Рабби
Еhуда Ашлаг.
Сущность
религии и ее
цель.
1.
Абсолютно
Добр [1]
2.
Целенаправленное
Провидение
3. Два пути:
путь
страданий и
путь Торы
4.
Развитие
чувства
осознания
зла
5.
Развитие с
ведома и
развитие без
ведома [2]
6. Религия
приносит
пользу тому,
кто служит [Всевышнему]
[Вводная
часть]
Здесь я хочу
ответить на
три вопроса:
во-первых, в чем
заключается
сущность
религии. Во-вторых,
достижима ли
ее цель в
Этом Мире или
только в Мире
Грядущем.
В-третьих,
состоит ли ее
цель в том,
чтобы
принести
добро Творцу
или сделать
добро
творениям.
С
первого
взгляда любой
читатель
удивится
моим словам и
не поймет эти
три вопроса, которые
я поставил
себе, чтобы
определить тему
этой статьи;
мол пусть он
вернется в ешиву и
выучит это [3];
ведь кто не
знает, что
такое
религия? И
более того,
разве ее
наград и
наказаний не
следует
ожидать
главным
образом в
Мире Грядущем?
И не
следовало
задавать
третий
вопрос, поскольку
всем
известно, что
она служит на
благо
творений, на
их радость,
благо и
счастье; и что
еще можно к
этому
добавить?
И
действительно я не могу
совершенно
ничего
добавить, но
ситуация,
когда [людям]
известны эти
три вещи и с
детства
настолько хорошо
вызубрены,
что на
протяжении
всей жизни
совершенно
невозможно
ничего ни добавить
к ним, ни
внести
уточнения,
указывает на
незнание
этих высоких
материй, и
неизбежно
[эти три
вопроса]
заключают в
себе все основополагающие
части
фундамента,
на котором
строятся и
держатся все
несущие
конструкции
религиозного
здания. А раз
это так, то
скажите мне,
как это может
быть, чтобы
ум подростка
всего лишь
12-ти или 14-ти лет
был подготовлен
для
тщательного
обдумывания
этих трех
требующих
внимательного
рассмотрения
тонкостей, и
более того,
чтобы этого было
достаточно и
на
протяжении
всей его жизни
не было
необходимости
улучшить их
знание и
понимание –
здесь
действительно
скрыта суть
проблемы!
Ведь такое
скоропалительное
предположение
привело к
полному
легкомыслию
и к
[совершенно]
нелепым
выводам,
наполнившим
воздух
нашего мира в
этом нашем
нынешнем
поколении, и
поставило
нас в
положение, когда
следующее
поколение
почти совсем
отбилось от
наших рук.
«Абсолютно
Добр» [1]
И
чтобы не
утомлять
читателя
длинными
рассуждениями,
я опирался на
все
написанное и
объясненное
в предыдущих
статьях и, в
основном, на
объяснения,
приведенные
в статье Дарование
Торы,
которые в
совокупности
служат
своего рода
предисловием
к
возвышенным
материям, представшим
перед нами, а
здесь я буду
стремиться к
краткости и
простоте
изложения,
чтобы
написанное
было понятно
каждому.
А
сначала нам нужно
понять
Творца, да
будет Он восславлен,
Который
«Абсолютно
Добр», т.е. ни под
каким видом
не может
быть, чтобы
Он хоть у кого-нибудь
в мире вызвал
малейшее
страдание,
что
принимается
нами за
аксиому,
поскольку
чувство
здравого
смысла явно
указывает
нам, что
первопричина
всех злых дел
ограничивается
исключительно
«желанием получать»,
что
объясняется
так:
поскольку [человек]
жаждет
обрести
благополучие
и утолить
свои желания,
он из-за
этого
начинает причинять
зло другим –
из-за
«желания
получать» [т.е.
достигать]
удовлетворения
собственных
желаний. Таким
образом, если
бы творение
не проявляло
никакого
стремления к
самоудовлетворению,
то не было бы
никакого создания
в мире,
которое бы
причинило
зло другим, а
если мы порой
выявляем
некое
создание,
наносящее
ущерб
другому без
какого-либо
«желания
получить»
наслаждение
ради себя, то это
происходит
не иначе, как
по старой
привычке,
изначально
приобретенной
им из-за желания
получать, а
теперь эта
привычка, как
известно,
освобождает
[творение] от
необходимости
заново
мотивировать
[свои злые
поступки].
И
поскольку
Творец, да
будет Он восславлен,
понимается
нами как
Совершенный Сам
по Себе и, не
нуждается ни
в чьей
помощи, чтобы
достичь
совершенства
и предшествовать
всем вещам,
то ясно, что
нет в Нем
никакого
«желания
получать», а
так как не
присуще Ему
никакое
состояние
«желания
получать», то
у Него нет
никаких
причин
причинять
кому-то зло, и
это
совершенно
просто.
И более
того,
благодаря
своей
необычайной
простоте,
легко
принимается
и
укладывается
в голове
аксиома, что
есть у Него
«желание
одарять»
добром
других, т.е.
Свои
создания [4],
что
доказывает
нам все
грандиозное
творение,
которое Он
создал и явил
пред нашими
очами. Ибо
здесь, в
нашем мире,
неизбежно
присуствуют
создания,
которые
испытывают
ощущения: либо
хорошие, либо
плохие. А
причиной
того, какое
ощущение испытывается
ими, конечно
же, является
Творец, да
будет Он
восславлен, а
поскольку
абсолютно
очевидно, что
совершенно
не в правилах
Творца, да
будет Он
восславлен,
причинять зло,
как уже
объяснялось,
то поэтому
все творения
неизбежно
получают от
Него, да будет
Он
восславлен,
только благо,
ведь Он создал
творения
только для
того, чтобы
сделать им
добро.
Из этого
мы, в свою
очередь,
можем
заключить,
что Ему, да
будет Он
восславлен,
присуще
"желание одарять"
исключительно
добром, и ни
при каких
обстоятельствах
невозможно
представить,
чтобы в Его
правилах
было вредить
или
причинять
страдания, исходящие
от Него, да
будет Он
восславлен,
поэтому мы
охарактеризовали
Его, да будет
Он восславлен,
выражением
"Абсолютно
Добр". И после
того, как мы
это узнали,
спустимся вниз
и обратимся к
реальной
действительности,
движимой и
управляемой
Им, да будет
Он восславлен:
каким
образом Он,
да будет Он
восславлен,
одаряет
[творения]
исключительно
добром?
«Провидение
Его, да будет
Он
восславлен,
является
целенаправленным»
Судя по всем
природным
системам,
представленным
нашим очам,
нам понятно,
что к какому
бы из четырех
классов
(неживая
природа,
растительный
мир, животный
мир и класс
говорящих) ни
относилось
малое
творение, мы
находим, что они
как все
вместе, так и
каждое в
отдельности,
подвластны
целенаправленному
Провидению,
то есть [им
присуще]
медленное
поступательное
развитие,
эволюционным
путем, от
предыдущей
стадии к
последующей,
подобно
плоду на
дереве, за
которым
ухаживают ради
благой цели,
чтобы в конце
концов он
превратился
в приятный
плод, усладу
жизни твоей.
Пойди-ка и спроси
ботаника,
через
сколько
стадий развития
проходит
этот плод с
момента
появления
пред нашими
глазами до
полного
созревания,
когда он
готов к
употреблению.
Причем ни на
одной из
стадий,
предшествующих
созреванию,
он не просто
не предстает
перед нами
готовым к
превращению
в созревший, приятный
и сладкий
плод, но
вдобавок, как
назло, он
кажется нам
противоположным
своей зрелой
форме по
свойствам; то
есть чем слаще
плод в конце,
тем горше и
невзрачней
он
оказывается
на
предыдущих
стадиях
своего
развития. Так
и в животном
мире и среди
говорящих:
когда в конце
созревания
животному не
достает
разума, оно
не кажется
таким ущербным
в процессе
своего
развития в
отличие от
человека, чей
разум
преумножается
в конце
созревания и
весьма
ущербен в
процессе развития;
как
новорожденный
теленок может
считаться
быком, то
есть у него
есть силы, чтобы
стоять на
ногах и
ходить, и
разум, чтобы
оградить
себя от бед,
которые
подстерегают
его на его
пути;
новорожденный
же младенец,
напротив,
лежит, будто
без чувств. И
если мы
представим,
что кто-то
незнакомый с
этим миром
наблюдал бы
за этими
двумя
детенышами,
он бы,
несомненно,
сказал о
новорожденном
младенце, что
и в конце
[развития] он
ничего не
добьется, а о
новорожденном
животном он
бы сказал,
что тут
родился
богатырь (то
есть если бы
он судил по
тому, насколько
разумен
теленок по
сравнению с
глупеньким и
бесчувственным
ребенком).
Тебе ведь
бросается в
глаза, что
Провидение
Его,
управляющее
реальностью,
которую Он
создал, напоминает
не что иное,
как
"целенаправленное
Провидение",
независимо
от того, в
каком
порядке идут
стадии
развития, ибо
путь развития
[творений],
наоборот,
обманчив и
мешает нам
понять его
итог,
поскольку
[промежуточные
стадии]
всегда
противоположны
тому, что
[получается]
по
завершении
работы, и о подобных
вещах мы
говорим: ум
приходит с
опытом, ибо
только
опытный
человек,
имеющий возможность
увидеть
творение на
всех стадиях
его развития
вплоть до
завершающей,
может
успокоить
страсти,
совершенно
не пугаясь тех
искаженных
картин
[испорченных
состояний],
которые
наблюдаются
у творения в
процессе
развития, но
веря, что
когда все
завершится,
[творение]
будет
прекрасным и
весьма (а
причина того,
что именно
такой
порядок эволюционного
развития
обязателен
для каждого
творения,
хорошо
объясняется
в каббалистическом
учении; и
здесь не
место
продолжать
об этом).
Теперь мы
тщательно
разъяснили,
как в нашем
мире осуществляется
Провидение
Его, да будет
Он восславлен,
и что Оно
является не
чем иным, как целенаправленным
Провидением,
и что в Нем неразличимо
совершенно
никакого
добра, пока
не будет
творение
доведено до
его конечной
точки
[развития], в
которой
обретет оно
совершенство
и завершится
его
подготовка; и
наоборот, с
точки зрения
наблюдателей,
путь его
развития
будет всегда
обернут в испорченную
обертку; ведь
на твоих
глазах, Г-сподь,
да будет Он
восславлен,
одаряет Свои
творения
всегда
исключительно
одним добром
[4], но это добро
исходит от
Него, да будет
Он
восславлен, в
форме
целенаправленного
Провидения.
Два
пути: путь
страданий и
путь Торы
Вот и
выяснилось,
что Г-сподь,
да будет Он
восславлен,
Абсолютно
Добр и
управляет
нами, благодаря
атрибуту
совершенного
добра, без малейшей
примеси зла,
истинно
целенаправленным
Провидением,
то есть
Провидение
Его, да будет
Он восславлен,
вынуждает
нас
оказываться
в череде
различных
ситуаций,
упорядоченных
по
причинно-следственному
принципу,
когда предыдущая
ситуация
вызывает
последующую,
пока мы не
станем
готовы к
получению
добра в
желаемой
мере, и тогда
мы достигнем
своей цели,
подобно
прекрасному
плоду,
созревшему и
готовому к
употреблению.
И кроме того,
ясно, что в
[достижимости]
этой цели мы
можем быть
совершенно
уверены,
целиком и
полностью, поскольку
если бы это
было не так,
ты бы усомнился
в Провидении
Его, да будет
Он восславлен,
говоря, что
[Провидению]
чего-то не достает
для
достижения
Своей цели,
Б-же упаси.
И об
этом
говорили
наши мудрецы,
да будет
память о них
благословенна:
«Пребывание
Шхины [5] в
низших [9]
[сосудах [7]]
есть высшая
необходимость»
[11], то есть,
поскольку
Провидение
Его, да будет
Он
восславлен,
является
целенаправленным,
а цель Его –
привести нас
в конце
концов к к
слиянию с
Ним, да будет
Он
восславлен,
происходящему
внутри нас,
[что и
называется
пребыванием
Шхины в
низших
сосудах], то
это
считается
высшей
необходимостью;
т.е. если мы
этого не достигнем,
значит, в
Провидении
Его есть изъян,
Б-же упаси.
Это
напоминает
великого
царя, у
которого в
старости
родился сын,
и был он ему
очень дорог,
и поэтому с
самого рождения
его задумал
[царь
сделать] для
него много
добрых дел, и
стал он
собирать все
самые лучшие
книги и
замечательных
мудрецов, живущих
в
государстве,
и приготовил
он для своего
сына школу,
чтобы изучал
он премудрости,
и послал он
за искусными
строителями
и построил
дворцы для
его
услаждения, и
собрал он
всех певцов,
напевающих
мелодии и
поющих песни,
и устроил для
него капеллы,
и созвал он
самых
искусных
поваров и
пекарей,
которые
готовили ему
лучшие яства
всего мира; и
вот вырос сын
и повзрослел,
и стал он
глупцом, и не
желает
учиться, и
слепцом, который
не видит и не
ощущает
красоты
зданий, и
глухим,
который не
может
слушать
голоса
бардов и
звуки
музыкальных
инструментов,
и заболел он
и не может
есть ничего кроме
одного хлеба
грубого
помола; какой
позор!
Однако подобная
история
могла
случиться
только с
земным царем,
чего нельзя
сказать о
Г-споде, да
будет Он
восславлен, у
Которого,
разумеется,
нет
обыкновения
обманывать, и
поэтому
уготовил Он
нам два пути
развития:
первый из них
- путь
страданий,
представляющий
собой
последовательность
развития
творения
самого по
себе, а в
природе творения
попадать в
различные
ситуации по причинно-следственному
принципу, в
одну за
другой; и с
помощью этих
ситуаций мы
понемногу
развиваемся,
пока
окончательно
не придем к
осознанию
выбора добра
и отказа от
зла [12] и не
установим
желаемую
связь с Ним,
да будет Он
восславлен,
что является
нашей целью. Однако
этот путь
протяжен во
времени и
наполнен
страданиями
и болью, и
поэтому
уготован нам
путь
приятней и
лучше - путь
Торы и заповедей,
дающий нам
возможность
подготовиться
к достижению
нашей цели за
короткое
время и без страданий.
Отсюда следует,
что нашей
конечной
целью
является
подготовка к
слиянию с
Ним, да будет
Он восславлен,
чтобы Он жил
в нас, и эта
цель неотвратима,
и нет никакой
возможности
отклониться
от нее ни на
йоту, ибо
Провидение
Его, да будет
Он
восславлен,
властвует
над нами,
ведя нас
двумя путями
– путем
страданий и
путем Торы,
как уже
объяснялось. Однако
из
практического
опыта мы
делаем вывод,
что
Провидение
Его, да будет
Он восславлен,
настигает
нас двумя
способами
сразу, и
называют их
наши мудрецы,
да будет
память о них
благословенна,
земным путем
[т.е. путем
страданий] и
путем Торы.
Сущность
религии – в
том, чтобы
развить в нас
чувство
осознания
зла.
Вот слова
наших
мудрецов, да
будет память
о них благословенна
(Бэрэйшит
Рабба, часть 44 [13]):
но какое дело
Святому
[Творцу], да
будет Он восславлен,
до того, кто
режет
[скотину] с
гортани или с
затылка? Но
не даны
заповеди ни для
чего иного,
как только с
целью
очистить творения
с их помощью;
конец цитаты;
а о том, что
означает это
очищение,
хорошо
объясняется
в статье Дарование
Торы (п.12);
посмотри
[сам], что мы
там написали.
А здесь я
объясню, в
чем суть
развития [в
нас осознания
зла],
достигаемого
с помощью
Торы и
заповедей.
И знай, что
осознание
зла в нас
означает, что
наградой
тому, кто выполняет
заповеди,
может стать
его постепенное
и медленное
очищение, а
[степень]
осознания
зла в нас
воистину
характеризует
стадии этого
очищения.
Ибо
человек уже
от природы
готов
отвергнуть все
зло, что в нем,
и искоренить
его, и это
качество
заложено в
равной
степени в
каждом творении
до единого, а
все отличие
между двумя
творениями
состоит
исключительно
в осознании
зла,
поскольку
более
развитое творение
осознает в
себе больше
зла и так или иначе
различает и
исторгает
зло из себя в
большей мере,
а неразвитое
[творение]
следовательно
ощущает в
себе меньшее
количество
зла, а
поэтому не
исторгает
зло из себя,
разве что в
небольшой
мере, и из-за
этого
овладевает
им нечистота,
так как оно
совершенно
неспособно
осознать эту
нечистоту.
И
чтобы не
утомлять
читателя,
объясним в общих
чертах, [что
такое] зло и
добро, подобно
тому, как это
объяснялось
в статье Дарование
Торы (п.12): что
зло в общих
чертах есть
не что иное, как
себялюбие,
называющееся
эгоизмом и
являющееся
противоположностью
по свойствам
Творцу, да
будет Он
восславлен, в
Котором
совершенно
нет желания
получать
ради Себя, а
Он желает
только
одарять; и, как
объясняется
там (в пп. 9 и 11),
удовольствие
и
наслаждение
в общих
чертах
соответствуют
мере
близости
[творения и
его]
Создателя по
свойствам в
то время, как
страдание и
ощущение
невыносимости
в общих чертах
соответствуют
мере отличия
[творения] от
его
Создателя по
свойствам
(посмотри
там, если
хочешь
изучить это
достаточно
подробно); и
потому
эгоизм
отвратителен
нам и причиняет
нестерпимую
боль, что он
по свойствам противоположен
Создателю, да
будет Он восславлен.
Однако
это
отвращение
не одинаково
в каждой
душе, но мера
его различна
от души к
душе, так как дикий,
неразвитый
человек
совершенно
не осознает,
что эгоизм
есть зло, и
поэтому он проявляет
его в
открытую, без
какого-либо
стыда, и
ничто не останавливает
его от
грабежа и
убийства на
глазах у всех
любого
[человека],
попадающегося
ему под руку;
а [человек],
немного
развитый, уже
ощущает
некоторую
меру своего
эгоизма как
зло и, по
крайней мере,
стыдится проявлять
его открыто –
грабить и
убивать на
глазах у
людей, но все
же втайне
приводит
свой умысел в
исполнение. И
оказывается,
что наиболее
развитый из
них ощущает
эгоизм прямо-таки
отвратительным,
до такой
степени, что
совсем не
может его
вынести, и, по
мере
осознания
его,
вытесняет и
исторгает его
совершенно,
пока не
[ощутит]
нежелание и
невозможность
наслаждаться
страданиями
других; и
тогда
начинают
пробуждаться
в недрах его
искры любви к
другим,
называющейся
альтруизмом
и являющейся
всеобщей мерой
добра; и эти
[искры] также
вспыхивают в
нем постепенно
и в
определенном
порядке в
процессе его
развития, то
есть сначала
развивается
в нем чувство
любви к
родным и
близким и
желание
наделить их
всем
необходимым,
как написано
в Танахе: и от
родственника
твоего не
скрывайся [14]; а
с развитием
его распространяется
его
альтруизм на
всех окружающих,
будь то его
земляки или
соплеменники,
и продолжает
расти, пока
его любовь к
другим не
превратится
в любовь ко
всему человечеству
в целом.
Развитие с
ведома и
развитие без
ведома [2]
И знай, что две
силы
используются
нами и
побуждают
нас
двигаться
вверх и
взбираться
по ступеням
лестницы, о
которой уже
говорилось,
пока мы не
достигнем ее
верхнего
конца, находящегося
в Небесах и
являющегося
конечной
точкой
сближения по
свойствам с
Создателем,
да будет Он
восславлен. А
разница между
этими двумя
силами
заключается
в том, что мы
подвергаемся
воздействию
одной из них
«без нашего
ведома» [2], то
есть помимо
нашего
выбора, и
сила эта толкает
нас сзади [15] (и
называется
она
виз-а-тэрго [vis a
tergo]), и [именно] ее мы
определили
названиями
«путь
страданий» или
«земной путь», и
[именно] из-за
нее пришло к
нам
философское
учение о
морали,
называющееся
этикой и основанное
на
осмыслении
опыта, то
есть на критическом
анализе
практического
ума, и является
это учение не
чем иным, как
подсчетом
представших
пред нашими
очами потерь,
[которые мы
пожинаем,
сея] зерна
эгоизма. И
вот эти-то
события,
благодаря
которым мы
приобретаем
опыт,
приходят к
нам
случайным
образом, то
есть без
«нашего
ведома» и
выбора, но
они [бьют]
точно в цель,
ибо образ зла
постепенно
вырисовывается
в наших ощущениях,
и в какой
мере мы
осознаем
ущерб, нанесенный
злом, в такой
мере мы и
избавляемся
от него, и тогда
достигаем мы
более
высокой
ступени лестницы.
А
воздействию
другой силы
мы
подвергаемся
«с нашего
ведома» [2], то
есть по
нашему
самостоятельному
выбору, и
сила эта
тянет нас
спереди (и
называется
она виз-а-фронт
[vis a front]), и [именно]
ее мы
определили
как «путь
Торы и
заповедей»,
поскольку
оказывается,
что
выполнение
заповедей и
служение ради
того, чтобы
доставить
радость
нашему Создателю,
необычайно
быстро
развивает в нас
чувство
осознания
зла, как
объяснялось
в статье Дарование
Торы (в п.13,
внимательно
посмотри
там). И
выигрываем
мы в двух
вещах:
во-первых, мы
не должны
ждать, пока
наберемся
жизненного опыта,
который бы
толкал нас
сзади; ведь
вся сила
наших
побуждений
измеряется
только остротой
боли и силой
разрушений,
вызванных присутствием
в нас зла. А на
пути
служения Г-споду,
да будет Он
восславлен,
это [чувство] осознания
[зла]
развивается
в нас без
каких-либо
предварительных
страданий и
разрушений, а
наоборот,
когда мы
испытываем
наслаждение
и
удовольствие,
ощущаемые
нами во время
чистого
служения
Г-споду, да
будет Он восславлен,
если мы
стремимся
доставить
Ему радость;
[тогда] в нас
развивается
в соответствующей
мере
склонность к
осознанию
низкой
природы этих
искр
себялюбия,
мешающих нам
вкусить на
нашем пути
наслаждение
дарами
Г-сподними,
да будет Он
восславлен;
так что
чувство
постепенного
осознания
зла все
сильнее
развивается
в нас, когда
мы испытываем
негу и
великий
покой, то
есть обретая Благодать
во время
служения
Г-споду, да
будет Он
восславлен,
когда мы
испытываем
наслаждение
и
удовольствие
благодаря
близости наших
качеств с
качествами
нашего
Создателя. А
во-вторых, мы
выигрываем
время,
поскольку Он
делает это «с
нашего
ведома», и в
наших силах
сделать
занятия [Торой
и заповедями]
более
интенсивными
и уменьшить
время
[осознания
зла] в
зависимости
от нашего
желания.
Религия
приносит
пользу не
творениям, а
тому, кто
служит
[Всевышнему]
Многие ошибочно
сравнивают
нашу Святую
Тору с этическим
учением,
однако такое
случилось с
ними потому,
что им
никогда в
жизни не пришлось
ощутить
вкуса
религии; и
для них приведу
я стих
Танаха:
Вкусите и
узрите, как
добр Г-сподь [16]. И
действительно
два этих
[учения]:
этика и
религия, -
предназначены
для одного и
того же:
чтобы
поднять человека
из нечистого
и недалекого
себялюбия и
привести его
в высшую
точку любви к
другим, но
вместе с тем,
между одним и
другим такая
же пропасть,
как между
Замыслом Творца,
да будет Он
восславлен, и
помыслами
творений, ибо
религия
происходит
из замыслов Творца,
да будет Он
восславлен, а
этическое учение
произошло из
помыслов
земных людей
и их
жизненного
опыта, и
поэтому
бросается в
глаза
разница
между ними во
всем, что касается
как их
применения,
так и
конечной цели,
поскольку,
когда мы
используем
этическое
учение,
познание
добра и зла
происходит в
процессе его
применения;
как известно,
это учение в
соответствующей
мере связано с
достижением
успеха в
обществе;
иначе обстоит
дело с
религией: мы
познаем
добро и зло в результате
того, что мы
ее
практикуем, и
она в
соответствующей
мере связана
исключительно
с одним
Г-сподом, да
будет Он
восславлен,
то есть [она
приводит] от
различия по
свойствам с
Создателем,
да будет Он
восславлен, к
близости с
Ним по
свойствам,
называющейся
слиянием, о
чем было
разъяснено
пред нашими
глазами в
статье Дарование
Торы (в пп. 9, 10, 11;
внимательно
посмотри
там).
А также
их цели в
крайней
степени
далеки друг
от друга,
поскольку
целью
этического
учения является
достижение
общественного
благосостояния
на основе
критического
анализа жизненного
опыта
практическим
разумом, и, в
конечном
счете, [достижение]
этой цели не
сулит
никакой сверхъестественной
выгоды, и
поэтому, как
известно, на
пути к этой
цели до сих
пор не пройдена
стадия
общего
анализа, ибо
кто может доказать
индивиду, что
именно такие
блага
положены ему,
и сделать это
настолько
убедительно,
чтобы он
ощутил себя
обязанным ограничивать
себя хотя бы
в малейшей
мере ради
общественного
блага;
напротив,
[достижение]
цели религии
гарантирует
счастье самого
человека,
практикующего
ее. Ибо мы ясно
доказали, что
постигнув
любовь к
другим, человек
сразу
переходит в
состояние
слияния, то
есть
близости по
свойствам к
своему Создателю,
да будет Он
восславлен, и
в единении с
Ним
переходит
человек из
нашего
тесного мира
полного
страданий и
преград в
вечный и
просторный
мир щедрости
к Господу, да
будет Он
восславлен, и
к творениям.
Кроме
того, тебе
со всей
очевидностью
должна
бросаться в
глаза
разница в
том, на чем
основываются
[этика и
религия], ибо
действия
согласно системе
этического
учения
основываются
на снискании
милости в
глазах
творений, и
подобно это,
например,
наемному
труду,
который в конце
концов
оплачивается,
а занимаясь
подобной
работой, он
ведь не
сможет
подниматься
по ступеням
исправления,
поскольку
уже привыкает
к работе,
хорошо
оплачиваемой
людьми из его
окружения,
воздающими
ему за добрые
дела. Напротив,
занимаясь
Торой и
заповедями,
чтобы
доставить
радость
своему
Создателю, не
получая
никакой
награды, он
постепенно карабкается
по ступеням
исправления
и это напрямую
зависит от
интенсивности
занятий, поскольку
на своем пути
он ведь не
получает никакой
оплаты; и
очищается в
нем частица
за частицей,
пока не
станет этих
частиц очень
много и не
обретет он
вторую
природу, а
именно
альтруизм по
отношению к
другим без
какой-либо
примеси
получения
для себя
сверх разве
что жизненно
необходимого,
и оказывается
он воистину
освобожденным
от каких-либо
ограничений,
которым
подвергается
творение. Ведь
когда
человеку
ненавистно
получение
для себя, а
душа его
испытывает
отвращение
ко всем
мелким плотским
излишествам,
к славе и
прочему, он
обнаруживает,
что свободно
передвигается
в мире
Святого
[Творца], да
будет Он
восславлен, и
гарантировано
ему, что не
будет
причинено
ему здесь
никакого
вреда и
ущерба, так как
любой ущерб
ощущается
человеком и
приходит к
нему только
тогда, когда
ему присуще получение
ради себя, и
пойми это
хорошенько.
Мы завершили
подробное
объяснение
того, что цель
религии –
помочь
человеку,
который практикует
ее, служа
[Всевышнему],
а совсем не обслуживать
творения и
приносить им
пользу, хотя
все его дела
делаются
ради
творений и он
оценивается
по этим
делам, но все
это не что
иное, как
движение к
высокой цели
– достижению
совпадения
по свойствам
с его
Создателем. И
вместе с тем
понятно
также, что
цель религии
достижима в
этом мире,
при самой что
ни на есть
жизни, как
сказано выше;
также посмотри
внимательно
в статье Дарование
Торы (п.6) об
этой цели в
целом и в
деталях.
А награда в мире
грядущем –
это другая
тема, и, с
Б-жьей помощью,
я объясню это
в отдельной
статье.
(Примечание
издателя: Мы
не
удостоились
того, чтобы
этот замысел
был воплощен
в статье,
увидевшей
свет. См. в
книге Учение
о десяти
Сфирот [9],
часть 7. п. 10, а
также в книге
Плод
мудреца,
часть вторая,
стр. 164).
Примечания
переводчика
---------------------------------
[1]
Абсолютно
Добр - Более
точный
перевод: «Абсолютное
Добро» или
«Абсолютная
Благодать».
Это
выражение
встречается
в книгах «Акейдат
Йицхак»
(«Наложение
пут на
Йицхака»),
автор Йицхак
бен Моше
Арама (около 1420 – 1494),
и «Машмиа
Ешуа»
(«Возглашающий
избавление»), автор Йицхак
бен Еhуда
Абарбанель (1437 – 1508) (две
цитаты: первая и вторая).
[2] И
взимают
долги с
человека как с его
ведома, так и без его
ведома – Мишна, трактат
Авот, глава 3, мишна 16.
[3]
Пусть он
вернется в ешиву и
выучит это -
Вавилонский
Талмуд, трактат
Шевуот,
стр.14б; трактат
Санhедрин
стр.33б; трактат
hОрайот стр. 4а.
[4] Целью
Г-спода, да
будет Он
восславлен,
при Сотворении
было, как
известно,
доставить наслаждение
Своим
созданиям – Древо
Жизни
Аризаля,
Портал общих
принципов,
начало первой
главы.
[5]
Шхина –
Б-жественное
присутствие,
собрание душ
всего
Израиля; в
Предисловии
к книге Зоар Бааль
Сулама, в п.31,
это духовное
состояние
творения,
сутью которого
является
служение
ради самой Торы, т.е. с
альтруистической
мотивацией.
См. также
Предисловие
к Учению о
десяти
Сфирот [6], п.33.
[6] Сфира (во
множественном
числе:
Сфирот) представляет
собой
элемент
духовного
объекта и
сама является
духовным
объектом. По
одной интерпретации
слово Сфира
происходит
от слова Сапир
(сапфир).
Может
характеризовать
сосуд [7] и Свет [8],
который
сосуд
получает.
Подобно тому,
как драгоценный
камень
переливается
разными
цветами, и
подобно тому,
как цветное
стекло
пропускает
свет
определенного
цвета, разные
Сфирот
характеризуют
получение
сосудом
Света
разного
количества и качества.
Согласно другой
интерпретации
духовные
объекты
называются
Сфирот, когда
им присуща
определенная
мера, у них
есть конец и
они
характеризуются
определенным
числом (т.е.
слово «Сфира»
происходит
от слова
«Сафар»,
считать).
Любой
духовный
объект делится
на десять
Сфирот или на
пять
основных
Сфирот. См.
Предисловие
к книге Зоар, фрагмент
Роза, п.1,
второй абзац.
[7] Сосуд –
это желание
получать.
[8]
Хохма –
означает
«мудрость».
Вторая из
пяти основных
Сфирот [6] и из
десяти
Сфирот.
Получение
еще не осознающим
себя сосудом
[7] (творением)
всего Света
(т.е.
наслаждения,
когда
пишется
«Свет», обычно
имеется в
виду Свет
Хохма, наслаждение
от
получения),
который
Дающий желает
ему дать.
[9]
Низший – тот,
кто ближе по
качествам к
Сфире [6]
Мальхут [10],
иными
словами, к
эгоистическому
желанию.
[10] Мальхут –
означает
«царствование»,
Пятая из пяти
основных
Сфирот [6] и
десятая из
десяти
Сфирот.
Изначально
желание
получать
ради
получения.
[11]
Пребывание
Шхины [5] в
низших [9]
[сосудах [7]
есть высшая
необходимость
– рабби
Моше
Кордоверо приводил
это
изречение в
своем труде
«Пардес
Римоним»
(Гранатовый
сад), где
писал, что
оно многократно
встречается
в книге Зоар.
[12]
Отстраняйся
от зла и
делай добро – Теhилим 34:15.
[13]
Но какое дело
Святому
[Творцу], да
будет Он восславлен,
до того,
режет ли
кто-то
[скотину] с
гортани или с
затылка? Не
даны
заповеди ни
для чего иного,
как только с
целью
переплавить
творения с их
помощью - Берейшит
Рабба 44:1.
[14] И
от
родственника
твоего не
скрывайся - Ешаяhу
58, 7.
[15]
Сзади – на
иврите:
мэйАхорейну –
со стороны наших
Ахораим
(ягодиц).
[16] Вкусите
и узрите, как
добр Г-сподь - Теhилим,
34, 9.