Р. Еhуда Ашлаг. Введение в мудрость
Каббалы (черновик, перепечатка запрещена)
Пять Бхинот (состояний, различаемых) в Масахе (экране)
Пункт 18
А теперь приведем объяснение пяти Бхинот (состояний,
различаемых) в Масахе (экране), благодаря которым меняется уровень
[достигаемый новыми сосудами, облекающими Высший Свет] во время Зивуга дэhАкаа (соединения, вызванного противодействием) с Ор hаЭльон (с Высшим Светом). А сначала нужно хорошо
понимать, что несмотря на то, что после Цимцума (ограничения получения Света)
Бхина Далет (четвертая ступень [творения]) стала непригодной в качестве Кли
Кабала (сосуда получения) десяти Сфирот [Света], Ор Хозер (возвращающийся
Свет), поднимающийся от Масаха, благодаря Зивугу дэhАкаа, становится сосудами получения вместо нее, и
вместе с тем, она со своей силой получения обязана присоединиться к Ор Хозер, и
без этого Ор Хозер совершенно не был бы пригоден в качестве сосудов получения.
И пойми это также из притчи, приведенной выше, в п.15. Поскольку там мы
доказали, что сила несогласия и отказа принять участие в трапезе создала сосуд
получения вместо голода и аппетита, так как голод и аппетит, являющиеся
обычными сосудами получения, здесь стали непригодными в качестве сосудов
получения из-за унижения и стыда быть получающим дары от друга, и только силы
несогласия и отказа стали сосудами получения вместо них, ибо в результате
несогласия и отказа стало получение своей противоположностью – альтруистическим
действием, и, благодаря им, стали сосуды получения пригодными для того, чтобы
[гость] принял участие в трапезе своего друга. И вместе с тем, нельзя сказать, что
теперь он уже не нуждается в обычных сосудах получения, т. е. в голоде и
аппетите; ведь ясно, что без аппетита к пище он не сможет исполнить желание
своего друга и доставить ему удовольствие, поев у него. А дело в том, что голод
и аппетит, пришедшие в негодность в обычной форме, теперь трансформировались,
благодаря несогласию и отказу, и приняли новую форму, а именно получения с
альтруистической мотивацией, и таким образом стыд превратился в свою
противоположность, заслугу. Ведь обычные сосуды получения теперь по-прежнему
делают то, что всегда, но они приняли новую форму. И те же выводы ты здесь
должен сделать, используя нашу терминологию, ибо в самом деле, Бхина Далет
стала непригодной в качестве сосудов получения десяти Сфирот [Света], и
произошло это из-за Авиют (толщи [т.е. неисправленного желания получать]),
заключенной в ней, то есть качественного различия между ней и Дающим, и
отделилась она от Дающего, как уже говорилось, но благодаря установке
в Бхине Далет Масаха, который ударяется о Высший Свет и возвращает Его назад,
ее прежняя непригодная форма трансформировалась и приняла новую форму,
называющуюся Ор Хозер, подобно трансформации получения в альтруистическое
действие в приведенной выше притче, где суть первой формы не изменилась, ведь и
теперь [гость] не ест без аппетита. Так и здесь, вся Авиют, являющаяся силой
получения и имевшаяся в Бхине Далет, трансформировалась и вошла внутрь Ор
Хозер, и поэтому стал Ор Хозер пригодным в качестве сосудов получения. И изучи
это хорошенько. И поэтому в Масахе всегда необходимо различать две силы: первая
– это Кашиют (твердость), заключенная в нем сила отталкивания Высшего Света;
вторая – это Авиют, представляющая собой меру желания получать из Бхины Далет,
включенного в Масах, причем, благодаря Зивугу дэhАкаа, совершенному его силой Кашиют, Авиют превратилась в свою
противоположность и стала Закут (чистотой), то есть альтруистическим
побуждением противоположным получению. И эти две силы, имеющиеся в Масахе,
действуют в пяти Бхинот (состояниях), представляющих собой четыре Бхинот ХУБ
ТУМ (Хохма и Бина, Тифэрэт и Мальхут), о которых говорилось выше, и их
Источник, называющийся Кэтэр.
Пункт 19
Ибо, хотя мы объясняли, что три первых Бхинот (ступени)
еще не считаются сосудом, а только одна Бхина Далет (четвертая ступень)
считается сосудом, как говорилось выше, в п. 5; вместе с тем,
поскольку три первые Бхинот являются причинами, вызывающими завершение создания
Бхины Далет, как уже говорилось, то они соединяются в Бхине Далет таким
образом, что после завершения создания Бхины Далет, в ней отпечатались четыре
меры получения присущего ей: начиная с Бхины Алеф (первой ступени),
характеризующейся самой незначительной мерой получения присущего ей; а за ней
шла Бхина Бет (вторая ступень) с несколько большей Авиют, чем у Бхины Алеф, то
есть с несколько большей мерой получения присущего ей; а затем шла Бхина Гимэль
(третья ступень) с большей Авиют, чем у Бхины Бет, то есть с большей мерой
получения присущего ей; а в конце следовала Бхина Далет, Бхина ее самой, с Авиют
большей, чем у всех [предыдущих Бхинот], а ее получение достигло своего
конечного состояния и полной меры. Кроме того, еще необходимо различать
включение в нее и Источника этих четырех Бхинот, который чище всех [остальных
Бхинот]. Таковы пять Бхинот получения, заключенные в Бхине Далет, и называются
они также именами десяти Сфирот КАХАБ ТУМ (Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и
Мальхут), заключенны[ в Бхине Далет, так как четыре Бхинот – это ХУБ ТУМ (Хохма
и Бина, Тифэрэт и Мальхут), как говорилось выше, в п. 5, а Источник называется
Кэтэр.
Пункт 20
А то, что пять Бхинот (стадий) получения, существующие в
Бхине Далет (на четвертой стадии), характеризуются термином Сфирот КАХАБ ТУМ
(Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут), относится к Бхине Далет до Цимцума (до
наложения ограничения [на получение Света]), то есть еще [ко времени] когда
Бхина Далет была сосудом получения, облекающим десять Сфирот, заключенных в
Высшем Свете, в том смысле, что Он и Имя Его едины, ибо все миры заключены там,
как написано в Учении о десяти Сфирот, в Первой части. [Из переведенной части:
см. Ор Пними, конец пункта Вав и пункт Каф, пункт Ламед, и пункт Мэм] То, что [сосуд]
облекает десять Сфирот, считается там соответствующим тем самым пяти Бхинот, о
которых говорилось выше, ибо каждая из пяти Бхинот, существующих в ней,
облекала соответствующую ей Бхину из десяти Сфирот, существующих в Высшем
Свете, так как Бхинат hаШореш (стадия
Корня, Источника), существующая в Бхине Далет, облекала Свет Кэтэр,
[составляющий одну] из десяти Сфирот [Света], а Бхина Алеф (первая стадия),
существующая в Бхине Далет, облекала Свет Хохма, [составляющий одну] из десяти
Сфирот [Света], а Бхина Бет (вторая стадия), существующая в ней, облекала Свет
Бина, а Бхина Гимэль (третья стадия), существующая в ней, облекала Свет
Тифэрэт, А Бхина ее самой [т.е. Мальхут деМальхут] облекала Свет Мальхут. И
поэтому также [обстоит дело] и теперь, после Цимцума Алеф (первого
ограничения), после того, как Бхина Далет стала больше непригодной как сосуд
получения, пять Бхинот Авиют [т.е. желания получать], существующие в ней, также
называются по именам пяти Сфирот КАХАБ ТУМ.
Пункт 21
И тебе уже известно, что материал Масаха (экрана), в общих чертах,
характеризуется именем Кашиют (твердость), то есть он подобен очень твердому
предмету, который не позволяет кому-либо пробиться в пределы чего-либо; так и
Масах не дает никакому Свету пройти к Мальхут, то есть к Бхине Далет (четвертой
ступени), и таким образом, считается, что любое количество Света способное
облачиться в сосуд Мальхут Масах задерживает и возвращает обратно. Кроме того
объяснялось, что те самые пять Бхинот (ступеней) Авиют (желания получать),
заключенные в Бхине Далет, привносятся и появляются в Масахе и соединяются с
заключенной в нем мерой Кашиют, и поэтому в Масахе различаются пять Минэй
Зивугим дэhАкаа (видов
соединений от удара) в соответстствии с пятью мерами Авиют, заключенными в нем:
ибо Зивуг дэhАкаа
(соединение от удара) о полный Масах, [состоящий] из всех пяти Бхинот Авиют,
поднимает Ор Хозер (возвращающийся Свет) достаточный для того, чтобы облечь все
десять Сфирот, то есть вплоть до уровня Кэтэр. А что касается Зивуга дэhАкаа о Масах, в котором не достает Авиют Бхины
Далет, так что в нем присутствует только Авиют Бхины Гимэль (третьей ступени),
то Ор Хозер, который он поднимает, достаточен для того, чтобы облечь десять
Сфирот лишь до уровня Хохма, и его не достает, [чтобы облечь уровень] Кэтэр. А
если в нем присутствует только Авиют Бхины Бэт (второй ступени), то его Ор
Хозер меньше и его хватает только, чтобы облечь десять Сфирот до уровня Бина, и
его не достает, [чтобы облечь уровни] Кэтэр и Хохма. А если в нем присутствует
только Авиют Бхины Алеф (первой ступени), то его Ор Хозер становится еще меньше
и его хватает только, чтобы облечь десять Сфирот до уровня Тифэрэт, и его не
достает, [чтобы облечь уровни] КАХАБ (Кэтэр, Хохма и Бина). А если ему не
достает и Авиют Бхины Алеф и не остается в нем ничего кроме Авиют Бхины Шореш
(Корня, Источника), то и hАкаа (удар) его
очень слаб и достаточен лишь для того, чтобы облечь один уровень Мальхут и его
не достает, [чтобы облечь уровни] девяти первых Сфирот, то есть Кэтэр, Хохма,
Бина и Тифэрэт.
Пункт 22
И вот ты видишь, как пять различных уровней
[буквально: пять мер высот] десяти Сфирот появляются благодаря пяти видам
Зивуга дэhАкаа (соединения, вызванного противодействием) Масаха (экрана), в
соответствии с количеством [желания] присущим пяти Бхинот (ступеням) Авиют,
заключенной в нем [т. е. желания получать, заключенного в нем]. А теперь сообщу
тебе причину [появления различных уровней]. Ибо известно, что Свет не
обретается без сосуда, ты также знаешь, что эти пять Бхинот Авиют появляются из
пяти Бхинот Авиют, заключенной в Бхине Далет (в пределах четвертой ступени),
которые до Цимцума (ограничения [получения Света]) были пятью сосудами в Бхине
Далет, облекавшими десять Сфирот КАХАБ ТУМ (Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и
Мальхут) [Ор Эльон, Высшего Света], как уже говорилось в п.18, а после Цимцум Алеф (первого ограничения), они присоединились к пяти
Бхинот Масаха, так что вместе с поднимаемым им Ор Хозер (возвращающимся Светом)
они снова становятся пятью сосудами, состоящими из Ор Хозер и [надевающимися]
на десять Сфирот КАХАБ ТУМ [Ор Яшар] вместо пяти сосудов самой Бхины Далет,
существовавшей до Цимцума. Соответственно, из этого ясно, что если в Масахе
содержатся все пять Бхинот этой Авиют, то в нем содержатся пять сосудов
необходимых, чтобы облечь десять Сфирот [Ор Яшар], но когда в нем нет всех пяти
Бхинот, так что ему не достает Авиют Бхины Далет, ведь в нем содержатся только
четыре сосуда, и поэтому он может облечь только четыре Света ХУБ ТУМ (Хохма и
Бина, Тифэрэт и Мальхут) и ему не достает одного Света, а именно Света Кэтэр,
точно так же, как ему не достает одного сосуда, а именно Авиют Бхины Далет. И
аналогично, когда ему также не достает Бхины Гимэль (третьей ступени), так что
в Масахе есть только три Бхинот Авиют, то есть только до Бхины Бет (второй
ступени), то тогда в нем есть только три сосуда, и поэтому он может облечь
только три Света, а именно [Света] Бины, Тифэрэт и Мальхут, и тогда этого
уровня не достает, [чтобы облечь] Света Кэтэр и Хохма, точно так же, как ему не
достает двух сосудов Бхины Гимэль и Бхины Далет. А когда в Масахе есть только
две Бхинот Авиют, то есть [он состоит] из Бхины Шореш (ступени Корня,
Источника) и Бхины Алеф (первой ступени), то ведь в нем есть только два сосуда,
и поэтому он облекает лишь два Света, а именно Свет Тифэрэт и Свет Мальхут, и
следовательно этого уровня не достает, [чтобы облечь] три Света КАХАБ (Кэтэр,
Хохма, Бина), точно так же, как не достает трех сосудов, а именно Бхины Бэт,
Бхины Гимэль и Бхины Далет. А когда в Масахе есть только одна Бхинат Авиют, а
именно лишь Бхинат Шореш hаАвиют, то в нем
содержится только один сосуд, поэтому он может облечь только один Свет, а
именно Свет Мальхут, и этого уровня не достает, [чтобы облечь] четыре Света
КАХАБ и Тифэрэт, точно так же, как не достает четырех сосудов, а именно Авиют
Бхины Далет, Бхины Гимэль , Бхины Бэт, и Бхины Алеф. Ведь уровень [буквально:
мера высоты] каждого Парцуфа абсолютно точно соответствует мере Авиют присущей
Масаху, ибо Масах Бхины Далет порождает уровень Кэтэр, а [Масах] Бхины Гимэль
порождает уровень Хохма, а [Масах] Бхины Бэт порождает уровень Бина, а [Масах]
Бхины Алеф порождает уровень Тифэрэт, а [Масах] Бхины Шореш порождает уровень
Мальхут.
Пункт 23
Однако еще осталось объяснить, почему когда в
Масахе (экране) не достает сосуда Мальхут, то есть Бхины Далет (четвертой
ступени), ему не достает Света Кэтэр, а когда не достает также сосуда Тифэрэт,
ему не достает Света Хохма и так далее; а на первый взгляд, должно быть
наоборот и, когда в Масахе не достает сосуда Мальхут, то есть Бхины Далет,
должно для этого уровня не доставать Света Мальхут и должны быть в нем четыре
Света КАХАБ (Кэтэр, Хохма, Бина) и Тифэрэт. А также когда не достает двух
сосудов: Бхины Гимэль (третьей ступени) и Бхины Далет, должно не доставать
Светов Тифэрэт и Мальхут, чтобы были на этом уровне три Света КАХАБ. И так
далее в том же духе. (См. выше, в п.20).
Пункт 24
А ответ состоит в том, что Света и сосуды всегда
располагаются во взаимно обратном порядке, ибо в природе сосуда, чтобы в
Парцуфе сначала вырастали высшие сосуды, так как сначала вырастает Кэтэр, за
ним сосуд Хохма и т.д. до сосуда Мальхут, вырастающего последним. И поэтому мы
называем сосуды в порядке КАХАБ ТУМ (Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут),
сверху вниз, ибо таким образом они вырастают. И по отношению к ним в обратном
[порядке располагаются] Света, так как среди Светов в Парцуф сначала входят
низшие, поскольку сначала входит Нэфэш, являющаяся Светом Мальхут, а затем
Руах, являющийся Светом Зеир Анпина и т.д. до Света Ехида, входящего последним.
И поэтому мы называем Света в порядке НАРАНХАЙ (Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая,
Ехида), снизу вверх, так как в таком порядке, снизу вверх, они входят. Таким
образом, когда в Парцуфе еще не выросло ничего кроме одного сосуда, которым
обязательно является высший сосуд Кэтэр, как уже говорилось, то тогда в Парцуф
входит не Свет Ехида, принадлежащий этому сосуду, но только Свет самый низший
из Них всех, а именно Свет Нэфэш, и Свет Нэфэш облачается в сосуд Кэтэр. А
когда два сосуда выросли в Парцуфе, то есть два высших из них: Кэтэр и Хохма, -
то тогда в него входит также Свет Руах, и нисходит тогда Свет Нэфэш из сосуда
Кэтэр в сосуд Хохма, а Свет Руах облачается в сосуд Кэтэр. А также, когда вырос
в Парцуфе третий сосуд, а именно сосуд Бина, тогда в него входит Свет Нэшама, и
тогда нисходит Свет Нэфэш из сосуда Хохма в Сосуд Бина, а Свет Руах – в сосуд
Хохма, а Свет Нэшама облачается в сосуд Кэтэр. А когда вырос в Парцуфе
четвертый сосуд, а именно сосуд Тифэрэт, то в Парцуф входит Свет Хая, и тогда
нисходит Свет Нэфэш из сосуда Бина в сосуд Тифэрэт, а Свет Руах – в сосуд Бина,
а Свет Нэшама – в сосуд Хохма, а Свет Хая – в сосуд Кэтэр. А когда вырос в
Парцуфе пятый сосуд, а именно сосуд Мальхут, то в него входит Свет Ехида, и
тогда приходят все Света в предназначенные для них сосуды, ибо Свет Нэфэш
нисходит из сосуда Тифэрэт в сосуд Мальхут, а Свет Руах – в сосуд Тифэрэт, а
Свет Нэшама – в сосуд Бина, а Свет Хая – в сосуд Хохма, а Свет Ехида – в сосуд
Кэтэр.
Пункт 25
Ведь пока еще не выросли в Парцуфе все пять сосудов КАХАБ
ТУМ (Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут), оказываются Света не на тех местах,
которые им предназначены, и более того, они располагаются в обратном порядке,
ибо там, где не достает сосуда Мальхут, не достает Света Ехида, а там, где не
достает двух сосудов ТУМ (Тифэрэт и Мальхут), не достает [Светов] Ехида и Хая и
так далее; и это потому, что среди сосудов сначала вырастают высшие, а среди
Светов сначала [в сосуды] входят последние, как уже говорилось. Ты также должен
заметить, что каждый новый Свет облачается только в сосуд Кэтэр, и это потому,
что каждый получающий должен получить в свой самый чистый сосуд, то есть в
сосуд Кэтэр. И поэтому Света, уже облачившиеся в Парцуф, вынуждены нисходить на
одну ступень от места, где они находятся, когда приходит новый Свет; например,
когда приходит Свет Руах, Свет Нэфэш вынужден низойти от сосуда Кэтэр к сосуду
Хохма, чтобы освободить место сосуда Кэтэр и дать ему возможность получить
новый Свет, то есть Руах. Точно так же, если новый Свет – это Нэшама, и Руах
вынужден низойти от сосуда Кэтэр к сосуду Хохма, чтобы освободить место [сосуда]
Кэтэр новому Свету, то есть [Свету] Нэшама, и поэтому [Свет] Нэфэш, бывший в
сосуде Хохма, вынужден низойти в сосуд Бина и так далее в том же духе. И все
это происходит для того, чтобы освободить сосуд Кэтэр для нового Света. И держи
этот закон на вооружении, и тогда ты всегда сможешь в любом вопросе отличить,
говорят ли о порядке сосудов или о порядке Светов, и тогда ты не будешь сбит с
толку, так как они всегда следуют во взаимно обратном порядке. И вот тщательно
разъяснено понятие пяти Бхинот (стадий) Масаха (экрана), как благодаря им
различаются уровни, находящиеся один ниже другого.