Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Объяснение трех миров Брия, Ецира, Асия

 

 Пункт 144

 

Семь основополагающих вещей, соединенных воедино, необходимо различать в трех мирах Брия, Ецира, Асия: первая – это откуда взялось место этих трех миров. Вторая – это уровни [буквально: меры высот] Парцуфов [миров] Брия, Ецира, Асия и первоначальное расположение миров, когда они были созданы и наделены Светом и появились из Нуквы [мира] Ацилут. Третья – это все эти уровни и их расположение под воздействием дополнительных Мохин, которые они обрели перед прегрешением Адама hаРишон. Четвертая – это Мохин, оставшиеся в Парцуфах [миров] Брия, Ецира, Асия, и место падения этих миров после того, как они были повреждены прегрешением Адама hаРишон. Пятая – это Мохин дэИма, полученные Парцуфами [миров] Брия, Ецира, Асия после их падения под Парса [мира] Ацилут. Шестая – это ступень Парцуфей hаАхор пяти Парцуфов [мира] Ацилут, низошедших и облачившихся в Парцуфы [миров] Брия, Ецира, Асия и ставших для них ступенью Нэшама леНэшама [буквально: Нешама у Нешамы]. Седьмая – это ступень Мальхут [мира] Ацилут, низошедшая и становящаяся ступенью Атик для Парцуфов [миров] Брия, Ецира, Асия.

Ор Шалом


Откуда взялось место этих трех миров.
 Мы учили, что сначала был Свет, заполняющий все сущее, и тогда не было места сокрытия, и благодаря Цимцуму Алеф было создано место для миров. Если так, то в том, что здесь он говорит о [мирах] Брия, Ецира, Асия, характеризуемых как находящиеся вне ступени, необходимо понять, разве для создания места не происходит Цимцум снова?

Все эти уровни … под воздействием дополнительных Мохин,
 т.е. уровень, обретенный ими сверх того, что им было присуще во время их рождения.

Мохин дэИма, полученные … после их падения.
 Мы учили, что [миры] Брия, Ецира, Асия низошли под Парса [мира] Ацилут после прегрешения Адама hаРишон. У них тогда были только Вав Кцавот, а у Адама hаРишон была только Нэкуда. Затем они получили Мохин дэНэшама от Бины [мира] Ацилут. И об этом написано: Мохин дэИма, полученные … после их падения.

Шестая – это ступень Парцуфей
h
аАхор пяти Парцуфов [мира] Ацилут, … и ставших для них ступенью Нешама леНешама. {Имеются в видуМохин дэХая}. И возникает следующее затруднение: разве мы не учили, что Ахораим дэМальхут низошли в [миры] Брия, Ецира, Асия, а не Ахораим пяти Парцуфов [мира] Ацилут? {См. [Учение о десяти Сфирот], часть шестнадцатая, п. 164}.

Седьмая – это ступень Мальхут, … и становящаяся ступенью Атик.
 Имеются в виду Мохин дэЕхида.

 

 Пункт 145

 

А первая из этих отличительных особенностей уже разъяснялась (выше, в п. 66 и далее), ибо по причине поднятия Мальхут, прекращающей [свечение] и находящейся ниже Сиюма Раглей Адам Кадмон, в место Хазэ семи нижних Сфирот дэНэкудот дэСАГ, происходящего во время Цимцума Бет, вышли и упали две нижние трети Тифэрэт, а также Нэцах, hОд, Есод, Мальхут ниже новой точки Сиюма, находящейся в Хазэ дэНэкудот, и непригодны они больше к получению Высшего Света, и образовалось из них место для трех миров Брия, Ецира, Асия: т.к. из двух нижних третей Тифэрэт образовалось место мира Брия, из трех Сфирот Нэцах, hОд, Есод образовалось место мира Ецира, а из Мальхут образовалось место мира Асия. Тщательно разберись в том, что там написано.

Ор Шалом


Ибо по причине поднятия Мальхут, прекращающей [свечение] и находящейся ниже Сиюма Раглей Адам Кадмон,
 т.е. Мальхут, желающей получать ради получения и поэтому называющейся Халаль Пануй (незаполненным пространством). {Существуют две ступени Халаль Пануй: 1. Поскольку творение не хочет получать, и это считается Святостью. 2. Поскольку творение желает получать ради получения, и эта ступень не является Святостью}.

Вышли и упали две нижние трети Тифэрэт, а также Нэцах,
hОд, Есод, Мальхут … , и образовалось из них место для трех миров Брия, Ецира, Асия. Пояснение. Парцуф, располагающийся от Табура дэНэкудот дэСАГ и ниже, делится на три первых Сфирот Бины и семь нижних Сфирот Бины. Три первых Сфирот Бины называются Гальгальта вэЭйнаим, Хохма, Бина, Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт до Хазэ, альтруистическими сосудами, там не произошло присоединения Бхины Далет. Поэтому то, что от Хазэ и выше, называется местом Ацилут. А в семи нижних Сфирот Бины, находящихся от Хазэ и ниже, властвует Бхина Далет; поэтому из двух третей Тифэрэт и Нэцах, hОд, Есод, Мальхут образовалось место Брия, Ецира, Асия. Об этом написано: и непригодны они больше к получению Высшего Света, т.к. хотят получать ради получения. И образовалось из них место для трех миров Брия, Ецира, Асия; после этого мы учим, что там будут находиться [миры] Брия, Ецира, Асия Святости благодаря исправлениям, а пока это ступень “Халаль Пануй”.

 

 Пункт 146

 

А второй отличительной особенностью являются уровни [буквально: меры высоты] Парцуфов [миров] Брия, Ецира, Асия и их местоположение во время их появления и рождения из Бэтэн [т.е. утробы] Нуквы [мира] Ацилут. Знай, что в это время Зеир Анпин уже обрел ступень Хая от Абы, а Нуква уже обрела ступень Нэшама от Имы. И ты уже знаешь, что Зеир Анпин и Нуква обретают Мохин от Абы вэИмы только посредством подъема и облекания [Абы вэИмы], о чем сказано выше, см. п. 142. И поэтому оказывается, что Зеир Анпин облекает Абу [мира] Ацилут, называющегося Высшими Абой вэИмой. А Нуква облекает Иму [мира] Ацилут, называющуюся Йисраэль Сава уТвуна. И тогда Нуква [мира] Ацилут выбрала мир Брия и наделила его полным набором пяти Парцуфов, [образовавшихся] в нем.

Ор Шалом


Из Бэтэн [т.е. утробы] Нуквы [мира] Ацилут.
 О Зеир Анпине мы учили, что он родился из Бэтэн дэИма. Но, по правде говоря, он появляется из Рош дэЙисраэль Сава уТвуна, но во время Ибура [т.е. зародыша] Зеир Анпина становятся Аба вэИма и Йисраэль Сава уТвуна одной ступенью, и тогда то, что от Табура их обоих и ниже, считается Бэтэн [т.е. утробой]. А на самом деле, там находится Рош дэЙисраэль Сава уТвуна. Но в самых общих чертах, это место называется Бэтэн, а при более детальном рассмотрении оно называется Рош. По-видимому, и здесь можно так объяснить, но он не вдается в подробности. {Иногда он говорит, что каждый низший появляется из Озэн, Хотэм, Пэ Высшего. И нужно знать, что Озэн, Хотэм, Пэ Высшего называется Бэтэн [т.е. утробой]}.

О Парцуфе Мальхут мы учили, что ее Источник проистекает из Мальхут дэЗеир Анпин, поднявшейся к Бина дэГуфа дэЗеир Анпин, называющейся Хазэ, а то, что от Хазэ и ниже, называется Бэтэн. Но он не объясняет, происходит ли Зивуг в Рош дэЗеир Анпин или в его Гуф. И нужно сказать, что все Зивугим происходят в Рош.

А Нуква уже обрела ступень Нэшама от Имы.
 Так должно было быть, потому что когда Мальхут присуще состояние Катнут [т.е. детство] и Вав Кцавот, она не может родить, и только когда у нее есть ступень Нэшама, она может родить, и тогда она называется “Гдола” [т.е. взрослой]. Также нужно знать, что и Нэшама [т.е. душа] Адама hаРишон, называющаяся “внутренней частью [миров] Брия, Ецира, Асия”, родилась из Мальхут в то время, когда [Мальхут] пребывала в месте Бины [мира] Ацилут.

И тогда Нуква [мира] Ацилут выбрала мир Брия и наделила его.
 В самых общих чертах, мы учим, что Мальхут родила все [миры] Брия, Ецира, Асия!? Но Зивуг, произошедший в [мире] Ацилут, распространяется вниз и делится на части.

 

 Пункт 147

 

А поскольку Нуква пребывает в месте Имы, то она и считается ступенью Има, ибо низший, поднимающийся к Высшему, становится подобным Ему. И поэтому мир Брия, отделенный благодаря ей, считается ступенью Зеир Анпин, ибо это ступень, находящаяся ниже Нуквы, т.е. ступени Има, а ниже Имы находится Зеир Анпин. И тогда оказывается мир Брия, пребывающий в месте Зеир Анпина [мира] Ацилут, ниже Нуквы [мира] Ацилут, ибо она тогда была ступенью Има [мира] Ацилут.

Ор Барух


Рисунок 10


Нарисована таблица из двух колонок одинаковой ширины и 11 рядов разной высоты.
 

Над правой колонкой написано: Место Ацилут и Брия, Ецира, Асия. Над левой: Расположение [миров] Брия, Ецира, Асия во время их появления и рождения Нишмат [т.е. души] Адама
hаРишон.

Высоты первого и второго рядов составляет примерно 5/12 ширины колонки.

В правой колонке первого ряда написано: Зеир Анпин [мира] Ацилут. В левой: Десять Сфирот [мира] Брия.

В правой колонке второго ряда написано: Мальхут [мира] Ацилут. В левой: Четыре первых [Сфирот мира] Ецира

Высота третьего ряда составляет примерно 1/6 ширины колонки. Верхняя и нижняя границы ряда обозначены жирными линиями. Внутри обеих колонок написано: Парса.

Высоты четвертого, шестого и восьмого рядов составляют примерно 7/12 ширины колонки.

В правой колонке четвертого ряда написано: Шесть первых [Сфирот мира] Брия. В левой: Шесть нижних [Сфирот мира] Ецира. Четвертый ряд от пятого отделен прерывистой линией, что означает, что написанное относится к четвертому и пятому ряду вместе взятым.

Высоты пятого, седьмого, девятого, десятого и одиннадцатого рядов составляют примерно ¼ ширины колонки.

В правой колонке пятого ряда написано: Хазэ [мира] Брия. В левой: Мальхут [мира] Ецира.
 

В правой колонке шестого ряда написано: Четыре нижних [Сфирот мира] Брия. В левой: Четыре первых [Сфирот мира] Асия. Шестой ряд от седьмого отделен прерывистой линией, что означает, что написанное относится к шестому и седьмому ряду вместе взятым.

В правой колонке седьмого ряда написано: Мальхут [мира] Брия. Левая оставлена пустой. Нижняя граница седьмого ряда выходит за пределы правой колонки, обозначая границу между мирами Брия и Ецира.

Справа от рисунка вертикальными буквами написано от четвертого до седьмого ряда включительно: Мир Брия.

В правой колонке восьмого ряда написано: Шесть первых [Сфирот мира] Ецира. В левой: Шесть нижних [Сфирот мира] Асия. Восьмой ряд от девятого отделен прерывистой линией, что означает, что написанное относится к восьмому и девятому ряду вместе взятым.

В правой колонке девятого ряда написано: Хазэ места Брия, Ецира, Асия. В левой: Мальхут [мира] Асия.

В левой колонке не проведено линии между десятым и одиннадцатым рядом, и соответствующее место оставлено пустым.

В правой колонке десятого ряда написано: Четыре нижних [Сфирот мира] Ецира. Нижняя граница десятого ряда выходит за пределы правой колонки, обозначая границу между мирами Ецира и Асия.

Справа от рисунка вертикальными буквами написано от восьмого до десятого ряда включительно: Мир Ецира.

В правой колонке одиннадцатого ряда написано: Десять Сфирот [мира] Асия.

Ор Шалом


Низший, поднимающийся к Высшему, становится подобным Ему.
 В Шабат во время Минхи Зеир Анпин поднимается в место Арих Анпина и становится подобным ему, т.е. у него есть Свет Ехида. И необходимо разобраться, обретает ли Зеир Анпин при этом Авиют Бхины Гимэль или у него есть Авиют Бхины Алеф, но он обретает Свет Ехида? На это нужно сказать: “становится подобным ему” означает, что им обретена та же ступень, что и Высшим, но он не обрел природу Высшего. Т.е. у Зеир Анпина на своем месте есть Нэфэш Руах дэРуах. Когда он поднимается к Бине, он обретает Нэшаму дэРуах. Когда он поднимается к Абе вэИме, он обретает Хаю дэРуах. Когда он поднимается к Арих Анпину, он обретает Ехиду дэРуах. Следовательно он обретает ту же высоту, но не ту же природу. И соответственно, когда Мальхут поднимается к Име “и становится подобной ей”, это не означает, что у нее есть Авиют Бхины Бет, но она обретает Нэшаму дэНэфэш. На своем месте у нее есть Нэфэш дэНэфэш, а когда она поднимается к Зеир Анпину, у нее есть Руах дэНэфэш. А когда она поднимается на место Йисраэль Сава уТвуна, у нее есть Нэшама дэНэфэш; в месте Абы вэИмы она обретает Хаю дэНэфэш, а во время Нэилы в Йом hаКипурим она поднимается на место Арих Анпина и обретает Ехиду дэНэфэш {на ступени Ахораим}.

 

 Пункт 148

 

И таким образом считается, что мир Ецира, отделяемый и наделяемый Светом посредством мира Брия, находится при этом на ступени Нуквы [мира] Ацилут, будучи низшей ступенью по отношению к миру Брия, который при этом является ступенью Зеир Анпин [мира] Ацилут, а низшей по отношению к Зеир Анпину является ступень Нуквы. Однако не все десять Сфирот мира Ецира являются ступенью Нуква [мира] Ацилут, а одни только четыре первых [Сфирот мира] Ецира. А причина заключается в том, что Нукве присущи два положения, а именно Паним бэПаним и Ахор бэАхор, ибо, когда она находится в [положении] Паним бэПаним с Зеир Анпином, ее высота равна Зеир Анпину, а когда она находится в [положении] Ахор бэАхор, она охватывает только четыре Сфирот Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод дэЗеир Анпин. А поскольку тогда всем мирам было присуще только [положение] Ахор бэАхор, то ступень Нуквы составляли одни только четыре Сфирот, и поэтому у мира Ецира также на месте Нуквы [мира] Ацилут не было ничего кроме его четырех первых Сфирот, а остальные шесть нижних [Сфирот мира] Ецира находились в [месте] шести первых Сфирот теперешнего мира Брия. Т.е. соответствующего свойствам места Брия, Ецира, Асия, характерным для первой отличительной особенности и упомянутым выше (в п. 145), ибо туда упали миры Брия, Ецира, Асия после прегрешения Адама hаРишон, и там находится место их устойчивого состояния теперь.

Ор Шалом


Нукве присущи два положения,
 т.е. Парцуфу Мальхут. А именно Паним бэПаним и Ахор бэАхор, ибо, когда она находится в [положении] Паним бэПаним с Зеир Анпином, ее высота равна Зеир Анпину, и это положение называется “двумя большими светилами” [Бэрэйшит 1, 16, см. также в комментарии Сулам к книге Зоар, фрагмент Цветы]. (это несколько затруднительно: разве состояние двух больших светил еще не называется Ахораим?). (См. в Ор Шалом к п. 150, начиная со слов “В положении Паним бэПаним”). А когда она находится в [положении] Ахор бэАхор, она охватывает только четыре Сфирот Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод дэЗеир Анпин, расположенные от его Хазэ и ниже. И необходимо разобраться, разве [Парцуф] Йисраэль Сава уТвуна также не пребывает от Хазэ Абы вэИмы и ниже, почему же мы не говорим, что у него есть только четыре Сфирот? И чтобы это понять, необходимо разобраться, почему у Мальхут нет ничего кроме четырех Сфирот. И нужно знать, что структура Мальхут создается только с помощью Цимцум Бет, и Мальхут дэЗеир Анпин, поднявшаяся к Хазэ дэЗеир Анпин, является Источником Парцуфа Мальхут. Мальхут ступени Ор Яшар представляет собой ступень получающего ради получения, на которую был наложен Цимцум. Поэтому Мальхут пользуется всеми ступенями только в той мере, в какой позволяют Масах и Авиют, порождающие Ор Хозер. А Парцуф нуждается в том, чтобы был у него Ор Яшар, а если так, то как же создается Парцуф Мальхут? Начало было положено в мире Нэкудим, и об этом сказано: “Сначала сотворил Он мир с помощью Атрибута Суда, увидел, что не может мир устоять”, т.е что Парцуф Мальхут не может появиться, “поэтому Он объединил Атрибут Милосердия с Атрибутом Суда” [Бэрэйшит Рабба, конец части 12], и благодаря этому смог появиться Парцуф Мальхут и таким образом, чтобы у него были сосуды Ор Яшар.

И он объясняет [это] нам таким образом: Мальхут дэЗеир Анпин поднялась к Бина деГуфа, т.е. к Тифэрэт; поэтому Нэцах,
hОд, Есод, Мальхут дэЗеир Анпин располагаются ниже нее, т.е. считаются находящимися в сфере ее власти. И это называется Цимцум Бет. Затем, благодаря Зивугу АБ САГ, а также исправлениям, Мальхут, пребывавшая в Тифэрэт, вернулась и низошла на свое место, и уже стало можно пользоваться этими Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, поскольку они уже очистились от Цимцума, наложенного в Мальхут. А раз нет исчезновения в Духовном, то мы учим, что Мальхут все еще пребывает в Хазэ и Нэцах, hОд, Есод все еще пребывают ниже Мальхут, но Цимцум низошел с них. Поэтому Мальхут может пользоваться этими Нэцах, hОд, Есод и теперь получает имя “отделенная Нуква”.

Точно так же этот процесс характеризуется словами “Мальхут Высшего становится Кэтэром низшего”, т.е. то, что сначала было Сиюмом, теперь стало Кэтэром Парцуфа Мальхут, а Нэцах,
hОд, Есод, очистившиеся от Цимцума, разделились в девяти местах и являются десятью Сфирот Парцуфа Мальхут. Следовательно вся ее структура начинается только от Хазэ дэЗеир Анпин и располагается ниже его Хазэ.

Мы видим, что нет никакой связи между этим процессом и [Парцуфами] Йисраэль Сава уТвуна и Аба вэИма, и из первого мы не можем вывести второе.

А поскольку тогда всем мирам было присуще только [положение] Ахор бэАхор …
 И необходимо разобраться в следующем: если они находились в положении Ахор бэАхор, то как они могли родить? Разве ребенок рожает? Но имеется в виду Ахор бэАхор ступени Мохин дэХая.

Соответствующего свойствам места Брия, Ецира, Асия.
 Необходимо различать два понятия: 1. Место Брия, Ецира, Асия, о котором говорилось выше, в п. 145. 2. Миры Брия, Ецира, Асия, поднимающиеся и опускающиеся. И ясно, что он хочет объяснить, как может быть, чтобы шесть нижних Сфирот [мира] Ецира пребывали в месте Брия, разве [мир] Брия не пребывал в месте Зеир Анпина? Поэтому он различает существование места Брия, Ецира, Асия, возникшего сразу же после наложения Цимцума, и существование миров Брия, Ецира, Асия, облекших это “место” после прегрешения Адама hаРишон. Раз так, то говоря, что шесть нижних [Сфирот мира] Ецира находились в месте шести первых Сфирот [мира] Брия, он имеет в виду место Брия.

Итак, здесь, говоря о второй отличительной особенности, он хочет объяснить нам, что такое высота уровня трех миров Брия, Ецира, Асия. Таким образом, понятно, что когда мир Брия пребывает в месте Зеир Анпина, то им обретена ступень Руах [мира] Ацилут, а миром Ецира, четыре первых Сфирот которого пребывают в месте Мальхут, обретена Нэфэш [мира] Ацилут.

 

 Пункт 149

 

И мир Асия, отделяемый посредством мира Ецира, считается теперешней ступенью Брия, ибо поскольку мир Ецира тогда был ступенью Нуква [мира] Ацилут, то оказась ступень, располагающаяся ниже него, мир Асия, теперешней ступенью Брия. Но поскольку только четыре первых [Сфирот мира] Ецира были на ступени Нуква [мира] Ацилут, а шесть его нижних [Сфирот] были в мире Брия, то и у мира Асия, находящегося ниже него, только четыре первых [Сфирот] располагались на ступени четырех нижних Сфирот мира Брия, а шесть низших [Сфирот] мира Асия, находились в месте шести первых [Сфирот] теперешнего мира Ецира. И оказались тогда четырнадцать Сфирот, а именно Нэцах, hОд, Есод, Мальхут теперешнего [мира] Ецира и все десять Сфирот теперешнего мира Асия свободными от какой-либо Святости и стали местоположением Клипот, ибо лишь Клипот присутствовали в месте этих четырнадцати Сфирот. Ведь миры Святости завершались в месте Хазэ теперешнего мира Ецира, как уже объяснялось. Вот и дано объяснение ступеням, отмеряющим высоту Парцуфов Брия, Ецира, Асия, и их местоположению в то время, когда они были впервые созданы и наделены Светом.

Ор Шалом


Четырнадцать Сфирот … были свободными от какой-либо Святости,
 т.к. Мальхут [мира] Асия пребывала в месте Хазэ [мира] Ецира. И стали местоположением Клипот; эти Клипот впервые появились, когда [сосуды] на деле получили ради получения. Пояснение. Когда произошел Цимцум Бет, они возжелали получить ради получения, но не смогли получить этот Свет ради получения, т.к. ниже Табура Гальгальты были только Рэшимот. Напротив, в мире Нэкудим, во время разбиения сосудов, до того, как Свет был исторгнут, им было достаточно получить “внутрь меня” какое-то свечение ради получения; поэтому там на деле появились Клипот. Ибо лишь Клипот присутствовали в месте этих четырнадцати Сфирот. В шестнадцатой части [Учения о десяти Сфирот] он объясняет так: место Брия, Ецира, Асия считается полным Парцуфом. Девять первых Сфирот были отобраны, но Мальхут каждой ступени, называющаяся “каменным сердцем”, не была отобрана. Точно так же мы учили, что на каждой ступени, и даже в [мире] Адам Кадмон, то, что от Табура и выше, называется девятью первыми Сфирот, а то, что от Табура и ниже, - это распространение Мальхут. {Иногда мы учим, что это Табур, а иногда – Хазэ; и то, и другое относится к ступени Тифэрэт}. А здесь расположение таково: Брия называется Рош. Шесть первых [Сфирот мира] Ецира – это Гуф, находящийся от Хазэ и выше, и то, что дотуда, называется девятью первыми Сфирот. А то, что от Хазэ [мира] Ецира и ниже, - это ступень Мальхут; там образуется постоянное место пребывания Клипот.

Вот и дано объяснение ступеням, отмеряющим высоту Парцуфов Брия, Ецира, Асия. 1.
 Необходимо разобраться в следующем: Алеф. Мы учили, что Брия, Ецира, Асия называются “Халаль Пануй” (незаполненным пространством), т.е. получающим ради получения, и туда упали сосуды во время разбиения, ибо они возжелали получать ради получения, а если так, то как же там на деле могли существовать [миры] Брия, Ецира, Асия диКдуша [буквально: [миры] Брия, Ецира, Асия Святости, т.е. чистые миры Брия, Ецира, Асия]? Бет. Рав говорит, что в [мире] Ацилут исправились только сосуды Паним, альтруистические сосуды. Если так, то как там может быть Гадлут? И нужно знать, что во время разбиения сосудов разбились как сосуды Паним, так и сосуды Ахораим, и они смешались друг с другом внизу. Следовательно там есть несколько ступеней: 1. Сосуды Паним, альтруистические сосуды, когда они сами по себе. 2. Сосуды Паним с примесью сосудов Ахораим, сосудов получения. 3. Сосуды получения с примесью альтруистических сосудов. 4. Сосуды Ахораим, когда они сами по себе. [Миры] Брия, Ецира, Асия диКдуша образовались из сосудов получения с примесью альтруистических сосудов; поэтому в их месте светит только Свет Хасадим, т.к. альтруистические сосуды могут получать только Свет Хасадим. А в [мире] Ацилут Гадлут появляется в соответствии с [возможностями] альтруистических сосудов с примесью сосудов получения; поэтому Свет Хохма может светить выше Парса. В Конце Исправления сосуды получения, которые должны были получить Свет Хохма ниже Парса, но разбились, на самом деле, получат Свет Хохма. И тогда Брия, Ецира, Асия будут называться именем Ацилут, потому что “у него” [на иврите: эцло; т.е. в этом духовном объекте] будет светить Свет Хохма.

Однако еще необходимо разобраться в том, что, как мы учили, сосуды Паним, альтруистические сосуды Гуф, также разбились; как же может быть, чтобы альтруистические сосуды разбились, т.е. получили ради получения, разве они не только совершают альтруистические действия? Ответ. Поскольку у них в Катнут было только малое свечение, {а есть закон, что Свет Хасадим нуждается в дополнении, либо с помощью Света Хохмы, либо с помощью Света Бины; а здесь у них этого не было; поэтому они находились в состоянии неудовлетворенности;} то когда пришел Свет Гадлут, то и альтруистические сосуды получили этого Света, принадлежащего сосудам получения, и смешались с сосудами получения; поэтому они разбились. А поскольку вверху альтруистические сосуды смешались с сосудами получения, то когда они низошли вниз, и как те, так и другие были в одинаковом состоянии, в котором Свет отсутствует, то все они соединились друг с другом.

Еще надо знать, что разбиение было задумано с самого начала. Пояснение. Есть закон: все, что мы учим, т.е. вся последовательность событий от начала Цимцума до Конца Исправления, все отличительные особенности присущие мирам, - все это ради душ, все это происходит в том порядке, в каком на Свет налагается Цимцум, чтобы низшие смогли обрести Его. Точно так же мы учили то, о чем говорит рав, что причина разбиения состояла в том, что были “Света [слишком] велики”; напротив, в [мире] Ацилут есть только “малые Света”. И необходимо разобраться, почему в мире Нэкудим Маациль с самого начала не дал малые Света. Но мы учили, что сосуд притягивает Свет. Если именно сосуды получения притягивают Свет,то эти Света он называет “великими Светами”, т.е. они не могли выдержать эти Света, т.к. Света были настолько велики, что они не могли обрести их с альтруистической мотивацией, но возжелали получить ради получения, и поэтому эти сосуды уже не были пригодны для использования в Святости. Поэтому, как мы учили, в мире Ацилут “Мальхут сокрыта от Рош дэло итьЕда” (непознаваемого Рош), т.е. сосуды получения больше не притягивают [Свет], а чтобы притянуть Свет, пользуются тем, что в сосудах Паним есть примесь сосудов получения; поэтому они притягивают только “малые Света” {Есть разница, являются ли основой сосуды получения, или основой являются альтруистические сосуды, но в них есть примесь сосудов получения}.

Следовательно, благодаря разбиению альтруистические сосуды соединились с сосудами получения, и таким образом стало возможно появление Света, вызванного этим соединением. Напротив, до разбиения, когда сосуды получения притянули Свет, а альтруистические сосуды лишь вобрали в себя их часть, тогда властителями были сосуды получения; по этой причине появились “Великие Света”. Поэтому разбиение должно было произойти, т.к. благодаря ему сосуды упали в место, где нет Света; поэтому они соединились друг с другом.

2.
 Порядок отделения [сосудов] в самых общих чертах таков: когда Масах дэНэкудим вместе с Рэшимот поднялся к Рош дэСАГ, то сначала были отобраны все ступени Кэтэр, имеющиеся в Рэшимот, и из них появился Парцуф Атик. Затем были отобраны ступени Хохма, и из них появился Парцуф Арих Анпин. Затем были отобраны ступени Бина, и из них появились Парцуфы Аба вэИма и Йисраэль Сава уТвуна. Затем была отобрана часть, принадлежащая Зеир Анпину и Нукве, и из нее появились Зеир Анпин и Нуква. Затем были отобраны ступени, которые можно получить в [мире] Брия, и из них образовался [мир] Брия. И так, пока не были отобраны ступени, которые можно освещать в [мире] Асия. А то, что нельзя осветить даже на ступени Асия, {т.е. даже [Свет] Нэфэш эти [сосуды] не могут получить с альтруистической мотивацией}, вышло наружу, внутрь Клипот, и эти ступени будут исправлены только в Конце Исправления.

 

 Пункт 150

 

А теперь объясним третью отличительную особенность, т.е. как измеряются высоты Парцуфов Брия, Ецира, Асия и в каком положении они стоят, ибо до прегрешения Адама hаРишон у них были какие-то дополнительные Мохин. И это потому, что благодаря дополнительному свечению Шабата, у них тогда произошло два подъема: первый – в пятом часу накануне Шабата, когда родился Адам hаРишон, ибо тогда начинает светить дополнительное [свечение] Шабата, согласно смыслу [буквы] hЭй в [выражении] “ЙомhаШиши” [день шестой, Бэрэйшит 1, 31], и при этом Зеир Анпин обрел ступень Ехида и поднялся, и облек Арих Анпина [мира] Ацилут, а Нуква [обрела] ступень Хая и поднялась, и облекла Абу вэИму [мира] Ацилут, а Брия поднялась к [Парцуфу] Йисраэль Сава уТвуна, а вся Ецира поднялась к Зеир Анпину, а четыре первых Сфирот [мира] Асия поднялись к месту Нуквы [мира] Ацилут, а шесть нижних [Сфирот мира] Асия поднялись в место шести первых [Сфирот мира] Брия. А второй подъем произошел в канун Шабата в вечерних сумерках, ибо благодаря дополнительному [свечению] Шабата поднялись и шесть нижних [Сфирот мира] Асия в место Нуквы [мира] Ацилут, и стояли мир Ецира и мир Асия в мире Ацилут, в месте Зеир Анпина и Нуквы дэАцилут, в положении Паним бэПаним.

Ор Шалом

А шесть нижних [Сфирот мира] Асия поднялись в место шести первых [Сфирот мира] Брия. Во время появления миров Сиюм Мальхут [мира] Асия находился в месте Хазэ [мира] Ецира в то время, как теперь Сиюм находится в месте Хазэ [мира] Брия.

Дополнительное [свечение] Шабата. Пояснение. Как мы учили, низший [сам] прилагает усилия, и благодаря ему произошло отделение [более альтруистических сосудов от менее альтруистических, смешавшихся после разбиения, см. в конце Ор Шалом к п. 149]. Точно так же со стороны Высшего существует “Пробуждение свыше”, и после него низший снова возвращается и нисходит, поскольку подъем произошел только [благодаря побуждению] со стороны Высшего. И об этом мы учили, что в Моцей Шабат [т.е. после исхода Шабата] происходит нисхождение миров. Ведь этот подъем в Шабат на языке наших мудрецов, да будет память о них благословенна, называется “дополнительной душой”; ее обретает каждый без исключения, однако он получает ее не благодаря своей работе, а в силу “сущности дня”.

В положении Паним бэПаним. Хотя, как мы учили, у Мальхут нет ничего кроме того, что находится от Хазэ Зеир Анпина и ниже, но благодаря Святости Шабата светила ступень Паним бэПаним, и стала их высота одинаковой; тогда поднялась Мальхут на один уровень со всеми десятью Сфирот Зеир Анпина. Поэтому мир Асия также поднялся на место Мальхут [мира Ацилут] и обрел все [ее] десять Сфирот.

 

 Пункт 151

 

А теперь объясним четвертую отличительную особенность, т.е. уровень Мохин, оставшихся в [мирах] Брия, Ецира, Асия, и место их падения после прегрешения [Адама hаРишон]. А произошло оно потому, что по причине ущерба, нанесенного, когда он согрешил, [съев плод] с древа познания [добра и зла], из миров были исторгнуты все дополнительные Мохин, обретенные ими благодаря двум подъемам, о которых говорилось выше, и Зеир Анпин и Нуква вернулись в [состояние] Вав Кцавот вэНэкуда. И в трех мирах Брия, Ецира, Асия остались только Мохин, появившиеся в них вначале, во время их создания и наделения Светом, ибо мир Брия находился на ступени Зеир Анпин [см. п. 147], т.е. Вав Кцавот, а также [миры] Ецира и Асия находились в пределах, указанных выше (в п. 148 [и в п. 149]), и к тому же, когда из них была исторгнута вся ступень Ацилут, они упали ниже Парса [мира] Ацилут, обретя свойства места Брия, Ецира, Асия, подготовленного с помощью Цимцум Бет (о чем написано выше, в п. 145). И оказалось, что четыре нижних [Сфирот мира] Ецира и десять Сфирот мира Асия упали и заняли место четырнадцати Сфирот Клипот (о которых сказано выше, в п. 149), называющееся местоположением Клипот (посмотри, что там написано).

Ор Шалом

Из миров были исторгнуты все дополнительные Мохин, обретенные ими благодаря двум подъемам, о которых говорилось выше. Надо сказать, что были исторгнуты даже Мохин, находившиеся [там] до этих двух подъемов, о которых говорилось выше. Ибо во время их рождения Мальхут пребывала в месте Йисраэль Сава уТвуна, а после прегрешения низошла на свое место, и Зеир Анпин также низошел на свое место. Следовательно и то, что появилось во время их рождения, было исторгнуто, и об этом
написано:
 и Зеир Анпин и Нуква вернулись в [состояние] Вав Кцавот вэНэкуда.

И Зеир Анпин и Нуква вернулись в [состояние] Вав Кцавот вэНэкуда.
 
В Учении о десяти Сфирот, в шестнадцатой части, он говорит: как мы учили, Зеир Анпин вернулся к Вав Кцавот, а Мальхут – к Нэкуда; точно так же и в мирах Брия, Ецира, Асия остались Вав Кцавот, а в Адаме hаРишон осталась только Нэкуда. И объясняется слово “Нэкуда” так: Свет Мальхут в сосуде Кэтэр.

И он приводит следующие подробности в объяснении души Адама
hаРишон:

1. Его “Гуф
hаХицон” [что означает “внешнее тело”] был {подобно нашему материальному телу} “прахом земным” [буквально: “прахом с земли”], как написано: “И создал Г-сподь Б-г человека прахом земным” (Бэрэйшит 2, 7). Прах означает Мальхут, а земля – это Бина. Т.е. его Гуф состоял из Мальхут, поднявшейся к Бине. А точнее, из Мальхут Парцуфа Мальхут [мира] Асия, поднявшейся к Бине Парцуфа Мальхут. Из этой ступени был создан его Гуф, {и не имеется в виду материальное тело}.

2. Затем он обрел Нэфэш Руах, называющиеся “Гуф
hаПними” [что означает “внутреннее тело”] из [миров] Ецира и Асия. А затем он обрел [ступень] Нэшама из [мира] Брия.

3. Затем он обрел [ступень] Нэфэш, Руах, Нэшама [мира] Ацилут с помощью подъемов.

4. Совершив прегрешение, он низошел в [миры] Брия, Ецира, Асия. Его материальное тело, бывшее “прахом земным”, т.е. состоявшее из Бины дэМальхут; снова вернулось к Мальхут, о чем сказано: “Прах ты и в прах возвратишься” [
Бэрэйшит 3, 19]; и было утеряно им все, что он обрел в [мирах] Ацилут и Брия, Ецира, Асия, но осталась у него Нэкудат hаКэтэр из всей ступени, обретенной им в [мирах] Брия, Ецира, Асия, за пределами Абы вэИмы дэБрия, от которых у него не осталось ничего. Пояснение. Он говорит, что в каждом мире есть Четырехбуквенное Имя, т.е. в каждом мире есть Хохма и Бина, Зеир Анпин и Нуква. После прегрешения им было утеряно постижение Абы вэИмы дэБрия (т.е. Хохмы и Бины дэБрия), а обрел он только то, что находится от Зеир Анпина и Нуквы [мира] Брия и ниже; там есть десять Парцуфов: Зеир Анпин и Нуква [мира] Брия, Аба вэИма и Зеир Анпин и Нуква [мира] Ецира, Аба вэИма и Зеир Анпин и Нуква [мира] Асия. В каждом Парцуфе есть десять Сфирот, и каждая Сфира состоит из десяти Сфирот. А поскольку после прегрешения он обрел только ступени Кэтэр, то следовательно от одного Парцуфа он обрел десять ступеней Кэтэр, в которых есть только Свет Нэфэш по причине “взаимно обратного расположения сосудов и Светов”. А поскольку есть десять Парцуфов, то у него от них было сто ступеней Кэтэр, сто [Светов] Нэфэш. Следовательно от [ступени] Нэшама, обретенной им из [мира] Брия и от Гуф hаПними [т.е. внутреннего тела], обретенного им из [миров] Ецира и Асия, осталась у него одна только Нэкудат hаКэтэр.

5. Кроме того, мы учили, что, в самых общих чертах, его душа разделилась на шестьсот тысяч душ. {Какова от этого польза, он объясняет в
 Паним Масбирот, стр. 56, начиная со слов “И ты должен знать”. Посмотри, что там написано.} И когда после прегрешения были созданы мы, то мы были сотворены из ступени “Халаль Пануй” [т.е. незаполненное пространство], из ступени праха, и наше внешнее материальное тело появилось из Клипат Нога, в отличие от материального тела Адама hаРишон, появившегося из Мальхут [мира] Асия, представляющей собой Святость. {В то же время, материальное тело народов мира, как говорит рав, появилось из трех нечистых Клипот}. И вот, когда они начинают исправляться, это начинает происходить со ступеней Асия и выше. Тех, что уже удостоились [Светов] Нэфэш, Руах, Нэшама [миров] Брия, Ецира, Асия, и поднимающих [мир] Брия к [миру] Ацилут; затем они поднимают более низкие ступени, а именно [мир] Ецира к [миру] Ацилут, а затем поднимают [мир] Асия к [миру] Ацилут. Следовательно, когда начинают обретать постижения, то это происходит с [мира] Асия. А когда начинают подниматься к [миру] Ацилут, то сначала поднимают верхние ступени, а затем - нижние ступени.

6. Еще необходимо знать, что прегрешение Адама
hаРишон было результатом начального Замысла Маациля, а причина этого заключается в том, что [Адам hаРишон] не включал в себя ничего от основной части Бхины Далет, и в этом суть того, что говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: “Адам hаРишон родился обрезанным” [Авот дэРабби Натан 2, 5]. Кроме того, они говорили: “Адам hаРишон вытянул свою крайнюю плоть” [уничтожив след обрезания, Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр. 38Б], а имели они в виду, что благодаря своему прегрешению он притянул к себе крайнюю плоть, т.е. Бхину Далет {в самых общих чертах}. И после своего прегрешения он снова начинает серию исправлений. (Пояснение. Основная часть исправления вращалась вокруг Бхины Далет, а как ему исправить то, чего в нем нет? Поэтому Маациль сделал так, чтобы он согрешил, чтобы он вобрал в себя [часть] этой Бхины Далет и чтобы у него появилась возможность ее исправить. См. также в Предисловии к книгеПаним Меирот и Масбирот, пп. 12 – 15 [сс. 4 - 6]. Там он разъясняет эту тему подробно).

Ибо мир Брия находился на ступени Зеир Анпин … и […] они упали ниже Парса [мира] Ацилут.
 Необходимо различать четыре отличительных особенности. 1. У них есть только Вав Кцавот, т.к. [мир] Брия пребывает в месте Зеир Анпина и у него есть только Вав Кцавот. И естественно, ниже него также нет ничего сверх Вав Кцавот. И об этом написано: а также [миры] Ецира и Асия находились в пределах, указанных выше; и по-видимому, он называет их по их Высшей ступени, которой является Брия, {но у них самих не было Вав Кцавот}. Следовательно сначала у них были [Света] Нэфэш, Руах, Нэшама [мира] Ацилут, а теперь они остались только в Вав Кцавот [мира] Ацилут. 2. Они спустились ниже Парса [мира] Ацилут. Т.е. Вав Кцавот [мира] Ацилут у них также нет, а есть у них лишь Вав Кцавот [миров] Брия, Ецира, Асия. 3. До прегрешения они пребывали в месте Ацилут, а теперь они пребывают в месте Брия, Ецира, Асия. 4. Четыре нижних Сфирот [мира] Ецира и десять Сфирот [мира] Асия низошли в место Клипот. Это Бааль Сулам объясняет так: это означает не то, что они упали в Клипот, а то, что если мы хотим постичь ступени Ецира и Асия, то мы должны перед этим преодолеть Клипот. Т.е. до прегрешения тот, кто хотел обрести эти ступени, не должен был предварительно разбить Клипот, поскольку от Хазэ [мира] Ецира и выше, где пребывали миры, не было Клипот, и поэтому можно было с легкостью войти в Святость. Однако в результате прегрешения стало возможным войти в Святость, только разбив перед этим Клипу. И это имеет защитную функцию. Т.е. до вхождения в Святость необходимо приложить усилия, и тогда вошедшие уже знают, как охранять самих себя.

А то, что мы учили, что существует Клипа в противовес каждому миру, проливало свет на совсем другое явление. Т.е. благодаря прегрешению Адама
hаРишон произошло [событие, о котором написано]: “[В день счастья будь счастлив, а в день несчастья узри: и] это в противовес тому создал Б-г” [Коhелет, 7, 14]; т.е. Клипот поднялись. И здесь необходимо различать две вещи: 1. Устойчивое местоположение Клипот. Пояснение. От Хазэ [мира] Ецира и ниже Клипот остаются до Конца Исправления, ибо то, что находится там, является ступенью Лев hаЭвэн [т.е. каменное сердце], которую не дано исправить. Т.е. этим ступеням не дано войти в Святость, но чтобы постичь миры Ецира и Асия, нужно их преодолеть. {И нет у меня слов, чтобы объяснить это}.

И объясним это более подробно: мы учили, что ступени бывают присущи Катнут и Гадлут. Катнут означает, что пользоваться с альтруистической мотивацией можно только альтруистическими сосудами, а в Гадлут можно пользоваться с альтруистической мотивацией и сосудами получения. Но он (т.е. Бааль Сулам) объясняет, что в то время, как в мире Ацилут нет истинных сосудов получения, а только то, что альтруистические сосуды вобрали в себя от сосудов получения, о чем уже говорилось; так только это включение дано исправить, и это называется Гадлут. Но сами сосуды получения невозможно исправить до Конца Исправления, и это называется “устойчивым местоположением” Клипот, которое не дано исправить. 2. Состояние подъема Клипот. Т.е. в противовес четырем мирам Святости существуют четыре мира нечистоты.

 

 Пункт 152

 

Пятая отличительная особенность – это Мохин дэИма, обретенные [мирами] Брия, Ецира, Асия в месте их падения. Ибо после того, как [миры] Брия, Ецира, Асия появились из [мира] Ацилут и упали под Парса [мира] Ацилут, не было в них ничего кроме ступени Вав Кцавот (как уже говорилось выше, в п. 151), и тогда облачились Йисраэль Сава уТвуна в Зеир Анпина и Нукву [мира] Ацилут, и совершили Зивуг Йисраэль Сава уТвуна из ступени hитЛабшут [т.е. облачения] в Зеир Анпин и Нукву, и наделили Парцуфы [миров] Брия, Ецира, Асия, находящиеся на своем месте, [Светами] Мохин дэНэшама, так что мир Брия получил от них полные десять Сфирот на уровне Бина. А мир Ецира получил от них Вав Кцавот. А мир Асия – только ступень Ахор бэАхор.

Ор Шалом

Не было в них ничего кроме ступени Вав Кцавот, т.е. Высшей ступени, находившейся в [мире] Брия. Об этом уже говорилось вп. 151. И тогда облачились Йисраэль Сава уТвуна в Зеир Анпина и Нукву [мира] Ацилут: Бина, {т.е. Аба вэИма} склонила свою Рош [т.е. голову] и низошла в место Йисраэль Сава уТвуна, а Йисраэль Сава уТвуна низошли к Зеир Анпину и Нукве [мира] Ацилут и присоединились к Мальхут [мира] Ацилут. И совершили Зивуг Йисраэль Сава уТвуна из ступени hитЛабшут [т.е. облачения] в Зеир Анпин и Нукву, соответствующий [силе преодоления] Авиют Бхины Бет.

А мир Асия – только ступень Ахор бэАхор.
 Т.е. ступени Нэцах, hОд, Есод, называющиеся Гимэль Го Гимэль [т.е. “три внутри трех”, см. четвертый абзац в Ор Шалом к п. 44, а также в Предисловии к книге Зоар, фрагмент Цветы, во втором абзаце комментария Сулам к п. 5)].

 

Пункт 153

 

Шестая отличительная особенность – это ступень Нэшама леНэшама [буквально: Нэшама у Нэшамы], которую обрели Парцуфы [миров] Брия, Ецира, Асия от Парцуфов Ахор пяти Парцуфов [мира] Ацилут. Ибо во время уменьшения луны упал Парцуф Ахор Нуквы [мира] Ацилут и облачился в Парцуфы [миров] Брия, Ецира, Асия, а он включает три Парцуфа, называющиеся Ибур [т.е. зародыш], Еника [т.е. кормление грудью], Мохин [буквально: мозги]; и ступень Мохин упала в [мир] Брия, а ступень Еника упала в [мир] Ецира, а ступень Ибур упала в [мир] Асия; и образовалась ступень Нэшама леНэшама у всех Парцуфов [миров] Брия, Ецира, Асия, являющаяся у них ступенью Хая.

Ор Шалом

Ступень Нэшама леНэшама, имеются в виду Мохин дэХая.


Ибо во время уменьшения луны упал Парцуф Ахор Нуквы [мира] Ацилут и облачился в Парцуфы [миров] Брия, Ецира, Асия.
 Мы учили, что в мире Ацилут произошло исправление, называющееся “Мальхут сокрыта от Рош дэло итьЕда” [т.е. от непознаваемого Рош] (Рош [Парцуфа] Атик), поэтому Свет Хохма светит только до Есода. Поэтому, когда Парцуф Мальхут притянул [Свет] Хохма, он притянул [Его] также на ступени Есод. Пояснение. Мальхут, пребывающая в Эйнаим и вынужденная низойти благодаря Зивугу АБ САГ на место Мальхут, нисходит не на свое место, а на место Есод. И Мальхут осталась в состоянии сокрытия, чтобы к ее ступени не притягивали Свет. Поэтому каждый без исключения Парцуф [мира] Ацилут, от Кэтэра до Есода, от соответствующей ему ступени обретает Гадлут на той же ступени [Парцуфа] Есод; поэтому ему присуще совершенство. А что касается Мальхут, то ее собственная Бхина – это Мальхут, а Мальхут дэЦимцум Бет светит только в Свете Хасадим! Поэтому, когда Парцуф Мальхут возжелал [Света] Хохма, он обрел также ступень Есод дэМальхут подобно Зеир Анпину и притянул Свет подобно ему. И такое положение называется “двумя большими светилами” [Бэрэйшит 1, 16]. Т.е. Зеир Анпину нет нужды притягивать [Свет] для нее, но она сама способна притянуть [Его]. Но поскольку ей не доставало Света Хасадим, ведь она должна получить [Свет] Хасадим в силу природы ее собственной ступени, т.е. Мальхут, то разве она несмотря на это не покинула свою ступень и ее Источник! Тогда Мальхут стала обвинять [Дающего] и сказала: в подарке, что Ты дал мне? есть Свет Хохма, но я неспособна пользоваться Им, т.к. необходимо знать, что невозможно пользоваться Светом Хохма без одеяния Хасадим, а раз так, то какова польза от Твоего подарка? Поэтому сказал ей Маациль: “Поди и уменьши себя” [Вавилонский Талмуд, трактат Хулин, стр. 60Б, см. также в Предисловии к книге Зоар, фрагмент Цветы, в четвертом абзаце п. 4], т.е. вернись к своей ступени, Мальхут дэЦимцум Бет, притягивающей [Свет] Хасадим и получающей [Свет] Хохма от Зеир Анпина из того, что он притягивает для себя. И это называется “Цедака” (благодеянием), и в этом смысл слов “Солнце в Шабат – это благодеяние для бедных” [Вавилонский Талмуд,трактат Таанит, стр. 8Б]: “солнцем” называется Зеир Анпин. “Шабатом” называются Мохин дэХая. “Благодеянием для бедных” называется Мальхут, т.к. она сама неспособна притянуть [Свет Хохма]. (См. объяснение этой темы в Ор Шалом к п. 88 “Введения в комментарий Сулам”, начиная со слов “И вот в Учении о десяти Сфирот”).

Кроме того, мы учили, что Света, бывшие во время Ахораим (т.е. во время упомянутых выше “двух больших светил”), были исторгнуты, т.к. она не могла пользоваться Ими, и сосуды низошли в [миры] Брия, Ецира, Асия. А поскольку они вобрали в себя [часть] ступени Хая, этого было достаточно, чтобы существовала ступень Хая для [миров] Брия, Ецира, Асия. Хотя это было не истинным Светом Хохма, ведь не истинный [Свет] Хохма может светить в [мирах] Брия, Ецира, Асия, а только свечение, [полученное] сосудами от Света Хая, причем всеми важными свойствами это свечение сосудов, принадлежащих [мирам] Брия, Ецира, Асия, подобно самому Свету Хая.
 И ступень Мохин, т.е. полные десять Сфирот. И ступень Еника, т.е. Вав Кцавот.

 

Пункт 154

 

Седьмой отличительной особенностью является Нуква [мира] Ацилут, ставшая Рош дэЛо Итьеда (непознаваемым Рош) и свечением Ехида в [мирах] Брия, Ецира, Асия. Ибо объяснялось, что во время уменьшения луны упали три ступени Ибур, Еника, Мохин Парцуфа Ахор Нуквы [мира] Ацилут и облачились в [миры] Брия, Ецира, Асия. И они являются ступенью Ахораим девяти нижних Сфирот Нуквы, представляющих собой [ступени] Ибур, Еника, Мохин, причем Нэцах, hОд, Есод называются Ибур; Хэсэд, Гвура, Тифэрэт называются Еника; а Хохма, Бина, Даат называются Мохин. Однако ступень Ахор ступени Кэтэр Нуквы стала ступенью Атик для Парцуфов [миров] Брия, Ецира, Асия. Таким образом, основная часть Светов Парцуфов теперешних [миров] Брия, Ецира, Асия происходит от оставшегося в них после прегрешения Адама hаРишон, т.е. от ступени Вав Кцавот каждой их составной части (как написано выше, в п. 151). А ступень Нэшама они обрели от Мохин дэИма (как написано выше, в п. 152). А ступень Нэшама леНэшама, т.е. ступень Хая, они получили от девяти нижних Сфирот Парцуфа Ахор Нуквы. А ступень Ехида они получили от ступени Ахор дэКэтэр Нуквы [мира] Ацилут.

Ор Барух

Однако ступень Ахор ступени Кэтэр Нуквы стала ступенью Атик для Парцуфов [миров] Брия, Ецира, Асия. И необходимо разобраться, каким образом один уровень, т.е. ступень Ахораим, являющуюся ступенью Хохма, он делит на два уровня: на ступень Хая, т.е. девять нижних Сфирот, и на ступень Ехида, образовавшуюся из Кэтэр уровня Хая. И отсюда следует, что Мальхут [мира] Ацилут, облачившаяся в [миры] Брия, Ецира, Асия и ставшая ступенью Атик для [миров] Брия, Ецира, Асия, – это другая ступень, отличающаяся от уровня Ахораим дэМальхут, являющегося ступенью уровня АБ, т.е. Мохин дэАхораим Мальхут [мира] Ацилут. А когда он говорит Ехида, имеется в виду Мальхут Высшего, облачающаяся в низшего.


Ор Шалом


Нуква [мира] Ацилут, ставшая Рош дэЛо Итьеда (непознаваемым Рош),
 т.е. ступенью Атик.

А ступень Ехида они получили от ступени Ахор дэКэтэр Нуквы [мира] Ацилут.
 Мы учили, что у Мальхут в устойчивом состоянии есть Нэкудат hаКэтэр, а когда к ней присоединяются девять нижних Сфирот, - это Гадлут. Кроме того, мы учили, что Света входят в таком порядке: если приходит только Свет Нэфэш, то Он светит в сосуде Кэтэр. Если приходит Свет Руах, то в сосуде Кэтэр есть Нэфэш, Руах, а когда добавляется сосуд Мальхут, то в сосуде Кэтэр светит Свет Ехида. Следовательно в Гадлут у всех них есть Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида, и им присуще совершенство.

Когда Мальхут было сказано: “Поди и уменьши себя” [Вавилонский Талмуд,
 трактат Хулин, стр. 60Б, см. также во втором абзаце Ор Шалом к п. 153 и в Предисловии к книге Зоар, фрагмент Цветы, в четвертом абзаце п. 4], то низошли все ее девять нижних Сфирот. А поскольку то, что все [Света] Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида находятся в Кэтэр, вызвано девятью нижними Сфирот, ибо когда внизу есть девять нижних Сфирот, то Кэтэр вбирает в себя [Света] Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида; поэтому, когда девять нижних Сфирот упали, то упали также девять нижних Сфирот, имеющиеся в Кэтэр, а осталось только то, что в Нэкудат hаКэтэр.

Итак, здесь он объясняет, каким образом в [мирах] Брия, Ецира, Асия после прегрешения Адама
hаРишон оказываются [Света] Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида: 1. После прегрешения они остались в Вав Кцавот. 2. [Свет] Нэшама они получили от Зивуга “склонения Рош [т.е. головы]”, т.к. Аба вэИма склонили свой Рош к месту Йисраэль Сава уТвуна, а Йисраэль Сава уТвуна склонили свой Рош к месту Зеир Анпина и Нуквы, и произошел Зивуг, соответствующий [силе преодоления] Масаха Бхины Бет в Мальхут [мира] Ацилут; благодаря ему появились Мохин дэНэшама в [мирах] Брия, Ецира, Асия. 3. От Ахораим девяти нижних Сфирот они получили Мохин дэХая. 4. От девяти нижних Сфирот Кэтэр они получили Мохин дэЕхида.