Рабби
Еhуда
Ашлаг.
Взаимная
ответственность
(продолжение
статьи
Дарование
Торы). П.21. С hЭарот
вэБэюрим
(черновик,
перепечатка
запрещена)
21) И вот
каков [смысл]
слов рабби
Элазара, сына
рабби Шимона,
когда он
говорит, что
мир судится по
большинству
[1] и т.д.: роль,
задуманная
для народа
израильского,
- подготовить
мир к
окончательному
очищению,
пока [люди] не
будут
достойны
принять на
себя
служение Ему,
да будет Он
восславлен,
не в меньшей
мере, чем
сами
израильтяне были
достойны
этого при
получении
Торы, что на
языке наших
мудрецов, да
будет память
о них
благословенна,
означает, что
люди уже
достигли
такого
преобладания
заслуг, что
они
перевешивают
чашу вины,
которая заключается
в нечистом
себялюбии. И
понятно, что
если чаша
заслуг,
заключающихся
в высоком
уровне
понимания
природы
любви к другим,
больше и
весомей, чем
чаша
нечистой
вины, они
становятся
готовы к
решительному
перелому и к
согласию, с
тем, чтобы
сказать «[Все, что
говорил
Г-сподь],
сделаем и
будем послушны»
[3] подобно
тому, как
говорили люди
Израиля;
по-другому
обстоит дело
раньше, то
есть до того,
как
удостаиваются
они перевеса
заслуг:
тогда,
конечно,
перевешивает
себялюбие,
так что
отказываются
они принять
ярмо
[служения]
Ему, да будет
Он восславлен.
hЭарот
вэБиюрим
107)
Чаша
заслуг, заключающихся
в высоком
уровне
понимания природы
любви к
другим. Имеется
в виду не
внешнее, а
внутреннее
понимание,
при котором
ощущения
человека проистекают
от присущей
ему точки
истины, ибо любовь
к другим
является
принципом
истинной
Жизни, ведь
только этот [принцип]
способен
вести
человека к
слиянию с
Г-сподом и к
установлению
власти над
временем. И
каждый
должен
ощутить это
как в системе,
составляющей
его личность,
так и в системе,
составляющей
общество в
целом.
***
Уточнения
к п.21
Мир
судим по большинству
[1]: Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен,
создал весь
мир, и нельзя
сказать, что только
евреи,
находящиеся
в мире,
удостоятся
достижения
полного
совершенства
и придут к
слиянию с
Г-сподом и к
соединению с
Творцом, а
все
остальные
народы не
имеют ни
начала, ни
конца, как
пыль,
разносимая ветром.
Святой [Творец],
да будет Он
восславлен,
сотворил весь
мир, чтобы
все они
пришли к
служению Г-споду.
Весь мир
приходит к
служению
постепенно
подобно тому,
как
постепенно
приходит к
служению
отдельный
человек, и он
ежедневно
обучается
этому служению,
чтобы понять
значимость
других и Творца,
и постепенно
завоевывает
все большую территорию;
нет никакого
сомнения, что
и для всего
мира это
постепенный
процесс.
Кажется,
будто это
сон, а не
реальность,
даже если
говорить
только о
народе
Израиля.
Когда же мир
достигнет
состояния, в
котором все
они
возжелают
прийти к
слиянию с
Г-сподом и идти
стезями
альтруизма и
веры? Главное
состоит в
том, что
каждый
должен
позаботиться
о своем
собственном
исправлении,
и таким образом
он ускорит
общее
Избавление.
Только нужно
знать, что
все зависит
от воли Святого
[Творца], да
будет Он
восславлен, и
время, которое
должно
пройти, также
зависит от
Творца. Мы
видим, что
когда к
человеку
приходит
беда, он
приступает к
поиску
истинного
смысла жизни
и перестает
делать
глупости. Это
называется
путем
страданий, и
Святой [Творец],
да будет Он
восславлен,
таким образом
сокращает
время
развития
человека. То же,
несомненно,
относится ко
всему миру.
***
Написано,
что по
завершении
исправления
будут
различия
среди народа
Израиля. Каждый
придет к
своему
исправлению,
но не все качества
и состояния
будут
одинаковыми.
Здесь не
будет
множества
идентичных
людей, но
каждый будет
обладать
своей
собственной
индивидуальностью
и
духовностью.
Объединять их
будет то, что
каждый
исправит
себя и свои качества
в
максимально
возможной и в
наиболее
полной мере.
Есть принципиальная
разница
между
[Духовным] Источником
народа
Израиля и
[Духовным]
Источником
народов мира,
и поэтому все
они не будут
одинаковыми,
это даже
касается
людей народа
Израиля, и
нет никакого
сомнения, что
не будут
одинаковыми
люди всех
народов мира.
Но все они
достигнут
как своего
слияния с
Г-сподом, так
и идентичности
своих
качеств с Его
качествами.
Все народы
должны будут
прийти к
служению
Г-споду не в
меньшей
степени, чем
народ Израиля,
и на языке
наших
мудрецов, да
будет память
о них
благословенна,
об этом
говорят, что
они добились
преобладания
заслуг.
Святой Аризаль
говорит, что
вбирающим
все души
Источником
была душа Адама
hаРишон,
и все души
произошли от
нее. Есть
такие, что произошли
из головы
этой души, а
есть произошедшие
из рук этой
души, из ее
ног и так далее;
у каждой свой
характер и
свои качества.
***
Есть
люди,
завершившие
свое
исправление
в Этом Мире и
продолжающие
действовать
ради общего
целого.
Первоначальным
процессом
является
исправление
самого себя,
а затем идет
работа ради
общего
целого. В
процессе своего
собственного
исправления
человек
действует и
ради себя, и
ради других,
но не из-за
того, что он
ощущает себя
совершенным,
а остальных –
испорченными,
а из-за того,
что он
ощущает себя
испорченным
и работает над
своим
исправлением,
и благодаря
этому он побуждает
к
исправлению
других.
Было
мало людей,
завершивших
свое
исправление и
оставшихся
для работы во
благо других.
Подобных
Святому
Бааль Суламу,
завершившему
свое
исправление
в очень
молодом
возрасте и
оставшемуся
здесь, чтобы
принести людям
излечение от
их недугов,
поставившему
на ноги
учеников,
бывших
величайшими
людьми в мире,
и
написавшему
свои
комментарии
к Святой
книге Зоар и
к трудам Аризаля, и
все это – ради
общего
целого.
Точно так
же известно,
что душа первого
ребе из
Гуры-Кальварии
была весьма
возвышенной,
и он говорил,
что Святой
[Творец], да
будет Он восславлен,
послал его
душу в Этот
Мир, чтобы приблизить
сердца людей
народа
Израиля к Отцу
их Небесному.
И то же можно
сказать о душах
Святого Аризаля, Рамхаля, рабби
Исраэля из
Ружина и
многих
других.
***
Человек, занимающийся
своим
исправлением,
исполняет
великую
миссию по
отношению к
другим,
побуждая их к
взаимной
ответственности
и будучи
носителем
любви к другим.
Эта миссия
важна не
только для
самого человека,
но и для
очищения
всего
общества. И
наоборот в
той же мере, в
какой
человек преумножает
свое
себялюбие, он
преумножает
себялюбие
общего
целого.
Не
существует
расхождения
между рабби
Элазаром
мудрецами, да
будет память
о них благословенна,
но они
говорят о
разных
ступенях. Наши
мудрецы, да
будет память
о них благословенна,
говорят о
первой
ступени
исправления
мира, а рабби
Элазар
говорит о
завершении
исправления.
***
[Окончание
текста Бааль
Сулама]
И вот, что
говорили
[мудрецы] [4]:
[если] он
выполнил
одну
заповедь, он
счастлив тому,
что склонил
чашу весов
свою и всего
мира в
сторону
заслуг. То
есть тому,
что, в конце
концов, он
вносит свою
собственную
лепту одного
человека из
народа
Израиля в
окончательный
перевес
[заслуг], как
будто он взвешивает
кунжут и
понемногу
добавляет на
чашу весов,
пока
окончательно
не склонит ее
в нужную
сторону; ведь
каждый,
несомненно,
вносит свою
лепту в этот
перевес, и
без него окончательный
перевес не
был бы
достигнут; и
в этом смысле
[рабби
Элазар]
говорит о
[добром]
деянии
отдельного
человека из
народа Израиля,
что склоняет
он чашу весов
всего мира в
сторону
заслуг;
поскольку к
моменту,
когда
окончательный
перевес
заслуг всего
мира будет
достигнут,
окажется, что
доля каждого
без
исключения
человека в
этом перевесе
такова, что
без его
[добрых] дел
[общего
количества
заслуг] для
перевеса
было бы недостаточно.
Вот
и
выходит, что
мнение рабби
Элазара, сына
рабби Шимона,
не расходится
с
высказыванием
наших
мудрецов, да
будет память
о них
благословенна,
о том, что все
в народе
Израиля
ответственны
друг за друга,
но рабби
Элазар, сын
рабби Шимона,
говорит о
грядущем
исправлении всего
мира, а наши
мудрецы, да
будет память
о них благословенна,
говорят о
настоящем
времени, что только
одни люди из
народа
Израиля приняли
на себя Тору.
Примечания
переводчика
----------------------------------
[1] Рабби
Элазар, сын
рабби Шимона
говорит: как мир
судим по
большинству
[поступков]
его [жителей],
так и индивид
судим по
большинству
его [поступков];
если
выполнил
одну
заповедь,
счастлив, что склонил
чашу весов,
свою и всего
мира, в сторону
заслуг, [а
если]
совершил
одно
прегрешение,
горе ему, ибо
он склонил
чашу весов,
свою и всего
мира, в
сторону вины;
как сказано:
а один
грешник
погубит много
хорошего [2] -
Вавилонский
Талмуд, трактат
Кидушин, стр. 40б.
См. также п.17.
[2]
А один
грешник
погубит
много
хорошего - Коhелет 9, 18.
[3] Все, что
говорил
Г-сподь,
сделаем и
будем послушны
- Шемот,
24, 7.
[4]
И вот что
говорили
мудрецы – см.
слова рабби Элазара
в п.17.