Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Место четырех миров Ацилут, Брия, Ецира, Асия, а также о Парса, находящемся между Ацилут и Брия, Ецира, Асия.

 

Пункт 65

 

Вот и объяснено, что вся основа Цимцум Бет (второго запрета) сформировалась исключительно в [Парцуфе] Нэкудот дэСАГ, место которого располагается от Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон вниз до Сиюм Раглав (конца его ног), то есть до [места] выше Точки Этого Мира. И знай, что все те изменения, что произошли в результате этого Цимцум Бет, проявились только в этом Парцуфе Нэкудот дэСАГ и не выше него, а то, что мы говорили раньше, что благодаря тому, что Мальхут поднялась к середине Тифэрэт и завершила Парцуф там, нижняя половина Тифэрэт и Нэцах, hОд, Есод и Мальхут [мира] Адам Кадмон вышли за пределы [Парцуфа], превратившись в Халаль Пануй (незаполненное пространство), это произошло не с Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод самого [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, но только с Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод Парцуфа Нэкудот дэСАГ [мира] Адам Кадмон, а в самом [внутреннем Парцуфе мира] Адам Кадмон эти изменения различимы иключительно как ступень поднятия МАН, что означает, что [внутренний Парцуф] облачился в эти изменения, чтобы наделить [Светом] десять Сфирот дэНэкудим в соответствии с их ступенями, но в самом [внутреннем Парцуфе мира] Адам Кадмон не произошло никакого изменения.


Ор Шалом


То есть до [места] выше Точки Этого Мира.
Точка Этого Мира - это Мальхут, желающая быть получающим ради получения. То, что выше этой ступени, является Святостью. И знай, что все те изменения ... проявились только в этом Парцуфе Нэкудот дэСАГ, распространившемся под Табур, и не выше него, то есть [не] выше Табура САГ.

Это произошло не с Тифэрэт, Нэцах,
hОд и Есод самого [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, то есть [не] с Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод Парцуфа Гальгальта, но только с Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод Парцуфа Нэкудот дэСАГ [мира] Адам Кадмон, а в самом [внутреннем Парцуфе мира] Адам Кадмон, то есть в [Парцуфе] САГ, находящемся выще Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, эти изменения различимы иключительно как ступень поднятия МАН ... , чтобы наделить [Светом] десять Сфирот дэНэкудим в соответствии с их ступенями. Пояснение. Хотя в Рош дэСАГ нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] находилась в Эйнаим, но нужно знать, что эта ситуация является для него лишь дополнительной ситуацией, поскольку сам он использует все десять Сфирот, но лишь ради низшего он использует только половину ступени. А то, как объяснить, что такое поднятие МАН, становится понятным благодаря тому, что изучается ниже об Аба вэИма, находящимися в положении Паним бэАхор (лицо к спине). То есть Има, являющаяся Биной, даже в [состоянии] Гадлут («большом» или «взрослом» состоянии) желает не [Свет] Хохма, а только [Свет] Хасадим. То есть нет у нее ощущения нехватки Света Хохма. Но когда низший поднимается к Бине и просит у нее наполнения, тогда низший вызывает в ней Хисарон (ощущение нехватки). И благодаря этому ощущению нехватки она получает [Свет] Хохма. Следовательно Высший приводит Себя в соответствие с нуждами низшего, чтобы низший смог от Него получить. Так происходит и здесь, перед нашими глазами: Рош САГ, хотя сам [относится к] Цимцум Алеф (первому запрету [получения Света]), но он делает себя соизмеримым низшему, чтобы низший смог от Него получить. (А ниже поднятие МАН будет объяснено подробно). И в связи с этим, вызывает затрудение написанное, что [Парцуф] Атик является промежуточным звеном между Парцуфами [мира] Адам Кадмон и Парцуфами [мира] Ацилут. Почему же Парцуфы [мира] Ацилут не могут получать непосредственно от Парцуфов [мира] Адам Кадмон, если Высший приводит Себя в соответствие с низшим? Эта трудность может быть преодолена таким образом: в [мире] Ацилут даже в Гадлут Цимцум Бет (второй запрет) не исчезает, то есть пользуются только половиной ступени. Раз так, то когда в Гадлут дэАцилут приходит Свет АБ, как [Парцуфы] могут его получить, разве у них есть сосуды? Поэтому Парцуфы [мира] Ацилут нуждаются в промежуточном звене подобном [Парцуфу] Атик, получающему из [мира] Адам Кадмон полную ступень, то есть полные десять Сфирот, и созданному в качестве дающего только пол-ступени Парцуфам [мира] Ацилут. Следовательно то, что написано что они нуждаются в посреднике, означает для получения Гадлут. В итоге, если низший должен получить Катнут («малое состояние»), Высший делает себя соизмеримым низшему и дает ему только Катнут. Но если низший должен получить от Высшего Гадлут, то он неспособен ее получить ввиду присущих ему ограничений, поэтому он нуждается в промежуточном звене. И это понятно на примере: весьма разумный человек может использовать малую часть своего разума ради других творений, чтобы они его поняли, однако не очень разумный человек не может пользоваться великим разумом. (И нужно отметить, что это объяснение верно только для мира Ацилут; напротив, в мире Нэкудим не было нужды в промежуточном звене, чтобы получить Гадлут, поскольку и в Гадлут [Нэкудим] пользовались всеми десятью Сфирот).

 

Пункт 66

 

И вот сразу же во время Цимцума (наложения [второго] запрета [получать Свет]), то есть во время подъема Мальхут к Бине, еще до поднятия МАН и Зивуга, произошедшего в Никвэй Эйнаим дэАдам Кадмон, это [т.е. соединение Нэкудот дэСАГ с тем, что ниже Табура Гальгальты] привело к разделению Парцуфа Нэкудот дэСАГ дэАдам Кадмон на четыре части: 1) КАХАБ ХАГАТ (Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт) до Хазэ [Тифэрэт], характеризующиеся как место Ацилут. 2) Две трети Тифэрэт от Хазэ и ниже до Сиюма Тифэрэт, ставшие местом Брия. 3) его Сфирот НЭhИ (Нэцах, hОд, Есод), ставшие местом мира Ецира. 4) Его Мальхут, ставшая местом мира Асия.

Ор Барух

Рисунок 3


Нарисованы три вертикальных прямоугольника, средний шире крайних.

Средний прямоугольник

Верхняя линия охватывает только средний прямоугольник. Над ней написано: Тифэрэт – Бина дэГуфа.
Между первой и второй горизонтальными линиями написано: верхняя треть Тифэрэт – три первых [Сфирот] Бины
Вторая линия в середине прерывается, и в этом месте написано: Хазэ
Между второй и третьей линиями написано: средняя треть Тифэрэт – ХАГАТ дэБина
Третья линия, проведенная только в пределах среднего прямоугольника, в середине прерывается, и в этом месте написано: Табур
Между третьей и четвертой линиями написано: нижняя треть Тифэрэт – НЭ
hИ дэБина
Четвертая линия в середине прерывается, и в этом месте написано: Сиюм Тифэрэт – Сиюм Гуф
Между четвертой и пятой линиями написано: НЭ
hИ
Между пятой и шестой линиями написано: Мальхут

Правый прямоугольник


Между второй и четвертой линиями написано: Брия диКдуша (буквально Брия Святости [т.е. чистый мир Брия])
Между четвертой и пятой линиями написано: Ецира диКдуша
Между пятой и шестой: Асия диКдуша

Левый прямоугольник


Как уже говорилось, верхняя горизонтальная линия не охватывает левый прямоугольник. Но его левая сторона доходит до уровня верхней линии. Таким образом, верхняя часть этого прямоугольника открыта сверху [что показывает, что место мира Ацилут простирается также и вверх от Тифэрэт]. Внутри этой открытой сверху части прямоугольника написано: (место) Ацилут.

Над второй линией написано: (Сиюм места Ацилут)
Между второй и четвертой линиями написано: место Брия
Между четвертой и пятой линиями написано: место мира Ецира
Между пятой и шестой линиями написано: место мира Асия

Левая сторона прямоугольника прерывается так, что разрыв охватывает большую часть ее протяжения между второй и шестой линиями. В месте разрыва написано: Халаль Пануй (незаполненное пространство)

Ор Шалом


И вот сразу же ... еще до поднятия МАН и Зивуга, произошедшего в Никвэй Эйнаим дэАдам Кадмон,
то есть Зивуга, приводящего к порождению мира Нэкудим и происходящего в Рош дэСАГ. И «до» означает «во время соединения Нэкудот дэСАГ с тем, что ниже Табура дэАдам Кадмон», ибо уже тогда образовалось место четырех миров Ацилут, Брия, Ецира и Асия. И образование места означает, что ступень, находящаяся под Табуром, разделилась на две части:

1. Место Ацилут – это ступень Гальгальты вэЭйнаим, альтруистические сосуды, имеющие свойства ГАР дэБина (трех первых [Сфирот] Бины); и туда не мог светить [Свет] Хохма из-за Цимцум Бет; поэтому у них есть только [Свет] Хасадим. И поэтому появились три первые [Сфирот] Нэкудим, облекающие то, что там, в Катнут.

И эти альтруистические сосуды можно изучать двумя способами: 1) Эти сосуды не хотят [Света] Хохма; напротив, сосуды АХАП вышли за пределы ступени и на них был наложен запрет.. И соответственно можно сказать, что так как альтруистические сосуды остались на своей ступени, то там может светить [Свет] Хохма. 2) С другой стороны, можно сказать, почему альтруистические сосуды не вышли за пределы своей ступени. Потому что они не хотят [Света] Хохма. Это значит, что если бы они захотели получить [Свет] Хохма, то на них был бы наложен запрет. Это мы и, на самом деле, видим в Гадлут дэНэкудим, что Свет Хохма светит не только в АХАП, но и в Гальгальте вэЭйнаим, и происходит это потому, что Цимцум (запрет) низошел и исчез, благодаря Свету АБ.

2. Место Брия, Ецира, Асия: там не может светить ни Свет Хохма, ни Свет Хасадим, так как это сосуды, возжелавшие получать ради получения; поэтому на них был наложен запрет и они превратились в «Халаль Пануй» (незаполненное пространство). Однако до наложения запрета Свет мог светить ниже Табура Гальгальты, то есть каков был имевшийся у него Масах, такова была его способность получать Свет. Следовательно, когда благодаря наложению запрета образовалось новое место {слово «место» объясняется так: объект, не существовавший до настоящего времени, а теперь созданный}: место Ацилут, где разрешено получать лишь [Свет] Хасадим и место Брия, Ецира, Асия – там вообще запрещено получать Свет.

И еще об этом месте необходимо знать, что оно делится на Рош, Тох, Соф: АХАП дэРош расположились в Гальгальте вэЭйнаим дэТох, АХАП дэ Тох расположились в Гальгальте вэЭйнаим дэСоф, и то, что [располагается] до этого уровня, называется местом Ацилут; напротив, АХАП дэСоф стали местом Брия, Ецира, Асия, ступенью Халаль Пануй.

После разбиения сосудов в месте Ацилут расположился мир Ацилут, и уже мог там светить [Свет] Хохма благодаря некоторым исправлениям, и в месте Брия, Ецира, Асия расположились три мира Брия, Ецира, Асия диКдуша (Святости [т.е. чистые миры Брия, Ецира и Асия]).

 

Пункт 67

 

А причиной сказанного является то, что место мира Ацилут означает место, подходящее для распространения Высшего Света; и из того, что Мальхут Мэсаемэт (прекращающая [получение Света]) поднимается к месту Бины дэГуф, называющейся Тифэрэт, следует, что там завершается Парцуф и Свет не может пройти оттуда вниз, ведь место Ацилут завершается там, в середине Тифэрэт, на [уровне] Хазэ. И ты уже знаешь, что этот новый Сиюм, образовавшийся здесь, называется именем Парса, и находится он ниже мира Ацилут. И те Сфирот, что ниже Парса, состоят из трех частей. И это потому, что, на самом деле, вниз от мира Ацилут не должно было бы выйти ничего кроме двух Сфирот ЗОН (Зеир Анпин и Нуква [т.е. Мальхут]) дэГуфа, называющихся НЭhИМ (Нэцах, hОд, Eсод, Мальхут), так как после образования Сиюма в Бина дэГуфа, являющейся Тифэрэт, ниже Тифэрэт находятся только ЗОН, то есть именно они находятся ниже этого Сиюма ([уровня, на котором] прекращается [получение Света]), а не Тифэрэт; но и нижняя половина Тифэрэт также вышла вниз от Сиюма. А причина заключается в том, что Бина дэГуф также состоит из десяти Сфирот КАХАБ ЗОН (Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Нуква), и поскольку эти ЗОН дэБина являются Источниками ЗОН дэГуф, вбирающими в себя те [ЗОН], что содержались в Бине, [то есть] они характеризуются как подобные друг другу, то и ЗОН дэБина вышли вниз от Парса дэАцилут вместе с вбирающими их в себя ЗОН. И по этой причине Сфира Тифэрэт расщепилась в ширину в месте Хазэ, так как Мальхут, поднявшаяся к Бине, пребывает там и заставляет также и ЗОН дэБина выйти за свои пределы, а они – это две трети Тифэрэт, располагающиеся от Хазэ вниз до Сиюма [Тифэрэт]. И вместе с тем, существует различие между двумя третями Тифэрэт и НЭhИМ, так как две трети Тифэрэт, на самом деле, относятся к Бине дэГуф и вышли вниз от Сиюма Ацилут не из-за самих себя, а только потому, что они являются Источниками ЗОН; поэтому им не причиняется большого ущерба, ибо они выходят не из-за самих себя; и поэтому они отделились от НЭhИМ и стали отдельным миром, и он называется миром Брия.

Ор Шалом


А причиной сказанного является то, что место мира Ацилут...
В книге «Паним Меирот» он [т.е Бааль Сулам] объясняет, что значение слова Ацилут устанавливатся по значению содержащего родственное слово выражения «Вээhье эцло» («И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его» (Мишлей 8, 30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день, веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение [с Творцом]).

И из того, что Мальхут Мэсаемэт (прекращающая [получение Света]) поднимается ..., следует, что там завершается Парцуф и Свет не может пройти оттуда вниз; власть Мальхут называется получающим ради получения; следовательно, то, что от него и ниже, - это ступень «Халаль Пануй» (незаполненное пространство).

Потому, что, на самом деле, вниз от мира Ацилут не должно было бы выйти ничего кроме двух Сфирот ЗОН (Зеир Анпин и Нуква [т.е. Мальхут]) дэГуфа; как мы учили, что КАХАБ (Кэтэр, Хохма, Бина) остались в пределах своих ступеней, а Зеир Анпин и Мальхут вышли за пределы своих ступеней, став ступенями Макиф Хая (окружающая [ступень] Хая) и Макиф Ехида (окружающая [ступень] Ехида). И в связи с этим, возникает затруднение, откуда взялось место Брия, разве не только две Бхинот (ступени) вышли за пределы ступени? И эту трудность он разрешает тем, что и половина Тифэрэт вышла за свои пределы.

Так как две трети Тифэрэт, на самом деле, относятся к Бине дэГуф и вышли вниз от Сиюма Ацилут не из-за самих себя, то есть из-за того, что они нуждаются в [Свете] Хохма только потому, что они являются Источниками ЗОН, то есть для того, чтобы притянуть [Свет] Хохма для ЗОН (Зеир Анпина и Нуквы). Но сами по себе они не нуждаются в [Свете] Хохма. Понятие Макиф объясняется тем, что мы находим в Учении о десяти Сфирот, часть 16; там рав [т.е Бааль Сулам] объясняет, что означает «Эрув города» [Вавилонский Талмуд, трактат Эрувин, стр.62А (Мишна)]: мы видим, что у беременной женщины живот выдается наружу, и происходит это ради будущего ребенка, а не ради нее самой; и вместе с тем, то, что выпирает, соединено с телом женщины. Точно так же происходит и перед нашими глазами: хотя ЗАТ дэБина (семь низших [Сфирот] Бины: [Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах,
hОд, Есод, Мальхут]) вышли за свои пределы, это произошло из-за детей, то есть [Бина] должна наделить их свечением Хохма. Но в конце концов, эта ступень относится к Бине, а не к ЗОН, и поэтому необходимо различать две трети Тифэрэт, вышедшие за свои пределы, из которых образовался мир Брия, и НЭhИМ (Нэцах, hОд, Есод, Мальхут), из которых образовались миры  Ецира и Асия.

Иными словами, желание получать ради получения соединилось с сосудами получения Нэкудот дэСАГ, что объединяет ЗАТ дэБина и ЗОН, и вызвало появление ступени «Халаль Пануй» (незаполненного пространства). Но необходимо отличать собственно получающего ради получения от получающего ради получения для того, чтобы дать другим, то есть от ступени ЗАТ дэБина, все желание которой - это получить [Свет] Хохма для Зеир Анпина.

 

Пункт 68

 

И ЗОН (Зеир Анпин и Нуква) дэГуф, называющиеся НЭhИМ (Нэцах, hОд, Есод, Мальхут), также разделились на две ступени, ибо Мальхут, ставшей Нуквой, наносится более тяжелый ущерб, и она становится местом мира Асия, а Зеир Анпин, представляя собой НЭhИ (Нэцах, hОд, Есод), становится миром Ецира, находящимся выше мира Асия. Вот и объяснено, как делится Парцуф Нэкудот дэСАГ благодаря Цимцум Бет и образуется место для четырех миров: Ацилут, Брия, Ецира, Асия. Ведь КАХАБ ХАГАТ (Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт) до его Хазэ становятся местом мира Ацилут. А нижняя половина Тифэрэт, располагающаяся от Хазэ до Сиюма Тифэрэт, становится местом мира Брия. А его НЭhИ – миром Ецира. А его Мальхут – миром Асия. И их место начинается от точки Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон и заканчивается выше точки Этого Мира, то есть [оно доходит] до Сиюм Раглав (окончания ног) [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, устанавливающего Соф (предел), до которого Парцуф Нэкудот дэСАГ облачается в Парцуф Гальгальта дэАдам Кадмон, как уже говорилось.

Ор Шалом


Ибо Мальхут, ставшей Нуквой,
то есть Мальхут – это истинный сосуд получения; напротив, Зеир Анпин лишь наделяет Мальхут. И это происходит, еще начиная с четырех Бхинот дэОр Яшар (ступеней Прямого Света).

Дополнительное разъяснение. Мальхут нуждается в получении [Света] Хохма; напротив [Свет] Зеир Анпина есть ступень Хасадим со свечением Хохма.

Наносится более тяжелый ущерб, то есть желание получать ради получения в ней наиболее заметно.

Итак здесь говорится о Парцуфе Нэкудот дэСАГ, являющемся Бхиной (ступенью) Бина. И эта Бхина состоит из пяти Бхинот (ступеней): на Кэтэр, Хохму и Гимэль Ришонот (три первые [Сфирот]) Бины этой Бины не было наложено запрета. В то время, как на Зайин Тахтонот (семь нижних [Сфирот]) Бины, то есть на Зеир Анпин и Мальхут Бины этой Бины, и на Парцуф Зеир Анпин, и на Парцуф Мальхут, являющиеся составными частями этой Бины и называющиеся Зайин Тахтонот (семью нижними [Сфирот]) Бины (имеется в виду весь Парцуф Бины) – был наложен запрет. И из семи нижних [Сфирот]) Бины этой Бины образовалось место Брия, а из ЗОН Бины образовалось место Ецира и Асия.