Бней Ноах
задали
вопрос: От
раввина мы
слышали, что
если
открытый
сосуд с
жидкостью находился
без
присмотра
какое-то
время в интервале
от полночи до
зари, то
наутро
жидкость
запрещено
пить. Объяснялось
это тем, что
ночью в такой
сосуд
проникают
силы Ейцер
hаРа (злого
начала).
Каково
каббалистическое
объяснение
этого?
Рав Готлиб
Написал вам в
ответ: То, что
Вы написали о
Ейцер hаРа
(злом начале)
и есть каббалистическое
объяснение.
Мой
комментарий,
посланный
Бней Ноах
вместе с
ответом..
Конечно,
можно было бы
предположить
следующее: у
любого предмета
есть душа, а
также, что
ночью душа
открытого
сосуда с
жидкостью,
находящегося
без
присмотра,
или душа
жидкости
подвергается
воздействию
духовных сил,
отрицательно
воздействующих
на борьбу
человека со
злым началом.
Однако из
того, что я
знаю,
вытекает, что
такая
трактовка
весьма
маловероятна.
Во-первых, я
слышал
следующую
историю.
Каждый год в
Лаг баОмер,
как и многие
жители
Израиля, рав
Барух Ашлаг и
его ученики
совершали
паломничество
на могилу
рабби Шимона
бар Йохая на
горе Мерон.
Для этого
нужно было
встать
задолго до
зари,
приехать
туда в неимоверных
пробках,
дойти до
могилы в
огромной
очереди,
произнести
краткую
молитву и вернуться
домой снова в
неимоверных
пробках.
Однажды
рабби Баруха
спросили,
зачем все это
нужно. Он
ответил, что
это нужно для
того, чтобы
приложить
усилия.
Во-вторых, я
призываю вас
не искать
чудес в Этом
Мире. Чудес
типа "ночью в
оставленный без
присмотра
сосуд с
жидкостью
входят злые
силы". В нашем
мире все так,
как пел Высоцкий:
"Кроме
мордобития
никаких
чудес" (текст
см. здесь, а
исполнение здесь (заголовок
«Сказка про
джина»). В частности
меня
потрясло то,
что рав
Готлиб написал
комментарии
392 к Речи по
завершении
книги Зоар:
даже то, что
придет
пророк Элияhу (т.е.
новой
воплощение
его души) и
будет ходит
по горам и
трубить в
шофар, нельзя
принимать
буквально
как то, что произойдет
в нашем мире.
Что уж
говорить о
злом начале,
вошедшем в
сосуд?
В-третьих,
рав Готлиб
написал в
комментарии
63 к статье Дарование
Торы, что
заповеди существуют
для того,
чтобы с их
помощью переплавить
природу
человека из
эгоистической
(Ейцер hаРа,
злое начало)
в
альтруистическую.
И каждая
заповедь
оптимальным
образом
сконструирована
для этой
цели.
И эту
заповедь
надо
рассматривать
с этой точки
зрения: какую
пользу мне
принесет эта
заповедь (т.е.
если я
представлю
себе, что
действительно
злое начало
входит в
сосуд и т.д, и
думая об
этом, в
точности
выполню то,
что она
требует,
забыв о своих
сомнениях и
доводах, что
на самом деле
это не так), и
какой вред
мне нанесет
то, что я не
буду ее
выполнять, и как
это
соотносится
со
структурой
моей души.
На эти
вопросы нет
простого
ответа, чтобы
ответить на
них надо
много
учиться. Вы
этот путь не
прошли.
Поэтому рав
Голиб
ответил вам
так, как
ответил.