Рабби
Еhуда Ашлаг.
Что
представляет
собой
мудрость
Каббалы.
1.
На чем
основана эта
мудрость.
2.
Множество Парцуфов
[1], Сфирот [2]
и миров [13].
3.
Два
направления:
сверху [4] вниз
[21] и снизу
вверх.
4.
Неосязаемые
Имена.
5.
Реальные
объекты в
мудрости
Каббалы.
6.
Понятия
материального
мира и имена
физических
объектов в
книгах по
Каббале.
7.
Закон корня и
ветви,
характеризующий
миры.
8.
Язык
каббалистов –
это язык
ветвей.
9.
«Передача из
уст
мудреца-каббалиста
каббалисту,
понимающему
своим
разумом».
10.
Названия
чуждые
духовному в
человеке.
[Вводная
часть]
Перед тем, как приступить к рассказу об истории мудрости Каббалы, а ее историей занималось много людей, я счел нужным сначала хорошо объяснить, что представляет собой эта мудрость, о чем, по моему мнению, знают немногие.
И естественно, нельзя ничего сказать об истории какого-то явления до ознакомления с самим этим явлением. И хотя речь идет о знаниях, которые обширней морских просторов и глубже морских глубин, я тем не менее буду стараться изо всех сил и использовать все приобретенные мной в этой области знания, чтобы представить верное объяснение и всесторонне и в мере достаточной для каждого человека осветить этот вопрос, чтобы вывести из этих знаний истинные заключения, не оставляющие места для того, чтобы читатели вводили себя в заблуждение, что в таких вопросах происходит очень часто.
На
чем основана
эта мудрость
Этот вопрос, естественно, возникает у каждого разумного человека, и, чтобы удовлетворительно ответить на этот вопрос, я дам точное и выверенное определение – ибо эта мудрость есть не более и не менее, чем последовательность корней, нисходящих от причины к следствию по неизменным и незыблемым законам, соединяющихся воедино и ведущих к единой весьма возвышенной цели, формулируемой как «раскрытие Б-жественности Его, да будет Он восславлен, Его творениям в Этом Мире» [26].
И здесь проявляются общее и частное:
«Общее»
означает,
что все
человечество
в конце своего
существования
абсолютно
неизбежно добьется
этого
великого
раскрытия, о
чем написано:
«Ибо полна
будет земля
знанием Г-спода,
как море
покрыто
водами» (Ешаяhу 11, [9]); «И не
станет
больше учить
человек
ближнего и
брат брата,
говоря:
‘познайте Г-спода’, ибо
все они
познают Меня
от мала до
велика» (Йирмеяhу 31,
[33]); и сказано: «И
не будет
более сокрыт
Учитель твой,
и будут
видеть очи
твои Учителя
твоего» (Ешаяhу 30, [20]) и т. д.
«Частное»
означает,
что даже до
того, как все
человечество
достигнет
совершенства,
в каждом без исключения
поколении,
это также
проявляется
в частностях:
у избранных
единиц, являющихся
такими
«частными
лицами»,
удостаивающимися
в каждом
поколении
определенных
ступеней раскрытия
Б-жественности
Его, да будет
Он
восславлен [26],
и это пророки
и люди Г-спода,
и, как
говорили
наши мудрецы,
да будет память
о них
благословенна
(Берейшит
Рабба,
часть 74): «Тебе
не найти
поколения, в
котором бы не
было никого
подобного
Аврааму, Йицхаку
и Яакову».
И вот тебе
показано, что
раскрытие Б-жественности
Его, да будет
Он
восславлен,
проявляется
в каждом без
исключения
поколении,
согласно
нашим
мудрецам, на
слова,
сказанные
которыми, нам
надлежит
полагаться и
верить им.
Примечания переводчика
----------------------------------
[1] Парцуф – по-арамейски означает «лик». Это название духовного объекта. Парцуфы – это Сфирот [2] миров [13].
[2] Сфира (во
множественном
числе: Сфирот)
представляет
собой элемент
духовного
объекта и
сама
является
духовным
объектом.
Слово Сфира
происходит
от слова
Сапир
(сапфир).
Может характеризовать
сосуд [3] и Свет [8],
который
сосуд
получает.
Подобно тому,
как
драгоценный
камень переливается
разными
цветами, и
подобно тому,
как цветное
стекло
пропускает
свет определенного
цвета, разные
Сфирот
характеризуют
получение
сосудом
Света разного
количества и
качества.
Согласно другой
интерпретации духовные
объекты
называются Сфирот,
когда им
присуща
определенная
мера, у них есть
конец и они
характеризуются
определенным
числом (т.е.
слово «Сфира»
происходит
от слова
«Сафар»,
считать). В
этом случае
духовный
объект
делится на
десять Сфирот
или на пять
основных Сфирот.
См.
Предисловие
к книге Зоар, фрагмент
Роза, п.1, второй
абзац.
[3] Сосуд –
это желание
получать (hЭарот
вэБиюрим, 36). Для материального
мира вообще
характерны
получение и
нехватка (hЭарот вэБиюрим, 5). В
частности
человеческая
природа – это
желание
получать (hЭарот вэБиюрим 32). Различают
желание
получать
ради
собственной
выгоды,
которое
характеризуется
как себялюбие,
т. е. желание
получать с
эгоистической
мотивацией (hЭарот вэБиюрим 52), и
получение из
альтруистических
побуждений (hЭарот вэБиюрим 17).
Альтруистические
желания и
действия направлены
на то, чтобы
делать добро
другим (hЭарот
вэБиюрим 35). Высшей [4]
ступенью
альтруистической
мотивации является
желание
доставить
удовольствие
Творцу (hЭарот
вэБиюрим 53).
[4] Высший –
тот, кто
ближе по
качествам к
Творцу, т.е. к Сфире [2] Кэтэр
[5], иными
словами, к
альтруистическому
желанию.
[5] Кэтэр –
означает
«корона»,
«венец».
Первая из
пяти
основных Сфирот
[2] и из десяти Сфирот.
Желание
Дающего
облагодетельствовать
Свои
творения [6].
[6] Когда у
Него, да
будет
восславлено
Его Имя, возникло
желание
сотворить
мир, чтобы
облагодетельствовать
Свои
творения и чтобы
они познали
величие Его и
удостоились
стать
колесницей,
вздымающей
ввысь, чтобы
прилепиться
к Нему [7], да
будет Он
восславлен,
Он создал и
наделил
Светом [8] одну
точку из
десяти
(представляющих
собой десять Сфирот [2] Акудим [9],
пребывающих
в одном
сосуде [3] [11]), и не
проявлялись
они – Древо
Жизни Аризаля [12],
Шаар hаКлалим
(Портал общих
принципов),
начало первой
главы.
[7] И чтобы прилепиться к Нему - Дварим 11, 22; 30, 20; Еhошуа 22,5.
[8] Хохма –
означает
«мудрость».
Вторая из
пяти основных
Сфирот [2]
и из десяти Сфирот.
Получение
еще не
осознающим
себя сосудом [3] (творением) всего
Света (т.е.
наслаждения, когда
пишется
«Свет», обычно
имеется в
виду Свет
Хохма,
наслаждение
от получения),
который
Дающий
желает ему
дать.
[9] Акудим –
название
мира, в
котором
внутренний и
окружающий
Света [10] связаны
друг с другом
и
соударяются
друг с
другом. Как
объясняет Бааль Сулам
в Общем
введении, п.5, это
название
происходит
от «И связал Йицхака» (Бэрэйшит 22, 9)
(«И связал» на
иврите
передается
как «ваяАкод»,
т.е. словом,
имеющим тот
же корень,
что и Акудим).
О соударении
внутреннего
и
окружающего
Светов см. во
Введении в
мудрость
Каббалы, пп.33 – 42.
[10] Ор Пними
(Внутренний
Свет [8]) -
это
наслаждение,
которое
творение
способно
получить с
альтруистической
мотивацией.
Ор Макиф
(Окружающий
Свет) - это
наслаждение,
которое
творение
неспособно
получить с
альтруистической
мотивацией.
Соударение
внутреннего
и
окружающего Светов
- это
конфликт
между
творением,
желающим
получить
только
наслаждение,
которое оно
способно
получить с
альтруистической
мотивацией, и
Г-сподом,
Желающим,
чтобы
творение
получило все
наслаждение,
которое Он
хочет ему
дать.
[11] Пребывающий
в сосуде [3] -
полученный
тем, кто
получает.
[12] «Древо
Жизни» - одна
из важнейших
книг по Каббале,
написанная
рабби Хаимом
Виталем,
учеником Аризаля.
[13] Мир
– на
ступени «миры
Адам Кадмон
[14], Ацилут
[15], Брия [16], Ецира [18], Асия [20]» [23],
нижняя [21]
граница
которой
представляет
собой
ощущаемую нами
реальность, -
это Сфира
[2] всего
сущего. Кроме
того, миром
называется
духовный
объект,
который
объединяет в
себе все то,
что
находится в
мире Высшем [4] по
отношению к
нему, подобно
печати и отпечатку,
когда все,
что присуще
печати,
полностью
переходит в отпечаток
с нее.
[14]
Адам Кадмон
(буквально
«прежний
человек») – Сфира
[2] Кэтэр [5]
всего сущего.
[15] Ацилут -
означает
питание,
наделение
[Светом [8] ], а также
близость к
Творцу:
Значение
слова Ацилут
устанавливается
по значению
содержащего
родственное
слово
выражения «Вээhье эцло»
(«И была я у
Него
[питомицею, и
была я
радостью каждый
день,
веселясь все
время пред
Ликом Его» (Мишлей 8, 30)]) [Менее
буквальный,
но лучше
передающий
смысл
перевод: И
потчевал Он
меня у Себя
лакомствами,
и радовала
Его я каждый
день, веселясь
все время
пред Ликом
Его]; что
является намеком
на Йихуд
(соединение
[с Творцом]). См.
в начале Ор
Шалом к п. 67 "Введения
в мудрость
Каббалы".
Мир [13] Ацилут –
это Сфира [2] Хохма
[8] всего
сотворенного
вместе
взятого.
[16] Брия
(буквально:
творение
[духовного
объекта, отличающегося
от Творца
наличием
желания
получать]) – Сфира [2] Бина
[17] всего
сущего.
[17] Бина –
означает
«разум»,
«понимание»,
«разумение».
Третья из
пяти
основных Сфирот
[2] и из десяти Сфирот.
Исторжение
Света Хохма [8]
(отказ
получать Свет
Хохма)
сосудом [3],
осознавшим,
что Творец –
Дающий, а он –
получающий, и
желающим
походить на
Творца.
[18] Ецира (буквально:
творение [с
помощью
ограничения
Света [8], когда
сосуд [3] получает
только ту,
часть Света,
которую на
данной
ступени
может
получить] – Сфира [2] Зеир
Анпин [19]
всего сущего.
[19] Зеир Анпин
или Тифэрэт
– Зеир Анпин
означает
«малый Лик», Тифэрэт
означает
«великолепие».
Четвертая из
пяти основных
Сфирот [2],
составляет Сфирот с
четвертой по
девятую из
десяти Сфирот.
Так же, как Бина
[17], это сосуд [3],
осознавший,
что Творец –
Дающий, а он –
получающий, и
желающий
походить на
Творца.
Однако Зеир
Анпин
знает, что
совсем без
Света Хохма [8]
не выжить, и
получает
минимальное
количество
Света Хохма
необходимое
для
выживания.
[20] Асия –
действие.
Название
самого
нижнего [21] мира [13], Сфиры [2] Мальхут
[22] всего
сотворенного.
[21] Низший –
тот, кто
ближе по
качествам к Сфире [2] Мальхут
[22], иными
словами, к
эгоистическому
желанию.
[22] Мальхут
– означает
«царство»,
Пятая из пяти
основных Сфирот
[2] и десятая из
десяти Сфирот.
Изначально
желание
получать
ради
получения.
[23] Ступень «миры
[13] Адам Кадмон
[14], Ацилут
[15], Брия [16], Ецира [18], Асия [20]» -
ступень,
нижняя [21]
граница
которой
представляет
собой
ощущаемую
нами
реальность, характеризуется
наложением Цимцума [24]
и свойствами Кав [25].
[24] Цимцум
(буквально:
сокращение,
ограничение)
– запрет
получать
Свет [8]. В мире [13]
Адам Кадмон
[14] наложен Цимцум
Алеф (первый
запрет) –
запрет
получения
Света без
альтруистической
мотивации.
Кроме этого,
в мирах Ацилут
[15], Брия [16], Ецира [18], Асия [20]
наложен Цимцум
Бет (второй
запрет) –
запрет
получения
Света в
эгоистические
сосуды [3]
(сосуды ниже [21] Бины [17]).
[25] Кав ([одна
прямая]
линия, луч) –
ступень,
характеризующаяся
тем, что
сосуд [3]
получает
ничтожную
долю Света [8]
(потому что
после
первого
запрета [24] творение
способно
получить с
альтруистической
мотивации
лишь малую
долю Света,
что визуализируется
тонкой
трубкой,
линией или
мерным
шнуром), и тем,
что вдоль
этой линии различаются
верх и низ, т. е.
более альтруистические
ступени
располагаются
выше, ближе к
Творцу, т.е. к
ассоциируемой
с Ним ступени
Кэтэр [5], а
более
эгоистические
– ниже, ближе к
получению
ради себя, т.е. Мальхут [22].
Такие
свойства
проявляются
на ступени «миры
[13] Адам Кадмон
[14], Ацилут
[15], Брия [16], Ецира [18], Асия [20]» [23].
[26] Раскрытие
Б-жественности
Его, да будет
Он
восславлен,
Его
творениям в
Этом Мире - И
когда возникло
у Него
желание
простое -
сотворить
миры [13] и
наделить
Светом [8] Нээцалим
[27], чтобы явить
свету совершенство
деяний Своих
и Имена Свои
и названия
Свои, ибо
такова была
причина
Сотворения
миров. См.
Древо жизни с
Паним Меирот,
Ветвь первая, п. Бет. См.
также Учение
о десяти Сфирот
[2], часть первая,
глава первая, тема
вторая.
[27]
Объяснение
относящегося
к творению
понятия Нээцаль
см. здесь, в
статье «Что
такое Маациль
[28]», см. также
объяснение
понятия «Ацилут
[15]» в начале Ор
Шалом к п. 67 «Введения
в мудрость
Каббалы».
[28] Маациль. Любая
причина по
отношению к
стадии, вытекающей
из нее,
называется Маациль. Кроме
того имя Маациль заключает
в Себе распространение
Света [8] [к
сосуду [3] ], а также сосуд,
получающий
Свет. (Бааль Сулам, Учение
о десяти Сфирот
[9], ч. 1,
ответ на
вопрос 27, стр. 32). Рабби
Барух Ашлаг
писал в своем
комментарии
к этому
ответу: Каков
источник
сосуда?
Ответ: «Его
желание
облагодетельствовать
Свои
творения» [6] создало
сосуд, то
есть создало
ощущение
нехватки,
чтобы
возжелало
оно получить
наслаждение
и
удовольствие.
Следовательно, Маациль создал
сосуд, и
кроме того Он
дал ему Свет;
поэтому как
Свет, так и
сосуд
заключены в
имени «Маациль». В
другoм
комментарии
рабби Барух Ашлаг
писал: Маациль – это Тот,
Кто
«наделяет», а
низший [21] – это
тот, кто получает.