Рав Авраам Мордехай Готлиб

 

Книга Сулам [т.е. лестница]

 

Часть первая. Жизнь и учение рабби Еhуды Ашлага

 

Глава первая. Здание навек

 

1. Детство и юношество в Варшаве

 

Наш учитель рабби Еhуда Лейб hаЛеви Ашлаг родился Пятого тишрей 5646 года [1] в Варшаве у благочестивого рава рабби Симхи hаЛеви, да будет благословенна память о праведнике. (Рабби Симха hаЛеви был зятем рабби Лейба из Лукова, бывшего другом великого рабби Йосефа Бера из Бриска. Они вместе изучали труды Святого Аризаля и составили книгу “hаИлан” [2], но эта книга была утрачена в скорбные дни нашей Катастрофы).

 

Уже с его раннего детства было ясно, что ему предстоят великие свершения. Рассказывал его сын, адмор рабби Барух Ашлаг, что когда ему было семь лет и он лежал на кровати, ему вдруг на голову упала книга, и когда он спросил отца, что это за книга, тот ему ответил, что она только для ангелов, а не для сынов Адама. Мальчик отвечал: “Эта книга напечатана, и это является знаком того, что она предназначена для любого человека”. Его отец ответил ему: “Но не для тебя”. Мальчик продолжал думать, что раз книга напечатана, то она предназначена для любого человека. И с тех пор стал он время от времени читать эту книгу, которая была книгой по Каббале, и Свет Святости стал светить в его сердце и в его душе.

 

Мать нашего учителя, да хранят нас его заслуги, была талантливой воспитательницей; она никогда не наказывала своих детей сразу после того, как они совершали провинность, т.к. во время проступка она сдерживала себя, чтобы не дать волю гневу, овладевавшему ею. Поэтому она всегда ждала какое-то количество дней, и после этого напоминала ребенку о проступке, который он совершил столько-то дней назад, и хладнокровно наказывала его, чтобы научить. Такой подход к воспитанию, продемонстрированный в детстве нашему Святому раву, несомненно немало способствовал формированию его необычайных человеческих качеств.

 

Рассказывала госпожа Бат Шева Райхбурд, да пребудет она в добром здравии, дочь нашего рава: “До десяти лет мой отец (бывший также моим учителем) был единственным ребенком в семье, и был он очень одаренным мальчиком. Родители его очень баловали, но следили в оба, чтобы удовольствия не стали излишествами. Они смотрели, чтобы он каждую ночь вовремя ложился спать, но он притворялся спящим, а после того, как они ложились спать, вставал, под столом зажигал масляную лампу и учился до зари”. Конец цитаты.

 

Так рос наш учитель и рав, идя по пути Святости и чистоты. Уже в самой ранней юности душа его желала вознестись в Небесные выси, к сокрытому, к возвышенному, к тайному. Его душу радовало и наполняло счастьем то, что он умом и чувствами своими ощущал возможность приблизиться к Г-споду; он страстно желал и всецело стремился познать то, что на самом деле важно, сущность Царства Г-спода, да будет Он восславлен.

 

В юности наш рав учился в Гурской ешиве в Варшаве [3], и с самой ранней юности он дышал воздухом одной только Торы. Он работал над Торой столько, что это было выше человеческих сил, его прилежание и усердие ставили в пример. Он спал очень мало и прилагал физические усилия, чтобы не засыпать, а бороться с собой, пока не заставлял себя вступить на стезю Г-сподню. Весьма велики были его познания и необычайна гениальность его в вопросах Торы, до такой степени, что в возрасте двенадцати лет он уже знал [все] шесть разделов [Талмуда], а до достижения четырнадцати лет он хорошо знал все шесть разделов с Тосафот.

 

Рассказывал Адмор рабби Барух Шалом, сын нашего Святого рава: “Мой отец Бааль Сулам, бывший также моим учителем, начал изучать Каббалу, уже учась в ешиве. А поскольку он не хотел, чтобы в ешиве поняли, что он изучает Каббалу, он отрывал листы из книги “Древо Жизни” Святого Аризаля и клал их между листами Гемары. Так он и учился. А когда кто-то приходил, он переворачивал лист и начинал учить Гемару”.  Конец цитирования слов Святого праведника.

 

Как-то рассказывали, что в пятнадцатилетнем возрасте он настолько был привержен к истине, что был не в состоянии произнести ни слова лжи. Он постоянно работал над собой; каждую минуту он старался узнать что-то новое и вести себя так, как подобает в присутствии Великого Царя [Вселенной].

 

Рассказывал рав Азриэль Хаим Лембергер, да проживет он в добром здравии долгие годы: рабейну Бааль Сулам, когда я пришел к нему и мы были одни, сказал: “В одиннадцатилетнем возрасте я начал изучать книги [движения] Мусар и не переходил от одного ко другому, пока не вбирал в себя первое настолько, что оно для меня становилось моей природой. В восемнадцатилетнем возрасте я уже был человеком”. Конец цитирования слов Святого праведника. А что означает понятие человека, объясняет рабби Шимон бар Йохай в [Вавилонском Талмуде], трактат Евамот, стр.61А: “Вы называетесь людьми, а идолопоклонники не называются людьми”. Объяснял наш рав Бааль Сулам: значение слова «Адам» определяется по значению выражения «эДамэ леЭльон» [4], т.е. человек желает уподобиться Всевышнему, находясь на ступени «так же, как Он милосерден, и ты должен быть милосердным» [5].

 

Отец рава Азриэля Хаима рабби Моше Барух Лембергер, да будет благословенна память о праведнике, рассказывал, что Бааль Сулам, да хранят нас его заслуги, сказал ему, что к двадцатичетырехлетнему возрасту его тело уже полностью сгорело. Пояснение. Под телом имеется в виду присущее человеку желание получать наслаждение и удовольствие и не имеется в виду материальное тело, и он хотел сказать, что желание получать в его глазах уже стало совершенно отвратительным.

 

Таким образом он продолжал свое восхождение как в изучении Торы, так и в самосовершенствовании, прилагая необычайные усилия, и делая все это, он вел себя очень скромно и не придавал свои достижения огласке. Пока в девятнадцатилетнем возрасте он не получил раввинскую смиху от великих раввинов-толкователей Торы.

 

И хотя польские власти требовали знания русского языка в качестве условия получения раввинского свидетельства, это не оказалось препятствием; он в кратчайшее время выучил русский язык и получил свидетельство. И там, в Варшаве, в этом городе, прославленном традициями Торы, он служил даяном и преподавал Тору на протяжении шестнадцати лет.

 

За эти годы он опубликовал свою первую книгу “Беседы о жизни”, в ней он писал о деяниях и проповедях Адмора из Могельницы [6], да хранят нас его заслуги.

 

Пример его необычайных познаний в открытой Торе мы находим в следующем рассказе: однажды пришел к нему еврей вопросить слова Б-жьего по некоемуhАлахическому вопросу; дал ему ответ наш учитель, да будет благословенна память о Святом и праведнике. Но этот ответ совершенно не удовлетворил вопрошающего; поэтому он пошел и представил свое затруднение перед Бааль Имрей Эмет из Гуры, да будет благословенна память о Святом и праведнике, и тот действительно дал ему ответ совершенно иной по сравнению с тем, что дал ему Бааль Сулам. Вернулся тот еврей к нашему учителю, да хранят нас его заслуги, чтобы явить ему истину из уст Имрей Эмет. Но наш учитель показал ему, что Имрей Эмет ошибся в словах Турей Заhав. Снова вернулся этот еврей у Имрей Эмет, и с похвалой отозвался Имрей Эмет, да будет благословенна память о Святом и праведнике, о словах Бааль Сулама.

 

2. Надежный дом в Израиле [7]

 

В 5666 году [8] наш учитель и рав, которому было двадцать лет, соединил свою судьбу с праведной женщиной госпожой Ривкой Ройзой из семьи Абрамовиц (наш рав и его жена были тоюродными братом и сестрой). Жене нашего рава во время свадьбы было шестнадцать лет, а родилась она в местечке Парисов. Она родила ему одиннадцать детей, и первенцем, наиболее выдающимся во всем, что связано со Святостью, был адмор рабби Барух Шалом hаЛеви, да будет восславлена его Святость и да будет благословенна память о Святом и праведнике ради Жизни в Мире Грядущем. Трое детей умерли в юности, но мы не знаем подробностей того, как это произошло. Семь остальных детей: рабби Яаков Ашлаг, да будет благословенна память о праведнике; рабби Шломо Биньямин Ашлаг, да будет благословенна память о праведнике; рабби Моше Менахем Аарон Ашлаг, да будет благословенна память о праведнике; госпожа Сара Броджак, да пребудет она в мире; госпожа Бат Шева Райхбурд, да пребудет она в добром здравии; госпожа Дебора Вейцман, да пребудет она в добром здравии; госпожа Менуха Вердигер, да пребудет она в мире.

 

Родословная нашего Святого рава. Первое поколение [общий прадед Бааль Сулама и его жены]. Рав Шмуэль hаЛеви Ашлаг. Второе поколение [его дети]: рав Эльханан hаЛеви Ашлаг [дед Бааль Сулама]; Менуха [бабушка жены Бааль Сулама]. Третье поколение. а) Дети рава Эльханана: рав Симха hаЛеви Ашлаг [отец Бааль Сулама] (имя жены Маша [мать Бааль Сулама]); Хая Дина. б) Сын Менухи [тесть Бааль Сулама] Меир Йосеф Абрамовиц (имя жены Альте Рехел Браунштейн [теща Бааль Сулама]), ее брат Авраам Мендель получил от Бааль Сулама письмо о раскрытии ему сокрытого человека. См. Публикация 11).Четвертое поколение. а) Дети рава Симхи. Славящийся своей Святостью адмор Бааль Сулам - рабби Еhуда Лейб hаЛеви Ашлаг, да хранят нас его заслуги, Хава (муж: рав Шмуэль Ближински, сын Хаи Дины, см. Третье поколение, а)), рав Шмуэль (убит во время Катастрофы); б) сын Хаи Дины: рав Шмуэль Ближински); в) дочери Меира Йосефа Абрамовица: рабанит Ривка Ройза [жена Бааль Сулама]; Лея (жена рава Еhуды hИрша Брандвайна). Пятое поколение.Сын Бааль Сулама и Ривки Ройзы: Славящийся своей Святостью адмор рабби Барух Ашлаг, да хранят нас его заслуги.

 

Рассказывала госпожа Бат Шева Райхбурд, да пребудет она в добром здравии, дочь нашего рава: “В Польше было принято, что каждый, кто постоянно изучал Тору и женился, ел “кест” у своих тестя и тещи, если его тесть и теща могли себе это позволить. (Кест означает, что изучающий Тору столуется у тестя и тещи, и таким образом они предоставляют ему средства к существованию и обеспечивают все его нужды, чтобы он мог отдать всего себя Торе и служению без всяких забот). И действительно родители моей матери были очень богаты, поэтому после свадьбы мой отец и учитель вместе с моей матерью жили в Парисове и столовались у родителей моей матери. Однако родителям моей матери поведение их зятя казалось очень странным, т.к. он вставал в час ночи и бодрствовал всю оставшуюся ночь ради служения своему Создателю, чего не имели обыкновения делать люди из их общины, встававшие утром. И в любое время он всецело был предан Торе и молитве и кроме этого не думал больше ни о чем. Поэтому они начали этому противодействовать и настраивать свою дочь против ее мужа. Мои отец и мать страдали от того, что их преследовали и надоедали им, и решили уехать из Парисова и перебраться в Варшаву. После этого, в Варшаве, мой отец вернулся к Торе и служению, а также время от времени ездил к своему раву, адмору из Калушина (о чем рассказывается в следующем разделе), оставался у него три месяца, чтобы прилепиться к нему и к его учению, и только затем возвращался домой. И практически всю жизнь моя мать была добытчицей, на ее плечи легла вся забота о том, чтобы дети были накормлены и одеты, она сама женила и выдавала замуж своих детей, и позднее она сама заботилась о том, чтобы продать книги моего отца, бывшего также моим учителем. Она все делала одна, т.к. ее родители, хотя и были богаты, совсем не хотели помочь. Мой отец, бывший также моим учителем, никогда не держал денег в руках и не знал, как они выглядят” Конец цитаты.

 

Из следующего рассказа его сына, да будет восславлена его Святость, адмора рабби Баруха Ашлага, да будет память о Святом и праведнике благословенна ради жизни в Мире Грядущем, мы узнаем о великой бедности, с которой он сталкивался дома: “В Суккот в Варшаве ни у кого не было своей собственной сукки, но строили большую общую сукку, которой совместно пользовались все жители дома. И естественно, только мужчины сидели в сукке в то время, как женщины оставались дома. И мой отец, бывший также моим учителем, да будет благословенна память о Святом и праведнике, Бааль Сулам, сидел в общей сукке, и моя мать, да пребудет она в мире, посылала ему еду с кем-то из детей. Но на самом деле, было нечего послать поесть, но моя мать не хотела, чтобы все в сукке стали свидетелями их ужасной нищеты; поэтому она предпринимала в Суккот неимоверные усилия, чтобы добыть немного денег, покупала хорошую еду и посылала большую порцию моему отцу, бывшему также моим учителем, да будет благословенна память о Святом и праведнике. Но мой отец и учитель, зная истинные обстоятельства, отведывал совсем немного и с одним из детей посылал всю эту порцию обратно домой, чтобы детям было, что поесть”. Конец цитирования слов Святого праведника.

 

Рассказывала госпожа Бат Шева Райхбурд, да пребудет она в добром здравии, дочь нашего рава: “За столом в Шабат у моего отца, бывшего также моим учителем, царили молчание и страх. Мой отец и учитель сидел во главе стола, будто весь охваченный огнем и пламенем, Святость Шабата горела в нем, будто он настоящий ангел Б-жий. Где еще сегодня найдешь таких людей, чтобы они в Шабат сидели за столом и им не было дела до еды, но чтобы об их слиянии с Б-гом Живым можно было судить по бурлению [крови] в их жилах? Еды у него было не больше того, сколько нужно для того, чтобы выполнить заповедь Г-спода, кроме этого ему не было дела до еды. Все дети, от мала до велика, знали что запрещено говорить, нельзя издать даже звука, чтобы не побеспокоить папу. Дети годовалого возраста уже знали, что они должны сидеть молча. Ребенку, который опаздывал и не успевал к началу Субботней трапезы, не доставалось места за столом. К его чистому столу приходили ученики, и тогда он произносил Двар Тора [9], весь охваченный огнем Святости”. Конец цитаты.

 

3. Пребывающий в тени своих учителей - адморы из Калушина, Парисова и Белза.

 

Наш рав, да будет благословенна память о Святом и праведнике, в молодости был учеником Адмора из Калушина рабби Меира Шолома Рабиновича, да будет благословенна память о Святом и праведнике, бывшего потомком “Святого еврея”, и он приходил к нему ночью, в два часа по полуночи, чтобы заниматься вместе с ним. И рассказывал наш рав [10], что в Шабат адмор из Калушина, да хранят нас его заслуги, имел обыкновение бодрствовать целую ночь, и, весь преисполненный слиянием [с Творцом], он ходил по комнате туда-сюда и всю ночь проговаривал один стих Торы: “Г-сподь – это Б-г, нет никого помимо Него” [11]…

 

После кончины своего учителя и рава Адмора из Калушина наш рав стал учеником его сына, рабби Еhошуа Ашера из Парисова, да будет благословенна память о Святом и праведнике. Испытывая большое уважение к достоинствам нашего рава, а он постиг самую высокую ступень, Адмор из Парисова всегда сажал его рядом с собой.

 

В последний Суккот своей жизни рассказывал Бааль Сулам, что после кончины Адмора из Калушина, хотя его сын и стал адмором вместо него, он не ездил к нему три года. Но затем он решил изменить свое мнение, и среди прочего он сделал это благодаря сну, который он видел в то время. И хотя он не считался со снами, что он видел, но по-другому обстояло дело, когда он был молодым; во всяком случае, тот сон, что ему приснился через три года после кончины Адмора из Калушина, он видел почти наяву: вот он сидел между Калушинским ребе и Парисовским, и Калушинский показал ему на Парисовского и сказал: “К нему иди”.

 

Рассказывала его внучка (госпожа Рахель Леви, да пребудет она в добром здравии), что когда у нее родился первый сын, она попросила своего Святого деда дать имя ребенку, и сказал он ей, что в самый день обрезания он ей скажет имя. В день обрезания он ей сказал, чтобы она назвала ребенка именем Еhошуа Ашер по имени своего духовного отца, Святого Адмора из Парисова.

 

У Адмора из Парисова было два рода людей: были обычные люди, т.е. люди, не отличавшиеся глубокими познаниями в Истинной Мудрости [12]; во всяком случае они не принадлежали к людям, искушенным в Истинном служении Г-споду; поэтому им Парисовский ребе давал общее наставление. Как говорит Рамбам([Мишнэ Тора, Сэфэр hамада,] hильхот Тэшува, глава 10, hАлаха 5): “Когда учат несовершеннолетних, женщин и несведущих в Торе, не учат их ничему кроме служения из трепета и ради получения награды, пока не укрепится их разум и не умудрятся они мудростью великой, [тогда] им раскрывают эту тайну мало-помалу. И их осторожно приучают к этому понятию”. Конец цитаты. И объяснял наш учитель, да хранят нас его заслуги [10]: есть мужчины, находящиеся на ступени женщин и несовершеннолетних. Пояснение. Природа женщины – это ощущение нехватки, и соответственно о смысле слова Нэкэйва [13] судят по смыслу родственного слова Нэкэв [14], что означает ощущение нехватки. Это объясняется так: человек, вся жизнь которого подчинена удовлетворению его нужд, т.е. желания получать требующееся ему наслаждение и удовольствие, на языке наших мудрецов, да будет память о них благословенна, называется женщиной,согласно их известному изречению “ослабел, как женщина” [15]; имеется в виду человек, который не в силах совладать со своим желанием получать, а [наооборот], властвует над ним его желание получать, и все его деяния направлены на удовлетворение его нужд и вожделений. Несовершеннолетние – это те, кому не достает [понимания] значимости чего-либо. Точно так же мы видим в материальном мире, как маленький ребенок громко кричит, желая получить какую-нибудь вещь, а после того, как ему дают эту вещь, она ему надоедает через несколько минут, и он уже кричит, желая получить какую-то другую вещь. А имеются в виду те люди, которые не испытывают сильного стремления к Духовному, и они “подобны соломе, которую разносит ветер” [16].

 

С другой стороны, у Адмора из Парисова была горстка людей, занимавшихся служением  и достигших самостоятельного понимания, и их он обучал по-настоящему, индивидуально. И среди этих немногих был наш учитель рабби Еhуда Лейб Ашлаг. Этих людей, достигших духовного восхождения Адмор из Парисова обучал по методике Пшисухи и Коцка, и именно таким образом обучался наш рав, да будет благословенна память о праведнике. И рассказывал его сын, адмор рабби Барух Ашлаг, да будет благословенна память о Святом и праведнике, что методика Адмора из Парисова заключалась в том, чтобы отдалить своих истинных учеников, уколоть их, унизить, не баловать их, не обращаться с ними ласково, и как только ученик больше сблизится с ним, еще больше оттолкнуть его. И когда он делил то, что осталось на столе, он всегда пропускал Бааль Сулама, да будет благословенна память о праведнике, и говорил ему “Тебе я не дам”. Объяснение этого: обычные люди приходят для того, чтобы им оказали почести, и, как им кажестся, они “совершают служение”, но на практике они не готовы посвятить всю жизнь самопожертвованию. Поэтому с ними Парисовский ребе был обходительным и оказывал им почести, ибо именно к этому все они уже стремились. А те люди, что желали идти по стезе, которая бы вознесла их в Дом Г-сподень, и были готовы к самопожертвованию ради этого, не желали почестей и снисхождений, а наоборот, почести им были отвратительны,  потому что они знали, что почести и снисхождения только отдаляют их от Г-спода, да будет Он восславлен. И поэтому Ребе из Парисова испытывал их таким образом, чтобы видеть, как они проявят себя, если он отдалит их: останутся ли они несмотря ни на что, или обидятся и оставят его.

 

Наш рав, да будет благословенна память о Святом и праведнике, также ездил вместе с Адмором из Парисова к адмору раву Иссахару Дову из Белза и однажды сказал о нем такие слова: “У него была душа из мира Ацилут [17]”. В эти годы он весьма возвысился в служении Г-споду и достиг высочайших духовных постижений и ступеней, и все это благодаря необычайному самоотвержению пред лицом Ребе из Парисова, да будет благословенна память о Святом и праведнике, и Адмора из Белза, да будет благословенна память о Святом и праведнике.

Седьмого швата 5667 года [18] взошла звезда от Яакова [19] – родился у него сын-первенец,
 адмор рабби Барух Шалом, да будет восславлена его Святость и да будет благословенна память о Святом и праведнике, и когда он подрос, отец брал его с собой во все поездки в Парисов и Белз, и там он обучался надлежащим образом.

Рассказывал славящийся своей Святостью адмор рабби Барух Шалом: когда моему отцу, бывшему также моим учителем, да будет восславлена память Святого и праведника, было восемнадцать лет [20], его рав Адмор из Парисова взял его с собой, чтобы провести Шабат у Адмора из Белза, да хранят нас его заслуги. Вечером, в Шабат, когда пожелал Адмор из Белза сделать Киддуш, вдруг выяснилось, что одного из детей не хватает. Дети, живущие в доме, тотчас же стали искать этого ребенка, нашли его за пределами дома и привели за субботний стол. Адмор из Белза отругал маленького ребенка за то, что тот пропал, и выговаривая ему, поднял бокал Киддуша и начал освящать [Шабат]. После субботней трапезы спросил Адмор из Парисова Бааль Сулама, что он думает о Киддуше Ребе из Белза. Тогда Бааль Сулам выразил удивление и сказал Парисовскому Ребе: “Как это можно делать Киддуш в Святой Шабат без надлежащей мотивации после такого выговора?” Ответил ему Святой Адмор из Парисова: “Величие Рабби из Белза столь необычайно, что дела не могут вывести его из состояния слияния с Г-сподом, да будет Он восславлен. И это был всего лишь маленький пример, ибо даже если что-то случалось с ним, Рабби из Белза совершенно не выходил из состояния слияния с Г-сподом, да будет Он восславлен. А на самом деле, даже когда с Рабби из Белза случались гораздо более значительные и серьезные события, он и тогда совершенно не выходил из состояния единения с Г-сподом, да будет Он восславлен”. И адмор рабби Барух Шалом добавил к этому рассказу следующее: “На самом деле, то же самое мы видели и у моего отца и учителя Бааль Сулама: ему не приходилось специально настраиваться на учебу или молитву, ведь разве человеку приходится настраиваться на то, чтобы дышать?”…

 

Между прочим, расскажем то, что слышал рабби Азриэль Хаим Лембергер, да здравствует он долгие и добрые дни, от рабби Давида Минцберга: “Однажды рабби Давид задержался у адмора Бааль Сулама до наступления Шабата, и когда Бааль Сулам после Каббалат Шабат готовился сделать Киддуш, рабби Давид ушел от него, направившись домой. Когда он спустился вниз, он наткнулся на отца одного из учеников нашего рава, который весь был охвачен огнем и пламенем ярости и шедшего для того, чтобы отругать нашего рава за то, что он увлек его дорогого сына на “ложный” путь изучения Каббалы и внутренней части Торы. Рабби Давид снова поднялся вверх, туда, где был дом нашего рава, потому что он хотел защитить его достоинство. Но защищать достоинство своего рава ему не пришлось, потому что он увидел, что на каждое слово наш Святой рав отвечает вдвойне. И еще говоря, он начал делать Киддуш. И было воочию видно, каким образом все его речения возникают из близости к Святому [Творцу], да будет Он восславлен, и не было больше ничего такого, что могло бы нарушить его слияние с Ним. Конец цитаты.

 

Рассказывал адмор рабби Барух Шалом: “Однажды я со своим отцом и учителем Бааль Суламом поехал из Варшавы в Галицию к Белзскому ребе рабби Иссахару Дову, да хранят нас его заслуги; и именно в тот период времени, когда мы были у него, разразилась Первая мировая война. Некоторое время мы оставались у Белзского ребе, т.к. дороги были перекрыты, везде царил дух воинственного сумасшествия, великий хаос. Человек тогда даже не знал, что принесет ему день, а регулярного транспорта тем более совсем не было. Через некоторое время Белзский ребе сказал нам, что мы можем возвращаться домой. Согласно здравому смыслу, казалось, что нет надежного пути для поездки в Варшаву, но мой отец и учитель всецело полагался на слова своего Святого рава и отправился в путь. И действительно позже мы обнаружили поезд с солдатами, с которым мы вернулись в Варшаву”. Конец цитирования слов Святого праведника [21].

 

Приведем фрагмент из собственноручных сочинений нашего Святого рава, посвященный его удивительным отношениям со своим равом (не объяснено, имеется ли в виду Адмор из Белза или Адмор из Парисова), да хранят нас его заслуги:

 

В неделю, завершившуюся недельным чтением Мецора в 5679 году [22].

 

Известно, что он удовлетворялся одним великим принципом: разве может человек жить без служения? Возможно ли, чтобы все желаемое служение состояло в восславлении и благодарении? И не было у него тогда желания идти за новыми исправлениями, и он продолжал передвигаться без какого-либо желания и даже без знания, ибо он шел посмотреть, не осуществилось ли еще следствие, вызываемое причиной. И как раз в тот момент, когда он видел, где я нахожусь, он осознавал, что он идет. И помнится чудо, о котором он даже не знал, тем не менее, тотчас же после того, как его ноги перемещались наружу, он наполнялся силой, могуществом и радостью великой. И когда он дошел дотуда в середине молитвы и по окончании молитвы искал его среди народа (чего он обычно не делал) и в изнеможении спрашивал: “Ты, наверно, пришел просить благословений на прощание?” - что он обычно делал. И я [этого] не понимал. Но на самом деле, еще у себя дома я размышлял: как понимать, что Он должен прекратить светить просле первой ночи Песаха, чтобы учредить счет Омера для того, чтобы подготовиться к получению Торы, эта свеча в полдень [23], зачем она? Ибо уже взывал ко мне стих Танаха: "Навек сохраню милость к нему, и союз Мой с ним прочен будет ... И милости Моей не отниму от него и не обману в верности Моей" [24] (посмотри все остальные [обещания], приведенные там). И именно такой намек содержался в его уже упомянутом благословении на прощание, которое я на самом деле получил там при таких обстоятельствах первым делом после наступления дня, следующего за Шабатом. И еще утром я почувствовал, что ступени подобны … [25]. И по окончании молитвы он дал мне кубок и удивлялся, что я вообще оставался с кануна Шабата. Потом он сказал, что лев не должен бояться, ибо медведь должен бояться, а лев не должен бояться, и вызвали эти слова страдания души. И во время третьей трапезы, когда была молитва Минха, мелькнула мысль о нем и я устыдился. И было после Мелаве Малки: сильно болело сердце, а основная причина – является ли мои стези желанными пред Ликом Того, Кто вбирает весь мир, или нет. И если они желанны, то почему пред Ликом Его они нежеланны? А может, Г-сподь, да будет Он восславлен, согласится похвалить меня пред ликом моим, а может Он не будет хвалить меня пред ликом моим и даже немного пожурит? И сон бежал от меня [26] всю ночь, и обдумывал я стези свои, вообразимо ли что они ошибочны. Ибо, возможно, я ошибаюсь, и нет здесь такой ступени, которой бы не было выше нашего мира, ибо сколько сотен раз я обдумывал эти три Имени, от которых исходило великое сияние, и я не видел в мире малейшей возможности отклониться, ибо невозможно оказать здесь малейшее противодействие и ощущать себя в материальном мире. Однако я верил в него верою великой, и поскольку это не было желанным Ему, оно должно было наносить какой-то ущерб. И обдумал я снова стези свои, и они оказались прекрасны, и то же повторялось ночью, всю ночь. И меня очень поддержало то, что я услышал в его объяснении: если ты хорошо знаешь пути [заповеданные] как с качественной, так и с количественной точки зрения, но будет принято установление не использовать это знание, я мгновенно подчинюсь. Когда я продвинулся вперед, я почувствовал, что стою у стула его, и стал я бродить туда-сюда [27] и был очень потрясен, потому что ясно понял, что свою работу он выполняет ради меня. И это продолжалось примерно полчаса, пока душа почти не оставила тело от потрясения, когда я слышал издаваемые им во время работы стоны. А затем он быстро открыл мне дверь, пустил меня внутрь и спросил, что я хочу. И я не мог открыть рот. Но он сказал мне, как будто извиняясь, что мне следует будить его, если мне от него что-то нужно. И вырвалось слово из уст, что я желаю [его] расположения. И тогда он сел на стул и дал мне наставление исходя из [стиха] “одного – в грехоочистительную жертву, а одного – в жертву всесожжения” [28], и сказал, что выходит, он сочинил это новое толкование в Шабат во время Минхи только для меня. Затем он спросил, не ощущал ли я в Шабат угнетенное состояние, и сказал мне, что нехорошо ходить во время озарения, бормоча слова. А затем он преподал мне урок о том, как мне лежать в постели ночью. И спросил он меня, понял ли я, а я не понял, и сказал он мне еще раз, и сказал я ему, что совершенно не понимаю. (А на самом деле, я совершенно не понял, что означает “лежать”, когда солнце светило надо мной). И тогда он сказал мне: “Здесь хорошенько ищи и найдешь, здесь и заключен весь секрет этого”. И среди всего этого он сказал мне: не забыл ли ты то, чему я учил тебя много раз: что нельзя пользоваться никаким свечением? И он начал рассказывать мне о Духовной ступени Зриа [29] подобной посеву пшеницы, после которого пшеница очень хорошо растет. И тогда я не мог больше сдерживаться, потому что я знал, что мое свечение вечно, и его должны потреблять те, чья жизнь чиста. И тогда прекратил он свою Святую речь, и такое случилось со мной впервые в жизни, и возразил я ему, что разве он уже не обещал мне, в своем Двар Тора [9] на Рош hаШана, что [этим свечением] я буду насыщаться? В этот момент он вскочил со стула и сказал: «У меня нет больше сил». (К нашему сожалению, конец этого рассказа на сохранился).

 

Хотя в этой Святой рукописи рабейну Бааль Сулама не все легко понять, тем не менее, мы ясно видим, что он был в единении со своим Святым равом и что он отдавал всего себя, продвигаясь по Духовным ступеням к Высшей цели. И человек может понять этот высоко духовный текст в соответствии со своей ступенью.

 

***

 

Продолжим рассказ о жизни нашего рава: как-то раз, в одном из путешествий нашего рава вместе с Адмором из Парисова, извозчик обратился к ним с вопросом, может ли он посадить в повозку встретившегося им человека, который просил его взять. Ответил Адмор из Парисова, что если ему не нужно ехать в другом направлении, т.е. если он не помешает их поездке, то пусть садится. Спросил извозчик того [встретившегося] еврея, и ответил тот, что ему нужно именно туда, и сел. И будучи внуком одного из праведников, он ощутил себя почитаемым человеком, и забравшись в повозку, сразу же расположился на второй скамье извозчика, перед Парисовским ребе и Бааль Суламом, и снял всю верхнюю одежду. Внезапно, когда рав и его ученик, изучая Тору, вели страстные дебаты, этот еврей ответил раву: «Знаете ли вы, что я внук такого-то праведника?» Не ответил рав на эти слова, потому что придавал значение не заслугам предков, а своим собственным заслугам. Затем еврей снова обратился к раву: «Знаете ли вы, что я совершил чудо?» И спросил его рав: «Что за чудо ты совершил?» И ответил он, что был в таком-то городе по коммерческим делам, пришел к именитому жителю этого города и сказал ему, что он – внук цадика такого-то и нуждается в деньгах для своих коммерческих предприятий. Сказал ему этот именитый человек, что не хочет ему давать. Сказал еврей, что если он не даст ему денег, он убьет его дочь, которая в это время в муках рожала. Сказал ему хозяин, что он не испугался и не хочет давать ему деньги, и в конце концов умерла эта женщина ... В этом-то и состояло чудо, что она умерла по слову его ... Сказал ему рав: «Тебе повезло, что я тебе не верю, ибо если бы то, что ты рассказал, было правдой, я бы сбросил тебя с повозки за то, что ты хотел двух вещей: чтобы этот мир покинули как дочь этого человека, так и ее ребенок, и все это вместо того, чтобы избавить женщину от родовых мук» ...

 

В один год возник вопрос по поводу этрогов определенного типа, являются ли они скрещенными с растениями другого вида или нет, и один рав выпустилhалахическое постановление, что они скрещены с растениями другого вида и непригодны для благословения. И однажды, когда наш учитель  Бааль Сулам проводил Шабат у рава из Парисова, был задан этот вопрос, и сказал Бааль Сулам, что такой этрог не скрещивали с растениями другого вида. Сказал ему его рав: если ты пойдешь к упомянутому выше раву, по мнению которого этот [этрог] непригоден для благословения, и докажешь ему, что он не прав, то я буду произносить благословение, используя этот этрог в Суккот. Наш Святой рав поехал в город, где жил тот рав, встретился с ним, вступил в спор и стал доказывать правильность своих слов. В конце концов не нашел тот рав, что ответить, и сказал рав решительно: «Вот, я постарше тебя и постановляю, что этот этрог непригоден!». Вырвалось у Бааль Сулама: «Эти вещи не зависят от возраста ...» - и тотчас же вышел он из дома рава. И действительно в праздник Суккот его рав, рабби из Парисова, произносил благословение, используя этот этрог.

 

4. Завершение исправления

 

Рассказывал рав Азриэль Хаим Лембергер, да проживет он в добром здравии долгие годы, (то, что он слышал от рабби Давида Минцберга, да будет благословенна память о праведнике): «В последние дни жизни Ребе из Парисова пришли к нему трое самых великих из его учеников, и одним из них был славящийся своей Святостью адмор Бааль Сулам. Они сказали языком намеков, что завершили все служение, которое им надлежало совершить для своего собственного исправления. Спросил их Адмор из Парисова: «И что у вас на уме?» Двое других промолчали. Но наш Святой рав ответил: «У меня на уме искать для себя еще работы». Сказал им тогда Адмор из Парисова: «Вы действительно завершили вашу работу, но только ты (он указал пальцем на нашего Святого рава) можешь принимать учеников». Когда они вышли из комнаты Ребе из Парисова, сказали двое других нашему раву: «После того, как мы прошли то, что мы прошли ‘опять есть борщ с картошкой’? (Т.е.: После всей работы, которую мы выполнили, и усилий, что мы приложили для нашего собственного исправления, мы снова должны начинать сначала?) Нам уже больше нечего искать в этом мире, ибо мы завершили всю нашу работу». И действительно, прошло меньше двух недель, как умерли два других ученика Ребе из Парисова и ушли в свой мир в то время, как наш Святой рав собрал вокруг себя группу учеников, совершающих восхождение [в Духовные миры] и начал проводить уроки». Конец цитаты.

 

Славящийся своей Святостью Адмор из Парисова скончался девятнадцатого Тишрей, в день Ушпизин Аарона-священника, и поэтому установили Бааль Сулам, а затем его сын рабби Барух Шалом в этот день большую трапезу Ушпизин с большим количеством участников. (Кроме того, этот день является днем кончины “Святого еврея”, предка Ребе из Парисова, а также днем кончины Святого рава, гаона рабейну Элияhу из Вильны).

 

5. Скромно ходить в единении с Б-гом твоим [30]

 

Рассказывал славящийся Святостью своей адмор рабби Барух Шалом, что его Святой отец имел обыкновение просыпаться в полночь и учиться до утренней зари. И если он засыпал, то он имел обыкновение наказывать свое тело, ставя ноги в ледяную воду. Он предпочитал эти страдания сну. Еще он рассказывал, что члены религиозной общины Варшавы вскоре стали благосклонно относиться к этому Б-жьему человеку и начали преклоняться перед ним. Когда наш учитель, да хранят нас его заслуги, да будет так, увидел это, он решил совершить поступок, чтобы изменить такое мнение людей о нем, ибо он хотел, чтобы все его действия состояли в том, чтобы «скромно ходить». Поэтому, когда он пришел в бейт-мидраш и услышал голоса людей, восхваляющих его, он встал и громко сказал: «Разве вы не понимаете, что я подвержен животным желаниям, как вы, и сплю всю ночь, как нееврей? Ведь я пробуждаюсь [поздно] утром, а заря не пробуждает меня и не только этой ночью, но ни в одну ночь»... Когда община услышала это, он тотчас же потерял уважение в их глазах, т.к. все поняли, что он – большой эгоист ...

 

Рассказывал рав Азриэль Хаим Лембергер, да проживет он в добром здравии долгие годы: сказала мне рабанит Ривка Ройза, жена нашего Святого рава: «Рабби был совершенно сокрыт от мира, мир его совершенно не признавал, ибо он проявлял скромность на всех стезях своих. Но я видела, каким он был, и я могу рассказать тебе, что он с полуночи бодрствовал, чтобы изучать [Тору], или что он клал в свои башмаки заостренных огнем камней, или опускал ноги в холодную воду, и все это, чтобы не заснуть». Конец цитаты.

 

Рассказывала госпожа Бат Шева Райхбурд, да пребудет она в добром здравии, дочь нашего рава: “У моего отца, бывшего также моим учителем, было очень сильное тело, и поэтому оно требовало много сна, но он ему не потворствовал и предпринимал всевозможные ухищрения, существующие в мире, чтобы проснуться в час ночи. И я помню, что когда мой брат рабби Барух был подростком, он часто бодрствовал до часу ночи, чтобы разбудить отца, который ежедневно в это время начинал изучать Тору и совершать служение». Конец цитаты.

 

Несомненно, дорогой читатель удивляется в сердце своем: возможно ли достичь такой ступени? Но причина одна:  чем больше человек ценит Творца, тем ближе к Нему он готов быть, чтобы выполнить Его волю. Суть работы состоит в том, чтобы ценить Творца, и над этим человек должен работать. Т.е. он должен сконцентрировать свое внимание на этом: как во время молитвы и учебы, так и в остальных ситуациях, в которых он бывает. Например перед тем, как человек говорит Песукей деЗимра [31], ему надлежит думать: я желаю найти в буквах молитвы величие Г-спода, да будет Он восславлен, пусть освещает мой [путь] необычайная [Духовная] высота Его. И точно так же в остальных ситуациях. И естественно, нужно молиться о помощи Г-спода, да будет Он восславлен, чтобы Он вложил веру в Его величие в сердце человека.

 

***

 

И еще до раскрытия сокрытого человека Святому рабейну Бааль Суламу (см. Публикация 11), наш учитель, да хранят нас его заслуги, уже хорошо потрудился над изучением каббалистической мудрости и был сведущ во всех трудах Аризаля, в Святой книге Зоар, в трудах рабби Моше Кордоверо, да будет благословенна память о Святом и праведнике, и втайне вел уроки с группой избранных служителей Г-спода от часу ночи до наступления утра. Перед учениками ставилось условие: они не должны были раскрывать ни одному человеку, что они занимаются по этим книгам и что он ведет по ним занятия.

 

6. Рабби Моше Мордехай – выдающийся ученик нашего рава

 

Среди его учеников был один особенный еврей, и имя этого рава – рабби Моше Мордехай Шульц, да будет благословенна память о Святом и праведнике. Рабби Моше Мордехай учился с нашим равом в Гурской ешиве [3], когда они были еще подростками, а затем, когда он женился и продолжал изучать Тору, он стал одним из видных гурских хасидов и с раннего утра сидел в гурском царстве за чистым столом Имрей Эмет, да будет благословенна память о Святом и праведнике. Он даже возглавлял группу людей из сорока человек, что было учительской должностью большой значимости у гурских хасидов. Наш рав принял его в качестве талмид-хавера [32], ибо он был единственным в своем роде и особенным и действительно был выше обычных учеников. Но он просил не рассказывать об этом ни одному человеку и продолжать ходить к гурским хасидам, как всегда.

 

И вот рабби Моше Мордехай настолько прилепился к нашему Святому раву всеми фибрами души и сердца, что он не мог удержаться и не сообщить о существовании своего учителя и рава среди гурских хасидов. Неполных три месяца он сдерживался, помня о своем обещании, а на третий месяц, ожидая вместе со всеми хасидами выхода к «тишу» [33] ребе Имрей Эмет, да будет благословенна память о Святом и праведнике, встал, стукнул по столу и заявил: «Евреи, что вы спите? У нас есть еврей, имеющий в мире столь высокое положение; кто хочет увидеть его, идите со мной!» Естественно, поднялась большая буря среди хасидов, слышавших его слова. И когда услышал об этом наш Святой рав, да будет благословенна память о Святом и праведнике, он тотчас же переехал жить в другой город. И с тех пор его стали преследовать.

 

Раву призыв рабби Моше Мордехая к гурским хасидам обошелся столь дорого, что много лет спустя, когда Имрей Эмет, да будет благословенна память о Святом и праведнике, был в Иерусалиме и к нему пришли просить одобрения книг нашего Святого рава, то рабби Бейт Йисраэль, который был там, заметил: «Я еще хорошо помню дело с рабби Моше Мордехаем».

 

Рабби Моше Мордехай истязал себя, чтобы уничтожить свои вожделения. Когда об этом стало известно Бааль Суламу, он сказал ему прекратить эти действия. И добавил, что если он хочет истязать себя, он даст ему подобные действия другого рода, ибо если не есть и не пить, то эгоизм тела от этого только развивается. И сказал ему ехать в другой город собирать пожертвования. Рабби Моше Мордехай был в Варшаве весьма уважаемым евреем, и задание, которое он получил от нашего Святого рава действительно требовало от него самого настоящего самоистязания. Настолько, что после того, как он несколько раз походил с протянутой рукой, он прекратил это делать, потому что не мог этого выдержать.

 

В письме, датированном 5687 (1926 – 1927) годом, наш рав писал ему так (При Хахам, ч.2, стр.75): Ты знай, что у тебя пока нет ни одного верного друга во всем окружающем тебя мире. И я советую тебе совсем не заниматься исправлением того, что находится вне тебя, а исправлять только то, что внутри тебя. Ибо только то, что внутри тебя, существует для того, чтобы обрести исправление. А главной причиной того, что внутренняя часть портится из-за многочисленных прегрешений, является нечистота, а признаки ее таковы: эгоизм и гордыня. И эта нечистота не боится никаких самоистязаний в мире. А наоборот, она любит их, потому что эгоизм и гордыня множатся и усиливаются благодаря самоистязаниям. Но если ты хочешь очиститься от своих грехов, тебе надлежит заниматься уничтожением эгоизма вместо самоистязаний. Т.е. ты должен почувствовать, что ты – самый низкий и порочный из всех, кто пришел в мир. И необходимо много учиться и много узнать, чтобы понять это. И каждый раз ты должен испытывать себя: не вводишь ли ты себя в заблуждение и не обманываешь ли себя; полезно также на самом деле принижать себя перед своим ближним. Конец цитирования слов Святого и праведника.

 

И вот рабби Моше Мордехай остался связанным с нашим Святым равом всем существом своим, и даже после того, как Бааль Сулам совершил алию в Землю Израиля, они всегда поддерживали эту связь, обмениваясь письмами. И из нескольких писем, дошедших до нас, вырисовывается с бесконечной глубиной и ясностью чудесная картина единения рава и ученика, и все это благодаря истинному служению Г-споду. Есть даже одно письмо, которое наш рав написал из Варшавы (после того, как он совершил алию в Израиль и вновь посетил Польшу), и в нем наш рав пишет, как попытаться получить визу для рабби Моше Мордехая, чтобы он въехал в Землю Израиля через Бейрут (При Хахам, Игрот hаКодеш, стр.53).

 

7. Рыба на Шабат

 

Рассказывал его сын, славящийся Святостью своей, адмор рабби Барух Шалом: Мой отец, бывший также моим учителем, да хранят нас его заслуги, очень строго относился к тому, чтобы на его чистом столе в Шабат была рыба, вплоть до того, что сам часто ходил на рыбалку, и однажды, в 5675 году (в 1915 году по григорианскому календарю) случилось, что у моего отца, бывшего также моим господином, учителем и равом, не было рыбы, чтобы достойно провести Шабат. И вот он узнал, что в реке Висла, в Германии (она была под контролем Германии), есть рыба. Поэтому он пошел туда, несмотря на все опасности, в сопровождении переводчика, и когда он пришел, ему разрешили ловить рыбу в реке.

 

Объяснение произошедшего: на первый взгляд, возникает вопрос: в чем здесь величие? Разве нет hалахи о том, что человек должен позаботиться о нуждах Шабата, и наш учитель, да будет благословенна память о Святом и праведнике, разве не приложил для этого усилия, как это и ожидается от любого еврея!? Ниже, на стр.96, также рассказывается, как он ездил, чтобы привезти рыбу и достойно провести праздник, в чем здесь величие? Кроме того, мы например в части, посвященной биографии его сына адмора рабби Баруха Шалома (стр.263, начиная со слов «В эти»), что когда его дочь заболела опасной болезнью, он произносил за нее Теhилим, и снова в чем здесь величие, разве любой еврей не поступает так же при таких же обстоятельствах? Чтобы объяснить, каков ответ на этот вопрос, мы воспользуемся притчей, которую имел обыкновение рассказывать адмор, да будет благословенна память о Святом и праведнике [10]: Леви встретил Реувена, с которым дружил с давних пор. Спросил Леви Реувена, где он живет, и ответил ему Реувен, что он живет на такой-то улице в таком-то доме. Леви раскрыл глаза и сказал с удивлением: разве по этому адресу не живет известный негодяй Шимон; наверняка, он беспокоит тебя и отравляет твою жизнь! Отвечал Реувен Леви: я не знаю, о чем ты говоришь; мой добропорядочный сосед Шимон не причиняет мне никаких неприятностей; я не знаю, почему ты возводишь на него напраслину. Леви удивился: разве то, что Шимон негодяй, не широко известно? Расскажи-ка мне, каковы отношения между вами. Отвечал Реувен: когда я иду в магазин, я всегда спрашиваю его, не нужно ли принести ему что-нибудь оттуда, и то же я делаю, когда иду купить овощей, и так во всех делах без исключения я стараюсь как можно лучше исполнить его желания, а иногда даже отдаю предпочтение его нуждам по сравнению с моими. Засмеялся Леви и сказал: теперь все понятно. Если ты служишь ему всем сердцем, то конечно, он не причинит тебе никакого зла; попробовал бы ты только раз сказать ему что-нибудь, и ты бы увидел, какой бы был результат ...

 

Мораль: когда человек выполняет Тору и заповеди, чтобы получить вознаграждение в Этом Мире или в Мире Грядущем, тело [34] ему совсем не противодействует; наоборот, тело способствует такому выполнению, и находится оно в совершенстве великом – ведь человек приносит ему большие выгоды. Но когда человек хочет соблюдать Тору и выполнять заповеди не ради получения вознаграждения, тело начинает ему противодействовать и вести войну с человеком. Тогда обнаруживается порочность тела, которое ни на йоту не хочет уступить Святости, и даже из-за простых и малозначительных вещей оно ведет войну с человеком. И об этом сказано «Чем больше величие человека, тем у него злое начало больше» [35]. И поэтому адмор рабби Барух Ашлаг пишет в своих статьях, что у служителей Г-спода, идущих по пути истинному, война ведется даже по поводу простых действий, ибо тело становится весьма сообразительным; оно приходит и спрашивает: «Кто такой Г-сподь, чтобы я послушался Гласа Его? [36]» и «Что это за служба у вас? [37]» И все это происходит только тогда, когда человека желает выполнять Тору и заповеди только по той причине, что Г-сподь, да будет Он восславлен, велик и возвышен, а не из себялюбия. А у тех, кто выполняет [их] из себялюбия, много сил для служения, и они могут вершить дела великие и чудесные, жертвуя собой...

 

И об этом сказано: «Вспомню я, Б-же, и стенать буду [38], видя, что каждый город построен на своем холме, а град Б-жий низвергнут в глубины преисподней [39]». Смысл слова «город» [на иврите Ир] определяется по смыслу имеющего похожую основу слова «пробуждение» [на иврите hитОрэрут] к служению Г-споду. И поэтому совершающий служение Г-споду смотрит на себя и удивляется: почему, когда я пробуждаюсь для служения благодаря себялюбию и различным вожделениям, то все получается великолепно, а когда я пробуждаюсь для служения, когда это мотивируется только тем, что Б-г велик и возвышен, то это служение разрушительно, презренно и имеет вкус праха!?

 

И это ступень «Наделены мудростью, как сыны Адама, а ведут себя скромно подобно животному» [40]. Это означает, что тело служителей Г-спода, идущих по пути истинному, наделено мудростью, как сыны Адама, причем оно становится весьма сообразительным и каждый раз задает человеку острые и каверзные вопросы, чтобы помешать его служению. Однако служители Г-спода ведут себя скромно подобно животному, т.е. совершают действия, как будто у них нет этой мудрости – подобно животному, и это называется «поступать по принципу ‘вера выше разума’». И поэтому эти Святые люди прилагали большие усилия, именно для совершения простых действий, гораздо большие усилия, чем прилагал обычный человек, ибо человек не имеет обыкновения совершать столь трудные путешествия, чтобы принести рыбу на Шабат.

 

8. Раскрытие ему сокрытого человека.

 

В 5679 году [41] раскрылся нашему учителю, да будет благословенна память о Святом и праведнике, один сокрытый человек, отворивший пред ним врата Святости и чистоты Каббалистической мудрости, и он в письме своему дяде написал об этом раскрытии так:

 

«Что касается того, что случилось со мной, я расскажу об основных событиях, произошедших от начала того, что случилось, до конца, и о том, что благодаря этим событиям я удостоился мудрости по великой милости Его, да будет Он восславлен: утром в пятницу 12 мархешвана [42] пришел ко мне один человек; раскрылось мне, что он – великий мудрец, чудо из чудес в Каббалистической мудрости, а также во всех видах мудрости, и как только он заговорил, я сразу же испытал и ощутил в нем Б-жественную мудрость, и все слова его были очень далеки от какого-либо самовосхваления. И вместе с тем я поверил им всем естеством своим. И он обещал раскрыть мне истинную Мудрость во всей ее полноте, и я занимался с ним около трех месяцев каждую ночь после полуночи в его доме. На занятиях большей частью говорилось о стезях Святости и чистоты, однако каждый раз я его упрашивал раскрыть мне какую-нибудь тайну Каббалистической мудрости, и он начинал говорить заголовками [43], а как-то раз не захотел мне ее раскрывать. И это, естественно, вызывало во мне очень сильное желание. Пока один раз после долгих уговоров он раскрыл мне одну тайну, и я был бесконечно рад. И с тех пор я стал понемногу обретать себялюбие, и по мере того, как возрастало мое себялюбие, отдалялся от меня мой Святой учитель, а я этого и не замечал, и продолжалось это около трех месяцеа, пока в последние дни я совсем перестал заставать его дома. Я очень хотел найти его и не нашел. Тогда я почувствовал, что он действительно очень отдалился от меня, и я очень расстроился и начал исправлять стези свои. И утром девятого нисана [44] я обнаружил его и весьма сблизился с ним, и тогда снова обрел я мир в душе совсем, как прежде; и раскрыл он мне тайну великую, восполняющую то, что я страстно желал восполнить, и то, что мне не доставало, и радости моей, естественно, не было предела. Но я увидел, что он как будто ослабевает, и я больше не выходил из его дома, пока назавтра, десятого нисана 5679 года, оставила его жизнь навеки, да хранят его заслуги нас и весь народ Израиля, да будет так и да будет на то воля свыше. Тяжесть моего горя не поддается описанию; ведь сердце мое было полно надежды удостоиться мудрости и знаний подобно тому, как [Даниэль получил разъяснения] от одного из стоящих [45]. И вот остался я лишенным всего, и даже то, что я получил от него, было к тому времени забыто из-за горя моего великого. И с тех пор были вознесены мои очи в высь в бескрайнем желании, не дававшем мне покоя ни на миг за целый день, пока не снискал я милость в глазах Создателя моего и Оплота моего, да будет Он восславлен и превознесен, и заслуги моего Святого учителя, да будет память о нем благословенна, вместе с учением его перешли ко мне, и раскрылось сердце мое Высшей мудрости, все увеличивающейся подобно бьющему источнику. Кроме того, по милости Г-спода, да будет Он восславлен, вспомнились мне все тайны, которые я получил от моего учителя, да будет память о нем благословенна.  Да будет восславлен Г-сподь за то, что сохранял мне жизнь и поддерживал меня! Чем же может столь убогий человек, как я, отблагодарить Его, да будет Он восславлен, и ведь с самого начала знал Он, да будет Он восславлен, убогость мою, и что нет у меня даже разума возблагодарить и восхвалить Его за все эти великие блага, но кто скажет Ему: Что Ты делаешь и что Ты творишь? Мой Святой учитель о котором я говорил, да будет память о нем благословенна, был крупным коммерсантом известным всему городу как честный купец, но ни один человек не знал о его познаниях в Каббалистической мудрости вплоть до сего дня, и не разрешил он мне разглашать его имя». Конец цитирования слов Святого праведника.

 

Рассказывал рав Азриэль Хаим Лембергер (то, что он слышал из уст рабби Давида Минцберга, да будет благословенна память о праведнике): «Это письмо было раскрыто с Б-жьей помощью через рабби Давида Минцберга. Рабби Давид поехал в Польшу, чтобы собрать денег для колеля «Варшава». Он приехал в Варшаву в полночь, когда в городе было абсолютно темно, и искал место для ночлега. Вдруг он заметил, что из одного дома пробивается луч света. Он постучал в дверь дома и вошел. Там сидел еврей, умудренный Гемарой, и занимался; это был тот самый дядя нашего Святого рава Бааль Сулама, которому он написал приведенное выше письмо. И когда дядя [Бааль Сулама] услышал, что рабби Давид – ученик нашего Святого рава, он тотчас же вынес это письмо и показал его рабби Давиду. Таким образом Г-сподь, да будет Он восславлен, и раскрыл это письмо. И если вы думаете, что на рабби Давида это письмо произвело большое впечатление, то вы ошибаетесь» Конец цитаты.

 

Объяснение этого: ученики нашего рава не искали знамений и чудес, которые бы позволили их телу [34] не работать, а верно обратное: они старались работать как можно больше, чтобы доставить удовольствие своему Создателю. Во всяком случае, все их уничтожение своего я перед своим равом основывалось на том, что их действия были выше знаний и выше разума, и поэтому они не искали величия своего рава в подобных знамениях и подтверждениях.

 

9. Песня нашего учителя Бааль Сулама, да хранят нас его заслуги. Да будет так.

 

О [Свет], Яркий и Сияющий из-за облаков [46],

Оттуда: с внутренней стороны полога, завесы [Ковчега Откровения в Мишкане] [47].

Там проясняются тайны праведников,

И озарят они вместе и Свет, и тьму.

Прекрасно исследовать деяния Его

Остерегаясь восстать против Него.

Тогда вы услышите Его, и так встретите Его

В Башне Могущества, Имени особом [48].

И услаждать Он вас будет словом истины,

Чтобы говорили вы его и ничего иного.

И все, что вы сами увидите,

Ваши очи узрят и никто другой [49].

 

(Я сложил это в час моих страданий, четвертого мархешвана 5697 года [50], здесь, в Бней Браке, да отстроится он и утвердится вскоре, в наши дни; да будет так).

 

Примечание переводчика

------------------------

[1] Пятого тишрей 5646 года -  13 – 14 сентября 1885 года.

[2] hаИлан - древо.

[3] Гурская ешива - ешива, основанная и руководимая раввинами из хасидской династии Гур, происходившей из города Гура-Кальвария.

[4] Слово Адам, означающее "человек" состоит из буква Алеф, Далет, Мэм Софит (последняя буква является вариацией буквы Мэм). Первое слово эДамэ (уподоблюсь) выражения эДамэ леЭльон, означающего "Уподоблюсь Всевышнему" (Ешаяhу 14, 14) начинается с тех же букв Алеф, Далет, Мэм. Поэтому значение одного определяется по значению другого.

[5] Так же, как Он милосерден, и ты должен быть милосердным - Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 133б
[6] Адмор из
 Могельницы – возможно, имеется в виду рав Хайим Меир Ехиель Шапиро (5549 – 15 ияра 5609), т.е. год рождения 1788 – 1789,  дата смерти 6 – 7 мая 1849 года или живший после него глава той же хасидской  династии.

[7] Надежный дом в Израиле – эти слова произносят, когда желают евреям, вступающим в брак, счастливой семейной жизни. На иврите “Израиль” означает как Землю Израиля, так и народ Израиля.

[8] 5666 год - 1905 - 1906 год.

[9] Двар Тора – речь религиозного содержания, обычно в ней затрагивается текущее недельное чтение Торы.

[10] Наш рав, наш учитель, адмор - рабби Барух Ашлаг

[11] Г-сподь – это Б-г, нет никого помимо Него - Дварим 4, 35

[12] Люди, не отличавшиеся глубокими познаниями в Истинной Мудрости – перевод приблизительный; буквально: точка истины, у которых не была развита.

[13] Нэкэйва - женщина

[14] Нэкэв - отверстие

[15] Ослабел, как женщина - Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр.32А.

[16] Подобны соломе, которую разносит ветер - Теhилим 1, 4.

[17] Мир Ацилут – Высший из четырех духовных миров, постигаемых человеком в результате духовного совершенствования.

[18] Седьмого швата 5667 года - 21 – 22 января 1907 года

[19]  Взошла звезда от Яакова – Бамидбар 24, 17.

[20] Когда моему отцу было восемнадцать лет – это противоречит следующим данным: на момент женитьбы в двадцатилетнем возрасте, по свидетельству дочери Бааль Сулама, учителем Бааль Сулама был Адмор из Калушина. В Интернете есть данные, что Адмор из Калушина умер в 1909 году, когда Бааль Суламу было 23 – 24 года. Он начал ездить к Адмору из Парисова через три года, т.е. в возрасте 26 – 27 лет.
[21] По-видимому, возможность переезда из Белза, до Первой мировой войны, принадлежавшего Австро-Венгрии, в Варшаву, принадлежавшую России, появилась после
 Галицийской битвы (23 августа - 11 сентября 1914 года), в результате которой русские войска заняли большую часть Галиции, включая Белз.

[22] В неделю, завершившуюся недельным чтением Мецора в 5679 году, – 5 – 12 апреля 1919 года.

[23] Свеча в полдень – Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 63А.

[24] Навек сохраню милость к нему, и союз Мой с ним прочен будет ... И милости Моей не отниму от него и не обману в верности Моей - Теhилим 89, стихи 29 и 34.

[25] Далее следуют два слова, которые переводчик не смог перевести, каждое из них заключено в кавычки: 1) тет-йуд-ламед-айин  2) мем-вав-вав-алеф.

[26] И сон бежал от меня – используются слова стиха Бэрэйшит 31, 40.

[27] Бродить туда-сюда – используются слова стиха Мелахим 2, 4, 35.

[28] Одного – в грехоочистительную жертву, а одного – в жертву всесожжения – Вайикра 5,7.

[29] Зриа – посев

[30] Скромно ходить в единении с Б-гом твоим – Миха 6, 8.

[31] Песукей деЗимра – см. сидур Врата молитвы, сс. 141 – 169, 539 – 582.

[32] Талмид-хавер – статус промежуточный между статусом ученика и статусом рава.

[33] Тиш – на идише «стол», здесь слово означает религиозное собрание, участники которого сидят за столом или за столами.

[34] Тело – эгоистическое желание

[35] Чем больше величие человека, тем у него злое начало больше – Вавилонский Талмуд, трактат Сукка, стр.52А.

[36] Кто такой Г-сподь, чтобы я послушался Гласа Его? – Шемот 5, 2.

[37] Что это за служба у вас? – Шемот 12, 26.

[38] Вспомню я, Б-же, и стенать буду - Теhилим 77, 4.

[39] Вспомню я, Б-же, и стенать буду [38], видя, что каждый город построен на своем холме, а град Б-жий низвергнут в глубины преисподней – начало пиюта, написанного Амитаем бен Шефатия в Италии в десятом веке (согласномахзору на Йом Кипур издательства Artscroll, и в восьмом веке согласно Википедии) и произносимого во время неилы.

[40] Мудры, как сыны Адама и ведут себя скромно подобно животному – сказано в Вавилонском Талмуде, трактат Хулин, стр.5Б: Разве не написано:Человека и животное Ты будешь хранить, Г-споди (Теhилим 36, 7), [причем слово «животное» используется в положительном смысле, а не в отрицательном, как обычно в Танахе]. Сказал рав Еhуда, что Рав говорил: Речь идет о сынах Адама, которые наделены мудростью, а ведут себя скромно подобно животному.

[41] 5679 год – 1918 – 1919 год.

[42] Утром в пятницу 12 мархешвана 5679 года – утром 18 октября 1918 года.

[43] Заголовками – выражение из Мишны, трактат Рош hаШана. См. Вавилонский Талмуд, трактат Рош hаШана, стр.23Б.

[44] Утром девятого нисана 5679 года – утром 9 апреля 1919 года.

[45] Подобно тому, как [Даниэль получил разъяснения] от одного из стоящих – Даниэль 7, 16.

[46] И теперь не видели они света, ярок он в облаках, и ветер пронесся и расчистит их – Ийов 37, 21.

[47] Полог, завеса [Ковчега Откровения в Мишкане] – на иврите: Парохет hаМасах – Шемот 35, 12; 39, 34; 40, 21; Бамидбар 4, 5. В Каббале Масах «отражает», т.е. отвергает Свет, Который творение не может получить с альтруистической мотивацией, и позволяет творению получить тот, Свет, Который оно способно получить с альтруистической мотивацией.

[48] Башня Могущества – Имя Г-спода, в Нем праведник найдет прибежище и возвысится – Мишлей 18, 10.

[49] Ибо я сам увижу и мои очи узрели и никто другой – Ийов 19, 27.

[50] Четвертого мархешвана 5697 года – 18 – 19 октября 1936 года.