Рабби Еhуда Ашлаг. Взаимная ответственность (продолжение статьи Дарование Торы). П.22. С hЭарот вэБэюрим (черновик, перепечатка запрещена)

22) А опирается рабби Элазар, сына рабби Шимона, на стих Танаха «А один грешник погубит много хорошего» [1], ибо уже объяснялось выше (в п. 20), что достигаемое человеком возвышенное ощущение, приходящее от соблюдения заповедей "между человеком и Творцом", совершенно эквивалентно возвышенному ощущению, которое достигается им во время соблюдения заповедей, касающихся человеческих взаимоотношений; ибо все заповеди необходимо выполнять ради самой Торы, без каких-либо эгоистических ожиданий, то есть когда нет никакого отблеска надежды в качестве компенсации за свои усилия получить какую-то награду или почести и тому подобное; поскольку здесь, в этой высокой точке, любовь к Г-споду и любовь к ближнему действительно сливаются воедино (как упомянуто выше, в п. 15); и оказывается, что этим человек вызывает некоторое продвижение вверх по лестнице любви к другим у всех сынов мира вместе взятых; так как этот шаг вверх, большой или малый, на который индивид продвигает мир, благодаря своим делам, в конце концов в будущем окажется добавленным на чашу весов мира, склоняемую в сторону заслуг, потому что и его доля вносит вклад и присоединяется к общему перевесу (как сказано выше в п. 20); внимательно прочитай приведенный там пример человека, взвешивающего кунжут.

hЭарот вэБиюрим

108) Здесь, в этой высокой точке, любовь к Г-споду и любовь к ближнему действительно сливаются воедино. Комментарий. Как говорил он выше, в п. 13, ничего из того, что находится вне человека, не считается «моей реальностью», и нет разницы, Творец это или другой человек. И поэтому, когда человек задумывает совершить поступки ради того, чтобы доставить удовольствие другому, это им рассматривается как бессодержательный и бессмысленный поступок. А когда происходит чудо и Святой [Творец], да будет Он восславлен, дает человеку новое сердце, т.е иную природу, а именно альтруистическое желание и любовь к другим, человек начинает любить других, и нет разницы, Святой ли это [Творец], да будет Он восславлен, или другой человек. И поэтому заповеди, касающиеся отношений между людьми, и те, что затрагивают отношения между человеком и Тем, кто вбирает в Себя весь мир, - это одно и то же. Кроме того, целью жизни человека в Этом Мире воистину является установление связи с Г-сподом, да будет Он восславлен. Вдобавок, какие бы действия, связанные с любовью к другим, человек ни планировал, он никогда не думает о внешних вещах, касающихся другого, а лишь о присущей ему части Б-жественности, т.е. о Г-споде, да будет Он восславлен, облачившемся в него.

109) Рабейну [2] Бааль Сулам учит нас, что помыслы и желания подобно сигналам распространяются во Вселенной, т.е. помыслы и желания переходят от человека к другим людям. И поэтому как человет ведет себя, так с его точки зрения ведет себя весь мир. И хотя его альтруизм не воспринимается, как склонение чаши весов, тем не менее каждый человек, несомненно, вносит свой вклад, влияя на мир именно таким неосязаемым образом. И если человек склоняет чашу своих весов в сторону заслуг, т.е. в сторону любви к другим и любви к Г-споду, то он передает всему миру такие же сигналы – сигналы любви и неприятия эгоизма. И наоборот, когда человек склоняет чашу своих весов в сторону вины, т.е. склоняет ее в сторону себялюбия, то он передает миру сигналы себялюбия и таким образом, с его точки зрения, склоняет чашу весов всего мира в сторону вины. И здесь необходимо различать две ситуации: 1) если человек занимается служением Г-споду и происходит его падение, т.е. им овладевает себялюбие, и от этого он испытывает страдания, то его деяния приведут к тому, что люди всего мира будут испытывать страдания от своего себялюбия. 2) Если же совершающий эгоистические поступки мирится с этим, то и на мир он оказывает такое же воздействие: люди также будут мириться со своим себялюбием.

Необходимо отметить, что чем сильнее личность человека, т.е. чем сильнее его желания, тем более значительное воздействие он сможет оказать на мир. В книге «При Хахам (Плод мудреца). Статьи» он приводит такой пример: подобно тому, как в природе мы видим, что большая рыба заглатывает маленькую, так и тот, кто испытывает большое желание, даже поневоле оказывает воздействие на испытывающего малое желание. И можно сказать, что чем больше человек связан с Г-сподом, тем более насыщенной внутренней жизнью он живет; во всяком случае, он сможет оказать большее воздействие на других. Но когда человек не соединяется с Г-сподом, у него меньше жизненных сил; во всяком случае, его альтруизм меньше, и это проявляется как в позитивном, так и в негативном.

Таким образом, понятно, что человеку не нужно бежать в мир, передавать информацию, пользоваться средствами связи, возвращать [людей] к Б-гу, распространять [Тору],  заботиться, чтобы у него было как можно больше учеников и хасидов, но согласно сказанному выше, нам будет достаточно, если мы сами вернемся к Б-гу, и этим мы сделаем для мира гораздо больше. См. также Предисловие к книге Зоар, п.65 и далее.

И примеры тому мы видели среди людей Б-жьих; например Бааль Сулам сидел в маленькой комнатке, совершал свое служение, а книги, которые он оставил после себя продолжают менять мир. Но у него самого не училось даже миньяна учеников.

В самых общих чертах, когда человек совершает действия, возвращающие его к Б-гу, то в конце концов то же происходит с другими. И наоборот, когда человек сам еще не вернулся к Б-гу, но уже бежит возвращать других, то свечение, которое он излучает наружу, проистекает из его внешней части и в большой мере является лживым.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

А совершающий одно прегрешение, что означает, что не может он преодолеть и подавить нечистое себялюбие и поэтому погрязает в воровстве и подобных [преступлениях], оказывается склоняющим чашу весов, свою и всего мира, в сторону вины.

hЭарот вэБиюрим

110) Погрязает в воровстве и подобных [преступлениях]. Заметим, что наши мудрецы, да будет память о них благословенна, говорят (в [Вавилонском Талмуде], трактат Санhедрин), что Адам hаРишон воровал. И объяснял Адмор, да будет благословенна память о праведнике [3], что воровство – это перевод из владения других в свое владение [4]. И вот Адам hаРишон, поскольку притянул Б-жественный Свет, называющийся «древом познания», внутрь своих эгоистических сосудов, то следовательно он таким образом перевел Свет из владения Творца, т.е. из владения любви к другим, в пределы частного владения, т.е. владения себялюбия. И из этого следует, что понятие воровства относится не к конкретному факту воровства, а все, что Адам делает ради удовлетворения своего себялюбия, называется воровством. Как говорят наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Если он поел и не произнес благословения, то считается, что он ворует у своих Отца и Матери, т.е. у Святого [Творца], да будет Он восславлен, и Его Шхины». Здесь проводится та же идея, потому что произнести благословение означает связать еду с Дающим, т.е. я ем не ради собственной выгоды, а причиной моей еды является желание Дающего. Во всяком случае, если не связать еду с Дающим, она считается подобной воровству.

Но необходимо разобраться в следующем: в Предисловии к Учению о десяти Сфирот то, склоняет ли человек чашу весов в сторону заслуг или вины, связывается с темой веры, т.е. с тем, верит ли человек, что Творец управляет миром из добрых побуждений, или нет, а здесь он больше говорит о любви к другим!? Ответ: это то же самое, ибо тот, кто верит в Провидение Г-спода, да будет Он восславлен, являющегося Добрым и Творящим добро, верит и в то, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, облачается в других во всем окружающем его мире, желая сделать добро; во всяком случае, что Он по природе Своей делает добро другим. Напротив, тот, кто воспринимает деяния Творца, как зло, так или иначе считает, что деяния Творца, облачившиеся в окружающий его мир, есть действия ради получения; во всяком случае, Он желает получать, а не давать.

*** 

Уточнения к п.22

 Два вида заповедей: заповеди, касающиеся отношений между людьми, и заповеди, касающиеся отношений между человеком и Тем, Кто вбирает в Себя весь мир, одинаково воздействуют на душу человека.

Что такое семечко кунжута? Это очень маленький предмет, который почти ничего не весит. Человек смотрит на себя и говорит: я такой же маленький, как возможно, чтобы совершаемые мной действия вызвали склонение чаши весов всего вместе взятого? Бааль Сулам говорит: Да! Несмотря на то, что человек мал и его действия не являются масштабными, он вызывает склонение чаши весов всего мира.

По мере того и благодаря тому, что все больше людей склоняются к любви к другим, вызываются изменения всего мира. Это подобно тому, как человек, добавляющий в хранилище по зернышку, если прилагает постоянные усилия, в конце концов накапливает значительное количество.

[Окончание текста Бааль Сулама]

Ведь когда нечисть себялюбия выходит наружу, низкая природа творения возвращается и усиливается, и следовательно он несколько уменьшает вес на чаше, склоняемой в сторону суммы всех заслуг, подобно тому, как один человек возвращается и снимает с чаши весов то самое одно семечко кунжута, которое туда положил его ближний; а значит он точно в той же мере несколько усиливает перевес чаши вины, то есть он возвращает мир назад; и об этом говорили: «А один грешник погубит много хорошего» [1], ибо из-за потери контроля над своими мелкими прихотями, он стимулировал регресс духовности всего мира.

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] А один грешник погубит много хорошего - Коhелет, 9, 18.
[2] Рабейну – наш рав.
[3] Адмор, да будет благословенна память о праведнике – рабби Барух Ашлаг.
[4] Рабби Барух Ашлаг объяснял, что воровством называется переход из владения других во владение Адама, в Ор Шалом к Введению в Мудрость Каббалы, п.41. Не подтверждающаяся ссылка на трактат Санhедрин взята оттуда же.