Из книги р. Авраама Мордехая Готлиба "Сулам" (Лестница). Публ. 19. Черновик. Перепечатка запрещена

 

Часть первая. Жизнь и учение рабби Еhуды Ашлага

 

Глава вторая. Основы системы служения Г-споду, практикуемой нашим равом (в самых общих чертах).

 

7.  Принцип 10.

 

Два пути уготовил нам Г-сподь, да будет Он восславлен, чтобы обеспечить наше продвижение: путь Торы и путь страданий.

 

Алеф)

 

Путь Торы. Это путь, на котором приобщаются к книгам истинным, выносящим суждения с позиций единения с Г-сподом, да будет Он восславлен. И для этого оставили нам свои книги все люди Б-жьи: пророки, Таннаим и те, кто пришел после них, поднимающиеся по стезе Святости Дома Г-сподня. Точно так же человеку надлежит прилепиться к людям, служащим Г-споду и на самом деле идущим по этому пути. Создавая вокруг себя именно такое, достойное окружение, т.е. приобщаясь к книгам истинным и прилепляясь к людям, идущим по правильному пути, человек начинает идти по пути, где светит наслаждение, доставляемое Торой, раскрывающей его душе высоту и совершенство Г-спода, да будет Он восславлен. И по мере осознания, сколь прекрасна цель, он все больше осознает, насколько отвратительно его удаление от Г-спода, да будет Он восславлен.

 

Бет)

 

Путь страданий. Когда на Небесах видят, что человек или община не достигли достаточной зрелости, чтобы прилепиться к книгам [истинным] и [их] авторам, человеку посылают страдания, чтобы он пробудился и увидел суетность материального мира и того, что в нем, и красоту Духовного мира и всего его наполнения.

 

В Гемаре ([Вавилонский Тадмуд, трактат] Санhедрин, стр.97Б) сказано так: «Рабби Элиэзер говорит: Если люди народа Израиля совершат покаяние, они обретут Избавление, а если нет, то не обретут Избавления. Сказал ему рабби Еhошуа: если они не совершат покаяния,то они не обретут Избавления и Святой [Творец], да будет Он восславлен, поставит над ними царя, декреты которого столь же жестоки, как декреты hАмана {это путь страданий} [1]. И люди народа Израиля совершат покаяние и вернутся на путь истинный. {Стр. 98А}: Рабби Еhошуа, сын Леви, указал на {кажущееся}противоречие: Написано «в свое время» [придет Машиах, сын Давида] и вместе с тем написано: «Я ускорю это»!? [2] Если они будут достойны, «Я ускорю это» {с помощью пути Торы}, а если не будут достойны, то [это произойдет] «в свое время» {с помощью пути страданий}».

 

Адмор рабби Барух Шалом [Ашлаг], да будет благословенна память о Святом и праведнике, однажды пошутил: Если хотят поймать рыбу, это можно сделать двумя способами: либо извлечь рыбу из воды, либо забрать воду у рыбы. Мораль: если человек хочет покончить с себялюбием, он должен сторониться удовольствий материального мира и держаться чертогов Торы. А если человек не делает этого сам, то он обречен идти по пути страданий, т.е. в этом случае Святой [Творец], да будет Он восславлен, лишает его всех удовольствий и чувства удовлетворения, которое он испытывал в материальном мире, и он остается в абсолютной пустоте. И тогда он вынужден идти искать новые способы пропитания и начинать новую жизнь, потому что эта пустота причиняет ему большие страдания.

 

Наш Святой рав Бааль Сулам писал так (в книге «Дарование Торы», в статье «Сущность религии и ее цель» [3]): «Две силы используются нами и побуждают нас двигаться вверх и взбираться по ступеням лестницы, пока мы не достигнем ее верхнего конца, находящегося в Небесах и являющегося конечной точкой сближения по свойствам с Создателем, да будет Он восславлен. А разница между этими двумя силами заключается в том, что мы подвергаемся воздействию одной из них «неосознанно», то есть помимо нашего выбора, и сила эта толкает нас сзади, и [именно] ее мы определили названиями путь страданий или «земной путь». И [именно] из-за нее пришло к нам философское учение о морали, основанное на осмыслении опыта, то есть на критическом анализе практического ума, и является это учение не чем иным, как подсчетом представших пред нашими очами потерь, [которые мы пожинаем, сея] зерна эгоизма. И вот эти-то события, благодаря которым мы приобретаем опыт, приходят к нам случайным образом, то есть без нашего «осознанного» контроля и выбора, но они [бьют] точно в цель, ибо образ зла постепенно вырисовывается в наших ощущениях, и в какой мере мы осознаем ущерб, нанесенный злом, в такой мере мы и избавляемся от него, и тогда достигаем мы более высокой ступени лестницы.

 

А воздействию другой силы мы подвергаемся «осознанно», то есть по нашему самостоятельному выбору, и сила эта тянет нас спереди, и [именно] ее мы определили как «путь Торы и заповедей», поскольку оказывается, что выполнение заповедей и служение ради того, чтобы доставить радость нашему Создателю, необычайно быстро развивает в нас чувство осознания зла. И выигрываем мы в двух вещах: во-первых, мы не должны ждать, пока наберемся жизненного опыта, который бы толкал нас сзади; ведь вся сила наших побуждений измеряется только остротой боли и силой разрушений, вызванных присутствием в нас зла. А на пути служения Г-споду, да будет Он восславлен, это [чувство] осознания [зла] развивается в нас без каких-либо предварительных страданий и разрушений, а наоборот, когда мы испытываем наслаждение и удовольствие, ощущаемые нами во время чистого служения Г-споду, да будет Он восславлен, если мы стремимся доставить Ему радость; [тогда] в нас развивается в соответствующей мере склонность к осознанию низкой природы этих искр себялюбия, мешающих нам вкусить на нашем пути наслаждение дарами Г-сподними, да будет Он восславлен; так что чувство постепенного осознания зла все сильнее развивается в нас, когда мы испытываем негу и великий покой, то есть обретая Благодать во время служения Г-споду, да будет Он восславлен, когда мы испытываем наслаждение и удовольствие, благодаря близости наших качеств с качествами нашего Создателя. А во-вторых, мы выигрываем время, поскольку Он сделал его подконтрольным нашему разуму, и в наших силах сделать занятия [Торой и заповедями] более интенсивными и ускорить [осознание зла] во времени, в зависимости от нашего желания». Конец цитирования слов Святого [праведника].

 

[Конец п. Бет)]

 

И поскольку все сыны Адама обречены на страдания и все они от мала до велика печалятся по этому поводу и мучительно размышляют о стезях своих, эта тема требует гораздо более подробных разъяснений, чтобы человек знал, как ему себя вести и что думать, когда к нему приходят страдания. Поэтому приведем дополнительные выдержки из сочинений нашего Святого рава [4] на эту тему.

 

Алеф)

 

Все эти страдания поражают исключительно эту нечистую оболочку нашего тела [5], созданную исключительно для смерти и погребения, что учит нас, что желание получать ради себя, заключенное в нем, создано исключительно для того, чтобы стереть и удалить его из мира и превратить его в свою противоположность, альтруистическое желание. И претерпеваемые нами страдания раскрываются только для того, чтобы раскрыть ничтожество и вред присущие [желанию получать ради себя]. Приходи и посмотри: [6] если бы все сыны мира единодушно согласились искоренить и уничтожить желание получать ради себя присущее им, и не было бы у них никакого желания, кроме как делать добро другим; тогда исчезли бы все проблемы и вся пагуба с земли и каждому была бы гарантирована здоровая и полнокровная жизнь, ведь в распоряжении каждого из нас был бы великий мир, заботящийся о нем и удовлетворяющий его потребности. Но когда ни у кого нет ничего кроме желания получать ради себя, то отсюда проистекают все проблемы, страдания, войны и кровавые бойни, и нет нам от них спасения. Ибо они изнуряют наши тела всевозможными болезнями и недугами. Вот и выходит, что все эти страдания, существующие в нашем мире, раскрываются нам [свыше] и предстают пред нашими очами исключительно для того, чтобы побудить нас уничтожить эту зловещую нечистую оболочку тела и обрести совершенство в альтруистическом желании. И именно об этом мы говорили, что сам путь страданий способен привести нас к желаемому состоянию». Конец цитирования слов Святого [праведника]. (Предисловие к книге Зоар, п.19).

 

Бет)

 

«Ибо говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: ‘Не было радости пред Ликом Его подобной [радости] дня, когда были сотворены Небеса и земля‘ [7]. Это означает, что все творения мира абсолютно совершенны, настолько, что не было радости пред Ликом Его и т.д. Но человек не может обрести и доли этой великой радости Его, да будет Он восславлен, пока полностью не совершит Тэшуву из любви [к Г-споду], а до этого ему не доставляют радость ни он сам, ни создания мира, а наоборот, чувствует, что перед ним мир полный горестей и боли вплоть до того, что он говорит: ‘Земля отдана в руки злодея‘[8]; [перед ним мир полный] как боли телесной, так и боли душевной, т.е. грехов, которые он совершает. И все это постигло его потому, что он идет против природы сотворенного, ибо мир сотворен так, что в его основе лежит исключительно альтруизм, т.е. для того, чтобы заниматься Торой и делать добрые дела и доставлять этим удовольствие его Создателю, а не ради самоуслаждения, о чем написано, что всё ‘Г-сподь создает для Себя‘ [9], т.е. чтобы творения доставляли Ему удовольствие. Но сначала ‘Диким ослом рождается человек‘ [10], т.е. он все делает для самоуслаждения, ему совершенно не присуще альтруистического желания и он утверждает: ‘Г-сподь создает всё для меня, ради моего наслаждения’; ведь он хочет поглотить мир и то, что его наполняет, ради собственного блага и ради собственной выгоды.

 

И поэтому установил Творец, да будет Он восславлен, что тяжелы и горьки страдания, вызванные получением ради себя присущим человеку с его рождения, как боль телесная, так и боль душевная. Так что, если станет человек заниматься Торой и заповедями, даже ради самоуслаждения, он тем не менее благодаря Свету, заключенному в Торе, ощутит ужасающие ничтожество и порчу присущие получению ради себя; и тогда он будет стремиться избавиться от такого получения присущего ему и всецело посвятит себя тому, что доставляет удовольствие его Создателю, так, как написано: Всё ‘Г-сподь создает для Себя‘ [9]. И тогда отверзнет Г-сподь его очи, и он увидит перед собой мир полный абсолютного совершенства, в котором  нет никакого ощущения нехватки. И тогда он обретет долю радости Его, да будет Он восславлен, которую Он испытывал во время Сотворения мира. И об этом говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «[Человек должен считать себя наполовину невиновным и наполовину виноватым]: невиновным, когда он склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону заслуг» [11]. Ведь на что бы он не посмотрел, он видит это только хорошим и только совершенным, и не видит он в деяниях Святого [Творца], да будет Он восславлен, совершенно никакой вины, а только одни заслуги.

 

А что касается страданий материальных и Духовных, которые он испытывал до совершения Тэшувы, то они проявляются двумя способами:

 

1) Это ступень: Все, что ни делает Всемилостивый, Он делает к добру [12]; ведь [человек] видит собственными глазами, что без этой ужасающей боли, которую он испытывал, когда был погрязшим  в присущем ему от природы получении ради себя, он бы никогда не удостоился Тэшувы, и поэтому он благословляет зло для того, чтобы благословить добро, ибо без этого зла он бы не удостоился добра. Следовательно все, что ни делает Всемилостивый, Он делает к добру, т.е. [Его деяния] являются причиной добра.

 

2) Это ступень И это к добру [13], т.е. зло не только является причиной добра, но само зло превращается в свою противоположность и становится добром; т.е. с помощью очень больших Светов Творец, да будет Он восславлен, освещает это зло, пока оно не превращается в свою противоположность и не становится добром; это касается как телесных страданий, так и душевных, т.е. грехов; таким образом провинности превращаются в свою противоположность и обретают форму заслуг». Конец цитирования слов Святого [праведника]. ([Комментарий Сулам к] Святой [книге] Зоар [на недельное чтение] Бэрэйшит, т.2, п.103).

 

Гимэль)

 

«И тем не менее ты должен знать, что все это отдаление, т.е. то, что мы столь далеки от Г-спода, да будет Он восславлен, и столь склонны идти наперекор воле Его, вызвано не чем иным, как только одной-единственной причиной, ставшей источником всей нашей боли, всех испытываемых нами страданий и всех преступлений и ошибок, на которых мы спотыкаемся и к которым мы, не дай Б-г, привыкаем; и вместе с тем понятно, что если мы избавимся от этой причины, то тотчас же прекратятся все наши горести и вся наша боль и мы тотчас же удостоимся слияния с Ним, да будет Он восславлен, всем сердцем своим, всею душою своею и всеми силами своими. И скажу тебе, что эта первопричина есть не что иное, как «недостаток нашего понимания того, как Он, да будет Он восславлен, осуществляет Провидение по отношению к Своим творениям», ведь мы как следует не понимаем Его, да будет Он восславлен.

 

И представим себе для примера, будто бы Святой [Творец], да будет Он восславлен, осуществляет Провидение по отношению к Своим творениям открыто, таким образом, что каждый, кто например съест что-то запрещенное, тотчас же и на том же месте задохнется, а каждый, кто совершит заповедь, испытает от этого необычайное удовольствие подобное самым необычайным удовольствиям этого, материального мира; ведь в этом случае какой глупец мог бы только помыслить о том, чтобы попробовать что-нибудь запрещенное, зная, что он из-за этого тотчас же лишится своей жизни, подобно тому, как он не помышляет о том, чтобы прыгнуть в огонь. Точно так же, какой глупец мгновенно и без всякого промедления не выполнил бы какую-нибудь заповедь, подобно тому, как он не может отказаться от большого удовольствия, которое он имеет возможность получить в материальном мире, или замедлить получение – он получит его мгновенно и со всей поспешностью, на которую он способен. Ведь если бы Провидение открыто осуществлялось перед нами, то все пришедшие в мир были бы абсолютными праведниками.

 

И вот ты видишь, что единственное, чего нам не достает в нашем мире – это открытого Провидения. Ибо если бы Провидение было нам открыто, то все пришедшие в мир были бы абсолютными праведниками. А также находились бы в слиянии с Ним, да будет Он восславлен, доведя любовь до совершенства; ведь для любого из нас, несомненно, было бы честью великой подружиться с Ним и влюбиться в Него, да будет Он восславлен всем сердцем и всей душою, и всегда находиться в слиянии с Ним, не теряя ни мгновения. Но поскольку это не так, и нет награды за [выполнение] заповеди в Этом Мире [14], то также перед нашими глазами совсем нет наказываемых за нарушениие воли Его, но Г-сподь, да будет Он восславлен, не сразу обрушивает гнев Свой, и более того, иногда нам кажется обратное, не дай Б-г, о чем написано (Теhилим 73, [12]) «Вот эти – нечестивцы, а вечно спокойны и разбогатели». И поэтому не каждый, кто хочет возвысить [свое] имя, придет и возвысит [15]. Однако мы спотыкаемся абсолютно на каждом шагу, упаси нас, Б-же, от этого, вплоть до того, что говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна (Вайикра Рабба, ч.2) по поводу стиха «Мужа – одного из тысячи нашел я» [16], что «тысяча [учеников] поступает в хедер, … , и выходит один готовый к вынесению судебных решений» [17]. Конец цитаты. Ведь понимание Провидения Его, да будет Он восславлен, является причиной всего добра, а непонимание – причиной всего зла, и следовательно это ось, вокруг которой вращаются все пришедшие в мир либо ради битья, либо ради милости [18] (Предисловие к Учению о десяти Сфирот, пп. 42 – 44).

 

«Зачем же мне это сокрытие, т.е. то, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, скрывает Себя? Точнее, почему Святой [Творец], да будет Он восславлен, тотчас же не раскрывает Себя [19] {Своим творениям, а сначала требуется Сокрытие Лика} [20]? Потому что нет никакого такого пути и подхода к творениям, чтобы они смогли удостоиться Света Лика Царя Жизни, при котором бы Он сначала не имел с ними дело в сокрытии Лика. При этом все сокрытие является не чем иным, как просто подготовкой к раскрытию Лика. Следовательно 1) сокрытие Лика возникло, чтобы люди {потрясенно} искали ответ на вопрос, почему они не ощущают {Благодати и неги}. 2) {После} поисков они узнают, что не ощущают {Благодати и неги}, потому что не действуют во имя Небес, {а все их деяния мотивируются желанием извлечь собственную выгоду} [1]».  Конец цитирования слов Святого [праведника]. (Предисловие к Учению о десяти Сфирот, пп. 99 – 100).

 

[Конец п. Гимэль)]

 

Итак страдания и боль, ощущаемые нами в нашем мире, вызваны несколькими причинами:

 

Алеф)

 

Тем, что мы погрязли в себялюбии, а закон себялюбия таков: «Если есть у него одна доля, оно желает в двести раз больше» [21]. Следовательно 1) человек все время живет, ощущая неудовлетворенность и пустоту. Ибо желание его не удовлетворяется даже раз [в жизни]. Иначе обстояло бы дело, если бы он жил, чтобы делать добро другим – тогда он бы жил, ощущая удовлетворение и радость. 2) Когда жизнь человека основана на себялюбии, то из этого следует, что он всегда ест больше, чем способен вместить его сосуд получения, и это вызывает у него серьезные болезни и большие страдания. Так же обстоит дело и с остальными желаниями. Напротив, если бы человек жил ради того, чтобы доставлять удовольствие Г-споду и не более, он бы правильно пользовался всеми своими сосудами и это приносило бы только пользу.

 

Бет)

 

Тем, что мы погрязли в нашем желании получать; это является причиной всех проявлений несправедливости между человеком и его ближним, ибо развивая наше себялюбие, мы порабощаем и эксплуатируем наших ближних; кроме того, нас заботит совершенно не то, что тревожит ближнего, а лишь исполнение наших желаний и удовлетворение нашего эгоизма, и в конечном счете все это бумерангом возвращается к нам и наносит нам тяжелый ущерб. Но если бы содержание нашей жизни составляли альтруистические деяния по отношению к нашим ближним, то была бы наша жизнь счастливой и спокойной. Ибо каждый из нас заботился бы о благосостоянии другого, во всяком случае, «не было бы бедняка и нищего на земле».

 

Гимэль)

 

Истинная радость проистекает только из соединения человека с Г-сподом, да будет Он восславлен, и пока человек порабощен своим желанием получать, такое соединение невозможно, т.к. у Святого [Творца], да будет Он восславлен, нет желания получать, а есть лишь желание давать и делать добро. Следовательно, пока человек находится под властью себялюбия, он лишен истинной радости.

 

Далет)

 

Все страдания, перечисленные выше (в пп. Алеф) и Бет) ), были изначально созданы замыслом Святого [Творца], да будет Он восславлен, чтобы продемонстрировать нам суетность нашего желания получать и чтобы в сравнении с ним мы поняли необычайную ценность желания делать добро в нашей жизни и что стоит приложить всяческие усилия, чтобы обрести его. И когда мы обретем желание делать добро и любовь к другим, мы извлечем двойную выгоду: 1) мы достигнем слияния и соединения с Владыкой, Властвующим над владыками владык на ступени «так же, как Он милосерден, и ты должен быть милосердным» [22]. И во всяком случае, мы достигнем истинной радости (о которой говорилось выше, в п. Гимэль) ). 2) Мы сможем получить всю Благодать и негу, уготованную нам; ведь мы будем получать ее не ради удовлетворения нашего себялюбия, а лишь потому, что мы возжелаем доставить удовольствие Г-споду, да будет Он восславлен.

 

hЭй)

 

Если мы поверим, что все эти страдания предназначены для нашего же блага, то мы примем все это с любовью и избежим великой боли. Напротив, если мы не верим во все это, то мы испытываем боль и наши мучения достигают края небес.

 

Вав)

 

Святой [Творец], да будет Он восславлен, умышленно скрыл Себя и то, что Он осуществляет Свое Провидение, будучи «Добрым и Творящим добро» [23], ибо если бы Он этого не сделал и Благодать и нега были бы открыты, то мы бы получили всё в наши сосуды желания получать и никогда не обрели бы способность прилепиться к Нему, да будет Он восславлен. Однако благодаря сокрытию того, что Он осуществляет Свое Провидение, будучи «Добрым и Творящим добро», нам предоставлена возможность совершать служение не ради нашего собственного блага, а ради блага других.

 

Примечания переводчика

---------------------------------

[1] В фигурных скобках примечания и добавления  рава Готлиба.

[2] Я, Г-сподь, в свое время ускорю это - Ешаяhу 60, 22.

[3] В статье «Сущность религии и ее цель» - глава Осознанное и неосознанное развитие.

[4] Наш Святой рав – Бааль Сулам.

[5] Нечистая оболочка тела, в оригинале: Клипат hаГуф – желание получать ради себя.

[6] Приходи и посмотри – сейчас будет показано, что ...

[7] В тот день была радость пред Ликом Святого [Творца], да будет Он восславлен, подобная [радости] дня, когда были сотворены Небеса и земля – Вавилонский Талмуд, трактат Мэгила, стр.10Б.

[8] Земля отдана в руки злодея – Ийов 9, 24.

[9] Всё создал Г-сподь для Себя – Мишлей 16, 4.

[10] Диким ослом рождается человек – Ийов 11, 12.

[11] Человек должен считать себя наполовину невиновным и наполовину виноватым: если он выполнил одну заповедь, то он счастлив, что склонил чашу весов, свою и своего мира, в сторону заслуг, а если он совершил одно прегрешение, горе ему, ибо он склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону вины – Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин, сс. 40А – 40Б.

[12] Все, что ни делает Всемилостивый, Он делает к добру - Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр.60Б.

[13] И это к добру - Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр 108Б и стр.109А.

[14] Нет награды за [выполнение] заповеди в Этом Мире – Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин, стр.39Б

[15] Не каждый, кто хочет возвысить [свое] имя, придет и возвысит – Мишна, трактат Брахот, глава 2, мишна 8, см. эту мишну в русском переводе Переферковича на стр.10 (страница в файле – 25).

[16] Мужа – одного из тысячи нашел я - Коhелет 7, 28.

[17] В мире обыкновенно тысяча сынов Адама приступают к [изучению] Танаха, выходит из них сотня [готовых] к [изучению] Мишны, выходят из них десять [готовых] к [изучению] Талмуда, и выходит из них один готовый к вынесению судебных решений [другой вариант перевода: к преподаванию] - Коhелет Рабба 7, 28 по Виленскому изданию, 7, 49 по Львовскому изданию.

[18] Либо ради битья, ... либо ради милости – Ийов 37, 13.

[19] Курсивом без фигурных скобок показан текст примечаний Ор Шалом рабби Баруха Ашлага.

[20] Курсивом в фигурных скобках показан текст, добавленный к Ор Шалом равом Готлибом в Предисловии к Учению о десяти Сфирот.

[21] В Коhелет Рабба дважды: к стиху Коhелет 1, 13 (Дурное дело дал Б-г сынам человеческим, чтобы томились им) и Коhелет 3, 10 (Увидел я дело, которое дал Б-г сынам человеческим, чтобы томились им), - приводятся такие слова: «Когда человек покидает мир, и половины его желания не исполнено, но когда есть у него сто, он хочет сделать из них двести, а когда есть у него двести, он хочет сделать из них четыреста, чтобы томиться им».

[22] Так же, как Он милосерден, и ты должен быть милосердным – Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 133б.

[23] Добрый и Творящий добро   Тэhилим 119, 68.