Рабби Еhуда Ашлаг. Взаимная ответственность (продолжение статьи Дарование Торы). П.20. С hЭарот вэБэюрим (черновик, перепечатка запрещена)

 

20) Тем не менее, полное исправление мира наступит во время приобщения каждого человека в мире к таинству служения Ему, да будет Он восславлен, как сказано: И станет Г-сподь Царем на всей земле, в этот день будет Г-сподь един и Имя Его едино [1]; и написано в этом отрывке из Танаха точно так: «в этот день», и не ранее того; а вот еще несколько стихов: [Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей Святой горе,] ибо полна будет земля знанием Г-спода, [как море покрыто водами] [2]; [И будет в конце дней: утвердится гора дома Г-сподня как вершина [всех] гор, и возвысится над холмами,] и устремятся к ней все народы [3]. Однако функция народа Израиля по отношению ко всему миру подобна функции наших святых Праотцов по отношению к народу израильскому, то есть подобно тому, как заслуги наших Праотцов повлияли на нас, чтобы мы развивались и очищались, пока не стали достойными получения Торы; ибо, если бы не наши Праотцы, соблюдавшие всю Тору до того, как она была дана, то понятно, что мы бы вовсе не были достойны похвалы по сравнению с остальными народами (как об этом сказано выше, в п. 19), точно так же возложено на людей народа израильского через занятия Торой и заповедями ради самой Торы подготовить самих себя и сынов всего мира к тому, чтобы достигли они уровня развития достаточного для возложения на себя этого высокого служения – любви к другим, являющейся лестницей к конечной цели творения, т.е. к слиянию с Ним, да будет Он восславлен; как уже объяснялось.

 

hЭарот вэБиюрим

 

105) Если бы не наши Праотцы, соблюдавшие всю Тору до того, как она была дана, то понятно, что мы бы вовсе не были достойны похвалы по сравнению с остальными народами. Следовательно у Святого [Творца], да будет Он восславлен, нет никаких сентиментов по отношению к народу Израиля, а Святой [Творец], да будет Он восславлен, ищет в мире качества идентичные Его качествам, а поскольку Он – Милостивый и Милосердный, то Он ищет такие же качества у творений. И поскольку эти качества развились в народе израильском по двум назанным выше причинам: благодаря высоте душ наших праотцов, генетическим путем передавшейся потомкам, и по причине страданий в рабстве египетском, т.е. в рабстве под властью себялюбия, - ввиду этих двух важнейших обстоятельств приблизился народ израильский к Святому [Творцу], да будет Он восславлен. И все это также нужно изучать также на уровне отдельного человека, т.е. пока народы мира властвуют над человеком, в человеке не может пребывать Шхина [4], т.е. не может быть связи между человеком и Б-жественностью, и только по мере продвижения человека в направлении обретения любви к другим создается связь Творца с ним. И хотя существует явление, о котором говорят: «Я – Г-сподь, Живущий с ними посреди их нечистоты» [5], но такая Шхина пребывает у человека потенциально способного достичь любви к другим, ибо в этом случае Святой [Творец], да будет Он восславлен, дает знать ему, что себялюбие – это нечистота, и таким образом Он постепенно продвигает [человека] в направлении обретения любви к другим.

 

  [Окончание текста Бааль Сулама]

 

[Это происходит] так: каждая без исключения заповедь, которую каждый человек из народа Израиля выполняет, чтобы доставить удовольствие своему Создателю, а не за какое-либо вознаграждение и не в силу себялюбия, приводит к некоторому продвижению в развитии всех сынов мира. Ибо ничто не происходит сразу, но только в результате постепенного развития, мало-помалу, пока [эффект] не будет достаточно велик, чтобы добиться такого продвижения всех сынов мира, при котором они очистились бы в желаемой мере. И в изречении наших мудрецов, да будет память о них благословенна, [см. п. 17] это называется склонением чаши весов в сторону заслуг. А именно, достижение точной меры желаемого очищения они сравнили с тем, как у человека взвешивающего что-то на весах, склонение чаши весов завершает процесс достижения желаемого веса. 

 

hЭарот вэБиюрим

 

106) То же касается отдельного человека: 1) сначала он должен понять и ощутить, что народы мира, находящиеся в нем, относятся к нечистоте. 2) Он должен выполнить [написанное в Торе]: «Вот народ отдельно жить будет и среди народов не будет числиться» [6], т.е. он постепенно должен начать устанавливать для себя законы народа Израиля, переставая принимать во внимание законы других народов. 3) По мере продвижения в развитии любви к другим он посылает сигнал о любви к другим и своему внутреннему миру, и внешнему миру, и таким образом как народы мира, находящиеся внутри него, так и те, что находятся снаружи, продолжают процесс исправления. И нет никакого сомнения в том, что сначала эти изменения должны произойти внутри человека. И по мере того, как становится все больше таких людей, будет строиться и новое израильское общество, которое сможет быть Светом для других народов.

 

***

 

Уточнения к п.20

 

Понятно, что если удовлетворение потребностей человека зависит от других людей, ввергнутых в пучину себялюбия, то он совершенно не может развивать в себе любовь к другим, потому что удовлетворение его минимальных потребностей не гарантировано; поэтому необходимо, чтобы развитием в себе любви к другим занимался весь народ Израиля; то же верно и для отношений между народами.

 

Завершение исправления наступает только после того, как все жители мире познали сущность служения Ему, да будет Он восславлен.

 

В точности так же, как заслуги наших праотцов передаются нам, и наши заслуги передадутся всему миру.

 

Когда человек развивает в себе любовь к другим, он воздействует не только на себя, но и на других.

 

Каждый человек, исправляясь сам, воздействует на все, что его окружает.

 

Есть у рава Кука, да будет благословенна память о праведнике, известное высказывание: Истинные праведники не жалуются на греховность, а преумножают праведность. А есть люди, которые только и думают, как бы навредить другим, и таким образом преумножают греховность в мире. Но если они преумножают свою собственную праведность, то таким образом они улучшают состояние праведности в мире. Истинные мудрецы не жалуются на глупость, а преумножают мудрость. Идея состоит в том, что человек должен не заниматься поиском отрицательных качеств у других, а преумножать свои положительные качества и таким образом вносить вклад в улучшение состояние дел у народа Израиля и у всего человечества.

 

Рабейну [7] Бааль Сулам сравнивает это с весами, на которые добавляют каждый раз какое-то количество кунжута, имеющеее очень малый вес, но постепенно накапливается вес, склоняющий чашу весов.

 

Как склонение чаши весов самого человека в сторону заслуг и его собственное исправление приводят к исправлению народ Израиля, так и народ Израиля станет основным фактором, подготавливающим исправление всего человечества. Когда народ Израиля поднимется по лестнице любви к другим, это передастся всему миру.

 

***

 

Примечания переводчика

----------------------------------

[1] И станет Г-сподь Царем на всей земле, в этот день будет Г-сподь един и Имя Его едино - Зэхарья, 14, 9.

[2] Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей Святой горе, ибо полна будет земля знанием Г-спода, как море покрыто водами - Ешаяhу 11, 9.

[3] И будет в конце дней: утвердится гора дома Г-сподня как вершина [всех] гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы - Ешаяhу 2, 2.

[4] Шхина – Б-жественное присутствие, собрание душ всего Израиля; в Предисловии к книге Зоар Бааль Сулама, в п.31, это духовное состояние творения, сутью которого является служение ради самой Торы, т.е. с альтруистической мотивацией. См. также Предисловие к Учению о десяти Сфирот, п.33.

[5] И искупит [Аарон] Святилище от нечистоты сынов Йисраэля, а также [от прегрешений], начиная от преступлений их и до всех [неумышленных] грехов, и то же сделает он с соборным шатром Живущего с ними посреди их нечистоты – Вайикра 16, 16. Этот перевод стиха, а также комментарий к нему рава Готлиба соответствует интерпретации Раши.

[6] Вот народ отдельно жить будет и среди народов не будет числиться – Бамидбар 23, 9.

[7] Рабейну – наш рав (наш учитель; тот, кто выше нас).