Рабби Еhуда Ашлаг. Сущность религии и ее цель. С hЭарот вэБиюрим (Замечаниями и комментариями) рава Авраама Мордехая Готлиба  (черновик, перепечатка запрещена)

 

Религия приносит пользу не творениям, а тому, кто служит [Всевышнему]

 

Многие ошибочно сравнивают нашу Святую Тору с этическим учением, однако такое случилось с ними потому, что им никогда в жизни не пришлось ощутить вкуса религии; и для них приведу я стих Танаха: Вкусите и узрите, как добр Г-сподь [1].

 

hЭарот вэБиюрим

 

158) Наш Святой рав хочет сказать, что люди, вкусившие Б-жественный Свет [2], понимают, что этика и религия – это разные вещи, т. к. религия возвышает человека, чтобы он прилепился к Творцу всего, в то время, как этика в конечном счете появляется для того, чтобы избавить человека от неприятностей. И различие между ними столь же велико, как различие между морем и землей, и они столь же далеки друг от друга, как творение от Творца. А люди, убежденные в равноценности текстов, написаных людьми Б-жьими и текстов, написанных философами народов мира, считают так потому, что их статус очень низок, потому что они никогда по-настоящему не шли по стезе религии и во всяком случае никогда не осознавали, насколько религия выше, и поэтому они гордо размахивают знаменем справедливости и равенства, т. е. не считают, что мы стоим выше этих народов. Но истина такова: «Вот народ отдельно живет и меж народами не числится» [3], т. е. нет совершенно никакой связи и подобия между нашей Торой с одной стороны и иными учениями и чуждыми философскими теориями с другой.

 

[Текст Бааль Сулама]

 

И действительно два этих [учения]: этика и религия, - предназначены для одного и того же: чтобы поднять человека из нечистого и недалекого себялюбия и привести его в высшую точку любви к другим, но вместе с тем, между одним и другим такая же пропасть, как между Замыслом Творца, да будет Он восславлен, и помыслами творений, ибо религия происходит из замыслов Творца, да будет Он восславлен, а этическое учение произошло из помыслов земных людей и их жизненного опыта, и поэтому бросается в глаза разница между ними во всем, что касается как их применения, так и конечной цели, поскольку, когда мы используем этическое учение, познание добра и зла происходит в процессе его применения; как известно, это учение в соответствующей мере связано с достижением успеха в обществе; иначе обстоит дело с религией: мы познаем добро и зло в результате того, что мы ее практикуем, и она в соответствующей мере связана исключительно с одним Г-сподом, да будет Он восславлен, то есть [она приводит] от различия по свойствам с Создателем, да будет Он восславлен, к близости с Ним по свойствам, называющейся слиянием, о чем было разъяснено пред нашими глазами в статье Дарование Торы (в пп. 9, 10, 11; внимательно посмотри там).

 

hЭарот вэБиюрим

 

159) Но вместе с тем, между одним и другим такая же пропасть, как между Замыслом Творца, да будет Он восславлен, и помыслами творений. Наша Святая Тора – это сами Замыслы Творца, ибо что представляет собой вся Тора? Разве не альтруизм и даяние? А сутью альтруизма и даяния является Творец, да будет Он восславлен.

 

160) И поэтому бросается в глаза разница между ними во всем, что касается как их применения, так и конечной цели. Имеется в виду, что между религией и этикой существует как различие между применением принципов морали, так и различие в конечной цели.

 

161) Подведение итогов. А) Человек должен сделать для себя выбор, какие помыслы он хочет принять: либо Замыслы Творца станут его помыслами, либо помыслы человека. Следовательно он желает указать нам на то, что этика и религия очень далеки друг от друга, т. к. этика – это помыслы одного только человека, а какова ценность человека? А религия – это Замыслы Самого Г-спода, да будет Он восславлен. Б) Успех этики измеряется успехом общества, т. е. ее выгоды – есть общественные выгоды. Пояснение. Добро и зло по этической шкале относится к обществу, т. е. то, что вредит обществу, есть зло, а то, что приносит пользу обществу, есть добро. Напротив, в религии успех измеряется мерой приближения к Творцу, т. е. то, что приближает человека к Творцу хорошо, а то, что отдаляет человека от Творца, плохо. Вот и подумай, насколько далеко одно от другого. С точки зрения применения различие очень велико, и в основном потому, что разграничения между добром и злом, обусловленные обществом, меняются и не являются окончательными, ибо в каждый следующий день общество может извлекать выгоду из другого; напротив, такие разграничения, установленные Творцом, окончательны и никогда не меняются. Дополнительное обстоятельство: этика появилась для того, чтобы приносить личную выгоду людям, составляющим часть общества, ибо именно это определяет, что в обществе является добром. Напротив, наша Тора ведет к [обретению] чисто альтруистических качеств и не содержит никакого элемента собственной выгоды. Например может возникнуть какая-то ситуация, в которой общество решит, что в настоящее время по экономическим причинам необходимо привлечь иностранных рабочих. А на практике это решают наиболее состоятельные люди общества, желающие использовать дешевую рабочую силу. Но на самом деле иностранные рабочие подобны казни, не описанной в Торе: А) потому что приучают народ полагаться на  иностранцев вместо того, чтобы полагаться на собственных граждан. Б) Они забирают работу у жителей страны. В) И хуже всего то, что они привозят сюда чуждую культуру других народов. И возможно, завтра приедет другой человек, который захватит власть, и примет решения, противоречащие другим мотивам [принятия решения привлечь иностранцев]... Напротив, Тора учит человека опираться лишь на одну реальность – реальность Творца и изучать, что приближает его к Творцу и что отдаляет его от Творца, а именно преследование собственной выгоды всегда отдаляет, а любые альтруистические деяния приближают, и это неизменно и является абсолютной истиной, и это единственный принцип, возвышающий человека над его природой.

 

И необходимо подчеркнуть, что если человек живет по законам Торы, то справедливость в обществе, несомненно, также воцарится наилучшим образом, но если человек все измеряет только общественной пользой, то он не достигнет ни справедливости в обществе, ни слияния с Б-жественностью.

 

[Текст Бааль Сулама]

 

А также их цели в крайней степени далеки друг от друга, поскольку целью этического учения является достижение общественного благосостояния на основе критического анализа жизненного опыта практическим разумом, и, в конечном счете, [достижение] этой цели не сулит никакой сверхъестественной выгоды, и поэтому, как известно, на пути к этой цели до сих пор не пройдена стадия общего анализа, ибо кто может доказать индивиду, что именно такие блага положены ему, и сделать это настолько убедительно, чтобы он ощутил себя обязанным ограничивать себя хотя бы в малейшей мере ради общественного блага; напротив, [достижение] цели религии гарантирует счастье самого человека, практикующего ее. Ибо мы ясно доказали, что постигнув любовь к другим, человек сразу переходит в состояние слияния, то есть близости по свойствам к своему Создателю, да будет Он восславлен, и в единении с Ним переходит человек из нашего тесного мира, полного страданий и преград, в вечный и просторный мир щедрости к Господу, да будет Он восславлен, и к творениям.

 

hЭарот вэБиюрим

 

162) Пояснение. По этическим законам человек должен отказаться от самых разных вещей, которых желает его душа, ибо такова природа этих законов, что ограничения, которые они налагают, касаются частностей. Так вот целью является достижение счастья или справедливости в обществе. Но когда желание получать человека, чего-то страстно желающее, начинает взвешивать на чаше весов, а стоит ли это того, и когда с одной стороны ухудшается ситуация с получаемым им удовольствием, а с другой ухудшается положение со справедливостью в обществе, то нет никаких сомнений, что у него не будет сил даже однажды слонить чашу весов к общественному благосостоянию. И поэтому человек неспособен устоять в такой ситуации, и практика показывает, что когда стараются установить власть закона и порядок и обеспечить их соблюдение и все это регулируется этикой, то когда индивид чувствует, что его личное счастье важнее, и когда он предполагает, что закон не сможет властвовать над ним, то учитывая все это, он просто поступает по собственному усмотрению.

 

Это хорошо описывает ситуацию в коммунистических государствах, ибо индивид на практике не может реализовать их главный принцип «Работай по способностям и получай по потребностям», т. к. человеческое эго противодействует работе с максимальной отдачей и тому, что другие получат от этого наслаждение, а также оно противодействует тому, чтобы другие устанавливали, каковы его потребности. В капиталистических государствах законы общества также не выдерживают испытания реальностью, потому что каждый раз, когда личные интересы ставятся на одну чашу весов, а интересы общества – на другую, человек не способен преодолеть себя и пойти против себя. А взятка ослепляет зрячих [4], и поэтому он для себя разрешает запрещенное и запрещает разрешенное, и он убеждает себя в том, что закон не имеет никакой власти, и поэтому поступает, как ему вздумается. И сами те, кто отвечает за законность, неспособны совладать со своим злым началом, ибо считают себя находящимися над законом; во всяком случае они поступают, как им вздумается. Напротив, законы Торы гарантируют человеку счастье, ибо в какой мере он действует по законам Торы, мотивируя свои действия желанием прилепиться к Б-жественности, в такой мере он поднимается над законами своей природы и достигает возвышенного состояния слияния с Творцом всего. И такая цель может побудить человека избавиться от стремления к собственной выгоде.

 

[Текст Бааль Сулама]

 

Кроме того, тебе со всей очевидностью должна бросаться в глаза разница в том, на чем основываются [этика и религия], ибо действия согласно системе этического учения основываются на снискании милости в глазах творений, и подобно это, например, наемному труду, который в конце концов оплачивается, а занимаясь подобной работой, он ведь не сможет подниматься по ступеням исправления, поскольку уже привыкает к работе, хорошо оплачиваемой людьми из его окружения, воздающими ему за добрые дела.

 

hЭарот вэБиюрим

 

163) Действия согласно системе этического учения основываются на снискании милости в глазах творений. Он хочет сказать, что поскольку вся этика строится на общественной пользе, то, когда человек все больше и больше ограничивает свою собственную выгоду ради общества, он представляет в своем воображении, будто бы он пытается снискать милость в глазах общества. И поэтому все его служение на самом деле строится на себялюбии, т. к. он хочет, чтобы общество в конечном счете оценило его и оказало почести, таким образом отплатив за то, что ради общества он отказался от важных для него вещей. И это считается «моральной поддержкой», представляющей собой фундамент, на котором держится его служение.

 

164) И подобно это, например, наемному труду, который в конце концов оплачивается. Ведь закон аренды жилья гласит, что тот, кто снимает жилье, платит в конце месяца. И поэтому квартиросъемщик каждый месяц думает, что домовладелец – это Святой человек; ведь он предоставляет ему квартиру бесплатно. Однако в конце месяца раскрывается истина, когда домовладелец приходит и просит внести ежемесячную плату. Мораль: когда человек совершает служение по принципам этического учения, он прилагает большие усилия ради общественного блага, и каждый, кто видит, как он трудится, считает, что он – совершивший Духовное очищение альтруист. Но в конце дела выясняется истина; ведь он пришел просить у общества отплатить ему почестями и высокой оценкой, и выясняется, что он работал не ради общества, а только ради того, чтобы общество отплатило ему тем, чего его душа пожелает.

 

[Текст Бааль Сулама]

 

Напротив, занимаясь Торой и заповедями, чтобы доставить радость своему Создателю, не получая никакой награды, он постепенно карабкается по ступеням исправления и это напрямую зависит от интенсивности занятий, поскольку на своем пути он ведь не получает никакой оплаты; и очищается в нем частица за частицей, пока не станет этих частиц очень много и не обретет он вторую природу, а именно альтруизм по отношению к другим без какой-либо примеси получения для себя сверх разве что жизненно необходимого, и оказывается он воистину освобожденным от каких-либо ограничений, которым подвергается творение.

 

hЭарот вэБиюрим

 

165) Занимаясь Торой и заповедями, чтобы доставить радость своему Создателю, не получая никакой награды, он постепенно карабкается по ступеням исправления и это напрямую зависит от интенсивности занятий, поскольку на своем пути он ведь не получает никакой оплаты; и очищается в нем частица за частицей, пока не станет этих частиц очень много и не обретет он вторую природу, а именно альтруизм по отношению к другим без какой-либо примеси получения для себя сверх разве что жизненно необходимого. Пояснение. Поскольку Тора народа Израиля учит человека служению не ради получения награды, то если он на самом деле совершает служение согласно Торе народа Израиля, он должен остерегаться, чтобы не получить награды никаким образом и ни в каком виде, и поэтому в этом случае он действительно постепенно все больше и больше очищается от своего себялюбия и обретает вторую природу, т. е. любовь у другим.

 

166) [Примечание к тому же тексту]. И следовательно минимальное получение необходимое для жизнеобеспечения не расценивается как получение.

 

[Текст Бааль Сулама]

 

Ведь когда человеку ненавистно получение для себя, а душа его испытывает отвращение ко всем мелким плотским излишествам, к славе и прочему, он обнаруживает, что свободно передвигается в мире Святого [Творца], да будет Он восславлен, и гарантировано ему, что не будет причинено ему здесь никакого вреда и ущерба, так как любой ущерб ощущается человеком и приходит к нему только тогда, когда ему присуще получение ради себя, и пойми это хорошенько.

 

hЭарот вэБиюрим

 

167) Ведь когда человеку ненавистно получение для себя, а душа его испытывает отвращение ко всем мелким плотским излишествам, к славе и прочему, он обнаруживает, что свободно передвигается в мире Святого [Творца], да будет Он восславлен. Следовательно человек должен достичь состояния, в котором его душа испытывает отвращение и ненависть к удовольствиям Этого Мира, потому что они не преследуют истинной цели. И человек должен достичь состояния, в котором он страстно желает истинного удовольствия, т. е. удовольствия, получаемого человеком, который служит своему Создателю, а не человеком, который служит самому себе. И тогда, поскольку он освободился от всех ограничений, налагаемых его желанием получать, таким образом гарантировано ему, что не будет причинено ему никакого вреда и ущерба. Но необходимо подчеркнуть, что если Сам Творец обязал человека наслаждаться удовольствиями Этого Мира, и человек делает это только потому, что хочет служить Творцу, тогда мирские удовольствия превращаются в нечто легитимное, а не во что-то отвратительное. Следовательно отношение к вещи как к отвратительной или как к желанной зависит от воли Творца: если человек служит Творцу, вещь не является отвратительной, но при этом все желанно, а если человек служит самому себе, то при этом все является отвратительным.

 

И это постепенный процесс, ибо на первой ступени человек должен достичь состояния, в котором он желает получать удовольствие, имеющее Духовную природу, т. е. ощущать присутствие Г-спода и единение с Творцом всеми способами возможными для мозга и сердца, и в противовес этому он должен испытывать отвращение к удовольствиям Этого Мира. На второй ступени, когда человек достигает состояния, в котором источником удовольствия в его жизни является его близость к Г-споду, ему при этом еще необходимо очиститься, чтобы близость к Г-споду и ощущение Б-жественности достигалось не ради его собственной выгоды, а потому, что такова воля Г-спода. И следовательно на первой ступени желание обрести ощущение Света [2] Б-жественности есть Святость в то время, как материальное есть нечистота. А на второй ступени, когда человек поднимается выше, ощущение Света Б-жественности оказывается сосудами [5] себялюбия и также еще определяется как нечистота. И при этом невозможно пропустить ступени.

 

168) И гарантировано ему, что не будет причинено ему здесь никакого вреда и ущерба, так как любой ущерб ощущается человеком и приходит к нему только тогда, когда ему присуще получение ради себя. Ведь весь ущерб, который наносится человеку, проистекает только от присущего ему желания получать; например человек ест, чтобы утолить желание получать, а не потому, что к этому его обязывает Творец, и этим он разрушает жизненные системы организма. Человек живет на зарплату и на прибыль от коммерческой деятельности, чтобы удовлетворить желание получать, а не потому, что к этому его обязывает Творец; поэтому он наполняет мир обманом и жаждой наживы, и мир из-за таких вещей не может устоять. И так далее точно таким же образом. И только когда человек поднимается над желанием получать, он освобождается из этого мира коммерции, и поэтому ему никогда не будет нанесено никакого вреда.

 

[Текст Бааль Сулама]

 

Мы завершили подробное объяснение того, что цель религии – помочь человеку, который практикует ее, служа [Всевышнему], а совсем не обслуживать творения и приносить им пользу, хотя все его дела делаются ради творений и он оценивается по этим делам, но все это не что иное, как движение к высокой цели – достижению совпадения по свойствам с его Создателем.

 

hЭарот вэБиюрим

 

169) Ибо продвижение человека измеряется только тем, в какой степени он способен достичь любви к творениям, но это не потому, что целью Торы является создание счастливого общества, а цель Торы заключается в том, чтобы человек прилепился к своему Создателю и достиг личного совершенства, но он должен делать это, работая над [выполнением заповеди] «И возлюби ближнего своего, как самого себя» [6]. И поскольку единение с Г-сподом является конечной целью, то оказывается, что существуют три упомянутых различия между этикой и Торой: А) в применении [учения]: этика ориентируется на общество, а религия ориентируется только на Творца. Б) В целях [учения]: только счастье человека может стать силой побуждающей его претерпевать столь большие лишения; напротив, общественные цели не способны стать такой побудительной силой. В) В том, на чем основывается [учение], ибо этика основывается на стремлении к собственной выгоде, а основой Торы является альтруистическое желание.

 

[Текст Бааль Сулама]

 

И вместе с тем понятно также, что цель религии достижима в этом мире, при самой что ни на есть жизни, как сказано выше; также посмотри внимательно в статье Дарование Торы (п.6) об этой цели в целом и в деталях.

 

hЭарот вэБиюрим

 

170) Цель религии достижима в этом мире, при самой что ни на есть жизни. Пользу религия, несомненно, приносит в Этом Мире, т. к. все принципы, о которых здесь говорилось, должны быть поняты при жизни человека. И я должен упомянуть, что удостоился быть [учеником] у адмора, да будет благословенна память о праведнике, [7] на протяжении четырнадцати лет и за весь этот период не слышал, чтобы он говорил что-то о Мире Грядушем. И на самом деле причина этого состояла в том, что человек должен позаботиться о достижении всех своих исправлений в Этом Мире.

 

***

 

Уточнения

 

Религия предназначена не для того, чтобы принести пользу творениям и обществу, а для того, чтобы принести пользу тому, кто служит [Всевышнему], т. е. отдельному человеку.

 

Учение о морали называется этикой. Цель этики – построить организованное общество.

 

Если действия человека по отношению к другим предписываются этикой, то они преследуют общественные цели, т. е. с точки зрения общества он поступает верно.

 

Этика относительна и не лишена приятного, поэтому она не оправдана. В противовес ей религия связана не с обществом, а с волей Творца, да будет Он восславлен, и ставит целью выполнение воли Г-спода. И поэтому она не подвержена изменениям, а ее положения окончательны и не зависят от перемены человеческого настроения.

 

Эти два учения различаются также целями: целью этики является достижение счастья в обществе, но человека это не удовлетворяет. Религия гарантирует не счастливое общество, а человеческое счастье: ты сам обретешь Высшую негу, достигнув единения со Святым [Творцом], да будет Он восславлен. И это стимулирует человека.

 

Человеку трудно подняться над своей природой, чтобы снискать милость в глазах творений. Но занятия Торой и заповедями ради того, чтобы доставить удовольствие его Создателю, без получения награды, и чтобы заниматься чистым даянием, - это «терапия корневой системы» [8] души человека способная побудить человека подняться над своей природой.

 

Когда он обретает [другую] природу, т. е. любовь к другим, - это необычайное состояние. Ведь все страдания вызваны себялюбием.

 

Ведь радость, доставляемая альтруистическими деяниями, - это истинная радость, и эти деяния гарантируют, что будет построено исправленное общество.

 

В одном из своих предисловий [Бааль Сулам] писал: «Как осел не создан для того, чтобы служить всем ослам своего возраста, так и человек не создан для того, чтобы служить людям. Осел создан для того, чтобы служить человеку, а человек – чтобы служить своему Создателю».

 

Цель, преследуемая религией, должна быть достигнута в Этом Мире, при жизни человека.

 

[Текст Бааль Сулама]

 

А награда в мире грядущем – это другая тема, и, с Б-жьей помощью, я объясню это в отдельной статье.

 

(Примечание издателя: Мы не удостоились того, чтобы этот замысел был воплощен в статье, увидевшей свет. См. в книге Учение о десяти сфирот, часть 7. п. 10, а также в книге Плод мудреца, часть вторая, стр. 164).

 

Примечания переводчика

---------------------------------

[1] Вкусите и узрите, как добр Г-сподь - Теhилим, 34, 9.

[2] Свет – наслаждение.

[3] Вот народ отдельно живет и меж народами не числится – Бамидбар 23, 9.

[4] А взятка ослепляет зрячих – Шемот 23, 8.

[5] Сосуд – желание получать.

[6] И возлюби ближнего своего, как самого себя – Вайикра 19, 18.

[7] Адмор – рабби Барух Ашлаг.

[8] Терапия корневой системы – буквально: эндодонтическая терапия.