Рав
Авраам
Мордехай
Готлиб
Книга
Сулам [т.е.
лестница]
Часть
первая. Жизнь
и учение
рабби Еhуды
Ашлага
Глава
шестая.
Первая
группа
учеников в
Старом
городе
Вновь
продолжим
рассказ о
жизни нашего
рава: в
начальный
период своей алии
в Землю
Израиля он
изучал [Тору]
в ешиве
Хаей
Олам [1],
находившейся
между
стенами
Старого города
Иерусалима.
Этот период
был очень
трудным, в
месяц он
получал не
больше одной
лиры, и дома
не ели ничего
кроме хлеба и
растительного
масла, и
иногда ели
немного
овощей. Мясо
бывало очень
редко, на Шабат.
Еще
рассказывают,
что вначале
рабейну [2] переоделся
в
традиционные
иерусалимские
одежды, но
увидев, сколь
далеки
каббалисты Иерусалима
от пути
истинного, он
вновь стал
носить
традиционные
одежды
евреев Польши.
Рассказывал
рабби Пинхас
Брандвайн, да
дарует ему
Г-сподь жизнь
и охранит
его: «Когда рабейну
[2] входил в ешиву
Хаей
Олам [1], люди
видели, как
он изучал
Святую книгу
Зоар: поучит
немного по
книге, а
потом
встанет и
долго, на
протяжении
нескольких
часов, ходит
по залу ешивы
из угла в
угол, весь
погруженный
в
размышления.
Затем снова
почитает книгу
какое-то
время, и
снова ходит
несколько часов,
занятый
мыслями о
Святых
[тайнах]. Все
изучающие
[Тору] это
видели и
очень удивлялись,
потому что в
то время было
совсем
необычным
делом видеть
людей,
изучающих книгу
Зоар и
особенно
таким
образом. Они
часто видели
людей,
изучающих
какую-то
проблему по Гемаре
час за часом,
но Святую
книгу Зоар и
труды
Святого Аризаля
обычно
штудировали
без
размышлений
и не понимая.
Поэтому люди,
изучающие
[Тору] в ешиве
Хаей Олам,
очень
удивлялись,
когда видели
человека,
погруженного
в
размышления
о Святой
[книге] Зоар подобно
тому, как
углубляются
в размышления
об открытой
Торе.
И
вот, когда
изучающие
[Тору] в [ешиве]
Хаей
Олам [1]
увидели, что
его усердие и
глубокие
познания в
книге Зоар
несомненны,
они начали
задавать ему
вопросы и
просить
поделиться
своими
знаниями о
служении Г-споду.
И постепенно
стали
известно, что
его познания
в
Каббалистической
мудрости глубоки,как
морские
глубины. В то
время он встретил
нашего
Святого рава
Еhошуа hОровца,
да будет
благословенна
память о праведнике,
также
ходившего в
ешиву Хаей
Олам, и тот умолял
принять его в
ученики;
ответил ему
Бааль Сулам,
что если
соберется
группа достойных
людей, он
начнет
занятия».
Конец цитаты.
Рассказывал
рабби
Менахем
Йосеф
Вайншток, да
дарует ему
Г-сподь жизнь
и охранит
его: «Мой отец
рав Моше
Яир Вайншток,
бывший также
моим
учителем, да
будет благословенна
память о
праведнике,
состоял в родстве
с адморами
из Лелова,
да будет
благословенна
память о
праведниках.
В те времена
он был самым
выдающимся
учеником ешивы
Хаей
Олам [1]. Уже
ребенком он
был
необычайно
прилежным,
изучал Тору
совершенно
без устали,
не прерывая
изучения [3] ни
днем, ни
ночью. И уже в
молодости,
будучи
учеником
ешивы, мой
отец, бывший
также моим
учителем,
обладал
необычайными
познаниями в
Святой книге Зоар.
Он мог стоять
несколько
часов и и
наизусть
проговаривать
целые раздеы
из Святой
книги Зоар.
Когда
Святой рабби
Бааль Сулам
пришел в Хаей
Олам [1], моему
отцу, бывшему
также моим
учителем,
было всего
двадцать два
года. И вот Бааль
Сулам увидел,
что мой отец
был весьма
прилежным, и
поэтому взял
его в
качестве хавруты.
И поскольку Бааль
Сулам много
лет выносил hалахические
решения и
обучал
еврейскому
Закону в
Варшаве, то
они изучали
Йоре Деа [4] [кодекса
Шульхан
Арух] и
трактат Хулин
[Вавилонского
Талмуда], то,
что обычно
учат у любого
учителя еврейского
Закона.
Несколько
недель
спустя, после
того, как наш
Святой рав
разобрался, что
за человек
мой отец, и
увидел у него
большой
интерес к
изучению
внутренней
части Торы и,
что у него
уже были
некоторые
познания в
Святой книге
Зоар, они
решили
провести
совместное
занятие по
изучению этой
книги.
Наш
Святой рав
Бааль Сулам
жил в Старом городе,
а мой отец,
бывший также
моим
учителем, жил
в Батей
Варша (в «Варшавских
домах») на окраине
района Меа
Шеарим («Сто
ворот», в Бэрэйшит
26, 12: «в сто крат»),
но большое
расстояние
для него не
было препятствием.
Ежедневно он
появлялся
перед нашим
Святым равом
в час ночи, и
они
занимались
восемь часов
подряд до
девяти утра.
Он не раз рисковал
жизнью по
дороге на
занятия и обратно.
И с этого
времени душа
моего отца привязалась
к душе
Святого
рабби Бааль
Сулама. И
душа Бааль
Сулама также
привязалась
к душе его
ученика до такой
степени, что
он писал в
одном письме
к нему: «Моше
зажжет [5]
лампаду свою
навеки». А
также
позднее он
посылал его
переговорить
с другими
каббалистами,
находящимися
в Иерусалиме,
среди них
были рав Залман
hАвлин
и рав Шауль
hаКоhен
Двек, да
будет
благословенна
память о
праведниках.
Вначале
мой отец,
бывший также
моим
учителем, не
хотел
говорить
даже своей жене,
насколько
было опасно
ходить туда,
куда он шел
заниматься, и
она по
наивности
думала, что
он ходит в
синагогу
Ешуот Яаков [6],
находящуюся
в районе Мэа
Шеарим;
только когда
она стала
замечать в
дождливые
дни, что он
приходит
мокрый до
нитки, и это
случается
часто, он
рассказал ей
всю правду,
что он ходит
заниматься к
раву в Старый
город. И
однажды моя
мама, бывшая
также моей
учительницей,
перевела
стрелки
часов, чтобы
он проснулся на
час позже,
потому что он
очень устал,
а она его
пожалела. Но
он после
этого
попросил, чтобы
она больше
этого не
делала,
потому что
она не предполагала,
какой ущерб она
нанесла в то
время, когда
он не
появился
перед своим
учителем и равом.
Примечания
переводчика
---------------------------------
[1]
Хаей Олам
(вечная
Жизнь) –
выражение,
встречающееся
несколько
раз в
Вавилонском
и Иерусалимском
Талмуде,
например: Что
[подобно] Торе,
благодаря
которой
[обретают] вечную
жизнь? –
Вавилонский
Талмуд, трактат
Брахот, стр. 21А.
[2] Рабейну
– наш рав, т.е.
учитель и
господин, буквально:
тот, кто выше
нас.
[3] Не
прерывая
изучения –
слова из
Вавилонского
Талмуда, трактат
Бава Меция,
стр. 86А.
[4] Йоре
Деа (Ешаяhу,
28, 9) «Научит
знанию» -
название
второй из
четырех
частей
книги
Яакова
бен Ашер «Арбаа
Турим» -
«Четыре ряда» (Шемот 28, 17))
и
соответственно
кодекса Шульхан
Арух – «Накрытый
стол» (Ехезкель
23, 41) рабби Йосефа
Каро.
[5] Игра
слов: имя «Моше
Яир» можно
перевести
как «Моше
зажжет».
[6] Ешуот
Яаков – спасение
Яакова (Теhилим
44, 5).