Рав Авраам Мордехай Готлиб

 

Книга Сулам [т.е. лестница]

 

Предисловие автора

 

Благодарить буду Г-спода всем сердцем своим, расскажу обо всех чудесах Твоих [1]

 

Время действовать во Имя Г-спода [2]

 

Когда ученики нашего рава, Святейшего человека Израиля, Бааль Сулама стали уходить в мир иной, ведь известно, что поколение уходит и поколение приходит, я стал беспокоиться, как бы не забылась Тора в народе Израиля, ибо биографии этих замечательных праведников – это сама Тора. Поэтому я сказал: Время действовать во Имя Г-спода [2], - и посвятил много месяцев подготовке этой книги.

 

На самом же деле, еще задолго до этого, когда я слышал из уст славящегося своей Святостью Адмора рабби Баруха Шалома, да будет благословенна память о праведнике, какой-то рассказ или историю, я тотчас же это записывал. А также, когда я слышал на собрании Святого братства учеников Адмора рабби Баруха Шалома, да хранят нас его заслуги, какой-то рассказ или историю, рассказанные одним из служителей Г-спода, упомянутых в этой книге, я тотчас же это записывал. Но зрело в моем сердце решение написать эту книгу, и приложил я дополнительные усилия, и послал своего ученика, чтобы он встретился с детьми учеников Бааль Сулама, и сам я также встречался с ними и слушал их рассказы на протяжении многих часов. Мне помогли также воспоминания, записанные другими.

 

Наконец, из всех этих воспоминаний получился трактат о чудесной жизни, движимой силой духа и Святостью, трактат о жизни полной самопожертвования, мотивированного желанием выполнить волю Царя, Властвующего над миром. Однако необходимо упомянуть, что в книге речь идет не о тех, кто жил двести лет назад, а о людях, с частью которых я удостоился быть знакомым и вблизи наблюдать их величие и необычайную высоту духа. И всех их объединяет то, что они шли по стезе Святого рабейну Бааль Сулама, да хранят нас его заслуги.

 

Причина написания книги

 

Я написал эту книгу для того, чтобы все ищущие Г-спода, да будет Он восславлен, видели истинность пути рабейну Бааль Сулама настолько, чтобы он стал важным фактором прогресса нынешнего поколения. Чтобы видели необычайное человеческое самопожертвование, проявляемое им и его учениками, и чтобы поняли, что «Не на Небесах она» [3], но что Г-сподь, да будет Он восславлен, ожидает от каждого из нас, чтобы мы предпринимали такие же усилия  для достижения слияния с Г-сподом. Я предпринял это не для того, чтобы, Б-же упаси, поделиться воспоминаниями или увековечить исторические события, а стал я писать эту книгу для того, чтобы пробудить сердца всех нас для служения Г-споду на пути истинном.

 

В этом мире властвуют внешние силы и он подвержен разложению из-за животных желаний и себялюбия. В этом мире даже те, кто ходят стезями Торы и заповедей, не могут отличить правую руку от левой во внутренней части Торы и в служении Г-споду. Этот мир полон людьми больными болезнями, называющимися тщеславием и жаждой власти, политическими хитросплетениями и грязными интригами, несправедливостью и коррупцией. И в таком мире светит Б-жественный Свет нашего рава рабби Еhуды Лейба hаЛеви Ашлага, да хранят нас его заслуги. Сияние этого яркого Света излучается непосредственно от Престола Славы в наши миры, чтобы рассеять кромешную тьму безнадежности и чтобы подготовить нас к избавлению.

 

И я обнаружил в книге «Меир Эйней hаГола» [4] о гурском ребе Хидушей hаРим, да хранят нас его заслуги, (п.547), следующее: «Рассказывал благочестивый рав, рабби Буним из Люблина, мир ему, что однажды наш старейшина и рав, да будет благословенна память о праведнике, пошел прогуляться во дворе бейт-мидраша гурских хасидов, а рассказчик пошел вместе с ним. И был тогда месяц элул. И спросил его наш ребе, да будет благословенна память о праведнике, трубили ли сегодня в бейт-мидраше в шофар. И после этого он сказал ему такие слова: Когда какой-нибудь человек становится лидером поколения, так или иначе должно существовать все необходимое для того, чтобы он мог руководить [поколением]. Нужны бейт-мидраш, комнаты, столы и скамейки, и один человек должен стать габбаем, а один должен стать служителем, и нужно еще очень много вещей. Но затем появляется этот человек, занимает положение внутри, а все остальное, находящееся вокруг него, оставляет неизменным. И это весьма ощутимо, потому что придет время и все будет совсем, как теперь, а положения внутри будет не доставать. И потом он сказал во весь голос: да поможет Г-сподь, да будет Он восславлен. Люди, должно быть этого не слышали».

 

То, о чем беспокоился Гурский реббе, материализовалось на наших глазах; мы, несчастное осиротевшее поколение, видим своими глазами, что мы – это поколение, у которого есть все кроме точки истины, т.е. связи с Отцом нашим Небесным. И ничего у нас не осталось кроме этого учения Святого рабейну Бааль Сулама, которое по воле Г-спода, да будет Он восславлен, осветит нам верный путь, чтобы знали мы дорогу, поднимающуюся в Дом Г-сподень.

 

Решение проблем нашего поколения с помощью внутренней части Торы

 

Необходимо упомянуть ряд проблем реального мира, представшего перед нами:

 

1) Концентрация внимания только на [механическом] выполнении заповедей. Исчезла всякая мотивация (кавана) и всякое обучение той части, которая касается мотивациии, связанной с заповедями, и ощущений, вызываемых заповедями. Это приводит к ситуации, в которой выполняющие заповеди «отделяют десятину даже от соли» [5], ибо они совершенно не знают, что совсем не могут сконцентрировать внимание на Отце нашем Небесном; и поэтому, когда они хотят что-то добавить, они добавляют ту часть, которая касается только одного действия, т.е. дополнительные устрожения и детализацию. Что же я могу с ними поделать, ведь рабейну Бааль Шем Тов уже предупреждал: «Не занимайтесь чрезмерной детализацией». Ибо за чрезмерной детализацией забывают о сути дела, о том, что заключено внутри всей Торы и всех заповедей, т.е. об Отце нашем Небесном.

 

2) Сухость великая ощущается в Торе и заповедях как молодежью, так и взрослыми. Это ведет к тому, что выполнение Торы становится чем-то внешним, т.е. оно производится без энтузиазма и влечения к Торе, не мотивируется радостью и наслаждением, а становится просто общественной повинностью и частью системы обучения человека. На языке наших мудрецов, да будет память о них благословенна, такое состояние назывется «затверженной заповедью людей» [6], т.е. занятиями Торой и заповедями без всякого Духа Жизни.

 

3) Когда человек изучает недельные чтения Торы, он не видит связи между ними и собой. Человеку трудно понять, какова связь между праотцами и его повседневной жизнью. А также то, какова связь между порабощением народа Израиля в Египте и его повседневной жизнью. И так далее точно таким же образом. Это ведет к недостатку интереса и к апатии, как сказано выше, в п. 2).

 

Ответом и решением всех этих и еще многих других проблем являеся ярко освещенный путь к внутренней части Торы как в изучении Торы вообще, так и во всем служении человека Г-споду. Изучение внутренней части Торы укрепляет человека на его жизненном пути и устанавливает надлежащие принципы организации жизни всей общины Израиля. И этого можно достичь, идя по пути нашего Святого рава Бааль Сулама.

 

Благодаря изучению внутренней части Торы сухость и «затверженная заповедь людей» [6] исчезнут с горизонта. Тогда же исчезнут проявления коррупции в обществе и недостаток справедливости в жизни и в отношениях между людьми, ибо благодаря неустанному изучению внутренней части Торы непременно исчезнут также все проблемы, беспокоящие человека, причины которых проистекают из того, о чем говорилось выше. И даже трения между религиозными и светскими и между нами и остальными народами мира перестанут существовать, как писал наш учитель Бааль Сулам в Предисловии к книге Зоар, пп.68 - 70, внимательно прочитай, что там написано.

 

Посланник Г-спода, да будет Он восславлен

 

И вот во Вступлении к этой книге мы привели два внушающих трепет фрагмента (стр.1): в первом фрагменте наш рав пишет, что удостоился того, что в его теле воплотилась душа Святого Аризаля, а второй фрагмент – это пророческое откровение, в котором нашему Святому раву раскрылся Владыка мира, да будет Он восславлен, Собственной Персоной и сообщил ему: Тебя Я избрал как самого праведного и мудрого из всего этого поколения, чтобы ты излечил несчастья людские вечным Избавлением (тщательно изучи то, что написано ниже, во Вступлении).

 

Эти слова ясно свидетельствуют о великом предназначении, которое дал Святой [Творец], да будет Он восславлен, нашему Святому раву. Однако столь важные вещи раскрываются со временем, а не мгновенно. Примеры мы видели в жизни знаменитых праведников, среди которых РамбамБааль Шем ТовРамхаль, да будет память обо всех них благословенна: им их современники оказывали серьезное противодействие, но затем, с годами, было признано их величие, и их Свет озарил и обратил сердца тысяч людей из народа Израиля к Отцу их Небесному.

 

И я обнаружил в книге «Меир Эйней hаГола» [4] слова, сказанные Святым реббе из ГурыХидушей hаРим, да хранят нас его заслуги, и с их помощью можно понять, как осуществляется Провидение Г-сподне, да будет Он восславлен, в отношении душ, которые Он посылает для того, чтобы они были предводителями поколения. И там, в п.479, приведены такие слова: «Рассказывал благочестивый рав hИрш Лейб из Варшавы, мир ему, что сам слышал из Святых уст нашего рава, да будет благословенна память о Святом и праведнике (т.е. от Хидушей hаРим), во время кончины нашего учителя, Адмора, да будет благословенна память о Святом и праведнике, из Коцка; начало цитаты: ‘В каждом более позднем поколении свыше дают более великого предводителя, ибо поскольку поколение хуже, ему требуется более великий человек, чтобы он мог поднять его. Это подобно тому, как более опасно больного человека должен лечить более квалифицированный врач’. Конец цитирования слов Святого рава».

 

Таким образом, совершенно не удивительно, почему нужно было Г-споду, да будет Он восславлен, послать столь возвышенную душу; ведь, на первый взгляд этого недостойно столь низкое поколение, но ввиду сказанного выше понятно, что именно по причине великой низости поколения и возникла необходимость в великом Свете, который бы освободил его из клоаки изгнания и позволил бы набраться сил и приложить именно те усилия, которые нужны для того, чтобы приблизиться к Владыке мира.

 

Но я также знаю, что поднимутся люди, сбросившие с себя ярмо Торы, и зададут вопрос: «А кто говорит, что это правда?»  А на самом деле, эти люди еще в поколении Моше рабейну [7], мир ему, задавали этот вопрос; к этому поколению Моше рабейну пришел и сказал: «Вечносущий послал меня к вам» [8]. По словам Моше «А они не поверят мне и не послушают гласа моего, ибо скажут они: ‘Не являлся тебе Г-сподь’» [9]; и из-за этих скептиков пришлось Г-споду, да будет Он восславлен, дать ему знамения и чудеса [10], чтобы не мешали ему эти люди выполнить порученное Г-сподом, да будет Он восславлен, пославшим его.

 

И те же скептики восставали в поколениях Бааль Шем Това, Святого Аризаля и Рамхаля и пытались поставить под сомнение и пересмотреть порученное им. Ибо кто, на самом деле, говорит, что Святой Бааль Шем Тов был послан нам с Небес, и кто, на самом деле, говорит, что все слова его истинны? Сегодня на того, кто задаст такой вопрос, будут смотреть, как на сумасшедшего, но тогда, в поколениях этих праведников, этот вопрос задавали. Противодействие Рамхалю например было таким большим, что он был выслан за пределы города перед Святой Субботой и ему пришлось проводить Шабат в поле.

 

Однако решающий для установления истины аргумент соответствует сказанному в Святой книге Зоар: «Другой бог лишен мужской силы и не приносит плоды» [11], т.е. идущие стезями нечистоты бесплодны в то время, как идущие стезями Святости плодоносят. И необходимо понять, что такое плоды. Под плодами понимается не общественное положение человека, добившегося успехов, и не слава, и не деньги, а плоды – это успех на пути к слиянию с Г-сподом. И нет никакого сомнения, что это трудно оценить, и более того, большинство скептиков, вообще говоря, мало понимает в слиянии с Г-сподом. Ибо в случае [Бааль Сулама] они могли бы это понять и не испытывали бы никаких затруднений, [если бы поступили, как] гласит стих Танаха: «Вкусите и узрите, как добр Г-сподь» [16], и могли они попытаться идти стезями нашего Святого рава, и тогда они бы увидели, что навеки возвыслись над материальным миром и счастливы в слиянии с Г-сподом. И на самом деле, благодаря этому было преодолено противодействие Бааль Шем ТовуРамхалю и Рамбаму, ибо миру со всей ясностью и вне всякого сомнения раскрылось, что их путь – это стезя возвышения человека и установления связи с его Б-гом.

 

Однако пусть не подумает дорогой читатель, что мы полагаемся на нашего Святого рава только из-за [упомянутых в начале этой главы] двух фрагментов. Мы полагаемся на него после того как убедились, что с помощью двадцатиоднотомного издания Святой книги Зоар с комментарием Сулам наш Святой рав превратил Зоар из сокрытой книги в раскрытую чудесным и непостижимым человеческому разуму образом и прокомментировал каждое понятие из книги Зоар в яркой форме, в равной степени подходящей для любого человека. И точно так же он превратил сочинения Святого Аризаля из сокрытых в раскрытые, издав шесть томов Учения о десяти Сфирот [13] и три тома Паним Меирот и Масбирот» [17]. И названные комментарии – это не просто какие-то объяснения нашего рава, который по-новому, силою своего гениального ума, истолковал эти книги, а каждый изучающий упомянутые книги убеждается, что это Сам Б-жественный Свет, который Г-сподь, да будет Он восславлен, пожелал раскрыть нынешнему поколению.

 

Вполне достаточно свидетельства славящегося своей Святостью адмора рабби Баруха Шалома [Ашлага], да будет благословенна память о Святом и праведнике, что его отцу совсем не требовались черновики, но, сочиняя комментарий Сулам, он сразу записывал его на лежащую перед ним бумагу, которую тотчас же после этого относили в типографию. Он говорил, что поскольку [его отец] обладал глубокими постижениями Духовных миров, ему не требовалось сначала редактировать и править свои новые толкования, но он мгновенно записывал на бумагу все то, что постиг и увидел.

 

В дополнение к сказанному выше приведем слова нашего рава (Плод мудреца, часть первая, статья «Одна заповедь»): Залог успеха пророчества заключается в том, чтобы притянуть Высший Свет, доведя Его до людей, живущих внизу и низводящих Его до самого низа – в этом заключается самый большой успех. А верхом и низом считаются духовное и Благодать материального мира, ибо материальное, постигаемое благодаря пророчеству, это точка, дающая постижение жителям мира. И известно, что материальная первооснова служения Г-споду, да будет Он восславлен является этим первым постижением. Конец цитирования слов Святого праведника.

 

Ясно, что эти слова свидетельствуют о Свете, излучаемом самим нашим равом. Ибо этот чудесный Свет, светящий из его книг, демонстрирует пришедшим в этот мир, религиозным, светским и даже неевреям, что род человеческий совершенно не сможет выжить, если не примет на себя заповедь «И возлюби ближнего своего, как самого себя» [18]. Но не так, как это пытались осуществить с помощью учения Маркса и Энгельса, идеологов коммунизма, строивших свое учение на светском фундаменте, а с помощью Святой Торы, ставящей целью слияние каждого творения из рода человеческого с Г-сподом, да будет Он восславлен.

 

Пребывание в тени Адмора [19], да хранят нас его заслуги

 

И вот еще до того, как мне исполнилось пятнадцать лет, пришел я к раву подобному ангелу Г-спода Цеваота, славящемуся своей Святостью, моему господину, раву и учителю, раву Баруху, Шалому hаЛеви Ашлагу, да будет благословенна память о Святом и праведнике ради жизни в Мире Грядущем. Мне запомнился первый раз, когда я его увидел. Это было в ночь Святой Субботы, в три часа утра. Я вошел в комнату для занятий; там уже сидели изучающие Тору и усердно занимались по книге «Учение о десяти Сфирот [13]». В комнате царила атмосфера Святости и чистоты, это можно было почувствовать в воздухе. Когда вошел мой учитель и рав и сел на стул, даже еще до того, как он начал вести занятие, я уже почувствовал, что это человек, от которого стоит стремиться перенять мудрость и знания. Ощущалась огромная Духовная высота этого человека Б-жьего, даже когда он не произносил ни слова. Дух необычайного могущества вошел в комнату вместе с ним, лицо его также выражало большую силу, и все вместе говорило о том, какую необычайную твердость он проявлял во всех своих действиях, чтобы совершить их так, как желал Г-сподь, да будет Он восславлен.

 

И с того времени я соединил всю жизнь своей души с Адмором [19], да хранят нас его заслуги, и не выпустил я свою руку из его руки. Он растил меня, как любящий отец, и всегда пристально следил за тем, что я делаю, подобно тому, как отец всегда следит за тем, что делает его сын. Он научил меня всей Торе, которую я знаю, и всей мудрости, и ничего из этого я не приобрел сам. Все мои познания и все понимание как изучения каббалистической мудрости, так и стезей служения Г-споду, - все впитал я из его уст, из его указаний, идя по его стопам.

 

Ежедневно я видел его образ, величественный и внушающий трепет, его высокое служение Г-споду, совершенно непостижимое для человеческого разума. Чуждый этого человек не сможет это понять. Он шел по пути веры выше разума, делая добро другим, по пути, требующему огромных усилий. Когда человек видел его лик своими собственными глазами, у него возникали мысли и желание с любовью жертвовать собой ради Г-спода.

 

По милости Г-спода я удостоился служить ему и быть одним из самых близких к нему учеников, и, находясь рядом с ним, ощущал я Святость его, и таким образом многому научился, иногда большему, чем то, что преподавалось на самих уроках. Повседневное пребывание рядом с ним давало предметное понимание, как выглядит человек, по-настоящему верящий в Г-спода. Все его поступки, речения, помыслы продумывались заранее: соответствуют ли они воле Г-спода, да будет Он восславлен, или, не дай Б-г, нет. Исключительно по этому принципу он планировал все, что происходило в его жизни.

 

В последний год он не раз рассказывал мне обо всем, что с ним происходило в дни его жизни. О времени своего детства, о том, как после свадьбы он стал учащимся в бейт-мидраше своего великого отца, о том, насколько глубоко он был связан с отцом, будучи в единении с ним, обо всех взаимоотношениях между остальными учениками и его Святым отцом, об их отношениях друг с другом и т.д. Обо всех великих трудностях, через которые он прошел (понятно, что о большей их части я не хочу писать), однако они укрепили его единение с Владыкой, с Г-сподом, да будет Он восславлен.

 

Ясно, что те годы, в которые я удостоился видеть его Святость, находясь рядом с ним, в основном и были источником моего вдохновения, когда я писал эту книгу. А также все объяснения, приведенные в книге, проистекают из сообщенного в тот год своей жизни моим учителем и равом, да будет благословенна память о Святом и праведнике ради жизни в Мире Грядущем.

 

Трактат о жизни

 

Я хотел бы извиниться перед читателем за то, что иногда написанное в книге литературно не обработано, ибо я не писатель и не хочу жертвовать словами, выражающими Святость, поручая работу писателю. Ведь писатель, каким бы хорошим он ни был, все же чужак и может смотреть на вещи только извне, а я этого не хочу. Поэтому я решил сам выполнить эту работу с целью продемонстрировать дорогому читателю взгляд изнутри, насколько это возможно, т.е. взгляд наших Святых равов.

 

Естественно, я не могу передать многое из того духовного содержания, которое стало реальностью для наших Святых равов, ибо это невозможно передать словами. И об этом сказано: Вкусите и узрите, как добр Г-сподь [16]. И я неспособен передать все ежедневные трудности  их учеников, связанные с ранним пробуждением, любовью к ближнему, уничтожением своего я перед равом и т.д. Это трактат о жизни в совершенстве, которую можно по-настоящему понять, только идя этой дорогой на практике. Но я попытался сделать все возможное, чтобы передать чудесный дух, царивший в бейт-мидраше нашего Святого рава Бааль Сулама и его сына Адмора рава Баруха Ашлага, да хранят нас их заслуги, и показать, какими на самом деле были их принципы и как они следовали им в своей жизни на каждом шагу.

 

Я надеюсь, что эта книга приведет к коренным изменениям образа мыслей тех, кто желает приблизиться к Г-споду, да будет Он восславлен. Ибо такова была цель всего, что я писал: показать путь служения Г-споду таким, каким он должен быть показан, т.е. в его истинной форме. Ибо к большому сожалению, наше поколение совершенно не разбирается в вопросах служения Г-споду; каждый человек претендует на то, чтобы учить других, как служить Г-споду, но «истины будет не доставать» [20], и [в мире властвуют] неразбериха, сокрытие и крайнее помутнение разума.

 

Хочу отметить, что, исследуя жизнь наших Святых равов, я всякий раз обращал внимание на то, что они критиковали своих учеников и пытался понять, какова была причина этой критики и в чем ученики ошибались. Все это я делал для того, чтобы связать их жизнь с нашей жизнью и чтобы понять истинные принципы служения Г-споду без всяких прикрас. Но с другой стороны, мы должны помнить, что говорится о выдающихся людях, служивших Г-споду с высочайшим самопожертвованием, достигших большой высоты и бывших на голову выше всего народа [21], а мы недостойны быть даже прахом у их ног. Но мы должны учиться, и об этом уже говорилось.

 

***

 

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить моего отца, бывшего также моим учителем, рабби Шрагу Готлиба, да здравствует он долгие и добрые дни, и мою мать, бывшую также моей учительницей, госпожу Рахель Готлиб, да пребудет она в добром здравии, за то, что, будучи верными посланниками Г-спода, да будет Он восславлен, они вырастили меня, наставив на путь нашей Святой Торы, и неустанно трудились всю жизнь, чтобы исполнить волю Г-спода. Пусть даст им Г-сподь здоровья и пусть их потомки доставят им большую радость, и да возрадуются они успехами их потомков на стезе Г-сподней.

 

Да низойдет благоволение от Лика Его, да будет Он восславлен, чтобы удостоил Он нас истинного знания, чего Он хочет от нас, в какой бы жизненной ситуации мы не оказались, и даст нам достаточно сил для того, чтобы мы служили Ему всем сердцем. И да удостоимся мы все скорого и полного Избавления и раскрытия Б-жественности Его, да будет Он восславлен, всему народу, как каждому в отдельности, так и всем вместе.

 

Авраам Мордехай Готлиб

Ученик славящегося своей Святостью Адмора

Рабби Баруха Шалома hаЛеви Ашлага, да будет благословенна память о Святом и праведнике ради жизни в Мире Грядущем.

 

Примечания переводчика

----------------------------------

[1] Благодарить буду Г-спода всем сердцем своим, расскажу обо всех чудесах Твоих - Тэhилим 9, 2.

[2] Время действовать во Имя Г-спода - Тэhилим 119, 126.

[3] Не на Небесах она – Дварим 30, 12.

[4] «Меир Эйней hаГола» - Просветляющий очи в изгнании, книга Авраама Иссахара Биньямина Алтера и Авраама Мордехая Алтера.

[5] Выполняющие заповеди «отделяют десятину даже от соли» - согласно комментарию Раши к словам «сведущим в ловле» в Бэрэйшит 25, 27, восходящему к Мидрашу Танхума, Эйсав  вводил в заблуждение отца, спрашивая его: «Как отделяют десятину от соли и соломы», чтобы показать отцу, что он старается тщательно выполнять заповеди, в то время, как он знал, что десятины от соли и соломы не отделяют.

[6] Приблизился народ этот, устами и губами своими чтил он Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною затверженной заповедью людей - Ешаяhу 29, 13.

[7] Рабейну – наш рав (т.е. наш учитель; тот, кто выше нас).

[8] Вечносущий послал меня к вам – Шемот 3, 14.

[9] А они не поверят мне и не послушают гласа моего, ибо скажут они: «Не являлся тебе Г-сподь» – Шемот 4, 1.

[10] Знамения и чудеса – Дварим 6, 22.

[11] Другой бог лишен мужской силы и не приносит плоды - цитата из книги Зоар на недельное чтение Мишпатим, фрагмент Старец, п.166 на стр.51. Более полный перевод этого отрывка: Написано: И Поток выходит из Эдема, чтобы орошать сад [Бэрэйшит 2, 10], являющийся Зеир Анпином [12], орошающим Мальхут [15], которая называется садом. Этот Поток никогда не прекращает оплодотворять, способствовать размножению и приносить плоды, а другой бог не имеет мужской силы и никогда не испытывает вожделений, не способен к оплодотворению и не приносит плоды, ибо если бы Он приносил плоды, это принесло бы несчастье всему миру. См. также Предисловие к книге Зоар, фрагмент Буквы рава hАмнуны Савы, п.23, абзацы 3 и 4, и п.37, абзац 3.

[12] Зеир Анпин или Тифэрэт – Зеир Анпин означает «малый Лик», Тифэрэт означает «великолепие». Четвертая из пяти основных Сфирот [13], составляет Сфирот с четвертой по девятую из десяти Сфирот. Так же, как Бина [14], это сосуд, осознавший, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающий походить на Творца. Однако Зеир Анпин знает, что совсем без Света не выжить, и получает минимальное количество Света необходимое для выживания. Ассоциируется с мужским началом.

[13] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар, фрагмент Роза, п.1, второй абзац.

[14] Бина – означает «разум», «понимание», «разумение». Третья из пяти основных Сфирот [13] и из десяти Сфирот. Исторжение Света (отказ получать Свет) сосудом, осознавшим, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающим походить на Творца.

[15] Мальхут - означает «царство», Пятая из пяти основных Сфирот [13] и десятая из десяти Сфирот. Изначально желание получать ради получения. Ассоциируется с женским началом.

[16] Вкусите и узрите, как добр Г-сподь – Тэhилим 34, 9.

[17] Выражение "Паним Меирот" означает: лик [человеческий], озаренный [мудростью], а также Сияющий Лик [Всевышнего]. Точнее, в Вайикра Рабба на недельное чтение Бэхукотай (часть 36, гл.. 2) говорится, что у того, кто пьет вино, лицо становится румяным. В Хидушей Радаль (рабби Давида Лурии из Быхова, 1798 - 1855) объясняется, что имеется в виду стих "Мудрость человека просветляет лик его" (Коhелет 8, 1). Наконец, в Бамидбар Рабба на недельное чтение Нассо, часть 11, гл. 6, стих "Озарит тебя Г-сподь Ликом Своим" (Бамидбар 6, 26) комментируется так: обратит к тебе Сияющий Лик, а не Гневный. Выражение "Паним Масбирот" означает "Благосклонный Лик" (Творца, раскрывающего наиболее сокровенные части Торы). Сказано в талмудическом трактате Софэрим, глава 16, мишна 3: Учит рабби Ханина бар Паппа: Лицом к лицу говорил Г-сподь [с вами] [Дварим 5, 4]: Лицом - это два, к лицу - это два, итого четыре Лика: Грозный Лик - для Танаха, Средний Лик - для Мишны, Смеющийся Лик – для ТалмудаБлагосклонный Лик - для Агады.

[18] И возлюби ближнего своего, как самого себя – Вайикра 19, 18.

[19] Адмор – рабби Барух Ашлаг

[20] Истины будет не доставать – Мишна, трактат Сота, глава 9, мишна 15 (см. стр.334), см. также Вавилонский Талмуд, трактат Сота, стр.49Б.

[21] Достигших большой высоты и бывших на голову выше всего народа – Шмуэль 1, 9, 2.