Роза [1]
Первый фрагмент Предисловия к книге Зоар с
комментарием
Сулам рабби Еhуды Ашлага
1) Начал рабби Хизкия:
написано: Как роза среди шипов [1]. Он спрашивает: Что такое роза? И отвечает: Это собрание Йиcраэля, то есть
Мальхут [2]. Ибо роза бывает
разная. Как цвет розы среди шипов - красный и белый; так и собранию Йиcраэля присущи Атрибут
Суда и Атрибут Милосердия. Как у розы есть тринадцать лепестков, так и собранию
Йиcраэля присущи
тринадцать Атрибутов Милосердия, окружающих его со всех сторон. Так и Б-г, [упомянутый] здесь, в стихе Торы, а
именно: Бэрэйшит Бара Элоким [4]; с того момента, как упомянут, явил
тринадцать слов, чтобы они окружали собрание Йиcраэля и охраняли его, а именно: эт, hаШамаим [5], вээт [6], hаАрэц [7], вэhаАрэц [8], hАйта [9], Тоhу [10], ваВоhу [11], вэХошех [12], аль, Пней [13], Тэhом [14], вэРуах [15]. То есть до Элоким Мэрахэфэт [16] и т.д.
Объяснение этих слов. Десять Сфирот [3] таковы: Кэтэр [17], Хохма [18],
Бина [19], Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], Есод [25] и Мальхут [2]. И из них
основными являются только пять: Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут, потому
что Сфира Тифэрэт заключает в себе шесть Сфирот ХАГАТ НЭhИ [26] И стали они пятью Парцуфами [27] : Арих
Анпин [28], Аба вэИма [29] и Зеир Анпин [30] и Нуква [31]. Кэтэр называется
именем Арих Анпин. Хохма и Бина называются именем Аба вэИма. Тифэрэт и Мальхут
называются именем Зеир Анпин и Нуква. (объяснение того, что собой представляют
эти десять Сфирот [3], см. во Введении в мудрость Каббалы, п. 5).
И знай, что [понятие] семи дней Бэрэйшит [32] имеет тот же смысл, что два
Парцуфа [27] Зеир Анпин [30] и Нуква [31] [мира] Ацилут [33], так как в них
существует семь Сфирот [3] ХАГАТ НЭhИ [26] и Мальхут [2], как уже говорилось. Ведь в этих стихах о Маасэ
Бэрэйшит [34] объясняется, как Аба вэИма [29], т.е. Хохма [18] и Бина [19],
создали их и наделяли Светом, с самого начала их образования до конца Гадлут
[35], то есть [вызвали все] их проявления
за шесть тысяч лет. И это разъясняется дальше, здесь, в [книге] Зоар на
[недельное чтение] Бэрэйшит.
А рабби Хизкия начал с описания Нуквы [31] дэЗеир Анпин [30], чтобы
объяснить порядок ее наделения Светом от Имы [36], т.е. от Бины [19],
называющейся Именем Элоким [37]. И именно такое выражение используется при
объяснении, что такое Роза, которая является Нуквой дэЗеир Анпин. А Нуква
дэЗеир Анпин, когда она находится в состоянии Гадлут [35], называется именем
Кнесет Йисраэль [38], как написано ниже; и об этом он говорит: Что такое роза? Это собрание Йиcраэля.
И присущи этой розе два состояния: состояние Катнут [39], то есть состояние
ее становления, когда нет в ней ничего кроме одной Сфиры [3] Кэтэр [17], внутрь
которой облачается ее Свет Нэфэш [40], а ее девять нижних Сфирот [41] считаются
как бы выпавшими наружу из [мира] Ацилут [42]. И они находятся в мире Брия
[43]. И еще присуще ей состояние Гадлут [35], когда ее девять нижних Сфирот
поднимаются из мира Брия к миру Ацилут и она вместе с ними образует полный
Парцуф [27], состоящий из десяти Сфирот. И тогда она вместе с Зеир Анпином
[30], супругом своим, поднимается на уровень Аба вэИма [29] дэАцилут, и
облекают их [Зеир Анпин и Нуква]. И тогда называется Зеир Анпин именем
«Йисраэль» [44]. Так как буквы [слова «Йисраэль»] составляют [выражение] «Рош
ли» [45], а Нуква [31] называется именем Кнесет Йисраэль [38]; ее имя
объясняется тем, что она собирает внутри себя все Света Йисраэля, супруга ее, так что она [создает и] наделяет Ими
низших.
А состояние Катнут [39] называется розой среди шипов [1], потому что ее
девять низших Сфирот [41] были лишены Света [мира] Ацилут [33] и остались
подобными шипам, а состояние Гадлут [35] называется просто именем роза или
Кнесет Йисраэль [38]. И об этом говорили [наши мудрецы]: Роза бывает разная.
Так вот красный цвет указывает на то, что там [46] [для розы] характерно
получать поддержку от Хицоним [47] и Клипот [48], чтобы питаться [49] благодаря
этой [поддержке], и это происходит в состоянии Катнут [39], так как ее девять
нижних Сфирот [41] пребывают в [мире] Брия [43]; и ей присуща также ступень
белого цвета, а именно ее сосуду Кэтэр [17], не получающему поддержку от
Хицоним. И об этом написано: Как
цвет розы среди шипов - красный и белый; так и собранию Йиcраэля присущи Атрибут
Суда и Атрибут Милосердия, что указывает на то, что и в Гадлут [35], когда
она называется Кнесет Йисраэль [38], хотя она в состоянии Гадлут и поднимается
и облекает Бину [19], как уже говорилось, тем не менее остается в ней ступень
Атрибута Суда, так как она нуждается в [этом Атрибуте], являющемся сутью Масаха
[50], установленного в ней с целью совершения Зивуга дэhАкаа [51], так как благодаря Атрибуту Суда
присущему Масаху, он ударяется о Высший Свет и возвращает Его обратно, и, таким
образом, поднимает десять Сфирот дэОр Хозер [52], называющегося Светом Суда, и
притягивает внутрь них десять Сфирот дэОр Яшар [53], называющегося Светом
Милосердия. (См. Введение в мудрость Каббалы, п. 14). Поэтому и собранию
Йиcраэля присущи Атрибут
Суда и Атрибут Милосердия, соответствующие красному и белому цветам у розы
среди шипов.
И в этом смысл моря, созданного Шломо и стоящего на двенадцати быках [54].
Так как эти ее девять нижних Сфирот [41], упавшие в [мир] Брия [43], как уже
говорилось, по сути дела, стали там двенадцатью быками, а точка Кэтэр [17],
оставшаяся в [мире] Ацилут [33], - это море, стоящее на них сверху, а все
вместе они называются тринадцатью
лепестками розы. А как эти ее десять Сфирот [3] делятся на
тринадцать, объясняется ниже, в Мар’от hаСулам [55].
А Мохин [56] дэГадлут [35] Нуквы [31], в которых есть свечение [57] Хохма
[18], притягиваются от того, что составляет смысл тринадцати Имен, называющихся
тринадцатью Атрибутами Милосердия. И об этом написано: так и собранию Йиcраэля присущи
тринадцать Атрибутов Милосердия. И главное, чего хочет рабби Хизкия, указывая на
это соответствие розы среди шипов и Кнесет Йисраэль [38], - это научить нас,
что всему, что присуще Нукве в состоянии Гадлут, должна соответствовать
подготовка и процесс приведения в надлежащее состояние еще в начале ее
становления, т.е. на стадии Катнут [39]. И об этом сказано, что в ней появляются
соответствующие белому и красному цветам в Катнут Атрибуты Суда и Милосердия в
Гадлут, и в ней появляются соответствующие тринадцати лепесткам в Катнут
тринадцать Атрибутов Милосердия в Гадлут. И он приводит это здесь, чтобы
научить нас тому, как стихи, представленные нам, объясняют эти два вида
Милосердия, присущие Катнут и Гадлут и проявляющиеся при наделении Светом
Нуквы, и, продолжает он, Так и Б-г, [упомянутый] здесь и т.д.
А сказанное: Так и Б-г,
[упомянутый] здесь ... явил
тринадцать слов, указывает на то, что Б-г в приведенном здесь
стихе: Бэрэйшит Бара Элоким [4], что означает Бину [19], [создающую и]
наделяющуюю Светом Нукву [31] дэЗеир Анпин [30], явил тринадцать слов, а
именно: эт, hаШамаим [5],
вээт [6], hаАрэц [7], вэhаАрэц [8], hАйта [9], Тоhу [10], ваВоhу [11], вэХошех [12], аль, Пней [13], Тэhом [14], вэРуах [15], то есть до второго
[упоминания слова] Элоким [37], ибо эти тринадцать слов намекают на те
тринадцать лепестков розы среди шипов, по сути дела, являющихся морем, стоящим
на двенадцати быках [54], о которых уже говорилось, что это подготовка и
процесс приведения в надлежащее состояние необходимые для того, чтобы Кнесет
Йисраэль [38] обрела тринадцать Атрибутов Милосердия. И об этом сказано: чтобы они окружали собрание Йиcраэля и охраняли его, так как
различимо, что тринадцать Атрибутов Милосердия, являющиеся совершенными Мохин
[56] дэНуква, окружают и освещают ее абсолютно со всех сторон, и благодаря им
она защищена от соприкосновения с Хицоним [47], поскольку всегда, когда в ней
нет великих Мохин в свечении [57] Хохма [18], проистекающих из тринадцати
Атрибутов [Милосердия], она питается [49] у Хицоним.
2) А затем Имя
Элоким [37] упомянуто еще раз,
т.е. Элоким
Мэрахэфэт [16] и т.д. А почему
Он упомянут еще раз? Это [сделано] для того, чтобы явить пять твердых
лепестков, окружающих розу. И эти пять лепестков называются Ешуот [58], и они являются пятью вратами. И именно в
этом суть написанного «Чашу спасений подниму» [59]. Это чаша благословения. Чаша благословения
должна находиться не более, чем на пяти пальцах, подобно розе, покоящейся на
пяти твердых лепестках, соответствующих пяти пальцам. И эта роза есть чаша
благословения. От второго [упоминания] Имени Элоким до третьего [упоминания]
Имени Элоким пять слов. А
именно: Мэрахэфэт [60], аль, Пней [13], hаМайим [61], ваЙомэр [62]; что соответствует пяти упомянутым выше
лепесткам. [То, что] отсюда и
ниже, как сказано: Б-г: да будет Свет и т.д., - это Свет, созданный, сокрытый и включенный в тот
Завет, что вошел в розу и исторг в нее семя, и это называется древом,
производящим плод, в котором семя его. И это семя находится как раз в знаке
Завета [63].
Объяснение этих слов. Пять
твердых лепестков – это по сути дела пять Гвурот [64] Нуквы
[31], являющиеся десятью Сфирот [3] дэОр Хозэр [52], который Нуква поднимает с
помощью Зивуга дэhАкаа [51] с
Высшим Светом и называющийся Светом Суда (как уже говорилось, начиная со слова
«красный» [65]). Ибо десять Сфирот дэОр Яшар [53] называются пятью Хасадим [20]:
Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], - и они облачаются в пять Гвурот: Хэсэд,
Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд дэОр Хозер;
- и эти пять твердых лепестков есть силы Суда, заключенные в Масахе [50], не
позволяющем Высшему Свету облачиться от Масаха и ниже. И поэтому они теперь
называются только пятью твердыми лепестками, так как она еще не готова
использовать их для Зивуга, а во время Гадлут [35], когда Масах вступает в
Зивуг с Высшим Светом, они называются пятью Гвурот. Об этом уже говорилось.
Эти пять твердых лепестков, по сути дела, – это пять слов от второго
[упоминания Имени] Элоким [37] до третьего, а именно: Мэрахэфэт [60], аль, Пней
[13], hаМайим [61], ваЙомэр
[62]. И об этом написано: А
почему Он упомянут еще раз, а это значит, что здесь
присутствует новое действие. И он говорит, что целью этого является извлечь из
Нуквы [31] эти пять твердых лепестков, чтобы они служили для подготовки к
Зивугу [51] во время Гадлут [35].
Почему же эти десять Сфирот [3] дэОр Хозэр [52] называются пятью Гвурот [64], представляющими собой Хэсэд [20], Гвуру
[21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], и не
называются Кэтэр [17], Хохма [18], Бина [19], Тифэрэт и Мальхут [2], как уже
говорилось? Дело в том, что поскольку они не притягивают ничего кроме одного
только Света Хасадим [20], низошли Кэтэр, Хохма и Бина со своей ступени и стали
называться Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, а Тифэрэт и Мальхут называются именами Нэцах
и hОд.
И об этом написано: пятью
вратами, ... Чашу спасений [59], т.е. во время Гадлут [35],
когда пять твердых лепестков стали пятью Гвурот [64], они считаются пятью
вратами, то есть вратами, открытыми для получения пяти Хасадим [20] дэОр Яшар
[53]. Они также называются Ешуот [58] по той же причине. И тогда Нуква [31]
называется чашей спасений или чашей благословения, ибо благодаря им Нуква
становится сосудом, обладающим
благословением, т.е. пятью Хасадим, о которых говорилось выше.
А число Сфирот [3], лежащих в основе как двух состояний, так и десяти [Сфирот],
– это пять Бхинот [66], как уже говорилось. То же касается и числа тринадцать,
например тринадцати Атрибутов Милосердия. А разница между этими [числами]
состоит в том, что число десять указывает на Сфирот Зеир Анпин [30] и Нукву
[31], в которых находится только один Свет Хасадим [20], а число тринадцать
указывает на Мохин [56] свечения [57] Хохма [18], получаемого Зеир Анпином и
Нуквой. И эта тема разъясняется ниже в Мар’от hаСулам [55].
И он говорит, что чаша
благословения, указывающая на притяжение пяти Хасадим [20] внутрь
ее пяти Гвурот [64], упомянутых выше, должна находиться не более, чем на пяти пальцах, т.е. не
более чем на десяти [Сфирот [3]], а именно на уже упомянутых Хэсэд [20], Гвуре
[21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], то
есть она ограничена [числом десять, меньшим,] чем число тринадцать. А причина
этого заключается в том, что Нуква [31] не готова получать [Свет] Хохма [18] от
того, что лежит в основе тринадцати [ступеней], иначе, чем посредством
облачения [Света] Хохма в [Свет] Хасадим. И поэтому она должна сначала
притянуть благословение, т.е. пять Хасадим, с помощью ровно пяти пальцев, т.е.
пяти Гвурот. И тогда она может получать также и от тринадцати.
И следовательно имеется в виду, что она находится на пяти пальцах левой руки,
т.е. на пяти Гвурот [64], поскольку пять пальцев правой руки – это, по сути
дела пять Хасадим [20], которые представляют собой тринадцать [ступеней], так
как пять пальцев правой руки, по сути дела, являются пятью Хасадим. И поэтому
мы должны поднимать чашу благословения двумя руками, т.е. в том числе пятью
пальцами левой руки, чтобы указать, что имеются в виду упомянутые пять Гвурот,
но затем, в начале благословения, мы должны оставить чашу только на пяти
пальцах правой руки, чтобы не допустить, чтобы [Нуква [31]] опиралась на Ситру
Ахру [67], от которой она питается слева.
И об этом написано: [То, что] отсюда
и ниже, - это Свет; т.е. [Имя] Элоким [37], упомянутое в третий
раз, когда Он говорит: «Еhи Ор» [68] и
т.д.; и предназначено это для того, чтобы наделить Светом ступень Гадлут [35]
дэНуква [31], и это является сутью пяти Хасадим [20] и тринадцати Атрибутов
Милосердия, причем пять Хасадим – это, по сути дела, пять упоминаний Света в
тексте [Торы], а именно: Еhи Ор, ваЙhи Ор [69], hаОр ки Тов [70], бэйн hаОр [71], леОр
Йом [72]. А на тринадцать Атрибутов Милосердия указывается в стихе «И был
вечер, и было утро – день один», так как слово Эхад [73] – это тринадцать, да и
его числовое значение – тринадцать (см. также в Тикуней Зоар, Тикун 26).
Именно эти пять Светов имеются в виду в изречении наших мудрецов, да будет
память о них благословенна: в Свете, созданном Святым [Творцом], да будет Он
восславлен, в первый день, человек видел бы все от края мира и до края, [но]
поскольку обратил взор Святой [Творец], да будет Он восславлен, на поколение
Потопа и поколение [Вавилонского] смешения языков и увидел, что извратились их
деяния, то восстал Он и сокрыл Его от них ([Вавилонский Талмуд, трактат]
Хагига, стр. 12[А]), и говорили они об этом: [Свет,] созданный и сокрытый.
И написано об этом: и
включенный в тот Завет, что вошел в розу, т.е. эти пять Хасадим
[20] были сначала включены в Есод [74] дэЗеир Анпин [30], а не пришли прямо от
Бины [19], называющейся Элоким [37], к Нукве [31]. А Завет – это Есод дэЗеир
Анпин, вошедший в розу и давший их ей. А причина этого будет вскоре разъяснена.
И вот эти-то пять Хасадим [20], появляющиеся, при наличии пяти Гвурот [64],
как уже говорилось, и называются семенем; и кроме того знай, что основная часть
силы Суда и Гвурот, заключенной в том Масахе [50], что с их помощью ударяется о
Высший Свет и возвращает Его обратно, находится только в венце [головки] Есода
[74] дэЗеир Анпин[30], который притягивает их свыше и дает впитать [Нукве [31]
лишь их] подобие, и Нуква получает от него лишь только свечение и ветвь. И
поэтому основная часть Зивуга [51], в котором участвует Масах, поднимающий пять
Гвурот, притягивающие и облекающие пять Хасадим, являющиеся пятью Светами, о
которых говорилось выше; происходит в Есод дэЗеир Анпин, и именно он дает их
Нукве. И именно в этом заключается смысл слов И это семя, т.е. пять Хасадим и пять Гвурот, находится как раз в знаке Завета [63],
потому что в знаке Завета, т.е. в венце [головки] Есода дэЗеир Анпин, заключена
сущность Гвурот, притягивающих пять Хасадим, называющихся семенем, но Есод
Нуквы получает только ступень подобия его Гвурот. И поэтому Есод Нуквы
называется только именем «подобие Завета».
3) И как это подобие
[75] Завета оплодотворяется за
сорок два Зивугим [76] этим семенем, точно так же и формируемое и объясняемое Имя
оплодотворяется с помощью сорока двух букв Маасэ Бэрэйшит [34].
Объяснение этих слов. Имя из сорока
двух букв – это, по сути дела, простое Четырехбуквенное Имя, Четырехбуквенное
Имя с наполнением и Четырехбуквенное Имя с наполнением наполнения, заключенные
в этих сорока двух буквах. И эта тема будет разъяснена в Мар’от hаСулам [55]. И это семя, пребывающее в знаке Завета
[63] и представляющее собой пять Хасадим [20] и пять Гвурот [64], притягивается
от этого Имени, состоящего из сорока двух букв.
И об этом они говорили: И
как это подобие Завета, т.е. Нуква [31] оплодотворяется за сорок два Зивугим [76]
этим семенем знака
Завета [63], точно так же и
формируемое и объясняемое Имя оплодотворяется с помощью сорока двух букв Маасэ
Бэрэйшит [34]. Пояснение. Ведь в Нукве нужно различать два
состояния: 1) Построение ее Парцуфа [27], строящегося с помощью Бины [19], что
объясняется здесь, в Маасэ Бэрэйшит. 2) Соединение с Зеир Анпином [30],
называющееся Раза дэЙихуда [77]. И об этом они говорили: И как это подобие Завета,
т.е. Есод [74] Нуквы оплодотворяется
за сорок два Зивугим этим семенем знака Завета, ибо это
различимо в Раза дэЙихуда, т.е. в таинстве соединения, то такой же вывод ты
можешь сделать о порядке наделения Светом и при построения Нуквы с помощью
Бины, называющемся Маасэ
Бэрэйшит, причем это также явилось сутью Имени, состоящего из
сорока двух букв. И тебе уже известно, что при построении Нуквы есть два
состояния – Катнут [39] и Гадлут [35]. Так вот Катнут называется именем Глифа,
что означает «формирование» сосуда для Светов времени Гадлут, так как все
получаемое Нуквой во время Гадлут нуждается в подготовке и в приведении в
надлежащее состояние, начиная со дней Катнут (как говорилось выше, в п.1,
начиная со слов «А Мохин»), и поэтому это называется именем Глифа, а состояние
Гадлут называется
именем «объясняемое», так как все сокрытое во время Катнут объясняется и
становится известным во время Гадлут.
И об этом они говорили: точно
так же и формируемое и объясняемое Имя оплодотворяется. Нуква
[31] называется Именем, формирование – это ее Катнут [39], объясняемое – это ее Гадлут
[35]. И они также оплодотворяются и строятся из сорока двух букв, подобно
сорока двум Зивугим [76], происходящим в Раза дэЙихуда [77] в знаке Завета [63].
И об этом написано: сорока
двух букв Маасэ Бэрэйшит [34], т.е. сорока двух букв,
приводимых здесь от [первой буквы первого слова Торы] Бэрэйшит [4] до [буквы]
Бет, [второй буквы слова] ваВоhу [11].
Комментарий Мар’от hаСулам рабби Еhуды Ашлага.
Формируемое и объясняемое Имя [оплодотворяется] с помощью
сорока двух букв Маасэ Бэрэйшит [34]. Вот и обнаружилось у нас много видов чисел
при подсчете Сфирот [3]: 1) число десять, а именно: Кэтэр [17], Хохма
[18], Бина [19], Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], Есод [25], Мальхут [2]; 2) число
семь, а именно: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут; 3) число шесть, называющееся Вав Кцавот («шестью
концами»): Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод; 4) число пять, а именно пять Хасадим [20]: Хэсэд, Гвура,
Тифэрэт, Нэцах и hОд, или пять
Гвурот [64]; 5) число тринадцать, а именно тринадцать Атрибутов
Милосердия, или Кэтэр, Хохма, Бина, Высшие Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, низшие Хэсэд,
Гвура, Тифэрэт и Нэцах, hОд, Есод,
Мальхут. И здесь необходимо разобраться: ведь сказано в Сэфэр
Ецира: «Десять, а не девять, десять, а не одиннадцать», ведь нельзя ничего
ни убавить от числа десять, ни прибавить к нему.
Но дело обстоит именно так: нельзя ничего ни убавить от числа десять, ни
прибавить к нему в любой ступени или в любом Парцуфе [27]. Но необходимо знать,
что в основе этих десяти Сфирот [3]: Кэтэр [17], Хохма [18], Бина [19], Хэсэд
[20], Гвура [21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], Есод [25], Мальхут [2], - лежит не что иное, как лишь пять Сфирот:
Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут. А Сфира Тифэрэт содержит в себе шесть
Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод; поэтому у нас выходит число десять. Однако все эти шесть частей
Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод есть
не что иное, как деление на составные части только одной Сфиры Тифэрэт.
А то, что мы делим на части только одну Сфиру [3] Тифэрэт [22], а не три
первых Сфирот, не является причиной для похвалы Тифэрэт, а наоборот, это
[деление] возникает в [Тифэрэт] по причине ощущения ею нехватки по сравнению с
тремя первыми [Сфирот]. И происходит так потому, что это разделение на части
есть включение пяти Сфирот друг в друга, и в каждой из них есть, как известно,
пять Сфирот, и следовательно пять Сфирот Кэтэр [17], Хохма [18], Бина [19],
Тифэрэт и Мальхут [2] есть в одной [Сфире] Кэтэр, и есть пять Сфирот Кэтэр,
Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут в одной [Сфире] Хохма, и есть пять Сфирот Кэтэр,
Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут в одной [Сфире] Бина, а также должны быть пять
Сфирот Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут и в одной [Сфире] Тифэрэт. Но по
той причине, что основу Тифэрэт составляет только Свет Хасадим [20], а не
[Свет] Хохма, то это неминуемо означает, что эти пять Сфирот, включенные в
[Тифэрэт], есть лишь только пять видов [Света] Хасадим, и поэтому имена пяти
Сфирот, заключенных в ней, отличаются, ибо Кэтэр, Хохма, Бина низошли в ней на
ступень Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт, а Тифэрэт и Мальхут низошли в ней на
ступень Нэцах [23], hОд [24]. И
поэтому пять Сфирот, включенные в Тифэрэт, называются только Хэсэд, Гвура,
Тифэрэт, Нэцах, hОд. А также
прибавляется к ним ступень, включающая все пять [Сфирот Света] Хасадим и
называющаяся Есод [25]; поэтому в
Тифэрэт есть шесть Сфирот Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод.
В связи с этим возникает вопрос, почему не считают пять Сфирот [3],
включенных в каждую из Сфирот Кэтэр [17], Хохма [18], Бина [19] при подсчете
Сфирот, и только составные части одной [Сфиры] Тифэрэт [22], входят в подсчет
Сфирот? А это потому, что, на самом деле, включение Сфирот друг в друга
совершенно не добавляет ничего такого к числу пяти основных Сфирот, чтобы были
они достойными отдельного упоминания; иначе обстоит дело с включением пяти
Сфирот в Тифэрэт, и [действительно] разве пять Сфирот не превратились в ней в
качественно новые ступени, а именно в пять видов Хасадим [20], как уже
говорилось? И поэтому их упоминают среди Сфирот как пять отдельных ступеней, и
они входят в подсчет Сфирот. Ведь причиной того, что только Тифэрэт считается
шестью Сфирот Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт, Нэцах [23], hОд [24], Есод [25], является ее незначительность по
сравнению с тремя первыми [Сфирот], поскольку она не представляет собой ничего
кроме Света Хасадим, как уже объяснялось.
Теперь тебе должно быть ясно, что все эти числа, приводимые при подсчете
Сфирот [3], совершенно не означают, что что-то вычитается из десяти [Сфирот], в
основе которых лежат лишь только пять Сфирот. Ибо, когда говорится "десять
Сфирот", имеется в виду, что включаются шесть Сфирот, на которые делится
Тифэрэт [22]. Когда же говорят "пять Сфирот", имеется в виду, что не
включаются Сфирот Вав Кцавот («шести концов»), на которые делится Тифэрэт. А
Вав Кцавот получаются из пяти Сфирот, из которых состоит Тифэрэт вместе с их
объединением, называющимся Есод [25]. А семь Сфирот получаются, когда мы
считаем также и Мальхут [2] вместе с Тифэрэт.
2) А теперь объясним, что означает число тринадцать. И знай, что это число
впервые возникло и появилось в мире Исправления и характеризует исправление
Парцуфа [27]. Ибо ни в одном Парцуфе из [миров] Ацилут [33], Брия [43], Ецира
[78] и Асия [79] дэТикун [80] нет ничего
кроме трех сосудов, а именно Бины [19], Зеир Анпина [30] и Мальхут [2], и им не
достает сосудов Кэтэр [17] и Хохма [18], а Света Кэтэр и Хохма облачились
внутрь сосуда Бины; - это в общих чертах. А если подробней, то в каждой Сфире
[3] есть эти три сосуда, и даже в Кэтэр и Хохме; так что есть три сосуда Бина,
Зеир Анпин и Нуква [31] в Кэтэр, а также есть Бина, Зеир Анпин и Нуква в Хохме.
А также есть Бина, Зеир Анпин и Нуква в Бине и так далее точно так же: не
достает сосудров Кэтэр и Хохма во всех Сфирот, а Бина, Зеир Анпин и Нуква
имеется во всех Сфирот.
И эти три сосуда: Бина [19], Зеир Анпин [30] и Мальхут [2] делятся на
десять Сфирот [3] следующим образом: ведь в каждом из них есть три линии:
правая, левая, средняя. Три этих линии, заключенные в Бине, стали Хохмой [18],
Биной и Даат [81]; три линии, заключенные в Зеир Анпине, стали Хэсэд [20],
Гвурой [21] и Тифэрэт [22]; и три линии Мальхут стали Нэцах [23], hОд [24], Есод [25]; и вместе с Мальхут они образуют
десять Сфирот. И таким образом, в каждом Парцуфе [27] есть десять Сфирот:
Хохма, Бина, Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут.
И известно, что в Рош [45] Арих Анпина [28] [мира] Ацилут [33] нет ничего
кроме двух Сфирот [3] Кэтэр [17] и Хохма [18], называющихся Китра вэХухма
Стимаа [82], а его Бина [19] вышла из Рош Арих Анпина и стала ступенью Гуф [83]
т.е. только Вав Кцавот («шестью концами») с недостающими Мохин [56] дэ Рош.
Ибо, по сути дела, Аба [84] исторг Иму [36] наружу, и по этой причине
разделилась Бина на две ступени: три первых и семь нижних [Сфирот].
И произошло это потому, что ущерб от нехватки Мохин [56] дэ Рош [45]
совершенно не затрагивает три первых Сфирот [3] Бины [19], поскольку среди
десяти Сфирот прямого Света она по самой своей сути является Светом Хасадим
[20] (см. во Введении в Мудрость Каббалы, п. 5), а в этом Свете
не происходит никакого изменения между его пребыванием в Рош и его пребыванием
в Гуф [83], так как Он всегда светит одинаково; поэтому и при выходе Бины за
пределы Рош она не уменьшилась по сравнению с тремя первыми Сфирот при наличии
Мохин дэРош, и поэтому отделились три первых Сфирот Бины, обретя
самостоятельность, и стали Высшими Парцуфами [27] Аба вэИма [29] и считаются
ступенью трех первых Сфирот несмотря на то, что они уже располагаются от Пэ
[85] Арих Анпина [28] и ниже. Но семь нижних Сфирот Бины не являются основной
частью Бины, но происходят они от включения Зеир Анпина [30] и Нуквы [31] в
Бину, ведь они нуждаются также и в свечении [57] Хохма [18], чтобы наделить
Зеир Анпина и Нукву, и следовательно они претерпевают этот ущерб, наносимый
выходом Бины за пределы Рош Арих Анпина, ведь им из-за этого стало не доставать
[Света] Хохма, и поэтому они теперь считаются ступенью Вав Кцавот («шести
концов») и Гуф, которому не достает Мохин дэРош. И по причине этой ущербности
отделились они от первых трех Сфирот Бины и стали отдельным Парцуфом,
называющимя Йисраэль Сава уТвуна [86].
Вот и объяснено, что по причине выхода Бины [19] за пределы Рош [45] Арих
Анпина [28] образовались в ней две ступени, отделенных друг от друга: три
первых Сфирот [3] сами по себе, и семь нижних Сфирот сами по себе. И именно
поэтому добавились к Парцуфу [27] три Сфирот, так как теперь три линии,
заключенные в трех первых Сфирот Бины, стали считаться Хохмой [18], Биной и
Даат [81], а три линии, заключенные в семи нижних Сфирот Бины, стали считаться
Высшими Хэсэд [20], Гвурой [21] и Тифэрэт [22]. А три линии, заключенные в Зеир
Анпине [30], стали считаться низшими Хэсэд, Гвурой и Тифэрэт, а три линии,
заключенные в Мальхут [2], - Нэцах [23], hОд [24], Есод [25]; и вместе с Мальхут, включающей их, они составляют
тринадцать Сфирот. Ведь выход Бины за пределы Рош является причиной того, что
число Сфирот в Парцуфе равняется тринадцати, так как в Парцуфе образуются две
пары [Сфирот] Хэсэд, Гвура, Тифэрэт.
Но это не долговечно, так как, благодаря поднятию МАН [87] низшими,
притягивается свечение [57] от АБ САГ [88] дэАдам Кадмон [89], и это свечение
поворачивает Бину [19] к Рош [45] Арих Анпина [28] (см. во Введении в Мудрость
Каббалы, п. 84),
и тогда семь нижних Сфирот [3] Бины могут получить [свечение] Хохма [18] от
Арих Анпина и наделить детей, т.е. Зеир Анпина [30] и Нукву [31].
И считается, что первоначальным основанием выхода Бины [19] за пределы Рош
[45] Арих Анпина [28] было не что иное, как стремление наделить Зеир Анпина
[30] и Нукву [31] свечением [57] Хохма [18], так как если бы этого выхода не
произошло, то было бы абсолютно нереально притянуть это свечение Хохма для Зеир
Анпина и Нуквы (как написано в [книге Зоар], Бэрэйшит, том 1, стр.7,
начиная со слов «И уже» [п. 3]). Ведь эти три Сфирот [3], добавившиеся благодаря
тому, что Бина вышла наружу, есть не что иное, как подготовка и приведение в надлежащее состояние, чтобы притянуть Мохин
[56] дэХохма для Зеир Анпина и Нуквы, являющихся семью днями Бэрэйшит [32]. И
поэтому везде считается, что число тринадцать относится к ступени притяжения
[свечения] Хохма для Зеир Анпина и Нуквы.
И таким образом тебе разъяснена разница между пятью Сфирот [3] и
тринадцатью Сфирот. Ведь пять Сфирот указывают на то, что в них нет ничего
кроме Света Хасадим [20]. Ведь Хасадим только пять. А тринадцать указывает на
притяжение свечения [57] Хохма [18] благодаря трем Высшим Сфирот Хэсэд [20],
Гвуре [21] и Тифэрэт [22], добавившимся в результате выхода Бины [19] наружу,
как уже объяснялось.
3) Теперь нам раскрывается подход к объяснению сути Сорокадвухбуквенного
Имени, а также сути сорока двух Зивугин [76], о которых говорится здесь, в
книге Зоар, п. 3. Ты уже знаешь, что по причине выхода Бины [19] наружу она
разделилась на две ступени: на три первых и семь нижних [Сфирот[3]], причем три
первых Сфирот дэБина образовали отдельный Парцуф [27], называющийся Высшими
Абой вэИмой [29], и они облекают Арих Анпин [28] от его Пэ [85] до Хазэ [92], а
Свет в них называется Авира Дахья [93]. И семь нижних Сфирот образовали
отдельный Парцуф, называющийся Йисраэль Сава уТвуна [86], и они облекают Арих
Анпин от Хазэ до Табура [94] а Свет в них называется Авира Стам [95], а не
Авира Дахья.
А причина этого заключается в том, что имя Авир [96] означает Свет Руах
[97], являющийся только Светом Хасадим [20] при недостатке [Света] Хохма [18],
и поэтому Бина [19], вышедшая за пределы Рош [45] Арих Анпина [28], считается
лишь ступенью Авира [96], так как из-за того, что она вышла за пределы Рош Арих
Анпина, являющегося Хохмой, в ней нет ничего, кроме Света Хасадим без Света
Хохма, и [такой Свет] называется Авир. Но есть разница между Высшими Абой
вэИмой [29] и [Парцуфом[27]] Йисраэль Сава уТвуна [86], так как Высшие Аба
вэИма являются ступенью трех первых [Сфирот[3]] Бины и совершенно не
претерпевают никакого ущерба из-за того, что они вышли за пределы Хохмы, так
как сущностью их ступени является [Свет] Хасадим без [Света] Хохма, и даже
когда низшие возносят МАН [87] и Бина возвращается к Рош дэАрих Анпин, так вот
и тогда Высшие Аба вэИма не получают [Света] Хохма, но это касается лишь
[Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна, так как три первых [Сфирот] Бины никогда не
изменяют своей природы и поэтому совершенно не претерпевают никакого ущерба
из-за того, что они выходят за пределы Рош, и считается, будто бы они не вышли за
пределы Рош дэАрих Анпин, и являются они ступенью совершенных трех первых
Сфирот, и поэтому они считаются Авира Дахья [93]. И поэтому они являются также
Авира дэло итьЯда [98], что означает, что их Даат [81] не притягивает [Света]
Хохма и их Авир не становится Светом, т.е. Хохмой.
Однако Йисраэль Сава уТвуна [86], являющиеся семью нижними [Сфирот[3]] Бины
[19] и нуждающимися в Свете Хохма [18], чтобы наделить Зеир Анпина [30] и Нукву
[31], оказываются потерпевшими ущерб из-за того, что они выходят за пределы Рош
[45] дэАрих Анпин [28]. Ибо недостаток [Света] Хохма из-за того, что они
находятся в Гуф [83] дэАрих Анпин, вызывает в них самое настоящее ощущение
нехватки, и поэтому их Авира [96] не считается Дахья [93], а называется Авира
Стам [95]. И называется Он также Авира дэитьЯда [99], то есть Он пребывает
[там], чтобы быть познанным и притянуть [Свет] Хохма посредством МАН [87],
называющихся Даат [81]. Ибо когда низшие возносят МАН, возвращается вся Бина к
Рош дэАрих Анпин, и тогда Йисраэль Сава уТвуна получают [Свет] Хохма от Арих
Анпина и наделяют Зеир Анпина и Нукву, и тогда считается, что [буква] Йуд вышла
из Авира [96] и он стал Светом [100], т.е. Светом Хохма. Ведь Авира
дэЙисраэль Сава уТвуна познаваем. Но Высшие Аба вэИма [29] и тогда, по их возвращении
к Рош дэАрих Анпин, находятся в состоянии Авира Дахья, [буква] Йуд не выходит
из их Авира, так как они всегда ведут себя одинаково, и поэтому они называются
Авира дэло итьЯда [98].
И в этом состоит суть Парса Гэйв Маhэй дэАрих Анпин [101], образовавшегося в месте Хазэ [92], и является это
сутью небосвода, отделяющего Высшие Воды, т.е. Рош [45] дэАрих Анпин [28], и
Высшие Абу вэИму [29], облекающие его от Пэ [85] до Хазэ, ибо дотуда
распространяется ступень Рош дэАрих Анпин, как уже говорилось, и поэтому Парса
[102] находится ниже [Высших Вод] и отделяет их от [Парцуфа[27]] Йисраэль Сава
уТвуна [86] и Зеир Анпина [30] и Нуквы [31], являющихся низшими водами, которым
наносится ущерб из-за нехватки свечения Рош дэАрих Анпин. И в этом состоит суть
низших вод, жалующихся: «Мы хотим быть пред Царем» [103]. Ибо они хотят
подняться и получить свечение Хохма [18] от Рош дэАрих Анпин.
4) И таким образом придем к объяснению Сорокадвухбуквенного Имени. Ведь мы
находим в Тикуней Зоар (Тикун 69,
во фрагменте «Обладатели ста двух [104], другая версия»), что
Сорокадвухбуквенное Имя объясняется двумя способами: Способ 1). Это Имя Сорока
Двух [ступеней] Ацилут [33], называющееся Именем точного Подобия, т.е. все оно
состоит из Имен, явившихся отпечатками с Него, и это четыре буквы простого
Четырехбуквенного Имени, десять букв Четырехбуквенного Имени с наполнениями, и
двадцать восемь букв наполнений наполнений, что вместе составляет сорок две
буквы. Способ 2). Это Имя Сорока Двух [ступеней] Маасэ Бэрэйшит [34], а именно
семь дней Бэрэйшит [32], т.е. Зеир Анпин [30] и Нуква [31] [мира] Ацилут, в
которых содержится тридцать два [Имени] Элоким [37] и десять речений, что в
сумме равно сорока двум.
Объяснение этих слов. Ведь Света, получаемые выше Парса [102] до Есодот
[74] Высших Абы вэИмы [29], находящихся выше Хазэ [92], где находится Рош [45]
Арих Анпина [28], представляющего собой Кэтэр [17], и Высшие Аба вэИма,
являющиеся Хохмой [18] и Биной [19], - это и есть то, что называется Именем
сорока двух [ступеней] Ацилут [33], т.е. все Имена, составившие Имя из сорока
двух букв, явились отпечатками с Него, и поэтому на них указывают простым
Четырехбуквенным Именем, представляющим Собой Кэтэр, и Четырехбуквенным Именем
с Его наполнением, являющимся Хохмой, и Четырехбуквенным Именем с наполнением
наполнений, являющимся Биной. И оказывается, что Авира Дахья [93], находящийся
в Абе вэИме, является Сутью Сорокадвухбуквенного Имени.
Однако Зеир Анпин [30] и Нуква [31], являющиеся сутью семи дней Бэрэйшит
[32], совершенно ничего не могут получить от Сорокадвухбуквенного Имени, так
как они находятся ниже Парса [102], расположенного в Хазэ [92] Арих Анпина
[28], и они, по сути дела, являются низшими водами, которым не достает трех
первых Сфирот [3], и получают они от [Парцуфа[27]] Йисраэль Сава уТвуна [86],
Авира [96] которого не считается Авира Дахья [93], как уже говорилось. А от
Высших Абы вэИмы [29], являющихся сутью Сорокадвухбуквенного Имени, они не могут
получать, так как Парса разделяет их, о чем уже упоминалось. Но когда низшие
возносят Майин Нуквин [87] и притягивают Майин Дохрин [105] от АБ САГ [88]
дэАдам Кадмон [89], так что это свечение возвращает Бину [19] к Рош [45] Арих
Анпина, вот тогда получают Йисраэль Сава уТвуна свечение Хохма [18] и наделяют
Зеир Анпина и Нукву, а Зеир Анпин и Нуква при этом становятся подобными
ступени, находящейся выше Парса дэХазэ дэАрих Анпин. И получают также они Авира
Дахья от Высших Абы вэИмы, и тогда стали также и Зеир Анпин и Нуква ступенью
Сорокадвухбуквенного Имени.
И поэтому Сорокадвухбуквенное Имя, по сути дела, указывает на тридцать два
[Имени] Элоким [37] и десять речений, суммарное числовое значение которых равно
сорока двум. Ибо тридцать два [Имени] Элоким - это Йисраэль Сава уТвуна [86],
когда они поднимаются к Рош [45] и получают свечение Хохма [18] от тридцати
двух стезей Хохмы, так как тридцать две стези Хохмы создают в [Парцуфе [27]]
Йисраэль Сава уТвуна тридцать два Имени Элоким, являющиеся, по сути дела,
тридцатью двумя упоминаниями Имени Элоким в Маасэ Бэрэйшит [34]. А сутью десяти
речений в основном является ступень пяти Хасадим [20] , но когда Зеир Анпин
[30] и Нуква [31] уже получили свечение Хохма от тридцати двух [Имен] Элоким,
то пять получаемых ими Хасадим приходят от Высших Абы вэИмы [29], что, по сути
дела, есть Авира Дахья и Сорокадвухбуквенное Имя, и ступень Высших Вод и
следовательно пять Хасадим присущие Зеир Анпину и Нукве не становятся ступенью
Сорокадвухбуквенного Имени, пока не получают от тридцати двух [Имен] Элоким,
отсюда и исходит указание на то, что тридцать два [Имени] Элоким вместе с
десятью речениями составляют числовое значение сорок два, т,е, именно и те, и
другие вместе. И существует еще ступень Сорокадвухбуквенного Имени, называющаяся
Высшим Именем, и это будет объяснено в своем месте.
И именно об этом говорит рабби Хизкия здесь, в [книге] Зоар (п. 3): И
как это подобие [75] Завета оплодотворяется за сорок два Зивугим
[76] этим семенем Есода [74] Зеир Анпина [30], точно так же ...
оплодотворяется ... Ибо те пять Светов, что заключены в речении «Да будет
Свет!», по сути дела, являются пятью Хасадим [20], которыми Есод Зеир Анпина
наделяет Нукву [31], и называются именем «семя». И сказал он, что это семя, по
сути дела, является Сорокадвухбуквенным Именем, так как хотя в основе их лежат
пять Хасадим, тем не менее, поскольку внутри них есть свечение Хохма, пришедшее
от тридцати двух [Имен] Элоким [Парцуфа [27]] Йисраэль Сава уТвуна [86], они,
по сути дела считаются Сорокадвухбуквенным Именем; и пойми это. А также
хорошенько разберись в том, что объясняется там, в [комментарии] Сулам, начиная
со слов «И как» [106]. Так как там
сравниваются ступень построения Парцуфа Нуквы, по сути дела, представляющая
собой Сорокадвухбуквенное Имя, с тем самым семенем Есода Зеир Анпина, посмотри,
что там написано. Но формирование Сорокадвухбуквенного Имени – это сорок две
буквы от буквы Бет, [первой буквы первого слова Торы] Бэрэйшит [32], до буквы
Бет, [второй буквы] слова ваВоhу [11].
Примечания переводчика
-------------------------------------
[1] Как роза среди шипов - Шир hаШирим 2, 2
[2] Мальхут – название Сфиры [3], означающее Царство
[3] Сфира (во множественном числе: Сфирот) - элемент духовного объекта. Слово
Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд и Свет,
который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается
разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет
определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света
разного количества и качества.
[4] Бэрэйшит Бара Элоким - Вначале
сотворил Б-г (Бэрэйшит 1, 1)
[5] эт, hаШамаим – эти
два слова вместе означают Небеса
[6] вээт - и
[7] hаАрэц - землю
[8] вэhаАрэц – и земля
[9] hАйта – являла собой,
была
[10] Тоhу - запустение
[11] ваВоhу – и хаос
[12] вэХошех – и тьму
[13] аль, Пней – эти два слова сместе означают «над», буквально: «на лице»,
«на поверхности»
[14] Тэhом - бездною
[15] вэРуах – и Дух (или ветер)
[16] Элоким мэРахэфэт (Б-жий носился)
[17] Кэтэр - корона
[18] Хохма – мудрость, Свет Творца
[19] Бина - разумение
[20] Хэсэд (множественное число - Хасадим) – доброта и милосердие
[21] Гвура - могущество
[22] Тифэрэт - великолепие
[23] Нэцах – неподвластность времени
[24] hОд - величественность
[25] Есод – тайна, основа
[26] ХАГАТ НЭhИ - Хэсэд,
Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод.
[27] Парцуф – духовный объект, слово Парцуф означает лик
[28] Арих Анпин – протяженный лик
[29] Аба вэИма – отец и мать, папа и мама
[30] Зеир Анпин – малый лик, состоящий из шести Сфирот [3] ХАГАТ НЭhИ [26]
[31] Нуква – женщина, а также отверстие, указывающее на желание получать и
получение в него Света
[32] семь дней Бэрэйшит – семь дней Творения (буквально: семь дней вначале)
[33] Ацилут означает питание, наделение [Светом], а также близость к
Творцу: Значение слова Ацилут устанавливается по значению содержащего
родственное слово выражения «Вээhье эцло» («И
была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время
пред Ликом Его» (Мишлей 8, 30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл
перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день,
веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение
[с Творцом]). См. в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в
мудрость Каббалы";
[34] Маасэ Бэрэйшит – Сотворение мира (буквально: деяние вначале)
[35] Гадлут – состояние, в котором духовный объект получает наибольшее
количество Света, буквально: большое, взрослое состояние.
[36] Има – мать, мама
[37] Элоким – Б-г
[38] Кнесет Йисраэль – собрание Йиcраэля
[39] Катнут – состояние, в котором духовный объект получает меньше Света,
буквально: малое состояние, детство.
[40] Нэфэш – переводится «душа» и означает низший уровень души
[41] девять нижних Сфирот [3] – Хохма [18], Бина [19], Хэсэд [20], Гвура
[21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], Есод
[25] и Мальхут [2].
[42] выпавшими наружу из [мира] Ацилут – то есть, согласно смыслу слова
Ацилут [33], лишенными
питания, не наделяемыми Светом.
[43] Брия - означает творение, сотворение.
[44] слово Йисраэль состоит из букв Йуд, Син (вариант буквы Шин), Рэйш,
Алеф, Ламед.
[45] Выражение «Рош ли» означает «мне принадлежит голова» и состоит из тех
же букв: Рэйш, Алеф, Шин, Ламед и Йуд. “Мне принадлежит” передается словом
“ли”, а “голова” – словом “Рош”.
[46] там – среди шипов, т.е. в состоянии Катнут [39], в мире Брия [43], где
находятся девять нижних Сфирот [41] Нуквы [31]
[47] Хицоним – внешние силы, то есть находящиеся вне, а значит ниже мира
Ацилут [33], в мире Брия [43]
[48] Клипа (множественное число: Клипот) – буквально корка, чешуя, шелуха,
скорлупа - обозначает нечистые силы
[49] питаться – буквально: всасывать (подобно грудному ребенку)
[50] Масах – экран
[51] Зивуг дэhАкаа –
соединение в результате противодействия (буквально: удара)
[52] Ор Хозер – возвращающийся Свет
[53] Ор Яшар – прямой Свет
[54] море, созданное Шломо и стоящее на двенадцати быках – см. Мелахим 1,
7, 23 – 25
[55] Мар’от hаСулам (виды
лестницы) – углубленный комментарий к фрагменту Роза. Его планируется перевести
по окончании перевода фрагмента с комментарием Сулам.
[56] Мохин – буквально: мозги
[57] свечение – малый Свет
[58] Ешуа (множественное число – Ешуот) - спасение
[59] «Чашу спасений подниму» - Теhилим 116, 13.
[60] Мэрахэфэт – в контексте: носился (буквально: носящийся)
[61] hаМайим – [над] водами
[62] ваЙомэр – и сказал
[63] знак Завета – след обрезания
[64] Гвура (множественное число: Гвурот) – преодоление, усилие
[65] Начиная со слова «красный». См пункт первый, слова из книги Зоар: Как цвет розы среди шипов - красный и белый; так
и собранию Йисраэля присущи Атрибут Суда и Атрибут Милосердия; а также
комментарий к ним – см. четвертый абзац снизу.
[66] Бхина (множественное число – Бхинот) – состояние, ступень.
[67] Ситра Ахра – нечистая сила, буквально: другая сторона
[68] Еhи Ор – да будет Свет
[69] ваЙhи Ор – и стал Свет
[70] hаОр ки Тов – что Свет
хорош
[71] бэйн hаОр –
буквально: между Светом [и тьмой]; в контексте: [отделил] Свет от [тьмы]
[72] леОр Йом – [дал название] Свету «День»
[73] Эхад – один, это слово состоит из букв Алеф, Хэт, Далет, имеющих числовые
значения 1, 8, 4. в сумме 13.
[74] Есод, множественное число: Есодот – половой орган
[76] Зивуг (множественное число: Зивугим, Зивугин) – соединение (через половые
органы)
[77] Раза дэЙихуда – таинство соединения
[78] Ецира –
название мира, означающее сотворение, но в отличие от слова Брия [43],
означающее сотворение из ничего, Ецира означает преображение уже существующего для
того, чтобы низший мог это получить (интерпретация Рамбаном стиха Ешаяhу 45,7).
[79] Асия –
название мира, означающее сотворение и действие.
[80] Тикун –
исправление
[81] Даат –
название Сфиры [3], означающее познание
[82] Китра
вэХухма Стимаа – сокрытые Кэтэр [17] и Хохма [18]
[83] Гуф – тело
[84] Аба – отец,
папа
[85] Пэ – уста,
рот
[86] Йисраэль
Сава (праотец Йисраэль, Бэрэйшит Рабба 74, 11) уТвуна (и понимание,
благоразумие)
[87] МАН – Майин
Нуквин – женские воды, просьба дать Свет, обращенная к Высшему
[88] от АБ САГ –
в результате Зивуга [76] Парцуфа [27] Хохмы [18] мира Адам Кадмон [89],
называющегося АБ [90] и Парцуфа Бины [19] мира Адам Кадмон, называющегося САГ
[91].
[89] Адам Кадмон
– самый Высший духовный мир, мир Кэтэр [17], его название означает «прежний
(или древний) человек»
[90] АБ – Парцуф
[27] Хохмы [18] мира Адам Кадмон [89], его название – это гематрия (числовое
значение) Четырехбуквенного Имени (Йуд, Кэй, Вав, Кэй), записанного как Йуд:
(Йуд-Вав-Далет), Кэй: (Кэй-Йуд), Вав (Вав-Йуд-Вав). Кэй: (Кэй-Йуд), (10+6+4) +
(5+10) + (6+10+6) + (5+10) = 72. Имя Парцуфа записывается как Айин-Бет: 70 + 2
= 72
[91] САГ – Парцуф
[27] Бины [19] мира Адам Кадмон [89], его название – это гематрия (числовое
значение) Четырехбуквенного Имени (Йуд, Кэй, Вав, Кэй), записанного как Йуд:
(Йуд-Вав-Далет), Кэй: (Кэй-Йуд), Вав (Вав-Алеф-Вав). Кэй: (Кэй-Йуд), (10+6+4) +
(5+10) + (6+1+6) + (5+10) = 63. Имя Парцуфа записывается как Самех-Гимэль:60 +
3 = 63.
[92] Хазэ – грудь
[93] Авира Дахья
– чистый воздух
[94] Табур –
пупок
[95] Авира Стам –
сокрытый воздух
[96] Авир, по
арамейски: Авира – воздух
[97] Руах –
означает дух, душа; ступень Света.
[98] Авира дэло
итьЯда – непознаваемый воздух
[99] Авира
дэитьЯда – познаваемый воздух
[100] Буква Йуд
вышла из Авира [96] и он стал Светом. Слова Авир и Ор (свет) очень близки по
написанию. Авир пишется Алеф-Вав-Йуд-Рэйш, а Ор – Алеф-Вав-Рэйш.
[101] Парса Гэйв
(или Гавэй) Маhэй дэАрих Анпин – то,что скрывает живот, [содержащий]
внутренности Арих Анпина [28]
[102] Парса –
занавеска, то, что закрывает
[103] Низшие
воды, жалующиеся: «Мы хотим быть пред Царем», см. Тикуней Зоар, в конце пятого
Тикуна, (п. 18, стр. 213).
[104] Обладатели
ста двух – праведники, получившие с альтруистической мотивацией Света,
обозначаемые буквами, имеющими числовое значение сто два.
[105] Майин
Дохрин – мужские воды
[106] Начиная со
слов «И как» - т.е. с начала п. 3.