Из
книги р.
Авраама Мордехая
Готлиба
"Сулам"
(Лестница). Публ.
20.
Черновик.
Перепечатка
запрещена
Часть
первая. Жизнь и
учение рабби Еhуды Ашлага
Глава
вторая. Основы
системы
служения Г-споду,
практикуемой
нашим равом
(в самых
общих
чертах).
8. Принцип
11.
Человек –
это общественное
создание;
поэтому ему присуще
постоянно
меняться [1] в
соответствии
с изменениям
и переменами,
происходящими
в обществе, в
котором он
пребывает. Поэтому
люди, идущие
по стезе
истинного
служения Г-споду, да
будет Он
восславлен,
вся жизнь
которых характеризуется
словами «Всякий
ложный путь я
ненавижу» (Теhилим 119, 128) и
которые
ежедневно
тщательно
проверяют,
соответствуют
ли их
поведение,
речи и
помыслы воле
Владыки, Г-спода,
да будет Он
восславлен,
или нет, эти
люди должны всеми
силами
остерегаться
единения с
людьми, не
идущими этой
стезей. Ибо
порча близка
и проста,
ведь тело [2]
самого
человека
чинит ему
препятствия
на этом пути
и человеку
тяжело побороть
его; само
собой, если
тело
получает
дополнительную
помощь от
внешнего
окружения, то
его сила крепнет
и оно
подчиняет
человека
своей воле,
что на самом
деле
является
желанием
всего общества;
имеется в
виду
получение
наслаждения и
удовольствия
ради
самоуслаждения,
начиная с
животных вожделений
и кончая вожделениями,
имеющими интеллектуальную
природу. И
эти желания
не только
удовлетворяются
благодаря
обществу, но
кроме того у
человека
снижается
требовательность
к себе, ибо
общество
совершенно
не требовательно
к себе, т.к. ему
нет до этого
дела и все
оно [спешит
возвратиться
на стезю свою],
будто конь
рысью
устремляется
[в бой] [3], без
надлежащих
размышлений
и обсуждений.
Следовательно
благодаря
единению с
людьми, не
идущими по
пути
истинному,
человек
легко может
сбиться с
этого пути.
И это не
значит, что
запрещено
разговаривать
с людьми, не
идущими по
пути Бааль
Сулама,
да хранят нас
его заслуги,
ибо
разговаривать
с ними – это не
значит
прилепиться
к ним. Но
человек должен
остерегаться,
чтобы это не
стало единением
с такими
людьми, ибо
если он не
остережется
и с легкостью
потеряет
присущие ему
Духовные
качества, то
сначала он
этого не
почувствует,
а потом,
когда он это
почувствует,
будет уже слишком
поздно. И об
этом мы
ежедневно
молимся: «И
отдали нас от
дурного
человека и от
плохого
товарища» [4];
здесь «дурной»
и «плохой»
означает, что
нет ему дела
до истинного
единения с Г-сподом, да
будет Он
восславлен, а
«истинного»
значит «не
основанного
на себялюбии».
Примечания
переводчика
---------------------------------
[1]
Постоянно
меняться
(буквально:
обновляться
каждое утро) – используются
слова из книги
Эйха 3, 21 - 23: Вот,
что отвечаю я
сердцу моему,
на что
надеюсь: что
милости Г-сподни
неистощимы,
что
милосердие
Его не
иссякло, Обновляются
они каждое
утро, велика
преданность
Твоя!
[2] Тело –
эгоистическое
желание.
[3] Внимал Я
и слушал, но
не то они
говорят, никто
не
раскаивается
в зле своем,
говоря: «что я
наделал!» -
каждый бегом
возвращается
[на стезю
свою], как
конь, устремившийся
в бой – Йирмеяhу 8, 6.
[4] И отдали
нас от
дурного
человека и от
плохого
товарища – из утренних
благословений,
см. Сидур «Врата
молитвы», стр.
92.