Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Понятие Рош, Тох и Соф, имеющихся в каждом Парцуфе, и порядок облачения Парцуфов друг в друга 

 

Пункт 50

 

Итак, ты уже знаешь, что в каждом Парцуфе [«Парцуф» означает «лицо»] различаются два вида Мальхут [«Мальхут» означает «царство»], а именно: Мальхут hамиЗдавэгэт (соединяющаяся [со Светом]) и Мальхут hамСаемэт (прекращающая [Его свечение]). И вот из Масаха (экрана), находящегося в Мальхут hамиЗдавэгэт, появляются десять Сфирот [Сфирот от слова Сафир (сапфир), т.е. Света как бы светящиеся разными цветами, т.е. части Света, освещающие разные части сосудов и по-разному ими воспринимающиеся; части сосудов, таким образом также характеризуются как Сфирот] дэОр Хозер (возвращающегося Света) от нее и выше, облекающие десять Сфирот Высшего Света, называющиеся десятью Сфирот дэРош [«Рош» означает «голова»], то есть только Шорашим (корнями, зачатками). А отсюда вниз распространяются десять Сфирот дэГуф [«Гуф» означает «тело»] Парцуфа, то есть их состояния характеризуются как hитЛабшут (облачение) Светов в полностью сформировавшиеся сосуды. И эти десять Сфирот дэГуф делятся на две ступени, состоящие из десяти Сфирот и называющиеся десять Сфирот дэТох [«Тох» означает «внутренняя часть тела»] и десять Сфирот дэСоф [«Соф» означает «предел, конец»]: ибо десять Сфирот дэТох располагаются от Пэ (рта) дэ Табура (пупка), то есть в месте облачения Светов в сосуды. А десять Сфирот дэСиюм (прекращения [свечения]) вэСоф (и предела)  Парцуфа располагаются от Табура вниз до Сиюм Раглав (конца его ног), что означает, что Мальхут мэСаемэт (прекращает [Свечение]) всех Сфирот без исключения до того, как [Свет] достигает ее собственной ступени непригодной для получения какого-либо Света, и поэтому там завершается Парцуф. И эта ступень завершения называется Сиюм Эцбэот Раглин (кончиками пальцев ног) Парцуфа, и ниже нее находится Халаль Пануй вэРэйкан бэли Ор (незаполненное пространство свободное от Света). И знай, что эти два вида десяти Сфирот происходят от десяти Сфирот дэШорашим, называющихся Рош. И эти два [вида] объединяются в Мальхут hамиЗдавэгэт, ибо там присутствует сила облачения, а именно Ор Хозер, поднимающийся и облекающий Высший Свет. А также присутствует там сила Масаха, препятствующая Мальхут получать Свет, благодаря чему происходит Зивуг дэhАкаа (соединение [со Светом] в результате противодействия Ему), поднимающий Ор Хозер. И эти две силы пребывают в Рош лишь в зачаточном состоянии, но когда они распространяются сверху вниз, то первая сила, а именно сила облачения реально [уже не в зачаточном состоянии] проявляется в десяти Сфирот дэТох, находящихся от Пэ и ниже до Табура А вторая сила, а именно сила, препятствующая Мальхут получать Свет, реально проявляется в десяти Сфирот дэСоф вэСиюм, находящихся от Табура и ниже до Сиюм Эцбэот Раглин. И эти два вида десяти Сфирот всегда называются ХАГАТ НэhИМ (Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод и Мальхут): так как десять Сфирот дэТох, располагающиеся от Пэ до Табура, называются все вместе именем ХАГАТ, а десять Сфирот дэСоф, располагающиеся от Табура и ниже, называются все вместе именем НэhИМ; и запомни это.

Ор Шалом


Итак, ты уже знаешь, что в каждом Парцуфе [«Парцуф» означает «лицо»] различаются два вида Мальхут [«Мальхут» означает «царство»], а именно: Мальхут
h
амиЗдавэгэт (соединяющаяся [со Светом]) и Мальхут hамСаемэт (прекращающая [Его свечение]). Пэ дэРош называется Мальхут hамиЗдавэгэт, то есть соединяющеся с Шефа (Благодатью). И эта Мальхут дэРош говорит: я хочу получать, потому что я хочу совершать альтруистические деяния. Мальхут дэГуф означает, что она говорит: досюда будет распространяться Свет, и больше я не хочу получать, так как если я получу, это будет ради получения. Поэтому она прекращает [свечение] Света. Следовательно Мальхут hамиЗдавэгэт говорит: я хочу получать, в то время, как Мальхут hамСаемэт говорит: я не хочу получать. И это различие огромно.

И эта ступень завершения называется Сиюм Эцбэот Раглин (кончиками пальцев ног) Парцуфа, и ниже нее находится Халаль Пануй вэРэйкан бэли Ор (незаполненное пространство свободное от Света). Есть три ступени: 1). Мальхут дэРош, совершающая Зивуг дэ
hАкаа (соединяющаяся [со Светом] в результате противодействия [Ему]) и называющаяся Мальхут hамиЗдавэгэт. 2). Мальхут дэТох, которая говорит: больше того, что я получила, я не хочу получать, потому что я не хочу быть получающей ради получения. И благодаря этой Двейкут (качественной идентичности [Творцу]) светят ниже от нее десять Сфирот дэСоф, представляющие собой [Свет] Хасадим со свечением Хохма 3). Мальхут дэЭцбэот Раглин (кончиков пальцев ног), завершающая десять Сфирот дэСоф. А ниже нее – ступень, которая настолько хочет получать ради получения, что там находится «Халаль Пануй вэРэйкан бэли Ор» (незаполненное пространство свободное от Света).

Вопрос: разве в Халаль Пануй есть сосуды и вообще какие-то ступени?

Ор Барух. Рисунок 1.


Нарисован протяженный в высоту прямоугольник без нижней стороны. Прямоугольник рассекают на части пять горизонтальных линий.

Верхняя из них отсекает почти квадрат (горизонтальные стороны чуть больше). Его рассекает пополам вертикальная линия. Справа от этого прямоугольника (почти квадрата) написано: (Рош); слева от него – ХАБАД (Хохма, Бина, Даат); выше правой половины – Ор Яшар (прямой Свет); выше левой – Ор Хозер. Внутри справа, одно под другим – Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин, Мальхут; внутри слева, одно под другим - Мальхут, Зеир Анпин, Бина, Хохма, Кэтэр. В середине нижней границы написано: Масах

Вторая горизонтальная линия отсекает узкую полоску, внутри которой написано: Пэ – Мальхут дэРош.

Третья горизонтальная линия отсекает второй почти квадрат. Справа от него написано (Тох). Слева – ХАГАТ (Хэсэд, Гвура, Тифэрэт), внутри справа, одно под другим: Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин, Мальхут.

Четвертая горизонтальная линия отсекает вторую узкую полоску, внутри которой написано: Табур.

Пятая горизонтальная линия отсекает третий почти квадрат. Справа от него написано (Соф). Слева – Нэ
hИ (Нэцах, hОд, Есод) , внутри справа, одно под другим: Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин, Мальхут.

Ниже пятой линии находится полоска пошире, открытая снизу, внутри которой написано Сиюм Раглин, а ниже – Мэком Халаль
hаПануй (место незаполненного пространства).

[Окончание Ор Шалом]


Ответ. Согласно этому рисунку, мы учили, что Его желание облагодетельствовать Свои творения желало дать сто процентов Света и поэтому создало сто процентов желания получать, чтобы оно получило Свет. И мы учили, что Мальхут дэРош произвела расчет и решила: двадцать процентов Света она сможет получить из альтруистических побуждений, а восемьдесят процентов Света она не сможет получить внутрь восьмидесяти процентов желания получать, потому что она не сможет сделать это из альтруистических побуждений. И эти восемьдесят процентов желания получать располагаются ниже Табура [мира] Адам Кадмон, будучи ступенью Соф Парцуфа. А раз так, то ниже Сиюм Раглин нет никакой ступени, которая бы желала получать ради получения. Первый раз мы обнаружили эту
 ступень, желающую получать ради получения, в Цимцум Бэт ([когда был наложен] второй запрет [на получение Света]). А раз так, то то, что он упоминает сущестьвование здесь Халаль Пануй – это ступень, которая появится в будущем, но пока ее не существует.

И эти две силы пребывают в Рош лишь в зачаточном состоянии, то есть в Рош нет получающего, а также неразличим не получающий.

Дополнительный Ор Барух

О том, что только Мальхут является источником.

Написано в 5717 (1956 – 1957) году


А оттуда вниз распространяются десять Сфирот дэГуф Парцуфа.
Хотя мы говорим, что только Мальхут , называющаяся желанием получать, есть начало раскрытия сосуда, называющегося Нээцалем [см. Что такое Маациль], а то, что от нее и выше, напротив, еще рассматривается как ступень Рош, Кэтэр и Эйн Соф (Бесконечный), которую совершенно невозможно постичь, но Нээцаль характеризуется только как Гуф ступени, то есть распространение от Пэ и ниже, а как можно говорить, о ступени десяти Сфирот Гуф, что это лишь распространение Мальхут, как можно говорить о различии между четырьмя ступенями Ор Яшар?

И можно сказать, что существующее потенциально затем распространяется на деле, то есть Мальхут сама должна раскрыть четыре ступени Ор Яшар (прямого Света) с помощью обретенного ею Ор Хозер (возвращающегося Света). То есть после того, как Мальхут дэПэ дэРош, благодаря тому, что она отвергает Ор Хозер, называющийся Ор
hаДвейкут (Светом слияния), она обретает при этом раскрытие, что означает, что она постигает ступень Кэтэр, то есть Его желание делать добро, а затем [ступень] Хохма, то есть она постигает, как Маациль [см. Что такое Маациль] наделяет ее на ступени пробуждения свыше, что назывется Коах Эльон алав (воздействием на [духовный объект] Высшей Силы), а затем она пробуждает альтруистическое желание, то есть после, как она уже постигла ступень Хохма, благодаря Маацилю, она выбирает [Свет] Хасадим. А затем она обретает раскрытие двух сил вместе, то есть Свет Хасадим со свечением Хохма, что считается ступенью Зеир Анпин. А затем она обретает раскрытие страстного желания к собственно ступени Хохма, являющейся желанием получать для себя. А затем она обретает раскрытие понятия Цимцум (запрета), налагавшегося на желание получать, и это называется ступенью Мальхут hаМсаемэт (прекращающая [свечение]), и в Мальхут hаМсаемэт раскрывается ступень Сиюм (прекращение [свечения]) любых десяти Сфирот, притягиваемых ею. То есть все эти ступени ... светят в ней, но для себя она раскрывает ступень Сиюм [прекращения свечения] каждой ступени без исключения.

А объясняется это так: до того, как она обрела раскрытие Ор Хозер (возвращающегося Света), она еще не достигла раскрытия постижения хотя бы части из этих четырех ступеней, а после раскрытия у нее Ор Хозер, она уже достигла постижения частей.

 

Пункт 51

 

Еще нужно знать, что Цимцум (запрет) был наложен только на [получение] Света Хохма, ибо сосуд [Хохма] – это желание получать, окончательно сформировавшееся в Бхине Далет (на четвертой ступени), в которой создается Цимцум и Масах, но на Свет Хасадим совсем не налагалось никакого запрета, ибо сосуд [Хасадим] – это альтруистическое желание, которому не присуща никакая Авиют, и оно качественно не отличается от Маациля и не нуждается ни в каких исправлениях. И вместе с тем, поскольку в десяти Сфирот Высшего Света присутствуют эти два Света, Хохма и Хасадим, соединенные воедино, без какого-либо разделения между ними, и образующие единый Свет, распространяющийся, поскольку Ему это присуще, то когда они начинают облачаться в сосуды после Цимцума, тогда и Свет Хасадим прекращает [светить], достигнув Мальхут, хотя на Него и не налагается запрет. Ведь если бы Свет Хасадим распространился в место, где совершенно не может распространяться Свет Хохма, то есть в Мальхут hаМсаемэт (прекращающую [свечение] ), то в Высшем Свете произошло бы разбиение, так как Свет Хасадим вынужден был бы полностью отделиться от Света Хохма, и поэтому Мальхут hаМсаемэт становится ступенью Халаль Пануй вэРэйкан  леГамрей (пространства, незаполненного и совершенно свободного), и даже от Света Хасадим.

Ор Барух


Так как Свет Хасадим вынужден был бы полностью отделиться от Света Хохма.
См. Учение о десяти Сфирот, часть 16, ответ на вопрос 40.

Ор Шалом


Еще нужно знать, что Цимцум (запрет) был наложен только на [получение] Света Хохма, ибо сосуд [Хохма] – это желание получать, окончательно сформировавшееся в Бхине Далет (на четвертой ступени), в которой создается Цимцум и Масах.
Поскольку низший получает, а Маациль дает, то низший желает быть таким же, [как Маациль]. По этой причине налагается запрет, чтобы низший не был получающим. Но на Свет Хасадим совсем не налагалось никакого запрета, ибо сосуд [Хасадим] – это альтруистическое желание, которому не присуща никакая Авиют, и оно качественно не отличается от Маациля и не нуждается ни в каких исправлениях. А наоборот, все, что добавляется [сосудом] Хасадим, достойно похвалы. И вместе с тем, (здесь он хочет объяснить, что несмотря на сказанное выше, и на Свет Хасадим наложен запрет и Он не может повсюду распространяться), поскольку в десяти Сфирот Высшего Света присутствуют эти два Света, Хохма и Хасадим, соединенные воедино, без какого-либо разделения между ними, и образующие единый Свет, распространяющийся, поскольку Ему это присуще, то есть Свет един, и все Его различия и изменения появляются благодаря сосудам. То ... и Свет Хасадим прекращает [светить], достигнув Мальхут ... Ведь если бы Свет Хасадим распространился в место, где ... не может распространяться Свет Хохма, то есть в Мальхут hаМсаемэт (прекращающую [свечение] ), то в Высшем Свете произошло бы разбиение, ... и поэтому Мальхут hаМсаемэт становится ступенью Халаль Пануй вэРэйкан  леГамрей (пространства, незаполненного и совершенно свободного), и даже от Света Хасадим. Сначала мы должны понять, что такое Цимцум (запрет, ограничение). Цимцум налагается на место, желающее получать ради получения. Цимцум налагается благодаря низшему, так как низший желает быть таким же, [как Маациль]. Таким образом понятно, что Цимцум налагается именно на Свет Хохма, так как Его сосуд – это желание получать, а сосуд Света Хасадим качественно идентичен [Маацилю] и поэтому на него не налагается Цимцум.

Халаль Пануй означает, что там не светит никакого Света, поскольку он хочет получать ради получения. Но такой ступени еще не было в Парцуфах [мира] Адам Кадмон, так как мы учили, что своей ступенью Тох Парцуф получает Свет с альтруистической мотивацией. И даже о ступени Соф, являющейся сосудами, в которые, если он получит, то это будет ради получения, Мальхут дэТабур говорит, что туда она не хочет получать, и создает Соф (предел) и Сиюм (завершение) [получения] десяти Сфирот [Света]. {И мы учили, что подробно это описывается так: Сиюм трех первых Сфирот [Кэтэр, Хохма, Бина] называется Табур, Сиюм ВАК (Вав Кцавот, «шести концов» [т.е. шести следующих Сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах,
hОд, Есод]) называется Есод, а Сиюм Мальхут называется Сиюм Раглин (оконечностью ног) (Учение о десяти Сфирот, часть 6, hиСтаклут Пнимит, п.4)}. Если так, то возникает вопрос, что находится ниже, чем Сиюм Раглин? Кто бы ни пожелал получать ради получения в будущем, это будет происходить на этой ступени Халаль hаПануй hаРэйкан миКоль Ор (незаполненного пространства свободного от какого-либо Света).

Вопрос: В альтруистических сосудах светит один Свет Хасадим без [Света] Хохма, почему же это не называется разбиеним в Свете?

Ответ. Если у него есть альтруистические сосуды, то он совсем не желает Света Хохма. Поэтому Свет Хохма может остаться и не должен быть исторгнут, ведь нет причин опасаться, что Он причинит низшему вред, напротив, низший не видит этого Света Хохма. На основе этого объяснения понятно также, что такое БИА диКдуша (Брия, Ецира и Асия Святости), ибо там присутствует [Свет] Хасадим, но там нет [Света] Хохма. А [что представляет собой] Бина прямого Света, объясняется совершенно по-другому. А именно основой Бины, на самом деле, является Хохма, и сам Свет Хохма является тем, что пробуждает в сосуде альтруистическое желание, а раз так, то у Бины есть и Свет Хохма. {Поэтому мы учили, что Бине присущи три различных качества: 1. Хохма, являющаяся ее основой. 2. Преодоление, заключающееся в том, что она не желает [Света] Хохма. 3. Свет Хасадим.}

И трудно объяснить сказанное им, что в это место получающего ради получения не может прийти Свет Хасадим, разве сосудом Света Хасадим не является альтруистическое желание в то время, как а на ступени получающего ради получения он совсем не хочет Света Хасадим?

По этому поводу мы учили в книге Учение о десяти Сфирот, часть 11, сс. 1 – 28, что в Шабат запрещено переносить предметы из частного владения в общественное. А причиной этого является то, что если он перенесет, то распространит Света Хасадим за пределы мира Ацилут, называющегося частным владением, в общественное владение, называющееся получающим ради получения, и тогда вынужден будет [Свет] Хасадим отделиться от Света Хохма.

Здесь также возникает такой вопрос: говорится, что тот, кто находится в [мирах] Брия, Ецира и Асия, желает получать, и, если так, то как распространится к нему Свет Хасадим? Но смысл того, что он говорит, применим только к Светам, но не
  к тому, что относят к сосудам. То есть получающий, находящийся в [мирах] Брия, Ецира и Асия во власти Клипот (нечистых сил) и желающий получить Свет Хохма, неспособен к получению из-за Парса, препятствующей [распространению Света] Хохма. По этому поводу он спрашивает, а не дадут ли ему получить по меньшей мере Свет Хасадим, ведь на [Свет] Хасадим не было наложено запрета!? И можно просто разрешить это затруднение: он не сможет получить [Свет] Хасадим, потому что у него нет альтруистических сосудов, но он разрешает его по-другому, так как говорилось выше, что [Свет] Хасадим вынужден будет отделиться от Света Хохма, и произойдет разбиение в Свете. {Но, естественно, не является верным объяснение, что этот получающий желает [Света] Хасадим, то есть хочет совершать альтруистические действия, ибо если таково его желание, то на такое желание не было наложено никакого запрета, и поэтому он бы получил Свет Хасадим, и Свет Хохма не должен был бы быть исторгнут из него, так как нет оснований опасаться, что Он причинит ему вред, ведь он не желает Его получать. [Верно] только объяснение, что он хочет получать и совсем не хочет совершать альтруистические действия}. Раз так, то мы видим, что здесь присутствует возможность притянуть Свет Хасадим в сосуды получения, так как [Свету] Хасадим также присуще доставлять удовольствие. И действительно, если только распространится [Свет] Хасадим, то [получающий] согрешит, отделяя [Свет Хасадим] от Света Хохма, поскольку Свет Хохма не должен распространяться в общественное владение, так как там его получат ради получения. Если так, то мы недостаточно хорошо понимаем, как возможно, чтобы Свет Хасадим распространился в сосуды получающего ради получения? Может, существуют два вида [Света] Хасадим и их необходимо изучить?

Что-то подобное мы учили в теме «Разбиение сосудов»: ведь известно, что от Светов остались Рэшимот (воспоминания). И поскольку это Рэшимот от Ор Яшар (прямого Света), а Ор Яшар не может спуститься ниже Парса, то они остаются в [мире] Ацилут. А в [миры] БИА (Брия, Ецира и Асия) спустились сосуды. Но сосудам нужно жить подобно телу, для оживления которого нужно удовольствие. А откуда взялась жизнь у сосудов? Мы учили, что Рэшимот состоят из двух частей: 1. Чистый Свет, являющийся частью оставшегося Ор Яшар. 2. Нечистый (буквально толстый) Свет, являющийся частью оставшегся Ор Хозер (возвращающегося Света). То есть что-то остается от способности сосудов к альтруистической мотивации. И объяснялось, что когда Свет светит в сосуд, нет разницы между Светом и сосудом, и сосуд называется не именем «сосуд», а именем Ор Хозер. Однако после исторжения Света происходит великое осознание ступени Света, и начинает ощущаться различие между Светом и сосудом, тогда Ор Хозер приобретает имя Кли (сосуд). Также происходит с Рэшимо: когда чистый Свет облачается в нечистый Свет, заключенный в Рэшимо, они называются одной Рэшимо. Но когда они отделяются друг от друга, нечистый Свет, заключенный в Рэшимо, получает новое имя: Ницоцин (искры), и эти искры низошли, чтобы оживить сосуды, находящиеся в [мирах] БИА (Брия, Ецира и Асия), и они получают свечение от Рэшимо, оставшегося в [мире] Ацилут.

Раз так, то в [мире] Ацилут остается чистый Свет, являющийся частью Ор Яшар, поэтому он не может низойти в [миры] БИА, и только нечистый Свет, являющийся частью Ор Хозер, называющегося альтруистическими сосудами, может спуститься вниз, потому что это Свет, приходящий благодаря низшему. Здесь также не все понятно.

Итак существуют три различные категории: А) сосуды получения, и в них должны произойти все виды исправлений. Б) Альтруистические сосуды, на них не налагалось совершенно никакого запрета, и он может притянуть в них столько Света Хасадим, сколько он хочет, без каких-либо исправлений, и это потому, что он хочет исключительно совершать альтруистические действия. Поэтому Свет Хохма не должен быть исторгнут, ибо при этом он не хочет получать Его, и в такой ситуации говорят о сосудах. В) Может случиться, что Свет Хасадим распространится в сосуд, желающий не совершать альтруистические действия, а получать, и это может произойти потому, что на Свет Хасадим не налагалось никакого запрета. Однако здесь Свет Хохма должен быть исторгнут. И в такой ситуации говорят только о Светах, но не о сосудах, так как здесь нет альтруистических сосудов, ведь он не хочет совершать альтруистические действия. И такая ситуация имеет место в будние дни, то есть, совершая грехи, притягивают [Свет] Хасадим без [Света] Хохма. И в Шабат также это происходит при переносе предметов [из частного владения в общественное], как говорилось выше. И нужно знать, что все удовольствия присущие Клипот (нечистым силам) происходят из Света Хасадим, называющегося На
hиру Дакик (искоркой Света). {И это не объясняет, что такое Свет Хасадим}. И это является исправлением, ведь если бы не было удовольствия в материальном мире, кто бы хотел жить? Мы видим, что человек, не испытывающий удовольствия ни в Ор Пними (ни во внутреннем Свете), называющимся hОвэ (настоящим временем), ни в Ор Макиф (окружающем Свете), называющимся Атид (будущим), лишается разума. И это потому, что сосуды должны обрести жизнь. Но есть разница в том, из чего извлекают жизнь, то есть маленькие дети обретают жизнь от игры и игрушек, а взрослые обретают жизнь от остальных вещей. И все удовольствия, которые можно получить без веры, объединяются под именем Наhиру Дакик, что означает тончайший [луч] Света по сравнению с истинным Светом, залюченным в Торе и заповедях.

 

Пункт 52

 

Благодаря этому ты должен понять, из чего состоят десять Сфирот дэСоф Парцуфа, располагающиеся от Табура и ниже, так как совершенно невозможно сказать, что они представляют собой лишь Свет Хасадим абсолютно без [Света] Хохма. Так как Свет Хасадим не отделить полностью и навсегда от Света Хохма, но в нем обязательно содержится малое свечение также и Света Хохма; и знай, что это малое свечение мы всегода называем именем ВАК (Вав Кцавот, «шесть концов», [т.е.шесть Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод] ) без Рош. Вот и дано объяснение трем ступеням десяти Сфирот, различаемым в Парцуфе и называемым Рош, Тох, Соф.

Ор Шалом


Но в нем обязательно содержится малое свечение также и Света Хохма;
в десяти Сфирот Соф светит Свет Хасадим со свечением Хохма, и мы учили, что в Тох светит собственно [Свет] Хохма. А возвращаясь к объяснению, касающемуся десяти Сфирот дэСоф, [выясним], почему там светит только свечение Хохма: Мальхут дэТабур говорит, что не хочет получать собственно [Свет] Хохма, так как если она получит, то это будет ради получения, но она желает обрести альтруизм и стать качественно идентичной [Творцу]. Раз так, то она прилепляется к [Свету] Хасадим и к Святости, поэтому ей светит свечение Хохма. То есть Свет Хохма не должен быть исторгнут и светит ей из постигнутого ею Ор Пними (внутреннего Света). Но поскольку собственно [Свет] Хохма она не хотела получать, то ей светит только свечение.

Дополнительный Ор Барух


В начале этого Введения написано, что есть два Света: 1) приходящий в сосуд получения, и он называется Светом Хохма; 2) Свет, притягиваемый в сосуд, когда он хочет доставлять удовольствие Высшему, и этот Свет называется Светом Хасадим.

И в связи с вышесказанным, необходимо объяснить, что есть третий Свет, называющийся Ор Хозер (возвращающимся Светом), то есть Свет, раскрывающийся благодаря тому, что низший преодолевает свое желание и отвергает Свет, возвращая Его обратно, так что этот Свет – есть Свет, порожденный во время соединения, благодаря отвергнутому Свету, называющемуся Ор Макиф (окружающим Светом) ([редакционное примечание]: возможно, Ор Хозер), и благодаря отстранению от получения; ибо этот Свет, называется Левуш (одеянием), так как в Ор Хозер облачается Ор Яшар (прямой Свет), поскольку Ор Яшар постижим только с помощью Ор Хозер, а иначе Он непостижим.

И есть четвертая категория. То есть Ор Яшар облачается [в сосуд], когда низший совершенно не хочет получать, что называется десятью Сфирот дэСиюм (прекращения [получения Света]), ибо и там светит свечение Хохма в том, что совершенно не хочет получать.

[Окончание Ор Шалом]


Вопрос. Здесь мы учим, что [Свет]
  Хасадим присутствует со свечением Хохма; потому что Свету Хохма запрещено отделяться от Света Хасадим, поэтому благодаря тому, что [Мальхут] прилепляется [к Свету Хасадим], она получает свечение Хохма. Если так, то как же мы учим, что в мирах Брия, Ецира и Асия Святости светит только [Свет]  Хасадим без свечения Хохма? И кроме того, как же мы учили о [мире] Ацилут, что на ступени Катнут у Зеир Анпина есть только [Свет]  Хасадим без [свечения] Хохма?

Ответ. Есть разница между ступенью, на которой совсем нет [Света] Хохма и светит только [Свет]
  Хасадим, и ступенью, на которой есть [Свет] Хохма, но она устанавливает Соф (предел [получения]) [Света] Хохма, и поэтому светит ей [Свет] Хасадим со свечением Хохма, и Источником этого [свечения] является собственно [Свет] Хохма. Что касается ступени, на которой вовсе нет [Света] Хохма, дело обстоит так потому, что она не хочет этого [Света], ибо если она [Его] получит, это будет ради получения, поэтому она хочет только [Свет]  Хасадим. Но вместе с тем, мы говорим, что Свет Хохма не должен быть исторгнут, потому что нет опасения, что Он [оставшись] причинит вред, но она не видит Его.

 

Пункт 53

 

А теперь объясним порядок облачения Парцуфов Гальгальта, АБ и САГ [мира] Адам Кадмон друг в друга. И тебе уже известно, что каждый низший появляется из Масаха дэГуф высшего после того, как он очищается и становится качественно идентичен Мальхут и Масаху Рош, ибо тогда он объединяется с Масахом дэРош в Зивуге дэhАкаа, происходящем в нем. Об этом уже говорилось. И после того, как происходит с ним Зивуг дэhАкаа с участием двух Рэшимот Авиют и hитЛабшут, оставшихся в Масахе дэГуф, стало явным, что Авиют, заключенная в нем, произошла от Авиют дэГуф, и благодаря пониманию этого, для нас становится различимым то, что этот уровень выходит за пределы Рош первого Парцуфа [мира] Адам Кадмон и нисходит и облачается туда, где находится его ступень Гуф, то есть в место ее Шореш (Корня), ибо он происходит из Масаха дэГуф. И на самом деле, Масах вместе с Мальхут Миздавэгэт нового Парцуфа должен был бы низойти к месту Табура первого Парцуфа, ибо там начинается Масах дэГуф вместе с Мальхут Мэсаемэт первого Парцуфа, так как оттуда исходит Шорэш (корень) нового Парцуфа и его основание. Но из-за того, что последняя ступень Авиют утеряна из Масаха благодаря соударению Ор Макиф об Ор Пними (о чем говорилось выше, в п. 40), и в Масахе ничего не остается кроме Бхины Гимэль (третьей ступени) дэАвиют, а эта Бхина Гимэль дэАвиют называется Хазэ (грудью), то нет у Масаха и Мальхут Миздавэгэт нового Парцуфа никакого основания и корня в Табуре Высшего [Парцуфа], а находятся они лишь в его Хазэ и он прикреплен там, как ветвь к своему корню.

Ор Шалом


Стало явным, что Авиют, заключенная в нем, произошла от Авиют дэГуф;
после Зивуга дэhАкаа, когда у него уже есть сила преодоления и он может получать, стало явным, что эта Авиют происходит не из Масаха дэРош, а из Масаха дэГуф.

И на самом деле, Масах вместе с Мальхут Миздавэгэт нового Парцуфа должен был бы низойти; в написанном им «Масах дэГуф объединяется с Масахом дэРош в Зивуге дэ
hАкаа, происходящем в нем», необходимо различать две вещи: 1) Что он состоит из Авиют, [располагающейся от Пэ и образованной отражением Ор Хозер от Масаха] снизу вверх, называющейся Авиют дэРош. И это означает, что он сам теперь может притянуть Свет и совершить Зивуг дэhАкаа. И это называется «Мальхут Миздавэгэт» (соединяющейся [с Высшим Светом]). То есть Масах дэМальхут Мэсаемэт состоит из Мальхут Миздавэгэт. 2) Его собственная ступень, то есть Масах дэГуф – это Масах Мэсаем (прекращающий [свечение]).

Итак, на первый взгляд, как мы учим, каждый низший всегда появляется из Пэ Высшего, и оттуда исходит его корень; здесь же он объясняет нам, что дело обстоит не так, но корень низшего находится в Масахе дэГуф Высшего. Пояснение. Масах дэГуф Высшего поднялся к Рош, по причине Битуш (соударения [Ор Макиф об Ор Пними]), состоящим из Мальхут Миздавэгэт, то есть из Авиют, [располагающейся от Пэ и образованной отражением Ор Хозер от Масаха] снизу вверх, называющейся Авиют дэРош. И это значит, что он сам способен притянуть новую ступень. Еще мы учим, что Масах дэТабур просит силу преодоления, поэтому происходит Зивуг с той силой преодоления, которую просит низший. То есть Рош дэГальгальта, который сам представляет собой Бхину Далет (четвертую ступень) дэАвиют, сделал Зивуг на Далет дэ
hитЛабшут и Гимэль дэАвиют. После этого стала различимой Авиют Масаха дэГуф, ибо это Авиют, [располагающаяся от Пэ и облекающая Свет, распространяющийся] сверху вниз. То есть все время, пока ему нечего было получать, он не получал. Но теперь Рош дэГальгальта совершил для него Зивуг, и уже ему есть, что получать, поэтому возвращается и становится различимой Авиют, [располагающаяся от Пэ и облекающая Свет, распространяющийся] сверху вниз, заключенная в нем, и поэтому он снова нисходит в Гуф. {И от той ступени, на которой Масах дэГуф состоит из Мальхут Миздавэгэт, происходит весь корень низшего}. Теперь, когда он нисходит к Гуф, он не спускается к ступени, называющейся Табур, поскольку последняя ступень утеряна, но так как Зивуг в Рош Высшего произошел с [силой преодоления] Гимэль дэАвиют, то он нисходит только до Хазэ. И этот Хазэ есть корень низшего. То есть это то, что пробуждает присоединенная ступень, состоящая из Мальхут Миздавэгэт, снова притягивающая Свет и совершающая Зивуг дэhАкаа. Следовательно от Хазэ Высшего до Пэ Высшего появляется Рош низшего, а Гуф низшего распространяется от Хазэ вниз. Следовательно место, к которому прикрепляется низший, находится не в Пэ Высшего, а в его Масахе дэГуф.

 

Пункт 54

 

И из этого следует, что Масах нового Парцуфа нисходит в место Хазэ первого Парцуфа и порождает там при помощи Зивуга дэhАкаа с Высшим Светом десять Сфирот дэРош, [располагающихся] от него и выше, до Пэ Высшего, то есть [до] Мальхут дэРош первого Парцуфа. Но десять Сфирот дэРош Высшего Парцуфа низший совсем не может облечь, так как он происходит лишь из Масаха дэГуф Высшего, как уже говорилось. И затем он порождает десять Сфирот, [располагающихся от него и облекающих Свет, распространяющийся] сверху вниз, называющихся десятью Сфирот дэГуф в Тох и Соф низшего, и располагаются они от Хазэ Высшего Парцуфа вниз только до его Табура, ибо от Табура и ниже находится место десяти Сфирот дэСиюм Высшего, то есть Бхина Далет, а основание низшего не располагается в пределах последней ступени Высшего, ибо эта [ступень] была им утеряна во время его очищения (как сказано выше в п. 40). И поэтому этот низший Парцуф, называющийся Парцуфом Хохма дэАдам Кадмон или Парцуфом АБ дэАдам Кадмон, должен завершаться выше Табура первого Парцуфа [мира] Адам Кадмон. И вот тщательно разъяснено, что Рош, Тох и Соф – Парцуфа АБ дэАдам Кадмон, являющегося низшим по отношению к первому Парцуфу [мира] Адам Кадмон, все располагаются, начиная от места ниже Пэ первого Парцуфа, до места его Табура; таким образом, что Хазэ первого Парцуфа – это место Пэ дэРош Парцуфа АБ, то есть Мальхут Миздавэгэт (соединяющейся [с Высшим Светом]), а Табур первого Парцуфа – это место Сиюм Раглин (оконечности ног) Парцуфа АБ, то есть Мальхут Мэсаемэт (прекращающей [свечение]).

Ор Шалом


И поэтому этот низший Парцуф, называющийся Парцуфом Хохма дэАдам Кадмон ... , должен завершаться выше Табура первого Парцуфа [мира] Адам Кадмон.
Ниже Табура находятся десять Сфирот дэСиюм, то есть Бхина Далет (четвертая ступень). И только Парцуф Гальгальта, у которого был Масах Бхины Далет, был в силах сказать, что не хочет получать в пределах этой ступени, потому что, если он получит, то это будет ради получения. Но последняя ступень [первого Парцуфа] утеряна, и поэтому у второй ступени [т.е. у второго Парцуфа] уже нет сил сказать, что она не хочет получать, и поэтому вторая ступень должна завершаться Табуром дэГальгальта.

 

Пункт 55

 

И как объяснялось по поводу порядка появления Парцуфа АБ из первого Парцуфа [мира] Адам Кадмон, так обстоит дело со всеми Парцуфами вплоть до конца мира Асия, ибо каждый низший появляется из Масаха дэГуф Высшего по отношению к нему после того, как он очищается и объединяется с Масахом дэМальхут дэРош Высшего в Зивуге дэhАкаа, происходящем там, а затем нисходит оттуда в место своего основания в Гуф Высшего и порождает также и в этом месте посредством Зивуга дэhАкаа с Высшим Светом десять Сфирот дэРош, [располагающихся от Пэ и образованных отражением Ор Хозер от Масаха] снизу вверх, а также распространяется сверху вниз, образуя десять Сфирот дэГуф, Тох и Соф, в точности как объяснялось о Парцуфе АБ дэАдам Кадмон. Но что касается Сиюма Парцуфа, то имеются отличия, о чем написано в своем месте.

Ор Шалом


Так обстоит дело со всеми Парцуфами вплоть до конца мира Асия, ибо каждый низший появляется из Масаха дэГуф Высшего по отношению к нему после того, как он очищается и т.д.
И возникает следующая трудность: разве мы учили, что в мире Ацилут, происходит очищение Масаха?! В Парцуфах, предшествующих [миру] Ацилут, порядок был следующий: каждый Парцуф получал максимум того, что мог, и больше он не был способен получить. Если так, то как было возможно появление второй ступени? Это было возможно только посредством очищения Масаха первой ступени и ее исторжения, ибо таким образом было возможно обрести вторую ступень. Но в мире Ацилут порядок - иной. То есть порядок порождения и исправления ступеней - такой же, как был в мире Нэкудим. И эта серия [порождений и исправлений] происходит постепенно и медленно; и не в том порядке, как в Парцуфах мира Адам Кадмон, где каждый Парцуф получает максимум. В мире Ацилут сначала появился Парцуф Атик. И при этом еще остались неродившиеся ступени. Затем появился Парцуф Арих Анпин. И на этой стадии также еще остались неродившиеся ступени и т.д.; и за долгое время они каждый раз порождают еще часть. А завершается порождение ступеней в Гмар Тикун (в конце исправления). Следовательно в мире Ацилут нет нужды в очищении Масаха и в исторжении первой ступени, чтобы появилась вторая ступень, поскольку еще не родились ступени, принадлежащие первой ступени.

Но закон о том, что каждый низший появляется из Высшего по отношению к нему, соблюдается и в [мире] Ацилут. То есть после того, как появился Парцуф Кэтэр дэАцилут, называющийся Атик,
  его Пэ дэРош породил все ступени, принадлежащие низшему, и сам обрел все принадлежащие ему ступени. Следовательно и в мирах Ацилут, Брия, Ецира и Асия каждый низший рождается из Пэ высшего. {Вопрос. Разве в Гмар Тикун не раскроется больше того, что светило в мире Нэкудим? Ответ. Все, что было в мире Нэкудим, осталось. А все раскрывающиеся Света – это новые Света; и это соответствует закону: «Не появляется нового Света, который не исходил бы из Эйн Соф Барух hУ (из Бесконечного, да будет Он восславлен)». И каждый раз без исключения раскрываются в Рэшимот Новые Света, пока не наступит Гмар Тикун. Что означает, что все сосуды исправятся, обретя альтруистическую мотивацию, и все сто процентов Света, светившего в Эйн Соф ради получения, будут светить в них при наличии альтруистической мотивации.}