Рав Авраам Мордехай Готлиб

 

Книга Сулам [т.е. лестница]

 

Предисловие автора

 

Публикация пятая

 

Пребывание в тени Адмора [1], да хранят нас его заслуги

 

И вот еще до того, как мне исполнилось пятнадцать лет, пришел я к раву подобному ангелу Г-спода Цеваота, славящемуся своей Святостью, моему господину, раву и учителю, раву Баруху, Шалому hаЛеви Ашлагу, да будет благословенна память о Святом и праведнике ради жизни в Мире Грядущем. Мне запомнился первый раз, когда я его увидел. Это было в ночь Святой Субботы, в три часа утра. Я вошел в комнату для занятий; там уже сидели изучающие Тору и усердно занимались по книге «Учение о десяти Сфирот [2]». В комнате царила атмосфера Святости и чистоты, это можно было почувствовать в воздухе. Когда вошел мой учитель и рав и сел на стул, даже еще до того, как он начал вести занятие, я уже почувствовал, что это человек, от которого стоит стремиться перенять мудрость и знания. Ощущалась огромная Духовная высота этого человека Б-жьего, даже когда он не произносил ни слова. Дух необычайного могущества вошел в комнату вместе с ним, лицо его также выражало большую силу, и все вместе говорило о том, какую необычайную твердость он проявлял во всех своих действиях, чтобы совершить их так, как желал Г-сподь, да будет Он восславлен.

 

И с того времени я соединил всю жизнь своей души с Адмором [1], да хранят нас его заслуги, и не выпустил я свою руку из его руки. Он растил меня, как любящий отец, и всегда пристально следил за тем, что я делаю, подобно тому, как отец всегда следит за тем, что делает его сын. Он научил меня всей Торе, которую я знаю, и всей мудрости, и ничего из этого я не приобрел сам. Все мои познания и все понимание как изучения каббалистической мудрости, так и стезей служения Г-споду, - все впитал я из его уст, из его указаний, идя по его стопам.

 

Ежедневно я видел его образ, величественный и внушающий трепет, его высокое служение Г-споду, совершенно непостижимое для человеческого разума. Чуждый этого человек не сможет это понять. Он шел по пути веры выше разума, делая добро другим, по пути, требующему огромных усилий. Когда человек видел его лик своими собственными глазами, у него возникали мысли и желание с любовью жертвовать собой ради Г-спода.

 

По милости Г-спода я удостоился служить ему и быть одним из самых близких к нему учеников, и, находясь рядом с ним, ощущал я Святость его, и таким образом многому научился, иногда большему, чем то, что преподавалось на самих уроках. Повседневное пребывание рядом с ним давало предметное понимание, как выглядит человек, по-настоящему верящий в Г-спода. Все его поступки, речения, помыслы продумывались заранее: соответствуют ли они воле Г-спода, да будет Он восславлен, или, не дай Б-г, нет. Исключительно по этому принципу он планировал все, что происходило в его жизни.

 

В последний год он не раз рассказывал мне обо всем, что с ним происходило в дни его жизни. О времени своего детства, о том, как после свадьбы он стал учащимся в бейт-мидраше своего великого отца, о том, насколько глубоко он был связан с отцом, будучи в единении с ним, обо всех взаимоотношениях между остальными учениками и его Святым отцом, об их отношениях друг с другом и т.д. Обо всех великих трудностях, через которые он прошел (понятно, что о большей их части я не хочу писать), однако они укрепили его единение с Владыкой, с Г-сподом, да будет Он восславлен.

 

Ясно, что те годы, в которые я удостоился видеть его Святость, находясь рядом с ним, в основном и были источником моего вдохновения, когда я писал эту книгу. А также все объяснения, приведенные в книге, проистекают из сообщенного в тот год своей жизни моим учителем и равом, да будет благословенна память о Святом и праведнике ради жизни в Мире Грядущем.

 

Примечания переводчика

----------------------------------

[1] Адмор – рабби Барух Ашлаг.

[2] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар, фрагмент Роза, п.1, второй абзац.