Рабби Еhуда Ашлаг

 

Введение в мудрость Каббалы (Черновик, перепечатка запрещена)

 

Понятие Катнут и Гадлут, впервые появившееся в мире Нэкудим

 

Пункт 69

 

И вот после того, как ты узнал в общих чертах, что такое Цимцум Бет (второй запрет [получать Свет]), наложенный в Парцуфе Нэкудот дэСАГ ради Ацилут (создания и наделения Светом [см. Что такое Маациль, а также начало Ор Шалом к п. 67]) десяти Сфирот мира Нэкудим, являющегося четвертым Парцуфом [мира] Адам Кадмон, вернемся назад и подробно объясним, что представляет собой появление десяти Сфирот [мира] Нэкудим. И уже объяснено, как появляется Парцуф из Парцуфа, - что каждый низший Парцуф рождается и появляется на свет из Масаха дэГуф Высшего после очищения этого [Масаха] и поднятия его для возобновления Зивуга к Пэ Высшего, и что вызывает это очищение Битуш (соударение) Ор Макиф (окружающего Света) о Масах Высшего Парцуфа, очищающий Масах от его Авиют дэГуф и делающий его идентичным ступени Авиют дэРош (о чем написано выше, в п.35; внимательно разберись в этом). Ибо таким способом Парцуф АБ [мира] Адам Кадмон появился из Парцуфа Кэтэр [мира] Адам Кадмон, а также Парцуф САГ [мира] Адам Кадмон из Парцуфа АБ [мира] Адам Кадмон, так, как там написано. Вот и четвертый Парцуф [мира] Адам Кадмон, называющийся десятью Сфирот мира Нэкудим, также рождается и появляется на свет из [Парцуфа] Высшего по отношению к нему, а именно из [Парцуфа] САГ [мира] Адам Кадмон, таким же путем.

 

Пункт 70

 

Однако есть здесь дополнительное обстоятельство, так как в предыдущих Парцуфах во время очищения Масаха и его поднятия к Пэ дэРош Высшего [Парцуфа] Масах не включал никаких Рэшимот кроме одних только Рэшимот от Авиют дэГуф Высшего [Парцуфа]; напротив, здесь, при очищении Масаха [Парцуфа] САГ [мира] Адам Кадмон ради [создания и наделения Светом мира] Нэкудим, этот Масах включает два вида Рэшимот. Ибо кроме того, что он включает Рэшимот от своей Авиют, то есть от ступени Сфирот дэГуф [Парцуфа] САГ [мира] Адам Кадмон; он включает еще и Рэшимот от Авиют дэЗОН (Зеир Анпина и Нуквы) [мира] Адам Кадмон, находящихся под Табуром [Парцуфа Гальгальта]. И причиной этого является соединение воедино под Табуром [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон, о котором говорилось выше, в п. 61, [и объяснялось в пп. 62 и 63], что Нэкудот дэСАГ спустились под Табур [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон и соединились воедино с ЗОН [мира] Адам Кадмон, находящимися там.

Ор Шалом


Масах не включал никаких Рэшимот кроме одних только Рэшимот ...
(см. Ор Шалом к п.49 о понятии Рэшимот).

Он включает еще и Рэшимот от Авиют дэЗОН (Зеир Анпина и Нуквы) [мира] Адам Кадмон, находящихся под Табуром [Парцуфа Гальгальта]. То есть Рэшимот Далет дэ
hитЛабшут и Гимэль дэАвиют. И это согласуется с тем, что, как мы учили, когда Свет Нэкудот дэСАГ светил в сосудах [Парцуфа Нэкудот дэСАГ], и низошел, и распространился под Табур [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон, то Он вобрал в Себя Рэшимот, находящеся там. А откуда туда пришли Рэшимот Далет – Гимэль? Ответ. После того, как был исторгнут Парцуф Гальгальта, остались Рэшимот Далет – Гимэль как выше Табура, так и ниже Табура. Рэшимот, находящиеся выше Табура, стали наполнением Парцуфа АБ; в то время, как Рэшимот, находящиеся ниже Табура, не стали наполнением ни Парцуфа АБ, ни [Парцуфа] Таамим дэСАГ, а лишь [Парцуфа] Нэкудот дэСАГ.

Еще необходимо понимать, что помимо Рэшимот Далет – Гимэль, находящихся под Табуром, на которые можно создать Масах, там еще есть Далет дэАвиют, на которые невозможно создать Масах. Ведь для того-то и создала Мальхут дэТабур дэГальгальта ступень Масах Мэсаем (экран, прекращающий [получение Света]), чтобы прекратить свечение Света, чтобы Он не распространялся в эту Бхину Далет. И потому Мальхут, находящаяся в Табуре, назывется именем Мальхут Мэсаемэт, что она не хочет получать этот Свет, поскольку ниже Табура находится ступень, которой невозможно пользоваться с альтруистической мотивацией. И вместе с тем, как мы учили, под Табуром светят десять Сфирот Сиюма, и происходит это потому, что эта Мальхут не хочет получать по той причине, что она желает прилепиться [к Г-споду]; поэтому ей светит Свет Хасадим со свечением Хохма.

Когда очистился Масах [Парцуфа] Гальгальта, был также исторгнут Свет из Мальхут от его Табура и ниже, но сама Бхина Далет осталась, как и Рэшимот Далет – Гимэль. Поэтому, когда туда распространились Нэкудот дэСАГ, они вобрали в себя как Рэшимот Далет – Гимэль, так и желание получать Бхины Далет, а им не была дана возможность создать Масах [с силой преодоления] этого [желания]. И поскольку их Масах – это только Бхина Бет [силы преодоления], то у
  них нет силы преодоления для того, чтобы сказать, что они не хотят пользоваться этим желанием получать, как [Парцуф] Гальгальта, который мог преодолеть [это желание] и создать Соф (предел [получения Света]) и Сиюм (прекратить [получение Света]), соответствующего этому желанию получать. И поэтому, несмотря на запрет, мы говорим, что Нэкудот дэСАГ хотят получать. И необходимо помнить, что говорится не обо всех Нэкудот дэСАГ, а только об их ЗАТ (семи нижних [Сфирот]), представляющих собой ступень ЗАТ дэБина; напротив ГАР (три первые [Сфирот]) дэБина, являющиеся альтруистическими сосудами, не соединились [с желанием получать ниже Табура].

Еще нужно знать, что поскольку Рэшимот Далет – Гимэль есть [воспоминания о] Свете Хасадим со свечением Хохма, то Свет, притягиваемый благодаря этим Рэшимот в мире Нэкудим и в мире Ацилут, - это только [Свет] Хасадим со свечением Хохма, как Тот, что светил в [Парцуфе]
  Гальгальта ниже Табура до того, как [его Масах] очистился. Но [нужно знать], что в Гальгальте светил Свет, соответствующий Далет дэАвиют, а после очищения, поскольку последняя ступень была утеряна, то от этого Света остались только Рэшимот Далет – Гимэль. Но трудно понять, разве там, ниже Табура [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон, Свет не светил потому, что были созданы Соф и Сиюм, а если так, то каким образом они позже притягивают Свет с помощью этих Рэшимот; разве сутью появления этого Света не было противодействие притяжению [Света]? Ответ. Причина, вызвавшая свечение десяти Сфирот дэСоф, заключалась в том, что Мальхут создала Соф. Но после того, как Свет был исторгнут, от этого Света остались Рэшимот и уже можно притягивать Свет по другой причине. И теперь первая причина, вызывающая появление Света, не меняется, но теперь важен сам светивший Свет, а именно то, что это [Свет] Хасадим со свечением Хохма, и теперь мы притягиваем этот Свет снова по другой причине.

 

Пункт 71

 

И благодаря этому здесь, в Парцуфе Нэкудим, впервые появилось понятие Катнут (малое состояние) и Гадлут (большое состояние); так как из ступени Рэшимот дэАвиют присущих Масаху появились соответствующие им десять Сфирот дэКатнут [Парцуфа] Нэкудим. А из ступени Рэшимот дэЗОН дэАдам Кадмон, находящихся ниже Табура и соединившихся и смешавшихся с Рэшимот Масаха, появились соответствующие им десять Сфирот дэГадлут [Парцуфа] Нэкудим.

Ор Барух


Присущих Масаху
[Парцуфа] САГ.

Ор Шалом


Так как из ступени Рэшимот дэАвиют присущих Масаху [Парцуфа] САГ появились соответствующие им десять Сфирот дэКатнут [Парцуфа] Нэкудим.
Ибо эти [Рэшимот] содержат Бет дэhитЛабшут и Алеф дэАвиют, но по той причине, что Бхина Далет дэАвиют соединилась с Нэкудот дэСАГ и наложила Цимцум (запрет), здесь присутствует не более, чем пол-ступени. Однако вместе с тем, три первые [Сфирот Парцуфа] Нэкудим были удовлетворены своим положением и полнотой ступени «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), то есть они больше не нуждаются в благодеяниях. И это исправление, называющееся Тикун Кавим (исправлением линий), светило им, благодаря Бет дэhитЛабшут. И в связи с этим, [возникает вопрос], кто был причиной того, что в мире Нэкудим был притянут [Свет] Хохма и [возникло состояние] Гадлут? Ответ. А из ступени Рэшимот дэЗОН дэАдам Кадмон ..., ибо они просят [Свет] Хохма, а [Свет] Хохма можно получить только в сосуды АХАП, сосуды Бины и ЗОН (Зеир Анпина и Нуквы), являющиеся сосудами получения. Появились соответствующие им десять Сфирот дэГадлут [Парцуфа] Нэкудим. То есть там были произведены исправления, чтобы могли светить все десять Сфирот.

Итак, очистившийся Масах дэГуф [Парцуфа] САГ включает две ступени: 1. Его собственные Рэшимот; то, что он хочет притянуть. 2. Включение других Рэшимот (Далет – Гимэль), ибо это он также хочет притянуть ради себя, поскольку он видит, что в состоянии получить эти ступени. И эта ступень могла раскрыться, только если на ступени есть все десять Сфирот, то есть в [состоянии] Гадлут. Следовательно ступени Рэшимот Бет – Алеф было бы достаточно для того, чтобы они остались в Катнут, и единственной причиной того, что притягивается Гадлут, являются только Рэшимот Далет – Гимэль.

Кроме того, необходимо различать, что в Катнут Зивуг произошел в Мальхут, использующей Бет дэ
hитЛабшут и Алеф дэАвиют, в то время, как в Гадлут это уже другая Мальхут, использующая ступени Далет – Гимэль и, во всяком случае, являющаяся другим уровнем. Но уровень Гадлут облачается в уровень Катнут; например, как мы учили о мире Ацилут, там есть три ступени: Ибур (зачатие, беременность), Еника (кормление грудью) и Мохин (мозги).

В [состоянии] Ибур Мальхут использует Авиют дэШореш. И тогда светит Свет НЭ
hИ (Нэцах, hОд, Есод), называющийся Нэфэш, в сосудах КАХАБ (Кэтэр, Хохма, Бина); и это потому, что Света и сосуды располагаются в обратном порядке. А также в соответствии с законом, по которому на каждой ступени должны быть десять Сфирот, {поскольку все, что мы говорим о некоторой ступени, касается только ступени Мальхут, потому что она является получающей, а Мальхут могла появиться только после девяти первых [Сфирот]}. Из этого вытекает, что у нас есть десять Сфирот и в каждой Сфире Свет НЭhИ светит в сосудах КАХАБ.

Затем эта ступень постигает Парцуф Еника; там Мальхут уже является совершенно другой ступенью, использующей Авиют Бхины Алеф. Тогда раскрываются Света ХАГАТ НЭ
hИ (Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод), и по той причине, что [Света располагаются] в обратном порядке, они облачаются в сосуды КАХАБ ХАГАТ (Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт). Кроме того, мы там учим, что Парцуф Еника облачается в Парцуф Ибур. Поэтому Парцуф Ибур получает Свет ХАГАТ в сосуды КАХАБ, а Свет НЭhИ, бывший в сосудах КАХАБ, нисходит в ХАГАТ. Следовательно у нас есть Света ХАГАТ НЭhИ уровня Нэфэш и уровня Руах.

Затем светит Парцуф Мохин и использует Авиют Бхины Бет; и уже есть Гадлут, то есть нисхождение нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени] благодаря Зивугу АБ САГ. И, во всяком случае, на ступени есть все сосуды, и они притягивают на [свою] ступень все Света. То есть Света КАХАБ ХАГАТ НЭ
hИ  (Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод), светящие в сосудах КАХАБ ХАГАТ НЭhИ. И Парцуф Мохин облачается в Парцуф Еника; поэтому Парцуф Еника получает Бхину Далет Бхины Алеф, а также Парцуф Ибур получает Бхину Далет ступени Авиют дэШорэш. Раз так, то есть три Мальхуёт, поскольку в каждом Парцуфе происходит Зивуг, соответствующий другой Мальхут, использующей Авиют, отличающуюся [от Авиют, используемой другими Мальхуёт], но эти Парцуфы облачаются друг в друга.

И точно то же нужно сказать о мире Нэкудим: что в Катнут и в Гадлут используют две различные Мальхуёт, но Парцуф Гадлут облачатся в Парцуф Катнут по примеру того, как мы объяснили процесс, происходящий в мире Ацилут.

 

Пункт 72

 

Знай также, что десять Сфирот дэКатнут [Парцуфа] Нэкудим, появившиеся в соответствии с [силой преодоления] Масаха, считаются основой Парцуфа Нэкудим, потому что они появились в соответствии с местом этой ступени в последовательности ступеней, то есть из собственно Масаха дэГуф Высшего [Парцуфа]. Таким же образом, как появились три предыдущих Парцуфа [мира] Адам Кадмон. Но десять Сфирот дэГадлут [Парцуфа] Нэкудим характеризуются лишь только как дополнение к Парцуфу Нэкудим, потому что они появились только из Зивуга, соответствующего Рэшимот дэЗОН дэАдам Кадмон, находящимся под Табуром и появились они не в соответствии с местом этой ступени в последовательности ступеней, но они присоединились к Масаху и дополнили его по причине нисхождения Парцуфа Нэкудот дэСАГ под Табур [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, как сказано выше, в п.70.

Ор Шалом


Но десять Сфирот дэГадлут [Парцуфа] Нэкудим характеризуются лишь только как дополнение ..., потому что ... появились они не в соответствии с местом этой ступени в последовательности ступеней;
то есть Рэшимот дэЗОН [мира] Адам Кадмон появились только путем присоединения и добавления, потому это и называется дополнением. Напротив, Катнут была притянута в соответствии с местом этой ступени в последовательности ступеней. То есть [Парцуф] Гальгальта появился соответствующим Бхине Далет. После того, как он очистился, остались Рэшимот Далет – Гимэль выше его Табура и ниже его Табура (как написано выше, в Ор Шалом к п.70). В соответствии с Рэшимот, находящимися выше Табура, появился Парцуф АБ. После того, как очистились Рэшимот дэАБ, появился Парцуф САГ, соответствующий [Рэшимот] Гимэль – Бэт; затем появился мир Нэкудим, соответствующий [Рэшимот] Бет – Алеф; а затем появился мир Ацилут, соответствующий [Рэшимот] Алеф – Шореш. Мы видим, как происходит нисхождение всей последовательности ступеней из Рэшимот, находящихся выше Табура Гальгальты. Потому Катнут дэНэкудим и называется «основой», что она нисходит в соответствии с местом ступени в этой последовательности.

Однако Рэшимот, находящиеся ниже Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, в первый раз получили наполнение благодаря Нэкудот дэСАГ, но тогда они обрели наполнение не в соответствии со своей ступенью, то есть Далет – Гимэль, но в соответствии со ступенью Нэкудот дэСАГ, то есть ступенью Бет дэАвиют. Только мир Нэкудим, пользовавшийся Гадлут вместе с Рэшимот Гимэль – Далет, вызвал наполнение ниже Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, поскольку есть закон: то, что светит в низшем, распространяется также и в Высшем. Но в мире Нэкудим произошла Швират
hаКэлим (разбиение сосудов). Поэтому [сосуды], находящиеся под Табуром [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, получили второе наполнение с помощью мира Ацилут.

По причине нисхождения Парцуфа Нэкудот дэСАГ под Табур [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон. Вопрос. Какая часть [Парцуфа] Нэкудот дэСАГ распространилась под Табур [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон? Ответ. Его КАХАБ (Кэтэр, Хохма, Бина), находящиеся выше его Табура, распространились выше Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, а то, что находится ниже его Табура, распространилось под Табур внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон. {А что происходит выше Табура Нэкудот дэСАГ, он не говорит, и причиной этого является то, что нам интересно узнать исключительно о той части, что низошла под Табур [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, так как то, что там, мы должны заполнить; напротив, та часть, что выше Табура, уже заполнена, и там достигнуто совершенство.}

И есть закон: любая ступень, даже если это не НЭ
hИ  (Нэцах, hОд, Есод), то есть не ступень, находящаяся под Табуром, если она должна совершить какое-то действие: дать Мохин (буквально: мозги) или наполнить другую ступень, - то она сама разделятся на Рош, Тох и Соф. {Как протекает подобный процесс? Этого он не сказал, но привел только один закон}. Ибо когда мы подробно рассматриваем порядок облачения Нэкудот дэСАГ ниже Табура [внутреннего Парцуфа мира] Адам Кадмон, мы учим так: ХАБАД (Хохма, Бина, Даат) дэНэкудот дэСАГ надеваются на верхнюю треть НЭhИ дэАдам Кадмон, ХАГАТ  (Хэсэд, Гвура, Тифэрэт) надеваются на среднюю треть НЭhИ дэАдам Кадмон, и НЭhИ дэНэкудот дэСАГ надеваются на нижнюю треть НЭhИ дэАдам Кадмон.

Еще нужно знать, что Цимцум Бет (второй запрет), наложенный в этом [Парцуфе] Нэкудот дэСАГ, обозначается буквой Алеф, находящейся в [букве] Вав [«Вав» пишется как «Вав-Алеф-Вав»] Четырехбуквенного Имени дэСАГ [т.е. в Зеир Анпине дэСАГ] (см.
п.181). Наклонная линия, являющаяся составной частью буквы Алеф, указывает на подъем Мальхут к Бине, разделивший верхние и нижние воды. Гальгальта вэЭйнаим называются верхними водами, там еще может светить Шефа (Высшая Благодать); в то время, как АХАП (Озэн, Хотэм, Пэ) называются нижними водами, уже находящимися вне ступени. Раз так, то из этого вытекает, что имя САГ, представляющее собой числовое значение [Самех 60 + Гимель 3 = 63] Четырехбуквенного Имени, в написании буквы Вав которого есть Алеф [см. п.181], не может иметь в виду Таамим дэСАГ, но только Нэкудот дэСАГ.

 

Пункт 73

 

Сначала мы дадим объяснение десяти Сфирот дэКатнут [мира] Нэкудим. И ты уже знаешь, что после распространения [Парцуфа] САГ [мира] Адам Кадмон в нем происходил Битуш дэОр Макиф бэОр Пними (происходило соударение Окружающего Света о Внутренний Свет), то есть о его Масах, и очистил [Битуш] его [Масах] в соответствии с его ступенью, уровни которой, появившиеся в процессе с его очищения, называются Нэкудот дэСАГ, и именно они низошли под Табур [Парцуфа Гальгальты мира] Адам Кадмон и соединились с Бхиной Далет, находящейся там (см. выше в п.62, хорошенько разберись в том, что там написано). И вот после того, как [Битуш] завершил очищение [Парцуфа] от всей Авиют дэГуф присущей Масаху, и не осталось в нем ничего кроме ступени Авиют дэРош, считается, что он поднялся к Рош [Парцуфа] САГ и вновь обрел там Зивуг, соответствующий мере Авиют, оставшейся в Рэшимот, имеющихся в Масахе, в соответствии с тем, как объяснялось выше, в п.35.

 

Пункт 74

 

И здесь также наблюдается полная потеря последней ступени Авиют, а именно Авиют Бхины Бет, бывшей в Масахе, и от нее остается только Рэшимо дэhитЛабшут, а от Авиют – только одна Бхина Алеф. И поэтому Масах обрел там, в Рош [Парцуфа] САГ, два вида Зивугим (как написано выше, в п.43п.44]), ибо от включения Бхины Алеф дэАвиют в Бхину Бет дэhитЛабшут, называющегося включением Рэшимо диНкэйва в Рэшимо дэЗахар, появился соответствующий им уровень близкий к уровню Бины, а именно соизмеримый с ВАК (с Вав Кцавот, с «шестью концами», [т.е. с шестью Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод]) Бины, и этот уровень называется Сфирой Кэтэр дэНэкудим. А от включения [Рэшимо дэ]Захар в Рэшимо диНкэйва, то есть включения  Рэшимо дэhитЛабшут в Бхину Алеф дэАвиют, появился уровень Зеир Анпин, то есть ступень ВАК без Рош, называющаяся Аба вэИма дэНэкудим Ахор бэАхор (спина к спине). И эти два уровня называются ГАР (тремя первыми [Сфирот]) дэНэкудим, то есть ступенью десяти Сфирот Рош дэНэкудим, так как всякий Рош называется именем ГАР или КАХАБ (Кэтэр, Хохма, Бина). И есть разделение между ними, ибо Кэтэр дэНэкудим, то есть уровень Захар, не распространяется к Гуф, а светит он только в Рош, а Аба вэИма дэНэкудим, то есть уровень Нэкэйва, один распространяется к Гуф и называется семью низшими Сфирот дэНэкудим или ХАГАТ НЭhИ (Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод ) дэНэкудим.

Ор Барух


Уровень близкий к уровню Бины, а именно соизмеримый с ВАК (с Вав Кцавот, с «шестью концами», [т.е. с шестью Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах,
h
Од и Есод]) Бины.

Необходимо разобраться, почему Бет дэ
hитЛабшут считается ступенью «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [другим и не желает ничего для Себя, Миха 7, 18]), разве Бет дэhитЛабшут – это не ступень ЗАТ дэБина, ведь ЗАТ дэБина нуждается в [Свете] Хохма? А как же мы учим, что вся ступень исправления линий, бывшая в ГАР (трех первых [Сфирот]) дэНэкудим, являющейся ступенью «Ки Хафец Хэсэд», была притянута потому, что [трем первым Сфирот дэНэкудим] была присуща [ступень] Бет дэhитЛабшут?

Но мы должны сказать следующее: когда он пишет, что
hитЛабшут называется ступенью ВАК, это еще не характеризует сущность ЗАТ дэБина. Ибо ЗАТ дэБина означает ступень Источника Зеир Анпина, находящегося в Бине. А то, что мы говорим, что hитЛабшут называется ВАК, означает ВАК от самой ступени. Следовательно, когда мы учим о ВАК дэБина, имеется в виду не Источник Зеир Анпина, находящийся в Бине, а ступень Бины, обладающей свойством Хэсэд (добро и милосердие), и теперь она стала очень маленькой ступенью.

И в [настоящем] Введении, в
п.62, написано: поскольку Нэкудот дэСАГ есть ступень ВАК, т.е. Бет дэhитЛабшут и Алеф дэАвиют, а hитЛабшут называется ВАК дэБина и Бхина Алеф называется ВАК, то были они идентичны тому, что находится ниже Табура [Парцуфа Гальгальта мира] Адам Кадмон, и поэтому [Нэкудот дэСАГ] объединились [с тем, что находится ниже Табура Гальгальты].

И конечно же, нельзя сказать, что ВАК дэБина, {называющаяся ЗАТ дэБина} есть ступень ЗАТ дэБина, являющаяся Источником ЗОН (Зеир Анпина и Нуквы), нуждающихся в [Свете] Хохма. Ибо если так сказать, то как же они спустились под Табур, разве не были они в этом подобны АБ и Таамим дэСАГ, которым запрещено спускаться под Табур по той причине, что они нуждаются в [Свете] Хохма? Но ВАК дэБина подразумевает ВАК самой ступени Бина, а не ступени Бина, становящейся Источником ЗОН.

Ор Шалом


Ибо от включения Бхины Алеф дэАвиют в Бхину Бет дэ
h
итЛабшут, то есть hитЛабшут является основной частью Зивуга.

Появился соответствующий им уровень близкий к уровню Бины, а именно соизмеримый с ВАК (с Вав Кцавот, с «шестью концами», [т.е. с шестью Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах,
hОд и Есод]) Бины; и на первый взгляд, это вызывает затруднение: разве ГАР (три первые Сфирот) не называются совершенством а ВАК – недостатком совершенства? Ведь мы знаем, что Рош hаКэтэр присуще совершенство, а если это так, то почему же он говорит, что [Рош hаКэтэр] присуща [ступень] ВАК дэБина. Ответ. Здесь, когда он хочет сказать о наличии совершенства, он пользуется словами Тикун Ахор бэАхор (исправление «спина к спине»).

Рассмотрим это подробнее. И сначала объясним, что такое ГАР дэБина и ВАК дэБина. В общих чертах, ГАР (три первых [Сфирот Кэтэр, Хохма и Бина]) дэБина – это ступень «Ки Хафец Хэсэд [
hУ]» (Ибо Он желает добра [другим и не желает ничего для Себя, Миха 7, 18]), в то время как ВАК (Вав Кцавот, «шесть концов» [т.е. шесть Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод]) дэБина – это Источник Зеир Анпина и они притягивают свечение Хохма. И на первый взгляд, возникают следующие затруднения. 1. Мы учим, что в мире Нэкудим светил [Свет] ГАР дэБина и еще не произошло исправление, произведенное впоследствии в мире Ацилут, чтобы светил только [Свет] ВАК дэБина. И в связи с тем, что в мире Нэкудим светил [Свет] ГАР дэБина, [возникает вопрос], как это в Гадлут там светило свечение Хохма, разве ГАР дэБина не желают [только] Хасадим (добра [которому соответствует Свет Хасадим])!? 2. {Это затруднение перекликается с тем, что он спрашивал в начале этого раздела}. Здесь написано, что в Катнут дэНэкудим происходит исправление «Ки Хафец Хэсэд», называющееся Тикун Ахор бэАхор, и это ступень ВАК дэБина. Разве ВАК дэБина не притягивают [Свет] Хохма ради Зеир Анпина!?

Ответ. Язык Каббалы краток, поэтому одним словом пользуются в нескольких значениях: ГАР дэБина - это Бина, относящаяся к ГАР – к [Сфирот] Кэтэр и Хохма. То есть Кэтэр является совершенством, поскольку Он совершает альтруистические действия. Хохма является совершенством, ее суть - это [Свет] Хохма. Бина является совершенством, поскольку ее суть - это [Свет] Хасадим. ВАК есть ступень Зеир Анпин, которому уже не достает совершенства, ведь в нем светят [Свет] Хасадим со свечением Хохма, только со свечением, а не с основной частью Света. То есть его суть - ни [Свет] Хохма, ни [Свет] Хасадим.

Суть Бины, о которой говорилось выше, заключает в себе десять Сфирот. Если ступень содержит Бхину Бет дэАвиют, то ее составляют все десять Сфирот, включая три первые Сфирот этой Бхины. Если она содержит только Бхину Бет дэ
hитЛабшут, то ее составляют только ВАК этой ступени [т.е. Бхины Бет]. Например [Парцуфу] АБ присуща [Бхина] Далет дэhитЛабшут, поэтому он имеет ВАК уровня Кэтэр. [Парцуфу] САГ присуща [Бхина] Гимэль дэhитЛабшут, поэтому ему светят ВАК дэХохма, однако это значит, что ему светит не свечение Хохма, а ВАК того, что составляет суть [Света] Хохма! То же касается Бет дэhитЛабшут в мире Нэкудим, то есть там светит ВАК того, что составляет суть [Света] Бины. Таким образом разрешается второе затруднение.

Теперь объясним понятие ЗАТ дэБина: это Бина, когда она занимается тем, что притягивает свечение Хохма для Зеир Анпина. Раз так, то она занимается тем, чем по сути своей занимается не Бина, а Зеир Анпин, которому присуще свечение Хохма, и называется она «Бина, вновь функционирующая как Хохма».

И таким образом должно объясняться то, о чем мы спрашивали в первом вопросе: в мире Нэкудим, когда Бина вновь функционировала как Хохма, она притянула три первых Сфирот свечения Хохма, то есть полную ступень свечения Хохма. Однако в мире Ацилут было произведено следующее исправление: когда Бина стала вновь функционировать как Хохма, она притягивает не три первых Сфирот этой ступени, а только ВАК свечения Хохма. И все это сказано о ступени ЗАТ дэБина.

Появился уровень Зеир Анпин, то есть ступень ВАК без Рош, называющаяся Аба вэИма дэНэкудим Ахор бэАхор (спина к спине). Здесь смысл заключается в том, что Аба вэИма называются ВАК потому, что они есть ступень Зеир Анпин. Однако существует дополнительная причина того, что они называются ВАК: мир Ниэудим начинается со второго Рош, называющегося Кэтэр, так как первый Рош, называющийся ЙИШСУТ [Йисраэль Сава (праотец Йисраэль, Бэрэйшит Рабба 74, 11) уТвуна (и понимание, благоразумие)], относится еще к Цимцум Алеф. В этом Кэтэре присутствует Гальгальта вэЭйнаим, а его АХАП вышли за пределы ступени. Так вот Аба вэИма и обретают ступень этих АХАП. Мы видим, что Аба вэИма оказываются находящимися под Масахом дэКэтэр, как бы ниже Пэ дэРош, поэтому в них различимы признаки Гуф и ВАК. А раз так, то, по этой причине, они считаются ВАК, не потому, что таков их уровень, а потому, что они вышли за пределы Рош, поэтому в них нет совершенства присущего Рош.

Здесь возникает трудный вопрос: разве и у Кэтэра есть [Свет] Хохма, ведь у него есть только Гальгальта вэЭйнаим, а если нет, то чего лишились Аба вэИма, выйдя за пределы Рош
hаКэтэр? На это Бааль Сулам дал общий ответ: всякий Рош рассматривается как совершенство, если Он [располагается] снизу вверх [т.е. выше Гуф]. А поскольку Аба вэИма обрели АХАП дэКэтэр, хотя они сами состоят из десяти Сфирот, но есть закон, по которому правит именно Высшая ступень, а Высшая ступень – это АХАП дэКэтэр, поэтому Аба вэИма рассматриваются как Гуф и ВАК. Но благодаря исправлению «Ки Хафец Хэсэд», считается, будто они не лишились совершенства присущего Рош hаКэтэр.

Называющаяся Аба вэИма дэНэкудим Ахор бэАхор (спина к спине). То есть [Света] Хохма нет ни у Абы, ни у Имы. Дополнительное объяснение. Они получили исправление, называющееся Ахор бэАхор, а это ступень «Ки Хафец Хэсэд». Пояснение. В самых общих чертах слово Ахораим (буквально: ягодицы) означает ступень, которой не пользуются: либо ею не пользуются для получения, либо ею не пользуются для альтруистических действий. А под «Паним» (лицом) понимается обратное: ступень, которой пользуются. Подобным же образом следует понимать и исправление Ахор бэАхор, называющееся также исправлением «Ахораим дэИма», представляющее собой Бину дэОр Яшар, не желающую [Света] Хохма, но только один [Свет] Хасадим. У этих Аба вэИма, являющихся ступенью Зеир Анпин, ступенью ВАК, нет [Света] Хохма. Но благодаря упомянутому исправлению, обретенному ими, они совсем не желают [Света] Хохма, но только один [Свет] Хасадим, поэтому и они считаются Рош и ГАР (тремя первыми [Сфирот Кэтэр, Хохма и Бина]). И необходимо знать, что это исправление они получили благодаря Захар, у которого есть Бет дэ
hитЛабшут. То есть, поскольку Аба вэИма, представляющие собою ступень Авиют, присоединились к Бет дэhитЛабшут; поэтому АХАП, когда происходит Зивуг, соответствующий их ступени, также присоединяется к Зивугу ступени «Ки Хафец Хэсэд hУ».

Вопрос: разве это исправление Ахор бэАхор не происходит обычным образом, вследствие развития, благодаря Бет дэ
hитЛабшут, или здесь имеет место исправление или что-то особенное? Ответ. 1. Прежде всего, мы здесь видим то, что происходит обычным образом в каждом без исключения Парцуфе. То есть в Парцуфе АБ Гимэль дэАвиют вбирает в себя что-то от Далет дэhитЛабшут. В Парцуфе САГ Бет дэАвиют вбирает в себя что-то от Гимэль дэhитЛабшут. Так и тут, в мире Нэкудим, Алеф дэАвиют вбирает в себя что-то от Бет дэhитЛабшут. 2. Есть здесь и особенное. 1) Сначала мы должны твердо понимать, что такое Цимцум Бет: до Цимцум Бет каждая ступень состояла из десяти Сфирот. И в каждой Сфире были как [Свет] Хохма, так и [Свет] Хасадим, и так было потому, что каждая Сфира вбирала что-то от другой; поэтому в каждой Сфире есть и сосуд для [Света] Хохма, и сосуд для [Света]  Хасадим. Когда был наложен Цимцум Бет (второй запрет), случилось так, что у сосудов от Бины и ниже, нуждающихся в [Свете] Хохма, уже нет [Света] Хохма. И даже на сосуды Гальгальта вэЭйнаим также было наложено ограничение: ведь до Цимцума у них был [Свет] Хохма, а теперь у них есть только Свет ВАК. 2). Еще необходимо помнить закон, который гласит: когда есть Бхина Далет или Бхина Гимэль, или Бхина Бет – есть совершенство. Однако Зеир Анпин, называющийся Бхиной Алеф, нуждается в исправлении: или в получении свечения Хохма, или «Ки Хафец Хэсэд». Подобное наблюдается в первых трех Сфирот Нэкудим: у Кэтэр есть Бет дэhитЛабшут, считающаяся совершенством. Но что есть у Абы вэИмы, представляющих собой Бхину Алеф дэАвиют, ступень Зеир Анпин? [Света] Хохма нет, ибо, как мы  объясняли, от Цимцум Бет и далее нет [Света] Хохма. Ступени «Ки Хафец Хэсэд» у них также нет. Раз так, то они испытывают Хисарон (ощущение нехватки). Но благодаря уже упоминавшемуся исправлению Ахор бэАхор, обретенному ими от Бет дэhитЛабшут, они стали ступенью трех первых [Сфирот], то есть обрели совершенство.

Ибо Кэтэр дэНэкудим, то есть уровень Захар, не распространяется к Гуф, а светит он только в Рош. Поскольку он является только ступенью
hитЛабшут и у него нет Авиют, то он не распространяется к Гуф (см. в Ор Шалом в п. 42).

А Аба вэИма дэНэкудим, то есть уровень Нэкэйва, один распространяется к Гуф, а поскольку мы говорим, что Бхина Алеф – это
hиСтаклут Дак (мимолетный взгляд), не распространяющийся к Гуф, то Гуф освещает лишь малое свечение.

А что такое малое свечение, можно объяснить так: Зеир Анпин нуждается либо в свечении Хохма, либо в Свете Хасадим Бины, называющемся «Ки Хафец Хэсэд», как уже говорилось. Однако свечения Хохма не было в семи нижних [Сфирот] дэНэкудим, ввиду Цимцум Бет. Так же и свечения Бины не было, ведь этот Свет, называющийся «Ки Хафец Хэсэд», остался в Рош ступени; поэтому [Свет] ВАК, получаемый Зеир Анпином, считается «малым свечением».

 

Пункт 75

 

Таким образом, здесь имеются три ступени, одна под другой: первая – это Кэтэр дэНэкудим, ее уровень – ВАК (Вав Кцавот, «шесть концов» [т.е. Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод] дэБина. Вторая – это уровень Аба вэИма дэНэкудим, их уровень – это Зеир Анпин. И обе эти [ступени] представляют собой ступень Рош, как уже говорилось. Третья – это ЗАТ (семь нижних [Сфирот]) дэНэкудим, ХАГАТ НЭhИМ (Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут), представляющие собой ступень Гуф дэНэкудим.

Ор Барух

Рисунок 4

Мир Нэкудим


Рисунок образован отрезками восьми горизонтальных и семи вертикальных линий. Линии находятся на равном расстоянии друг от друга за исключением нижней, восьмой линии, проходящей совсем близко от седьмой.

Первый прямоугольник (крайний справа) образован отрезками первой (верхней) и седьмой горизонтальных линий и первой и второй вертикальных линий. Первая горизонтальная линия проходит между первой и второй вертикальными линиями, а седьмая - между первой и седьмой (во всю ширину рисунка). Первая вертикальная линия проходит между первой и восьмой горизонтальными линиями (во всю высоту рисунка), а вторая –между первой и седьмой.
  Прямоугольник пересекает третья линия, проходящая между первой и четвертой вертикальными линиями. Над прямоугольником написано: «САГ». Над третьей горизонтальной линией: «Табур».

Второй прямоугольник справа образован отрезками второй и четвертой горизонтальных линий и второй и третьей вертикальных линий. Отрезок второй горизонтальной линии проходит между второй и третьей вертикальными линиями, отрезок четвертой – между второй и пятой. Третья вертикальная проходит между второй и пятой горизонтальными. Над прямоугольником написано: «Первый Рош. ЙИШСУТ [Йисраэль Сава (праотец Йисраэль, Бэрэйшит Рабба 74, 11) уТвуна (и понимание, благоразумие)]».
  В середине верхнего квадрата написано: «Гальгальта вэЭйнаим» (лоб и глаза), в середине нижнего: «АХАП (Озэн, Хотэм, Пэ [ухо, нос , рот])».

Третий прямоугольник справа образован отрезками третьей и пятой горизонтальных линий и третьей и четвертой вертикальных линий. Отрезок пятой горизонтальной линии проходит между третьей и шестой вертикальными линиями. Четвертая вертикальная проходит между третьей и шестой горизонтальными. Над прямоугольником написано: «Второй Рош. Кэтэр». В середине верхнего квадрата написано: «Гальгальта вэЭйнаим», в середине нижнего: «АХАП». В середине третьей вертикальной линии нарисован кружок со сноской 1, ведущей к тексту: «Бет дэ
hитЛабшут, называющаяся Бина, а также «Ки Хафец Хэсэд [hУ]» (Ибо Он желает добра [другим и не желает ничего для Себя, Миха 7, 18]). И мы учили, что эта ступень удовлетворена [имеющимся]». В середине четвертой горизонтальной линии нарисован кружок со сноской 2, ведущей к тексту: «Благодаря свечению через Табур возникает [состояние] Паним бэАхор (лицо к спине). И это состояние называется Нэкудат hаХолам (огласовкой [буквально: точкой] Холам [в иврите эта огласовка пишется над буквами и обозначает звук «о»])».

Четвертый прямоугольник справа образован отрезками четвертой и шестой горизонтальных линий и четвертой и пятой вертикальных линий. Отрезок шестой горизонтальной линии проходит между четвертой и седьмой вертикальными линиями. Пятая вертикальная проходит между четвертой и седьмой горизонтальными. Над прямоугольником написано: «Третий Рош. Аба вэИма». В середине верхнего квадрата написано: «Гальгальта вэЭйнаим. Алеф дэАвиют», в середине нижнего: «АХАП». Вверху верхнего квадрата нарисован кружок со сноской 3, ведущей к тексту: «Тикун Кавим (Исправление линий) «Ки Хафец Хэсэд[
hУ]» (Ибо Он желает добра [другим и не желает ничего для Себя, Миха 7, 18]), и этой ступени присуще совершенство, как уже говорилось». В середине пятой горизонтальной линии нарисован кружок со сноской 4, ведущей к тексту: «Благодаря свечению через Есод возникает [состояние] Паним бэПаним (лицо к лицу). И это состояние называется Нэкудат hаШурук» (огласовкой Шурук [имеется в виду точка буквы полный шурук, в иврите эта буква пишется как буква Вав, а слева от нее, на уровне середины этой буквы, ставится точка; эта буква обозначает звук «у»]).

Пятый прямоугольник справа образован отрезками пятой и седьмой горизонтальных линий и пятой и шестой вертикальных линий. Шестая вертикальная линия проходит между пятой и седьмой горизонтальными. Над прямоугольником написано: «ЗАТ (семь нижних [Сфирот]) дэНэкудим». В середине верхнего квадрата написано: «Гальгальта вэЭйнаим. Сосуды Паним (лица)» », в середине нижнего: «АХАП». Вверху верхнего квадрата нарисован кружок со сноской 5, ведущей к тексту: «Не достает Тикун Кавим (Исправления линий), и поэтому у него не было удовлетворения. И по этой причине, они получили Свет Хохма, появившийся в Гадлут». В середине шестой горизонтальной линии нарисован кружок со сноской 6, ведущей к тексту: «Нэкудат
hаХирик» [имеется в виду неполный Хирик, точка, которая ставится под буквами и обозначает звук «и»].

Шестой прямоугольник справа (точнее квадрат) образован отрезками шестой и седьмой горизонтальных линий и шестой и седьмой шестой вертикальных линий. Седьмая вертикальная линия проходит между шестой и восьмой горизонтальными. Шестая горизонтальная линия в пределах этого квадрата выделена жирным шрифтом, и над квадратом, также жирным шрифтом, написано: «Парса – Цимцум Бет – Точка Мира Грядущего». В середине квадрата написано: «(Место) Брия, Ецира, Асия».

Наконец, внизу рисунка узенькая полоска образована отрезками седьмой и восьмой горизонтальных линий и первой и седьмой вертикальных. Восьмая горизонтальная линия проходит от первой до седьмой вертикальной (во всю ширину рисунка). Внутри полоски написано жирным шрифтом: «Точка этого мира»; под рисунком, также жирным шрифтом: справа: «Сиюм Раглин»;
  слева: «Сиюм Раглин – Цимцум Алеф».

Ор Шалом


Дополнительное объяснение. После очищения Парцуфа Гальгальта на каждой ступени необходимо различать два Рошим {то есть два Источника}:
hитЛабшут и Авиют. И по поводу Катнут Нэкудим мы учили, что первый Рош появился соответствующим  Бет дэhитЛабшут, а второй Рош – соответствующим Алеф дэАвиют.

Однако, на самом деле, в мире Нэкудим есть три Рошим: ЙИШСУТ, Кэтэр и Аба вэИма. И причина [этого] заключается в том, что так как до мира Нэкудим все ступени появлялись, подчиняясь Цимцум Алеф, то на каждой ступени есть десять Сфирот. Но отсюда и далее ступени появляются, подчиняясь Цимцум Бет, то есть имеется только пол-ступени. Поэтому Бет дэ
hитЛабшут  появилась соответствующей Цимцум Бет, Однако у нас есть закон: каждый Цимцум (запрет) налагается только от себя и ниже. И мой господин, отец, учитель и рав, да будет память о нем благословенна (т.е. Бааль Сулам)  приводил по этому поводу такой пример: это подобно человеку, не желающему, чтобы другие его увидели, поэтому он закрывает себя одеялом, но сам себя он способен видеть. Соответственно, мы будем изучать, что первый Рош, называющийся ЙИШСУТ, на который был наложен запрет, еще не наложил запрет на Себя, поэтому он характеризуется как Бет дэhитЛабшут, но без Цимцума, так как относительно Самого Себя у Него еще есть все десять Сфирот. И потому-то он пребывает выше Табура, что относится к Цимцум Алеф, {а ниже Табура, как известно, находится место Цимцум Бет}, и поэтому он не считается Источником Нэкудим. Затем появился второй Рош – Кэтэр. И Он считается Бет дэhитЛабшут, и естественно, на Него налагается Цимцум Бет и Он пребывает ниже Табура. А после Него появился третий Рош, а именно Аба вэИма, считающиеся Алеф дэАвиют.

 

Пункт 76

 

И знай, что эти ступени Нэкудим различимы благодаря подъему Мальхут к Бине, так как во время их появления они разделились на две половины, называющиеся Паним и Ахораим, ибо после Зивуга, произошедшего в Никвэй Эйнаим, в Рош есть только две с половиной Сфирот, а именно Гальгальта вэЭйнаим (лоб и глаза) и Никвэй Эйнаим (зрачки глаз), то есть Кэтэр, Хохма и верхняя половина Бины, называющиеся Кэлим дэПаним (сосудами лица). А Кэлим дэАХАП (сосуды Озэн, Хотэм, Пэ [ухо, нос и рот]), представляющие собой нижнюю половину Бины; Зеир Анпин и Нукву, появились из десяти Сфирот Рош и становятся различимы как ступень, находящаяся ниже Рош, и поэтому эти сосуды Рош , вышедшие за пределы Рош, характеризуются как Кэлим дэАхораим (буквально: сосуды ягодиц). И соответственно этому разделяется каждая без исключения ступень.

Ор Шалом


На две половины, называющиеся Паним и Ахораим;
в отношении Паним и Ахораим нет четкого разграничения. Поэтому объясняется так: Паним – это значимая ступень, а Ахораим – менее значимая. И в пятой части [по-видимому, Учения о десяти Сфирот] это объяснено так: Паним – это ступень, которой пользуются, или из альтруистических побуждений, или ради получения. Ахораим – это ступень, которой не пользуются ни из альтруистических побуждений, ни ради получения. Потому-то Гальгальту вэЭйнаим называют Паним, что они со своей ступени производят альтруистические действия, в то время, как АХАП называются Ахораим, потому что они со своей ступени не производят альтруистических действий (и это будет объяснено ниже).

В Рош есть только две с половиной Сфирот ... , поскольку это альтруистические сосуды и им совершенно не присуще получение; поэтому они не соединились с желанием получать.

Характеризуются как Кэлим дэАхораим (буквально: сосуды ягодиц). То есть в них не светит Свет.

Объясним понятие Кэлим дэАхораим. Если Зивуг происходит в Эйнаим, то то, что от Эйнаим (от глаз) и выше, - это сосуды Рош, характеризующиеся как осуществляющие альтруистические действия. В то время, как АХАП вышли за пределы Рош и уже не производят альтруистических действий со своей ступени, потому что на их ступень был наложен Цимцум (запрет) и запрещено получать. Поэтому эти сосуды, АХАП дэРош, упавшие в Гальгальту вэЭйнаим дэТох, предназначены для того, чтобы они получали свечение от Гальгальты вэЭйнаим подобно Гальгальте вэЭйнаим дэТох. {Так как у нас есть закон: Высший, нисходящий на место низшего, становится подобным ему. Поэтому необходимо знать, что АХАП обретают альтруистическое исправление от Гальгальты вэЭйнаим, к которым они упали}. И поэтому они все еще пребывают в Святости. АХАП дэТох – это сосуды получения, которые должны получать от АХАП дэРош. Однако они получают от Гальгальты вэЭйнаим дэТох по примеру Гальгальты вэЭйнаим дэСоф и поэтому считаются ступенью Соф. Однако АХАП дэ Соф совершенно не присуще никакого исправления и они всецело располагаются за пределами ступени. Поэтому АХАП дэ Соф дэНэкудот дэСАГ считаются местом Брия, Ецира и Асия.

{На первый взгляд, трудно воспринять понятие АХАП дэ Соф, ведь [функция] их ступени состоит в том, что они устанавливают Соф (предел) того, что светило в Тох, а разве в Тох светили АХАП, а если так, то что такое ступень АХАП дэ Соф?}

 

Пункт 77

 

И отсюда следует, что тебе не найти ступени, в которой бы не было Паним и Ахораим. Ибо АХАП уровня Захар, представляющие собой Кэтэр дэНэкудим, вышли за пределы ступени Кэтэр и низошли к ступени Аба вэИма дэНэкудим, представляющие собой уровень Нэкэйва. А АХАП уровня Нэкэйва, то есть Аба вэИма дэНэкудим низошли и упали к их ступени Гуф, то есть к ступеням, по сути дела являющимся ХАГАТ НЭhИ дэНэкудим. И из этого следует, что Аба вэИма состоят из двух ступеней: Паним и Ахораим, так как в их внутренней части находятся Ахораим ступени Кэтэр, то есть АХАП дэКэтэр, а на них надеваются сами сосуды Паним дэАба вэИма, то есть Гальгальта вэЭйнаим и Никвэй Эйнаим их самих. Так же и ЗАТ дэНэкудим состоят из Паним и Ахораим, поскольку сосуды Ахораим дэАба вэИма, то есть их АХАП, находятся во внутренней части ЗАТ, а сосуды Паним надеты на них снаружи.

Ор Шалом


И из этого следует, что Аба вэИма состоят из двух ступеней ... , то есть Гальгальта вэЭйнаим и Никвэй Эйнаим их самих.
Есть закон: каждая ступень начинается с Кэтэр. Поэтому говорят, что АХАП Высшего облачается во внутреннюю часть низшего. То есть Гальгальта вэЭйнаим низшего надевается на них.

И объясним это так: мы учили, что АХАП вышли за пределы Кэтэр и, когда они выходили, еще не родились Аба вэИма. Затем произошел Зивуг с [силой преодоления] Бхины Алеф, и эта [Бхина] называется Аба вэИма. И они также появились, включая в себя только Гальгальту вэЭйнаим. И место их облачения находится от места Зивуга Высшего и ниже, то есть от Эйнаим Высшего и ниже, на Его АХАП. Раз так, то, исходя из этого, можно сказать, что АХАП Высшего получают от Гальгальты вэЭйнаим низшего; например, как мы учили, Рош дэАБ наполняет Гуф дэГальгальта. Однако тогда же мы учили, что сначала получает Гуф дэГальгальта и только затем получает Рош дэАБ. Ввиду этого можно сказать, что и здесь происходит то же самое. Или, как уже говорилось, сначала получают Гальгальта вэЭйнвим дэАба вэИма, и они наделяют АХАП дэКэтэр. Здесь можно объяснять и так, и так. И поскольку он (т.е. Бааль Сулам) не обсуждал этого, то и я не хочу высказываться по этому поводу более определенно.

Однако, на первый взгляд, [получается, что если мы] рассмотрим выход АХАП дэКэтэр наружу, то тогда еще не родились Аба вэИма, а если так, то кто же притянул для них Свет? На это можно ответить: когда они еще были в Рош, [их] наделили Светами получения, а когда они получают Света, которыми их наделяет Рош, они считаются Тох ступени.

И ведь, на самом деле, АХАП, вышедшие за пределы ступени, есть сосуды получения, но они не могут притянуть Свет, и поэтому ими не пользуются. Но они еще считаются Святостью, потому что могут служить альтруистическими сосудами, то есть не они притягивают [Свет], а Высший дает им [Его].

 

Пункт 78

 

И это разделение ступеней на две половины привело также к тому, что на всех этих ступенях Нэкудим не может быть никакого [Света] кроме Нэфэш Руах, то есть ВАК (Вав Кцавот, «шести концов» [т.е Сфирот с четвертой по девятую: Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод]), которым не достает ГАР (трех первых [Сфирот Кэтэр, Хохма и Бина]), ибо из-за того, что, по причине, о которой говорилось выше, на любой ступени не достает трех сосудов: Бины и ЗОН (Зеир Анпина и Нуквы), там не достает ГАР (трех первых)  Светов, то есть [Светов] Нэшама, Хая, Ехида (как говорилось выше, в п. 24, хорошенько разберись в том, что там написано). И вот, дано тщательное объяснение десяти Сфирот Катнут Нэкудим, состоящим из трех ступеней, называющихся Кэтэр, Аба вэИма, ЗАТ (семь нижних [Сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод и Мальхут]). И на каждой ступени нет ничего кроме [Сфирот] Кэтэр Хохма сосудов и Нэфэш Руах Светов, ибо Бина и ЗОН каждой ступени упали на ту ступень, что под ней.

Ор Шалом


И на каждой ступени нет ничего кроме [Сфирот] Кэтэр Хохма сосудов и Нэфэш Руах Светов.
1) Смысл здесь состоит в том, что имеются только два сосуда. 2) При детальном рассмотрении (см. п. 76) это значит, что имеются два с половиной сосуда: Кэтэр, Хохма и ГАР дэБина (три первых [Сфирот Кэтэр, Хохма и Бина] Бины). И необходимо разобраться, какой Свет светит в верхней половине Бины. И, как он говорит, на ступени имеются два сосуда, то есть Кэтэр и Хохма, а после Хохмы уже располагается Мальхут, поднявшаяся к Бине; если так, то хорошо понятно, что, как он говорит, на ступени есть только два Света. 3) В другом месте написано так: на ступени имеются Шореш (Корень, Источник) {Кэтэр}, Нэшама {Хохма}, Гуф {Бина} в то время, как Зеир Анпин становится ступенью Левуш (облачением), то есть он находится вне Гуф. И это указывает на то, что он становится внешним сосудом, что означает, что Свет снаружи него находится в состоянии [Ор] Макиф (окружающий [Свет]), и поэтому мы учим, что Зеир Анпин становится внешним сосудом для [Ор] Макиф дэХая. А сосуд Мальхут называется hЭйхаль (дворец, чертог) и представляет собой сосуд, наиболее удаленный от Гуф и становится внешним сосудом для Ор Макиф дэЕхида. Из этого следует, что на ступени присутствуют три Света НАРАН (Нэфэш, Руах, Нэшама), а двух Светов Хая и Ехида не достает. {Там имееется в виду, что говорится даже о Гадлут. Но я еще этого не прояснил, поскольку в ряде мест это вызывает затруднение.}

Что касается второго объяснения, то возникает следующее затруднение: если ЗАТ (семь нижних [Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах,
hОд, Есод и Мальхут]) дэБина также вышли за пределы ступени, почему они не стали внешним сосудом для Ор Макиф, как это произошло с Зеир Анпином и Мальхут? Это [затруднение] он разрешал так: ЗАТ дэБина вышли наружу, потому что они должны притянуть [Свет] Хохма для Зеир Анпина и Мальхут, а что касается их собственной ступени, они есть ступень Бина. Раз так, то совершенно невозможно сказать, что они должны стать внешним сосудом для Ор Макиф, потому что, что касается их собственной ступени, они являются сосудом Бины, который не должен выходить наружу, а поскольку они являются ступенью, притягивающей [Свет] для ЗОН, им не приходится становиться сосудом для Ор Макиф, ведь сами ЗОН становятся внешними сосудами для Ор Макиф, а на ступени ЗАТ дэБина уже не происходит ничего нового.

Однако второму объяснению еще не достает ясности, поскольку трудно понять следующее: если ГАР дэБина остались на ступени, почему же на этой ступени присутствуют только два Света? И на это нужно сказать, что ГАР дэБина не вышли за пределы ступени потому, что они есть ступень «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), то есть они не нуждаются в том, чтобы что-то получить. Поэтому у них и на самом деле нет ничего помимо того, что есть на [ступенях] Кэтэр и Хохма, так как они сами не притягивают Свет, но им достаточно Светов Нэфэш Руах, имеющихся на [ступенях] Кэтэр и Хохма.