Из
книги р.
Авраама
Мордехая
Готлиба
"Сулам"
(Лестница).
Публ. 16.
Черновик.
Перепечатка
запрещена
Часть
первая. Жизнь и
учение рабби Еhуды
Ашлага
Глава
вторая. Основы
системы
служения
Г-споду,
практикуемой
нашим равом
(в самых
общих
чертах).
4. Принцип
7.
Осознание
зла. На практике
это является
основополагающей
целью,
достигаемой
благодаря
Свету, заключенному
в Торе и
заповедях [1],
согласно
изречению
наших
мудрецов, да
будет память
о них
благословенна
(Бэрэйшит
Рабба, часть 44): «Не
даны
заповеди ни
для чего
иного, как
только с
целью
переплавить
творения с их
помощью». И
наш учитель
Бааль Сулам
пишет (в [книге]
Дарование
Торы, в
статье Сущность
религии и ее
цель):
«Наградой
тому, кто
выполняет
заповеди, может
стать его
постепенное
и медленное
очищение, а
[степень]
осознания
зла в нас
воистину
характеризует
стадии этого
очищения» [2].
Конец
цитирования
слов Святого
[праведника].
Объяснение
этого. Когда
человек
ставит своей
целью достичь
слияния с
Г-сподом, да
будет Он восславлен,
и начинает
по-настоящему
работать над
достижением
целей,
вкратце
объясняющихся
здесь, то он
начинает
видеть,
насколько
ему далеко до
достижения
двух целей,
отмеченных
нами как
центральные: 1)
насколько
ему далеко до
обретения
истинной
веры в
Г-спода, да
будет Он
восславлен;
например он
совершенно
не согласен
принять господство
над собой
Святого
[Творца] , да будет
Он
восславлен. 2)
Насколько
ему далеко до
обретения
любви к
другим, ибо в
его теле [3] нет
ничего кроме
себялюбия.
Чем больше
человек
работает,
борясь
против своей
природы, тем
больше ему
открывается
великая сила
присущего ему
себялюбия,
без
каких-либо
проблем
властвующего
над всей его
жизнью и не
дающего ему
возможности
прилепиться
к Владыке, к Г-споду,
да будет Он
восславлен, в
вечной любви.
Осознание
этого
причиняет
очень большие
страдания и
вызывает у
человека
глубокую
горечь, но
именно с
помощью
этого
средства
приходит
спасение от
Г-спода. И
дело в том,
что люди
народа
Израиля не
обретут
Избавления,
пока не
достигнут
сорок
девятых врат
нечистоты,
что можно
объяснить
следующим
образом: пока
не достигнут
осознания
самого
высшего зла в
мире. Из
этого
вытекает, что
когда
человек
приступает к
служению Г-споду,
да будет Он
восславлен,
он ожидает,
что достигнет
огромных
успехов и
вознесется в Небесные
выси, но
также верно и
обратное: сначала
человек идет
трудной
дорогой,
которая
создает
препятствия
для
раскрытия
самой истины,
и только
потом он
может
достичь своего
полного
исправления.
Адмор рабби
Барух Шалом
[Ашлаг], да
хранят нас
его заслуги,
говорил так:
«Когда
человек
достигает
осознания
зла,
необходимо
различать два
состояния: Алеф)
в котором он
страдает. Бет)
в котором он
рад, что ему
раскрыли с
Небес зло,
заключенное
в нем. И
они являются двумя
противоположностями,
присутствующими
в одном
носителе, но
в разное
время: сначала
человек
страдает и
возносит
молитву
Г-споду, да
будет Он
восславлен,
из глубин
своего сердца,
а затем он
должен
обрести
совершенство
и радость, и
тогда он
может
получить
ответ от
Г-спода на
свою молитву.
И об этом
написано: «Мудрее
врагов моих
делает меня» (Тэhилим 119, 98) [4], ибо таким
образом
человек
приходит к пониманию
и осознанию
того, что в
нем заключены
его враги, и
тогда он уже
делает шаг
вперед,
потому что
обретает
способность
обдумывать,
как бороться
с ними. И
именно это
имел в виду
Святой Бааль Шем
Тов,
говоря, что
человек
должен
совершать
служение
сердца, ибо
все служение
сердца
заключается
в том, что
человек
должен
ощутить, насколько
низко он пал». Конец
цитирования
слов Святого
[праведника].
«От
каждого, кто
гоняется за
славой, слава
бежит» [5].
Объяснял
славящийся
своей
Святостью адмор рабби Барух
Шалом [Ашлаг]: «От
того, кто
гоняется за
Славой Небес
и желает
ощутить
Славу Царя,
эта Слава
бежит, чтобы
если до этого
времени он
ощущал, что
удален от
Славы Небес
на десять
процентов, то
теперь он
чувствует,
что
находится
еще дальше. И
поэтому говорили
наши мудрецы,
да будет
память о них
благословенна,
чтобы
человек не
тревожился, если
Слава Небес
бежит от
него, ибо
Г-сподь, да
будет Он
восславлен,
хочет, чтобы
он пришел к
осознанию
зла,
заключенного
в нем.
Чем
более
тяжелую
работу
человек
совершает,
тем больше он
убеждается,
что он хуже
других, и
тогда, хотя
он видит, что
очень низко пал,
он должен
верить, будто
бы до
Избавления
Г-сподня один
миг. Человек
не должен
говорить: «Я
столь низок и
испорчен, что
даже Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен,
не сможет или
не захочет
мне помочь».
Ибо это
абсолютная
ложь. Ведь
разве Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен, в
силах помочь
только
одаренным
людям и тем,
кто обладает
силой
преодоления,
в то время,
как людям
низким и
падшим
Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен,
не в
состоянии
помочь?» Конец
цитирования
слов Святого
[праведника]. (Адмор рабби
Барух Шалом
[Ашлаг], 5749 год [6]).
Примечания
переводчика
--------------------------------
[1] Свет,
заключенный
в Торе,
возвращает
его на путь
истинный - Эйха
Рабба,
Введение,
часть вторая.
[2]
Бааль Сулам
пишет (в
[книге]
Дарование
Торы, в
статье Сущность
религии и ее
цель):
«Наградой
тому, кто
выполняет
заповеди, может
стать его
постепенное
и медленное
очищение, а
[степень]
осознания
зла в нас
воистину
характеризует
стадии этого
очищения» - см.
глава Сущность
религии – в
том, чтобы
развить в нас
чувство осознания
зла, второй
абзац.
[3] Тело –
желание
получать.
[4] Стих Тэhилим 119, 98 гласит: Мудрее
врагов моих
делает меня
заповедь
Твоя. Рабби Барух
Ашлаг имеет в
виду: Мудрее
врагов моих
делает меня
осознание
зла
присущего
мне.
[5] От
каждого, кто
ищет величия,
величие бежит;
величие
следует за
каждым, кто
бежит от него
– Вавилонский
Талмуд, трактат
Эрувин,
стр.13Б.
[6] 5749 год
– 1988 – 1989 год.