Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Мир Исправления и новый МА, появившийсяиз Мэцых дэАдам Кадмон

 

 Пункт 112

 

И вот от начала Введения до этого места дано тщательное объяснение четырем первым Парцуфам [мира] Адам Кадмон: первый Парцуф [мира] Адам Кадмон называется Парцуфом Гальгальта, и в нем происходит Зивуг дэhАкаа, соответствующий [силе преодоления] Бхины Далет, а десять Сфирот, существующие в нем, находятся на высоте Кэтэр. Второй Парцуф [мира] Адам Кадмон называется АБ дэАдам Кадмон, причем Зивуг дэhАкаа происходит в нем в соответствии с [силой преодоления] Авиют Бхины Гимэль, и его десять Сфирот находятся на высоте Хохма. И он облекает Парцуф Гальгальта от Пэ и ниже. Третий Парцуф [мира] Адам Кадмон называется САГ дэАдам Кадмон, причем Зивуг дэhАкаа происходит в нем в соответствии с [силой преодоления] Авиют Бхины Бет, и его десять Сфирот находятся на высоте Бина, и он облекает Парцуф АБ дэАдам Кадмон от Пэ и ниже. Четвертый Парцуф [мира] Адам Кадмон называется МА дэАдам Кадмон, причем Зивуг дэhАкаа происходит в нем в соответствии с [силой преодоления] Авиют Бхины Алеф, и десять Сфирот в нем находятся на высоте Зеир Анпин. И этот Парцуф облекает САГ дэАдам Кадмон от Табура и ниже, и он делится на внутреннюю и внешнюю части, причем внутренняя часть называется МА и БОН дэАдам Кадмон, а внешняя часть называется миром Нэкудим. И здесь: происходит соединение Мальхут с Биной, называемое Цимцум Бет, появляются Катнут и Гадлут, происходит поднятие МАН, [с которым связано] понятие [Сфиры] Даат, вызывающей также Зивуг Хохмы и Бины Паним бэПаним и разбиение сосудов. Ведь все это появилось впервые в четвертом Парцуфе [мира] Адам Кадмон, называющемся МА или миром Нэкудим.

 

Ор Шалом

 

И этот Парцуф облекает САГ дэАдам Кадмон от Табура и ниже; и возникает вопрос: разве нет закона, что каждый Парцуф облекает Высший [Парцуф] от Пэ и ниже? Ответ. На самом деле, Парцуф МА распространяется от Пэ дэСАГ и ниже, {однако рав не говорит об этом потому, что в основном он говорит о соединении Атрибута Милосердия с Атрибутом Суда}. Т.е. САГ делится на две части: 1. То, что не спустилось под Табур дэАдам Кадмон. В Рэшимот этой части не было примеси Бхины Далет, и не произошел Цимцум Бет. Поэтому из этих Рэшимот появился Парцуф МА, облекающий САГ от Пэ до Табура. 2. Часть САГ, называемая Нэкудот дэСАГ, распространившимися под Табур дэАдам Кадмон; в них и произошел Цимцум Бет. Из их Рэшимот появился Парцуф МА, распространившийся от Табура и ниже и являющийся местом соединения [с Бхиной Далет].

И он делится на внутреннюю и внешнюю части, причем внутренняя часть называется МА и БОН дэАдам Кадмон. Необходимо привести два объяснения. 1. Парцуф Гальгальта [мира] Адам Кадмон задуман так, что в нем заключены МА и БОН. Пояснение. Рав говорит, что в Адам Кадмон, т.е. в первом Парцуфе, появившемся после Цимцума, есть внутреннее Четырехбуквенное Имя: его Рош называется Кэтэр, край буквы Йуд, Адам Кадмон, Гальгальта.

То, что от его Пэ до Хазэ, считается [буквой] Йуд и называется Хохма, а также называется АБ и называется Ацилут. И из этой [буквы] Йуд выходит наружу полное Четырехбуквенное Имя, облекающее его снаружи от Пэ и ниже, и Оно называется Парцуфом АБ.

То, что от Хазэ до Табура, считается первой [буквой] Кэй, Биной, САГ, Брия. Из этой [буквы] выходит полное Четырехбуквенное Имя, облекающее ее снаружи и называющееся Парцуфом САГ.

То, что от Табура и ниже, считается [буквой] Вав Четырехбуквенного Имени и называется МА и Ецира. Из нее вышло наружу полное Четырехбуквенное Имя, называющееся Парцуфом МА и облекающее ее снаружи, и это мир Нэкудим.

А при подробном рассмотрении оказывается, что то, что от Табура и ниже, называется Нэцах,
hОд, Есод; его верхняя треть называется Вав Кцавот («шесть концов» [т.е. шесть Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод]), а нижние трети он называет нижней [буквой] Кэй, а также ступенью БОН и Асия. И из этой нижней [буквы] Кэй вышел наружу полный Парцуф, называющийся БОН, и из него образовался мир Ацилут.

И мы соответственно видим, что существуют МА и БОН во внутренней части, принадлежащие самому [МА дэАдам Кадмон]. И кроме того, существуют МА и БОН, облекающие его снаружи. {И соответственно необходимо разобраться, каким образом, с одной стороны, говорят, что Ацилут называется АБ, а, с другой стороны, он называется БОН? Ответ. Рав называет Кэтэр Именем Адам Кадмон, а Хохму – Именем АБ и Ацилут, Бину – Именем САГ и Брия, Зеир Анпин – Именем МА и мир Ецира, Мальхут – Именем Асия. И соответственно оказывается, что существуют Адам Кадмон, а также Ацилут, Брия, Ецира, Асия в Адам Кадмон, и Адам Кадмон, а также Ацилут, Брия, Ецира, Асия в Ацилут. Раз так, то можно изучать Ацилут в Адам Кадмон или учить о самом Ацилут, являющемся Парцуфом БОН}. (Возможно, Адмор, да будет благословенна память о праведнике [т.е. рав Барух Ашлаг] хотел сказать так: вторая ступень во многих местах называется Хохма, поэтому Ацилут, являющийся вторым миром, называется Хохма и АБ).

2. Это касается того, что светит в Нэкудот дэСАГ. Так же, как мы изучали внутренний АБ, являющийся АБ, светящим в сосудах Гальгальты, мы изучаем и внутренние МА и БОН, светящие в сосудах САГ.
 А внешняя часть называется миром Нэкудим, как мы учили об АБ, что он облекает внешнюю часть Гальгальты. {И окажется, что больше предстоит изучить в соответствии со вторым объяснением}.

Ведь все это появилось впервые в четвертом Парцуфе [мира] Адам Кадмон, называющемся МА или миром Нэкудим. Мы говорим не о внутреннем Парцуфе, а только о том, что вышло наружу.

 

 Пункт 113

И эти пять Бхинот Авиют присущие Масаху называются по именам Сфирот Рош, т.е. Гальгальта Эйнаим и Озэн Хотэм Пэ. Причем Авиют Бхины Далет называется Пэ, ибо в соответствии с [силой преодоления] этой [Авиют] появился первый Парцуф [мира] Адам Кадмон. А Авиют Бхины Гимэль называется Хотэм, ибо в соответствии с [силой преодоления] этой [Авиют] появился Парцуф АБ [мира] Адам Кадмон. А Авиют Бхины Бет называется Озэн, ибо в соответствии с [силой преодоления] этой [Авиют] появился Парцуф САГ [мира] Адам Кадмон. А Авиют Бхины Алеф называется Никвэй Эйнаим, ибо в соответствии с [силой преодоления] этой [Авиют] появился Парцуф МА [мира] Адам Кадмон и мир Нэкудим. А Авиют Бхины Шореш называется Гальгальта или Мэцах, ибо в соответствии с [силой преодоления] этой [Авиют] появился мир Исправления, и он называется новым МА. Потому что четвертый Парцуф [мира] Адам Кадмон является основой Парцуфа МА [мира] Адам Кадмон, ведь он появился из Никвэй Эйнаим на высоте Зеир Анпин, называющейся Четырехбуквенным Именем МА. Однако пятому Парцуфу [мира] Адам Кадмон, появившемуся из Мэцах, т.е. ступени Гальгальта, являющейся ступенью Авиют дэШореш, на самом деле, не присуще ничего кроме высоты Мальхут, называющейся БОН, однако по той причине, что там осталась еще и Бхина Алеф дэhитЛабшут, т.е. Бхина Зеир Анпин, он также называется именем МА, однако именем "МА, появившийся из Мэцах [мира] Адам Кадмон", что означает «из включения [в] Авиют дэШореш, называющейся Мэцах». Кроме того, он называется именем «новый МА», чтобы отделить его от МА, появившегося из Никвэй Эйнаим [мира] Адам Кадмон. И этот новый Парцуф МА называется именем «мир Исправления» или «мир Ацилут».

Ор Шалом


И эти пять Бхинот Авиют присущие Масаху называются по именам Сфирот Рош,
 потому что Зивугим происходят в Рошим и места появления уровней также находятся в Рошим в то время, как Гуф – это лишь распространение из Рош; поэтому Бхинот Авиют называются именами Сфирот Рош.

Ибо в соответствии с
 [силой преодоления] этой [Авиют] появился Парцуф МА. 1) Это Парцуф МА, находящийся выше Табура [мира] Адам Кадмон. 2) Парцуф МА, называющийся мир Нэкудим.

А Авиют Бхины Шореш называется Гальгальта или Мэцах,
 причем и то, и другое – это Бхинат Кэтэр.

Однако по той причине, что там осталась еще и Бхина Алеф дэ
hитЛабшут, ... он также называется именем МА; возникает вопрос, почему остальные Парцуфы не названы именами, соответствующими их Бхинот hаhитЛабшут? Например Парцуф САГ, в котором есть Гимэль дэhитЛабшут, следовало бы назвать АБ!? На это можно сказать, что там, где этой Авиют недостаточно, он не называет ступень в соответствии с ней. Например мир Нэкудим он называет САГ и Бина (см. в Учении о десяти Сфирот часть 8, стр. 605, п. 10), потому что в нем есть Бет дэhитЛабшут. Но это связано именно с тем, что Бхина Алеф не имеет такого же большого значения, ведь она является лишь «hистаКлут Дак» (слабым отблеском). Кроме того, мы учили, что основа существования мира Нэкудим, а именно то, что ему было присуще исправление линий, проистекает из Бет дэhитЛабшут, представляющей собой ступень «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]).

Так и у нас, поскольку Авиют дэШореш не столь важна, он подчеркивает важность Алеф дэ
hитЛабшут. {Но в САГ, поскольку важна Авиют и от нее есть распространение вниз, то нет нужды подчеркивать важность hитЛабшут}. Однако не только по одной этой причине он назвал мир Ацилут именем МА; поэтому объясняются дополнительные причины: 1. Потому что мир Ацилут взял сосуды [мира] Нэкудим, называющиеся именем МА. Но использование этой причины затруднительно, ведь каждый низший берет сосуды у Высшего, это происходит не только тут. 2. Поскольку в [мире] Ацилут Гадлут, исправление которой устойчиво, - это лишь Паним бэАхор, то в Гуфим Парцуфов [мира] Ацилут нет ничего большего, чем МА, т.е. Вав Кцавот («Шести Концов»), [т.е. Сфирот] Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод. А поскольку главной частью является то, что раскрывается на деле, [мир] Ацилут называется именем МА. 3. Мир Нэкудим появился в [состоянии] Катнут. Катнут указывает на Алеф,согласно смыслу [стиха] «Да будет свод посреди вод и да отделяет он воды от вод» [Бэрэйшит 1, 6] – Гальгальта вэЭйнаим называются Высшими водами, а Озэн, Хотэм, Пэ называются низшими водами. Но в [состоянии] Гадлут [мира] Нэкудим, в котором был уничтожен Цимцум Бет, Четырехбуквенное Имя должно наполняться буквами Йуд, а не буквами Алеф [1]. {Однако в комментарии этого не написано}.

Мы учили, что разница между Четырехбуквенным Именем АБ и Четырехбуквенным Именем САГ заключается в [наполнении] буквы
 Вав. В САГ Вав имеет наполнение Алеф (Вав-Алеф-Вав), а не наполнение Йуд, как в Парцуфе АБ. Кроме того, мы учили, что Алеф указывает на Цимцум Бет, а Йуд – на Цимцум Алеф. (См. в Учении о десяти Сфирот, часть 6, ответ 1). Поэтому ниже Табура [мира] Адам Кадмон (имеется в виду САГ), а то, что там, характеризуется как Вав  Кэй, в этом Вав, есть [наполнение] Алеф, как уже говорилось, и оно указывает на соединение с нижней буквой Кэй. И это Источник Катнут [мира] Нэкудим. Т.е. три первых Сфирот [мира] Нэкудим появились только в Гальгальта вэЭйнаим вместе с исправлением Ахор бэАхор, называющимся исправлением линий, исправлением «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]). Но возникает затруднение: почему же наполнение последней буквы Кэй Четырехбуквенного Имени [Парцуфа] САГ – это Йуд, как это может быть, чтобы выше, в букве Вав, был Цимцум Бет, а ниже, в буквеКэй, был Цимцум Алеф? На это можно сказать, что поскольку Рош дэНэкудим облекает верхнюю треть Нэцах, hОд, Есод [мира] Адам Кадмон, называющуюся Вав, а им было присуще исправление линий, то на это исправление линий и указывает Алеф. Т.е. Алеф указывает на положительное, на Высшие воды, на то, что в них светит «Ки Хафец Хэсэд». И это состояние было присуще только трем первым Сфирот Нэкудим, а в семи нижних Сфирот Нэкудим, облекающим букву Кэй, было лишь малое свечение; и как раз благодаря уничтожению Цимцум Бет светил им Свет. Т.е. в соответствии с Цимцум Алеф. Поэтому в Кэй есть наполнение Йуд. Соответственно о мире Нэкудим, когда произошло уничтожение Цимцум Бет, нельзя сказать, что его Четырехбуквенное Имя наполняется буквами Алеф. Однако в [мире] Ацилут, поскольку даже в Гадлут Цимцум Бет не уничтожается, то даже в Гадлут остается наполнение [буквами] Алеф, а поскольку наполнение [буквами] Алеф называется Четырехбуквенным Именем МА, то и мир Ацилут называется МА. 4. Поскольку в мире Нэкудим произошло разбиение сосудов, то мир Нэкудим называется Нэкэйва (женщина, отверстие) и БОН в то время, как мир Ацилут является [миром], исправившим [мир Нэкудим]; поэтому он называется Захар (мужчина) и дающий, а это ступень МА. Но чтобы нам не сделать ошибки и не подумать, что он называется МА по имени Авиют, он называет его новым МА (возможно, эта причина является наиболее убедительным объяснением того, почему буква Кэй имеет наполнение Алеф).

Однако именем МА, появившегося из Мэцах [мира] Адам Кадмон.
 МА – это название Бхины Алеф. [Говоря] «появившегося из Мэцах», он имеет в виду Авиют дэШореш.
----------------------------
Примечание переводчика
[1] Имя должно наполняться буквами Йуд, а не буквами Алеф. – Под наполнением понимается запись букв Четырехбуквенного Имени

יהוה

с буквенными огласовками. При этом получившиеся числовые значения используются как названия Парцуфов. Во всех наполнениях буква Йуд пишется с огласовков Вав, а когда говорится о наполнениях буквами Йуд, Алеф,
hЭй, имеются в виду огласовки остальных трех букв Четырехбуквенного Имени. Когда они наполняются тремя буквами Йуд:

יוד הי ויו הי

получается числовое значение 72 (на иврите Айин Бет или АБ). Когда они наполняются двумя буквами Йуд и одной буквой Алеф:

יוד הי ואו הי

получается числовое значение 63 (на иврите Самех Гимэль или САГ). Когда они наполнаются тремя буквами Алеф:

יוד הא ואו הא

получается числовое значение 45 (на иврите Мэм
hЭй или МА). Наконец, когда они наполняются двумя буквами hЭй:

יוד הה וו הה

получается числовое значение 52 (на иврите Нун Бет; в названии Парцуфа эти буквы переставляются, образуя слово БОН).

 

 Пункт 114

 

Необходимо разобраться, почему, в самом деле, три первых уровня [мира] Адам Кадмон, называющиеся Гальгальта, АБ, САГ, считаются не тремя мирами, а тремя Парцуфами, и в чем отличие четвертого Парцуфа [мира] Адам Кадмон, называющегося именем «мир»; и то же касается пятого Парцуфа [мира] Адам Кадмон; ведь четвертый Парцуф называется именем «мир Нэкудим», а пятый Парцуф называется именем «мир Ацилут» или именем «мир Исправления».

 

Ор Шалом


Три первых уровня [мира] Адам Кадмон, называющиеся Гальгальта, АБ, САГ, являющиеся уровнями Кэтэр, Хохма, Бина; ... и в чем отличие четвертого Парцуфа [мира] Адам Кадмон, являющегося лишь Зеир Анпином и Авиют Бхины Алеф и называющегося именем «мир»; и то же касается пятого Парцуфа [мира] Адам Кадмон, представляющего собой лишь Авиют дэШореш и называющегося именем «мир»?

 

 Пункт 115

 

Также необходимо знать отличие между Парцуфом и миром. А оно состоит в том, что именем Парцуф называется каждый уровень десяти Сфирот, появляющийся в соответствии с [силой преодоления] Масаха дэГуф Высшего [Парцуфа] после того, как он очистился и соединился с Пэ дэРош Высшего [Парцуфа] (как сказано выше, в п. 50), так что после его появления из Рош Высшего [Парцуфа] он сам распространяется, [превращаясь] в Рош, Тох, Соф; в нем также имеются пять уровней, один ниже другого, называющиеся Тэамим и Нэкудот (как говорилось выше, в п. 47), однако назван он только по уровню Тэамим, имеющихся в нем. И именно таким образом появились три первых Парцуфа [мира] Адам Кадмон: Гальгальта, АБ, САГ (как сказано выше, в п. 47). Однако «мир» означает, что он объединяет в себе все то, что находится в мире, Высшем по отношению к нему, подобно печати и отпечатку, ибо все, что присуще печати, полоностью переходит в отпечаток с нее.

 

Ор Шалом


В нем также имеются пять уровней, один ниже другого, и каждый уровень называется одной Сфирой. А они все вместе называются Парцуфом – Тэамим называются Кэтэр, а Нэкудот – это девять нижних Сфирот.

Однако назван он только по уровню Тэамим, имеющихся в нем. Поскольку всегда говорят о Высшей из ступеней.

Однако «мир» означает, что он объединяет в себе все то, что находится в мире, Высшем по отношению к нему. Возникает вопрос: что такое Высший мир?

 

Общий комментарий


Необходимо разобраться в четырех [видах] ступеней: 1. Нэкуда. 2. Сфира. 3. Парцуф. 4. Мир.

1. Нэкуда – это черная точка, соответствующая написанному в Святой [книге] Зоар: «Черная точка, которой не присуще белизны», что является намеком на Цимцум (запрет [получать Свет]). Т.е. поскольку Свет был исторгнут, образовалась тьма. Поэтому, когда Мальхут притянула Ор Яшар (прямой Свет), то пока не произошел Зивуг дэhАкаа, все называется именем Нэкуда (точка) и тьма. Она еще не получила, так как запрещено получать.

2. После того, как Мальхут совершила Зивуг дэhАкаа (соединение в результате противодействия), она становится способной к постижению, соответствующему Ор Хозер (возвращающемуся Свету), имеющемуся у нее. Поэтому, благодаря Ор Хозер, теперь раскрывается одна Сфира, и раскрывается теперь то, что вначале было точкой и тьмой. И упомянутый выше Ор Хозер поднимается снизу вверх, на ступень Рош, а затем распространяется сверху вниз к ступени Гуф. И это происходит в соответствии с законом, который мы учили: существующее потенциально впоследствии распространяется на деле. Раз так, то из одного Зивуга раскрывается одна Сфира, и она называется Тэамим (вкусы, причины).

3. Затем произошло соударение окружающего Света с внутренним Светом и уничтожило Масах Бхины Далет. Однако Масах, соответствующий [силе преодоления] Бхины Гимэль, Мальхут еще смогла создать. Поэтому раскрывается уровень Хохма, и называется он Сфират hаХохзма. {Если мы будем говорить о сосудах, то [раскрытие происходит] в обратном порядке. Сначала раскрывается Сфират hаМальхут, потому что из нее исторгается Свет. А затем – Сфират Зеир Анпин и т.д.} Затем раскрываются Сфирот Бина, Зеир Анпин и Мальхут, когда происходит Зивуг, соответствующий [силам преодоления] Бхинот Бет, Алеф и Шореш. {И все это Бхинот Нэкудот}. И эти пять раз, когда происходит Зивуг дэhАкаа, называются Парцуфом.

4. Пять Парцуфов называются миром. {Однако, поскольку о Бхине Алеф этого не говорят, так как она является ступенью «hистаКлут Дак» (слабый отблеск), то считают только первые три Парцуфа}.

 

 Пункт 116

 

И в соответствии с этим ты должен понять, что три первых Парцуфа Гальгальта, АБ, САГ [мира] Адам Кадмон считаются только одним миром, т.е. миром Адам Кадмон, появившимся при первом Цимцуме (запрете [получать Свет]). Однако четвертый Парцуф [мира] Адам Кадмон, в котором происходит Цимцум Бет, становится самостоятельным миром по той причине, что Масах Нэкудот дэСАГ становится двойным при его нисхождении под Табур [мира] Адам Кадмон, ибо одной из частей, делающей его двойным, является Авиют Бхины Далет в том смысле, что нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени образуется] в Эйнаим (как говорится выше, в п. 63). Ибо когда Гадлут вернула Бхину Далет на ее место в Пэ и породила уровень Кэтэр (как сказано выше, в п. 84), то этот уровень оказывается также равным первому Парцуфу [мира] Адам Кадмон. И после того, как он распространился, [превратившись] в Рош, Тох, Соф, в Тэамим и в Нэкудот, появился соответствующий ему второй Парцуф на уровне Хохма, называющийся Йисраэль Сава уТвуна, и он подобен второму Парцуфу [мира] Адам Кадмон, называющемуся АБ [мира] Адам Кадмон. А после его распространения и образования Тэамим и Нэкудот появился третий Парцуф, называющийся МА дэНэкудим (см. выше, в п. 111). И он подобен третьему Парцуфу [мира] Адам Кадмон. Вот и появилось здесь, в мире Нэкудим все то, что было в мире Адам Кадмон, т.е. три Парцуфа, один ниже другого, и в каждом из них Тэамим и Нэкудот и все произошедшее в них, подобно трем Парцуфам Гальгальта, АБ, САГ дэАдам Кадмон, находящимся в мире Адам Кадмон. И поэтому он считается миром Нэкудим, являющимся отпечатком мира Адам Кадмон, и называется он поэтому совершенно самостоятельным миром. (А причина того, что три Парцуфа [мира] Нэкудим называются не Гальгальта, АБ, САГ, а АБ, САГ, МА, состоит в том, что у Бхины Далет, присоединившейся к Масаху [Парцуфа] САГ, нет полной Авиют из-за того, что произошло очищение [Масаха], уже в первом Парцуфе [мира] Адам Кадмон, и поэтому они низошли на ступени АБ, САГ, МА).

 

Ор Барух


Ибо одной из частей, делающей его двойным, является Авиют Бхины Далет в том смысле, что нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени образуется] в Эйнаим. Такая формулировка означает, что благодаря Цимцум Бет впоследствии появился уровень Кэтэр!? А мы должны различать, что Цимцум Бет был только [одним] фактором. Т.е. благодаря тому, что Нэкудот дэСАГ соединились с тем, что находится под Табуром ([мира] Адам Кадмон), там присутствует Далет – Гимэль; поэтому впоследствии появился уровень Кэтэр. И это произошло благодаря нисхождению [Нэкудот дэСАГ] под Табур [мира] Адам Кадмон. (Следовательно) при этом [нисхождении] там произошли две вещи: 1) на них был наложен запрет, 2) они обрели ступень Далет – Гимэль. И впоследствии появился уровень Кэтэр, соответствующий Далет – Гимэль.

Этот уровень оказывается также равным первому Парцуфу [мира] Адам Кадмон. Разве первый Парцуф не представлял собой Авиют Бхины Далет в то время, как здесь есть только Далет дэhитЛабшут, а это подобно АБ [мира] Адам Кадмон!?

И называется он поэтому совершенно самостоятельным миром. 

Мы учили, что четвертый Парцуф, называющийтся МА дэАвиют, называется миром, а именно миром Нэкудим. А причина этого заключается в том, что ему присущи три ступени подобные тем, что присущи миру Акудим. А три ступени мира Акудим таковы: Гальгальта, АБ, САГ. И точно так же в Парцуфе МА, представляющем собой Авиют Бхины Алеф, появились три ступени: 1. Аба вэИма и Гуфим, называющиеся Мальхэй Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт. 2. Йисраэль Сава уТвуна и Гуфим, называющиеся Мальхэй дэНэцах, hОд, Есод, Мальхут. 3. Рош без Гуф, называющийся Рош hаДаат. И поэтому эти три ступени называются именем мир Нэкудим по примеру мира Акудим.

И необходимо разобраться, почему о том, что происходит здесь, в мире Нэкудим, учат, что после очищения третьего Рош, называющегося Даат, Масах со всеми Рэшимот поднялся к Рош дэСАГ. А об Акудим не учат, что после очищения третьей ступени Масах со всеми Рэшимот поднялся к первому Рош, называющемуся Гальгальта?

И это не вызывает слишком большого затруднения. Ибо поднятие Масаха вместе к Рэшимот к Рош hаСАГ означает, что остались Рэшимот без Света, поэтому их необходимо поднять. И поскольку Мальхэй дэНэцах, hОд, Есод, Мальхут и Мальхэй Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт разбились и Рошим также не устояли, а именно Ахораим дэЙисраэль Сава уТвуна и Ахораим дэАба вэИма, у которых не было наполнения, то Масах вместе с Рэшимот поднялся к Рош hаСАГ, чтобы получить наполнение. Иначе обстоит дело в [мире] Акудим: несмотря на то, что и там произошло очищение в Гуфим, но Рошим устояли во всей своей полноте, и благодаря им было наполнение у Гуфим Высшего. Т.е. Гуф дэГальгальта наполнился благодаря Рош дэАБ, а Гуф дэАБ – благодаря Рош дэСАГ. Здесь произошло иначе: помимо того, что разбились сосуды Гуфим, Рошим также были неполными. 

Кроме того, необходимо разрешить затруднение, заключающееся в том, что там, в [мире] Акудим, эти три Парцуфа не связаны друг с другом. Здесь дело обстоит иначе: на ступени Парцуфа нет ничего кроме четвертого Парцуфа, появившегося в соответствии с одной ступенью Авиют, а именно Бет – Алеф, в которую включена лишь часть Далет – Гимэль. Поэтому помимо того, что произошел подъем частей, т.е. составляющих Парцуфов, имеющихся там, еще произошел подъем и Масаха вместе с Рэшимот к Рош hаСАГ. И из этого появился также частный Парцуф, называющийся Алеф дэhитЛабшут и Авиют дэШореш.

 

Ор Шалом


Что три первых Парцуфа Гальгальта, АБ, САГ [мира] Адам Кадмон считаются только одним миром, называющимся Акудим, потому что все десять Сфирот Акудот (связаны) в одном сосуде.

Однако четвертый Парцуф [мира] Адам Кадмон, в котором происходит Цимцум Бет, становится самостоятельным миром, поскольку он включает все, что появилось до него, т.е. все, что раскрылось в Высшем мире; поэтому он называется миром. Это происходит по той причине, что Масах Нэкудот дэСАГ становится двойным при его нисхождении под Табур [мира] Адам Кадмон, ибо одной из частей, делающей его двойным, является Авиют Бхины Далет, однако на то, что выше Табура, совсем не было наложено запрета, поэтому там нет Рэшимот Далет – Гимэль. Поэтому Высший Парцуф МА называется Парцуфом, а не миром.

В [мире] Адам Кадмон, как мы учили, появились три Парцуфа: Кэтэр, Хохма и Бина, и здесь также появились три Парцуфа. Но необходимо понять, почему три первых Парцуфа называются миром. Ответ. Есть отличие в их практической реализации (т.е. есть ситуация, в которой находятся три первых Парцуфа отличается от того, что произошло в мире Нэкудим): три первых Парцуфа появились при Цимцум Алеф, составляя единый сосуд; поэтому, как сказано выше, рав [т.е. Аризаль] говорит, что они называются Акудим, от слов «Ваяакод (и связал) Йицхака, сына своего» [Бэрэйшит 22, 9], т.е. все десять Сфирот связаны, образуя один сосуд, сосуд Мальхут, место которого внизу, под девятью первыми Сфирот. И все эти три Парцуфа появились именно в таком порядке.

Однако в четвертом Парцуфе был наложен Цимцум Бет (второй запрет [получать Свет]), вызвавший два изменения: 1. Мальхут поднялась в каждой Сфире без исключения, поэтому он называется миром «Нэкудим», от слова Никуд (точка). {По-видимому адмор, да будет благословенна память о праведнике (т.е. рав Барух Ашлаг) имел в виду, что Мальхут называется Нэкуда (точкой)}. 2. Причиной того, что его называют именем «мир» заключается в том, что в него включена часть Рэшимот Далет – Гимэль; поэтому в нем появились три Парцуфа: 1. Парцуф Аба вэИма, от которого распространяются четыре Гуфим, называемые Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт. 2. Парцуф Йисраэль Сава уТвуна, от которого распространяются четыре Гуфим, называемые Нэцах, hОд, Есод, Мальхут. 3. Рош hаДаат, появившийся как Рош без Гуф.

Мы видим, что в четвертом Парцуфе порядок иной по сравнению с тем, что был в [мире] Адам Кадмон, т.е. это порядок Нэкудот. А поскольку и тут появились три Парцуфа, то он называет четвертый Парцуф именем «мир».

Ибо одной из частей, делающей его двойным, является Авиют Бхины Далет; имеется в виду Бхина Далет – Гимэль. В том смысле, что нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени образуется] в Эйнаим. В понятие «нижняя [буква] Кэй» вкладываются два значения: 1. Цимцум. Т.е. от Эйнаим и ниже не светит [Свет]. И это благодаря присоединению Бхины Далет, с [силой преодоления] которой невозможно создать Масах. 2. Имеется в виду, что там присутствуют также Рэшимот Далет – Гимэль. И это можно понять по тому, что как мы учили, то, что ниже Табура Гальгальты, характеризуется словами «ниже Мальхут», т.е. ниже ее владения. Поэтому он называет Рэшимот, появляющиеся оттуда, именем «нижняя Кэй».

То этот уровень оказывается также равным первому Парцуфу [мира] Адам Кадмон […] Он подобен второму Парцуфу [мира] Адам Кадмон, называющемуся АБ […] Он подобен третьему Парцуфу [мира] Адам Кадмон. 

А. (См. Ор Барух). 1. То, что он пишет «подобен», означает не подобие по ступени Авиют или по уровню, а имеется в виду их порядок; т.е. первый Парцуф в [мире] Нэкудим подобен Гальгальте, поскольку он был первым Парцуфом [мира] Адам Кадмон и так далее точно таким же образом. 2. Имеется в виду подобие по [относительному] уровню. Т.е. в Гальгальте светил уровень Кэтэр, так и тут светит уровень Кэтэр. Но здесь имеется только Далет дэhитЛабшут, а там была Далет дэАвиют. Также правильно уподобить этот Парцуф, т.е. Абу вэИму, [Парцуфу] АБ, а Парцуф Йисраэль Сава уТвуна – [Парцуфу] САГ, а Рош hаДаат - [Парцуфу] МА. {Хотя они значительно удалены друг от друга, поскольку АБ, САГ, МА появились из Рэшимот, находящихся выше Табура [мира] Адам Кадмон, в то время, как Аба вэИма, Йисраэль Сава уТвуна и Рош hаДаат появились из Рэшимот, находящихся ниже Табура [мира] Адам Кадмон}.

Б.Почему он говорит, что в мире Нэкудим нет ничего кроме трех Парцуфов Гальгальта, АБ, САГ; разве не сущестьвует также Парцуфа МА, место которого выше Табура? Ответ. То, что выше Табура, называется Кэтэр, Хохма, Бина (см. п. 160). Соответственно для этого Парцуфа МА действует закон Бины, {несмотря на то, что его Авиют – это Бхина Алеф}, поскольку его место выше Табура [мира] Адам Кадмон. Почему же о нем не говорят? Ответ. Поскольку говорят только о том, что затрагивает Этот Мир, объединение Атрибута Милосердия с Атрибутом Суда, то не говорят об этом МА, т. к. Он является ступенью Цимцум Алеф [т.е. только Атрибута Суда].

И необходимо понять, почему Высший Парцуф МА так же, как и первый Рош [мира] Нэкудим, называющийся Йисраэль Сава уТвуна, не распространился под Табур [мира] Адам Кадмон. Ответ. 1. Ниже Табура [мира] Адам Кадмон не было Цимцума (запрета). {Имеется в виду запрет помыслов, заставляющих его быть получающим ради получения}. Поскольку у [первого Парцуфа мира] Адам Кадмон был Масах, соответствующий [силе преодоления] Бхины Далет, то он сказал: «Хотя мне и хочется, я не желаю получать». АБ и Тэамим дэСАГ не желали распространяться под Табур, так как они боялись того, что они там, возможно, соединятся с желанием получать. Но еще не было никого, кто бы пожелал получать ради получения. Однако после распространения Нэкудот дэСАГ под Табур и их соединения там [с Бхиной Далет - Гимэль] уже было кому желать получить ради получения. А раз так, то Высшему Парцуфу МА, у которого нет помыслов получить ради получения, не имеет смысла спускаться вниз и обретать такие помыслы после того, что уже есть кому желать получить ради получения. Так и Йисраэль Сава уТвуна появился в соответствии с Рэшимот уже упоминавшегося соединения [с Бхиной Далет - Гимэль], но поскольку он является первым Рош, то он не ощущает этого соединения, а раз так, то зачем ему спускаться под Табур и обретать помыслы присущие получающему ради получения? 2. Поскольку Высший МА появился в соответствии с Рэшимот дэТэамим дэСАГ, которые не спускались под Табур, то и он не спускается. Но Свет, появившийся в соответствии с Рэшимо дэНэкудот дэСАГ, действительно распространился под Табур, т.к его Источник находится там.

(А причина того, что три Парцуфа [мира] Нэкудим называются не Гальгальта, АБ, САГ, а Аба вэИма называются АБ, ибо это Далет – Гимэль; Йисраэль Сава уТвуна называются САГ, ибо это Гимэль – Бет; Рош hаДаат называется МА, ибо это Бет – Алеф, […] и поэтому они низошли на ступени АБ, САГ, МА). Возникает вопрос: почему он с самого начала не пишет «АБ, САГ, МА»? Но поскольку мы имеем дело с миром Нэкудим, то если бы он написал «АБ, САГ, МА», то, возможно, возникла бы путаница; поэтому он пишет «Гальгальта, АБ, САГ». Пояснение. Если бы он с самого начала писал «АБ, САГ, МА», то путаница могла возникнуть потому, что мир Нэкудим также называется МА.

 

 Пункт 117

 

Вот и объяснено, каким образом мир Нэкудим становится отпечатком мира Адам Кадмон. И таким же образом отпечатывается пятый Парцуф [мира] Адам Кадмон, т.е. новый МА, являющийся полным отпечатком мира Нэкудим, таким образом, что все ступени, использовавшиеся в [мире] Нэкудим, даже разбившиеся и прекратившие существование там, тем не менее, все вернулись и вновь возникли в новом МА, и поэтому он называется самостоятельным миром. И называется он миром Ацилут, т.к. он весь находится выше Парса, установленного во время Цимцум Бет. И называется он также Миром исправления потому, что мир Нэкудим не устоял из-за того, что произошли в нем [процессы] прекращения существования и разбиения, о чем уже говорилось, но затем, в новом МА, поскольку вернулись все те ступени, что были в мире Нэкудим, и появились в новом МА, они исправились там и устояли, и поэтому он называется миром Исправления; ведь это воистину сам мир Нэкудим, только обретающий здесь, в новом МА, полное исправление. Так как благодаря новому МА возвращаются и соединяются с тремя первыми Сфирот все те Ахораим, что упали в Гуф из [Парцуфов] Аба вэИма и Йисраэль Сава уТвуна, а также Паним и Ахораим всех семи нижних Сфирот, что упали в [миры] Брия, Ецира, Асия и умерли, возвращаются и поднимаются благодаря ему к [месту] Ацилут.

 

Ор Шалом


И называется он миром Ацилут, т.к. он весь находится выше Парса, установленного во время Цимцум Бет. Мы учили, что во время Цимцум Бет, когда Нэкудот дэСАГ соединились с тем, что находится ниже Табура [мира] Адам Кадмон, образовались два места. 1. Гальгальта вэЭйнаим, представляющие собой ступени Хохма, Бина, Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, [доходящие] до Парса и называющиеся местом Ацилут. И там может светить Свет, т.к. там не было Цимцума. Поэтому оно называется «Ацилут», от слов «И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его» (Мишлей 8, 30)], ибо у сосудов еще есть Свет. 2. [Место] от Парса и ниже, ступени Озэн, Хотэм, Пэ, т.е. ступень семи нижних Сфирот Бины, нуждающихся в [Свете] Хохма; они стали местом Брия, что означает [нахождение] вне ступени. А поскольку пятый мир светит в месте Ацилут, выше Парса, образовавшегося во время Цимцум Бет, то он называется миром Ацилут.

И называется он также Миром исправления, т.к. вносит исправление, заключающееся в том, что сосуды Озэн, Хотэм, Пэ должны соединиться с тремя первыми Сфирот. Пояснение. Мы учили, что три первых Сфирот [мира] Нэкудим остались, как сосуды, так и Света. И это, по словам рава, называется hАГДАЗ [hЭй, Гимэль, Далет, Зайин].

hЭй означает верхнюю половину Кэтэра, т.е. Гальгальту вэЭйнаим дэКэтэр. Гимэль означает Гальгальту вэЭйнаим дэАба (явно имеются в виду три первых Сфирот Абы). Далет означает четыре первых Сфирот Имы. Зайин означает семь Кэтэров семи нижних Сфирот дэНэкудим, появившиеся в Рош, т.е. в первых трех Сфирот дэНэкудим, и распространившиеся затем от Эйнаим вниз, в Гуф. Эта ступень, появившаяся в Рош до ее распространения в Гуф, осталась в Рош. Следовательно эти четыре ступени остались, как сосуды, так и Света, и их взял Атик, первый Парцуф [мира] Ацилут, чтобы исправить; поэтому Он притянул к ним Озэн, Хотэм, Пэ.

Кроме того, он называется «Миром исправления» потому, что сосуды Паним и сосуды Ахораим семи нижних Сфирот исправились в достаточной мере, чтобы снова не разбиться. И объясним это подробней. Место сосудов Ахораим находится ниже Парса, а место сосудов Паним находится в [мире] Ацилут, но в [мире] Ацилут исправляются даже сосуды Паним, т.к. к ним присоединилась [часть] от сосудов Ахораим. (А не собственно сосуды Ахораим. См. Ор Шалом в п. 91, начиная со слова «Итак»). А благодаря исправлению многих присоединившихся сосудов очищаются все сосуды Ахораим. И это понятно из следующего примера. Два человека получили кубок вина для того, чтобы его выпить. Тот из них, что поумнее, сказал своему приятелю: «Я совсем не хочу пить вино, я смочу вином немного кекса, и мне хватит, а ты выпьешь остальное». Его друг согласился с его словами. Тот, что умнее, стал опускать кекс в вино и делал это снова и снова, пока своими действиями не осушил все вино … Мы видим, что благодаря множеству присоединений в конечном счете исправляется все.

Ведь это воистину сам мир Нэкудим, т.е. те Рэшимот, что используют там, используются также в мире Ацилут, а это Рэшимот Далет – Гимэль, находящиеся ниже Табура Гальгальты.

 

 Пункт 118

 

А причиной этих событий является то, что каждый низший Парцуф возвращается и заполняет сосуды Высшего после исторжения их Светов во время очищения Масаха, т.к. после исторжения Светов дэГуф первого Парцуфа [мира] Адам Кадмон, произошедшего в результате очищения Масаха, этот Масах обрел новый Зивуг на уровне [Парцуфа] АБ, который вернулся и наполнил пустые сосуды Гуф Высшего, т.е. первого Парцуфа. А также после исторжения Светов дэГуф дэАБ по причине очищения Масаха этот Масах обрел новый Зивуг на уровне [Парцуфа] САГ, который вернулся и наполнил пустые сосуды Высшего, т.е. АБ. А также после исторжения Светов дэСАГ по причине очищения Масаха этот Масах обрел новый Зивуг на уровне [Парцуфа] МА, появившегося из Никвей Эйнаим и представляющего собой [Парцуф] Нэкудим, который вернулся и наполнил пустые сосуды Высшего, т.е. Нэкудот дэСАГ. И точно так же после исторжения Светов Нэкудим по причине прекращения существования Ахораим и разбиения сосудов Масах обрел новый Зивуг на уровне [Парцуфа] МА, появившегося из Мэцах дэПарцуф САГ [мира] Адам Кадмон, и заполнил пустые сосуды Гуф Высшего, а именно те сосуды [мира] Нэкудим, что прекратили существование и разбились.

 

Ор Шалом


А причиной этих событий, т.е. того, что мир Ацилут исправляет мир Нэкудим, является то, что каждый низший Парцуф возвращается и заполняет сосуды Высшего, и об этом говорится: «Заслуги сына переходят к отцу» [Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр. 104А], т.е. низший исправляет Высшего.

Т.к. после исторжения Светов дэГуф ... этот Масах обрел новый Зивуг на уровне [Парцуфа] АБ, который вернулся и наполнил пустые сосуды Гуф Высшего, т.е. первого Парцуфа. Масах и Авиют Гальгальты, оставшиеся без Света, поднялись к Пэ дэРош. Затем Масах Гальгальты попросил силу, дающую возможность получить Свет Хохма. И не ради второго Парцуфа, а ради самого себя. Поэтому наполняются его пустые сосуды, поскольку он сам этого просил. Но так как этот Масах, когда был в Рош, вобрал в себя [часть] от Авиют дэРош, Авиют, [располагающейся выше Пэ и поднимающей Ор Хозер] снизу вверх, т.е. он сам способен совершить Зивуг дэhАкаа, то по этой причине после распространения Света, появившегося в результате Зивуга дэhАкаа, соответствующего [силе преодоления] Рэшимот Далет – Гимэль, Масах нисходит вниз от Пэ к Хазэ дэГальгальта, и при этом присоединяется к нему Авиют, [располагающаяся выше Пэ и поднимающая Ор Хозер] снизу вверх, и побуждает его снова притянуть Свет на ступени Рош. И это Рош внешнего [Парцуфа] АБ, облекающего внутренний АБ. Т.е. на ступени АБ, чей Зивуг дэhАкаа произошел в Пэ дэРош дэГальгальта. Следовательно [имеется в виду] ступень самого [Парцуфа] Гальгальта – именно та ступень, что появилась вначале.

И в связи с этим необходимо разобраться, что означает «низший заполняет Высшего». Ответ. Масах дэГуф, сначала обретший с альтруистической мотивацией уровень Ехида, теперь просит силу преодоления у Масаха дэРош на меньшей высоте, поэтому он называется низшим. И соответственно заполняется Высший, т.к. больше этого он не хочет получать, потому что большего он не может преодолеть.

А именно те сосуды [мира] Нэкудим: сосуды Рош, что прекратили существование, и сосуды Гуф, которые разбились.

 

 Пункт 119

 

Однако здесь новый МА сильно отличается, так как он становится ступенью Дэхар (мужчина) и ступенью Высшего по отношению к сосудам [мира] Нэкудим, ибо он исправляет их; напротив, в предыдущих Парцуфах низший не становится [ступенью] Дэхар и Высшим по отношению к сосудам Гуф Высшего, хотя он и наполняет их благодаря своей высоте. А изменение состоит в том, что в предыдущих Парцуфах исторжением Светов не наносилось никакого вреда, т.к. только очищение Масаха вызывало их исторжение, а здесь, в мире Нэкудим, сосудам был нанесен ущерб, т.к. сила Мальхут, прекращающей [свечение], соединилась с сосудами Ахораим семи нижних Сфирот, о чем уже говорилось, и они непригодны к получению этих Светов, поскольку по этой причине разбились и умерли, и упали в [миры] Брия, Ецира, Асия. И поэтому они полностью зависят от нового МА, который должен их оживить, отделить и поднять в [место] Ацилут, и благодаря этому новый МА считается [ступенью] Захар (мужчина) и Дающим, а эти сосуды Нэкудим, очистившиеся благодаря Ему, стали ступенью Нуква по отношению к этому МА, и поэтому их Имя изменилось, став Именем БОН, т.е. они стали ступенью низшего по отношению к этому МА. И несмотря на то, что они являются Высшим по отношению к новому МА, поскольку это сосуды из мира Нэкудим и ступень МА, и Никвей Эйнаим, а Его Высшая ступень – это Вав Кцавот [«шесть концов»] дэСАГ дэАдам Кадмон (как сказано выше, в п. 74), тем не менее, теперь они стали низшим по отношению к новому МА и называются БОН по уже указанной причине.

 

Ор Шалом


Т.к. только очищение Масаха вызывало их исторжение, т.е. поскольку они увидели, что не могут получать с альтруистической мотивацией, то они пожелали не получать вовсе. Поэтому эти сосуды остались на своем месте, не претерпев никакого вреда. Но если сосуды желают получать, то оказывается, что они понесли ущерб. И об этом написано: а здесь, в мире Нэкудим, сосудам был нанесен ущерб, т.к. сила Мальхут, прекращающей [свечение], которая называется желанием получать ради получения, соединилась с сосудами ... и благодаря этому новый МА считается [ступенью] Захар (мужчина) и Дающим; в седьмой части [Учения о десяти Сфирот] указана дополнительная причина: (см. Ор Шалом к [Введению в мудрость Каббалы], п. 118, начиная со слов «Т.к.»): о предыдущих Парцуфах мы учили, что сначала старые сосуды получили Свет, а после них получили новые сосуды. Например Свет АБ сначала светил в сосуды Гальгальты и только потом стал светить во внешнем [Парцуфе] АБ. А здесь Свет не может сначала светить сосудам [мира] Нэкудим, т.к. им нанесен ущерб, но сначала происходит Зивуг в МА и Он получает Свет, а затем Он наделяет пустые сосуды мира Нэкудим. Поэтому мир Нэкудим называется БОН и низшим по отношению к этому МА.

{Дополнительное различие между [миром] Ацилут и Парцуфами [мира] Адам Кадмон. Рав говорит, что в мире Ацилут совсем нет очищения Масаха. И мы должны понимать это различие таким образом, что в Парцуфах [мира] Адам Кадмон происходило соударение Ор Макиф (окружающего Света} и Масаха, который он очищал; почему же в [мирах] Ацилут, Брия, Ецира, Асия этого не происходит? И вот сам рав говорит о причине таким образом: до завершения образования сосудов происходило соударение, очищавшее Масах. Иначе обстоит дело в [мирах] Ацилут, Брия, Ецира, Асия: там уже есть сосуды и никакого очищения Масаха там не происходит. Пояснение. В Парцуфах [мира] Адам Кадмон они получали полное количество [Света], которое они могли [получать] с альтруистической мотивацией, а больше не хотели получать. Поэтому происходит соударение Ор Макиф [с Масахом], и его очищение для того, чтобы они больше получали. А в [мирах] Ацилут, Брия, Ецира, Асия иная ситуация: поскольку им предшествовал мир Нэкудим, где произошло разбиение сосудов, то они должны исправить и заполнить сосуды [мира] Нэкудим, как это было до разбиения.. И это подобно одному Парцуфу, который должен заполнить пустые сосуды второго Парцуфа, чтобы в них светил Свет, как это было вначале. Если так, то только после того, как это будет завершено, Ор Макиф сможет потребовать, чтобы [второй Парцуф] больше получил. Но завершится это только в конце исправления}.