Из книги р. Авраама Мордехая Готлиба "Сулам" (Лестница). Публ. 9. Черновик. Перепечатка запрещена

 

Часть первая. Жизнь и учение рабби Еhуды Ашлага

Глава первая. Здание навек

 

6. Рабби Моше Мордехай – выдающийся ученик нашего рава

 

Среди его учеников был один особенный еврей, и имя этого рава – рабби Моше Мордехай Шульц, да будет благословенна память о Святом и праведнике. Рабби Моше Мордехай учился с нашим равом в Гурской ешиве [1], когда они были еще подростками, а затем, когда он женился и продолжал изучать Тору, он стал одним из видных гурских хасидов и с раннего утра сидел в гурском царстве за чистым столом Имрей Эмет, да будет благословенна память о Святом и праведнике. Он даже возглавлял группу людей из сорока человек, что было учительской должностью большой значимости у гурских хасидов. Наш рав принял его в качестве талмид-хавера [2], ибо он был единственным в своем роде и особенным и действительно был выше обычных учеников. Но он просил не рассказывать об этом ни одному человеку и продолжать ходить к гурским хасидам, как всегда.

 

И вот рабби Моше Мордехай настолько прилепился к нашему Святому раву всеми фибрами души и сердца, что он не мог удержаться и не сообщить о существовании своего учителя и рава среди гурских хасидов. Неполных три месяца он сдерживался, помня о своем обещании, а на третий месяц, ожидая вместе со всеми хасидами выхода к «тишу» [3] ребе Имрей Эмет, да будет благословенна память о Святом и праведнике, встал, стукнул по столу и заявил: «Евреи, что вы спите? У нас есть еврей, имеющий в мире столь высокое положение; кто хочет увидеть его, идите со мной!» Естественно, поднялась большая буря среди хасидов, слышавших его слова. И когда услышал об этом наш Святой рав, да будет благословенна память о Святом и праведнике, он тотчас же переехал жить в другой город. И с тех пор его стали преследовать.

 

Раву призыв рабби Моше Мордехая к гурским хасидам обошелся столь дорого, что много лет спустя, когда Имрей Эмет, да будет благословенна память о Святом и праведнике, был в Иерусалиме и к нему пришли просить одобрения книг нашего Святого рава, то рабби Бейт Йисраэль, который был там, заметил: «Я еще хорошо помню дело с рабби Моше Мордехаем».

 

Рабби Моше Мордехай истязал себя, чтобы уничтожить свои вожделения. Когда об этом стало известно Бааль Суламу, он сказал ему прекратить эти действия. И добавил, что если он хочет истязать себя, он даст ему подобные действия другого рода, ибо если не есть и не пить, то эгоизм тела от этого только развивается. И сказал ему ехать в другой город собирать пожертвования. Рабби Моше Мордехай был в Варшаве весьма уважаемым евреем, и задание, которое он получил от нашего Святого рава действительно требовало от него самого настоящего самоистязания. Настолько, что после того, как он несколько раз походил с протянутой рукой, он прекратил это делать, потому что не мог этого выдержать.

 

В письме, датированном 5687 (1926 – 1927) годом, наш рав писал ему так (При Хахам, ч.2, стр.75): Ты знай, что у тебя пока нет ни одного верного друга во всем окружающем тебя мире. И я советую тебе совсем не заниматься исправлением того, что находится вне тебя, а исправлять только то, что внутри тебя. Ибо только то, что внутри тебя, существует для того, чтобы обрести исправление. А главной причиной того, что внутренняя часть портится из-за многочисленных прегрешений, является нечистота, а признаки ее таковы: эгоизм и гордыня. И эта нечистота не боится никаких самоистязаний в мире. А наоборот, она любит их, потому что эгоизм и гордыня множатся и усиливаются благодаря самоистязаниям. Но если ты хочешь очиститься от своих грехов, тебе надлежит заниматься уничтожением эгоизма вместо самоистязаний. Т.е. ты должен почувствовать, что ты – самый низкий и порочный из всех, кто пришел в мир. И необходимо много учиться и много узнать, чтобы понять это. И каждый раз ты должен испытывать себя: не вводишь ли ты себя в заблуждение и не обманываешь ли себя; полезно также на самом деле принижать себя перед своим ближним. Конец цитирования слов Святого и праведника.

 

И вот рабби Моше Мордехай остался связанным с нашим Святым равом всем существом своим, и даже после того, как Бааль Сулам совершил алию в Землю Израиля, они всегда поддерживали эту связь, обмениваясь письмами. И из нескольких писем, дошедших до нас, вырисовывается с бесконечной глубиной и ясностью чудесная картина единения рава и ученика, и все это благодаря истинному служению Г-споду. Есть даже одно письмо, которое наш рав написал из Варшавы (после того, как он совершил алию в Израиль и вновь посетил Польшу), и в нем наш рав пишет, как попытаться получить визу для рабби Моше Мордехая, чтобы он въехал в Землю Израиля через Бейрут (При Хахам, Игрот hаКодеш, стр.53).

 

Примечание переводчика

----------------------------------

[1] Гурская ешива - ешива, основанная и руководимая раввинами из хасидской династии Гур, происходившей из города Гура-Кальвария.

[2] Талмид-хавер – статус промежуточный между статусом ученика и статусом рава.

[3] Тиш – на идише «стол», здесь слово означает религиозное собрание, участники которого сидят за столом или за столами.