Рабби
Еhуда
Ашлаг.
Сущность
религии и ее
цель. С hЭарот
вэБиюрим
(Замечаниями
и комментариями)
рава Авраама
Мордехая
Готлиба
(черновик,
перепечатка
запрещена)
Развитие
с ведома и
развитие без
ведома [1]
И
знай, что две силы
используются
нами и
побуждают
нас
двигаться
вверх и
взбираться
по ступеням
лестницы, о
которой уже
говорилось,
пока мы не
достигнем ее
верхнего
конца, находящегося
в Небесах и
являющегося
конечной точкой
сближения по
свойствам с
Создателем,
да будет Он
восславлен. А
разница
между этими
двумя силами
заключается
в том, что мы
подвергаемся
воздействию
одной из них
«без нашего
ведома» [1], то
есть помимо
нашего
выбора, и
сила эта
толкает нас
сзади [2] (и
называется она
виз-а-тэрго [vis a tergo]), и
[именно] ее мы
определили
названиями
«путь
страданий»
или «земной
путь», и
[именно] из-за нее
пришло к нам
философское
учение о морали,
называющееся
этикой и
основанное
на осмыслении
опыта, то
есть на
критическом
анализе
практического
ума, и
является это
учение не чем
иным, как
подсчетом
представших
пред нашими
очами потерь,
[которые мы
пожинаем,
сея] зерна
эгоизма.
hЭарот
вэБиюрим
152) Мы
подвергаемся
воздействию
одной из них «без
нашего
ведома» [1], то
есть помимо
нашего
выбора, и
сила эта толкает
нас сзади.
Пояснение.
[Слово] Ахораим
[2] [сзади]
указывает на
сокрытие, о
чем говорит
стих Торы: «Ты
увидишь Меня
сзади, а Лик
Мой не будет
видим» [3].
Следовательно
он хочет
сказать, что
сила, воздействующая
на нас помимо
нашего
выбора, также
создана Г-сподом,
да будет Он
восславлен,
но на ступени
Ахораим, т.е.
Г-сподь, да
будет Он
восславлен,
сокрыт.
153) И
[именно] ее мы
определили
названиями
«путь страданий»
или «земной
путь», и
[именно] из-за
нее пришло к
нам
философское
учение о морали,
называющееся
этикой. Он
хочет
сказать, что
поскольку сыны
Адама
испытали
множество
страданий, то
исходя из
собственного
опыта они
составили
своего рода
учение о
жизни,
некоторое учение
о морали,
называющееся
этикой.
154)
То есть на
критическом
анализе
практического
ума.
Пояснение.
Критика
исходя из
здравого смысла,
т.е. из
наблюдений
за тем, что
реально происходит
в мире,
представшем
перед нами, -
это
некоторый
разрушительный
процесс, взращивающий
желание
получать. И с
помощью этой
критики
человечество
добилось
установления
некоторых
правил.
[Текст
Бааль Сулама]
И
вот эти-то
события,
благодаря
которым мы приобретаем
опыт,
приходят к
нам
случайным образом,
то есть без
«нашего
ведома» [1] и
выбора, но
они [бьют]
точно в цель,
ибо образ зла
постепенно
вырисовывается
в наших ощущениях,
и в какой
мере мы
осознаем ущерб,
нанесенный
злом, в такой
мере мы и избавляемся
от него, и
тогда
достигаем мы
более
высокой
ступени
лестницы.
А
воздействию
другой силы
мы
подвергаемся
«с нашего
ведома» [1], то
есть по
нашему
самостоятельному
выбору, и
сила эта
тянет нас
спереди (и
называется
она
виз-а-фронт [vis a front]), и [именно] ее
мы
определили
как «путь
Торы и заповедей»,
поскольку
оказывается,
что выполнение
заповедей и
служение
ради того,
чтобы
доставить
радость
нашему
Создателю, необычайно
быстро
развивает в
нас чувство осознания
зла, как
объяснялось
в статье Дарование
Торы (в п.13,
внимательно
посмотри
там).
hЭарот
вэБиюрим
155)
Выполнение
заповедей и
служение
ради того,
чтобы
доставить
радость
нашему
Создателю. Т.е.
чтобы с
помощью
приложения
усилий
достичь состояния,
в котором
жизнь
человека
будет исполнена
Святости
ради того,
чтобы
доставить удовольствие
его
Создателю.
[Текст
Бааль Сулама]
И
выигрываем
мы в двух
вещах:
во-первых, мы
не должны
ждать, пока
наберемся
жизненного
опыта,
который бы
толкал нас
сзади; ведь
вся сила
наших
побуждений
измеряется
только
остротой
боли и силой
разрушений, вызванных
присутствием
в нас зла. А на
пути служения
Г-споду, да
будет Он
восславлен,
это [чувство]
осознания
[зла]
развивается
в нас без
каких-либо
предварительных
страданий и
разрушений, а
наоборот,
когда мы испытываем
наслаждение
и
удовольствие,
ощущаемые
нами во время
чистого
служения
Г-споду, да
будет Он
восславлен,
если мы
стремимся
доставить
Ему радость;
[тогда] в нас
развивается
в
соответствующей
мере
склонность к осознанию
низкой
природы этих
искр себялюбия,
мешающих нам
вкусить на
нашем пути наслаждение
дарами
Г-сподними,
да будет Он
восславлен;
так что
чувство
постепенного
осознания
зла все
сильнее
развивается
в нас, когда
мы
испытываем
негу и
великий
покой, то
есть обретая
Благодать во
время
служения
Г-споду, да
будет Он
восславлен,
когда мы
испытываем
наслаждение
и
удовольствие
благодаря
близости
наших
качеств с
качествами
нашего
Создателя.
hЭарот
вэБиюрим
156)
Пояснение. Он
хочет
показать,
каково
различие
между путем
Торы и путем
страданий: на
пути страданий
нет Света [4], а
есть только
страдания; т. е.
из-за ударов,
которые
человек
получает, идя
стезей
желания
получать, он
испытывает сильную
боль,
вынуждающую
его установить
правила,
позволяющие
ему избавиться
от этих
страданий, и
эти правила
называется
этикой. А на
пути Торы и
заповедей,
все действие
которых
заключается
в том, чтобы научить
человека
доставлять удовольствие
его
Создателю,
оказывается, что
из Торы и
заповедей
светит
человеку
Свет
Б-жественности,
а когда он
действительно
достигает
ступени, на
которой он
доставляет
удовольствие
своему
Создателю,
тогда он
ощущает
величайшее
удовольстивие
благодаря
единению с
Творцом. И
следовательно
человеку
светит Свет,
и с его
помощью
человек
может
быстрее
ориентироваться
во тьме. Т. е.
Свет,
светящий ему
благодаря
его единению
с Творцом,
позволяет ему
быстро
осознать, что
все, мешающее
ему ощутить
это
удовольствие,
неприемлемо.
И именно об
этом говорит
стих (Теhилим
97, 10): «Любящие
Г-спода,
ненавидьте
зло»; в какой
мере он
приблизился
к Г-споду, что
зависит от
того, сколько
удовольствия
он доставляет
Г-споду,
именно в
такой мере он
ненавидит
зло, т.е. все
присущие ему
качества,
мешающие ему
достичь
этого
замечательного
состояния,
[близости к
Г-споду]. И это Тэшува
из страха,
потому что в
этом случае
он опасается,
как бы не
отдалиться
от Г-спода и
не быть, не
дай Б-г,
ввергнутым в
пучину
желания
получать,
которое горше
смерти; ведь
он потеряет
всю
Благодать и все
удовольствие
единения [с
Творцом]. И
если человек
окончательно
собьется с
пути служения
Г-споду, то не
сможет
избежать пути
страданий,
как он писал
выше.
Следовательно
первое, в чем
мы
выигрываем –
это наступление
времени
Благодати и
неги и
избавление
от ударов
судьбы и
страданий.
[Текст
Бааль Сулама]
А
во-вторых, мы
выигрываем
время,
поскольку Он
делает это «с
нашего ведома»
[1], и в наших
силах
сделать
занятия [Торой
и заповедями]
более
интенсивными
и уменьшить
время
[осознания
зла] в
зависимости
от нашего
желания.
hЭарот
вэБиюрим
157)
Пояснение. Во
власти
человека
добиваться все
большего и
большего
единения «с
книгами и
начитанными
людьми» [5], т. е.
увеличивать
количество
ситуаций, при
которых Свет
светит в его
душе, и тогда
он
выигрывает
много времени.
Напротив, на
пути
страданий
это происходит
очень
медленно и
постепенно,
т.к. все это,
если
говорить в
самых общих чертах,
происходит
без ведома [1]
человека, а события,
происходящие
в жизни,
подобны потокам,
влекущим его
за собой в
разных
направления
и
повергающим
его. И это
медленный, постепенный
и
болезненный
процесс.
И
именно об
этом говорит Мишна
([трактат]
Авот, [глава] 3,
[мишна] 16): «Взимают
долги с
человека как
с его ведома,
так и без его
ведома».
Пояснение.
Значение
понятия
«ниФраим» [взимают
долги]
устанавливается
по значению
выражения,
[встречающегося
в Талмуде и мидраше
и]
содержащего
родственное
слово: «Приат Хов»
[выплата
задолженности],
- т. е. таШлум
[платеж], и по
значению
фразы, также
содержащей родственное
слово: «уФара
[И обнажит]
голову
женщины» [6], что
указывает на
Откровение.
Пояснение.
Понятие
Откровения,
раскрываемого
Г-сподом, да
будет Он
восславлен,
творениям, -
это платеж,
который Он,
так сказать,
должен для
них внести;
ведь Он
создал Свои
творения
исключительно
ради этой
необходимости
облагодетельствовать
их [7], т.е. «чтобы
возвестить
другому о Его
Б-жественности»
[8]. Это должно
раскрыться
человеку, но
если
учитывать
концепцию
двух путей,
то либо он
станет
готовиться к
этому «со своего
ведома», т. е.
выбрав путь
Торы и
заповедей,
либо, если он
по каким-то
причинам не
может идти по
пути,
требующему
сделать
выбор, ему
сначала
придется
подвергнуться
этой
подготовке
«без его
ведома». (Простое
объяснение
таково:
человек
должен платить
потому, что
он считается
должником Творца
по той
причине, что
он должен
отплатить
Ему за
подготовку и
за переход от
желания получать
к
альтруистическому
желанию, после
чего он
сможет
удостоиться
Благодати и
удовольствия,
распространяющихся
от Г-спода, да
будет Он
восславлен, к
человеку. А мы
ставим целью
лишь
показать
нашим
комментарием
возможность
новой точки
зрения).
Следует
отметить, что
различие
между этикой
и моралью
Торы весьма
велико, т.к.
этика изменчива
и лишена
постоянства,
потому что она
всецело
обусловлена
страданиями
человечества,
и в то
мгновение,
когда
человек
немного успокоится
после того,
как исчезнут
страдания, он
примется за
прежнее;
иначе
обстоит дело
на пути Торы:
точкой
отсчета
морали является
не человек, а
Творец, и
поэтому она
устойчива.
Это правда,
что человек
может совершенно
сбиться с
пути
служения и
тогда ему
придется
смириться с
возвращением
на путь
страданий, но
пока человек
находится на
пути
служения,
даже если это
обусловлено верой,
а не знанием,
его
соприкосновение
с Б-жественным
Светом в
любом случае
позволяет ему
с
уверенностью
определить и
достичь глубокого
понимания,
что есть
добро и что
есть зло
Примечания
переводчика
---------------------------------
[1] И взимают
долги с
человека как с
его ведома,
так и без его
ведома –
Мишна, трактат
Авот, глава 3,
мишна 16.
[2]
Сзади – на
иврите:
мэйАхорейну –
со стороны наших
Ахораим
(ягодиц).
[3] Ты
увидишь Меня
сзади, а Лик
Мой не будет
видим – Шемот
33, 23.
[4]
Свет –
наслаждение.
[5]
Единение «с
книгами и
начитанными
людьми» – как
сказано в
hЭарот
вэБиюрим, п.75,
пятый абзац с
конца, книги –
это Святые
книги, а
начитанные
люди – это
люди, идущие по
пути Торы.
[6] И
обнажит
голову
женщины – Бамидбар
5, 18.
[7] Целью
Г-спода, да
будет Он
восславлен,
при Сотворении
было, как
известно,
доставить наслаждение
Своим
созданиям –
Древо Жизни Аризаля,
Портал общих
принципов,
начало первой
главы.
[8] Намерение Творца, да будет Он восславлен, относительно творения, с самого его создания заключается в том, чтобы возвестить другому о Его Б-жественности – см. Древо Жизни Аризаля, ветвь первая, п. Бет.