Рабби Еhуда Ашлаг. Сущность религии и ее цель. С hЭарот вэБиюрим (Замечаниями и комментариями) рава Авраама Мордехая Готлиба (черновик, перепечатка запрещена)

 

«Провидение Его, да будет Он восславлен, является целенаправленным»

 

Судя по всем природным системам, представленным нашим очам, нам понятно, что к какому бы из четырех классов (неживая природа, растительный мир, животный мир и класс говорящих) ни относилось малое творение, мы находим, что они как все вместе, так и каждое в отдельности, подвластны целенаправленному Провидению, то есть [им присуще] медленное поступательное развитие, эволюционным путем, от предыдущей стадии к последующей, подобно плоду на дереве, за которым ухаживают ради благой цели, чтобы в конце концов он превратился в приятный плод, усладу жизни твоей.

 

Пойди-ка и спроси ботаника, через сколько стадий развития проходит этот плод с момента появления пред нашими глазами до полного созревания, когда он готов к употреблению. Причем ни на одной из стадий, предшествующих созреванию, он не просто не предстает перед нами готовым к превращению в созревший, приятный и сладкий плод, но вдобавок, как назло, он кажется нам противоположным своей зрелой форме по свойствам; то есть чем слаще плод в конце, тем горше и невзрачней он оказывается на предыдущих стадиях своего развития. Так и в животном мире и среди говорящих: когда в конце созревания животному не достает разума, оно не кажется таким ущербным в процессе своего развития в отличие от человека, чей разум преумножается в конце созревания и весьма ущербен в процессе развития; как новорожденный теленок может считаться быком, то есть у него есть силы, чтобы стоять на ногах и ходить, и разум, чтобы оградить себя от бед, которые подстерегают его на его пути; новорожденный же младенец, напротив, лежит, будто без чувств. И если мы представим, что кто-то незнакомый с этим миром наблюдал бы за этими двумя детенышами, он бы, несомненно, сказал о новорожденном младенце, что и в конце [развития] он ничего не добьется, а о новорожденном животном он бы сказал, что тут родился богатырь (то есть если бы он судил по тому, насколько разумен теленок по сравнению с глупеньким и бесчувственным ребенком).

 

Тебе ведь бросается в глаза, что Провидение Его, управляющее реальностью, которую Он создал, напоминает не что иное, как "целенаправленное Провидение", независимо от того, в каком порядке идут стадии развития, ибо путь развития [творений], наоборот, обманчив и мешает нам понять его итог, поскольку [промежуточные стадии] всегда противоположны тому, что [получается] по завершении работы, и о подобных вещах мы говорим: ум приходит с опытом, ибо только опытный человек, имеющий возможность увидеть творение на всех стадиях его развития вплоть до завершающей, может успокоить страсти, совершенно не пугаясь тех искаженных картин [испорченных состояний], которые наблюдаются у творения в процессе развития, но веря, что когда все завершится, [творение] будет прекрасным и весьма (а причина того, что именно такой порядок эволюционного развития обязателен для каждого творения, хорошо объясняется в каббалистическом учении; и здесь не место продолжать об этом).

 

hЭарот вэБиюрим

 

136) Ибо [для объектов, рассматриваемых] в Каббалистической мудрости, характерна ступенчатая структура, соответствующая расположению [букв] в Четырехбуквенном Имени Йуд-Кэй Вав-Кэй. Ибо творению присуще развитие в определенном порядке от одной ступени к другой, сверху вниз, и постепенно в нем образуется присущее ему  желание получать, начиная с Кэтэр [1] и кончая Мальхут [5]. И в Мальхут завершается [нисхождение] желания получать на свое место, т.е достигает совершенства страстное желание Высшего Света [4], и тогда сосуд [3] способен получать Высший Свет. И после того, как он постепенно постигает все желание получать, он начинает постепенно постигать исправление этого желания получать, снизу вверх, сначала легкое исправление, а затем исправление все более сильных [желаний], пока в конце концов не удостоится полностью исправить желание получать, и тогда оно станет мотивироваться альтруистическими побуждениями. Следовательно развитие желания получать происходит в порядке расположения ступеней, чтобы и исправление могло достигаться в порядке расположения тех же ступеней.

 

Итак, хотя мы ощущаем себя испорченными в нашей личной жизни и видим огромный недостаток совершенства и удаление от совершенства, тем не менее мы должны верить мудрецам, достигшим завершения исправления и говорящим нам, что все состояния испорченности суть промежуточные состояния, т.е. состояния перехода со ступени на ступень, назначение которых причинно-следственным способом толкать нас к исправлению. И порча сопутствует всем уровням – как частным, так и общим, и всем областям, ибо пока человек не достигает слияния с Г-сподом, да будет Он восславлен, в его жизни не происходит исправления. И на всех упомянутых выше уровнях необходимо верить мудрецам, чтобы не прийти к заключению о надежности того, что мы видим и ощущаем, а поверить, что сценарий является совершенно иным, чем то, что мы можем постичь за короткое время в ограниченном пространстве. Следовательно назначение веры в то, что говорят мудрецы, заключается в том, чтобы дать нам уверенность (на ступени окружающего Света [6]), чтобы благодаря ей мы не ослабляли усилий, совершая нашу работу, несмотря на все неудачи и проявления испорченности, а верили, что все до мельчайшей подробности – это часть сценария движения по ступеням ради нашего блага. И поэтому каждый человек должен прилепиться к такому мудрецу, который, продвигаясь со своей ступени, уже достиг завершения исправления и конца пути, и положиться на него. И если у человека еще продолжается период подготовки, то эта вера стимулирует его. И если человек постигает этот самый окружающий Свет, опираясь на веру в то, что говорят мудрецы, то это вызывает у него радость уже в настоящее время благодаря тому, что он извлекает выгоду из того, чего он благодаря своим страданиям достигнет в будущем. И возникает вопрос: разве то, что страдания невелики, достигается благодаря его вере? На это нужно ответить, что это зависит от того, работает ли он в правой или левой линии, т.е. работа в правой линии – это время постижения Света веры, а в левой линии надлежит вновь ощутить нехватку и страстное желание совершенства [7].

 

[Продолжение текста Бааль Сулама]

 

Теперь мы тщательно разъяснили, как в нашем мире осуществляется Провидение Его, да будет Он восславлен, и что Оно является не чем иным, как целенаправленным Провидением, и что в Нем неразличимо совершенно никакого добра, пока не будет творение доведено до его конечной точки [развития], в которой обретет оно совершенство и завершится его подготовка; и наоборот, с точки зрения наблюдателей, путь его развития будет всегда обернут в испорченную обертку; ведь на твоих глазах, Г-сподь, да будет Он восславлен, одаряет Свои творения всегда исключительно одним добром, но это добро исходит от Него, да будет Он восславлен, в форме целенаправленного Провидения.

 

hЭарот вэБиюрим

 

137) Комментарий. Только когда человек достигает совершенства и завершается его подготовка – это означает полное исправление любви к Г-споду и трепета перед Ним при абсолютном слиянии [с Ним]; тогда в Нем полностью различим Атрибут Добра. А до этого испытываются страдания и человек должен верить, что эти страдания к добру, но что добро, заключенное в них раскрывается в конце процесса. Но и в течение этого процесса он должен верить, что они оказывают на него положительное воздействие и их следствием является его переход в лучшие состояния.

 

Добро существует всегда; ведь когда мы видим большое дерево, мы должны понимать, что оно, несомненно было уже заключено в первоначальном семени, ведь тебе не дано [увидеть] ничего из того, чего бы не было в нем, а лишь то, что [тогда еще] не раскрылось. Т.е., если добро раскрывается в конце процесса, то оно, несомненно, существовало на промежуточных ступенях, но [еще] не раскрылось, а было сокрыто внутри.

 

***

 

Уточнения

 

Провидение Его, да будет Он восславлен, преследует определенную цель, но в процессе Его осуществления есть различные ступени и стадии.

 

Только тот, кто видел конечное совершенство, способен облегчить страдания тех, кто в пути, и дать правильный совет. Только тот человек, кто уже удостоился завершения исправления, может вести за собой народные массы, каждого в соответствии с его ступенью. Завершение исправления, если его понимать в общих чертах, называется «полным избавлением». И нужно знать, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, раз в несколько поколений посылает душу, лично достигающую полного избавления, завершения исправления, прихода Машиаха и воскресения мертвых, т.е. максимума возможного, и только такие люди могут дать наставление всему народу.

 

Причина существования ступеней, следующих в определенном порядке

 

Согласно Каббалистической мудрости творение, т.е. Сфира [2] Мальхут [5], появляется постепенно, после появления друг за другом ступеней Кэтэр [1], Хохма [8], Бина [9] и Зеир Анпин [10] и не может появиться сразу же. Ведь не может быть, чтобы большое и даже очень большое желание получать появилсь непосредственно из Него, да будет Он восславлен и из альтруистического желания. И как это понимается при появлении четырех ступеней прямого Света [11] [12], так это должно пониматься и при формировании каждого творения. Ибо материальные структуры происходят из Духовных источников, а их неотъемлемым свойством является ступенчатость.

 

В недельном чтении Ваейцей написано: «И снилось ему: вот лестница, установленная на земле, верх которой достигает Небес» [13]. Эта лестница составлена из множества ступеней. Святая книга Зоар гласит: лестница указывает на Духовные миры [15] Ацилут [14], Брия [17], Ецира [18], Асия [19]. И в кажлом мире есть частные ступени и ступени ступеней, и все это ступени Духовного. Следовательно Святой [Творец], да будет Он восславлен, спустил лестницу со ступенями сверху вниз ради человека, и именно эту лестницу описывает Каббалистическая мудрость.

 

Служение Г-споду происходит в обратном порядке, который объясняет, как человек должен подниматься по этим ступеням снизу вверх. Следовательно самая высокая ступень лестницы служит нашему благу, ибо иначе мы бы не были способны подниматься по лестнице.

 

Примечания переводчика

---------------------------------

[1] Кэтэр – означает «корона», «венец». Первая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Желание Дающего облагодетельствовать Свои творения.

[2] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд [3] и Свет [4], который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар, фрагмент Роза, п.1, второй абзац.

[3] Сосуд – желание получать

[4] Свет – наслаждение

[5] Мальхут – означает «царство», Пятая из пяти основных Сфирот [2] и десятая из десяти Сфирот. Изначально желание получать ради получения.

[6] Ор Макиф (окружающий Свет [4]) – часть наслаждения, не полученная творением. Его однако можно получить в небольшом количестве, как Свет, светящий издалека.

[7] Работа в правой и левой линии разъясняется как Принцип тринадцатый системы служения Г-споду, практикуемой Бааль Суламом.

[8] Хохма – означает «мудрость». Вторая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Получение еще не осознающим себя сосудом [3] (творением)  всего Света (т.е. наслаждения, Света Хохма), который Дающий желает ему дать.

[9] Бина – означает «разум», «понимание», «разумение». Третья из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Исторжение Света [4] (отказ получать Свет) сосудом [3], осознавшим, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающим походить на Творца.

[10] Зеир Анпин или Тифэрэт – Зеир Анпин означает «малый Лик», Тифэрэт означает «великолепие». Третья из пяти основных Сфирот [2], составляет Сфирот с четвертой по девятую из десяти Сфирот. Так же, как Бина [9], это сосуд [3], осознавший, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающий походить на Творца. Однако Зеир Анпин знает, что совсем без Света [4] не выжить, и получает минимальное количество Света необходимое для выживания.

[11] Ор Яшар (прямой Свет [4]) – наслаждение, которое Творец стремится дать творению.

[12] Появление четырех ступеней (Хохма [8], Бина [9], Зеир Анпин [10] и Мальхут [5]) прямого Света [11] описывается во Введении в мудрость Каббалы, пп. 3 – 11.

[13] И снилось ему: вот лестница, установленная на земле, верх которой достигает НебесБэрэйшит 28, 12.

[14] Ацилут - означает питание, наделение [Светом [4] ], а также близость к Творцу: Значение слова Ацилут устанавливается по значению содержащего родственное слово выражения «Вээhье эцло» («И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его» (Мишлей 8, 30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день, веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение [с Творцом]). См. в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы". Мир [15] Ацилут – это Сфира [2] Хохма [8] всего сотворенного вместе взятого.

[15] Мир – на ступени «миры Адам Кадмон [16], Ацилут [14], Брия [17], Ецира [18], Асия [19]» [20], нижняя граница которой представляет собой ощущаемую нами реальность, - это Сфира [2] всего сущего.

[16] Адам Кадмон (буквально «прежний человек») – Сфира [2] Кэтэр [1] всего сущего.

[17] Брия (буквально: творение [духовного объекта, отличающегося от Творца наличием желания получать]) – Сфира [2] Бина [9] всего сущего.

[18] Ецира (буквально: творение [с помощью ограничения Света [4], когда сосуд [3] получает только ту, часть Света, которую на данной ступени может получить] – Сфира [2] Зеир Анпин [10] всего сущего.

[19] Асия (буквально: действие) – Сфира [2] Мальхут [5] всего сущего.

[20] Ступень «миры [15] Адам Кадмон [16], Ацилут [14], Брия [17], Ецира [18], Асия [19]» - ступень, нижняя граница которой представляет собой ощущаемую нами реальность, характеризуется наложением Цимцума [21] и свойствами Кав [22].

[21] Цимцум (буквально: сокращение, ограничение) – запрет получать Свет [4]. В мире [15] Адам Кадмон [16] наложен Цимцум Алеф (первый запрет) – запрет получения Света без альтруистической мотивации. Кроме этого, в мирах Ацилут [14], Брия [17], Ецира [18], Асия [19] наложен Цимцум Бет (второй запрет) – запрет получения Света эгоистические сосуды [3].

[22] Кав ([прямая] линия, луч) – ступень, характеризующаяся тем, что сосуд [3] получает ничтожную долю Света [4] (потому что после первого запрета [21] творение способно получить с альтруистической мотивации лишь малую долю Света, что визуализируется тонкой трубкой, линией или мерным шнуром), и тем, что вдоль этой линии различаются верх и низ, т.е. более альтруистические ступени располагаются выше, ближе к Творцу, т.е. к ассоциируемой с Ним ступени Кэтэр [1], а более эгоистические – ниже, ближе к получению ради себя, т.е. Мальхут [5]. Такие свойства проявляются на ступени «миры [15] Адам Кадмон [16], Ацилут [14], Брия [17], Ецира [18], Асия [19]» [20].