Рабби Еhуда Ашлаг. Учение о десяти Сфирот (черновик; перепечатка запрещена)

 

Часть первая. Цимцум вэКав (Ограничение и луч)

 

в двух главах

 

Глава первая [стр.1]

Объясняет понятие
hаЦимцум hаАлеф (Первого Ограничения), когда был ограничен Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного), да будет Он восславлен, чтобы наделить Светом Нээцалим [сосуды, наделяемые Светом см. Вступительные Замечания, ч.3, объяснения слов Маациль и Борэ] и сотворить Нивраим (творения). Содержит пять тем:

1) Перед Цимцумом (Ограничением) был Эйн Соф (Бесконечный), заполняющий все сущее. 2) Побудительный мотив Сотворения – раскрыть Его Имена и названия. 3) Удаление Света из Свивот Нэкуда
hаЭмцаит (окрестностей центральной точки). 4) Пространство, оставшееся после Цимцума (удаления Света) имело круглую форму. 5) Как Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного) однороден, так и Цимцум (удаление Света) было однородным, что составляет суть круглой формы.

Ор Пними (Внутренний Свет)
[Комментарий Бааль Сулама]

Мы должны помнить, что мудрость Каббалы всецело основывается на духовных понятиях, не занимающих ни пространства, ни времени, и в них совсем не происходит никаких исчезновений и замен, и всякий раз, когда в этом учении говорится о каких-то изменениях, то не имеется в виду, что первое состояние исчезает и принимает иную форму, но изменение, о котором говорят, представляет собой исключительно добавление, а первое состояние ничуть не меняется. Ведь исчезновение и изменение – это свойства материального. И все это трудно для начинающих, поскольку слова они воспринимают в соответствии с идиоматикой материального, ограниченного временем и пространством, замещением и изменением; а авторы пользуются этой идиоматикой лишь для символического обозначения высших корней. Поэтому я попытаюсь объяснить каждое без исключения слово в соответствии с его духовной природой, сбросив с него завесу пространства, времени и изменения. А читатель должен твердо запомнить объяснения этих слов, так как невозможно возвращаться к ним снова и снова.

[Аризаль.] Эйц Хаим (Древо Жизни). Шаар Алеф (Портал первый). Анаф Бет (Ветвь вторая).

Тема первая

Перед Цимцумом (Ограничением) был Эйн Соф (Бесконечный), заполняющий все сущее

Знай, что перед тем, как были наделены Светом Нээцалим (сосуды, наделяемые Светом) и созданы Нивраим (Творения), простой [т.е. не делимый на составные части] Высший Свет заполнял все сущее.

Ор Пними

Алеф) Перед тем, как. Что представляет собой духовное время, хорошо разъясняется ниже, в конце [комментария Бааль Сулама]
hИстаклут Пнимит [Углубленный анализ, буквально: внутренний взгляд], [глава девятая, стр. 30], начиная со слова Од (еще). [См. Вступительные замечания, ч. 3]

Бет) Высший. То есть Свет, распространяющийся от Сущности Творца, да будет Он восславлен. И знай, что все имена и определения, появляющиеся в Каббалистическом учении, не относятся, Б-же сохрани, к Сущности Творца, да будет Он восславлен, но лишь к Свету, распространяющемуся от Сущности Творца, да будет Он восславлен; а о Сущности Творца, да будет Он восславлен, не дано нам вообще ни слова сказать, ни звука произнести. Ибо таков закон: ничто непостижимое не известно по имени. И запомни это непременно.

Гимэль) Заполнял все сущее. Это, на первый взгляд, очень странно: разве то, о чем здесь говорится, не предшествует созданию миров, а если предшествует, то о какой реальности, которую Высший Свет должен заполнить, здесь говорится? А дело в том, что все миры и все души, те, что существуют, и те, что будут созданы, вместе с тем, что произойдет с ними до конца их исправления, ведь все они уже заключены в Эйн Соф (Бесконечном), да будет Он восславлен, во всем их великолепии и со всем их наполнением. Таким образом, нам надлежит различать два основных состояния всех составных частей реальности, предстающей перед нами. Состояние первое: в том виде, в каком им установлено пребывать и в каком они пребывают в Эйн Соф, да будет Он восславлен, во всем их совершенстве и великолепии. Состояние второе: количества, в которых они упорядочиваются, нисходят и вновь предстают пред нами после Цимцум Алеф (Первого Ограничения) в пяти мирах, называющихся так: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия, - как будет описано ниже. А то, о чем рав [то есть Аризаль] писал, что Высший Свет, исходящий из Сущности Его, да будет Он восславлен «заполнял все сущее», относится ко всем составным частям реальности в первом состоянии, к тому, какими они упорядочиваются и пребывают в Эйн Соф, да будет Он восславлен, до Цимцума. И он говорит нам, что Высший Свет заполнял их совершенно, так, что в них не оставалось никакого пустого места, которое давало бы возможность сделать их хоть немного более совершенными и внести хоть какое-то исправление (обратись к hИстаклут Пнимит к этому пункту, что бы тщательно разобраться в этом).

Эйц Хаим [сс.1-2]

И не было никакого Маком Пануй (незаполненного места), характеризующегося как Авир Рейкани (буквально: «пустой воздух») и Халаль ([незаполненное] пространство), но было все заполнено этим простым Светом Бесконечного, и не различалось в нем ни Рош (головы), ни Соф (предела [получения Света]), но все было единым простым Светом, совершенно однородным, и называется он Ор Эйн Соф (Светом Бесконечного).

Ор Пними [стр.1]

Далет) Маком Пануй (незаполненного места). Пояснение. До того, как были созданы миры, был только один Бесконечный, да будет Он восславлен, как уже говорилось; не было там «Маком Пануй» то есть Маком Хисарон (места, где чего-то не хватает), в которое надлежало бы получить то, что характеризуется как Тикуним (исправления). Так как Высший Свет заполнял это пространство, где не было установлено места, в границах которого могли бы пребывать низшие и добавить что-то к его совершенству. Но только ввиду произошедшего Цимцума (ограничения), описываемого ниже, образовалась новая категория Хисарон (нехватка) и образовалось незаполненное пространство для Тикуним. Но не вводи себя в заблуждение, будто книга говорит о материальном пространстве.

hЭй) Авир Рейкани (буквально: «пустой воздух»). Имеется в виду не материальный воздух, Б-же упаси, а есть категория духовного Света, которая так называется. Ведь в каждом полном Парцуфе [духовном объекте; Парцуф буквально означает «лицо»] различаются две категории Света, называющиеся Ор дэХохма [буквально: Свет Мудрости] и Ор дэХасадим [буквально: Свет Доброты]: Ор дэХохма рассматривается как сущность Парцуфа, то есть hаХаёт [жизнь] в нем. Ор дэХасадим является всего лишь Светом, «надевающимся» на Ор hаХохма [это то же, что Ор дэХохма; и арамейский префикс дэ-, и ивритский hа- означают, что последующее существительное переводится в родительном падеже], находящийся в Парцуфе, поскольку Ор hаХохма не может «облачиться» в Парцуф, не «облачившись» прежде в Ор дэХасадим. Однако временами, когда эти Парцуфы находятся в состоянии Катнут (малое состояние, «детство»), нет в них ничего кроме одного Ор дэХасадим. И знай, что этот Ор дэХасадим называется именем Авир или Руах, а когда он сам по себе, без Ор дэХохма, он называется именем Авир Рейкани, то есть он свободен от Ор hаХохма и поэтому ожидает, что Ор hаХохма распространится внутрь него и заполнит его. И говорит нам Рав [то есть Аризаль], что до того, как были созданы миры, то есть в Эйн Соф, да будет Он восславлен, во всем сущем не было ничего, что бы квалифицировалось как Авир Рейкани, поскольку не было там недостатка ни в чем, как уже объяснялось.

Вав) И Халаль ([незаполненное] пространство). Чтобы объяснить значение этого слова, ты сначала должен знать, что такое Кли Рухани (духовный сосуд). А именно, когда Нээцаль [наделяемый Светом] получает от Маациля [Наделяющего Светом] Шефа Хаётав (буквально: Благодать Жизни его, то есть наслаждение, представляющее собой жизнь Нээцаля), он обязательно имеет стремление и желание получать этот свой Шефа от Него, да будет Он восславлен; и знай, что мера этого стремления и желания есть весь Хомер (материал) Нээцаля вместе взятый. Так что все, что есть в Нээцале [наделяемом Светом] помимо этого материала, уже относится не к тому, что квалифицируется как его материал, а к тому, что квалифицируется как его Шефа (Благодать), который он получает от Маациля [Наделяющего Светом]. И более того, этот материал есть мера Гадлут (величины, полноты, зрелости) и Комы(духовной высоты) каждого Нээцаля [сосуда, наделяемого Светом], каждого Парцуфа и каждой Сфиры. Ведь распространение Высшего Света от Маациля [Наделяющего Светом] воистину безгранично и безмерно, но только Нээцаль [тот, кто наделяется Светом] самостоятельно ограничивает [получаемый им] Шефа (Благодать), чтобы получить не больше и не меньше того, что ему диктует его стремление и желание получить; ведь это истинная мера, принятая в духовном, так как там отсутствует понятие принуждения, а все зависит от желания. И поэтому мы называем это "желание получать" Кли Кабала (сосудом получения) Нээцаля. И квалифицируется оно как материал Нээцаля, ведь благодаря ему отделился [Шефа] от Маациля, дабы называться ему именем Нээцаль, ибо он ограничен родом этого материала, который совершенно отсутствует в Творце, Б-же упаси, так как желания получать абсолютно невозможно найти в Маациле, не дай Б-г, так как от кого Он получит? И пойми это.

И ниже объясняется, что присущи этому материалу четыре ступени, от Катнут до Гадлут hаКабала (от низшего до высшего уровня получения), из которых четвертая ступень, характеризуется высшим уровнем получения и существует во всей своей полноте только в Эйн Соф (Бесконечном), до того, как были созданы миры; так вот только с нею происходит то, что является сутью Цимцума (ограничения [получения Света]). И будет объяснено ниже, что [четвертая ступень] исторгла весь Шефа (всю Благодать), бывший у нее в состоянии Эйн Соф (Бесконечный), и осталась в состоянии «Халаль» Пануй (незаполненного пространства). И именно это имел в виду рав [т.е. Аризаль], говоря, что до того, как был создан мир, то есть в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен), не было этого «Халаль» Пануй, как уже объяснялось.

Заин) Заполнено этим простым Светом Бесконечного. То есть низшие своими действиями не могли к этому совершенно ничего добавить.

Хэт) И не различалось в нем ни Рош (головы), ни Соф (предела [получения Света]). Понятия Рош и Соф будут объяснены ниже.

Тэт) Единым простым Светом. Пояснение. Не было в Нем ступеней малости и величия, но все было однородным, как написано ниже.

Йуд) Совершенно однородным. То есть нет там Закут (чистоты [тонкого листа переплавленного металла]) и Авиют (толщи [куска руды с примесями]), с помощью которых упорядочиваются и различаются ступени. Ведь эти различия появляются в мирах только в новом состоянии Цимцума (ограничения [получения Света]), что будет объяснено ниже.

Каф) Ор Эйн Соф (Светом Бесконечного). И необходимо преодолеть следующую трудность: поскольку у нас нет никаких постижений в Эйн Соф (Бесконечном), то откуда Он известен по Имени, ведь как известно, каждое Имя указывает на постижение, которое мы обретаем в Нем с помощью указаний, содержащихся в Имени и смысла этого Имени. И [казалось бы] невозможно разрешить эту проблему, так как Имя Эйн Соф (Бесконечный) указывает только на отсутствие постижения, а если бы это было так, то мы бы употребили синоним «Непостижимый»; а дело в том, что это Имя указывает нам на все различие, существующее между Эйн Соф и всеми мирами, находящимися ниже Него, и это связано с Цимцумом (ограничением [на получение Света]), наложенным после Эйн Соф; ведь везде, где пробуждалась эта сила, она ограничивала Свет [поступающий] туда и, таким образом, это свечение прекращалось и достигало своего предела. И поэтому любой предел, установленный для любого свечения, и его прекращение в любом Парцуфе вызывается только с помощью этого Цимцума. И более того, только благодаря существованию этого предела и прекращению этого [свечения], появляются и создаются все новые объекты и их наполнения и все возможные изменения, которые только происходят в мирах. И благодаря тому, что этот Цимцум (ограничение [на получение Света]) не налагается там, в Эйн Соф (в Бесконечном), там следовательно нет места понятиям Соф (предел [получения Света] и [Его] Сиюм (прекращение), и благодаря этому называется Он Именем Эйн Соф (Бесконечный), и это указывает, что к Нему совершенно неприменимы понятия Соф и Сиюм, и ввиду этого ясно, что этот Свет прост [т.е. не имеет структурных составляющих] и совершенно однороден, ибо одно зависит от другого, как уже говорилось.

Тема вторая (сс. 3 - 4)

Побудительный мотив Сотворения – раскрыть Его Имена и названия

И когда возникло у Него желание простое - сотворить миры и наделить Светом Нээцалим [см. Вступительные Замечания, ч.3, объяснение слова Маациль]. Чтобы явить свету совершенство [применим также перевод: завершение] деяний Своих и Имена Свои и названия Свои, ибо такова была причина Сотворения миров.

Ор Пними (стр. 3)

Ламед) Возникло
[буквально: поднялось] у Него желание простое. Не удивляет, как характеризуется желание в Эйн Соф (Бесконечном) – выше всего Замысла, до такой степени, чтобы сказать «Возникло [буквально: поднялось] у Него желание простое» и т.д., ибо ты должен понять это, принимая во внимание то, что, как объяснялось выше, обязательно есть в любом Нээцале - желание получать от Маациля Его Благодать, хорошенько посмотри там. Но то, что заключено в Эйн Соф, да будет Он восславлен, есть «простое желание» в том смысле, что
hУ уШемо Эхад (Он и Имя Его едины) , как написано в Пиркей деРабби Элиэзер, гл.1, а также в словах Рава [т.е. Аризаля] ниже. Ибо «hаОр» (Свет), заключенный в Эйн Соф, называется «hУ» (Он), а «hаРацон леКабэль» (желание получать), заключенное в Эйн Соф, называется «Шемо» (Имя Его) и эти два [Объекта], по сути дела, попросту едины, так что нет между Ними никакого разделения.

Однако здесь говорят не о видимом разделении и соединении, не о разделении и соединении, постижимом в материальном мире, где разделяются с помощью движения в удаленное место или в близкое место, ибо то, что представляет собой духовное, как известно, совершенно не занимает места. Но знай, что разделение в духовном происходит только посредством возникновения «Шинуй Цура» (качественного различия). Таким образом, что если один духовный объект приобретает дополнительную форму, отличающуюся от той формы, которую он имеет, это означает, что при этом вышел этот духовный объект из состояния «Эхад» (единый), превратившись в два отдельных объекта, удаленных друг от друга благодаря наличию в этих двух формах противоположных свойств. И подобно тому, как объекты материального [мира] отдаляются друг от друга и соединяются друг с другом путем пространственного удаления и пространственного сближения, так и объекты духовного [мира] разделяются и соединяются, благодаря возникновению качественного различия и качественного сходства, причем качественное различие отделяет одно от другого, а качественное сходство прилепляет одно к другому; и запомни это, ибо это – первые врата, ведущие к мудрости.

А теперь пойми суть приведенной выше [фразы] «Он и Имя Его едины», и понятия «простое единство», которое мы с такой точностью констатируем в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен), ведь такое единство поразительно для Всемогущего, да будет Он восславлен. Ведь объяснялось выше, в Ор Пними (п. Вав), что различие между Маацилем и Нээцалем [см. Вступительные Замечания, ч.3, объяснение слова Маациль] возникает благодаря свойству, [называющемуся] «Рацон леКабэль» (желанием получать), которое есть в Нээцале и которого нет в Маациле, и вследствие этого качественного различия отделился Нээцаль от Маациля и приобрел свое собственное имя, чтобы называться Нээцалем, а не Маацилем (внимательно посмотри там).

Ввиду приведенного [там] объяснения, существует возможность сделать ошибку и подумать, что Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного), называющийся «Он» не сливается полностью, Б-же упаси, с Эйн Соф (Бесконечным), называющимся «Имя Его», то есть «желание получать» Шефа (Благодать) и Свет, называющийся «Он»; ведь Высший Свет, исходящий от Сущности Его, да будет Он восславлен, и называющийся «Он», полностью характеризуется только Своим альтруистическим устремлением, и в нем нет совершенно ничего от желания получать, как объясняется там. Иначе обстоит дело с Эйн Соф, называющимся «Имя Его», так как есть в Нем желание получать, и отличающимся поэтому от Высшего Света, ибо нет в Нем, Б-же упаси, никакого желания получать, как уже объяснялось, а известно, что качественное различие ведет к разделению, не дай Б-г. И говорят нам «Пиркей деРабби Элиэзер», а также Рав [т.е. Аризаль] (ниже) так: это не соответствует действительности, Б-же упаси, но Он и Имя Его едины в простом единстве, ибо нет между Ними никакого различия (см. ниже, стр. 47, статья вторая). И несмотря на то, что между ними, то есть между [понятиями] «Он» и «Имя Его» неминуемо существует некоторое качественное различие, как уже объяснялось, тем не менее оно не действует там [т.е. в Эйн Соф] абсолютно и совершенно. И несмотря на то, что мы не понимаем этого, это в любом случае так, вне всякого сомнения. И об этом говорили, что в Эйн Соф Барух
hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен) невозможно ни помыслить, ни постичь ничего о Г-споде абсолютно и совершенно, ибо это выше нашего разума (продолжение см. в следующем [Ор Пними]).

Тема третья.

Удаление Света из Свивот Нэкуда hаЭмцаит (окрестностей центральной точки).

[Текст Аризаля] (сс. 4, 6, 9)

И вот тогда ограничил Себя Бесконечный в центральной точке, что в самом центре Него, и ограничил этот Свет, и удалился [Свет] в стороны от [буквально: в стороны окрестностей] центральной точки.

Ор Пними (стр.4)

Мэм) Ограничил Себя Бесконечный. Комментарий.
Ты уже знаешь смысл [выражения] «Он и Имя Его едины», что несмотря на существование Шинуй
hаЦура (качественного различия) [между Светом и сосудом], когда hаРацон леКабэль (желание получать) заключено в Эйн Соф, Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен) тем не менее это не приводит ни к какому различию между [желанием получать] и Высшим Светом, но они находятся в простом единстве. И вместе с тем, эта сущность, о которой [здесь] говорится, становится причиной и вызывает создание миров и раскрытие совершенства деяний Его, Имен Его и названий Его, согласно словам рава [т.е. Аризаля], [приведенным] здесь, что благодаря созданию миров и их нисхождению до Этого Мира, здесь возникла новая возможность дать место работе над Торой и заповедями ради того, чтобы не «леКабэль» (получать), а только «леhаШпиа» (доставлять) удовольствие Создателю [буквально: Преобразившему Свет], да будет Он восславлен; ведь тогда души становятся способны превратить природу желания получать, заключенного в них, отделившихся от Маациля, в ее противоположность, в альтруистическое желание, то есть [в желание] получать от Маациля, чтобы доставить Ему удовольствие, поскольку Он желает этого; как написано мной ниже, см. в п. Цади, это означает качественное сходство с Маацилем, называющееся Двэйкут (слиянием) и Йихуд (единством, соединением), как сказано выше, [в п. Ламед] начиная со слова «Однако», что тогда [души] дистанцировались от желания получить и обрели свойства альтруистического желания, то есть природу Самого Маациля. А ты уже знаешь, что качественное сходство создает единство в духовном, и поэтому миры при этом возвращаются в свое исходное состояние, что и описывается перед нами.

И об этом писал рав [т.е. Аризаль], «когда возникло [буквально: поднялось] у Него желание простое - сотворить» и т.д.. «Возникло» означает поднялось в процессе очищения и слияния благодаря тому, что уменьшил и ограничил Он количество желания получать присущего ему, чтобы достичь качественного сходства с Высшим Светом; и несмотря на то, что желание получать находилось в Эйн Соф (в Бесконечном) и называлось Мальхут дэЭйн Соф (Царством Бесконечного) или «Шемо» (Именем Его), как говорилось раньше, не было у него никакого ощущения нехватки по причине качественного различия с Высшим Светом, когда оно сливалось с Ним, как уже говорилось; вместе с тем Он украсил Себя качественным сходством с Высшим Светом, во всяком случае, избавившись от большой части этого желания получать, называющейся Его Бхиной Далет (четвертой ступенью), чтобы достичь большего слияния с Высшим Светом. Ведь сближение по свойствам привело к Двейкут (слиянию), как сказано выше, [в п. Ламед] начиная со слова «Однако», и именно это выражается словом «Ала» (возникло [буквально «поднялось» ]), то есть поднялась Мальхут дэЭйн Соф (Царство Бесконечного), и в этом смысл слов «желание простое», и прилепилась к Высшему Свету, то есть уменьшила она свое желание получать, как уже объяснялось.

И об этом рав [т.е. Аризаль] писал: «И вот тогда ограничил Себя и т.д.», - ведь уже объяснялось (
выше, в п. Вав), что вся Благодать и весь Свет в Нээцале, а также его [духовная] высота, измеряется тем, сколько в нем желания получить, внимательно посмотри там; и поэтому после того, как Мальхут дэЭйн Соф (Царство Бесконечного), о которой уже говорилось, ограничила себя и уменьшила свое желание получать, так или иначе, Свет и Благодать удалились по причине уменьшения желания. В этом и состоит понятие Цимцума (ограничения получения), что возниновение желания вызвало исторжение Света и Благодати оттуда.

Нун) В центральной точке, что в самом центре Него. И это, на первый взляд, странно; ведь раз там [т.е. в Эйн Соф (в Бесконечном)] нет Рош (головы, начала) и Соф (предела, конца), то где же ты нашел Эмца (центр), и более того, как будто мы, Б-же упаси, сталкиваемся с тем, что Он, как и материальное, занимает место. А дело в том, что, как уже объяснялось, в Эйн Соф, да будет Он восславлен, также обязательно различается желание получать, но в смысле «желания простого» [слова Аризаля], то есть нет в нем различия между ступенями, ни малого, ни великого, как уже говорилось, потому что в желании получать, находящемся там, не наблюдалось качественного отличия [от Высшего Света], которое бы как-то разделяло [их], Б-же упаси, и поэтому [желание получать] нисколько не было меньшим по значимости, чем Высший Свет. Ты также должен знать, что по четырем ступеням Высший Свет должен распространяться, пока не раскроет в Нээцале это желание получать во [всем] совершенстве, прочным и устойчивым.

А причина необходимости в четырех ступенях заключается в том, что желание получать, о котором уже говорилось, сразу же [после его возникновения] сочетается с hитПаштут (распространением) Света от Источника, и таким образом считается, что Свет вышел из Маациля и [этот процесс] получил имя как самостоятельное явление, а именно hитПаштут (распространение) от Маациля, и более того, что не присуще [Свету Самому по Себе] качественное отличие желания получать [от Маациля], ведь ясно, что Он пока еще есть Бхинат Маациль (то, что характеризуется как Маациль), а не то, что характеризуется как распространение в смысле перемещения от Маациля и выхода из Него. Ибо в духовном невозможно представить себе никакого разделения кроме вызванного качественным различием (см. выше, в п. Вав, [точнее, в п. Ламед] а также в hИстаклут Пнимит здесь [планируется перевести поже]). Но пока отсутствует раскрытие этого желания по инициативе самого Нээцаля, оно еще не укореняеется в Нээцале, то есть Нээцаль должен страстно возжелать получить Шефа (Благодать), ибо тогда считается, что желание получать раскрывается по инициативе самого Нээцаля. И вот это страстное желание может существовать только тогда, когда в нем нет Благодати, поскольку только тогда возможно, чтобы он страстно возжелал Ее таким образом, чтобы «желание получать» раскрылось в нем по его собственной инициативе. И тогда окончательно формируются и укореняются сосуды получения. Ты должен знать еще одну вещь: вся hитПаштут (распространение) Света от Маациля как бы включена в желание получать, как уже говорилось, ведь в ней должно быть заключено [что-то] от альтруистического желания, иначе были бы Маациль и Нээцаль противоположными качественными сущностями, то есть совершенно разделены, Б-же упаси, ибо противоположность свойств отдалила бы их друг от друга, как далеки восток от запада, и поэтому весь Свет обязан распространяться от Маациля, чтобы было заключено [в Нээцале] также [что-то] от альтруистического желания, чтобы существовало качественное сходство между Маацилем и Нээцалем. И когда в Нээцале раскрывется это альтруистическое желание, к нему от Маациля притягивается великий Свет, благодаря пробуждению этого желания, и этот Свет везде называется Ор дэХасадим (Светом праведности или милосердия). А hитПаштут hаАлеф (первое распространение) от Маациля, в котором, как объяснялось выше, заключено желание получать, везде называется Ор дэХохма (Светом мудрости) или Ор hаАцмут (Светом сущности [Нээцаля]). И запомни хорошенько эти два вида Светов. И знай, что второй Свет, Ор дэХасадим, гораздо ниже первого Света, Ор дэХохма, потому что Он притягивается при самостоятельном приложении усилий и пробуждении Нээцаля, стремящегося обрести желание качественного сходства с Маацилем, ибо таким образом им прилагаются усилия и он пробуждается, дабы обрести альтруитическое желание, как уже объяснялось. Напротив, hаhитПаштут hаАлеф (первое распространение), то есть Ор дэХохма, притягивается непосредственно от Маациля, и Нээцаль совершенно не участвует в Его притяжении, и поэтому [Ор Хохма] безмерно выше [Ор Хасадим], и следовательно «Ор hаХохма» считается сущностью и жизнью Нээцаля, а «Ор дэХасадим» считается только Светом исправления, доводящим Нээцаль до совершенства.

Теперь ты должен разобраться в четырех Бхинот (стадиях) и ступеней, обязательно существующих в каждом Нээцале, как уже говорилось. Ибо сначала распространяется Свет и выходит из Маациля, как сказано выше, находясь в состоянии Ор дэХохма (Свет Мудрости), когда в Нем заключено исключительно «hаРацон леКабэль» (желание получать), и это есть Бхина Алеф (первая стадия). А затем превозмогает в этом Свете состояние hаРацон леhаШпиа (альтруистическое желание) и притягивает Ор дэХасадим (Свет праведности или милосердия), как уже говорилось, и эта hитГабрут (это преодоление) считается Бхиной Бэт (второй стадией). А затем совершает этот Ор дэХасадим (Свет праведности или милосердия) hитПаштут Гдола (великое распространение), что будет разъяснено позднее, это есть Бхина Гимэль (третья стадия). И после того, как появились и раскрылись три Бхинот (стадии), о которых сказано выше, во всей их полноте, тогда возвращается и пробуждается сила желания получать, заключенная в hаhитПаштут hаАлеф (в первом распространении) [Света], и возвращает и притягивает Свет Хохма. И именно такова цель окончательного формирования устойчивого желания получать в Парцуфе, чтобы [эта устойчивость] раскрылась в виде hиШтокэкут (страстного желания); иными словами, когда не было в Парцуфе Света Хохма, а только Свет Хасадим, то есть после вышеупомянутой Бхины Гимэль (третьей стадии), когда у Нээцаля существовало страстное желание получить Свет Хохма, это страстное желание создало в нем устойчивое желание получать и которое завершило формирование у [Нээцаля] Клей hаКабала (сосудов получения), чего не произошло при hитПаштут hаАлеф (первом распространении) (см выше [в настоящей публикации под заголовком «Ор Пними (стр. 7)»], начиная со слов «А причина необходимости). И поэтому Клей hаКабала (сосуды получения) окончательно формируются лишь в этой Бхине Далет (на этой, четвертой стадии), называющейся также hитГабрут Бэт (вторым преодолением), и после окончательного формирования этой Бхины Далет в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен), произошел в ней Цимцум, что означает hиСталкут (исторжение) hаРацон леКабэль (желания получать) из этой Бхины Далет, что привело к hиСталкут (исторжению) Ор Эйн Соф Барух hУ (Света Бесконечного, да будет Он восславлен), оттуда (внимательно посмотри то, что написано выше, на стр. 4, начиная со слов: И об этом рав [т.е. Аризаль] писал: «И вот ...» [в конце публикации, под заголовком Ор Пними (сс. 4 – 5), второй абзац]) {6} [ссылка на приведенный ниже Ор Барух]; (см. ниже, на стр. 48, рисунок 4).

Вот и разъяснены четыре Бхинот (стадии), обязательно существующие в каждом Нээцале, из которых Бхина Алеф (первая стадия) называется Первым распространением или Хохмой. А Бхина Бэт (вторая стадия) называется Первым преодолением или Биной. А Бхина Гимэль (третья стадия) называется Вторым распространением или Зеир Анпином. А Бхина Далет (четвертая стадия) называется Вторым преодолением или Мальхут. Из них два распространения считаются Зэхарим (относящимися к мужскому началу, буквально: мужчинами), поскольку они характеризуются как Шефа (Благодать), который притягивается от Маациля: ибо первое распространение – это Шефа Ор hаХохма (Благодать Света Хохма), а второе распространение – это Шефа Ор дэХасадим (Благодать Света Хасадим). А два преодоления – это две Нуквин (женщины), поскольку они являются стадией пробуждения Нээцаля и преодоления желания собственными силами, причем первое преодоление – это пробуждение в Нээцале, целью которого является «альтруистическое желание», становящееся источником Света Хасадим, как уже говорилось. А второе преодоление – это пробуждение в Нээцале, целью которого является «желание получать», становящееся сосудами получения, Парцуфом, окончательно формируясь во всей желаемой мере. И это, то, что везде называется Бхина Далет (четвертой стадией).

И вот эта Бхина Далет и есть то, что называется Нэкуда Эмцаит (центральной точкой), находящейся в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен), и именно это имел в виду рав (т.е. Аризаль), говоря: «ограничил Себя Бесконечный в центральной точке, что в [самом центре] Него». И называется она так, поскольку является сосудом получения Света Эйн Соф Барух hУ (Бесконечного, да будет Он восславлен), который безмерен и не имеет границ вовсе. И поэтому считается она объектом подобным точке внутри и в центре этого Света. А Свет окружает ее и прилепляется к ней со всех сторон и направлений до бесконечности. Ибо только таким образом Высший Свет может иметь совершенно бесконечную и неограниченную область действия; напротив, относительно сосуда получения, существующем после Цимцума (ограничения [получения Света]) и ниже, то есть относительно низших Нээцалим, считается, что область действия Света находится во внутренней части их сосудов получения, так как стенки сосудов, которые представляют собой сущность четырех Бхинот (стадий), [различаемых] в них, ограничивают Свет внутри себя определенным количеством, и причина этого заключается в том, что сосудам присуща Авиют, что описывается ниже; наоборот обстоит дело в Эйн Соф Барух hУ, ибо там Свет и сосуд находятся в простом единстве, в том смысле, что Он и Имя Его едины (как написано выше, в пункте Ламед, начиная со слова «Ввиду»); и вследствие этого сосуд вовсе не ограничивает область действия Света, и поэтому Свет в нем находится на стадии Эйн Соф (Бесконечный). Вот и дано подробное объяснение понятия центральной точки, находящейся в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен); при этом не говорится, Б-же упаси, ни о каком месте, ни о материальном пространстве, имеющем осязаемые измерения, но Бхина Далет Эйн Соф называется так, именем, характеризующим простое единство с Высшим Светом, как уже объяснялось.

А понятие Цимцума (ограничения [получения Света]), происходящего в этой центральной точке, уже объяснялось выше, в п. Мэм, начиная со слов «И об этом писал рав» [см. также вступительный Ор Шалом в начале публикации, а также комментарии рабби Баруха Ашлага, помещенные ниже указанного места]; разберись в этом хорошенько.

Самех) И удалился. Об удаленности в духовном объясняется в пункте Ламед), начиная со слова «Однако» (см.) Объясняется также, что в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен) не было никакого удаления, Б-же упаси, между центральной точкой, под которой подразумевается сосуд, и Светом (см.); но после того, как [Эйн Соф] ограничил Свет, не допуская Его внутрь центральной точки, раскрылось благодаря этому ее качественное отличие от Света, ведь в Высшем Свете нет абсолютно ничего от желания получать, а эта точка находится в состоянии «желание получать», отличающемся от Света, как уже говорилось, и поскольку они отличаются друг от друга по свойствам, они и удалены друг от друга в меру разделения, вызванного их качественным различием, как уже говорилось, и об этом рав [т.е. Аризаль] писал «удалился» и т.д.

Айин) В стороны от [буквально: в стороны окрестностей] центральной точки. Четыре Бхинот (стадии), о которых говорилось выше, называются также четырьмя сторонами. И сообщает нам рав [т.е. Аризаль], что Цимцум (ограничение [получения Света]) не был наложен ни на что кроме лишь центральной точки, о которой уже говорилось, что это Бхина Далет (четвертая стадия), тем не менее Свет был исторгнут из всех четырех Бхинот, по той причине, что в духовном не происходит частичного действия, и поэтому Он исторгается и из [остальных] трех Бхинот.

Тема четвертая

Пространство, оставшееся после Цимцума (ограничения [получения Света]) имело круглую форму

[Текст Аризаля] (стр. 9)

И тогда остались: Маком Пануй (незаполненное место), Авир (воздух) и Халаль Рейкани (свободное пространство), [простирающиеся] от самой центральной точки.

Ор Пними

Пэй). И тогда остались: Маком Пануй (незаполненное место), Авир (воздух) ... Уже объяснялось это выше, в пункте Далет) и в пункте hЭй) (см.)

[Слова Аризаля] (сс. 9 – 10)

И вот этот Цимцум (ограничение получения Света) был однородным в этой незаполненной окрестности центральной точки, так что место этого пустого пространства было Игуль (кругом), со всех сторон совершенно однородным, и не фигурой квадрата, имеющего прямые углы, в соответствии с тем, что и Эйн Соф (Бесконечный) ограничил себя будучи в состоянии Игуль (кругом), одинаково со всех сторон.

Ор Пними

Цади) Этот Цимцум (ограничение получения Света) был однородным. Пояснение: без различия ступеней малого и великого. И не является затруднительным то, что после того, как уже раскрылось качественное отличие [от Маациля], присущее центральной точке благодаря исторжению Света из нее, что раз так, то обязательно должны ввиду этого также существовать меры малости, то, что одна из трех предыдущих Бхинот (стадий) по своему качественному отличию [от Маациля] меньше другой, ибо например Бхина Гимэль (третья стадия) чище центральной точки, поскольку количество этого желания присущего ей меньше, чем у Бхины Далет (четвертой стадии), а также Бхина Бэт (вторая стадия) чище Бхины Гимэль, поскольку количество желания получать присущего ей меньше, чем у Бхины Гимэль; а Бхина Алеф (первая стадия) чище их всех, поскольку количество желания получать присущего ей меньше, чем у них всех, и поэтому качественное отличие [от Маациля в ней] не различимо так, как в них. Ведь здесь присутствует различие между малыми и великими ступенями, как же рав [т.е. Аризаль] говорит, что Цимцум (ограничение получения Света) был однородным в окрестности точки? А ответ таков: потому что Цимцум не сделал центральную точку стадией «Соф» ([не установил в ней] предел [получения Света]), то есть если бы Свет был исторгнут из точки ввиду присущего ей качественного отличия [от Маациля], то она, несомненно, стала бы поэтому стадией «Соф», то есть наименьшей ступенью, такой, что нет ступени, которая была бы ниже нее ввиду малости своей, ибо тогда для нас было бы также явным отличие трех предыдущих Бхинот (стадий), бывших бы более значимыми по сравнению с центральной точкой, одна выше другой. На самом деле, этого не произошло, ибо Цимцум (ограничение получения Света) произошел не благодаря качественному отличию [от Маациля] присущего точке, так как этого не может быть, ведь еще в Мальхут дэЭйн Соф (Бесконечного) мы имеем дело с тем, что там нет никакого качественного различия между ней и Светом, поскольку она и Свет пребывают в простом единстве в том смысле, что Он и Имя Его едины, как говорились выше. А смысл того, что происходит Цимцум, заключается только в том, что возникло у Него желание простое создать миры и т.д. (см. в п. Мэм) начиная со слова «Комментарий» [т.е. с начала пункта]), что означает, что [Бесконечный] пожелал того самого качественного сходства, которое в будущем раскроется с помощью сотворения миров, то есть состояния получения ради того, чтобы доставить удовольствие Создателю, ибо это – самая высшая ступень: так как, с одной стороны, это абсолютный альтруизм, ибо все желание заключается только в том, чтобы доставить удовольствие Создателю, да будет Он восславлен, и оно совсем не преследует удовлетворение собственных нужд, и поэтому оно совершенно совпадает по свойствам с Высшим Светом Маациля и следовательно прилепляется к Нему, да будет Он восславлен, в абсолютном слиянии. А с другой стороны, [Бесконечный] может углублять и увеличивать свой сосуд получения без конца и без края, так как получение в его теперешней форме не создает никакого качественного отличия [от Маациля], поскольку оно проистекает из альтруистического желания. И это соответствует тому, что говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, (в [Вавилонском Талмуде], трактат Кидушин, стр. 7а), что [на свадьбе] в случае, когда [жених] был выдающимся человеком, [невеста] дала деньги, [положенные согласно обряду] Кидушин, и он сказал: «Вот ты посвящаешься мне», ведь таким образом она освящается [т.е. подобно освященному предмету, разрешенному только избранным, ей разрешается вступать в близость только со своим мужем] несмотря на то, что в Торе написано: «И даст ей в руку» [разводное письмо, Дварим 24,1 и 24,3; по правилам герменевтики выводится, что указания, содержащиеся в Торе по поводу церемонии развода, должны использоваться при установлении брачной церемонии], то есть [будущий] муж должен дать деньги Кидушин; тем не менее, поскольку он – выдающийся человек, наслаждением является то, что он получает от нее; подарком как бы является именно то, что он – выдающийся [человек]; внимательно разберись в том, что там написано. Ведь «получение из альтруистических побуждений» - это даяние, а не получение. И поэтому то, что выдающийся человек получает от нее деньги, подобно тому, будто он дает ей деньги, и это подобно написанному в Торе «И даст ей в руку», потому что он получает только для того, чтобы доставить женщине удовольствие, чтобы оказать ей честь тем, что он получает.

И следует из этого объяснения, что в основе причины Цимцума [ограничения получения Света] лежало только стремление обрести новое качество «получающего с альтруистической мотивацией», которое в будущем раскроется в результате сотворения миров (как уже говорилось в п. Мэм), начиная со слова «Комментарий» [т.е. с начала пункта]), но это совсем не произошло из-за какой-либо Авиют, которую [Нээцаль] ощутил в центральной точке, ибо не было там никакой Авиют и никакого отличия [от Маациля], Б-же упаси, как уже говорилось, и поэтому не стала центральная точка стадией «Соф» (установлением предела получения Света) в результате Цимцума. И поэтому совершенно невозможно различать [там] малое и великое, и именно об этом писал рав [т.е. Аризаль], что Цимцум был совершенно однородным.

Куф) Было кругом, со всех сторон совершенно однородным, и не фигурой квадрата. Пояснение. Несомненно, в результате Цимцума [ограничения получения Света] здесь образовалась какая-то фигура, и хотя Цимцум был однородным (что было тщательно разъяснено выше, в предыдущес абзаце) и его причиной не было качественное отличие [творения от Творца], однако после Цимцума и исторжения Света из этой центральной точки раскрылось, что Высший Свет не пригоден для того, чтобы слиться с ней, из-за свойства Гадлут hаКабала (великого получения) присущего ей; и поскольку это раскрылось, она упала со ступени, которая была ей присуща в Эйн Соф (в Бесконечном). А если так, то она уже считается стадией Соф (пределом [получения]), что означает Авиют (желание получать, [буквально толща]), какой нет ниже нее: ибо поэтому только эта центральная точка осталась Халаль Пануй (незаполненным пространством) и больше непригодна для облачения в нее Света (см. выше, в п.Вав), начиная со слова «Чтобы» [т.е. с начала пункта]), а три предыдущих ступени по высоте и чистоте еще пригодны для облачения в них Света и после Цимцума. И вместе с тем мы объясняли выше (в предыдущем абзаце [начиная со слов «И следует»]), что она не становится стадией Соф (пределом [получения]), по приведенной выше причине (см.). И это уточняет рав [т.е. Аризаль]: «Так что место этого пустого пространства было Игуль (кругом), со всех сторон»; хочу сказать, не самой [стадией] Соф, а подобной Соф, присутствующему на «круглой фигуре», Соф (конец) которой находится в ее центре.

Таким образом, представляй себе эти четыре Бхинот (стадии) подобными четырем кругам, один внутри другого, как слои луковицы, причем центральный круг – это Бхина Далет (четвертая стадия), ее окружает Бхина Гимэль (третья стадия), а ее окружает Бхина Бет (вторая стадия), а ее окружает Бхина Алеф (первая стадия). И таким образом, никакая стадия среди них не различается как верхняя, нижняя, левая и правая. Так как Бхина Алеф например одной половиной охватывает их всех сверху, а другая половина оказывается охватывающей их всех снизу, и так же обстоит дело с остальными стадиями, а если так, то здесь нет верха и низа и точно так же правой и левой стороны. Таким образом, среди них нет одной, которая была бы выше другой, а все они равноценны. А почему это так, уже объяснено (ранее, [в п. Цади)]): потому что причиной Цимцума (ограничения [получения Света]) было не качественное отличие [от Маациля], тщательно разберись в том, что там написано. И именно это уточняет рав: «Игуль (кругом), со всех сторон совершенно однородным», и пойми это.

Тема пятая

Как Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного) однороден, так и Цимцум (удаление Света) был однородным, что составляет суть круглой формы.

[Текст Аризаля] c. 10 - 11)

А причина заключалась в том, что поскольку Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного) совершенно однороден, то он должен также ограничивать Себя одинаково со всех сторон и не ограничивать себя с одной стороны больше, чем с остальных сторон. И известно из геометрии, что нет фигуры более одинаковой [со всех сторон], чем фигура круга. Иначе проявляются фигура квадрата с выступающими прямыми углами, а также фигура треугольника и остальные фигуры.

Ор Пними (стр. 11)

Рэйш) Чем фигура круга. Уже объяснено выше [в п. Куф].

Шин) Фигура квадрата с выступающими прямыми углами. То есть если бы там было отличие между верхом и низом, правой и левой стороной, то это иллюстрировалось бы фигурой квадрата, где присутствуют эти четыре стороны, являющиеся наименованиями четырех Бхинот (стадий), о которых говорилось выше. Однако было не так, а было [место Цимцума, то есть исторжения Света] круглой фигурой, и ей не было присуще тех различий, о которых сказано выше [в п. Куф].

Тав) Фигура треугольника. Указывает на ступень, на которой присутствуют только три Бхинот (стадии), и не достает там Бхины Далет (четвертой стадии). То есть три стороны – это верхняя, правая и левая. И не достает там нижней стороны, и это называется фигурой треугольника.

[Текст Аризаля]

И поэтому должен был Цимцум Эйн Соф (ограничение [получения Света] Бесконечным) иметь круглую форму.