Рабби Еhуда Ашлаг. Взаимная ответственность (продолжение статьи Дарование Торы). П.17. С hЭарот вэБэюрим (черновик, перепечатка запрещена)

 

Ибо все в народе Израиля ответственны друг за друга. [Вавилонский Талмуд, трактаты] Санhедрин, стр. 27[Б]; Шевуот, стр. 39[A].

 

17) И в свете сказанного мы сможем понять одно из поразительных изречений наших мудрецов, да будет память о них благословенна; а именно, как они говорили, все в народе Израиля ответственны друг за друга [1], что, на первый взгляд, совершенно не обосновано; ибо разве может быть, что, если кто-то грешит или совершает преступление и вызывает гнев своего Властелина, а ты совершенно к этому непричастен, то Святой [Творец], да будет Он благословен, взыщет его вину с тебя; ведь написано в Торе: “Да не будут отцы преданы смерти за детей, [а дети да не будут преданы смерти за отцов,] человек за свой грех да будет предан смерти” [2], как же в этом случае говорят, что ты ответственен за грехи даже совсем чужого тебе человека, которого ты не знаешь совершенно. 

А если тебе этого мало, возьми и посмотри в
трактате Кидушин [Вавилонского Талмуда], стр. 40б; начало цитаты: Рабби Элазар, сын рабби Шимона говорит: как мир судим по большинству [поступков] его [жителей], так и индивид судим по большинству его [поступков]; если выполнил одну заповедь, счастлив, что склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону заслуг, [а если] совершил одно прегрешение, горе ему, ибо он склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону вины; как сказано: а один грешник погубит много хорошего [3]. Конец цитаты. 

Вот и сделали меня, [слова] Рабби Элазара, сына рабби Шимона, ответственным также и за весь мир, ибо оказывается, что, с его точки зрения, все сыны мира ответственны друг за друга и каждый индивид своими поступками делает весь мир заслуживающим поощрения или виноватым. И это совершенно поразительно.
 

Но, согласно объяснявшемуся выше, слова [мудрецов], да будет память о них благословенна, понятны и приемлемы в своей абсолютной простоте, поскольку мы ведь доказали и сделали очевидным, что каждая до единой частная заповедь из 613 имеющихся в Торе, располагаются вокруг одной оси – одной заповеди “И возлюби ближнего своего как самого себя” [4]; и объяснялось, что эту основополагающую заповедь невозможно выполнить, иначе чем полноценному народу, в котором все готовы к этому.

 

И именно в том заключается взаимная ответственность, что стали все в народе Израиля отвечать друг за друга, ибо Тора не была им дана до того, пока каждому без исключения из тех, кто принадлежал к народу Израиля, не был задан вопрос, согласен ли он принять на себя заповедь любви к другим так, как это диктует стих Торы «И возлюби ближнего своего как самого себя» [4], в полной мере (что разъяснено в пп. 2 и 3, внимательно посмотри [все, что] там [написано,] слово в слово). То есть каждый из народа израильского должен был принять на себя заботу и работу ради каждого соплеменника, чтобы удовлетворять все его нужды не в меньшей степени, чем присуще человеку заботиться об [удовлетворении] своих собственных нужд; ведь после того, как все в народе единодушно согласились и сказали: «[Все, что говорил Г-сподь], сделаем и услышим» [5], каждый человек из народа Израиля сделался ответственным за то, чтобы ни у кого из соплеменников вокруг него не было ни в чем недостатка, так как только тогда они становились готовы к получению Торы и не иначе, поскольку, неся полную ответственность такого рода, каждый соплеменник избавляется от забот о своих собственных нуждах и может выполнить заповедь «И возлюби ближнего своего как самого себя» в полной мере и дать все, что есть у него, каждому нуждающемуся, ибо не нужно ему больше заботиться о самом себе, поскольку он знает и уверен, что 600 000 любящих и верных людей, окружающих его, готовы позаботиться о нем (как сказано в п. 16, посмотри там внимательно). 

И поэтому они совершенно не были готовы к получению Торы со времен Авраама, Ицхака и Яакова, пока только не вышли из Египта и не стали полноценным самостоятельным народом, поскольку тогда создалась ситуация, когда каждый человек мог быть уверен в том, что никакие его нужды совершенно не требуют никаких забот и размышлений; по-иному обстояло дело, когда они еще были смешаны с египтянами: тогда неизбежно некоторая часть их потребностей была отдана в руки этих диких, исполненных себялюбия туземцев, и оказывалось, что именно за эту часть, отданную в руки туземцев, ни один израильтянин совершенно не мог быть уверен, поскольку его ближние не могли восполнить то, в чем он нуждался, ибо это было не в их власти; а уже объяснялось, что, пока человек был обременен заботами о себе, он совершенно не был готов даже начать выполнение заповеди «И возлюби ближнего своего как самого себя» [4].
 

И вот тебе становится ясно, что дело дарования Торы неизбежно пришлось отложить до времени исхода из Египта и обретения народом самостоятельности, то есть до того, как удовлетворение всех их потребностей стало делом их рук, не зависящим от других, ибо тогда они стали готовы к принятию взаимной ответственности, о которой уже говорилось, и тогда была дана им Тора; и поэтому оказалось, что и после получения Торы, если изменит небольшое количество людей Израиля [Торе] и вернется в нечистоту себялюбия, ни во что не ставя других, тогда часть нужд, возложенная на этих немногих, будет обременять каждого израильтянина заботой о самом себе, ибо эти немногие будут совершенно лишены сострадания к нему, делая очевидной невозможность выполнения заповеди любви к другим для всего Израиля, как объяснялось выше; и таким образом, сбросившие с себя ярмо Торы вынуждают соблюдающих ее оставаться в смраде себялюбия, ибо не могут [приверженцы Торы] заниматься [выполнением] заповеди «И возлюби ближнего своего как самого себя» [4] и совершенствоваться в любви к другим без их помощи, как уже говорилось.

 

hЭарот вэБиюрим

 

94) Заповедь «И возлюби» [4] можно выполнить в рамках здорового общества, когда каждый должен быть готов служить другому, исходя из стремления обрести любовь к другим и из понимания того, что это является оптимальным для народа Израиля и для всего мира. Каждый мобилизует себя и свои умения для служения обществу и не получает за это вознаграждения, и тогда люди ни в чем не нуждаются.

 

Вопрос: разве то, что [заповедь] “И возлюби ближнего своего, как самого себя” [4] выполняется наилучшим образом только при условии, когда гарантировано удовлетворение минимальных потребностей человека, не говорит о том, что это происходит в рамках себялюбия? Ведь в конце концов ясно, что в первую очередь над человеком властвуют его минимальные потребности, и только после того, как их удовлетворение гарантировано, он готов работать ради других!? На это можно ответить так: 1) Наш рав говорит здесь в самых общих чертах о том, как создать здоровое общество, соответствующее воле Г-спода, ибо такое общество свободно от разного рода забот, имеющихся у отдельного человека, беспокоющегося о своем выживании. И он не приводит подробностей о мотивации во имя Небес и других. Однако в последующих статьях он подчеркивает, что вся эта работа должна выполняться, будучи мотивированной не одним только желанием создать здоровое общество, а желанием выполнить волю Г-спода и прилепиться к Нему [20] ибо ничто кроме выполнения этой задачи не способно укрепить наше положение. 2) Также нужно ответить, что удовлетворение минимальных потребностей не происходит в рамках себялюбия, поскольку за получение необходимого не осуждают и не хвалят. Но только если говорят о действительно необходимом. И не следует забывать, что это то общество, которое вышло из Египта, т.е. вообще говоря, отказалось от себялюбия, и следовательно это общество праведных людей, заинтересованных в том, чтобы идти по пути [реализации принципа] “И возлюби ближнего своего, как самого себя” и как можно больше думать о нуждах других. И ясно, что разные люди имеют разные понятия о необходимом, и общество должно знать это и быть готовым к этому.

 

И нужно знать, что в нашем положении нам необходимо продвигаться в направлении объединения общины, даяния и самопожертвования ради других постепенно. Ибо желание получать сразу не дает ему стать альтруистом, но это война, ведущаяся внутри человека, и он постепенно может отвоевать в жизни своей души территорию для добра и альтруизма. И по-видимому, такое же постепенное продвижение происходит и на уровне общества в целом.

 

[Продолжение текста Бааль Сулама]

 

Теперь ты видишь, что все, кто принадлежит к народу Израиля, ответственны друг за друга, [будем] ли [мы рассматривать этот принцип] с позитивной или с негативной стороны: [рассмотрение] с позитивной стороны означает, что если [люди] соблюдают [принцип] взаимной ответственности до такой степени, что каждый заботится об удовлетворении всех нужд своих ближних, то, благодаря этому, они создают для себя возможность соблюдать Тору и заповеди в полном объеме, то есть доставляя этим радость своему Творцу (как сказано в п. 13).

 

hЭарот вэБиюрим

 

95) Ибо когда человек обретает наибольшее альтруистическое желание, Г-сподь, да будет Он восславлен, радуется тому, что Его дети идут Его стезями.

 

Сделаем и услышим [5]. Уточнения

 

«Услышим» [5] означает понимание. Как говорит Гемара, «я слышал это» означает «я понимаю это» [6]. Пояснение: я понимаю и получаю понятие об этом. Следовательно «услышать» указывает на постижение полезности объекта.

 

Люди народа Израиля говорили: мы готовы принять служение, основанное на принципе “И возлюби ближнего своего, как самого себя” [4] несмотря на то, что тело [23] сопротивляется и рисует нам это в черном свете и мы не видим в этом выгоды, но мы готовы приступить к этому служению.

 

Гемара гласит: Пришел философ к одному из амораим и сказал ему: Вы были безрассудны и остались безрассудными. Безрассудный народ [7].

 

Суть безрассудства в материальном мире состоит в том, что человек не думает, но сначала делает, а потом думает. И именно так они сказали: «Сделаем и услышим» [5], - т.е. сначала человек выполняет работу, а потом думает. Святой [Творец], да будет Он восславлен, хочет от нас, чтобы мы взяли на себя эту работу, и мы согласны. И мы верим, что, несомненно, после совершения действия станет ясно, что оно принесло большую пользу.

 

Мидраш рассказывает, что когда сказали люди народа Израиля: «Сделаем и услышим» [5], - зазвучал глас Б-жий и сказал: «Кто раскрыл Моим детям эту тайну, которую используют [только] ангелы-служители?»

 

Ибо написано в Тэhилим [103, 20]: «Благословите Г-спода, ангелы Его крепкие силой, исполняющие слово Его, чтобы услышать глас слова Его» [8]. Ангелы крепки силой, ибо они исполняют слово Его, а затем слушают. Т.е. они сначала действуют, а потом слушают.

 

И необходимо разобраться, в чем здесь суть и в чем тайна.

 

Основная идея проста и заключается в том, что люди народа Израиля сказали: мы готовы действовать, первоначально дав принципиальное согласие, хотя Он пока нам не сказал, что делать. Т.е. мы согласны до того, как нам сообщили подробности.

 

Но существует удовлетворительное объяснение и оно таково: таким образом Г-сподь сказал, какого рода работа требуется от народа Израиля; ведь Он сказал: «И будете вы Мне царством священников» [9], причем у них самих не будет доли и удела, а их функцией будет служить другим. И об этом они сказали: «Сделаем и услышим» [5]. Поскорее сделаем, а потом Святой [Творец], да будет Он восславлен, покажет нам, какова от этого выгода. Ведь Бааль Сулам сказал, что везде, где написано «действие», имеется в виду действие без разумного обоснования, а исходя из веры и уничтожения собственного я. И в этом состоит тайна, которой пользовались ангелы-служители.

 

Написано: «Человека и животное хранишь ты, Г-споди» [10]. Разве может быть такое, что Святой [Творец], да будет Он восславлен не хранит животное? Разве царь Давид говорил о том, что Г-сподь хранит животное? Но сказали наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Речь идет о сынах Адама, которые наделены мудростью, а ведут себя скромно подобно животному» [11].

 

Объяснял мой рав, да будет благословенна память о праведнике  [12], что слова «Сделаем и услышим» [5] говорят не о глупцах, а о разумных, вдумчивых людях, умеющих анализировать, людях, наделенных мудростью, а ведущих себя скромно подобно животному [11] и уничтожающих свой разум перед лицом воли Г-спода. Хотя они весьма разумны и все понимают, тем не менее они уничтожают свое я перед волей Г-спода. Как и все люди, такой человек – это прежде всего человек, т.е. ему даются великие желания, прекрасное понимание того, что с ним происходит, или великие трудности, связанные с вопросами о Г-споде и Его машиахе, но самым трудным для него является уничтожение собственного я перед Творцом. И такое состояние уничтожение собственного я называется «животным», потому что он ведет себя, как будто у него нет собственного эгоизма и как будто у него нет разума.

 

***

 

Люди народа Израиля не могли получить Тору, находясь в Египте, потому что удовлетворение части их потребностей было в руках египтян. И поэтому они еще не были достаточно свободными для практической реализации любви к другим, ибо каждый человек должен был сам заботиться именно о той части своих потребностей, удовлетворение которых находилось в руках египтян.

 

После получения Торы, если отдельные люди из народа Израиля восстанут и будут заниматься удовлетворением своего себялюбия, они испортят всех и положение станет таким же, каким оно было, когда удовлетворение их потребностей находилось в руках египтян.

 

Поскольку общество является единым целом и все его части связаны друг с другом, то если будет не доставать каких-то альтруистических деяний, которые некоторые части общества должны совершать для других, то и другие в той же мере должны будут заботиться о себе и не будут свободны для совершения действий из любви к другим. Следовательно каждый человек без исключения  важен для единого целого.

 

Совершил одно прегрешение [13] – т.е. пошел в направлении себялюбия; в этом случае он укрепляет себялюбие во всей общине. Следовательно здесь он в осязаемой форме объясняет, почему все люди народа Израиля ответственны друг за друга [1].

 

***

 

[Окончание текста Бааль Сулама]

 

А [рассмотрение] с негативной стороны означает, что если часть народа желает не соблюдать принцип взаимной ответственности, а погружается в себялюбие, то ведь эти люди являются причиной того, что и вся остальная часть народа остается погруженной в их нечистоту и низость, без какой-либо возможности выбраться оттуда, как уже объяснялось.

 

hЭарот вэБиюрим

 

96) В связи со всем этим следует отметить, что внешние обстоятельства общины Израиля проистекают из того, что на сердце отдельного человека. Ибо взаимная ответственность присущая народу Израиля – это взаимосвязь каждого с другими, это то, что является причиной реализации различных сценариев развития общины Израиля. Поэтому, если человек видит, что среди народа Израиля себялюбие укрепляет свои позиции, то он должен винить в этом себя, потому что он приложил к этому свою руку. И если, не дай Б-г, случаются несчастья в среде народа Израиля, он должен винить себя; ведь эти несчастья случаются из-за того, что он не ходит стезями Г-спода. И человек не может винить кого-то другого; ведь он пришел в мир, чтобы исправить себя, а не других, и поэтому он должен искать требующиеся для этого исправления внутри себя. И он не должен искать решения вне себя; ведь решения, несомненно, в руках каждого человека в отдельности, если он исправится. И по-видимому, это совершенно исключает подход различных людей, которые после того, как происходит то или иное несчастье, да избавит нас от них Б-г Милосердный, с видом знатоков утверждают, что причиной несчастья является та или иная группа людей или то или иное событие, вместо того, чтобы предьявлять счет за все неприятности самому себе.

 

Вообще говоря, душа человека пришла в Этот Мир с определенной целью, чтобы облачиться в тело и достичь своего исправления. И поэтому человек, вообще говоря, должен день и ночь заниматься только тем, что даст ему возможность принять на себя ярмо Царства Небесного. И исправление самого человека, несомненно, отражается на исправлении всего мира. И человеку нужно заниматься другими лишь в той мере, в какой эти занятия соответствуют воле Г-спода и в какой это может быть доказано без какого-либо сомнения исходя из того, что сам окружающий мир толкает его к этому помимо его воли. А порицать других человек, по-видимому, имеет право лишь тогда, когда он достиг совершенства в любви к другим. И более того, человек не может порицать других, потому что он занимается работой над собой, и благодаря этому, т.е. работе над собой, все [вокруг] будет выглядеть хорошо. А все плохое связано с его пороками. Однако человек может заниматься исправлением других, если другие приходят к нему со своими проблемами просить совета и помощи; тогда, поскольку он должен им помочь, он наставляет их на путь истинный.

 

Пункт 17. Подведение итогов. Уточнения

 

Зачем нужна взаимная ответственность?

 

Гемара, трактат Санhедрин, гласит: «Все в народе Израиля ответственны друг за друга» [1]. Бааль Сулам, да будет благословенна память о праведнике, задает вопрос: на первый взгляд, с точки зрения человеческого здравого смысла, взаимная ответственность совершенно не оправдана, потому что, возможно, кто-то грешит или совершает преступление и гневит своего Создателя, а я его совсем не знаю и не имею к нему никакого отношения, так неужели при таких обстоятельствах Святой [Творец], да будет Он восславлен, накажет меня!? Разве в Торе не написано: «Да не будут отцы преданы смерти за детей, человек за свой грех да будет предан смерти» [2]? Как же сделал нас Святой [Творец], да будет Он восславлен, ответственными за грехи других, как можно понять это с точки зрения здравого смысла?

 

О барайте рабби Элазара, сына рабби Шимона

 

Простое толкование состоит в том, что существует что-то вроде весов, измеряющих как поступки всего мира, так и поступки отдельного человека. И мир судим по их большинству: если больше прегрешений, то суд вершится ко злу, Б-же упаси, а если больше заповедей, то суд вершится к добру. То же происходит с индивидом: «Если человек выполнил одну заповедь, он счастлив, что склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону заслуг» [13] и т.д. Но на самом деле нет таких весов, но человек должен представлять себе каждое мгновение, что его личный мир и внешний мир находятся в том же положении, что и весы, чаши которых будут наполняться его предстоящими поступками, речами или помыслами. Если он совершает альтруистические деяния, он укрепляет дух альтруизма в мире, а в противном случае он укрепляет дух получения  в мире. И здесь совершенно нечего взвешивать.

 

В Предисловии к Учению о десяти Сфирот он, на первый взгляд, объясняет склонение чаши весов в сторону заслуг по-другому [14], ибо там темой является вера в Провидение Г-спода, да будет Он восславлен, Который добр и творит добро [15], и [человек] должен склонить в сторону заслуг чашу весов Б-жественного Провидения как по отношению к своему личному миру, так и по отношению ко всему миру в целом, ибо все, что ни делается, – к лучшему и всему, что ни делается присуще совершенство. Как же то, что рассматривается там, связано с тем, что рассматривается здесь, а здесь склонение чаши весов в сторону заслуг зависит от любви к другим? На это нужно ответить, что и то, и другое говорит об одном и том же, ибо любовь к другим возможна только в том случае, если человек видит Творца, который облачился в других и является Добрым и Творящим добро.

 

Заповедь «И возлюби» [4] выполнима только в среде полноценного народа.

 

Ведь мы доказали, что единичные люди не могут выполнить заповедь «И возлюби ближнего своего» [4], а это может сделать лишь полноценный народ, когда весь народ согласен принять условие «Один за всех»; тогда каждая частность зависит от ближних. Ведь у нас один ответственен за другого. Если так, то еще вызывает сомнение только то, что рабби Элазар сказал обо всем мире. Но мудрец, [который сказал, что все в народе Израиля ответственны друг за друга [1]], говорит о начале процесса Избавления, характеризующемся взаимной ответственностью только в среде народа Израиля, в то время, как рабби Элазар говорит обо всем человечестве, когда все зависят от всех, что является концом процесса Избавления.

 

Молитва за многих людей

 

В связи с понятием «взаимная ответственность» я счел нужным упомянуть то, что мой рав, да будет благословенна память о Святом и праведнике [12], писал в своей статье в 5746 году [16] по поводу того, что «молитва за многих людей не остается без ответа», т.е. когда человек молится, ему следует молиться не только за себя, но также и за многих других людей, и об этом говорят, что «молитва за многих людей не остается без ответа». Если человек молится за самого себя, то нет уверенности в том, что он получит ответ, но если он молится за всю общину, то такая молитва не остается без ответа.

 

1) Если человек пойдет по пути веры и принятия ярма Царства Небесного и по стезе альтруизма, то он придет к слиянию с Г-сподом. И в той мере, в какой он понимает, что это для него обязательно, он должен молиться за всю общину, чтобы люди общины поняли, что и служение, и вера, и альтруистические деяния для них являются обязательными вещами. Следовательно он должен беспокоиться обо всей общине Израиля. 2) Он должен молиться, чтобы Святой [Творец], да будет Он восславлен, дал и другим стремление и силы заниматься этим, потому что в одиночку у человека нет никакой возможности добиться в этом успеха. Иначе будет обстоять дело, если он будет жить в таком обществе, для которого главным будет принятие ярма Царства Небесного и любовь к другим и для которого это явится общественной нормой; тогда это станет и его стремлением и будет ему легко даваться. Следовательно вторым важным обстоятельством является то, что успех всей общины станет причиной и его личного успеха. 3) Кроме того, он должен молиться за других, чтобы и они приняли ярмо Царства Небесного, ибо иначе цель Творения не будет успешно достигнута. Следовательно третьим важным обстоятельством является его забота о том, чтобы цель Творения, которую ставит Г-сподь, да будет Он восславлен, а именно «облагодетельствовать Свои создания» [19], была достигнута на практике, а это возможно при условии, если люди всей общины Израиля обретут исправление.

 

Взаимная ответственность. Уточнения

 

Когда все члены общины работают из альтруистических побуждений, это получается. Если один из них оказался несостоятельным по причине себялюбия, то его несостоятельность в соответствующей мере разрушает функционирование всей общины.

 

Но каким образом человек делает добро всему миру? Почему, если он склоняет чашу своих весов в сторону заслуг, то он также склоняет и чашу весов всего мира в сторону заслуг?

 

Ответ таков: если человек идет стезей альтруизма, он добавляет слой в структуру взаимной ответственности и сотрудничества всего в целом. Но если он идет стезей себялюбия, то его слоя не достает в структуре единого целого, и из целого изымается его доля. И здесь необходимо различать результаты работы в материальном мире и в душе. Результаты работы в материальном мире касаются практического вклада человека в дела общины и всего мира. Результатом работы души является дух, телепатически проникающий к людям всего мира. Ибо если человек прилагает усилия на стезе альтруизма, то он телепатически укрепляет альтруистическое желание у людей всего мира, а если он идет стезей желания получать, то он оказывает обратное воздействие.

 

Спрашивает Бааль Сулам по поводу формулировки: «Как мир судим по большинству [поступков] его [жителей], так и индивид судим по большинству его [поступков]» [13]: 1) Кто же все время это взвешивает? 2) Если он совершил одну заповедь, то он уже завершил всю работу, что же ему остается делать?

 

Ответы. 1) Все это не взвешивается на каких-то весах, а впитывается и различается в сознании человека и в сознании всего мира, и взвешивается там. Ибо если человек прилагает усилия, чтобы совершать альтруистические поступки, то альтруизм отпечатывается в его сознании и склоняет всего человека в целом к альтруизму; а если человек продолжает удовлетворять желание получать, то именно это отпечатывается в его сознании, а также впитывается человеком в целом. И существует также общественное сознание человечества, телепатически ощущающее, что впитывает человек, и таким образом он питает весь мир. И все это взвешивается в общественном сознании.

 

2) Адмор, да будет благословенна память о Святом и праведнике [17], говорил, что по воле Небес система устроена таким образом, что душа всегда остается в состоянии, когда человек балансирует между добром и злом, и он всегда балансирует между [правильным и неправильным] выбором. Ибо, даже если он склонил чашу весов в сторону заслуг, то укрепляется зло, противостоящее добру, в сторону которого он ее склонил, и находится это [зло] на ступени «А я ожесточил сердце фараона и сердца его подданных», и перед глазами человека опять разгорается новая война. А если он склонил чашу весов в сторону вины, то есть такой закон: Если он совершил прегрешение и повторил его, оно становится для него подобным разрешенному [18], уже не ощущает он в нем всего вкуса, и следовательно оно не оказывает столь сильного воздействия, и ввиду всего этого доброе начало в силах противостоять ему.

 

 

***

 

Примечания переводчика

----------------------------------

[1] Все в народе Израиля ответственны друг за друга – Вавилонский Талмуд, трактаты Санhедрин, стр. 27Б; Шевуот, стр. 39A.

[2] Да не будут отцы преданы смерти за детей, а дети да не будут преданы смерти за отцов, человек за свой грех да будет предан смерти - Дварим, 24, 16.

[3] А один грешник погубит много хорошего - Коhелет 9, 18.

[4] И возлюби ближнего своего, как самого себяВайикра 19, 18.

[5] Все, что говорил Г-сподь, сделаем и услышимШемот, 24, 7.

[6] «Я не слышал этого» означает «я не понимаю этого» - Вавилонский Талмуд, трактат Бава Батра, стр.13Б.

[7] Один еретик увидел Раву, углубившегося в учение в то время, как пальцы его руки были у него под ногами, и он сжимал их так, что пальцы кровоточили. Сказал он ему: «Вы – безрассудный народ, отдавший предпочтение вашим устам перед вашим ушами, и вы все еще упорствуете в своем безрассудстве. Сначала вы должны были послушать, и если можете – принять, а если нет – то не принять» - Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр.88А.

[8] Когда люди народа Израиля отдали предпочтение «Сделаем» перед «Услышим» [5], зазвучал глас Б-жий и сказал им: «Кто раскрыл Моим детям эту тайну, которую используют [только] ангелы-служители?» Ибо написано (Тэhилим 103, [20]): «Благословите Г-спода, ангелы Его крепкие силой, исполняющие слово Его, чтобы услышать глас слова Его»  - Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр.88А.

[9] И будете вы Мне царством священников – Шемот 19, 6.

[10] Человека и животное хранишь ты, Г-споди – Тэhилим 36, 7.

[11] Речь идет о сынах Адама, которые наделены мудростью, а ведут себя скромно подобно животному - сказано в Вавилонском Талмуде, трактат Хулин, стр.5Б: Разве не написано:Человека и животное Ты будешь хранить, Г-споди [10], [причем слово «животное» используется в положительном смысле, а не в отрицательном, как обычно в Танахе]. Сказал рав Еhуда, что Рав говорил: Речь идет о сынах Адама, которые наделены мудростью, а ведут себя скромно подобно животному.

[12] Мой рав, да будет благословенна память о праведнике – рабби Барух Ашлаг.

[13] Рабби Элазар, сын рабби Шимона, говорит: как мир судим по большинству [поступков] его [жителей], так и индивид судим по большинству его [поступков]; если выполнил одну заповедь, счастлив, что склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону заслуг, [а если] совершил одно прегрешение, горе ему, ибо он склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону вины; как сказано: а один грешник погубит много хорошего [3] - Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин, стр. 40б.

[14] В Предисловии к Учению о десяти Сфирот он, на первый взгляд, объясняет склонение чаши весов в сторону заслуг по-другому – см. п.121, стр 34.

[15] Добрый и Творящий добро – Тэhилим 119, 68.

[16] 5746 год – 1985 – 1986 год. См. статьи рабби Баруха Ашлага за 5746 год, стр.34

[17] Адмор, да будет благословенна память о Святом и праведнике – рабби Барух Ашлаг.

[18] Если он совершил прегрешение и повторил его, оно становится для него подобным разрешенному – Вавилонский Талмуд, трактат Арахин, стр. 30Б, трактат Моэд Катан, стр. 27Б, трактат Йома, стр.86Б.

[19] Когда у Него, да будет восславлено Его Имя, возникло желание сотворить мир, чтобы облагодетельствовать Свои творения и чтобы они познали величие Его и удостоились стать колесницей, вздымающей ввысь, чтобы прилепиться к Нему [20], да будет Он восславлен, Он создал и наделил Светом одну точку из десяти (представляющих собой десять Сфирот [21] Акудим [22], пребывающих в одном сосуде), и не проявлялись они – Древо Жизни Аризаля, Шаар hаКлалим (Портал общих принципов), начало первой главы.

[20] И чтобы прилепиться к Нему - Дварим 11, 22; 30, 20; Еhошуа 22,5

[21] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар, фрагмент Роза, п.1, второй абзац.

[22] Акудим – название мира, в котором внутренний и окружающий Света связаны друг с другом и соударяются друг с другом. Как объясняет Бааль Сулам в Общем введении, п.5, это название происходит от «И связал Йицхака» (Бэрэйшит 22, 9) («И связал» на иврите передается как «ваяАкод», т.е. словом, имеющим тот же корень, что и Акудим). О соударении внутреннего и окружающего Светов см. во Введении в мудрость Каббалы, пп.33 – 42.

[23] Телом в Каббале называется желание получать.