Рабби Еhуда Ашлаг. Взаимная ответственность (продолжение статьи Дарование Торы). П.19. С hЭарот вэБэюрим (черновик, перепечатка запрещена)

 

19) А рабби Элазар, сын рабби Шимона бар Йохая, в [своей трактовке] взаимной ответственности идет еще дальше; и недостаточно ему, что все в народе Израиля ответственны друг за друга [1], но в число отвечающих друг за друга он включает людей всего мира [2]. Но несомненно, все признают, что сначала вполне достаточно одного народа, соблюдающего Тору, то есть только чтобы начать исправление мира, так как не могли бы сразу все народы мира начать [исправляться], в соответствии с изречением [наших мудрецов], да будет память о них благословенна, что предлагал Святой [Творец], да будет Он восславлен, Тору всем народам, и не пожелали они ее принять [4]; то есть погрузились они в нечистоту себялюбия выше собственного носа: одни – в разврате, другие – в грабежах и убийствах, и так далее; до такой степени, что в те дни невозможно было даже помыслить о разговоре с ними на такую тему: не согласятся ли они отказаться от себялюбия. 

И поэтому не нашел Святой [Творец], да будет Он восславлен, ни одного народа, готового принять Тору, кроме потомков Авраама, Ицхака и Яакова, на которых благотворно повлияли заслуги их Праотцов; как говорили наши раввины, да будет память о них благословенна: Праотцы соблюдали всю Тору еще до того, как она была дана; то есть, благодаря высоте их душ, обладали они способностью постичь и найти все пути Г-сподни на уровне духовности Торы, проистекающей из слияния с Ним, да будет Он восславлен, без предварительного восхождения по лестнице практических предписаний, заключенных в Торе, которые у них совершенно не было никакой возможности выполнять (согласно сказанному выше, в
п. 16).

 

hЭарот вэБиюрим

 

98) Обладали они способностью постичь и найти все пути Г-сподни на уровне духовности Торы. Духовность означает альтруистическое желание, как писал рабейну [11] Бааль Сулам во Введении в мудрость Каббалы (п.11).

 

99) Следовательно несмотря на то, что окружение праотцов не представляло собой полноценный народ, совершающий альтруистические поступки, благодаря чему создаются идеальные внешние условия для того, чтобы каждый, жертвуя собой, действовал, стремясь удовлетворить нужды других; тем не менее, благодаря чистоте своих душ они обрели желание доставлять удовольствие Г-споду и таким образом удостоились слияния с Ним.

 

 [Продолжение текста Бааль Сулама]

 

Ибо несомненно, либо телесная чистота [10], либо высота душ наших святых Праотцов, в огромной мере сформировали их сыновей и сыновей их сыновей, о которых идет речь; и эта чистота сохранилась у них до того самого поколения, в котором каждый человек из народа до единого принял на себя это высокое служение и все до единого заявили в полный голос: «[Все, что говорил Г-сподь], сделаем и услышим» [5].

 

hЭарот вэБиюрим

 

100) Телесная чистота [10] – ибо приходили наши праотцы в Египет, где бывали порабощены тяжелой работой с глиной и кирпичами, [и это способствовало их очищению].

 

101) Либо телесная чистота [10], либо высота душ наших святых Праотцов, в огромной мере сформировали их сыновей и сыновей их сыновей. Следовательно у их потомков, т.е у народа Израиля, есть два преимущества перед народами мира: 1) страдания во время их порабощения в Египте. 2) Высота душ праотцов, ибо эта высота генетически от их душ перешла к душам их потомков, и таким образом потомки обрели готовность принять принципы Торы.

 

И необходимо добавить: это присуще каждому человеку в отдельности. Ибо в каждом человеке есть народы мира, т.е. желания вступить в запрещенную половую связь, получить деньги, обрести почести и т.д., и есть в нем точка народа Израиля, генетически проистекающая от наших праотцов. Так вот если народы мира властвуют над человеком, он неспособен принять Тору и не заинтересован в ней абсолютно и совершенно. Точнее, согласно мидрашу, обращался Святой [Творец], да будет Он восславлен, ко всем народам, и не пожелали они принять ее [4]. Так и отдельный человек неспособен и не желает принять Тору Г-сподню. Он способен изучать Тору лишь как премудрость и как концепцию, но на самом деле он никак не связан с Торой Г-спода, представляющей собой Тору любви к другим, ибо он не хочет ее принять. И только когда человек обратит внимание на то, что он в сущности не заинтересован в Торе абсолютно и совершенно, и начнет изливать душу в молитве об этой точке [народа Израиля], тогда Г-сподь, да будет Он восславлен, сможет благодаря Свету, заключенному в Торе [6] светить мало-помалу и постепенно свечением присущей человеку точки народа Израиля, и тогда он постепенно обретет способность начать слушать о выполнении Торы Г-сподней. Ибо без этого он не имеет никакого отношения к Торе Г-спода.

 

102) Сделаем и услышим [5]. Понятие «сделаем» означает, что человек готов приступить к служению по принципу «И возлюби ближнего своего, как самого себя» [7] без предварительных условий, основываясь на вере в Г-спода и в величие его ближних. А «услышим» означает понимание без всяких условий того, что все это служение имеет свою ценность, когда присутствует только вера в то, что если мы примем на себя это нелегкое служение, проявляющееся как между человеком и его ближним, так и между человеком и Тем, Кто вбирает в Себя весь мир, тогда в конце мы поймем ценность этого служения.

 

 [Продолжение текста Бааль Сулама]

 

И поэтому мы по необходимости были сделаны народом, избранным из всех народов.

 

hЭарот вэБиюрим

 

103) По необходимости. Ибо все другие народы мира не желают Торы абсолютно и совершенно.

 

  [Окончание текста Бааль Сулама]

 

И оказывается, только на одних сынов народа израильского была возложена обязанность взаимной ответственности, а не на народы мира вообще, ибо не были они [способны] к такому партнерству; и это просто, поскольку такова реальность; и как же может рабби Элазар иметь по этому поводу иное мнение?

 

hЭарот вэБиюрим

 

104) Хочу отметить, что рабби Элазар, несомненно, принимает за истину то, что на первой ступени только народ Израиля должен выполнять эту замечательную работу, основанную на любви к другим. А возлагает он взаимную ответственность на весь мир потому, что он говорит о второй ступени.

 

***

 

Уточнения к п.19

 

Для начала достаточно, чтобы один народ выполнял Тору и заповеди надлежащим образом.

 

Все остальные народы мира были ввергнуты в пучину материализма и себялюбия настолько, что невозможно было с ними говорить о том, чтобы они приняли Тору.

 

Души праотцов были весьма высоки и чисты, и поэтому они смогли обрести слияние с Г-сподом, т.е. их качества были идентичны Его качествам, находясь на ступени «Как Он Милосерден, так и ты будь милосердным» [8]. И все это было еще тогда, когда на практике еще не было возможным это великое служение по принципу «И возлюби ближнего своего, как самого себя» [7], потому что они были малочисленны, как объяснял он нам в предыдущей статье [9].

 

Люди народа Израиля лучше готовы к принятию принципов Торы, чем народы мира, потому что они обрели эту готовность благодаря высоте душ их праотцов, а также потому, что народ Израиля страдал больше всех народов как душою, так и телом от враждебного отношения к ним народов мира, и поэтому они очистились и научились понимать, что для выживания народа предпочтительней, чтобы община была организована в соответствии с принципом «И возлюби ближнего своего, как самого себя» [7].

 

Наследственность. Подобно тому, как существует наследственность в материальном мире, когда материальные качества передаются от отцов к детям, так и духовные качества, готовность души, передалась от праотцов к детям независимо от того, в большей или меньшей степени праотцы достигли слияния с Г-сподом.

 

Следовательно можно сказать, что Г-сподь, да будет Он восславлен, избрал народ Израиля по необходимости, ибо ни у какого другого народа души людей не были готовы в труде противостоять себялюбивой человеческой природе. Лишь люди народа Израиля были способны и в силах принять на себя это служение, и поэтому [мудрецы] говорили: Все в народе Израиля ответственны друг за друга [1], т.к. только их души были готовы. Но рабби Элазар, сын рабби Шимона, говорит об ответственности человека за все человечество. Почему?

 

***

 

Примечания переводчика

----------------------------------

[1] Все в народе Израиля ответственны друг за друга – Вавилонский Талмуд, трактаты Санhедрин, стр. 27Б; Шевуот, стр. 39A.

[2] Рабби Элазар, сын рабби Шимона говорит: как мир судим по большинству [поступков] его [жителей], так и индивид судим по большинству его [поступков]; если выполнил одну заповедь, счастлив, что склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону заслуг, [а если] совершил одно прегрешение, горе ему, ибо он склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону вины; как сказано: а один грешник погубит много хорошего [3] - Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин, стр. 40б.

[3] А один грешник погубит много хорошего - Коhелет 9, 18.

[4] Предлагал Святой [Творец], да будет Он восславлен, Тору всем народам, и не пожелали они ее принять - Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара, лист 2.

[5] Все, что говорил Г-сподь, сделаем и услышим  Шемот, 24, 7.

[6] Свет, заключенный в Торе, возвращает его на путь истинный – Эйха Рабба, Введение, часть вторая.

[7] И возлюби ближнего своего, как самого себяВайикра 19, 18.

[8] Как Он Милосерден, так и ты будь милосердным - Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр.133Б.

[9] На практике еще не было возможным это великое служение по принципу «И возлюби ближнего своего, как самого себя» [7], потому что они были малочисленны, как объяснял он нам в предыдущей статье – см. п.16.

[10] Телом в Каббале называется желание получать. Тедесная чистота – чистота помыслов, альтруизм.

[11] Рабейну – наш рав (наш учитель; тот, кто выше нас).