Предисловие сыновей автора

[т.е. сыновей рабби Баруха Ашлага]

 

Мы получили знание, что нет большего удовольствия,

Чем прилепиться к Святому [Творцу], да будет Он

Восславлен, постигнув Б-жественность

 

Из записей нашего Святого отца,

 господина, учителя и рава, да

 будет благословенна память о праведнике

 

Сколь велик и славен этот день, в который стали явными тайны; разве не сокрыты драгоценности в комментариях и объяснениях нашего отца, господина, учителя и рава, да будет благословенна память о праведнике, просветляющих очи мудрецов и радующих сердца ищущих Г-спода; ведь сказанное Бааль Суламом, да хранят нас его заслуги, вместе с комментариями его старшего сына, нашего отца, господина, учителя и рава, да будет благословенна память о праведнике, просветляют очи мудрецов и радуют сердца ищущих Г-спода, ибо сказанное Бааль Суламом, да хранят нас его заслуги, скрывает в себе тайну мощи глубоких вод, которые разумный человек должен поднять на поверхность; разве не нашему отцу, господину, учителю и раву, да будет благословенна память о праведнике, его отец передал из уст в уста книгу Зоар, сделав ее хранителем; и стали ясны ему стези прилепившихся к его отцу подобные руслу потока знаний, и он черпал [знания] из этого потока и поил жаждущих выхода в свет комментария к Святой Торе, а теперь мы удостоились того, что стала эта книга праздником для мудрецов, выдержанным вином в новом сосуде подобным золотым яблокам на резьбе по серебру [40].

 

Введение в мудрость Каббалы – это сочинение небольших размеров и весьма качественное, искусно спряденное и сотканное болагодаря чудесной мудрости Бааль Сулама, да хранят нас его заслуги; сокровища мудрости, содержащиеся в этой брошюре, предназначены для того, чтобы указать путь начинающим, а содержится в ней очерк, в котором в определенной последовательности обсуждаются изучаемые понятия, используя их объединение в единое целое, выделение частностей и объяснение основных понятий мудрости, начиная от мира Бесконечного (Олам Эйн Соф) [1] и до миров [5] Ацилут [8], Брия [10], Ецира [12], Асия [14] [16], в то время, как многочисленные понятия обсуждаются в комментарии, будь то Бесконечный (Эйн Соф) [1] и запрет получать Свет [4] (Цимцум [17]), линия (Кав [18]) и круг (Игуль [19]), экран (Масах [21]), прямой Свет и возвращающийся Свет (Ор Яшар [22] и Ор Хозер [23]), окружающий Свет и внутренний Свет (Ор Макиф [24] и Ор Пними [25]) и т.д.

 

И уже говорил наш отец, господин, учитель и рав, да будет благословенна память о праведнике, что порядок изучения этой Мудрости должен быть следующим: сначала изучается Введение в мудрость Каббалы, а затем книги Учения о десяти Сфирот [2] и книга Сулам, а затем нужно вернуться назад и изучить Введение сквозь Свет этих книг, чтобы увидеть, как стези, описанные в них, отражаются во Введении.

 

Эти комментарии Ор Барух и Ор Шалом являются плодами уроков, которые наш отец, господин, учитель и рав, да будет благословенна память о праведнике, проводил с учениками; и эти замечательные комментарии, охватывающие все Введение, являются первыми в своем роде. И теперь учащийся может идти по единственной в своем роде и уникальной стезя, вымощенной и ясно обозначенной изучением Мудрости, в Свете которой как начинающие ученики, так и искушенные ветераны смогут найти дороги, ведущие в мир книг Бааль Сулама, да хранят нас его заслуги.

 

Он родился в Варшаве в 5667 году [26] первенцем своего отца, Святого рава Бааль Сулама, да хранят нас его заслуги, бывшего даяном и раввином в Варшаве, и когда ему было девять лет, его отец включил его в группу своих избранных учеников, чтобы он вместе с ними изучал Шесть разделов [Талмуда] с разделом Хошен Мишпат [27] Шульхан Аруха и с комментариями к ним; тогда раскрылись острота его ума и редкая память.

 

В 5682 году [28] его отец вместе семьей взошел в Землю Израиля и через некоторое время был назначен раввином в районе Гиват Шауль в Иерусалиме. Наш отец, господин, учитель и рав, да будет благословенна память о праведнике, учился в ешивах Хаей Олам и Торат Хэсэд; после того, как он женился, его отец включил его в группу своих избранных учеников, чтобы он изучал с ними тайную Тору, и таким образом, после многочасового изучения тайной Торы в ночное время он продолжал днем изучать открытую Тору в колеле Хаей Олам. В 5687 году [29] ему было присвоено раввинское звание равом Иерусалима рабби Йосефом Хаимом Зоненфельдом, да будет благословенна память о праведнике, и его Бейт Дином, а также гаоном [30] равом из Теплика [31], да будет благословенна память о праведнике, и гаоном равом из Рахова [32] ], да будет благословенна память о праведнике, который в своей книге Хидушей Элимелех («Новые толкования Элимелеха») приводит решения проблем, доказательства и объяснения от имени нашего отца, господина, учителя и рава, да будет благословенна память о праведнике. Когда его отец, да будет благословенна память о праведнике, оставил пост раввина Гиват Шауля, члены общины, знавшие о его больших познаниях в Торе и Законе и его великую мудрость, настоятельно просили, чтобы он принял на себя обязанности раввина, но он отказался, опасаясь, что заботы об общине могут помешать его учению и Святому служению и вызвать даже малейшую помеху его единению со своим отцом, ибо невозможно описать, насколько он был предан своему отцу; он был предан ему всеми фибрами души и все дни своей жизни он посвящал углубленной проработке учения своего отца, он делал это с самопожертвованием и самоуничижением; каждое слово и каждое речение, выходящее и его Святых уст, он мгновенно записывал. Эти записи составили десятки тетрадей, исписанных рассказами, озаглавленными «Я слышал ...», и на протяжении всей своей жизни, занимаясь с учениками и беседуя о служении Г-споду, да будет Он восславлен, он непрестанно цитировал эти записи, предваряя их словами «он имел обыкновение говорить ...», имея в виду своего великого отца, да хранят нас его заслуги, и о нем было известно, что он все дни своей жизни жил учением своего отца. И как в воде лицо – к лицу [33], так [Бааль Сулам] знал цену своему первенцу, и вот что он писал ему в письме (приведенном в книге «Плод мудреца» Бааль Сулама, да будет благословенна память о праведнике), когда он получил удостоверение раввина в 5687 году: «И я близко знаю тебя, настолько, насколько отец близок к сыну... Уверен, я передам их тебе в свое время ...». И действительно он удостоился того, что сбылись эти слова, когда его Святой отец, да хранят нас его заслуги, возложил свою руку на него и наделил его полными ладонями, и ввел он его к сокрытым сокровищам Мудрости и на стези Г-спода, да будет Он восславлен.

 

Новый ученик, претендовавший на то, чтобы присоединиться к урокам Бааль Сулама, да будет благословенна память о праведнике, сначала учился на уроке нашего отца, господина, учителя и рава, да будет благословенна память о праведнике, и от него узнавал основы Мудрости, и таким образом этот ученик начинал свой путь обучения тайной Торе; речь идет об уроках, продолжавшихся без перерыва на протяжении шестидесяти пяти лет.

 

В 5715 году [34], после кончины его отца, да хранят нас его заслуги, старейшие ученики приняли решение выбрать вместо него его старшего сына. Свой бейт-мидраш он открыл в Тель-Авиве, и там он стал руководить группой.

 

И благодаря тому, что он стал руководителем, было организовано изучение Мудрости и он начал наделять [учеников] от мощного потока Благодати, исходящего из его уроков Торы и Мудрсти, и до последнего дня жизни он в полночь уже бодрствовал и приступал к работе. Он проявил необычайное самопожертвование, противостоял испытаниям, как твердая скала противостоит огромным волнам. Он выдерживалал беду, нужду и многие испытания, что требовало огромных душевных усилий, а его лицо совершенно не выражало озабоченности и печали; он всегда был в хорошем настроении и требовал того же от учеников.

 

Продолжая путь своего отца, он посвятил всю свою жизнь оказанию помощи ученикам, совершающим восхождение к Духовным высотам, углубленно изучающим Истинную Мудрость; он учился и учил, идя стезей, вымощенной им самим; его уроки были тщательно подоготовлены и строились по особой системе, преподавались ярким языком, отличались необычайной глубиной и управлялись рукой мастера, не допускавшей отклонений от темы и охватывающей ее целиком и при этом без лишних слов, не меньше и не больше, чем необходимо; и ответы на вопросы также были поразительными, яркими и точными; иногда в своем ответе он приподнимал завесу, приоткрывая таинства Мудрости и связывая их с уже сказанным, начиная с основ Мудрости и кончая темой урока, чтобы дать задающему вопрос представление об основополагающих вещах, на которых базируется ответ; в своих объяснениях и ответах он цитировал целые разделы всех трудов Аризаля и своего отца, да хранят нас его заслуги, на память с необычайной точностью, сопоставляя и отделяя понятия друг от друга, и в целях их разъяснения предлагая множество новых толкований Мудрости, помогавших слушателям его урока понять слова мудрецов и содержащиеся в них тайны, получить объяснение слов Бааль Сулама, да хранят нас его заслуги, и увидеть глубину и точность его Святых речений, что к ним совершенно нечего добавить и от них совершенно нечего убавить, и как в их свете отражаются речения Святой книги Зоар и Аризаля в том виде, в каком они переданы нам.

 

Иногда во время урока возникало затруднение, связанное с глубокими понятиями, и он начинал сомневаться, и когда в его мозгу возникало решение проблемы, он немедленно брал авторучку и записывал ответ на полях книги; эти записи были собраны и изданы еще при его жизни, и их объем достигает нескольких томов.

 

Где-то перед 5730 годом [35] он переехал жить в Бней-Брак, в старую квартиру, а более новые комнаты своего тесного дома оставил для учения и молитвы, и там, в тяжелых условиях, в тесной комнате, он возвеличивал и укреплял построенное им здание Духовности; когда он радостью служения Г-споду увлекал за собой учеников, оттуда с полуночи доносились голоса изучающих Тору и там накрывал он свои чистые столы.

 

Желая подготовить ревностных служителей Г-спода, он ввел особый еженедельный урок для учащихся различных ешив и беседовал с ними о важности служения Г-споду; эти беседы предназначались для того, чтобы пополнить знания методов служения Г-споду.

 

Со временем в бейт-мидраш поставили дополнительные скамейки, и помещение стало слишком тесным. Тогда он начал строить синагогу по адресу улица Хазон Иш дом 81. Однажды, придя на стройку во время работ, он сказал близким людям: «Слава Б-гу, ничего связанного с Ситрой Ахрой [36] не прилепилось к этому зданию».

 

Возведение этого здания было большим толчком к Духовному, количество уроков увеличилось; и когда уроки в основном проводились им, голоса изучающих Тору слышались в этой синагоге день и ночь. И синагога наполнилась Торой и молитвой, в основном в предутренние часы.

 

В последние годы он начал еженедельно распространять среди своих учеников беседы и статьи о служении Г-споду, результат глубокого изучения авторов замечательных текстов. Эти статьи стали основой, на которой базировалась Духовная работа. Они составили семь томов.

 

При всем своем величии он скрывал себя своей простотой. Глазом не моргнув, он говорил о самых основополагающих вещах, не подчеркивая этого никакими внешними жестами. Общаясь с людьми с такой простотой, которая только возможна в отношениях людей друг с другом, он запросто говорил даже с маленькими детьми; и когда приходило время накрывать стол, дети подходили к нему и он давал им то, что оставалось. Его дружественность и скромность изумляли тех, кто видел, как он держит себя, как за простотой внешних проявлений он скрывал свое величие.

 

Когда он был наедине с самим собой, огонь горел вокруг него, а когда он чувствовал, что кто-то приближается, он мгновенно начинал вести себя столь хладнокровно, что трудно было поверить, какая горячая кровь течет в его жилах. Он говорил одному из учеников, чтобы тот внимательно слушал, когда он говорит о Торе во время еды, потому что в это время он говорит обо всем самом важном, и тот, кто достоин, слушает, а тот, кто не достоин, видит еду.

 

Его дружеские отношения со своими учениками – это, как чудесной книга: он заботился о них, как отец о своих детях – он страдал их страданиями и радовался их радостями.

 

«Пока человек не достигнет совершенства, в котором он доставляет истинное удовольствие своему Создателю, необходима большая подготовительная работа, ибо все множество вещей, которые мы видим в мире, предназначено для того, чтобы душа воистину предстала во всем своем совершенстве» (из трудов Святого праведника).

 

Таким образом, вся его жизнь была повестью о трудах и самопожертвовании, о постоянной работе над Торой подобно одному из стоящих [от которого получил разъяснения Даниэль] [37]. Он говорил, что у того, кто жалеет свое тело, сердце предрасположено ко всякого рода чувственным вещам, но тот, кто заботится о душе, не предрасположен к телесным удовольствиям, и добавлял: либо то, либо другое. И действительно он без каких-либо проблем начинал [свою работу] в полночь и завершал после вечерней молитвы; он постоянно проводил занятия как общие, так  и индивидуальные, а между этими уроками у него был назначен также урок по открытой Торе. И счастливо ухо, слышавшее, каким мелодичным речитативом он преподавал Гемару, что создавало определенную атмосферу возвышенной Святости среди слушателей.

 

В начальный период своего лидерства он был в странах рассеяния и посетил великих раввинов поколения. Благочестивый рав рабби Йицхак, адмор из Пшеворска, да будет благословенна память о праведнике, говорил своим близким: у меня нет познаний в тайной Торе, но что касается открытой Торы, могу засвидетельствовать, что он – великий сокрытый праведник, т.е. он старается скрыть свои великие познания в открытой Торе. Во время визита в большую Гейтсхедсую ешиву в Англии он проводил запланированные уроки по учению движения Мусар.

 

Когда он пел мелодичные Змирот, его сильный и трогающий душу голос заполнял зал синагоги. Когда он проходил перед ковчегом в Дни Трепета подобно ангелу Б-жьему, его Святость ощущалась как какая-то вибрация, какое-то духовное пробуждение чувствовалось в приятном мелодичном напеве, который он сочинил, и в особой неповторимой придуманной им мелодии молитвы. Счастлив тот, кто видел это и слышал.

 

Его жизнь в единии с Г-сподом была заполнена альтруистическими деяниями, и это определяло каждое его слово и каждый взгляд. Он написал более тысячи статей и из них примерно половину на эту тему. То, что в Десять дней покаяния мы произносим среди восемнадцати благословений: «Вспомни нас ради жизни, Владыка, Желающий жизни, и запиши нас в Книгу Жизни ради Тебя, Б-г Жизни», - он объясняет следующим образом. Он спрашивает, что означают заключительные слова «ради Тебя, Б-г Жизни», и объясняет, что есть два вида жизни: один из них – это жизнь злодеев, а другой – жизнь праведников. Жизнь злодеев сосредоточена в сосудах получения [15] и называется удалением от Творца. А жизнь праведников сосредоточена в альтруистических сосудах, и это ступень единения с Творцом. Поэтому говорят: «Вспомни нас ради жизни» и т.д.; какой жизни? «Ради Тебя», т.е. из альтруистических побуждений.

 

И последняя проповедь, которую нам довелось услышать из уст Святого праведника, была на эту тему. Во второй день Рош hаШана, когда он накрывал свой чистый стол, он плохо себя почувствовал и вышел отдохнуть; когда его не было, стали петь 45-ый псалом из книги Теhилим на мотив, сочиненный Бааль Суламом, да хранят нас его заслуги, и, когда он вернулся, пели стих «Чувствует сердце мое» [38]. Он начал говорить: «Царь Давид, мир ему, сказал: «Чувствует сердце мое дело доброе. Говорю я: деяния мои – ради царя». Пояснения. Человек должен поступать так, чтобы все деяния его были ради Владыки владык, т.е. доставлять удовольствие своему Создателю, и это называется «делом добрым», и благодаря этому он удостаивается Учения о Жизни, а в нем сокрыта Благодать и нега, которыми Он по Своей благосклонности наделяет творения.

 

Когда праздник Рош hаШана завершился, он поехал в больницу, и там решили, что он останется до Шабата, чтобы пройти серию обследований. Но в пятницу пятого тишрей во время утренней стражи, когда он изучал тексты, которые были у него, его сердце остановилось, и он вернул свою чистую душу своему Создателю, скоропостижно скончавшись. «Не потускнел взор его и не исчезла его свежесть» [39]. Да хранят нас и всех остальных  его заслуги. Да будет так.

 

         Шмуэль Ашлаг, Ехезкель Ашлаг

 

Примечания переводчика

-----------------------------------

[1] Мир Бесконечного (Олам Эйн Соф), Бесконечный (Эйн Соф) – ступень всего сущего, (как и ее следствие) состоящая из 10 Сфирот [2] и 5 основных Сфирот и являющаяся причиной ступени «миры [5] Адам Кадмон [6], Ацилут [8], Брия [10], Ецира [12], Асия [14]» [16]. Она отличается от следствия неограниченной возможностью получения Света [4], т.е. отсутствием Цимцума [17].

[2] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд [3] и Свет [4], который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар, фрагмент Роза, п.1, второй абзац.

[3] Сосуд – желание получать

[4] Свет – наслаждение

[5] Мир – на ступени «миры Адам Кадмон [6], Ацилут [8], Брия [10], Ецира [12], Асия [14]» [16], нижняя граница которой представляет собой ощущаемую нами реальность, - это Сфира [2] всего сущего.

[6] Адам Кадмон (буквально «прежний человек») – Сфира [2] Кэтэр [7] всего сущего.

[7] Кэтэр – означает «корона», «венец». Первая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Желание Дающего облагодетельствовать Свои творения.

[8] Ацилут - означает питание, наделение [Светом [4] ], а также близость к Творцу: Значение слова Ацилут устанавливается по значению содержащего родственное слово выражения «Вээhье эцло» («И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его» (Мишлей 8, 30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день, веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение [с Творцом]). См. в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы". Мир [5] Ацилут – это Сфира [2] Хохма [9] всего сотворенного вместе взятого.

[9] Хохма – означает «мудрость». Вторая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Получение еще не осознающим себя сосудом [3] (творением)  всего Света (т.е. наслаждения, Света Хохма), который Дающий желает ему дать.

[10] Брия (буквально: творение [духовного объекта, отличающегося от Творца наличием желания получать]) – Сфира [2] Бина [11] всего сущего.

[11] Бина – означает «разум», «понимание», «разумение». Третья из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Исторжение Света [4] (отказ получать Свет) сосудом [3], осознавшим, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающим походить на Творца.

[12] Ецира (буквально: творение [с помощью ограничения Света [4], когда сосуд [3] получает только ту, часть Света, которую на данной ступени может получить] – Сфира [2] Зеир Анпин [13] всего сущего.

[13] Зеир Анпин или Тифэрэт – Зеир Анпин означает «малый Лик», Тифэрэт означает «великолепие». Третья из пяти основных Сфирот [2], составляет Сфирот с четвертой по девятую из десяти Сфирот. Так же, как Бина [11], это сосуд [3], осознавший, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающий походить на Творца. Однако Зеир Анпин знает, что совсем без Света [4] не выжить, и получает минимальное количество Света необходимое для выживания.

[14] Асия (буквально: действие) – Сфира [2] Мальхут [15] всего сущего.

[15] Мальхут – означает «царство», Пятая из пяти основных Сфирот [2] и десятая из десяти Сфирот. Изначально желание получать ради получения.

[16] Ступень «миры [5] Адам Кадмон [6], Ацилут [8], Брия [10], Ецира [12], Асия [14]» - ступень, нижняя граница которой представляет собой ощущаемую нами реальность, характеризуется наложением Цимцума [17] и свойствами Кав [18].

[17] Цимцум (буквально: сокращение, ограничение) – запрет получать Свет [4]. В мире [5] Адам Кадмон [6] наложен Цимцум Алеф (первый запрет) – запрет получения Света без альтруистической мотивации. Кроме этого, в мирах Ацилут [8], Брия [10], Ецира [12], Асия [14] наложен Цимцум Бет (второй запрет) – запрет получения Света в эгоистические сосуды [3].

[18] Кав ([прямая] линия, луч) – ступень, характеризующаяся тем, что сосуд [3] получает ничтожную долю Света [4] (потому что после первого запрета [17] творение способно получить с альтруистической мотивации лишь малую долю Света, что визуализируется тонкой трубкой, линией или мерным шнуром), и тем, что вдоль этой линии различаются верх и низ, т.е. более альтруистические ступени располагаются выше, ближе к Творцу, т.е. к ассоциируемой с Ним ступени Кэтэр [7], а более эгоистические – ниже, ближе к получению ради себя, т.е. Мальхут [15]. Такие свойства проявляются на ступени «миры [5] Адам Кадмон [6], Ацилут [8], Брия [10], Ецира [12], Асия [14]» [16].

[19] Игуль (круг) – ступень, на которой не различается верха и низа [18], т.е. близости и удаленности от Творца, альтруизма и эгоизма, но Свет [4] светит равномерно и однородно, и сосуд [3] имеет однородную структуру. Таковы мир Бесконечного [1] и мир Цимцума [20].

[20] Олам hаЦимцум (мир [первого] запрета [17]) – ступень, на которой первый запрет уже наложен, а ступень Кав [18] еще не сформировалась (напомним, что времени в Духовном нет, а имеются в виду причинно-следственные отношения).

[21] Масах (экран, завеса) – ступень, на которой творение получает часть Света [4] с альтруистической мотивацией, а то, что не может получить с альтруистической мотивацией –  отвергает (отражает).

[22] Ор Яшар (прямой Свет [4]) – наслаждение, которое Творец стремится дать творению.

[23] Ор Хозер (возвращающийся Свет [4]) – наслаждение, отвергаемое творением.

[24] Ор Макиф (окружающий Свет [4]) – часть наслаждения, не полученная творением. Его однако можно получить в небольшом количестве, как Свет, светящий издалека.

[25] Ор Пними (внутренний Свет [4]) – часть наслаждения, полученная творением.

[26] 5667 год – 1906 – 1907 год. Из книги рава Готлиба Сулам, глава первая, известно, что рав Барух Ашлаг родился седьмого швата, т.е. 21 – 22 января 1907 года.

[27] Хошен Мишпат – «Одежда судьи» (буквально: Хошен – это нагрудная пластина первосвященника), Мишпат – закон), раздел Шульхан Аруха, посвященный гражданскому и уголовному праву.

[28] 5682 год – 1921 – 1922 год. Из книги рава Готлиба Сулам, глава третья, известно, что рав Еhуда Ашлаг прибыл в Святую Землю 16 тишрей, т.е. 17 – 18 октября 1921 года.

[29] 5687 год – 1926 – 1927 год.

[30] Гаон означает «гений» и «мудрец»

[31] Рав из Теплика – рабби Шимшон Аарон Полонский (1876 – 1948)

[32] Рав из Рахова – рабби Элимелех hаКоэн бен Нахман Рубинштейн (1854 – 1942)

[33] Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку – Мишлей 27, 19.

[34] 5715 год – 1954 – 1955 год.

[35] 5730 год – 1969 – 1970 год.

[36] Ситра Ахра – нечистая сила (эгоистическое желание). Буквальный перевод с арамейского – «другая сторона».

[37] Подобно одному из стоящих [от которого получил разъяснения Даниэль] – Даниэль 7, 16.

[38] Чувствует сердце мое слово доброе. Говорю я: деяния мои – для царя – Теhилим 45, 2.

[39] Не потускнел взор его и не исчезла его свежесть – Дварим 34, 7.

[40] Золотые яблоки на резьбе по серебру – слово, сказанное должным образом - Мишлей 25, 11.