Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Тэамим [1], Нэкудот [2], Тагин [3] и Отиёт [4]

 

Пункт 46

 

После того, как разъяснено соударение Ор Макиф (окружающего Света) и Ор Пними (внутреннего Света), происходящее после распространения Парцуфа и образования ступени Гуф, и что по причине этого [соударения] Масах дэ Гуф очищается и все Света дэГуф исторгаются, а Масах вместе с Рэшимот остающимися в нем, поднимаются к Пэ дэРош и вновь появляются там в Зивуге дэhАкаа, и порождают новый уровень, соответствующий мере Авиют в этих Рэшимот, дадим теперь разъяснения о четырех видах Светов ТАНТА (Тэамим, Нэкудот, Тагин и Отиёт), образующихся при соударении Ор Макиф и подъемах Масаха к Пэ дэРош.

--------------------
Примечания переводчика
[1] Тэамим – знаки для чтения Торы нараспев
[2] Нэкудот – огласовки в иврите
[3] Тагин – в свитке Торы: декоративные графические элементы на краях букв
[4] Отиёт – буквы языка иврит

 

Пункт 47

 

Ибо объяснено, что благодаря соударению окружающего Света о Масах дэГуф, Он очищает Масах от всей Авиют дэГуф, пока он не очистится и не станет идентичным Масаху дэПэ дэРош, а идентичность с Пэ дэРош вытекает из единства с ним, когда [Масах дэГуф и Масах дэПэ дэРош] подобны одной ступени, и [Масах дэГуф] присоединяется к Зивугу дэhАкаа (к соединению [со Светом] в результате противодействия [Ему]), происходящему там. Но можно различить, что Масах очищается не за один раз, а в соответствии с порядком, в котором следует ступень, то есть сначала от Бхины Далет (четвертой ступени) к Бхине Гимэль (третьей ступени), а затем от Бхины Гимэль к Бхине Бет (второй ступени), а затем от Бхины Бет к Бхине Алеф (к первой ступени), а затем от Бхины Алеф к Бхине Шореш (к ступени Источника), пока он не очистится от всей его Авиют и не станет чистым, как Масах дэПэ дэРош. А ведь Высший Свет не прекращает светить ни на миг, и Он соединяется с Масахом при всех без исключения обстоятельствах его очищения, ибо после того, как он очищается от Бхины Далет и исторгается весь этот [Свет] уровня Кэтэр, и Масах достигает Авиют Бхины Гимэль, то Высший Свет соединяется с Масахом благодаря Авиют Бхины Гимэль, оставшейся в нем, и порождает десять Сфирот на уровне Хохма, а затем, когда Масах очищается также и от Бхины Гимэль и исторгается также и уровень Хохма, и в Масахе остается только Бхина Бет, то вследствие этого Высший Свет соединяется с ним на уровне Бхины Бет и порождает десять Сфирот на уровне Бина. А затем, когда он очищается и от Бхины Бет, и соответствующий уровень исторгается, и остается в нем только Авиют Бхины Алеф, то Высший Свет соединяется с Масахом на уровне Авиют Бхины Алеф, оставшейся в нем, и порождает уровень десяти Сфирот на уровне Зеир Анпин. А когда он очищается и от Авиют Бхины Алеф, и исторгается уровень Зеир Анпин, и в нем остается только Шореш Авиют, Высший Свет соединяется также и на уровне Авиют дэШореш, оставшейся в Масахе, и порождает десять Сфирот на уровне Мальхут. А когда Масах очищается и от Авиют дэШореш, и уровень Мальхут также исторгается оттуда, то не остается в Масахе больше никакой Авиют дэГуф, и вот тогда различимо, что Масах и его Рэшимот поднялись и соединились с Масахом дэРош, и присоединяется там [Масах дэГуф] к Зивугу дэhАкаа, и в результате этого [Зивуга] появляются новые десять Сфирот, называющиеся сыном и порождением первого Парцуфа. Вот и объяснено, что соударение окружающего Света о внутренний Свет, очищающее Масах дэГуф Первого Парцуфа [мира] Адам Кадмон и поднимающее его к его Пэ дэРош, в результате чего рождается и появляется Второй Парцуф АБ дэАдам Кадмон, происходит не за один раз, а в порядке следования ступеней, поскольку Высший Свет соединяется с [Масахом дэГуф] при всех без исключения обстоятельствах, вызываемых четырьмя ступенями, с которых он уходит и к которым он приходит за время своего очищения, пока он не становится идентичным Пэ дэРош. И это объяснение применимо к появлению четырех уровней за время очищения Гуф Первого Парцуфа, необходимому для [создания] АБ, также появляются три уровня за время очищения Масаха дэГуф Парцуфа АБ, в процессе Ацилут (создания и наделения Светом) Парцуфа САГ, и то же происходит на всех ступенях. Ибо таков закон: никакой Масах не очищается за один раз, но происходит это в порядке следования его ступеней, а Высший Свет не прекращает распространяться к низшему, поэтому [Масах] соединяется со [Светом] на всех без исключения ступенях, [которые он проходит] в процессе своего очищения.

Ор Шалом


Но можно различить, что Масах очищается не за один раз, а в соответствии с порядком, в котором следует ступень,
так как существует закон: каждой ступени присущи четыре ступени, поэтому он исторгается в соответствии с этими ступенями. То есть сначала от Бхины Далет (четвертой ступени) к Бхине Гимэль (третьей ступени), то есть у него теряется сила преодоления [эгоистического желания]  Бхины Далет, но он еще способен преодолевать Бхину Гимэль и так далее.

А ведь Высший Свет не прекращает светить ни на миг, и Он соединяется с Масахом при всех без исключения обстоятельствах его очищения; ... Высший Свет соединяется с Масахом благодаря Авиют Бхины Гимэль, оставшейся в нем; вопрос: разве на каждом без исключения уровне снова происходит Зивуг дэ
hАкаа и расчет в Рош? Ответ. В Рош ступени он сам отмерил, сколько ему получить, и после того, как он это решил, он получил. То есть когда Масах очищается от Бхины Далет, Мальхут видит, что то, что соответствует Бхине Гимэль, она еще может получить, а раз так, то она совершает Зивуг дэhАкаа, соответствующий Бхине Гимэль, в Рош, а затем [Свет] распространяется к Гуф и так далее таким же образом. И это соответствует закону: «Я, Г-сподь, не изменился» [Малахи 3, 6]. Высший Свет светит всегда, и в Нем нет изменений, а низшие получают в соответствии со своими силами, то есть с их Масахом, и каждый раз производят расчет, сколько они могут получить с альтруистической мотивацией, а сколько – нет. И таким образом понятен закон: «Нет Света, в котором бы не было Внутреннего Света и Окружающего Света». И это потому, что на каждой без исключения ступени производится расчет в Рош, и часть он способен получить с альтруистической мотивацией, а часть – нет. И это называется компромисс. Пояснение. Две крайности всегда совершенны, но средняя линия, включающая что-то отсюда и что-то оттуда, и любая ступень, включающая ее часть, не совершенны. А согласно нашей терминологии: Высший Свет хочет, чтобы Нээцаль [см. Что такое Маациль], получил весь Свет, а Нээцаль предпочитает быть качественно подобным [Маацилю] и совсем не получать Свет. И это называется hАкаа (противодействием), а также – двумя крайностями, так как каждая из них всецело охвачена одним желанием. А в конце происходит соединение, называющееся средней линией, то есть низший получает, как и хочет  Высший, но с альтруистической мотивацией, как хочет он сам. И это является недостатком совершенства, потому что он часть получает, а часть - отвергает.

Вот и объяснено, что соударение окружающего Света о внутренний Свет, очищающее Масах дэГуф ... , происходит не за один раз, а в порядке следования ступеней.

Вопрос: происходит ли соударение на каждом без исключения уровне, появляющемся во время очищения Масаха, или только на уровне Тэамим? Ответ. Рав говорит, что исторжение произошло сразу же. Поэтому он спрашивает: разве вначале Зивуг не произошел на уровне Кэтэр, то есть Бхины Далет Бхины Далет, а затем не произошел на уровне Хохма, то есть Бхины Гимэль Бхины Далет, и так далее до его полного исторжения? Если так, то произошло много Зивугим, пока он не был полностью исторгнут, почему же рав называет это «за один раз»? И он отвечает примером: человек находится у своего друга в четвертой комнате, и хозяин дома говорит ему: «Выйди вон!». Разве он может сразу же выйти из четвертой комнаты наружу? Конечно же, нет. А должен он пройти в третью комнату, а из третьей – во вторую и так далее, пока не выйдет наружу. Возникает вопрос: а должен ли хозяин дома в каждой комнате его выгонять? Достаточно того, что он сказал ему один раз; ведь он вошел во вторую комнату не для того, чтобы там задержаться, а был на пути к выходу. И здесь также происходит то же самое: поскольку Окружающий Свет оспаривал правильность пути, избранного Масахом, как уже говорилось, а Масах согласился с Ним, Он неизбежно был исторгнут. Но поскольку Масах состоял из четырех ступеней, Он неизбежно должен был переходить от ступени к ступени, пока не был исторгнут полностью. Но Окружающий Свет не должен был соударяться с [Масахом] на каждой без исключения ступени, достаточно того, что Он один раз выговорил ему, указав что он на неверном пути.

Также появляются три уровня за время очищения Масаха дэГуф Парцуфа АБ; то есть ему не доставало уровня Кэтэр. Соответственно в Парцуфе САГ появляются только два уровня. Но, с другой стороны, мы учим, что на каждой ступени есть десять Сфирот и на каждой ступени есть четыре ступени! Но здесь, [сравнивая] высоту ступеней, он учит так.

Вопрос: на каждой ступени есть четыре ступени или пять?

Ответ. Во многих местах рассматривают Авиют Бхины Алеф и Авиют дэШореш вместе. Но этого строго не придерживались ни рав (т.е. Аризаль), ни мой господин, отец, учитель и рав, да будет память о нем благословенна (т.е. Бааль Сулам). Поскольку, с одной стороны, появляется ступень, соответствующая Авиют дэШореш, а с другой стороны, у нее нет возможности распространяться; и поэтому, если говорить о высотах, рассматривавшихся раньше, то Авиют дэШореш не присуща высота. А здесь, в п.47, он рассматривает Авиют дэШореш, то есть Парцуф не исторгается, пока не проходит также и Авиют дэШореш. Но то, что раскрывается на Авиют дэШореш, иногда не рассматривается, если говорить о высотах, рассматривавшихся ранее.

 

Пункт 48

 

Однако эти уровни, появляющиеся в соответствии с [состояниями] Масаха в процессе его очищения в порядке ступеней, не считаются распространением настоящих ступеней подобных первому уровню, появившемуся до начала очищения, но они считаются ступенями Нэкудот (точек, огласовок) и называются именем Ор Хозер (возвращающийся Свет) и Дин ([Атрибут] Суда), поскольку сила Суда, исторжения Светов, уже придана им. Ибо в Первом Парцуфе, как только начало происходить соударение и очистило Масах дэГуф от Бхины Далет, считается, будто он уже весь очистился, поскольку в духовном нет частичного действия, и раз он уже начал очищаться, он уже должен очиститься полностью, а из-за того, что Масаху присуще очищаться в порядке следования ступеней, у Высшего Света есть возможность соединиться с ним на каждой ступени Авиют, которую Масах обретает в процессе своего очищения, пока он не очистится полностью, как уже говорилось, и поэтому этим уровням, появляющимся в процессе его исторжения, придается сила исторжения, и они считаются лишь ступенями Нэкудот, Ор Хозер и Дин. И поэтому в каждом Парцуфе мы различаем два вида уровней, имена которых – Тэамим (знаки для чтения Торы нараспев) и Нэкудот (точки, огласовки). Ибо десять Сфирот дэГуф, появившиеся сначала в каждом Парцуфе, называются именем Тэамим, а те уровни, что появляются в Парцуфе в процессе его очищения, то есть после того, как Масах уже начал очищаться, и до того, как он достигает Пэ дэРош, о чем уже говорилось, они называются именем Нэкудот.

Ор Шалом


Ибо в Первом Парцуфе,
то есть Парцуфе Тэамим.

И поэтому этим уровням, появляющимся в процессе его исторжения, придается сила исторжения, и они считаются лишь ступенями Нэкудот, Ор Хозер и Дин. Здесь он объясняет разницу между первым распространением, называющимся Тэамим, и остальными ступенями, появляющимися после соударения, которые называются Нэкудот. Первое распространение появилось для того, чтобы светить для ступени, а Нэкудот, хотя в них присутствует прямой Свет и распространение [в духовные объекты] имеющие структуру
  Рош - Тох - Соф, появляются не для того, чтобы светить для ступени, и это потому, что окружающий Свет уничтожил Масах, как будто вся ступень уже была исторгнута. Но из-за того, что Масах состоит из четырех ступеней, он не может быть сразу же исторгнутым, но это происходит в порядке следования ступеней. И это подобно уже рассказанной нами притче о человеке, находящемся в четвертой комнате, когда хозяин дома говорит ему выйти наружу. Этот человек не может выйти из четвертой комнаты наружу, но он должен на своем пути миновать все комнаты, и проходя в третью и во вторую комнату, он не ставит своей целью остаться там, а лишь проходит их на пути наружу.

Если же рассмотреть мораль, [вытекающую из этой притчи], то это называется Коах
hаДин (силой Суда). То есть Коах hаhиСталкут (силой исторжения), вызванной уничтожением Масаха, и благодаря Суду, запрещающему быть получающим ради получения, [эта сила] властвует даже, когда эти уровни светят. А также называется это Ор Хозер (возвращающимся Светом), несмотря на то, что эти уровни представляют собой Ор Яшар (прямой Свет), ибо светят во время исторжения. По словам рава, это «время возвращения Светов к их Источнику». И поэтому в каждом Парцуфе мы различаем два вида уровней, имена которых – Тэамим (знаки для чтения Торы нараспев) и Нэкудот (точки, огласовки). Ибо десять Сфирот дэГуф, появившиеся сначала в каждом Парцуфе, называются именем Тэамим, что происходит от слов «вэХэйх Охэль йиТ'ам [Ло]» (не нёбо ли отведывает вкус пищи [Ийов 12, 11]), и располагаются эти десять Сфирот от Пэ и ниже. И этот «Таам» (вкус) [ощущается] именно при первом распространеии, ибо в это время Свету присущ вкус, так как Он появляется, чтобы светить. А те уровни, что появляются в Парцуфе в процессе его очищения, то есть после того, как Масах уже начал очищаться, и до того, как он достигает Пэ дэРош, о чем уже говорилось, они называются именем Нэкудот. По имени Нэкудат hаЦимцум (точки запрета, ограничения), превозмогающей каждый без исключения уровень; то есть когда [Парцуф] производит Зивуг (соединяется [со Светом]) [с силой преодоления] Бхины Гимэль (третьей ступени), Бхину Далет (четвертую ступень) уже превозмогает Нэкудат hаЦимцум, то есть запрещено пользоваться Бхиной Далет, потому что сила Масаха у него утеряна. И то же самое происходит на остальных уровнях.

 

Пункт 49

 

И те Рэшимот (воспоминания), что остаются внизу, в Гуф, после исторжения Светов дэТэамим, называются именем Тагин. А те Рэшимот, что остаются от уровней Нэкудот, называются именем Отиёт, будучи сосудами. А Тагин, являясь Рэшимот о Светах дэТэамим, облекают Отиёт и Кэлим (сосуды) и поддерживают их существование. И вот дано объяснение четырем видам Светов, называющихся Тэамим, Нэкудот, Тагин и Отиёт. Ибо первый уровень, появляющийся в каждом из Парцуфов, называющихся Гальгальта, АБ, САГ, МА и БОН, называется именем Тэамим. А уровни, появляющиеся в каждом Парцуфе после того, как он уже начал очищаться, до полного его очищения, называются именем Нэкудот. А Рэшимот, остающиеся от Светов дэТэамим на каждом уровне после их исторжения, называются именем Тагин. А Рэшимот, остающиеся от Светов уровней Нэкудот после их исторжения, называются именем Отиёт или Кэлим (сосуды). И запомни, [что] это [происходит] во всех Парцуфах, называющихся Гальгальта, АБ, САГ, МА и БОН, ибо всем им присуще очищение и во всех них есть эти четыре вида Светов.

Ор Шалом


И те Рэшимот (воспоминания), что остаются внизу, в Гуф, после исторжения Светов дэТэамим, называются именем Тагин. А те Рэшимот, что остаются от уровней Нэкудот, называются именем Отиёт, будучи сосудами.
Сначала надо разобраться, что такое Рэшимо вообще. Ошибочное понимание состоит в том, что Свет исторгается, а [Его] часть остается. Однако истина состоит в том, что не Свет исторгается, а получающий исторгается из Света. Пояснение. В настоящий момент получающий видит Свет подобный слабому отблеску, и это потому, что у него утерян Масах.

И известно, что второй Парцуф строится из Рэшимот первого Парцуфа. И это понятно из материального мира, поскольку и в материальном мире человек действует в соответствии с воспоминаниями о вчерашнем дне. Например такой-то человек вчера меня оскорбил, и у меня осталось воспоминание об этом, а раз так, то сегодня я знаю, что с этим человеком мне не стоит говорить.

Если использовать нашу терминологию, Масах дэГуф дэГальгальта, очистившийся и поднявшийся к Рош, состоит из всех Рэшимот, оставшихся от уровней, светивших в Гуф, и просит у Рош новые силы преодоления. А поскольку есть закон, что говорят только о высшей ступени, то говорят только о Рэшимот Далет дэ
hитЛабшут и Гимэль дэАвиют. Пояснение. В Тэамим дэГальгальта произошел Зивуг с [силой преодоления] Бхины Далет, а в Нэкудот Бхина Гимэль была первой ступенью. Поэтому от Тэамим осталась Бхина Далет дэhитЛабшут, ибо последняя Бхина [дэАвиют] теряется. А также от Нэкудот осталась Бхина Гимэль дэАвиют, и из этой Бхины Гимэль строится второй Парцуф. И из этих двух Рэшимот появляются во втором Парцуфе два уровня: Из Рэшимо дэhитЛабшут появляется приблизительно уровень Кэтэр, ВАК (Вав Кцавот, «шесть концов» [т.е шесть Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод]) дэКэтэр, светящие только в Рош, так как [у этой Рэшимо] нет Авиют. А из Рэшимо дэАвиют, поскольку она представляет собой полную ступень, притягивается полный уровень, то есть ГАР (три первые [Сфирот: Кэтэр, Хохма и Бина]) дэХохма и распространяется также и в Гуф. Еще мы учили, что Отиёт называются Кэлим (сосудами). В соответствии с этим Отиёт находятся в Гуф; напротив, в Рош есть только Шоршей Кэлим (зачатки сосудов) и поэтому они не называются Отиёт.

Из этого вытекает, что Рэшимо дэ
hитЛабшут, оставшаяся от Тэамим и светящая только в Рош, подобна Тагин ([очень маленьким] декоративным графическим изображениям) на [краях] Отиёт (букв [в свитке Торы]), то есть они не распространяются в Гуф, внутрь сосудов. Напротив, Рэшимо дэНэкудот называется Отиёт, поскольку это Бхина Гимэль дэАвиют и она распространяется в Гуф, называющийся Отиёт. Поэтому здесь Рэшимо дэТэамим называется Тагин, а Рэшимо диНкудот – Отиёт. См. [в основном тексте] ниже.

Итак, каждый без исключения Парцуф, появляющийся для того, чтобы светить, называется Тэамим. То есть он знает, сколько он способен [получить] с альтруистической мотивацией на своей ступени, а сколько нет. И то, что способен [получить] с альтруистической мотивацией, он получает, а то, что не способен [получить] с альтруистической мотивацией, он отвергает. А затем происходит Битуш (соударение)
hаОр Макиф (окружающего Света) об Ор Пними (о внутренний Свет), то есть окружающий Свет уничтожает силу Масаха (экрана), и он не может получать с альтруистической мотивацией. А поскольку речь идет о Святости, то если он не способен [получать] с альтруистической мотивацией, то он не хочет получать Свет, и Свет исторгается. Однако исторжение происходит постепенно, то есть все время, пока у него еще есть силы [получать] с альтруистической мотивацией какое-то количество, ему светит Свет. Однако эти уровни, которые светят ему, называющиеся Бхина Гимэль (третьей ступенью), Бхина Бет (вторая ступень) и т.д., появляются не чтобы светить ему, а они появляются во время исторжения. Как уже говорилось в притче с комнатами, он входит в них [т.е. входит в комнаты и также попадает на эти уровни], чтобы быть исторгнутым наружу.

Вопрос: почему Он не может остаться на уровнях Нэкудот, если у него есть Масах [с силой преодоления], соответствующей этим уровням, а должен быть исторгнут?

Ответ. Окружающий Свет хочет, чтобы он был исторгнут с каждой ступени, и не удовлетворяется тем, чтобы об был исторгнут частично с одной этой ступени, поэтому Он должен быть исторгнут со всех ступеней. И наоборот, поскольку Масах согласился с окружающим Светом, он сам хочет быть исторгнут. И можно вообразить человека, у которого были силы великие и который начинает падать и терять свои силы. Поскольку он падает, он должен упасть полностью и начать снова.

Может ли человек, упавший с пятого уровня, встать благодаря своему падению? Он должен упасть на четвертый уровень, на третий и так далее, пока не достигнет низа, и там он способен встать. {По этому же поводу он говорит, что человек, оказавшийся сообразительным, когда упал с пятой ступени на четвертую, ощущает, что четвертая ступень ниже, а раз так, то он может встать тотчас же и не должен падать дальше. Человек, не оказавшийся сообразительным, когда упал с пятой ступени на четвертую, видит, что еще есть люди хуже него. А раз так, он [думает], что попал не в такую уж тяжелую ситуацию. Этот человек должен упасть до самого низа}.

Вопрос: учитывая сказанное, почему первый уровень Парцуфа АБ называется Тэамим, разве он не появился после очищения Парцуфа Гальгальта, а если так, то почему не говорится, что он появился во время исторжения?
  И более того, как можно сказать, что Бхина Гимэль дэАБ, являющаяся уровнем Хохма, называетсяОр Яшар (прямым Светом) и Рахамим (Атрибутом Милосердия), а Бхина Гимэль дэГальгальта, являющаяся более высокой ступенью, то есть Хохма дэКэтэр называется Ор Хозер (возвращающимся Светом) и Дин (Атрибутом Суда)?

Ответ. Как уже говорилось, есть разница между человеком, желающим окрепнуть и обретающим силы, и человеком, у которого была сила великая и который начинает падать и терять ее. Пример. Ученик учится в ешиве по четыре часа каждый день; со временем он достиг определенной ступени и начал учиться по шесть часов. Этот ученик впоследствии будет подниматься все выше и выше. В противоположность ему, есть ученик, есть ученик, учившийся каждый день по десять часов; со временем он упал со своей ступени и начал учиться только восемь часов. Этот ученик уже будет падать донизу. Он уже находится в ситуации исторжения и нисхождения, несмотря на то, что он учится восемь часов, а первый – только шесть. В противоположность ему, у первого ученика, хотя он и учится меньше, сейчас период подъема. Так и здесь, Парцуф АБ появился после того, как Масах дэГальгальта поднялся к его Пэ дэРош, когда в нем совсем не осталось Света. А раз так, то этого Масаха у него совсем нет, и он хочет начать снова. Поэтому он получил в Рош дэГальгальта новые силы преодоления. То есть он знает, что обладает способностью [получать] Свет с альтруистической мотивацией, и поэтому он притягивает Его снова. Но чтобы Он светил ему, а не для того, чтобы быть исторгнутым, поэтому Он называется Тэамим. Иначе обстоит дело с Зивугим, происходящими для Нэкудот, они представляют собой некоторое количество сил, оставшихся у него от ступени Тэамим дэГальгальта.

Я однажды рассказывал такую притчу по этому поводу. Два работника получили жалованье. Первый, получив восемьсот долларов, обрадовался своему жалованью, а второй, получив девятьсот долларов, расстроился. Первый сначала получал шестьсот и поэтому обрадовался, получив восемьсот. Второй сначала получал тысячу долларов, поэтому расстроился, что ему уменьшили жалованье до девятисот. Мораль: в Парцуфе АБ с самого начала появился Масах для того, чтобы он обрел совершенно новую ступень: Бхину Гимэль. И притянул Свет, чтобы Он светил ему, и это приятно [буквально: в этом ощутим вкус] и Он называется Тэамим (вкусы). А в Парцуфе Гальгальта ему светила Бхина Далет и была им утеряна. А уровни Нэкудот, светящие в процессе очищения, представляют собой лишь некоторые количества уровня Бхины Далет, и это подобно тому, будто ему с каждым разом уменьшают жалованье. Раз так, то когда уменьшают жалованье, это неприятно [буквально: в этом не ощутим вкус], поэтому это называется Нэкудот и Дин (Атрибут Суда). И это понятно также из притчи с комнатами: есть разница между тем, пришел ли он с самого начала в третью комнату, или он был в четвертой комнате, и ему сказали выйти вон, и выходя наружу, он по пути проходит третью комнату.