Из книги р. Авраама Мордехая Готлиба "Сулам" (Лестница). Публ. 21. Черновик. Перепечатка запрещена

 

Часть первая. Жизнь и учение рабби Еhуды Ашлага

 

Глава вторая. Основы системы служения Г-споду, практикуемой нашим равом (в самых общих чертах).

 

9.  Принцип 12.

 

У человека в отличие от животного бывают подъемы и спады, кто же называется человеком [1]? Тот, кто прилагает усилия к тому, чтобы уподобиться [1] своему Создателю, находясь на ступени «так же, как Он милосерден, и ты должен быть милосердным» [2]. Но если человек прилагает все свои усилия к занятиям Торой и заповедями из себялюбия, т.е. прилагает усилия ради получения награды в Этом Мире или в Мире Грядущем, то у такого человека нет подъемов и спадов, т.к. его тело [3] не противодействует его работе абсолютно и совершенно. Но если кто-либо выступает против своего тела и хочет подчинить себя Г-споду, да будет Он восславлен, и делает это не ради получения награды, то его тело противодействует ему изо всех сил и рисует его воображению черные картины Торы и заповедей; во всяком случае у такого человека в такой ситуации случаются падения.

 

И адмор рабби Барух Шалом [Ашлаг] говорил: «Спады даются только тому, кто готов и к подъемам». Конец цитирования Святого [праведника]. Он имел в виду, что Небеса вызывают спады у служителей Г-спода, идущих по пути истинному, чтобы затем удостоить их подъемов.

 

И когда человек находится в состоянии спада, то хотя он чувствует горечь, но тем не менее в этот момент для него наступает время испытаний. И о такой ситуации сказано: «Праведники по ним пойдут, а грешники на них споткнутся» [4]. Ибо при этом человек должен сказать, что этот спад действительно вызван ради его же пользы Самим Г-сподом, да будет Он восславлен. Ибо благодаря падениям человек постепенно различает в себе все зло, и тогда он может из глубины своего сердца взмолиться Г-споду, да будет Он восславлен, чтобы Он избавил его [от этого зла]. Напротив, без падений он не различает зло в себе со всей ясностью и поэтому не сможет взмолиться из глубины своего сердца. И наш учитель, да хранят нас его заслуги, пишет о ступени, во время которой происходят спады, что именно тогда человек крепко связан с Творцом, ибо нуждается в Нем всеми своими двумястами сорока восемью органами. А человек не может даже представить, насколько важна связь с Владыкой мира. Напротив, во время подъема он не ощущает себя в чем-то нуждающимся, и такая связь не очень прочна и не столь необходима, как во время спада. Так вот если человек верит во все это и на практике ведет себя соответственно, то он находится на ступени «праведники по ним пойдут» и будет подниматься все выше и выше. Но если человек не может этого принять и поверить, что его спад вызван Г-сподом, да будет Он восславлен, из желания облагодетельствовать Свои творения, то он начинает страдать и впадает в отчаяние и грязнет все ниже и ниже, и о нем сказано: «А грешники на них споткнутся». Пока не смилостивятся над ним Небеса и вновь не дадут ему стимула подняться и встать на путь истинный.

 

По этому поводу приводят слова, приписываемые адмору рабби Менахему Мендлу из Коцка, да хранят нас его заслуги: «Одной ногой я стою на седьмых Небесах, а другой – в самом низу». Цель этого высказывания – определить деликатность положения тех, кто служит Г-споду, да будет Он восславлен, надлежащим образом, ибо если они пойдут [дорогой веры], которая выше их разума и знаний, против воли их тела [3], то они будут находиться на седьмых Небесах, но если их тело одолеет их, то они окажутся в самом низу, ибо подвергнутся самому серьезному наказанию: отдалению от Г-спода, да будет Он восславлен, и отступничеству от Него.

 

Говорил адмор рабби Барух Шалом [Ашлаг]: «Мой отец, господин, учитель и рав [5], да будет благословенна память о праведнике, сравнивал подъемы и спады у человека с тем, как в материальном мире гайка накручивается на винт; при этом гайка каждый раз поднимается и опускается по резьбе винта, но каждый раз поднимается по новому пути, продвигаясь все дальше внутрь и стремясь достичь головки винта. И нельзя сказать, чтобы она каждый раз проходила тот же самый путь. Такова же и работа человека: хотя ему кажется, что он каждый раз опускается до того же самого состояния, это не так. Ибо один день не похож на другой и одно состояние не похоже на другое, и каждый раз он исправляет что-то другое. И все продвижение человека может происходить только благодаря спадам; ведь благодаря тому, что человек чувствует, что находится в состоянии спада, он не довольствуется малым и всегда стремится к своему исправлению». Конец цитирования слов Святого [праведника].

 

Говорил адмор рабби Барух Шалом [Ашлаг], да хранят нас его заслуги: «Когда человек достигает состояния подъема, он должен думать о спаде. Он должен обращать внимание на то, какие мысли были у него во время спада, и возвращаться к тем же мыслям теперь, во время подъема. И когда он видит, что он думал во время падения, он может вернуться к тем мыслям, которые у него возникли во время подъема. Таким образом он может ощутить и хорошо понять, что называется злом. Следовательно мы можем использовать то, что происходит во время спада, именно когда мы находимся в состоянии подъема. И в этом состоит причина того, что мы едим марор в ночь Песаха; ведь в это время мы уже вышли на свободу, и hАлаха такова: если мы не стали есть марор, то мы не вышли. Ибо мы должны ощутить горечь именно во время подъема, чтобы не забыть всю горечь, испытывавшуюся нами во время спада, и обратить ее в сладость». Конец цитирования слов Святого [праведника].

 

Примечания переводчика

---------------------------------

[1] На иврите слово «человек» (Адам) имеет корень Алеф-Далет-Мэм, причем первая из этих согласных не произносится, а слово «уподобиться» (леhаДмот) – корень Далет-Мэм-hЭй, причем третья из этих согласных не произносится. Таким образом, произносимые согласные корней совпадают и это побуждает наших мудрецов искать смысловую связь этих слов.

[2] Так же, как Он милосерден, и ты должен быть милосердным - Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 133б.

[3] Тело – эгоистическое желание.

[4] Прямы пути Г-сподни, праведники по ним пойдут, а грешники на них споткнутся – hОшея 14, 10.

[5] Мой отец, господин, учитель и рав – Бааль Сулам.