Из книги р. Авраама Мордехая Готлиба "Сулам" (Лестница). Публ. 11. Черновик. Перепечатка запрещена

 

Часть первая. Жизнь и учение рабби Еhуды Ашлага

Глава первая. Здание навек

8.
Раскрытие ему сокрытого человека.

 

В 5679 году [1] раскрылся нашему учителю, да будет благословенна память о Святом и праведнике, один сокрытый человек, отворивший пред ним врата Святости и чистоты Каббалистической мудрости, и он в письме своему дяде написал об этом раскрытии так:

 

«Что касается того, что случилось со мной, я расскажу об основных событиях, произошедших от начала того, что случилось, до конца, и о том, что благодаря этим событиям я удостоился мудрости по великой милости Его, да будет Он восславлен: утром в пятницу 12 мархешвана [2] пришел ко мне один человек; раскрылось мне, что он – великий мудрец, чудо из чудес в Каббалистической мудрости, а также во всех видах мудрости, и как только он заговорил, я сразу же испытал и ощутил в нем Б-жественную мудрость, и все слова его были очень далеки от какого-либо самовосхваления. И вместе с тем я поверил им всем естеством своим. И он обещал раскрыть мне истинную Мудрость во всей ее полноте, и я занимался с ним около трех месяцев каждую ночь после полуночи в его доме. На занятиях большей частью говорилось о стезях Святости и чистоты, однако каждый раз я его упрашивал раскрыть мне какую-нибудь тайну Каббалистической мудрости, и он начинал говорить заголовками [3], а как-то раз не захотел мне ее раскрывать. И это, естественно, вызывало во мне очень сильное желание. Пока один раз после долгих уговоров он раскрыл мне одну тайну, и я был бесконечно рад. И с тех пор я стал понемногу обретать себялюбие, и по мере того, как возрастало мое себялюбие, отдалялся от меня мой Святой учитель, а я этого и не замечал, и продолжалось это около трех месяцеа, пока в последние дни я совсем перестал заставать его дома. Я очень хотел найти его и не нашел. Тогда я почувствовал, что он действительно очень отдалился от меня, и я очень расстроился и начал исправлять стези свои. И утром девятого нисана [4] я обнаружил его и весьма сблизился с ним, и тогда снова обрел я мир в душе совсем, как прежде; и раскрыл он мне тайну великую, восполняющую то, что я страстно желал восполнить, и то, что мне не доставало, и радости моей, естественно, не было предела. Но я увидел, что он как будто ослабевает, и я больше не выходил из его дома, пока назавтра, десятого нисана 5679 года, оставила его жизнь навеки, да хранят его заслуги нас и весь народ Израиля, да будет так и да будет на то воля свыше. Тяжесть моего горя не поддается описанию; ведь сердце мое было полно надежды удостоиться мудрости и знаний подобно тому, как [Даниэль получил разъяснения] от одного из стоящих [5]. И вот остался я лишенным всего, и даже то, что я получил от него, было к тому времени забыто из-за горя моего великого. И с тех пор были вознесены мои очи в высь в бескрайнем желании, не дававшем мне покоя ни на миг за целый день, пока не снискал я милость в глазах Создателя моего и Оплота моего, да будет Он восславлен и превознесен, и заслуги моего Святого учителя, да будет память о нем благословенна, вместе с учением его перешли ко мне, и раскрылось сердце мое Высшей мудрости, все увеличивающейся подобно бьющему источнику. Кроме того, по милости Г-спода, да будет Он восславлен, вспомнились мне все тайны, которые я получил от моего учителя, да будет память о нем благословенна.  Да будет восславлен Г-сподь за то, что сохранял мне жизнь и поддерживал меня! Чем же может столь убогий человек, как я, отблагодарить Его, да будет Он восславлен, и ведь с самого начала знал Он, да будет Он восславлен, убогость мою, и что нет у меня даже разума возблагодарить и восхвалить Его за все эти великие блага, но кто скажет Ему: Что Ты делаешь и что Ты творишь? Мой Святой учитель о котором я говорил, да будет память о нем благословенна, был крупным коммерсантом известным всему городу как честный купец, но ни один человек не знал о его познаниях в Каббалистической мудрости вплоть до сего дня, и не разрешил он мне разглашать его имя». Конец цитирования слов Святого праведника.

 

Рассказывал рав Азриэль Хаим Лембергер (то, что он слышал из уст рабби Давида Минцберга, да будет благословенна память о праведнике): «Это письмо было раскрыто с Б-жьей помощью через рабби Давида Минцберга. Рабби Давид поехал в Польшу, чтобы собрать денег для колеля «Варшава». Он приехал в Варшаву в полночь, когда в городе было абсолютно темно, и искал место для ночлега. Вдруг он заметил, что из одного дома пробивается луч света. Он постучал в дверь дома и вошел. Там сидел еврей, умудренный Гемарой, и занимался; это был тот самый дядя нашего Святого рава Бааль Сулама, которому он написал приведенное выше письмо. И когда дядя [Бааль Сулама] услышал, что рабби Давид – ученик нашего Святого рава, он тотчас же вынес это письмо и показал его рабби Давиду. Таким образом Г-сподь, да будет Он восславлен, и раскрыл это письмо. И если вы думаете, что на рабби Давида это письмо произвело большое впечатление, то вы ошибаетесь» Конец цитаты.

 

Объяснение этого: ученики нашего рава не искали знамений и чудес, которые бы позволили их телу [6] не работать, а верно обратное: они старались работать как можно больше, чтобы доставить удовольствие своему Создателю. Во всяком случае, все их уничтожение своего я перед своим равом основывалось на том, что их действия были выше знаний и выше разума, и поэтому они не искали величия своего рава в подобных знамениях и подтверждениях.

 

Примечание переводчика

----------------------------------

[1] 5679 год – 1918 – 1919 год.

[2] Утром в пятницу 12 мархешвана 5679 года – утром 18 октября 1918 года.

[3] Заголовками – выражение из Мишны, трактат Рош hаШана. См. Вавилонский Талмуд, трактат Рош hаШана, стр.23Б.

[4] Утром девятого нисана 5679 года – утром 9 апреля 1919 года.

[5] Подобно тому, как [Даниэль получил разъяснения] от одного из стоящих – Даниэль 7, 16.

[6] Тело – имеется в виду эгоистическое желание.