Из
книги р.
Авраама
Мордехая
Готлиба
"Сулам"
(Лестница).
Публ. 10.
Черновик.
Перепечатка
запрещена
Часть
первая. Жизнь
и учение
рабби Еhуды Ашлага
Глава первая.
Здание навек
7. Рыба
на Шабат
Рассказывал
его сын,
славящийся
Святостью
своей, адмор рабби
Барух Шалом:
Мой отец,
бывший также
моим
учителем, да
хранят нас
его заслуги,
очень строго
относился к
тому, чтобы
на его чистом
столе в Шабат была
рыба, вплоть
до того, что
сам часто ходил
на рыбалку, и
однажды, в 5675
году (в 1915 году
по григорианскому
календарю)
случилось,
что у моего
отца, бывшего
также моим
господином, учителем
и равом, не
было рыбы, чтобы
достойно
провести
Шабат. И вот
он узнал, что
в реке Висла,
в Германии
(она была под
контролем
Германии),
есть рыба.
Поэтому он
пошел туда,
несмотря на
все
опасности, в
сопровождении
переводчика,
и когда он
пришел, ему разрешили
ловить рыбу в
реке.
Объяснение
произошедшего:
на первый
взгляд, возникает
вопрос: в чем
здесь
величие?
Разве нет hалахи о том, что
человек
должен
позаботиться
о нуждах
Шабата, и наш
учитель, да
будет
благословенна
память о
Святом и праведнике,
разве не
приложил для
этого усилия,
как это и
ожидается от
любого
еврея!? Ниже,
на стр.96, также
рассказывается,
как он ездил,
чтобы
привезти
рыбу и
достойно
провести
праздник, в
чем здесь
величие?
Кроме того,
мы например в
части,
посвященной
биографии
его сына
адмора рабби
Баруха
Шалома (стр.263,
начиная со
слов «В эти»),
что когда его
дочь
заболела
опасной
болезнью, он
произносил
за нее Теhилим, и снова в
чем здесь
величие,
разве любой
еврей не
поступает
так же при
таких же
обстоятельствах?
Чтобы
объяснить,
каков ответ
на этот
вопрос, мы
воспользуемся
притчей, которую
имел
обыкновение
рассказывать
адмор, да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
[1]: Леви
встретил
Реувена, с
которым
дружил с
давних пор.
Спросил Леви
Реувена, где
он живет, и
ответил ему
Реувен, что
он живет на
такой-то
улице в
таком-то
доме. Леви
раскрыл
глаза и
сказал с
удивлением:
разве по этому
адресу не
живет
известный
негодяй
Шимон; наверняка,
он беспокоит
тебя и
отравляет твою
жизнь!
Отвечал
Реувен Леви:
я не знаю, о чем
ты говоришь;
мой
добропорядочный
сосед Шимон
не причиняет
мне никаких
неприятностей;
я не знаю,
почему ты
возводишь на него
напраслину.
Леви
удивился:
разве то, что
Шимон
негодяй, не
широко
известно?
Расскажи-ка
мне, каковы
отношения
между вами.
Отвечал
Реувен: когда
я иду в
магазин, я
всегда
спрашиваю
его, не нужно
ли принести
ему что-нибудь
оттуда, и то
же я делаю,
когда иду купить
овощей, и так
во всех делах
без исключения
я стараюсь
как можно
лучше
исполнить
его желания,
а иногда даже
отдаю
предпочтение
его нуждам по
сравнению с
моими. Засмеялся
Леви и
сказал:
теперь все
понятно. Если
ты служишь
ему всем
сердцем, то
конечно, он
не причинит
тебе
никакого зла;
попробовал
бы ты только
раз сказать
ему что-нибудь,
и ты бы
увидел, какой
бы был
результат ...
Мораль:
когда
человек
выполняет
Тору и
заповеди,
чтобы
получить
вознаграждение
в Этом Мире
или в Мире
Грядущем,
тело [2]
ему
совсем не
противодействует;
наоборот, тело
способствует
такому
выполнению, и
находится
оно в
совершенстве
великом –
ведь человек
приносит ему
большие
выгоды. Но
когда
человек
хочет
соблюдать
Тору и
выполнять заповеди
не ради
получения
вознаграждения,
тело
начинает ему
противодействовать
и вести войну
с человеком.
Тогда
обнаруживается
порочность
тела, которое
ни на йоту не
хочет
уступить
Святости, и
даже из-за
простых и
малозначительных
вещей оно
ведет войну с
человеком. И
об этом
сказано «Чем
больше величие
человека, тем
у него злое
начало больше»
[3]. И поэтому
адмор рабби
Барух Ашлаг
пишет в своих
статьях, что
у служителей
Г-спода, идущих
по пути
истинному,
война ведется
даже по
поводу
простых
действий, ибо
тело
становится
весьма
сообразительным;
оно приходит
и спрашивает:
«Кто
такой
Г-сподь,
чтобы я
послушался
Гласа Его? [4]» и
«Что это за
служба у вас? [5]»
И все это происходит
только тогда,
когда
человека
желает выполнять
Тору и
заповеди
только по той
причине, что
Г-сподь, да
будет Он
восславлен,
велик и
возвышен, а
не из
себялюбия. А
у тех, кто выполняет
[их] из
себялюбия,
много сил для
служения, и
они могут
вершить дела
великие и чудесные,
жертвуя
собой...
И об этом
сказано:
«Вспомню я,
Б-же, и
стенать буду
[6], видя, что
каждый город
построен на
своем холме,
а град Б-жий
низвергнут в
глубины
преисподней
[7]». Смысл слова
«город» [на
иврите Ир]
определяется
по смыслу
имеющего
похожую основу
слова
«пробуждение»
[на иврите hитОрэрут]
к служению
Г-споду. И
поэтому
совершающий
служение
Г-споду
смотрит на
себя и удивляется:
почему, когда
я
пробуждаюсь
для служения
благодаря
себялюбию и
различным
вожделениям,
то все
получается
великолепно,
а когда я
пробуждаюсь
для служения,
когда это
мотивируется
только тем,
что Б-г велик
и возвышен,
то это
служение
разрушительно,
презренно и
имеет вкус
праха!?
И это
ступень
«Наделены
мудростью,
как сыны Адама,
а ведут себя
скромно
подобно
животному» [8].
Это означает,
что тело
служителей
Г-спода,
идущих по
пути
истинному,
наделено
мудростью,
как сыны
Адама, причем
оно становится
весьма
сообразительным
и каждый раз
задает
человеку
острые и
каверзные
вопросы,
чтобы
помешать его
служению.
Однако служители
Г-спода ведут
себя скромно
подобно животному,
т.е.
совершают
действия, как
будто у них
нет этой
мудрости –
подобно
животному, и
это
называется «поступать
по принципу
‘вера выше
разума’». И
поэтому эти
Святые люди
прилагали
большие
усилия,
именно для
совершения
простых действий,
гораздо большие
усилия, чем
прилагал
обычный
человек, ибо
человек не
имеет
обыкновения
совершать
столь
трудные
путешествия,
чтобы принести
рыбу на
Шабат.
Примечание
переводчика
----------------------------------
[1] Адмор, да будет
благословенна
память о
Святом и праведнике
– рабби Барух
Ашлаг.
[2] Тело –
эгоистическое
желание
[3] Чем
больше
величие
человека, тем
у него злое
начало
больше –
Вавилонский
Талмуд, трактат
Сукка, стр.52А.
[4] Кто
такой
Г-сподь,
чтобы я
послушался
Гласа Его? – Шемот 5, 2.
[5] Что
это за служба
у вас? – Шемот
12, 26.
[6]
Вспомню я,
Б-же, и
стенать буду
- Теhилим 77, 4.
[7] Вспомню
я, Б-же, и
стенать буду [6], видя,
что каждый
город
построен на
своем холме,
а град Б-жий
низвергнут в
глубины преисподней
– начало пиюта,
написанного
Амитаем бен
Шефатия в
Италии в
десятом веке
(согласно махзору на Йом Кипур
издательства
Artscroll, и в
восьмом веке
согласно
Википедии) и
произносимого
во время неилы.
[8] Мудры,
как сыны
Адама и ведут
себя скромно подобно
животному –
сказано в
Вавилонском Талмуде,
трактат
Хулин, стр.5Б:
Разве не
написано:Человека
и животное Ты
будешь
хранить,
Г-споди (Теhилим 36, 7), [причем
слово
«животное»
используется
в положительном
смысле, а не в
отрицательном,
как обычно в
Танахе].
Сказал рав Еhуда, что
Рав говорил:
Речь идет о
сынах Адама,
которые
наделены
мудростью, а
ведут себя скромно
подобно животному.