Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Цимцум Бет (второй запрет), называющийся Цимцум Нэцах, hОд, Есод дэАдам Кадмон 

 

Пункт 56

 

И вот тщательно разъяснено понятие Цимцум Алеф (первого запрета), наложенного на сосуд Мальхут, являющейся Бхиной Далет (четвертой ступенью), [и заключается этот запрет в том], чтобы она не получала внутрь себя Высший Свет. А также [разъяснены] понятия Масаха (экрана) и его Зивуга дэhАкаа с Высшим Светом (соединения с Высшим Светом в результате противодействия Ему), поднимающего Ор Хозер (возвращающийся Свет) таким образом, что этот Ор Хозер становится новыми сосудами получения вместо Бхины Далет. А также понятие hиЗдакэхут (очищения) Масаха дэГуф (тела [т.е. части сосуда, состоящей из Тох (внутренней части тела) получающего и на деле, и Соф или Сиюм (предела и завершения получения), части, не получающей на деле]), происходящего в Гуфин каждого Парцуфа [духовного объекта, состоящего из Рош (части, производящей расчет и потенциально получающей) и Гуф, буквально «Парцуф» означает «лицо»] по причине Битуш (соударения) Ор Макиф (окружающего Света [не получаемого внутрь сосуда]) об Ор Пними (внутренний Свет [получаемый внутрь сосуда]), и порождающего Далет Бхинот (четыре ступени) ТАНТА (Тэамим [буквально вкусы, а также знаки для чтения Торы нараспев; приятные ощущения при получении Света], Нэкудот [буквально точки, а также огласовки языка иврит, неприятные ощущения при исторжении Света], Тагин [буквально короны, а также декоративные элементы на краях букв в свитке Торы, приятные воспоминания о Тэамим], Отиёт [буквально знаки, а также буквы языка иврит, неприятные воспоминания о Нэкудот]) дэГуф каждого Парцуфа, и поднимающего Масах дэГуф к ступени Масаха дэРош и объединяющего его с ним для Зивуга дэhАкаа с Высшим Светом, в результате чего рождается второй Парцуф, который на одну ступень ниже предыдущего Парцуфа. А также [тщательно разъяснено] появление трех первых Парцуфов [мира] Адам Кадмон (буквально: прежний человек), называющихся Гальгальта (череп, лоб), АБ, САГ [см. п.181], и порядок их облачения друг в друга.

 

Пункт 57

 

И знай, что в этих трех Парцуфах Гальгальта, АБ и САГ дэАдам Кадмон даже нет еще зачатка четырех миров Ацилут, Брия, Ецира и Асия, ибо даже место для трех миров Брия, Ецира и Асия не было еще различимо здесь; ведь внутренний Парцуф [мира] Адам Кадмон простирался до Нэкуда дэОлам hаЗэ (до точки Этого Мира), а также не раскрылся еще Источник желаемого исправления, по причине которого произошел Цимцум, ибо все, что требовалось от Цимцума, произошедшего в Бхине Далет, - это исправить ее, чтобы ей не было присуще никакого качественного отличия [от Маациля] при получении ею Высшего Света (как говорилось выше, в п.14). И значит, чтобы создать тело человека из этой Бхины Далет и при помощи его занятий Торой и заповедями ради того, чтобы доставить удовольствие его Создателю, он должен превратить силу получения присущую Бхине Далет в ее противоположность так, чтобы она действовала из альтруистических побуждений, и в результате добиться того, чтобы получение стало качественно идентично абсолютно альтруистическому действию, и тогда наступит Гмар Тикун (завершится исправление), так как Бхина Далет таким образом снова будет сосудом получения Высшего Света, а также будет находиться в абсолютном слиянии со Светом, совершенно без какого-либо качественного отличия [от Него]. Об этом уже говорилось. Но до настоящего момента еще не раскрылся Источник этого исправления, ибо для этого человек должен вобрать в себя и высшие ступени, которые находятся выше Бхины Далет, чтобы был он готов совершать добрые дела, характеризующиеся как альтруистические. И если бы человек исходил из обстоятельств присущих Парцуфам [мира] Адам Кадмон, то он весь состоял бы из ступени Халаль Пануй (пустого пространства), ибо Бхина Далет, которая должна была бы быть источником тела человека, вся находилась бы ниже Раглей (ног) [мира] Адам Кадмон, пребывая в состоянии Халаль Пануй вэРэйкан бэли Ор (пустого пространства свободного от Света) и будучи качественно противоположной Высшему Свету, характеризуясь поэтому как ступень отделения [от Него] и смерти. И если бы человек был создан из нее, то он был бы совершенно неспособен исправить свои действия, ибо не были бы ему присущи даже искры альтруизма и был бы он подобен животным, так как им совершенно не присуще никакого альтруизма, поскольку всю свою жизнь [они живут] только ради самих себя. И был бы подобен он Рэшаим (злодеям, грешникам), погрязшим в желании получать ради себя, и даже добро, что они делают, ради себя они делают. Ибо сказано о них: Рэшаим при жизни своей называются мертвыми, будучи качественно противоположными Жизни Жизней.

 

Пункт 58

 

И в этом суть сказанного нашими мудрецами, да будет память о них благословенна (Бэрэйшит Рабба, конец части 12): Сначала возник у Него замысел сотворить мир посредством Атрибута Суда, и увидел Он, что не может мир устоять, и отдал Он предпочтение Атрибуту Милосердия и объединил Его с Атрибутом Суда. Пояснение. Всегда, когда о духовном говорится «сначала» и «затем», это означает причину и следствие; и об этом говорится, что первопричина миров, то есть Парцуфы [мира] Адам Кадмон, созданные и наделенные Светом в начале всех миров, были созданы и наделены Светом посредством Атрибута Суда, то есть с помощью одной только ступени Мальхут, называющейся Атрибутом Суда, то есть Бхины Далет (четвертой ступени), на [использование] которой [для получения] был наложен запрет и она проявилась как ступень Халаль Пануй (пустого пространства) и Сиюм леРаглей Адам Кадмон (оконечности ног [мира] Адам Кадмон). И в этом суть hаНкуда дэОлам hаЗэ (Точки Этого Мира), находящейся ниже Сиюм Раглей Адам Кадмон на ступени Халаль Пануй вэРэйкан миКоль Ор (незаполненного пространства совершенно свободного от Света), как уже говорилось. И увидел Он, что не может мир устоять, то есть, как говорилось выше, при таких обстоятельствах у человека, который должен был быть создан из этой Бхины Далет, не было бы никакой возможности постоянно совершать альтруистические поступки, с помощью которых мир должен был бы устоять , совершив требующееся исправление; поэтому отдал Он предпочтение Атрибуту Милосердия и объединил Его с Атрибутом Суда. Пояснение. Сфира Бина называется Атрибутом Милосердия, а Сфира Мальхут называется Атрибутом Суда, поскольку на нее налагается Цимцум (запрет). И Маациль поднял вверх Атрибут Суда, представляющий собой силу Сиюма (прекращения [получения Света]), появившуюся в Сфире Мальхут, и поднял Он Его к Бине, представляющей собой Атрибут Милосердия, и объединил Их друг с другом воедино, так что благодаря этому объединению и Бхина Далет, представляющая собой Атрибут Суда, вобрала в себя искры альтруизма, находящиеся в сосуде Бины.(как написано выше, в п.5, посмотри, о чем там говорится). И таким образом тело человека [т.е. его желание получать], происходящее из Бхины Далет, становится готовым вбирать в себя альтруизм и благодаря этому обретать способность совершать добрые дела ради того, чтобы доставить удовольствие своему Создателю, пока полностью не превратит присущее ему получение в его противоположность, обратив его мотивацию в альтруистическую, и таким образом мир устоит и придет к исправлению, желаемому со времени Сотворения мира, как уже говорилось.

 

Пункт 59

 

И вот это объединение Мальхут с Биной произошло в Парцуфе САГ [мира] Адам Кадмон и привело к Цимцум Бет (второму запрету) в мирах от него и ниже. Ибо в нем был создан новый Сиюм Высшего Света ([получение] Высшего Света было прекращено в новом [месте]), то есть в месте Бины. И следовательно Мальхут Мэсаемэт (прекращающая [получение] Света), находившаяся в Сиюм Раглей (в оконечности ног) [Парцуфа] САГ [мира] Адам Кадмон, выше точки Этого Мира, поднялась и прекратила [получение] Высшего Света в месте середины Бины Гуф [Парцуфа] САГ [мира] Адам Кадмон, называющемся Тифэрэт. Ибо КАХАБ (Кэтэр, Хохма и Бина) Гуф называются ХАГАТ (Хэсэд, Гвура и Тифэрэт), и следовательно Тифэрэт – это Бина Гуф. А также Мальхут Миздавэгэт (соединяющаяся [с Высшим Светом]), находившаяся в месте Пэ дэРош [Парцуфа] САГ [мира] Адам Кадмон, поднялась в место Никвэй Эйнаим (зрачков глаз) [мира] Адам Кадмон, являющееся серединой Бины Рош, и там, в месте Никвэй Эйнаим, произошел Зивуг (соединение [с Высшим Светом]) необходимый для [создания Парцуфа] МА дэАдам Кадмон, называющегося миром Никудим.

 

Пункт 60

 

И это называется также Цимцум НЭhИ (Нэцах, hОд, Есод) дэАдам Кадмон (запретом [использовать для получения Сфирот] Нэцах, hОд и Есод [мира] Адам Кадмон), так как [Парцуф] САГ [мира] Адам Кадмон, завершавшийся [т.е. прекращавший получение] на одном уровне с Парцуфом Гальгальта [мира] Адам Кадмон, выше точки Этого Мира, благодаря объединению [Мальхут с Биной] и подъему Мальхут в место Бины, стал завершаться выше Табура внутреннего [Парцуфа мира] Адам Кадмон, то есть в месте середины Тифэрэт, являющемся серединой Бины Гуф внутреннего [Парцуфа мира] Адам Кадмон, ибо туда поднялась Мальхут Мэсаемэт (прекращающая [получение]) и воспрепятствовала распространению Высшего Света от нее и ниже, и поэтому там образовался Халаль Пануй вэРэйкан бэли Ор (незаполненное пространство свободное от Света), и [получение в] Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод [Парцуфа] САГ оказалось под запретом, и Высший Свет был оттуда исторгнут. И поэтому Цимцум Бет (второй запрет) называется именем Цимцум НЭhИ дэАдам Кадмон, ибо благодаря новому Сиюму (пределу и прекращению получения), образовавшемуся в месте Табура, Света из НЭhИ дэСАГ дэАдам Кадмон были исторгнуты. А также различимо, что АХАП (уши, нос и рот) дэРош (головы) [Парцуфа] САГ вышли за пределы ступени Рош [Парцуфа] САГ и стали его ступенью Гуф (телом), так как Мальхут Миздавэгэт (соединяющаяся [с Высшим Светом]), поднялась к Никвэй Эйнаим (к зрачкам глаз), и появились десять Сфирот дэРош от Масаха (экрана), находящегося в Никвэй Эйнаим и выше, а то, что от Никвэй Эйнаим и ниже, уже называется Гуф Парцуфа, поскольку от Никвэй Эйнаим и ниже он не может получать ничего кроме [малого] свечения, ибо это ступень Гуф. И уровень вот этих десяти Сфирот, появившихся в Никвэй Эйнаим дэСАГ дэАдам Кадмон, есть десять Сфирот, называющиеся миром Никудим, которые низошли от Никвэй Эйнаим дэСАГ и пришли на свое место, находящееся ниже Табура внутреннего [Парцуфа мира] Адам Кадмон, и там распространились Рош и Гуф. И знай, что новый Сиюм, о котором говорилось выше, образовавшийся в месте Бины дэГуф, называется именем Парса. И есть здесь внутренняя и внешняя часть, и только десять Сфирот внешней части называются миром Никудим, а десять Сфирот внутренней части называются [Парцуфами] МА и БОН самого [мира] Адам Кадмон.

 

Пункт 61

 

Однако необходимо разобраться в том, что поскольку десять Сфирот [мира] Никудим и [Парцуфа] МА [мира] Адам Кадмон были созданы, наделены Светом и появились на свет из Никвэй Эйнаим дэРош [Парцуфа] САГ, как уже говорилось, то они должны были бы облечь САГ от Пэ его Рош и ниже точно так же, как говорилось о предыдущих Парцуфах, что каждый низший облекает Высшего по отношению к нему от Пэ дэРош и ниже; почему же так не произошло, но они спустились, чтобы облечь место под Табуром [мира] Адам Кадмон? И чтобы разобраться в этом, мы должны хорошо знать, как произошло упомянутое выше объединение, когда Мальхут и Бина соединились воедино.

 

Пункт 62

 

А дело в том, что во время появления Парцуфа САГ он полностью завершается выше Табура внутреннего [Парцуфа мира] Адам Кадмон подобно тому, как это объяснялось о Парцуфе АБ [мира] Адам Кадмон, так как [десять Сфирот Парцуфа САГ] не могли распространиться от Табура вниз, поскольку там начинается владение Бхины Далет (четвертой ступени) внутреннего [Парцуфа мира] Адам Кадмон, рассматриваемой как десять Сфирот Сиюма [этого Парцуфа] (прекращения [получения Света] этим Парцуфом), и в Парцуфах АБ и САГ  совершенно ничего нет от Бхины Далет (как говорилось выше, в п.54). Но когда начали появляться Нэкудот дэСАГ дэАдам Кадмон, то есть после того, как очистился Масах дэСАГ, представляющий собой Бхину Бет (вторую ступень) Авиют, благодаря Битуш (биению) о него Ор Макиф (окружающего Света), и превратился в Бхину Бет дэhитЛабшут и Бхину Алеф (первую ступень) дэАвиют, вот тогда были исторгнуты Тэамим дэСАГ и появился уровень Нэкудот, соответствующий Авиют, остающейся в Масахе, и представляющий собой ВАК (Вав Кцавот, «шесть концов», [т.е Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод]) без Рош. Ибо десять Сфирот, появляющиеся с [силой преодоления] Бхины Алеф дэАвиют, представляют собой уровень Зеир Анпин, которому не достает ГАР (трех первых [Сфирот Кэтэр, Хохма и Бина]). Так же и уровень Захар, представляющий собой Бхину Бет дэhитЛабшут, лишь приблизительно является уровнем Бины, а именно он характеризуется как ВАК дэБина. И поэтому этот уровень Нэкудот дэСАГ качественно идентичен десяти Сфирот Сиюма, находящихся ниже Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, поскольку и они находятся на ступени ВАК без Рош (как сказано выше, в п.52); а известно, что качественное совпадение сближает духовные объекты, [соединяя] их воедино, и поэтому этот уровень спустился под Табур [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон и соединился там с ЗОН (Зеир Анпином и Нуквой) [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, и стали они функционировать как единый объект, будучи в точности соизмеримы по уровню.

 

Пункт 63

 

И не является затруднительным то, что они еще очень далеки друг от друга с точки зрения присущей им Авиют, ведь Нэкудот дэСАГ появились из Авиют Бхины Бет и в них совершенно ничего нет от Бхины Далет, и, хотя они представляют собой уровень Зеир Анпин, у них нет больше никакого сходства с уровнем Зеир Анпин [сосудов], находящихся под Табуром [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон и являющихся Зеир Анпином Бхины Далет – ведь между ними есть большая разница. Ответ [разрешающий это затруднение] заключается в том, что Авиют неразличима в Парцуфе во время hитЛабшут hаОр (облачения Света [в сосуды]), а лишь после исторжения Света; и поэтому, когда Парцуф Нэкудот дэСАГ появился на уровне Зеир Анпина, он низошел и облачился  [в сосуды] на уровне ЗОН, находящихся в Табуре [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон и ниже, и тогда Бхина Бет и Бхина Далет соединились друг с другом и это вызвало Цимцум Бет (наложение второго запрета), о чем уже говорилось, так что образовался новый Сиюм на уровне Бины Гуф этого Парцуфа. А также это привело к тому, что изменилось место Зивуга и Пэ дэРош образовался в месте Никвей Эйнаим, как уже говорилось.

 

Пункт 64

 

Вот у тебя и выходит, что Источник соединения Мальхут с Биной, называющийся Цимцум Бет (вторым запретом), образовался только ниже Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, благодаря распространению туда Парцуфа Нэкудот дэСАГ, и поэтому этот уровень десяти Сфирот Никудим, произошедший из Цимцум Бет, не мог распространиться выше Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, ибо не может раскрыться никакой силы и власти выше Источника, из которого она появилась. И поскольку место появления Цимцум Бет начиналось от Табура и [распространялось] вниз [от него], то и уровень Никудим должен был распространяться там.