«Древо Жизни» [1] Аризаля [2] с Паним Меирот и Паним Масбирот [3] Бааль Сулама

 

Ветвь первая

 

Текст «Древа жизни» Аризаля

Алеф) {1} Знай, что перед тем, как были наделены Светом Нээцалим  и созданы Нивраим [4], простой [5] Высший Свет заполнял все сущее. И не было никакого Маком Пануй [6], характеризующегося как Авир Рейкани [7]  и Халаль [8], но было все заполнено этим простым Светом Бесконечного, и не различалось в нем ни Рош [9], ни Соф [10], но все было единым простым Светом, совершенно однородным, и называется Он Ор Эйн Соф [11].

Бет) И когда возникло у Него желание простое - сотворить миры и наделить Светом Нээцалим [4], чтобы явить свету совершенство [12] деяний Своих и Имена Свои и названия Свои, ибо такова была причина Сотворения миров. {2}

 

Гимэль) И вот тогда ограничил Себя Бесконечный в центральной точке, что в самом центре Него, и ограничил этот Свет, и удалился [Свет] в стороны от центральной точки [13]; и тогда остались: Маком Пануй [6], Авир [14] и Халаль Рейкани [15], [простирающиеся] от самой центральной точки.

 

Далет) И вот этот Цимцум [16] был однородным в этой незаполненной окрестности центральной точки, так что место этого пустого пространства было Игуль [17], со всех сторон совершенно однородным, и не фигурой квадрата, имеющего прямые углы, в соответствии с тем, что и Эйн Соф [18] ограничил Себя, будучи в состоянии Игуль, одинаково со всех сторон. А причина заключалась в том, что поскольку Ор Эйн Соф [11] совершенно однороден, то он должен также ограничивать Себя одинаково со всех сторон. И известно из геометрии, что нет фигуры более одинаковой [со всех сторон], чем фигура круга. Иначе проявляются фигура квадрата с выступающими прямыми углами, а также фигура треугольника и остальные фигуры. И поэтому должен был Цимцум Эйн Соф иметь круглую форму. И причиной этого было намерение быть одинаковым [со всех сторон], как уже говорилось. Также в [книге] Зоар на недельное чтение Бо, лист 42, написано: «сосуд круглой формы, то есть [буква] Йуд»; см. также [книгу Зоар] на недельное чтение Пэкудэй, лист 258, которая учит, что hЭйхалот [19] и то, что в них – это Игулим [17].

 

hЭй) Кроме того, есть другая причина: [Цимцум [16] имеет круглую форму] ради Нээцалим [4], ибо впоследствии предстоит наделить [их] Светом внутри этого полого, пустого и незаполненного пространства, о котором говорилось выше. А дело в том, что если Нээцалим будут иметь форму Игулим [17], они все приблизятся и сольются с Эйн Соф [18], окружающим их, совершенно одинаково, и Свет и Благодать, предназначенные им, они получат от Эйн Соф со всех сторон равными по значимости; иначе обстояло бы дело, если бы Нээцалим были квадратной, треугольной или другой формы, так как если бы у них были углы, выступающие  в стороны, откуда они наделяются Светом, больше, чем с остальных сторон, они бы не получали Ор Эйн Соф [11] одинаково. В конце Ветви третьей будет объяснена причина, зачем требуется этот Цимцум и в чем его суть.

Вав) Этот Цимцум [16] предназначен для того, чтобы раскрыть Источник Диним [20] и чтобы впоследствии, в мирах, дать Атрибут Суда; и эта сила называется Буцина деКардинута [21] подобно пшенице Кардинуты [22]

Пояснение рабби Хаима Виталя. И, по моему скромному мнению, ясно, что в центральной точке Эйн Соф [18] был Источник Суда, а позже Он раскрылся ниже, и из Него образовалось место, являющееся прообразом сосуда; а из того, что окружает эту точку, были притянуты внешние части миров, а из того, что окружает [ее] далее, была притянута внутренняя часть; и этого достаточно, чтобы не ошибиться и остерегаться думать, что там, в этой точке, раскрылся Суд, Б-же упаси.

Зайин) И вот после Цимцума [16], о котором говорилось выше и при котором осталось место Халаль [8] и Авир [14], пустое и не заполненное в самом центре Ор Эйн Соф, Барух hУ [11] [23], как уже говорилось, уже было место, где могли быть Нээцалим, Нивраим [4], Йицурим и Наасим [24]. И тогда протянулся от Ор Эйн Соф один прямой Кав [28] от Света Его Игуля [17] сверху вниз, нисходя и спускаясь внутрь этого Халаль, и Высший Рош [9] Кав был притянут от Самого Эйн Соф [18] и воздействовал на него, однако Сиюм [29] этого Кав, внизу, в Его Соф [10], не был затронут Ор Эйн Соф; и посредством этого Кав Ор Эйн Соф был притянут и распространился вниз; и в месте этого Халаль он создал [30] все миры, и этот Кав подобен одной тонкой трубе, через которую распространяются и притягиваются Воды Высшего Света Эйн Соф к мирам, находящимся в этом месте Авир и Халаль

Хет) И разъясним теперь немного, в чем состоит исследование каббалистов, позволившее узнать, каким образом в Сфирот [31], о которых говорилось выше, существуют Рош [9], Тох [32], Соф [10]; но так обстоит дело при условии, что к Рош этого Кав [28] приходит Ор Эйн Соф [11] от Высшего, а Его Соф не притягивается вниз, до места Ор Эйн Соф, окружающего [его], ниже миров, и не прилепляется к нему; поэтому в такой ситуации правильно заключить, что в нем есть Рош и Соф; ибо если бы получали Благодать Эйн Соф [18] с двух концов, были бы [эти] два конца ступенями Рошим [9] идентичными друг другу, и не было бы тогда ступеней верха и низа; а также если бы Эйн Соф притягивался со всех окрестностей и сторон этого места Халаль [8], не было бы ни верха, ни низа, ни переда, ни зада, ни востока, ни запада, ни севера, ни юга; но только когда Ор Эйн Соф притягивается по одному Кав и по тонкой трубе, правомерно заключить, что в нем есть верх и низ, и перед, и зад, восток и запад; и подобным образом мы во всех наших речениях описываем это в Древе Жизни, в этой ветви.

Тет) И вот при распространении Ор Эйн Соф [11] на ступени прямого Кав [28] внутрь Халаль [8], Он не был притянут и не распространился мгновенно донизу, а распространялся постепенно; я имею в виду, что сначала Кав Света начал распространяться, и там тотчас же, в начале Его распространения в форме Кав, Он распространился и был притянут, и произошло так, будто Он совершил полный оборот, один Игуль [17], и этот Игуль не имел соединения с Ор Эйн Соф, окружающим Его со всех сторон, ибо если бы Он имел такое соединение, Он вернулся бы в состояние подобное тому, что было, и был бы Он уничтожен в Ор Эйн Соф, и совершенно не проявилась бы Его сила, и было бы все Ор Эйн Соф, как вначале; поэтому этот Игуль примыкает к Игулю Эйн Соф [18] и не соединяется с Ним, а все основное соединение и слияние Игуля этого Нээцаля [4] с Эйн Соф Маациля [4] происходит посредством этого Кава, упоминавшегося выше; и таким образом нисходит и притягивается Свет от Эйн Соф и наделяет то, что в этом Игуле.

Йуд) И Эйн Соф [18] находится вокруг и окружает его со всех сторон и удален от него одинаково со всех сторон, так как и Ему присуща ступень Игуль [17], вокруг него, как уже говорилось; таким Он должен быть, чтобы свечение Эйн Соф в Нээцалим [4] происходило только через этот Кав [28]. Ибо если бы Свет притягивался к ним также от всего, что их окружает, были бы Нээцалим на ступени Самого Маациля [4] без границы и конца, и более того, даже и этот Кав [должен быть] обязательно весьма тонким и не иметь большой ширины, чтобы Свет притягивался к Нээцалим, имея меру и конец; и по этой причине, названы Нээцалим десятью мерами или десятью Сфирот [31], что указывает на то, что им присуща определенная мера и у них есть конец, и характеризуются они конечным числом; иначе обстоит дело в Эйн Соф. И как написано в книге Зоар на недельное чтение Пинхас, тринадцатая заповедь {в Мальхут [33]} – это чтение Шма … Но не обстоит дело так, чтобы были присущи Ему ни {известная} мера, ни известное Имя, подобно Сфирот, ибо каждая Сфира имеет известное имя и меру, и границы и пределы. [34] Конец цитаты. И поскольку Кав тонкий, Благодать будет притянута к ним для удовлетворения их нужд едва лишь в такой мере, чтобы Нээцалим существовали, и не в большей мере, чем достаточно для того, чтобы существовали Маацилим.

Каф) И вот этот самый первый Игуль [17], примыкающий к Эйн Соф [18], и является тем, что называется Кэтэр [35] дэАдам Кадмон [37]. А затем этот Кав [28] продолжил распространяться, и распространился немного и совершил оборот чтобы принять круглую форму, и стал вторым Игулем внутри первого Игуля; и это называется Игуль hаХохма [36] дэАдам Кадмон. И Он продолжил распространяться дальше вниз, и совершил оборот, чтобы принять круглую форму, и стал третьим Игулем внутри этого второго Игуля, и называется Он Игуль Бина [38] дэАдам Кадмон. И таким же образом Он совершал обороты и распространялся, и обретал круглую форму до десятого Игуля, называющегося Игуль Мальхут [33] дэАдам Кадмон. Вот и объяснено, что такое десять Сфирот [31], созданные и наделяемые Светом, по сути дела, в виде десяти Игулим, один внутри другого; и все это является той самой стадией десяти Сфирот, которые неявным образом составляют все ступени всех миров, однако ясна простая вещь: несколько видов миров созданы [39] как тысячи тысяч и множества множеств, и все они, как один, находятся в пределах места того Халаль [8], о котором говорилось выше, и нет ничего за его пределами.

Ламед) И вот в каждом без исключения мире есть десять частных Сфирот [31] и каждая без исключения частной Сфира каждого без исключения мира состоит из десяти частных Сфирот этих частностей, и все они имеют формуе Игулим [17], один внутри другого и один предшествует другому, и так без конца и без края, и все они подобны слоям луковицы, заключенным один внутри другого и имеющим сферическую форму, как упомянуто в ряде книг. Так вот стадией, объединяющей все Игулим воедино, является тот самый тонкий Кав [28], распространяющийся от Эйн Соф [18] и проходящий, и нисходящий, и притягиваемый от Игуля к Игулю до самого завершения их всех, как уже говорилось, и через этот Кав притягиваются Свет и Благодать нужные каждому из них без исключения; вот и объяснено понятие десяти Игулим десяти Сфирот.

Мэм) А теперь дадим объяснение второй стадии присущей десяти Сфирот [31]; и это стадия Света Йошер [40] подобная трем линиям на изображении Высшего Адама. Так вот через тот упомянутый выше Кав [28], распространяющийся сверху вниз, от которого распространяются Игулим [17], распространяется и этот Кав по Йошер сверху вниз от Рош [9] верхней части Игуля самого верхнего из всех них вниз, до места под нижней частью Сиюма [29] всех Игулим, прямо сверху вниз; [и этот Кав] состоит из десяти Сфирот, что является сущностью образа праведного человека, достигшего большой высоты и состоящего из двухсот сорока восьми органов, изображающихся в виде трех линий: правой, левой и средней, а в общем, он состоит из десяти Сфирот, а каждая из этих Сфирот делится на десять Сфирот, и так до бесконечности, точно так же, как говорилось выше о десяти Сфирот, расположенных как Игулим. И вот эта вторая стадия называется Целем Элоким [41], и на это указывает стих [Торы], говоря: «И сотворил Б-г человека по Образу Своему, по Образу Б-жьему» [42], и почти вся книга Зоар и большая часть Тикуним [43] все время имеют дело только с этой второй стадией, и в одном месте об этом очень хорошо написано. Итак существуют два приведенных выше объяснения, ибо есть две стадии [распространиения]: по Игулим и по Кавим; и обе, как одна, хороши, слова Б-га Живого [44]; и именно так ты должен понимать некоторые речения, которые выглядят отделяющими одно от другого и касаются порядка и расположения десяти Сфирот.

Нун) Таким же образом  будет разъяснено тебе исследование, упомянутое выше [45]: каким образом окажутся Рош [9] и Соф [10] верхом и низом по отношению к десяти Сфирот [31]; ведь это объяснимо для обеих стадий [46]: первая стадия – это десять Сфирот, изображаемых как Игулим [17], один внутри другого; и это просто, так как Игуль, окружающий их всех – есть сфера Кэтэр [35], ведь он примыкает к Эйн Соф [18] в большей степени, чем они все, и поэтому он достоин похвалы больше, чем все они. А между второй сферой, называющейся Хохма [36], и Эйн Соф есть промежуток, сфера Кэтэр, поэтому ее ступень находится ниже ступени Кэтэр. И таким же образом удаление сферы Бина [38] от Эйн Соф составляет два Игулим, и ее ступень находится ниже ступени Хохма. И то же касается каждого без исключения Игуля из всех без исключения миров, находящихся внутри этого Халаль [8]: каждый, находящийся ближе другого к Эйн Соф, весьма высок [по отношению к другому] и достоин похвалы больше, чем другой, вплоть до того, что оказывается Этот Мир, центральный, материальный [мир], средней и центральной точкой внутри всех Игулим, внутри всего места Халаль и Авир [14] Пануй [47], о котором уже говорилось, а также он совершенно удален от Эйн Соф, больше всех миров, и поэтому он настолько земной и материальный, в наивысшей степени, будучи центральной точкой внутри всех Игулим, и пойми это хорошенько.

Самех) И кроме того, существует вторая причина близкая к тому, о чем говорилось выше [48], ведь объяснялось, как Кав [28], притягиваемый от Эйн Соф [18], распространяется, а затем обретает круглую форму, и распространяется дальше вниз и обретает круглую форму вплоть до Сиюма [29] последнего из всех Игулим [17], и Игуль, который становится первым, [находясь] в месте начала Кав, является наиболее возвышенным и наиболее достойным похвалы, больше всех Игулим, находящихся под ним; ведь он притянут от Рош [9] Кав, и кроме того, он ведь получает свечение, находясь в самом высоком месте по сравнению со всеми ними. И этот Игуль, самый Высший из них, будет называться верхом, а самый внутренний Игуль является центральным, и установлено, что он низший среди всех них, ведь поскольку он из всех них получает Свет из самой нижней части этого Кав, он будет называться низом. И в Ветви третьей о десяти Игулим мира Никудим [49] будет объяснено, что подобным же образом и в десяти Сфирот [31] Игулим есть эта самая ступень Кавим наряду с Игулим, помимо ступени десяти Сфирот Йошер [40], появившихся на изображении вида Адама, посмотри, что там написано, и там завершается Рош Игулим, и там тебе будет объяснено, как и в десяти Сфирот Игулим будет произведено исправление правой, левой и средней [линий] наряду с тем, что они подобны Игулим, находящимся один внутри другого.

Айин) Также и в Бхине Бет [50] Йошер [40], находящейся на изображении Адама, будет произведено исправление верха и низа, Паним [52] и Ахор [53], ибо ясно, что то, что близко к началу Кав [28], станет Рош [9], а то, что ниже Него, станет Гуф [54], а то, что ниже него станет Раглаим [55], и из этого можно сделать заключение по поводу остальных деталей, из которых состоят детали, и в Ветви 3 будет дано объяснение и о десяти Игулим [17] [мира] Адам Кадмон [37] (посмотри, что там написано), и в этой Ветви объясняется именно то, как все миры находятся на ступенях Игулим, один внутри другого подобно слоям луковицы; а на Бхину Алеф [56] указывается в [книге] Зоар в ряде мест, в частности в недельном чтении Вайикра, листы 9 и 10 [57], что даже Своды Небесные и земли подобны слоям луковицы, один внутри другого (посмотри, что там написано), а также в недельном чтении Бэрэйшит, лист 19 [говорится]; начало цитаты: «Все это должен был Святой [Творец], да будет Он восславлен сотворить в мире, {т.е. все эти упомянутые выше [58] Клипот [59]} и исправить мир с их помощью. И все это {подобно ореху}: мякоть [60] внутри и много корки, окружающей мякоть. И все миры устроены таким образом {т.е. подобно ореху, мякоть внутри и много корки, окружающей мякоть}... ; все они: один внутри другого и другой внутри третьего ...», ведь миры всегда таковы, что один окружает другой, а другой окружает третий.

Пэй) И хотя оттуда, наоборот, видно, что самая внутренняя часть – это Моах [60], а его покрытие – это Клипа [59], которая хуже него, но если ты отверзнешь очи, то ты поймешь и узришь все, что говорит это изречение [61]: мы - жители земли, находящейся внизу, и то, что, с нашей точки зрения, расположено ближе всего к нам, называется Клипой, окружающей нас, поскольку Моах – это то, что находится внутри нас, и [в то же время нам видится, что] это сфера, окружающая [Клипу], а затем в нашем поле зрения возникает другая сфера, более внутренняя, чем он, и это Моах другой сферы. И так далее точно так же, пока не оказывается, что Эйн Соф [18] находится внутри всего [мира] Ацилут [25] и это Моах, находящийся внутри всех [миров], а все Нээцалим [4], являющиеся Его Клипой и являющиеся сферами, расположенными ближе всего к нам, не станут самой внешней частью всех [миров] и Клипой их всех. И тем не менее, на ступени самих миров дело обстоит не так, но их самая внутренняя часть – это Клипа, а то, что окружает их всех – это Моах, но то что наши очи способны узреть, и то, что мы вначале видим нашими глазами, называется внешней частью, и это Клипа, являющаяся сферой, ближайшей к нам, а то, что удалено от нас и окружает все остальные сферы, называется внутренней частью относительно нас и называется Моах для всего того, что находится ниже Него.

Цади) Также из этого изречения [61] станет понятна вторая ступень, называющаяся изображением Адама с помощью Йошер [40], объединяющего несколько миров, что упомянуто в книге Зоар на недельное чтение Толдот, лист 134 [62]: «И подобно тому, как тело человека делится на органы и все они представляют собой ступени, находящиеся одна на другой и исправляющиеся одна на основе другой, и все они составляют одно тело, то же касается и мира», и в Ветви четвертой для тебя объясняются все упомянутые там ступени, изображающиеся на рисунке Адама, и они находятся одна внутри другой и другая внутри третьей, Атик [63] - внутри Арих Анпина [65], Арих Анпин – внутри Абы вэИмы [66], а Аба вэИма – внутри [следующего Парцуфа [64]] и т.д. до конца всех ступеней. И тогда станет хорошо понятно, что одна [ступень] находится внутри другой: одна – Моха [67], а другая – Клипа [59], хорошенько разберись, что там написано. Вот и объяснено, что существуют две категории десяти Сфирот [31]: одна категория – это Игулим [17], и одна категория – это Йошер подобный изображению Адама.

Редакционные примечания
-----------------------------------
{1} Древо Жизни [1], Шаар Алеф (портал первый), Анаф Бет (ветвь вторая).
Учение о десяти Сфирот, часть первая и часть вторая
{2} [Примечание, следующее непосредственно за текстом Древа Жизни] Как объяснено у нас в Ветви первой,
часть первая {3}
{3} Подробный комментарий по поводу цели, стоящей за намерением сотворить миры см. Паним Меирот, ниже,
часть третья, сс. 1 и 12

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] "Древо Жизни " - книга, являющаяся главным источником Лурианской Каббалы. Является изложением учения Аризаля [2]. Написана наиболее талантливым его учеником рабби
Хаимом Виталем.
[2] Аризаль -
рабби Ицхак Лурия (1534 - 1572), отец современной Каббалы
[3] Паним Меирот и Паним Масбирот - это комментарий Бааль Сулама к "Древу жизни" [1] Аризаля [2]. Выражение "Паним Меирот" означает: лик [человеческий], озаренный [мудростью], а также Сияющий Лик [Всевышнего]. Точнее, в
Вайикра Рабба на недельное чтение Бэхукотай (часть 36, гл.. 2) говорится, что у того, кто пьет вино, лицо становится румяным. В Хидушей Радаль (рабби Давида Лурии из Быхова, 1798 - 1855) объясняется, что имеется в виду стих "Мудрость человека просветляет лик его" (Коhелет 8, 1). Наконец, в Бамидбар Рабба на недельное чтение Нассо, часть 11, гл. 6, стих "Озарит тебя Г-сподь Ликом Своим" (Бамидбар 6, 26) комментируется так: обратит к тебе Сияющий Лик, а не Гневный. Выражение "Паним Масбирот" означает "Благосклонный Лик" (Творца, раскрывающего наиболее сокровенные части Торы). Сказано в Мишне, трактат Софэрим, глава 16, мишна 3: Учит рабби Ханина бар Паппа: Лицом к лицу говорил Г-сподь [с вами] [Дварим 5, 4]: Лицом - это два, к лицу - это два, итого четыре Лика: Грозный Лик - для Танаха, Средний Лик - для Мишны, Смеющийся Лик - для Талмуда, Благосклонный Лик - для Агады.
[4] объяснение понятия Нээцаль см.
здесь, в статье "Что такое Маациль", см. также объяснение понятия "Ацилут" в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы"; Нивра (творение) - это то, что создано как сущее из ничего Борэ (Творцом), см. здесь, в статье "Что такое Борэ".
[5] простой – не делимый на составные части
[6] Маком Пануй – незаполненное место
[7] Авир Рейкани – буквально «пустой воздух»
[8] Халаль - [незаполненное] пространство
[9] Рош, множественное число: Рошим
 – голова
[10] Соф – конец, предел [получения Света]
[11] Ор Эйн Соф – Свет Бесконечного
[12] Совершенство - применим также перевод: завершение
[13] В стороны от центральной точки - буквально: в стороны окрестностей центральной точки.
[14] Авир – воздух
[15] Халаль Рейкани - свободное пространство
[16] Цимцум – запрет получать Свет
[17] Игуль, во множественном числе Игулим – круг.
[18] Эйн Соф – Бесконечный
[19]
hЭйхаль (множественное число: hЭйхалот) – дворец, чертог. См. Предисловие к книге Зоар, п. 42.
[20] Дин (множественное число Диним) – закон, суд
[21] Буцина деКардинута – твердый Свет, Свет Суда, т.е. Свет, ассоциирующийся с Арибутом Суда; Кардинута (а также Кардуния) – область к востоку от реки Тигр и к югу от Армении, район горы Арарат
[22] Подобно пшенице Кардинуты - это означает, что как согласно Вавилонскому Талмуду, трактат Псахим, стр. 7а, пшеница Кардинуты была известна своей твердостью, так и здесь, в выражении Буцина деКардинута, слово «деКардинута» означает «твердый».
[23] Эйн Соф Барух
hУ – Бесконечный, да будет Он восславлен
[24] Нээцалим, Нивраим, Йицурим и Наасим – по-видимому, когда мы познаем миры Ацилут, Брия [25], Ецира [26] и Асия [27], мы поймем и в чем разница между творениями, находящимися в этих мирах. Пока же вырисовывается такая картина: Нээцалим очень близки к Творцу, обрели альтруистическую мотивацию; Нивраим находятся вне Творца, так как Творцу не присуще желание получать; Йицурим находятся еще на более низкой ступени и могут воспринять Свет, предназначенный свыше для творений только частично, и Творцу приходится преобразовывать Свет для них, чтобы они могли получать. Мне неизвестны тексты Бааль Сулама, где объясняется слово Наасим, поэтому то, что я напишу ниже – это более или менее правдоподобные догадки. Асия – означает действие. В высших мирах замысел, речь и действие соединены в единый акт в то время, как в нашем мире, являющемся нижней оконечностью мира Асия, они разделены во времени. Рав Барух Ашлаг пишет в статье
«Две стадии постижения»:  Первая стадия: «то, что сотворил Б-г ради действия» [Бэрэйшит, 2, 3], т. е. Г-сподь, да будет Он восславлен, подготовил нам место для [следующей] стадии - работы. Конец цитаты. В другом месте он пишет, что в нашем мире то, что задумано и не реализовано, почитается за ничто в то время, как в высших мирах основные процессы происходят в Рош [9], т.е. потенциально, и лишь немногое – в Гуф [54], т.е. на деле.
[25] Ацилут и Брия – см. [4], Брия и Нивра – это однокоренные слова, Брия означает «сотворение», а Нивра – его результат.
[26] Ецира - преображение (согласно интерпретации
Рамбаном стиха Ешаяhу 45,7; см. объяснение в п.1 Общего введения)
[27] Асия – от слова Аса (делать); Мир действия
[28] Кав – луч
[29] Сиюм – завершение и прекращение [свечения Света]
[30] создал – в оригинале слово «создал» повторено в четырех вариантах:
hэЭциль, Бара, Яцар и Аса, соответствуюих Нээцалим, Нивраим, Йицурим и Наасим [24]
[31] Сфира, во множественном числе Сфирот - Элемент духовного объекта. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир,
Шемот 24, 10). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации (см. п. Йуд) это слово означает, что Сфире присуща конечная мера и она характеризуется числом.
[32] Тох – внутренняя часть тела, в которую сосуд на деле получает Свет
[33] Мальхут – Царство, название последней из Сфирот [31]
[34] Тринадцатая заповедь {в Мальхут [33]} – это чтение Шма … Но не обстоит дело так, чтобы были присущи Ему ни {известная} мера, ни известное Имя, подобно Сфирот, ибо каждая Сфира имеет известное имя и меру, и границы и пределы. См.
Зоар на недельное чтение Пинхас,  фрагмент Объяснения Мальхут, стр. 329, конец п. 857, а также фрагмент Объяснения Святых Имен и названий, сс. 330 – 331, конец п. 860 и начало п. 861. В фигурных скобках – перевод слов, добавленных рабби Еhудой Ашлагом в комментарии Сулам.
[35] Кэтэр – корона, название первой Сфиры [31], не всегда считающейся при перечислении Сфирот. Поэтому первой обычно называется Сфира Хохма [36]
[36] Хохма – мудрость
[37] Адам Кадмон – буквально: прежний человек
[38] Бина – разумение
[39] Созданы – в оригинале слово «созданы» повторено в четырех вариантах: Нээцлу, Ниврэу, Ноцру и Наасу, соответствующих Нээцалим, Нивраим, Йицурим и Наасим [24], ср. также примечание [30]
[40] Йошер – прямизна, прямая линия
[41] Целем Элоким – Образ Б-жий (
Бэрэйшит 1, 27; 9, 6)
[42] И сотворил Б-г человека по Образу Своему, по Образу Б-жьему –
Бэрэйшит 1, 27
[43] Тикуним – Тикунэй Зоар
[44] слова Б-га Живого –
Йирмеяhу 23, 36
[45] Исследование, упомянутое выше – в
п. Хет
[46] Для обеих стадий - для Сфирот [31] Игулим [17] (см.
п. Ламед) и для Сфирот Йошер [40] (см. п. Мем)
[47] Пануй – пустой, незаполненный
[48] Причина близкая к тому, о чем говорилось выше – в
п. Каф
[49] О мире Никудим вкратце говорится в Общем введении, пп.
14 и 16. Подробней см. во Введении в мудрость Каббалы, начиная с раздела 7 и далее.

[50] Бхина [51] Бет – вторая ступень.

[51] Бхина, во множественном числе: Бхинот - ступень, стадия.

[52] Паним – лицо

[53] Ахор – спина, ягодицы

[54] Гуф – тело

[55] Раглаим – ноги
[56] Бхина [51] Алеф – первая ступень
[57] Книга Зоар на недельное чтение Вайикра, листы 9 и 10 – фрагмент Семь Сводов Небесных и семь земель
[58] в недельном чтении Бэрэйшит, лист 19 – цитируется фрагмент «Да будут светила» [
Бэрэйшит 1, 14], пп. 105 – 106, стр. 101. Перед цитируемым текстом написано (здесь и в основном тексте фигурными скобками обозначен перевод слов Бааль Сулама в комментарии Сулам): «{Кроме того,} необходимо объяснить {написанное, что} из удовольствий, которыми наслаждаются сыны Адама в ночном сне, проистекают и порождаются демоны мужского и женского пола».
[59] Клипа (множественное число: Клипот) – (буквально: шелуха, скорлупа, корка, кожица) нечистая сила
[60]
 Моах – мякоть, буквально: мозг
[61] Это изречение – цитата из книги
Зоар на недельное чтение Бэрэйшит [58] в конце п. Айин.

[62] В книге Зоар на недельное чтение Толдот, лист 134 – фрагмент «А вот родословие Йицхака» [Бэрэйшит 25, 19] стр.2, п. 3
[63] Атик – название
 внутреннего Парцуфа [64] Кэтэр [35], означающее Древний [Старец] (Даниэль, глава 7, стихи 9, 13, 22)

[64] Парцуф (лицо) – духовный объект, Парцуфим – это Сфирот [31] миров, сами Парцуфим также состоят из Сфирот, и так до мельчайшей частицы, которую только можно выделить

[65] Арих Анпин (протяженный Лик) – название внешнего Парцуфа [64] Кэтэр [35]

[66] Аба вэИма (папа и мама) - название Парцуфа [64] Хохма [36] и Бина [38]

[67] Моха – по-арамейски: мозг, то же, что на иврите Моах [60]