Рабби Еhуда Ашлаг. Что представляет собой мудрость Каббалы.

 

1. На чем основана эта мудрость.

2. Множество Парцуфов [1], Сфирот [2] и миров [13].

3. Два направления: сверху [4] вниз [21] и снизу вверх.

4. Неосязаемые Имена.

5. Реальные объекты в мудрости Каббалы.

6. Понятия материального мира и имена физических объектов в книгах по Каббале.

7. Закон корня и ветви, характеризующий миры.

8. Язык каббалистов – это язык ветвей.

9. «Передача из уст мудреца-каббалиста каббалисту, понимающему своим разумом».

10. Названия чуждые духовному в человеке.

 

[Вводная часть]

 

Перед тем, как приступить к рассказу об истории мудрости Каббалы, а ее историей занималось много людей, я счел нужным сначала хорошо объяснить, что представляет собой эта мудрость, о чем, по моему мнению, знают немногие.

 

hЭарот вэБиюрим

 

171) А причина этого заключается в том, что мудрость Каббалы записывается в виде иносказания и немногие знают его смысл, и поэтому у людей нет точного понимания того, что представляет собой мудрость Каббалы. И есть люди, изучающие это иносказание научными методами, но блуждающие в стороне и не понимающие внутреннего смысла предмета этих научных изысканий.

 

[Продолжение текста Бааль Сулама]

 

И естественно, нельзя ничего сказать об истории какого-то явления до ознакомления с самим этим явлением. И хотя речь идет о знаниях, которые обширней морских просторов и глубже морских глубин, я тем не менее буду стараться изо всех сил и использовать все приобретенные мной в этой области знания, чтобы представить верное объяснение и всесторонне и в мере достаточной для каждого человека осветить этот вопрос, чтобы вывести из этих знаний истинные заключения, не оставляющие места для того, чтобы читатели вводили себя в заблуждение, что в таких вопросах происходит очень часто.

 

На чем основана эта мудрость

 

Этот вопрос, естественно, возникает у каждого разумного человека, и, чтобы удовлетворительно ответить на этот вопрос, я дам точное и выверенное определение – ибо эта мудрость есть не более и не менее, чем последовательность корней, нисходящих от причины к следствию по неизменным и незыблемым законам, соединяющихся воедино и ведущих к единой весьма возвышенной цели, формулируемой как «раскрытие Б-жественности Его, да будет Он восславлен, Его творениям в Этом Мире» [26].

 

hЭарот вэБиюрим

 

172) Последовательность корней. Смысл понятия «корень» подобен смыслу этого понятия в материальном мире – ибо из каждого корня произрастает потомство. Г-сподь, да будет Он восславлен в таком же порядке расположил систему Духовных ступеней, и вся эта система предназначена для человека, т. е. человек должен подниматься по ступеням этой системы согласно ее законам. И без человека эта система как будто не существует. И поэтому духовные ступени называются корнями, ведь их цель – произрастить в человеке желаемые духовные состояния

 

173) Нисходящих от причины к следствию. Т. е. один вызывает второй, в точности как у человека одно состояние вызывает следующее.

 

174) По неизменным и незыблемым законам. Пояснение. Система Духовного упорядочена по некоторым законам по примеру законов материального мира; т. е. как в материальном мире существуют законы природы и с ними невозможно заключить компромисс, но они обладают всей полнотой власти, так и в Духовном вся система ступеней, предназначенная для того, чтобы привести человека в состояние готовности к раскрытию Б-жественности Его, да будет Он восславлен [26], - это система, базирующаяся на некоторых законах. Среди них есть законы, предписывающие активные действия, и есть запретительные законы, и, если человек преступает эти законы, то он обречен на страдания точно так же, как, если бы он, к примеру, пожелал нарушить закон гравитации. Ведь души должны изучать эти законы, чтобы таким образом подготовиться обретению Света [8] Его, да будет Он восславлен; и наоборот, когда они нарушают эти законы, они отдаляются от Света Его, да будет Он восславлен, и испытывают страдания. См. также книгу «Сулам» [рава Авраама Мордехая Готлиба], часть первая (шестнадцатая глава), в которой говорится, что мудрость Каббалы – это пример истории прошлого, ибо каждая душа прошла через все миры и на себе испытала их реальность и законы, действующие там, и, если человек обратится к тому, что прошла его душа, он в будущем сможет исправить все стези свои, а также стези всего человеческого общества. И поэтому рабейну [29] Бааль Сулам призывает всё человечество изучать эти законы, чтобы оно смогло выжить.

 

И необходимо разобраться, почему недостаточно открытой Торы и всего Танаха, чтобы привести человека к высокой цели раскрытия Б-жественности Его, да будет Он восславлен [26]? Ответ таков: мудрость Каббалы раскрывает человеку, что все, описанное в Танахе, - это на самом деле внутренние процессы, через которые должен пройти любой человек. Например, спуск в Египет и порабощение там, Исход из Египта, переход Тростникового моря, принятие Торы, блуждания в пустыне и так далее и тому подобное – всё это процессы, через которые внутренний мир каждого человека должен пройти. И в сущности только мудрость Каббалы раскрывает человеку эти тайны и как их постичь. И поэтому Виленский гаон писал, что вначале надо изучать сод, а в конце – пшат [30], ибо сначала, когда человек изучает Тору, вся Б-жественная реальность, а также вся подготовка, которую он должен пройти, являются для него тайной, но он учит все на уровне пшат и по сути дела находится в великом неведении. И только преуспев в освоении и постижении мудрости Каббалы, он удостаивается понимания истинного пшата Торы.

 

[Продолжение текста Бааль Сулама]

 

И здесь проявляются общее и частное:

 

«Общее» означает, что все человечество в конце своего существования абсолютно неизбежно добьется этого великого раскрытия, о чем написано: «Ибо полна будет земля знанием Г-спода, как море покрыто водами» (Ешаяhу 11, [9]); «И не станет больше учить человек ближнего и брат брата, говоря: ‘познайте Г-спода’, ибо все они познают Меня от мала до велика» (Йирмеяhу 31, [33]); и сказано: «И не будет более сокрыт Учитель твой, и будут видеть очи твои Учителя твоего» (Ешаяhу 30, [20]) и т. д.

 

hЭарот вэБиюрим

 

175) Понятие канаф [31] означает сокрытие, ведь hакнафаим («крылья») покрывают тело птицы. И ввиду этого слово Учитель в этом стихе означает «Г-сподь, да будет Он восславлен», обучающий человека стезям Своим, а ло йиканеф означает «не будет больше сокрыт», но «и будут видеть очи твои Учителя твоего».

 

[Продолжение текста Бааль Сулама]

 

«Частное» означает, что даже до того, как все человечество достигнет совершенства, в каждом без исключения поколении, это также проявляется в частностях: у избранных единиц, являющихся такими «частными лицами», удостаивающимися в каждом поколении определенных ступеней раскрытия Б-жественности Его, да будет Он восславлен [26], и это пророки и люди Г-спода, и, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна (Берейшит Рабба, часть 74): «Тебе не найти поколения, в котором бы не было никого подобного Аврааму, Йицхаку и Яакову». И вот тебе показано, что раскрытие Б-жественности Его, да будет Он восславлен, проявляется в каждом без исключения поколении, согласно нашим мудрецам, на слова, сказанные которыми, нам надлежит полагаться и верить им.

 

hЭарот вэБиюрим

 

176) Этими словами он дает знать, что, хотя мы своими глазами мы не видим, что в поколении существует такое «частное лицо», удостоившееся  раскрытия Б-жественности; тем не менее мы не полагаемся на то, что мы видим, а верим, что действительно в каждом поколении есть такой человек, но это не всегда должно раскрыться всему поколению. Ведь в одной из статей наш рав пишет, что в каждом поколении должен быть праведник, постигающий Свет Хохма [8] благодаря своим познаниям, и это для того, чтобы поддержать веру всех людей общины, совершающих служение Г-споду.

 

Праведник поколения действует на все поколение силою воли своей по примеру Г-спода, да будет Он восславлен, действующего в мире по воле Своей, а по Своей воле Он осуществляет различные замыслы, исходя из нужд людей, и таким образом Он побуждает людей к действию и меняет мир. Точно так же праведник, прилепившийся к Г-споду действует, исходя из желаний, замыслов и нужд всего поколения и каждого в отдельности в зависимости от уровня, на котором тот находится. И этот праведник не нуждается в известности или в рекламных щитах, листках и брошюрах. И это соответствует словам, которые, как говорят, произнес рав Авраам Йицхак hаКоhен Кук, да будет благословенна память о праведнике: «Истинные праведники не сетуют на зло, а умножают праведность, не сетуют на неверие, а множат веру».

 

И в связи с этим возникает вопрос, как же быть с тем, что пророки подвергали народ Израиля суровой критике. Ответ. 1) Это происходило только потому, что Г-сподь, да будет Он восславлен повелевал  им так поступать против их воли. 2) Всё это должно изучаться применительно к «частному владению» [32], пророки и народ находятся во внутреннем мире человека. Ведь одна из обязанностей человека – выявлять свои пороки, и это также можно делать только с помощью Света [8] Г-сподня. Но акцентировать внимание нужно не на пороках, а на Высшем [4] Свете, и с Его помощью пороки исчезают.

 

Примечания переводчика

----------------------------------

[1] Парцуф – по-арамейски означает «лик». Это название духовного объекта. Парцуфы – это Сфирот [2] миров [13].

[2] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд [3] и Свет [8], который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоарфрагмент Роза, п.1, второй абзац.

[3] Сосуд – это желание получать (hЭарот вэБиюрим, 36). Для материального мира вообще характерны получение и нехватка (hЭарот вэБиюрим, 5). В частности человеческая природа – это желание получать (hЭарот вэБиюрим 32). Различают желание получать ради собственной выгоды, которое характеризуется как себялюбие, т. е. желание получать с эгоистической мотивацией (hЭарот вэБиюрим 52), и получение из альтруистических побуждений (hЭарот вэБиюрим 17). Альтруистические желания и действия направлены на то, чтобы делать добро другим (hЭарот вэБиюрим 35). Высшей [4] ступенью альтруистической мотивации является желание доставить удовольствие Творцу (hЭарот вэБиюрим 53).

[4] Высший – тот, кто ближе по качествам к Творцу, т.е. к Сфире [2] Кэтэр [5], иными словами, к альтруистическому желанию.

[5] Кэтэр – означает «корона», «венец». Первая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Желание Дающего облагодетельствовать Свои творения [6].

[6] Когда у Него, да будет восславлено Его Имя, возникло желание сотворить мир, чтобы облагодетельствовать Свои творения и чтобы они познали величие Его и удостоились стать колесницей, вздымающей ввысь, чтобы прилепиться к Нему [7], да будет Он восславлен, Он создал и наделил Светом [8] одну точку из десяти (представляющих собой десять Сфирот [2] Акудим [9], пребывающих в одном сосуде [3] [11]), и не проявлялись они – Древо Жизни Аризаля [12], Шаар hаКлалим (Портал общих принципов), начало первой главы.

[7] И чтобы прилепиться к Нему - Дварим 11, 2230, 20Еhошуа 22,5.

[8] Хохма – означает «мудрость». Вторая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Получение еще не осознающим себя сосудом [3] (творением)  всего Света (т.е. наслаждения, когда пишется «Свет», обычно имеется в виду Свет Хохма, наслаждение от получения), который Дающий желает ему дать.

[9] Акудим – название мира, в котором внутренний и окружающий Света [10] связаны друг с другом и соударяются друг с другом. Как объясняет Бааль Сулам в Общем введении, п.5, это название происходит от «И связал Йицхака» (Бэрэйшит 22, 9) («И связал» на иврите передается как «ваяАкод», т.е. словом, имеющим тот же корень, что и Акудим). О соударении внутреннего и окружающего Светов см. во Введении в мудрость Каббалы, пп.33 – 42.

[10] Ор Пними (Внутренний Свет [8]) - это наслаждение, которое творение способно получить с альтруистической мотивацией. Ор Макиф (Окружающий Свет) - это наслаждение, которое творение неспособно получить с альтруистической мотивацией. Соударение внутреннего и окружающего Светов - это конфликт между творением, желающим получить только наслаждение, которое оно способно получить с альтруистической мотивацией, и Г-сподом, Желающим, чтобы творение получило все наслаждение, которое Он хочет ему дать.

[11] Пребывающий в сосуде [3] - полученный тем, кто получает.

[12] «Древо Жизни» - одна из важнейших книг по Каббале, написанная рабби Хаимом Виталем, учеником Аризаля.

[13] Мир – на ступени «миры Адам Кадмон [14], Ацилут [15], Брия [16], Ецира [18], Асия [20]» [23], нижняя [21] граница которой представляет собой ощущаемую нами реальность, - это Сфира [2] всего сущего. Кроме того, миром называется духовный объект, который объединяет в себе все то, что находится в мире Высшем [4] по отношению к нему, подобно печати и отпечатку, когда все, что присуще печати, полностью переходит в отпечаток с нее.

[14] Адам Кадмон (буквально «прежний человек») – Сфира [2] Кэтэр [5] всего сущего.

[15] Ацилут - означает питание, наделение [Светом [8] ], а также близость к Творцу: Значение слова Ацилут устанавливается по значению содержащего родственное слово выражения «Вээhье эцло» («И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его» (Мишлей 8, 30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день, веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение [с Творцом]). См. в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы". Мир [13] Ацилут – это Сфира [2] Хохма [8] всего сотворенного вместе взятого.

[16] Брия (буквально: творение [духовного объекта, отличающегося от Творца наличием желания получать]) – Сфира [2] Бина [17] всего сущего.

[17] Бина – означает «разум», «понимание», «разумение». Третья из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Исторжение Света Хохма [8] (отказ получать Свет Хохма) сосудом [3], осознавшим, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающим походить на Творца.

[18] Ецира (буквально: творение [с помощью ограничения Света [8], когда сосуд [3] получает только ту, часть Света, которую на данной ступени может получить] – Сфира [2] Зеир Анпин [19] всего сущего.

[19] Зеир Анпин или ТифэрэтЗеир Анпин означает «малый Лик», Тифэрэт означает «великолепие». Четвертая из пяти основных Сфирот [2], составляет Сфирот с четвертой по девятую из десяти Сфирот. Так же, как Бина [17], это сосуд [3], осознавший, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающий походить на Творца. Однако Зеир Анпин знает, что совсем без Света Хохма [8] не выжить, и получает минимальное количество Света Хохма необходимое для выживания.

[20] Асия – действие. Название самого нижнего [21] мира [13], Сфиры [2] Мальхут [22] всего сотворенного.

[21] Низший – тот, кто ближе по качествам к Сфире [2] Мальхут [22], иными словами, к эгоистическому желанию.

[22] Мальхут – означает «царство», Пятая из пяти основных Сфирот [2] и десятая из десяти Сфирот. Изначально желание получать ради получения.

[23] Ступень «миры [13] Адам Кадмон [14], Ацилут [15], Брия [16], Ецира [18], Асия [20]» - ступень, нижняя [21] граница которой представляет собой ощущаемую нами реальность, характеризуется наложением Цимцума [24] и свойствами Кав [25].

[24] Цимцум (буквально: сокращение, ограничение) – запрет получать Свет [8]. В мире [13] Адам Кадмон [14] наложен Цимцум Алеф (первый запрет) – запрет получения Света без альтруистической мотивации. Кроме этого, в мирах Ацилут [15], Брия [16], Ецира [18], Асия [20] наложен Цимцум Бет (второй запрет) – запрет получения Света в эгоистические сосуды [3] (сосуды ниже [21] Бины [17]).

[25] Кав ([одна прямая] линия, луч) – ступень, характеризующаяся тем, что сосуд [3] получает ничтожную долю Света [8] (потому что после первого запрета [24] творение способно получить с альтруистической мотивации лишь малую долю Света, что визуализируется тонкой трубкой, линией или мерным шнуром), и тем, что вдоль этой линии различаются верх и низ, т. е. более альтруистические ступени располагаются выше, ближе к Творцу, т.е. к ассоциируемой с Ним ступени Кэтэр [5], а более эгоистические – ниже, ближе к получению ради себя, т.е. Мальхут [22]. Такие свойства проявляются на ступени «миры [13] Адам Кадмон [14], Ацилут [15], Брия [16], Ецира [18], Асия [20]» [23].

[26] Раскрытие Б-жественности Его, да будет Он восславлен, Его творениям в Этом Мире - И когда возникло у Него желание простое - сотворить миры [13] и наделить Светом [8] Нээцалим [27], чтобы явить свету совершенство деяний Своих и Имена Свои и названия Свои, ибо такова была причина Сотворения миров. См. Древо жизни с Паним Меирот, Ветвь первая, п. Бет. См. также Учение о десяти Сфирот [2], часть первая, глава первая, тема вторая.

[27] Объяснение относящегося к творению понятия Нээцаль см. здесь, в статье «Что такое Маациль [28]», см. также объяснение понятия «Ацилут [15]» в начале Ор Шалом к п. 67 «Введения в мудрость Каббалы».

[28] Маациль. Любая причина по отношению к стадии, вытекающей из нее, называется Маациль. Кроме того имя Маациль заключает в Себе распространение Света [8] [к сосуду [3] ], а также сосуд, получающий Свет. (Бааль СуламУчение о десяти Сфирот [9], ч. 1, ответ на вопрос 27, стр. 32). Рабби Барух Ашлаг писал в своем комментарии к этому ответу: Каков источник сосуда? Ответ: «Его желание облагодетельствовать Свои творения» [6] создало сосуд, то есть создало ощущение нехватки, чтобы возжелало оно получить наслаждение и удовольствие. Следовательно, Маациль создал сосуд, и кроме того Он дал ему Свет; поэтому как Свет, так и сосуд заключены в имени «Маациль». В другoм комментарии рабби Барух Ашлаг писал: Маациль – это Тот, Кто «наделяет», а низший [21] – это тот, кто получает.

[29] Рабейну – наш рав (наш учитель и господин; тот, кто выше нас).

[30] Пшат (простой смысл), Сод (тайна) – см. Пардес.

[31] Канаф – это слово, имеющее тот же корень, что и слово йиканеф («будет сокрыт»), используемое в (Ешаяhу 30, 20).

[32] «Частное владение» - человеческая душа.