Из
книги р.
Авраама Мордехая
Готлиба
"Сулам"
(Лестница). Публ.
22. Черновик.
Перепечатка
запрещена
Часть
первая. Жизнь и
учение рабби Еhуды Ашлага
Глава
вторая. Основы
системы
служения Г-споду,
практикуемой
нашим равом
(в самых
общих
чертах).
10. Принцип
13.
Понятие
правой и
левой [линии]: в самых
общих чертах
работа
человека
должна
делиться на
две части – на
день и ночь:
день – это
ступень правой
[линии]; на
этой ступени
человек
работает
большую часть
времени. И в
это время
человеку
запрещено
концентрировать
свое
внимание на
себе,
смотреть, чего
он достиг и
чего он не
достиг,
занимаясь
своим
исправлением,
а это время
предназначено
только для
того, чтобы
обратить
внимание на
величие Г-спода,
да будет Он
восславлен. И
чем больше
человек
увлечен этим
делом, чем
больше
внимания он
обращает на
величие Г-спода,
да будет Он
восславлен,
тем больше он
радуется.
Ведь он
прилепляется
к Владыке
мира, и нет в
жизни
человека
большего
счастья, чем всецело
прилепиться
[к Нему] таким
чудесным
образом. И
тогда
человек может
радоваться
даже самой
крохотной частице
Святости, ибо
он обращает
внимание не
на величие
даяния, а на
величие
Совершающего
это даяние. И
эта ступень
называется «Отец
дает белое
семя» [1], где
«белое семя»
означает
«совершенство».
А также она
называется «правая
рука приближает»
[2], ибо таким
образом
человек
обретает
страстное
желание
приблизиться
к Г-споду,
да будет Он
восславлен.
Рассмотрим
такой пример:
человек не
думал о Г-споде
весь день,
занимаясь
делами
материального
мира, и вдруг
вспомнилось
ему о
существовании
в мире
Творца. Если
он обращает
внимание на
величие Г-спода,
да будет Он
восславлен, и
совершенство
Его
Провидения,
то он должен
тотчас же и
мгновенно
возблагодарить
Г-спода
за то, что Он
дал ему
приблизиться
к Себе, ибо
необходимо
верить, что
любая мысль
приходит к
человеку при
непосредственном
участии Г-спода,
да будет Он
восславлен. И
поскольку
человек
находится в
самом низу, а
Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен –
на самом
верху, человеку
надлежит
радоваться
любой
мельчайшей
частице
Святости,
которой он
обладает, и
он должен
знать, что
даже это не
является его
достижением.
Но есть
другая
возможность:
вместо того,
чтобы
радоваться
тому, что Г-сподь
взывает к
нему и
пробуждает
его, он
печалится,
потому что в
это время
тело [3] спрашивает
его: «О чем
размышлял ты
сегодня?
Разве ты не
думал только
о
материальном,
а теперь вдруг
вспомнилось
тебе, что в
мире существует
Г-сподь?» И
поскольку
существует
закон: «В том
месте, о
котором
человек
думает, он и
находится»; и во
всяком
случае, потому,
что все его
мысли
связаны с
материальными
проблемами и
неприятностями,
этой возможности
человек
должен
остерегаться.
Этот
пример
демонстрирует
нам сущность
работы на
[ступени]
правой
[линии], ибо
человеку
надлежит
работать над
противодействием
своему разуму
и знаниям и
своему телу [3]
и радоваться
каждой
мельчайшей
частице
Святости, каждой
заповеди,
каждой мысли,
касающейся Г-спода. И
суть работы
человека
заключается
в необходимости
прилагать
усилия к
тому, чтобы пребывать
в радости
пред Ликом
Его, да будет
Он
восславлен.
Но он должен
позаботиться
о том, чтобы
радоваться,
как
заповедано
ему, т.е. чтобы
радость в
своей основе
была вызвана
близостью к Г-споду, да
будет Он
восславлен,
тем, что
человек удостоился
приблизиться
к Владыке
мира.
Вторая
часть работы
человека
должна
занимать
небольшую часть
времени его
работы над
собой, и она
называется
ступенью ночь
и ступенью левой
[линии]. И в
это время
человек
должен
обратить
внимание на
себя и
увидеть,
насколько он
продвинулся
по всем
пунктам
важным для
служения Г-споду: в
любви к
другим, в
вере, в
трепете
перед Г-сподом,
в любви к Г-споду
и т.д. И тогда
человек
видит, что
находится внизу,
и может
умолять Г-спода,
да будет Он
восславлен,
помочь ему. И
это положение
называется
левой
[линией]
потому, что
левая [сторона]
указывает на
то, что нужно
исправить.
Как говорили
наши мудрецы,
да будет память
о них
благословенна:
«Откуда
известно, что
тфиллин
накладывается
на левую
руку? Ибо
сказано: Да
будет он
знаком на
руке твоей [4] –
слабой руке [5]
[6], ее сила – как
у женщины [7]». Мы
видим, что левая
рука
символизирует
слабость.
Такое
состояние соответствует
ступени «его
мать дает
красное семя»
[1], т.к. красное
семя
символизирует
также
опасность и
трудные ситуации.
И это
состояние
характеризуется
также словами
«левая рука
отталкивает» [2],
ибо в
результате
критического
анализа человек
видит, что
ему далеко до
Святости.
Так вот
человеку
надлежит
пребывать в
этих двух
состояниях,
отделяя одно
от другого, т.е.
большую
часть дня,
когда он
занимается
работой на
[ступени]
правой
[линии], он не
должен думать
ни о чем, что
связано с
левой
[линией], а если
ему приходят
такие мысли,
прогонять их,
откладывая
до времени,
им самим
установленного
для работы на
[ступени]
левой [линии].
И именно об
этом говорил
царь Давид, мир
ему: «Пробужу
я утреннюю
зарю» [8], и
говорили
наши мудрецы,
да будет
память о них
благословенна:
«Я пробуждаю
утреннюю
зарю, а не заря
пробуждает
меня» [9]. И
объяснял
славящийся
своей
Святостью адмор рав
Барух Шалом [Ашлаг]:
«’Утренняя
заря’
означает ‘поиск’
[10], это
указывает на
самоанализ
человека. И говорит
царь Давид: ‘Я
начинаю
самоанализ в
установленное
мною время, и
желание
начать
самоанализ
не приходит ко
мне, когда
ему
вздумается’.
И это
объясняет
слова: ‘Я
пробуждаю
утреннюю
зарю, а не
заря пробуждает
меня’». Конец
цитирования
слов Святого
праведника.
И
благодаря
тому, что
человек
ходит по двум
этим линиям,
он удостаивается
продвижения
в Святости и
соединения с
Владыкой
мира, ибо «отец
дает белое
семя», т.е.
правую линию,
а «его мать
дает красное
семя», т.е.
левую линию,
а затем «Святой
[Творец], да
будет Он
восславлен,
дает [ступень]
Нэшама» [1],
т.е. человек
удостаивается
обретения
души для
жизни в Святости
во всем, к
чему бы он ни
обратился. И
это
объясняет
слова «Правая
[линия], левая
[линия], а
между ними –
невеста» (песни
вечерней
трапезы в
Шабат), т.е.
Святая Шхина [11]
пребывает
между двумя
этими
линиями, ибо тому,
кто ходит по
двум этим
линиям,
раскрывается
Шхина,
когда он
становится
готовым к
этому.
Говорил
славящийся
своей
Святостью адмор рав
Барух Шалом [Ашлаг], да
хранят нас
его заслуги:
«Почему нужна
как работа в
правой
[линии], так и
работа в левой
[линии]? Ответ:
работа в
правой линии
необходима потому,
что человек
не может жить
негативными
[переживаниями],
а самоанализ
и негативное
могут
привести к
отчаянию, к
горю, к несовершенству
его действий.
Работа в
левой линии
необходима
потому, что
человек
должен
понять
важность
служения Г-споду. И
если человек
довольствуется
малым и радуется
своей доле,
то у него ни в
чем нет недостатка
и он не
стремится к
какому-либо
продвижению
в служении Г-споду.
Однако «Его
желание
облагодетельствовать
Свои
творения» [12] хочет,
чтобы эти
творения
получили от
Него, а получить
можно только
благодаря
ощущениям
нехватки.
Следовательно,
находясь
только в
состоянии
радующегося
своей доле,
невозможно
понять мир, и
с помощью
одних только
ощущений
нехватки
также
невозможно
понять мир,
ибо ощущения
нехватки не
придают силы
двигаться
вперед».
Конец
цитирования
слов Святого
праведника.
Он также
говорил: «Правая
[линия] укрепляет
левую, а
левая – укрепляет
правую. Ибо, [работая]
в правой [линии],
человек
представляет
себе величие
и высоту Г-спода,
да будет Он
восславлен, а
затем, когда
переходит к [работе]
в левой [линии],
во время
которой он
занимается
самоанализом,
оказывается,
что чем
больше он
постиг
величие Г-спода,
тем лучше он
видит, что
его
поведение
совершенно
не достойно
того, кто стоит
перед столь
великим Владыкой,
и это
усиливает
его ощущение
нехватки. С
другой
стороны, чем
более приниженным
он себя
ощущает, тем
больше он
нуждается в
укреплении
своей веры в
величие Г-спода
в правой
линии, ибо
это является
топливом для
его работы.
Таким
образом эти
линии приносят
пользу друг
другу.
Следовательно
пребывающий
на [ступени] одной
линии, т.е.
тот, кто
совершенно
не занимается
самоанализом
и не делает
самоанализ
правилом,
ощущает, что
делает добро
Творцу,
выполняя Его
заповеди; поэтому
он требует
вознаграждение
за все свои
действия без
исключения. Поэтому
он ощущает
себя великим,
а Творца –
малым. Левая
линия
означает, что
человек видит
себя малым. Правая
линия
означает, что
он постигает,
что Творец велик,
а человек мал».
Конец
цитирования
слов Святого
праведника.
Примечания
переводчика
---------------------------------
[1] Учат
мудрецы: три
партнера
вносят вклад
в создание
человека:
Святой
[Творец], да
будет Он восславлен,
его отец и
его мать. Его
отец
извергает
белое семя,
из которого
происходят
кости, жилы,
ногти, головной
мозг и белки
глаз. Его
мать
выделяет
красное семя,
из которого
происходят
кожа, плоть,
волосы и
зрачки глаз.
А Святой
[Творец], да
будет Он восславлен,
дает ему
[уровни души] Руах и Нэшама,
а также
красоту –
лику [его],
зрение – очам,
слух – ушам,
дар речи –
устам, ход –
ногам, [и ему – ]
понимание и
разумение –
Вавилонский
Талмуд, трактат
Нида, стр. 31А.
[2] Правая
рука
приближает,
левая рука
отталкивает
– Во второй
книге Мелахим,
глава 5,
рассказывается,
как пророк Элиша
излечил от
проказы арамейского
военачальника
Наамана
и отказался
принять дары,
которые Нааман
хотел дать в
знак
благодарности.
Однако Гейхази,
слуга Элиши,
взял дары без
ведома Элиши.
За это Элиша
наслал
проказу на
него и все
его
потомство. В
Вавилонском
Талмуде, трактат
Сота,
стр. 47А,
говорится,
что Элиша
болел трижды,
и во второй
из этих трех
раз – из-за
того, что
«оттолкнул Гейхази
обеими
руками», т.е.
сурово
наказал, не
дав совершить
покаяние.
«Учат
мудрецы:
пусть всегда левая
рука
отталкивает,
а правая –
приближает:
не как Элиша
оттолкнул Гейхази
обеими
руками и не
как Еhошуа бен Парахия
(это имя по
другой
версии
заменяется
на Иисус из
Назарета)
оттолкнул
[одного из
учеников]
обеими
руками»
(наказал
отлучением
от общины за
неосторожное
высказывание
и также не
дал
совершить
покаяние). В
конце этого
рассказа
Талмуд
повторяет:
«Природа
маленького
ребенка и
женщины
такова, что
пусть левая
рука
отталкивает,
а правая –
приближает». Напомним,
что Бааль
Сулам
упоминает
ступени
женщин и
детей,
цитируя Рамбама
в п.12 статьи
«Дарование
Торы» (см.
текст после hЭарот вэБиюрим,
п. 69). Рав Готлиб
подробно
пишет, что
это за
ступени в hЭарот вэБиюрим,
п. 70 и п. 75
(заголовок
«Женщины и
дети –
уточнения»).
[3] Тело –
эгоистическое
желание
[4] Да будет
он знаком на
руке твоей – Шемот 13, 16.
Слово,
означающее
«руке твоей»
пишется Йуд-Далет-Хаф-hЭй. Эта форма
слова
встречается
один раз в Танахе.
Обычное
написание
этого слова: Йуд-Далет-Хаф
Софит, где Хаф
Софит – это
форма буквы Хаф.
Таким
образом
первое
написание
имеет дополнительную
букву hЭй.
[5] Слабой
руке – мудрецы
записывают
слово Йуд-Далет-Хаф-hЭй [4], разделяя
его на две
части и
добавляя еще
одну букву hЭй,
которая не
произносится.
Поучается Йуд-Далет Каф-hЭй- hЭй (где
Каф и Хаф –
это две формы
одной и той
же буквы). Это
означает
«слабая рука».
[6] Откуда
рабби Йоси
hаХорем знает,
что [тфиллин
возлагается]
на левую
руку? […] Потому
что «руке
твоей» [Йуд-Далет-Хаф-hЭй [4]] пишется
через hЭй –
слабой [5]. […]
Когда «твоя
рука» пишется
через hЭй, это
означает «левая
рука» -
Вавилонский
Талмуд, трактат
Менахот,
стр. 37А.
[7] Это
означает
женщину – комментарий
Раши
к словам
«пишется
через hЭй –
слабой» [6].
[8]
Пробудись,
слава моя,
пробудись
арфа и киннор.
Пробужу я
утреннюю
зарю – Теhилим
57, 9.
[9] Что бы ни
было, утро,
приходя,
никогда не
заставало
Давида
спящим. И об
этом говорил
Давид:
«Пробудись,
слава моя,
пробудись
арфа и киннор.
Пробужу я
утреннюю
зарю» [8]. Пусть
достоинство
мое
пробудится
ради славы
моего Создателя.
Мое достоинство
малозначимо
перед Славой
моего Создателя.
«Пробужу я
утреннюю
зарю»
[означает]: «Я всегда
пробуждаю
утреннюю
зарю, а не
заря пробуждает
меня» -
Иерусалимский
Талмуд, трактат
Брахот,
глава 1, hАлаха 1 (стр
6Б по тексту Оз вэhАдар,
использованному
в издании
Иерусалимского
Талмуда
издательства
Artscroll), в интернет-издании
– сс. 5А – 5Б).
[10]
«Утренняя
заря»
означает
«поиск» -
«утренняя заря»
(на иврите - «Шахар») и
«поиск» (на
иврите – Шихур)
– родственные
слова, что
побуждает
мудрецов
искать между
ними
смысловую
связь.
[11] Шхина – Б-жественное
присутствие,
собрание душ
всего
Израиля; в Предисловии
к книге Зоар
Бааль Сулама, в п.31, это
духовное
состояние
творения,
сутью которого
является
служение
ради самой
Торы, т.е. с
альтруистической
мотивацией.
См. также
Предисловие
к Учению о
десяти Сфирот, п.33.
[12] Когда
у Него, да
будет
восславлено
Его Имя, возникло
желание
сотворить
мир, чтобы
облагодетельствовать
Свои
творения и
чтобы они
познали
величие Его и
удостоились
стать
колесницей,
вздымающей
ввысь, чтобы
прилепиться
к Нему [13], да
будет Он
восславлен,
Он создал и
наделил
Светом одну
точку из
десяти
(представляющих
собой десять Сфирот [14] Акудим[15],
пребывающих
в одном
сосуде), и не
проявлялись
они – Древо
Жизни Аризаля, Шаар hаКлалим [Портал
общих
принципов],
начало первой
главы.
[13] Чтобы
прилепиться
к Нему - Дварим 11, 22; 30, 20; Еhошуа 22,5.
[14] Сфира (во
множественном
числе: Сфирот)
представляет
собой
элемент
духовного
объекта и
сама
является
духовным
объектом.
Слово Сфира
происходит
от слова Сапир
(сапфир).
Может
характеризовать
сосуд и Свет,
который
сосуд
получает.
Подобно тому,
как
драгоценный
камень
переливается
разными
цветами, и
подобно тому,
как цветное
стекло пропускает
свет
определенного
цвета, разные
Сфирот
характеризуют
получение
сосудом
Света разного
количества и
качества.
Согласно другой
интерпретации духовные
объекты
называются Сфирот,
когда им
присуща
определенная
мера, у них
есть конец и
они
характеризуются
определенным
числом (т.е.
слово «Сфира»
происходит
от слова «Сафар»,
считать). В
этом случае
духовный
объект делится
на десять Сфирот
или на пять
основных Сфирот.
См.
Предисловие
к книге Зоар, фрагмент
Роза, п.1, второй
абзац.
[15]
Акудим –
название
мира, в
котором
внутренний и
окружающий
Света
связаны друг
с другом и
соударяются
друг с
другом. Как
объясняет Бааль Сулам
в Общем
введении, п.5,
это название
происходит
от «И связал Йицхака» (Бэрэйшит 22, 9)
(«И связал» на
иврите
передается
как «ваяАкод»,
т.е. словом,
имеющим тот
же корень,
что и Акудим).
О соударении
внутреннего
и
окружающего
Светов см. во
Введении в
мудрость
Каббалы, пп.33 – 42.