Рав Авраам Мордехай Готлиб

 

Книга Сулам [т.е. лестница]

 

Часть первая. Жизнь и учение рабби Еhуды Ашлага

 

Глава третья. Из Варшавы в Святую Землю

 

Его восхождение в Святую Землю

 

Рассказывал рав Азриэль Хаим Лембергер, да проживет он в добром здравии долгие годы, (об услышанном им из уст рабанит госпожи Ривки Ройзы, да пребудет она в мире): «В 5681 году [1] сказал наш Святой рав рабанит: «Мне больше нечего искать в Этом Мире, ибо я исправил все, что мне надлежало исправить» (т.е. он уже достиг цели, ради которой человек приходит в Этот мир, ибо пребывал в абсолютном и постоянном слияним с Г-сподом, да будет Он восславлен, в каждом деянии, в каждом движении и в каждом слове, исходящем из его уст, и все это благодаря великой любви к Г-споду, да будет Он восславлен, горевшей в его сердце). Заплакала рабанит и сказала ему: «Как же ты можешь оставить меня с такими маленькими детьми?» На это сказал он ей: «Для меня существует только одна возможность не быть исторгнутым из Этого Мира – если я взойду в Землю Израиля». Сказала рабанит: «После всего того, что ты здесь достиг, став известным в Варшаве раввином, обучяающем Торе множество учеников, ты хочешь потерять все это в пустынной Земле?» Сказал ей наш Святой рав: «Только в Земле Израиля еще есть для меня работа, и если я не взойду туда, то окажусь в той же ситуации, в какой оказались два других ученика Адмора из Парисова [2], которым уже было больше нечего исправлять». Когда рабанит услышала эти слова, она поняла их смысл и очень встревожилась. И сказал ей тогда наш Святой рав: «Если мы решим взойти в Землю Израиля, то нужно отправляться в путь немедленно». Денег не было, и поэтому рабанит стала предпринимать различные действия, чтобы достать денег. Она была тогда беременна, но не обращая на это никакого внимания, стала паковать чемоданы, готовясь к отъезду из Польши. Они покинули Варшаву в канун Рош Ходеша элул 5681 года [3]. Затем, в дороге, когда они были на корабле, плывущем в Землю Израиля, она поняла, что время рожать. И она родила дочь, госпожу Бат Шеву». Конец цитаты.

 

Рассказывала госпожа Сара Броджак, да пребудет она в мире, дочь нашего Святого рава: «Отъезд моего Святого отца был столь поспешным, что они не могли взять с собой всех детей, потому что им не хватало средств. И поэтому они оставили меня и других детей в семье своих близких, и только намного позже и я воссоединилась с ними». Конец цитаты.

 

Рассказывал рав Азриэль Хаим Лембергер, да проживет он в добром здравии долгие годы, (о том, сто он слышал от рабби Давида Минцберга, да будет благословенна память о праведнике): «Наш Святой рав перед своим восхождением в Землю Израиля приехал к Адмору из Парисова, чтобы проститься, но Парисовский ребе был недоволен его отъездом. Сказал ему Парисовский ребе: «Знай, что в Земле Израиля теряют все ступени». Ответил ему Бааль Сулам: «Я не ищу ступеней, я ищу работы». И мирно простился с ним». Конец цитаты.

 

И вот, в Холь hаМоэд Суккот 5682 года (16-го тишрей) [4] в возрасте 36 лет наш Святой рав приехал в Святую Землю вместе с рабанит. Он сошел на берег в порту Яффы и оттуда немедленно направился в Старый город Иерусалима. (Это было время деспотического правления британцев в Земле Израиля, и они разрешали въезд только предпринимателям и состоятельным людям. И когда рабейну Бааль Сулам прибыл, чтобы въехать в страну, они спросили его, каков его месячный доход; он ответил, что между 27 и 30 лир, и поэтому ему дали разрешение на въезд. Позже он говорил, что его доход – 3 лиры в месяц и это как раз разница «между 27 и 30 лир» ...)

 

После того, как наш Святой рав совершил это восхождение, ему стало известно, что двое его детей, которых он оставил в Польше, умерли: одим из них был тринадцатилетний сын по имени Давид, а другой была дочь по имени Браха.

 

Его попытки скрыть свое имя

 

В начальный период своего восхождения он задумал совершенно скрыть свое имя и зарабатывать ручным трудом, чтобы не использовать корону Торы в корыстных целях (он привез с собой оборудование для изготовления пергамента для свитков Торы, а также приспособления для производства мыла). Однако воля Г-спода, да будет Он восславлен, была иной: несмотря на то, что он хорошо знал эти ремесла, он не преуспел в своих трудах. Кроме того, приехали евреи из Польши и узнали в нем даяна и раввина, и он не мог больше скрывать своего величия. Вскоре раскрылась его сильная личность; и прошло совсем мало времени, как раскрылась его «натура»: что он не знает Тору профессионально и не является большим экспертом в ней, а важнее всего были его чудовищные познания во всех различных аспектах Каббалистического учения.

 

Примечание переводчика

------------------------

[1] 5681 год – 1920 – 1921 год.

[2] Об Адморе из Парисова см. в первой главе, в особенности в п.3; о смерти двух других учеников Адмора см. там же, в п.4

[3] Канун Рош Ходеша элул 5681 года – 1 – 2 сентября 1921 года.

[4] 16 тишрей 5682 года – 17 – 18 октября 1921 года.