Отрывок из перевода, находящегося в работе. Фрагменты
из Вавилонского Талмуда.
Установление восемнадцати благословений мужами
Великого собрания. Мэгила, 17Б – 18А. Семилетие перед природом Машиаха бен
Давид. Санhедрин 97А.
Откуда у нас молитва? […] Как сказал раби Йоханан, а
также как некоторые другие говорят, учит барайта,
что сто двадцать старцев, многие из которых были пророками [46], постановили [произносить] восемнадцать
благословений в определенном порядке. Мудрецы учили в барайте: откуда
[известно], что [первым] произносят [восславление Г-спода, помнящего добрые
дела] Праотцов [47]? Потому что сказано: «Вознесите
пред Г-сподом, потомки могучих» [48]. А
откуда [известно], что [вслед за тем] произносят [восславление Его] Могущества
[49]? Потому что [дальше] сказано: «Вознесите пред Г-сподом [Его] Славу и
Могущество» [48]. А откуда [известно], что [вслед за тем] произносят
[восславление Его] Святости [50]? Потому
что [дальше] сказано: «Вознесите пред Г-сподом Славу Имени Его, поклонитесь
Г-споду в великолепии Святости» [48]. А почему они сочли нужным произносить [восславление
Г-спода, дарующего] разумение [51], после [восславления Его] Святости? Потому что сказано: «И освящать будут они Святого
[Г-спода] Яакова и пред Б-гом Йисраэля благоговеть будут» [52], а вслед за
этим: «И познают павшие духом разумение» [52]. А почему они сочли нужным
произносить [восславление Г-спода, желающего нашего] покаяния [53], после
[восславления Г-спода, дарующего] разумение? Ибо написано: «И обретет разум
сердце его, и он совершит покаяние и излечится» [54]. Если так, то
[восславление] исцеления [Г-сподом народа Израиля] [55], нужно произносить
вслед за [восславлением Г-спода, желающего нашего] покаяния. Пусть не приходит
такое тебе в голову, ибо написано: «И возвратится он к Г-споду, и Он помилует
его, и к Б-гу нашему, ибо Он многое простит» [56]. Почему ты счел нужным
положиться на этот [стих], положись на тот [«И обретет разум сердце его, и он
совершит покаяние и излечится» [54]. Но] гласит другой стих: «Прощает Он все
грехи твои, исцеляет все болезни твои. Избавляет Он от смерти жизнь твою» [57],
говоря, что [восславления] Избавления [58] и исцеления [народа Израиля],
следуют за [восславлением] прощения [его Г-сподом] [59]. А то, что написано «и
он совершит покаяние и излечится» [54], означает не излечение от болезней тела,
а излечение прощением. А почему они сочли нужным произносить [восславление]
Избавления седьмым? Сказал Рава: потому что будущее Избавление придет в седьмой
[год со времени начала событий, предшествующих приходу Мошиаха бен Давид] [60].
Поэтому они установили, что это [благословение должно быть] седьмым. А
[затруднение, возникающее из-за] того, что [наш] учитель сказал «В шестой [год
зазвучат чудесные] звуки. В седьмой – [будут] войны. А по окончании седьмого
года придет [Машиах] бен Давид» [60], [разрешается тем обстоятельством, что]
войны, на самом деле, – это начало Избавления. А почему они сочли нужным
произносить [восславление] исцеления восьмым? Сказал рабби Аха: Потому, что
предписана Мила
в восьмой [день], а она требует исцеления, поэтому его установили восьмым. А
почему они сочли нужным произносить восславление [Г-спода, благословляющего]
годы [62], девятым? Сказал рабби Александри: [оно направлено] против завышающих
цены, ибо написано: «Сокруши мышцу нечестивого» [63], а Давид, когда это
говорил, сказал это в девятом [псалме] [64]. А почему они сочли нужным
произносить восславление [Г-спода], собирающего изгнанников [народа Израиля]
[65], после восславления [Г-спода, брагословляющего] годы? Потому что написано:
«А вы, горы Израиля ветвь свою дадите и плоды свои вознесете народу Моему,
Израилю, ибо скоро придут они» [66]. А поскольку собраны изгнанники, свершится
суд над злодеями [67], ибо сказано: «И вновь возложу Я руку Свою на тебя и
очищу, будто щелочью, грязь твою» [68]. И написано: «И вновь поставлю судей
твоих, как вначале» [69]. А поскольку свершился суд над злодеями, то прекратили
существование преступники и вместе с ними злодеи [70], ибо сказано: «И
сокрушены будут преступники и грешники вместе с ними [...] прекратят
существование» [71]. А поскольку прекратили существование преступники,
поднимается рог [72] праведников [73], так как написано: «И все рога злодеев Я
срублю, поднимутся рога праведника» [74]. И праведные прозелиты [будут] вместе
с праведниками, ибо сказано: «Перед сединой вставай и оказывай уважение
старцу» [75], а вслед за этим: «И когда
будет жить с вами пришелец» [76]. А где поднимается их рог? В Иерусалиме [77],
ибо сказано: «Просите мира Иерусалиму, да будут спокойны любящие тебя» [78]. А
поскольку отстроен Иерусалим, придет Давид [79] , ибо сказано: «Потом раскаются
сыны Израиля и искать будут Г-спода Б-га
своего и Давида, царя своего» [80]. А поскольку пришел Давид, придет и молитва
[81], ибо сказано: «Приведу Я их на гору Святую Мою и обрадую их в Доме Молитвы
Моем» [82]. А поскольку пришла молитва, придет и [храмовая] служба [83], ибо
сказано: «благоволение [Мое] всесожжениям их и жертвоприношениям их на
жертвеннике Моем» [82]. А поскольку пришла [храмовая] служба, пришло и
благодарение [84], ибо сказано: «Приносящий жертву благодарностью восславит
Меня» [85]. А почему они сочли нужным произносить благословение Коhаним [86] после
благодарения? Потому что написано: «И поднял Аарон руки свои, обратясь к
народу, и благословил их, и сошел, принеся грехоочистительную жертву, жертву
всесожжения и мирную жертву» [87] [Но] следует произносить [это] до [храмовой]
службы. Пусть такое не приходит тебе в голову, ибо написано: «И сошел, принеся
грехоочистительную жертву» и т.д. Разве кто-то написал, «чтобы принести
[жертвы]»? Написано «принеся [жертвы]» [Но тогда] следует пороизносить это
после [храмовой] службы. Пусть такое не приходит тебе в голову, ибо написано:
«Приносящий жертву благодарностью [восславит Меня]» [85], Почему же ты
полагаешься на этот [стих]? Положись на тот [«И поднял Аарон руки свои,
обратясь к народу, и благословил их, и сошел, принеся грехоочистительную
жертву, жертву всесожжения и мирную жертву» [87]]. [Но] логично считать, что
[благословения, посвященные храмовой] службе и благодарению, - это единое
целое. А почему они сочли нужным произносить: «Установи мир» [88] после
благословения Коhаним? Потому что
написано: «Да произнесут Имя Мое над сынами Израиля и Я благословлю их» [89].
Благословение Святого [Творца], да будет Он восславлен, - это мир, ибо сказано:
«Г-сподь благословит Свой народ миром» [90] - Вавилонский Талмуд, трактат Мэгила, сс. 17Б – 18А.
[46] Сто двадцать старцев, многие из которых были пророками - мужи Великого
Собрания.
[47] Восславление
[Г-спода, помнящего добрые дела] Праотцов – см. сидур Врата молитвы, сс. 189
- 190.
[48] Вознесите пред Г-сподом, потомки могучих, вознесите пред Г-сподом [Его] Славу и Могущество, вознесите пред Г-сподом Славу Имени Его, поклонитесь
Г-споду в великолепии Святости. Тэhилим
29, 1 –
2.
[49] Восславление Его
Могущества – см. сидур Врата
молитвы, сс. 190 - 192.
[50] Восславление Его
Святости – см. сидур Врата молитвы, сс. 192
- 195.
[51] Восславление
Г-спода, дарующего разумение – см. сидур Врата молитвы, стр.
196.
[52] И освящать будут
они Святого [Г-спода] Яакова и пред Б-гом Йисраэля благоговеть будут. И познают
павшие духом разумение - Ешаяhу 29, 23 – 24.
[53] Восславление
Г-спода, желающего нашего покаяния – см. сидур Врата молитвы, сс. 196
- 197.
[54] Отучнело сердце
народа этого, и отяжелели уши его, и отвращены очи его, дабы не узрел он очами
своими и ушами своими не услышал, и не обрело разум сердце его, и не совершил
он покаяния и не излечился - Ешаяhу 6, 10; перевод в тексте
Талмуда выполнен в другом контексте.
[55] Восславление
исцеления Г-сподом народа Израиля – см. сидур Врата молитвы, сс. 199
- 200.
[56] И возвратится он
к Г-споду, и Он помилует его, и к Б-гу нашему, ибо Он многое простит - Ешаяhу 55, 7. Т.е. восславление
Б-га, Милосердного и многое Прощающего, следует за восславлением Б-га,
желающего нашего покаяния
[57] Прощает Он все
грехи твои, исцеляет все болезни твои. Избавляет Он от смерти жизнь твою - Тэhилим 103, 3 – 4
[58] Восславление
Избавления Г-сподом народа Израиля – см. сидур Врата молитвы, стр.
198.
[59] Восславление
Г-спода милостивого и многое прощающего – см. сидур Врата молитвы, стр.
197.
[60] Мудрецы учили в барайте: Семилетие прихода [Машиаха]
бен Давид [будет таким]: В первый год год исполнится [пророчество, соообщенное
в] этом стихе: Пролью Я дождь на один город, а на другой – не пролью [61]. Во
второй – будут посланы стрелы голода. В третий – будет голод великий, умрут
мужчины, женщины и дети, праведники и люди славные своими делами, и Тора будет
забыта теми, кто изучает ее. В четвертый
- [в чем-то] будет изобилие, а [в чем-то] не будет изобилия. В пятый –
будет изобилие великое, будут есть, пить и радоваться, и Тора вернется к
изучающим ее. В шестой – [зазвучат чудесные] звуки. В седьмой – будут войны. А
по окончании седьмого года придет [Машиах] бен Давид. - Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр. 97А.
[61] Пролью Я дождь
на один город, а на другой – не пролью – Амос 4, 7.
[62] Восславление
[Г-спода, брагословляющего] годы – см.
сидур Врата молитвы,
сс. 200 - 201.
[63] Сокруши мышцу
нечестивого - Тэhилим 10, 15
[64] Давид ... сказал
это в девятом [псалме] – по современной нумерации – в десятом. Раши говорит,
что девятый и десятый псалмы считались одним псалмом в то время, как Тосефот
говорят, что первый и второй псалмы считались одним псалмом, ссылаясь на
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот,
стр. 10А.
[65] Восславление
[Г-спода], собирающего изгнанников [народа Израиля] - см. сидур Врата молитвы, стр. 202
[66] «А вы, горы
Израиля ветвь свою дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо
скоро придут они» - Ехезкель
36, 8
[67] Свершится суд
над злодеями – имеется в виду восславление Г-спода, любящего справедливость и
правосудие, см. сидур Врата
молитвы, сс. 202 - 203
[68] «И вновь возложу
Я руку Свою на тебя и очищу, будто щелочью, грязь твою» - Ешаяhу 1, 25
[69] «И вновь
поставлю судей твоих, как вначале» - Ешаяhу 1, 26.
[70] Прекратили
существование преступники и вместе с ними злодеи – имеется в виду восславление
Г-спода, сокрушающего врагов и повергающего злодеев, см. сидур Врата молитвы, стр. 203
[71] «И сокрушены
будут преступники и вместе с ними грешники и оставившие Г-спода прекратят
существование» - Ешаяhу 1, 28
[72] Поднимается рог
– т.е. возвеличивается сила
[73] Поднимается рог
праведников – имеется в виду восславление Г-спода, опоры и надежды праведников,
см. сидур Врата молитвы,
стр. 204.
[74] И все рога
злодеев Я срублю, поднимутся рога праведника - Тэhилим 75, 11
[75] Перед сединой
вставай и оказывай уважение старцу – Вайикра
19, 32
[76] И когда будет
жить с тобой пришелец – Вайикра
19, 33
[77] В
Иерусалиме – имеется в виду восславление
Г-спода, строящего Иерусалим, см. сидур Врата молитвы, стр. 205
[78] Просите мира
Иерусалиму, да будут спокойны любящие тебя - Тэhилим 122, 6
[79] Придет Давид – имеется в виду восславление Г-спода, взращивающего рог Избавления, т.е.
потомка Давида, см. сидур Врата
молитвы, стр. 206
[80] Потом раскаются сыны Израиля и искать будут Г-спода Б-га своего и Давида,
царя своего – hОшея 3, 5
[81] Придет и молитва –
имеется в виду восславление Г-спода, внемлющего молитве, см. сидур Врата молитвы, сс. 206 – 207
[82] Приведу Я их на
гору Святую Мою и обрадую их в Доме Молитвы Моем; благоволение [Мое] –
всесожжениям их и жертвоприношениям их на жертвеннике Моем - Ешаяhу 56, 7
[83] Придет и [храмовая] служба – имеется в виду
восславление Г-спода,
возвращающего Шхину
в Сион,
см. сидур Врата молитвы, сс. 207 – 209
[84] Пришло и
благодарение – имеется в виду восславление
Г-спода за то, что Он добр и Его подобает благодарить, см. сидур Врата молитвы, сс. 209 – 213
[85] Приносящий
жертву благодарностью восславит Меня - Тэhилим 50, 23
[86] Благословение Коhаним - см. сидур Врата молитвы, сс. 214 – 216
[87] И поднял Аарон руки свои, обратясь к народу, и благословил
их, и сошел, принеся грехоочистительную жертву, жертву всесожжения и мирную
жертву –Вайикра
9, 22
[88] Установи мир – начало восславления
Г-спода, благословляющего миром свой народ, Израиль, см. сидур Врата молитвы, сс. 216 – 217
[89] Да произнесут
Имя Мое над сынами Израиля и Я благословлю их – Бамидбар
6, 27
[90] Г-сподь благословит Свой народ миром - Тэhилим 29, 11