Рабби
Еhуда
Ашлаг.
Сущность
религии и ее
цель. С hЭарот
вэБиюрим
(Замечаниями
и комментариями)
рава Авраама
Мордехая
Готлиба (черновик,
перепечатка
запрещена)
Сущность
религии – в
том, чтобы
развить в нас
чувство
осознания
зла.
hЭарот
вэБиюрим
143) Выходит,
он называет
осознание
зла чувством.
Вообще
говоря,
существует
пять чувств,
т.е. пять
способов
ощущения
присущих
человеку, с
помощью
которых он
связан с
окружающим миром.
А здесь он
указывает на
шестое чувство:
«чувство
осознания
зла», т.е. у
человека
должно
развиться
ощущение и
восприятие присущего
ему зла. Пять
чувств
присущи ему от
природы;
напротив,
шестое
чувство
выходит за
пределы
естественного
порядка вещей,
и на самом
деле у
большинства
сынов Адама
оно не
наблюдается,
а
наблюдается
лишь у ничтожного
процента
людей. В
связи с этим
нужно отметить,
что органом,
предназначенным
для
осознания
зла, является
мозг
человека, ибо
с помощью
умственных
усилий
человек может
ощутить
присущее ему
зло.
Следовательно он
указывает,
что в этом
«сущность
религии», ибо
религия – это
система
законов и
установлений,
данных нам из
Б-жественного
Источника,
чтобы
достичь
определенной
цели, и здесь
он указывает,
что на самом
деле
состояние,
которого
необходимо
достичь – это
осознание
зла.
[Текст
Бааль Сулама]
Вот слова
наших
мудрецов, да
будет память
о них благословенна
(Бэрэйшит
Рабба, часть 44
[1]): но какое
дело Святому
[Творцу], да
будет Он
восславлен,
до того, кто
режет
[скотину] с
гортани или с
затылка? Но
не даны
заповеди ни
для чего иного,
как только с
целью очистить
творения с их
помощью;
конец цитаты;
а о том, что
означает это
очищение,
хорошо объясняется
в статье Дарование
Торы (п.12);
посмотри
[сам], что мы
там написали.
hЭарот
вэБиюрим
144)
Что означает
это очищение.
Понятие
«Цируф»
[буквально:
переплавка]
означает
«очищение», и
выше он
объяснял, что
это отсутствие
нечистоты
себялюбия
присущего
человеку. И
этого можно
достичь
только посредством
осознания
зла и в
зависимости от
его степени и
меры.
Следовательно
осознание
зла – это
условие
достижения
такой
чистоты.
[Текст
Бааль Сулама]
А
здесь я
объясню, в
чем суть
развития [в
нас осознания
зла],
достигаемого
с помощью Торы
и заповедей.
И знай, что
осознание
зла в нас
означает, что
наградой
тому, кто
выполняет
заповеди,
может стать
его
постепенное
и медленное
очищение, а
[степень]
осознания зла
в нас
воистину
характеризует
стадии этого
очищения.
hЭарот
вэБиюрим
145)
Осознание
зла в нас.
Следовательно
зло
пребывает в
нас, только мы
не осознаем
его. И с помощью
Торы мы можем
осознать: 1)
что
проявления
реального
мира, которые
мы считали
хорошими, на
самом деле
плохие. 2) С
помощью Торы
мы
«поднимаем»
подсознательные
желания в
сознание. Ибо
пропорционально
укреплению
добра в
человеке в
нем укрепляется
и зло; ведь
выбор
вынуждает
всегда
достигать
сбалансированности.
Следовательно
только человеку,
в котором
много
хорошего, в
противовес
этому добру
раскрывается
много зла, «поднимающегося»
из
подсознания
в сознание. Но
если в
человеке
мало добра,
то ему также раскрывается
мало зла.
146)
Наградой
тому, кто
выполняет
заповеди, может
стать его
постепенное
и медленное
очищение.
Очищение
должно быть
постепенным
и медленным,
т.к. человек
за один раз
неспособен
переварить
присущее ему
зло. И если
ему сразу раскроется
ощущение
присущего
ему зла, он не
сможет жить.
[Текст
Бааль Сулама]
Ибо человек
уже от
природы
готов
отвергнуть все
зло, что в нем,
и искоренить
его, и это
качество
заложено в
равной
степени в
каждом творении
до единого, а
все отличие
между двумя
творениями
состоит
исключительно
в осознании
зла, поскольку
более
развитое
творение
осознает в
себе больше
зла и так или
иначе
различает и
исторгает
зло из себя в
большей мере,
а неразвитое
[творение]
следовательно
ощущает в
себе меньшее
количество
зла, а
поэтому не
исторгает
зло из себя,
разве что в
небольшой
мере, и из-за
этого
овладевает
им нечистота,
так как оно
совершенно
неспособно
осознать эту
нечистоту.
hЭарот
вэБиюрим
147)
Человек уже
от природы
готов
отвергнуть все
зло, что в нем,
и искоренить
его.
Ибо какой
человек не
страдает от
зла в нем, и
можно
сказать, что
это
проистекает
от нашего Источника,
Которому не
присуще зла.
И поскольку
всякая ветвь
желает
походить на
свой корень,
он мгновенно
распознает
внутри себя
реальнось,
которая
осознается и
ощущается им
как зло, и
немедленно
начинает
прилагать
усилия для
того, чтобы
уничтожить и
исторгнуть
ее из себя.
148)
Следовательно
согласно
еврейской
религии
понятие «великий
человек»
означает, что
он в самой
большой мере
осознает,
сколько в нем
зла, и
чувствует
себя
презреннейшим
из людей. И
таков пример Моше
рабейну [2], т.к. о
нем говорит
стих Торы (Бамидбар
12, 3): «А муж Моше –
скромнейший
из всех
людей, что на
лице земли». И
с одной
стороны,
говорит Святая
книга Зоар,
что он
удостоился
Высшей ступени
из возможных
со стороны
постижения Б-жественности,
к которой только
способен
устремиться
сын рода
человеческого,
а с другой
стороны, он
был самым скромным
из всего
человечества.
Т.е., поскольку
он ощущал в
себе зло
самой
большой силы
из всех
людей, он
чувствовал
себя
презреннейшим
из всех;
воистину,
только
благодаря этому
и благодаря
уничтожению
своего эга, он
удостоился
наивысшей из
ступеней.
И
согласно
еврейской
религии
маленький
человек – это человек,
ощущающий,
что зло в нем
невелико, и
во всяком
случае он ни
на что не
способен: ни
на
исправление,
потому что он
не может
исправить то,
чего у него
нет, ни на единение
с Б-гом по той
причине, что
живет во лжи,
а никакая
истина не
может жить в
одной упряжке
с ложью, ни на
единение с
людьми, ибо никакой
гордец не
может войти в
общество людей.
И
необходимо
отметить, что это
зависит от
уровня
развития
души человека,
определяющегося
несколькими
причинами: 1)
душевными
качествами,
передавшимися
по наследству;
2)
претерпеваемыми
человеком
страданиями, что
называется
«земной путь»; 3)
серьезным
отношением к
книгам и
единением с
начитанными
людьми [3], что
дает
человеку возможность
все более и
более верно
определять,
что такое
добро и что
такое зло.
Кроме того,
книги и
начитанные
люди дают
человеку
ощутить, что
добро рельно
существует в
мире, а
сущность
добра – это
любовь. И благодаря
этому он
начинает
видеть,
каково его
существование,
видеть в
черном и
непривлекательном
свете, потому
что оно
подчинено
получению и
себялюбию. 4)
Человек
прилагает
усилия, чтобы
стать добрым,
и это
приводит к
осознанию
зла, как уже говорилось.
Это вызвано
тем, что: а)
улучшение
ситуации
заставляет
человека осознать,
что его
низость есть
зло. Чтобы провести
линию всегда
требуется
две точки, т.е.
наряду с друг
другом
должны
существовать
две
противоположности.
б) Когда
человек
прилагает
все больше
усилий для
того, чтобы
стать добрым,
и приближается
к цели,
возникает
все большее
противодействие
со стороны
его желания
получать; во всяком
случае, когда
такое
противодействие
возникает, он
видит сколь
велика сила
зла в нем.
Следовательно,
если человек
видит, что
его дурные
влечения,
страсти и эго
усиливаются
все больше,
то это знак
того, сколь велико
в нем добро.
Но
необходимо
разобраться
в следующем:
если «великий
человек»
означает, что
он осознает в
себе большое
количество
зла вплоть до
того, что он
ощущает себя
ниже любого
человека, как
он, с другой стороны,
может
выполнить
[заповедь]
«Служите
Г-споду в
радости» [4]? И
откуда он
возьмет радость?
На это нужно
ответить, что
по мере того,
как человек
все больше
видит
истинное положение
вещей, т.е.
насколько велика
власть над
ним желания
получать и
насколько
велико его
неверие, и
чем больше он
видит, какова
пропасть
между ним и
Творцом, тем
более
радостным
событием для
него будет
любой, даже
незначительный
контакт с Творцом,
потому что Он
для него
непостижим.
Напротив,
когда он
ощущает в
себе
небольшое количества
зла, то он не
может
радоваться
любой
частице
Святости, ибо
он считает,
что постигает
Его в большой
мере.
[Текст
Бааль Сулама]
И
чтобы не
утомлять
читателя,
объясним в
общих чертах,
[что такое]
зло и добро,
подобно тому,
как это
объяснялось
в статье Дарование
Торы (п.12): что
зло в общих
чертах есть
не что иное, как
себялюбие,
называющееся
эгоизмом и
являющееся
противоположностью
по свойствам
Творцу, да
будет Он
восславлен, в
Котором
совершенно
нет желания
получать
ради Себя, а
Он желает только
одарять; и,
как
объясняется
там (в пп. 9 и 11), удовольствие
и
наслаждение
в общих
чертах соответствуют
мере
близости
[творения и его]
Создателя по
свойствам в
то время, как
страдание и
ощущение
невыносимости
в общих
чертах
соответствуют
мере отличия
[творения] от
его
Создателя по
свойствам (посмотри
там, если
хочешь
изучить это
достаточно
подробно); и
потому
эгоизм
отвратителен
нам и
причиняет
нестерпимую
боль, что он
по свойствам
противоположен
Создателю, да
будет Он
восславлен.
hЭарот
вэБиюрим
149)
Следовательно,
поскольку
Творцу не
присуще
эгоизма, то
присутствие
в нас эгоизма
определяется
как зло.
Однако
определяется
зло не на
бумаге и не в
рамках
философии, а
зло
определяется
субъективно,
в зависимости
от того,
каким его
воспринимает
и ощущает
каждый
человек.
Следовательно
мера осознания
зла
присущего
человеку
означает меру,
в какой он
ощущает себя
злым. И это
определяется
по-разному, и
эти
определения
меняются по
мере того,
как
понемногу
расширяются
наши
горизонты,
ибо есть
человек,
считающий, что
если он не
крадет у
другого, то
ему не присуще
зла. И есть
человек, не
нуждающийся
в постижении
порочности
воровства, а
вся его проблема
в том, что он
заботится
только о том,
чтобы
обеспечить
всем
необходимым
себя и не
заботится о
нуждах
другого, и
это ощущается
им как зло.
Так вот эти
различия являются
следствием
его
достижений:
насколько
серьезно его
отношение к
книгам и насколько
успешно его
единение с
начитанными людьми
[3], ибо уровень
книг и
начитанных
людей может
быть
различным. И
если это
уровень того,
что лежит на
поверхности
и лишено
глубины, во
всяком
случае
требования,
предъявляемые
им к себе,
низкие и
легко
выполнимые
для него, то
ему в любом
случае не
приходит в
голову, что
он считается
злым. Однако по
мере того,
как он
начинает
серьезно
заниматься
по более
глубоким и
правдивым
книгам и
присоединяется
к имеющим
более глубокие
знания и
более
правдивым
«начитанным людям»,
определения
добра и зла
становятся все
более
верными и
более трудно
выполнимыми, обязывающими
к очень
тяжелой
работе, которая
выше
человеческих
сил, и
которая
требуется,
чтобы
устоять в
соответствии
с этими определениями,
и тогда он
ощущает свое
желание
получать
вершиной
высокой горы,
которую невозможно
покорить. И
поэтому
многие люди
совершенно
невосприимчивы
к таким истинам,
ибо эти
истины не
столь хорошо
известны, так
как скрыли их
великие люди
Израиля по
той причине,
то люди
общины
Израиля не
могут их
выдержать. Но
в нашем
нынешнем
поколении,
которое
становится
все более
испорченным
и в котором
уже не
осталось
места, где бы не
было великих
и
опустошительных
страданий,
люди в любом
случае
вынуждены
продолжать
поиск новых
истин и новых
определений добра
и зла в жизни.
Но
многие люди
еще не восприимчивы
к таким
вещам, и
когда они
сталкиваются
с ними
впервые, им
это кажется
ложным
учением, о
котором
совсем
ничего не
написано в
Торе. И им не
приходит в
голову, что
это азбука
Торы,
определяемая
[стихом] «И
люби Г-спода
Б-га твоего
всем сердцем
твоим, всею
душою твоею и
всеми силами
твоими» [5], а
также стихом
«А теперь,
Израиль, что
Г-сподь Б-г
твой требует
от тебя?
Только любви
к Г-споду и
трепета
перед Ним» [6]. А
любовь уже
определена в
предыдущем
стихе, и
должна она
быть столь
альтруистичной,
т.е. столь
нацеленной
на даяние,
что человек согласился
бы
пожертвовать
своей душой ради
нее («всем
сердцем
твоим и всею
душою твоею ...»).
Поэтому
здесь стих
учит, что
такое альтруистическое
желание. И во
всяком
случае мы
понимаем, что
является его
противоположностью.
И вот
появились
наши мудрецы,
да будет
память о них
благословенна,
и сказали,
что Тора
создала
ступень,
предваряющую
[обретение
альтруистического
желания], чтобы
набираться
опыта
противостояния
желанию
получать, и
это [принцип]
«И возлюби ближнего
своего, как
самого себя» [7],
являющийся параллелью
понятия
любви к
Г-споду;
кроме того,
он должен
обрести
состояние
«всею душою твоею
и всеми
силами
твоими»,
однако это
средство для
того, чтобы
практиковаться,
средство
более
доступное в
повседневной
жизни, с
помощью
которого
человек
может продвигаться
вперед с
большой
скоростью. Следовательно
согласно
всему
сказанному, все,
что человек
делает ради
самого себя,
есть зло,
поскольку он
качественно
противоположен
Творцу, да
будет Он
восславлен.
[Текст
Бааль Сулама]
Однако это
отвращение
не одинаково
в каждой
душе, но мера
его различна
от души к
душе, так как дикий,
неразвитый
человек
совершенно
не осознает,
что эгоизм
есть зло, и
поэтому он проявляет
его в
открытую, без
какого-либо
стыда, и
ничто не останавливает
его от
грабежа и
убийства на
глазах у всех
любого
[человека],
попадающегося
ему под руку;
а [человек],
немного
развитый, уже
ощущает
некоторую
меру своего
эгоизма как
зло и, по
крайней мере,
стыдится
проявлять
его открыто –
грабить и
убивать на глазах
у людей, но
все же втайне
приводит свой
умысел в
исполнение. И
оказывается,
что наиболее
развитый из
них ощущает
эгоизм прямо-таки
отвратительным,
до такой
степени, что
совсем не
может его
вынести, и, по
мере осознания
его,
вытесняет и
исторгает
его
совершенно,
пока не
[ощутит]
нежелание и
невозможность
наслаждаться
страданиями
других; и
тогда
начинают
пробуждаться
в недрах его
искры любви к
другим,
называющейся
альтруизмом
и являющейся
всеобщей
мерой добра;
и эти [искры]
также
вспыхивают в
нем постепенно
и в
определенном
порядке в
процессе его
развития, то
есть сначала
развивается в
нем чувство
любви к
родным и
близким и желание
наделить их
всем
необходимым,
как написано
в Танахе: и от
родственника
твоего не скрывайся
[8]; а с
развитием
его
распространяется
его
альтруизм на
всех
окружающих, будь
то его
земляки или
соплеменники,
и продолжает
расти, пока
его любовь к
другим не превратится
в любовь ко
всему
человечеству
в целом.
hЭарот
вэБиюрим
150) Пока
не [ощутит]
нежелание и
невозможность
наслаждаться
страданиями
других.
Следовательно
до этого
места он
определяет
ступень «не
делай» [9],
обретаемую
благодаря
тому, что
развиваясь,
человек
постепенно все
больше и
больше
следует
принципам
морали и не
хочет что-то
брать и
чем-то
наслаждаться
за счет другого.
А далее он
говорит о
[ступени]
«делай» [10], также
обретаемой
благодаря
тому, что
развиваясь,
человек
постепенно
все больше и
больше
следует
принципам
морали и
развивает в себе
любовь к
другим, а
«любовь»
означает, что
он
поступается
своими
нуждами ради
нужд других и
стремится
удовлетворить
нужды других,
а не свои
нужды. А что
касается
понятия
«других», к
которым он
испытывает любовь,
то и здесь
происходит
постепенное развитие,
и то же можно
сказать о
самой любви;
здесь
постепенное
развитие
заключается
в том, что
человек все
больше и
больше готов
жертвовать
собой ради
любимого.
151) Сущность
религии – в
том, чтобы
развить в нас
чувство
осознания
зла.
Уточнения
Нам
надлежит осознать
присущее нам
зло.
Заповедь шхиты
состоит в
том, чтобы
резать
именно с
гортани. Наши
мудрецы, да
будет память
о них благословенна,
задавали
вопрос, какое
дело Святому
[Творцу], да
будет Он
восславлен, с
этого ли
места режут
или с другого
[1].
Заповеди – это
средство, а
не цель. Во
всяком
случае, главный
вопрос не в
том, с этого
ли места режут
или с другого
[1]. Главный
вопрос в том,
чего этим
достигают.
Ответ:
очищения
творений от нечистоты
себялюбия.
Святой
[Творец],
да будет Он
восславлен,
решил, что
резать надо с
гортани [1], и
это средство
очищения
творений. И
необходимо
знать, что
различные
формы
заповедей
проистекают
от Духовных
Источников,
находящихся
в Высших мирах.
Это и
хотели
подчеркнуть
наши мудрецы,
да будет
память о них
благословенна,
- человеку
надлежит
притянуть к
своей душе Свет,
заключенный
в Торе и
заповедях, и
с помощью
этого Света
он может
распознать в
себе зло.
В
трактате
Псахим
[Мишны, глава 1,
мишна 1, стр. 195, в
файле стр.203] написано:
«В ночь на 14 [нисана]
ищут квасное
при свете
свечи».
Квасное
символизирует
зло присущее
человеку. И
его ищут, только
сравнивая со
Светом Торы.
И без нее
человек не
может
осознать
присущее ему
зло.
Развитый
человек – это
человек,
осознающий
присущее ему
зло. Каждому
нормальному
человеку, не
являющемуся
ни больным,
ни ангелом,
присуще
желание
получать
наслаждение
и удовольствие
ради
собственных
нужд. С этим
качеством
человек
рождается.
Чем больше зла
присущего
себе
осознает
человек, тем
более
великим
человеком он
считается.
Великий
человек – это
человек,
осознающий
присущее ему
зло и не
пытающийся
скрыть его, а
стремящийся
избавиться
от него,
потому что
его Источник
добр, а
каждая ветвь
желает
походить на
свой корень.
Способность
человека
отличить, что
является
добром, а что –
злом и
оценить,
какой ему
наносится
вред, является
осознанием
зла.
Чтобы
прийти к
осознанию
зла, человеку
необходимо
проделать
путь
развития,
который бы
позволил ему
увидеть,
сколько зла
присуще ему.
Все
творения
заинтересованы
в том, чтобы
избавиться
от присущего
им зла.
Биркат Шалом
[11], да хранят нас
его заслуги,
писал: [В
стихе] «И
Амэйх [народ
твой] все
праведники» [12]
читай не
«Амэйх», а «Амха»
[13] – неразвитые
люди.
Неразвитые
люди – это люди,
считающие и
ощущающие
себя
праведниками.
Но поскольку
стих Танаха (Коhелет
7, 20) гласит: «Нет
на земле
праведника,
который бы не
грешил», они
верят, что у
них есть
какой-то
налет
греховности,
но во всяком
случае им
присуще не
так много
[зла], от
которого нужно
избавиться.
Не
будь ситуации,
в которой
человек
осознает, что
ему присуще
какое-то зло,
он не смог бы
избавиться
от него. Если
же в этом ему
не сопутствует
успех, то это
просто знак
того, что он
не осознает
присущее ему
зло.
Чем
больше
усилий
приложит
человек,
[выполняя заповедь]
любви к
другим, тем
больше он
освободится
от себялюбия
и только так
сможет
достичь
единения с
Творцом,
Который Добр
и творит добро
[14].
Примечания
переводчика
---------------------------------
[1] Но
какое дело
Святому
[Творцу], да
будет Он восславлен,
до того, кто
режет
[скотину] с
гортани или с
затылка? Но
не даны
заповеди ни
для чего иного,
как только с
целью
очистить
творения с их
помощью –
Бэрэйшит
Рабба, часть 44, см. глава
24 (Лех Леха), п. 1,
стр.361.
[2]
Рабейну – наш
рав, т.е.
учитель и
господин, буквально:
тот, кто выше
нас.
[3]
Серьезное
отношение к
книгам и
единение с
начитанными
людьми – как
сказано в
hЭарот вэБиюрим,
п.75,
пятый абзац с
конца, книги –
это Святые
книги, а
начитанные
люди – это
люди, идущие
по пути Торы.
[4]
Служите
Г-споду в
радости – Теhилим
100, 2.
[5] И
люби Г-спода
Б-га твоего
всем сердцем
твоим, всею
душою твоею и
всеми силами
твоими - Дварим 6,
5.
[6] А
теперь,
Израиль, что
Г-сподь Б-г
твой требует
от тебя?
Только трепета
пред Г-сподом
Б-гом твоим,
всегда
ходить стезями
Его, и любви к
Нему – Дварим
10, 12.
[7] И
возлюби
ближнего
своего, как
самого себя – Вайикра
19, 18.
[8] И от
родственника
твоего не
скрывайся - Ешаяhу
58, 7.
[9]
Ступень «не
делай» -
наложение
запретов, в
частности
выполнение
запретительных
заповедей;
здесь
имеются в
виду запреты
и
запретительные
заповеди,
касающиеся
отношений с
другими
людьми.
[10]
Ступень
«делай» -
совершение
активных
действий, в
частности
выполнение
заповедей, предписывающих
активные
действия;
здесь имеются
в виду действия,
имеющие
целью делать
добро другим
людям, и
заповеди,
предписывающие
активные
действия по
отношению к
другим людям.
[11]
Выражение
«Биркат
Шалом»
(благословение
мира),
по-видимому,
впервые
употребляется
Раши.
В его
комментарии
к Берейшит
33,11 оно
означает
умиротворение
(Эйсава
Яаковом),
а в
комментарии
к Дварим
29, 18 – пожелание
себе мира. В
более
поздней литературе
так
называется
последнее
благословение
Амиды.
Здесь оно
используется
как имя рабби
Баруха
Ашлага.
[12] И
народ твой
все
праведники - Ешаяhу
60, 21.
[13]
И «Амэйх», и
«Амха»
означает
«народ твой».
По-видимому,
имеется в
виду, что
слово «Амэйх»
в этом стихе [12] имеет
позитивный
оттенок, а
слово «Амха» в
большинстве
стихов Торы
относится к
народу,
который
согрешил.
[14]
Добрый и
Творящий
добро - Теhилим
119, 68.