Рав
Авраам
Мордехай
Готлиб
Книга
Сулам [т.е.
лестница]
Предисловие
автора
Публикация
третья
Решение
проблем
нашего
поколения с
помощью
внутренней
части Торы
Необходимо
упомянуть
ряд проблем
реального
мира, представшего
перед нами:
1)
Концентрация
внимания
только на
[механическом]
выполнении
заповедей.
Исчезла
всякая
мотивация (кавана)
и всякое
обучение той
части, которая
касается
мотивациии,
связанной с
заповедями, и
ощущений,
вызываемых
заповедями.
Это приводит
к ситуации, в
которой
выполняющие заповеди
«отделяют
десятину
даже от соли» [1], ибо
они
совершенно
не знают, что
совсем не
могут
сконцентрировать
внимание на
Отце нашем
Небесном; и
поэтому,
когда они
хотят что-то
добавить, они
добавляют ту
часть, которая
касается
только
одного
действия, т.е.
дополнительные
устрожения и
детализацию.
Что же я могу
с ними
поделать,
ведь рабейну Бааль Шем
Тов
уже
предупреждал:
«Не
занимайтесь
чрезмерной
детализацией».
Ибо за
чрезмерной
детализацией
забывают о
сути дела, о
том, что
заключено
внутри всей
Торы и всех
заповедей,
т.е. об Отце
нашем Небесном.
2)
Сухость
великая
ощущается в
Торе и заповедях
как
молодежью,
так и
взрослыми.
Это ведет к
тому, что
выполнение Торы
становится
чем-то
внешним, т.е.
оно производится
без
энтузиазма и
влечения к
Торе, не
мотивируется
радостью и
наслаждением,
а становится
просто
общественной
повинностью
и частью
системы
обучения
человека. На
языке наших
мудрецов, да
будет память
о них благословенна,
такое
состояние
назывется
«затверженной
заповедью
людей» [2], т.е.
занятиями
Торой и
заповедями
без всякого
Духа Жизни.
3)
Когда
человек
изучает
недельные
чтения Торы,
он не видит
связи между
ними и собой.
Человеку
трудно
понять,
какова связь
между
праотцами и
его
повседневной
жизнью. А
также то,
какова связь
между
порабощением
народа
Израиля в
Египте и его
повседневной
жизнью. И так
далее точно
таким же образом.
Это ведет к
недостатку
интереса и к
апатии, как
сказано выше,
в п. 2).
Ответом и
решением
всех этих и
еще многих
других проблем
являеся ярко
освещенный
путь к внутренней
части Торы
как в
изучении
Торы вообще,
так и во всем
служении
человека
Г-споду. Изучение
внутренней
части Торы
укрепляет
человека на
его
жизненном
пути и
устанавливает
надлежащие
принципы
организации
жизни всей
общины
Израиля. И
этого можно
достичь, идя
по пути
нашего
Святого рава
Бааль Сулама.
Благодаря изучению
внутренней
части Торы
сухость и «затверженная
заповедь
людей» [2]
исчезнут с горизонта.
Тогда же
исчезнут
проявления
коррупции в
обществе и
недостаток
справедливости
в жизни и в
отношениях
между людьми,
ибо
благодаря
неустанному
изучению
внутренней
части Торы
непременно
исчезнут
также все
проблемы,
беспокоящие
человека,
причины
которых
проистекают
из того, о чем
говорилось
выше. И даже
трения между
религиозными
и светскими и
между нами и
остальными
народами
мира
перестанут
существовать,
как писал наш
учитель
Бааль Сулам в
Предисловии
к книге Зоар,
пп.68 - 70,
внимательно
прочитай, что
там написано.
Примечания
переводчика
----------------------------------
[1]
Выполняющие
заповеди
«отделяют
десятину даже
от соли» -
согласно
комментарию Раши к словам
«сведущим в
ловле» в Бэрэйшит
25, 27,
восходящему
к Мидрашу
Танхума, Эйсав вводил
в заблуждение
отца,
спрашивая
его: «Как
отделяют
десятину от
соли и
соломы»,
чтобы
показать
отцу, что он
старается
тщательно
выполнять
заповеди, в
то время, как
он знал, что
десятины от
соли и соломы
не отделяют.
[2]
Приблизился
народ этот,
устами и
губами своими
чтил он Меня,
а сердце свое
отдалил от
Меня, и стало
благоговение
их предо Мною
затверженной
заповедью
людей - Ешаяhу
29, 13.