оживить сосуды.