Из
книги р.
Авраама
Мордехая
Готлиба
"Сулам"
(Лестница).
Публ. 18.
Черновик.
Перепечатка
запрещена
Часть
первая. Жизнь и
учение рабби Еhуды
Ашлага
Глава
вторая. Основы
системы
служения
Г-споду,
практикуемой
нашим равом
(в самых
общих
чертах).
6. Принцип
9.
В
самых общих
чертах
необходимо
различать
четыре
ступени,
характеризующих
ситуацию, в
которой
находится
человек, совершающий
служение:
Алеф)
Он
является
получающим
ради
получения. Это
означает, что
человек
желает
получать
наслаждение
и удовольствие
от природы,
будучи таким,
каким сотворил
его Г-сподь,
да будет Он
восславлен; а
причина
этого
состоит в
том, что
человек
желает
удовлетворить
свое
ощущение
нехватки
наслаждением
ради
собственной
выгоды. И
именно на это
намекает
стих: «Диким
ослом
рождается
человек» [1], ибо человек,
когда он
рождается,
подобен животному:
как оно хочет
удовлетворить
свои
вожделения,
так и
человек. И
эта ступень рассматривает
как
нечистота [2].
Бет)
Он совершает
альтруистические
поступки
ради
получения. Это
промежуточная
ступень
между
Святостью и
нечистотой, и
она
называется
на языке
наших
мудрецов, да
будет память
о них
благословенна,
не ради
самой Торы.
Т.е. человек
совершает
альтруистические
поступки по
отношению к
другим и по
отношению к Г-споду,
да будет Он
восславлен,
но делает это
не из любви к
другим, а из
себялюбия,
надеясь
получить
вознаграждение
за свою работу.
Гимэль)
Он
совершает
альтруистические
поступки из
альтруистических
побуждений. Эта
ступень уже
считается
совершенной
Святостью и
называется
на языке
наших мудрецов,
да будет
память о них
благословенна,
во имя Небес.
И это значит,
что человек
способен
совершать
альтруистические
поступки по
отношению к
другим и по
отношению к
Г-споду, да будет
Он
восславлен, и
он делает это
из любви к
другим и из
любви к
Г-споду, да
будет Он восславлен,
т.е. исключительно
потому что
искренне и из
чистых
побуждений
заботится о
том, чтобы
другим
сопутствовал
успех, и не
желает
получать для
себя какое-то
вознаграждение
ни в Этом
Мире, ни в
Мире
Грядущем.
По
этому поводу
говорил наш
Святой рав
Бааль Сулам:
«Человек
должен совершать
служение, как
бык под ярмом
и как осел
под грузом. От
работы осла и
быка
получает
выгоду их хозяин,
но осел и бык
не являются
его
партнерами по
получению
выгоды; так и
человек не
должен желать
выгоды от
своего
служения
Творцу, да
будет
восславлено
Имя Его». Конец
цитирования
слов Святого
[праведника].
Таковы
слова Рамбама ([Мишне
Тора], глава
десятая hильхот
Тэшува, hалаха
пятая): «Любой,
кто
занимается
Торой, чтобы
получить
вознаграждение
или чтобы не
навлечь на
себя
наказания
свыше,
занимается
ею не ради
нее самой (а
это ступень
совершающего
альтруистические
поступки
ради
получения). И
любой, кто
занимается
ею не из
страха и не
ради
получения
награды, а из
любви к Владыке
всей земли,
Который заповедал
сказанное в
ней,
занимается
ею ради нее
самой (а это
ступень
совершающего
альтруистические
поступки из
альтруистических
побуждений,
как уже
говорилось).
И говорили
мудрецы: “Пусть
всегда
занимается
человек
Торой и заповедями,
[даже] не ради
нее самой,
так как от ‘не
ради самой
Торы’ он
приходит к
‘ради самой
Торы’ ” [5]. Поэтому,
когда учат несовершеннолетних,
женщин и
общину
несведущих в
Торе, учат их
только
работе из
страха и ради
получения
награды, пока
не укрепится
их разум и не
умудрятся
они
мудростью
великой,
тогда
раскрывают
им эту тайну
мало-помалу. И их
осторожно
приучают к
этому
понятию. Пока
не постигнут
Его и не
познают Его и
не будут
служить Ему
из любви». Конец
цитирования
слов Святого
[праведника].
И говорил адмор рабби
Барух Шалом
[Ашлаг], что
«несовершеннолетние,
женщины и
несведущие в
Торе» - это
ступени
внутри
человека, и эти
слова не
следует
понимать в
самом
простом смысле,
но тот, кто не
постиг
ничего кроме
себялюбия и извлечения
выгоды для
себя,
называется
так.
Так
вот ступень
совершающего
альтруистические
поступки из
альтруистических
побуждений
еще не
является
конечной
целью, ибо
Г-сподь, да
будет Он
восславлен,
сотворил [все]
созданное
для того,
чтобы
творения
получали
Благодать и
негу, а не для
того, чтобы
они совершали
альтруистические
поступки. Из этого
вытекает, что
альтруизм –
это лишь
исправление
сотворенного,
а не цель Творения.
Далет)
Он
получает из
альтруистических
побуждений. Эта
ступень
является
целью
Творения,
потому что на
ней
завершается
выполнение и
того, и другого
из следующих двух
условий: Алеф)
низший
получает в
соответствии
с желанием
Владыки,
Г-спода, да будет
Он
восславлен. Бет)
Но он
получает не
из себялюбия,
а исключительно
потому, что
желает
доставить
удовольствие
Творцу, и
поэтому он
находится в
абсолютном
слиянии с
Г-сподом, да
будет Он
восславлен,
несмотря на
получение наслаждения
и
удовольствия
и благодаря
этому
получению. И
более того,
когда он
получает
ради
собственной
выгоды, его
получение
ограничено
как потому,
что
пресыщение
уничтожает
удовольствие,
так и из-за
стыда;
напротив,
когда он
получает для
того, чтобы
доставить
удовольствие
Г-споду, да
будет Он
восславлен,
количество,
которое он
способен
получить, не
ограничено.
Ведь человек
не может
сказать: «Я
уже доставил
достаточно
удовольствия
Г-споду, да
будет Он восславлен».
И из того, что он
радует
Творца благодаря
тому, что
получает
наслаждение
и
удовольствие
по Его воле,
по воле
Г-спода, да
будет Он
восславлен, в
любом случае
следует, что
такое
получение
бесконечно.
А
определить,
действительно
ли достигнута
эта ступень,
т.е. на самом
ли деле
человек получает
из любви к
Г-споду, да
будет Он восславлен,
а не из
себялюбия,
можно, когда
он работает и
совершает
служение
Г-споду,
прилагая огромные
усилия,
которые выше
человеческих
сил, и все это
из любви к
Г-споду, и со
своей стороны
он готов к
тому, что
Г-сподь, да
будет Он восславлен,если
будет на то
воля Его,
отдаст все
его
вознаграждение
другому
человеку.
Тогда
очевидно, что
в человеке
горит любовь
и для него
драгоценны
только
достоинства
одного
Г-спода, да
будет Он
восславлен. И
тогда ясно и
не вызывает
никакого
сомнения, что
если он
получит наслаждение
и
удовольствие,
которым Г-сподь
пожелает
наделить его,
то это будет
исключительно
из любви к
Г-споду.
Так
писал рабби
Хаим из
Воложина, да
будет
благословенна
память о
Святом и
праведнике
ради жизни в
Мире Грядущем,
в [комментарии]
«Руах
Хайим» [6] ([к Мишне,
трактат]
Авот, глава 1, мишна
3 [7]): В конце
концов
главная цель
Сотворения –
это облагодетельствовать
Его создания.
И если так, то
может быть,
из этого
можно
сделать
вывод, что наиболее
значимым и
желанным [свыше]
должно быть
служение
ради
получения
вознаграждения;
ведь то, что
он будет
работать
ради
собственного
благоденствования,
доставит
удовольствие
Ему, да будет
восславлено
Его Имя?
Однако в действительности,
если он
намеревается
служить и в
результате
служения
получит
награду, а
мотивировать
это он будет
исключительно
желанием
доставить
этим
удовольствие
Г-споду, да
будет
восславлено
Его Имя,
потому что он
наряду с [другими]
творениями
получит
вознаграждение
за свою
работу, то
такое служение
достойно
похвалы. На
самом деле,
если он
намеревается
услаждать
себя, то
такое
служение
наименее
значимо, и мы
предостерегали
от этого.
Если ему
скажут: Работай
для того,
чтобы
облагодетельствовать
своих
ближних, - то
это будет
разновидностью
того же [служения
ради себя],
ведь разве
облагодетельствование
своего ближнего
доставит
удовольствие
Г-споду, да
будет Он
восславлен,
ведь [поступая
так] он не будет
желать
ничего кроме собственного
благоденствия,
а раз так, то
отсутствие другого
желания
кроме собственного
благоденствия
не приведет к
исполнению
воли его
Создателя, да
будет
восславлено
Его Имя. Но
если он действительно
он возжелает
работать во
благо своих
ближних,
чтобы в
результате
доставить удовольствие
Г-споду, да
будет Он
восславлен,
то если столь
благочестивый
человек,
будет
служить,
желая получить
при этом
вознаграждение,
[но думая только
о том, чтобы доставить
удовольствие
Творцу], то
это служение
большой
Духовной
высоты, ценимое
свыше, ибо
целью
является
облагодетельствовать
Его творения».
Конец
цитирования
слов Святого
[праведника].
Примечания
переводчика
---------------------------------
[1] Диким
ослом
рождается
человек – Ийов 11, 12.
[2] Как
нечистота –
приблизительный
перевод, буквально:
как Тума [3] и
Клипа [4].
[3] Тума –
нечистота
[4] Клипа –
нечистая сила,
буквально:
корка,
кожица,
чешуя, скорлупа
и т.п.
[5] Пусть
всегда
занимается
человек
Торой и заповедями,
[даже] не ради
нее самой,
так как от “не
ради самой
Торы” он
приходит к
“‘ради самой
Торы” –
Вавилонский
Талмуд, трактат
Псахим, стр.50Б.
[6] Руах
Хаим – Дух
Жизни.
[7] Мишна, трактат Авот, глава 1, мишна 3 – Антигнос, именитый человек Сохо, получил [Тору] от Шимона праведника. Он говорил: Не будьте подобны рабам, служащим господину ради получения вознаграждения, а будьте подобны рабам, служащим господину не ради получения вознаграждения. И трепещите перед Небесами.