Рабби Еhуда Ашлаг. Взаимная ответственность (продолжение статьи Дарование Торы). П.23. С hЭарот вэБэюрим (черновик, перепечатка запрещена)

23) И этими словами убедительно разъясняется то, что мы установили выше (в п. 5), что дана была Тора только общине народа израильского, поскольку нет никакого сомнения и двух мнений быть не может, что то, в чем состоит цель творения, возлагается на весь род человеческий в совокупности: на черных, как на белых и как на желтых без какого-либо существенного различия.

hЭарот вэБиюрим

111) Цель Сотворения заключается в раскрытии Б-жественности Его, да будет Он восславлен, творениям [1], и наш рав знал, что в конце концов это должно раскрыться всем народам мира. Можно метафорически уподобить раскрытие Г-спода электричеству, ведь электроэнергия есть энергия присущая творению и каждый может наслаждаться от нее в зависимости от своих сосудов. Если человек подсоединяет к сети электроплиту, он может использовать ее как нагревательный прибор, а если он подсоединяет вентилятор, он может использовать его для охлаждения. Кроме того, вентиляторы бывают разных видов; ибо если он подсоединяет к сети более мощный вентилятор, то этот вентилятор получает из сети больше электроэнергии для приведения в действие своего механизма. Точно так же в материальном мире, представшем перед нами: есть неживая природа, растительный мир, животный мир и мир говорящих, и каждый из них питается от Б-жественной жизненной энергии, наполняющей сотворенное; ведь «наполнение всей земли есть Слава Его» [3]. Однако неживой способен наслаждаться от Б-жественной жизненной энергии лишь в соответствии с сосудами, из которых он создан, не менее и не более. А человек наслаждается от Б-жественной жизненной энергии в соответствии со своими сосудами. И следовательно все изменения происходят в сосудах, и всевозможные меры количественных и качественных изменений зависят только от состояния сосудов. Кроме того, в роде человеческом есть такие, кто желают наслаждаться от животных вожделений, и есть те, кто желают наслаждаться властью и почестями, а также желающие наслаждаться знаниями и желающие наслаждаться близостью к Г-споду. Следовательно каждый снабжает себя энергией от Б-жественного Света в соответствии со своими сосудами. Но оказывается, что те, кто используют Б-жественную жизненную энергию ради низких наслаждений, некоторым образом оскверняют Б-жественное, потому что используют его ради низких материй. И ясно, что истинные жизненные силы присущие только человеку в противоположность остальным созданиям мира — это его способность наслаждаться близостью к Г-споду во всех смыслах этого понятия. И у человека есть возмозжность изменить природу своих сосудов, или раскрыть в своих сосудах сокрытые свойства, благодаря правильному выбору своего окружения.

И тем не менее, в свете всего этого нужно сказать, что хотя наш рав говорит в самых общих чертах, что цель Творения должна быть достигнута и среди африканцев, европейцев, и выходцев из восточной Азии и не может быть, чтобы Г-сподь, да будет Он восславлен, оказывал национальное предпочтение народу Израиля, но предпочтение это было вызвано только двумя серьезными обстоятельствами, которые он называет [ниже]; тем не менее, нужно сказать, что существуют различия в восприятии Б-жественности и в отношении соединения с Б-жественным между разными типами людей, обусловленные различием их сосудов.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

Но поскольку природа творений низошла на самый низкий уровень, что означает, как уже говорилось раньше, себялюбие, установившее безграничную власть над всем человечеством, не было никакого способа и никакой возможности приблизиться к ним, чтобы вести с ними переговоры и объяснять им, чтобы они решили и согласились принять на себя даже просто обещание выйти за пределы своей узкой ограниченности в просторный мир любви к другим. Не считая людей из народа израильского, благодаря тому, что они были раньше 400 лет в рабстве у жестокого Царства Египетского в великих и ужасных страданиях, а известны слова наших мудрецов, да будет память о них благословенна, что «как соль подслащает мясо, так и страдания очищают грехи человека» [4], то есть приводят к великому очищению "тела" [5]; и добавилось к этому то, что чистота их Святых праотцов поддерживала их (как говорилось выше, в п. 16); ибо это есть основа, о чем свидетельствуют многие стихи Торы. 

hЭарот вэБиюрим

112) Они были раньше 400 лет в рабстве у жестокого Царства Египетского в великих и ужасных страданиях, а известны слова наших мудрецов, да будет память о них благословенна, что «как соль подслащает мясо, так и страдания очищают грехи человека» [4], то есть приводят к великому очищению "тела" [5]. Таким образом, наш рав хочет сказать, что благодаря этим страданиям они обрели силы и мудрость, позволившие им выйти за пределы себялюбия. Если пытаться понять эти слова на уровне материального мира, то наш рав практически имеет в виду, что благодаря великим страданиям, исходящим от египетского владычества, люди народа Израиля были вынуждены объединиться и выбросить все себялюбие на помойку подобно отбросам. Как мы видим, во время войны приходит общая беда, и тогда все вынуждены объединиться и ликвидировать все расхождения и все, что разделяет человека и его ближнего. С точки зрения Духовного подчинение человека Египту означает подчинение его себялюбию. В этом заключались все трудности этого подчинения и страдания [сынов Израиля]; во всяком случае, поскольку они так долго страдали в таком положении, будучи под властью себялюбия, называющегося Мицраим, что указывает на Царот hаАйин и Царот hаЛев [6], они вслед за этим смогли удостоиться освобождения из Египта.

[Окончание текста Бааль Сулама]

И благодаря этим двум причинам сделались они тогда готовы к [дарованию Торы], поэтому говорит о них Тора в это время в единственном числе; например, написано: «И расположился там Израиль напротив горы»; и разъяснили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: как один человек, единодушно [7], потому что каждый человек из народа без исключения совершенно освободил себя от себялюбия и все его побуждения были направлены исключительно на то, чтобы принести пользу ближнему, как было нами показано выше (в п. 16), в соответствии со смыслом заповеди «И возлюби ближнего своего как самого себя» [8]; внимательно посмотри там. И оказалось, что все соплеменники объединили свои усилия и стали, как один человек, одним устремлением, ибо только тогда стали они готовы к получению Торы, как уже объяснялось.

hЭарот вэБиюрим

113) Ибо только после того, как они приняли на себя обязанность любить других [9], находясь на ступени «Сделаем и услышим» [10], стали они готовы к практическому выполнению основных положений Торы, т.е., на самом деле, к тому, чтобы жить жизнь по принципу «Мое — твое и твое — твое» [11]. И если говорить применительно к нам, то нужно охарактеризовать это так: на первой ступени человек должен изучать Тору, чтобы с помощью Света, заключенного в ней, ощутить великую порчу, проистекающую от себялюбия. На второй ступени Свет, заключенный в Торе, должен увеличивать готовность человека уничтожить собственное я и обрести альтруизм. На третьей ступени, когда эта готовность достигнет надлежащого уровня, человек станет достоин получения Торы.

***

Уточнения к п.23

Каков источник величия людей народа Израиля по сравнению с другими народами? Ответ: великие и ужасные страдания, выпавшие на их долю. Отсюда вытекает, что благодаря страданиям человек может расти; о чем написано: «Кого любит Г-сподь, того наказывает» [12]; написано также «Г-споди, счастлив тот человек, кого Ты наказываешь» [13].

Человек со своей стороны не желает страданий и избегает их, но истина состоит в том, что человек, которому Г-сподь доставляет страдания, должен быть счастлив. По следующим причинам: 1) человек должен понимать, что именно благодаря страданиям он сближается с Творцом. Ибо страдания демонстрируют человеку бесполезность себялюбия. 2) Они показывают человеку, что ему нужна вера, ибо без веры он, страдая, не может существовать. 3) Благодаря страданиям человек начинает осознавать существование другой особи. Страдающий человек ощущает других. Следовательно страдания действительно вызывают большое продвижение человека вперед.

Мы видим, что человек также может страдать потому, что его желание получать не исполняется. Неужели именно это стимулирует его продвижение? Как такое может быть? Желание человека получать работает на коммерческой основе. Оно оценивает, сколько нужно вложить и сколько удовольствий оно заработает. Люди, испытавшие большие страдания из-за того, что их желание получать не удовлетворяется, прилагали усилия к большому продвижению вперед благодаря тому, что они видели, что их занятия не приносят выгоды. Человек видит, что испытывает большие страдания ради удовлетворения своей страсти, а с того момента, как он преуспел в удовлетворении своей страсти, он испытывает большие страдания, когда видит, что удовольствие совершенно не соизмеримо со страданиями, которые он испытал. Таковы животные страдания в отличие от страданий ради Святости; во всяком случае, человеку дают осознать, что он страдал зря и то, чего он пытался достичь, не стоило этих страданий. И тогда человек покидает стезю, по которой он шел, и пытается идти другим путем и так далее. Пока он не понимает, что не стоит стремиться к удовлетворению желания получать. Ведь если человек не начинает заниматься Торой и заповедями, то желание получать становится подобным самоуничтожающейся системе. И наши мудрецы, да будет память о них благословенна, охарактеризовали это в таком высказывании: «Если есть у него сто, оно желает двести» [14]; желая сказать, что желание получать приводит к тому, что человек все больше и больше гоняется за удовольствиями (во всяком случае, то, что у него есть, его не удовлетворяет), пока он не падает обессиленный и пока не умирает душа его жизни.

Пишет мой рав [15] по поводу [стиха] «Г-споди, слышал я весть Твою» [16]: каждый в этом мире должен трудиться и страдать. Но человеку предлагают два пути: благодаря страданиям и трудам человек обретет укрытие, которое любое дуновение сможет разрушить, или своим трудом он сможет построить здание, которое будет стоять вечно.

Наследование: качества человека передаются ему от его праотцов. Народ Израиля получил в наследство от праотцов и их потомства основополагающие качества: готовность обрести любовь к другим и веру. Святой [Творец], да будет Он восславлен сказал Аврааму, заключая с ним союз среди рассеченных [жертвенных] животных: «Так и знай: будут жить потомки твои в земле чужой, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, […] а затем они выйдут с большим достоянием» [17]. Рабейну [18] Бааль Сулам объясняет: Авраам спросил Творца: «Как я узнаю, что унаследую ее?» [19] Как я узнаю, что мои сыны унаследуют Землю Израиля? Объясняет наш рав: на самом деле, этот вопрос относился к Духовному: как я узнаю, что мои потомки обретут ступень Земля Израиля, т. е. Ступень настоящей любви к другим и любви к Г-споду? Ответом было: «Так и знай ...»; как ты узнаешь? «Будут жить потомки твои … , и поработят их, и будут угнетать их».

Это означает, что только благодаря тяжелому труду и страданиям на протяжении четырехсот лет они обретут готовность и [осознают] необходимость заслужить эти ступени любви к другим и любви к Г-споду, которые являются ступенью Земля Израиля.

Следовательно существует заслуга праотцов и существует заслуга страданий. Эти две вещи сделали народ Израиля готовым стать таким, какой он есть.

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] Цель Сотворения заключается в раскрытии Б-жественности Его, да будет Он восславлен, творениям - И когда
 возникло у Него желание простое - сотворить миры и наделить Светом Нээцалим [2], чтобы явить свету совершенство деяний Своих и Имена Свои и названия Свои, ибо такова была причина Сотворения миров. См. Древо жизни с Паним Меирот, Ветвь первая, п. Бет. См. также Учение о десяти Сфирот, часть первая, глава первая, тема вторая.

[2] Объяснение относящегося к творению понятия Нээцаль см. здесь, в статье "Что такое Маациль", см. также объяснение понятия "Ацилут" в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы".
[3] Наполнение всей земли есть Слава Его — Ешая
hу 6, 3.
[4] Как соль подслащает мясо, так и страдания очищают грехи человека - Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр. 5а.
[5] В Каббале телом называется желание получать.
[6] Мицраим – Египет, это слово содержит сочетание букв Цади-Рейш. То же сочетание содержит слово Цара (страдание, во множественном числе: Царот). Словосочетание Царот
hаАйин (буквально: страдания глаза) встречается в Вавилонском Талмуде, трактат Арахин, стр.16А. Издание Сончино переводит это выражение «зависть». Сайт Даф Йоми – «скупость». Словарь Ястрова в статье Айин переводит родственное выражение Цар Айин «себялюбивый». Выражение Цар Лев словарь переводит «скряга». Если принять этот перевод, то Царот hаЛев (буквально: страдания сердца) нужно перевести «скупость». В любом случае Царот hаАйин и Царот hаЛев означают проявления себялюбия.
[7] «И расположился там Израиль напротив горы»; и разъяснили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: как один человек, единодушно Шемот 19, 2; и комментарий Раши там же.
[8] И возлюби ближнего своего, как самого себя – Вайикра 19, 18.
[9] Любовь здесь понимается не как чувство, а как деятельность ради других. Под другими здесь понимается как окружающие люди, так и Б-г.
[10] Все, что говорил Г-сподь, сделаем и услышим
Шемот, 24, 7.
[11]
«Мое – твое, и твое – твое» – Мишна, трактат Авот, глава 5, мишна 10.
[12] Кого любит Г-сподь, того наказывает – Мишлей 3, 12. См. также комментарий рабби Йосэфа Кара к стиху
Ешаяhу 42, 21.
[13] Г-споди, счастлив тот человек, кого Ты наказываешь – Те
hилим 94, 12. См. также Бааль Шем Тов. Служение Г-споду.
[14] В Ко
hелет Рабба дважды: к стиху Коhелет 1, 13 (Дурное дело дал Б-г сынам человеческим, чтобы томились им) и Коhелет 3, 10 (Увидел я дело, которое дал Б-г сынам человеческим, чтобы томились им), - приводятся такие слова: «Когда человек покидает мир, и половины его желания не исполнено, но когда есть у него сто, он хочет сделать из них двести, а когда есть у него двести, он хочет сделать из них четыреста, чтобы томиться им». В тексте hЭарот вэБиюрим на иврите слово "сто" заменено словом "манэ". Манэ - это монета достоинством в сто зузим.
[15] Мой рав — рабби Барух Ашлаг
[16] Г-споди, слышал я весть Твою — Хавакук 3, 2
[17] Так и знай: будут жить потомки твои в земле чужой, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, […] а затем они выйдут с большим достоянием — Бэрэйшит 15, 13 — 14.
[18] Рабейну – наш рав.
[19] Как я узнаю, что унаследую ее? - Бэрэйшит 15, 8.