«Древо Жизни» [1] Аризаля [2] с Паним Меирот и Паним Масбирот [3] Бааль Сулама

 

Ветвь первая

 

Текст «Древа жизни» Аризаля и Паним Меирот


[Текст Древа Жизни]

Алеф) {1} Знай, что перед тем, как были наделены Светом Нээцалим  и созданы Нивраим [4], простой [5] Высший Свет заполнял все сущее. И не было никакого Маком Пануй [6], характеризующегося как Авир Рейкани [7]  и Халаль [8], но было все заполнено этим простым Светом Бесконечного, и не различалось в нем ни Рош [9], ни Соф [10], но все было единым простым Светом, совершенно однородным, и называется Он Ор Эйн Соф [11].

Паним Меирот

Высший Свет и т. д. – он указывает нам таким образом в начале своих речений, что все, сказанное в книге, касается не Сущности Его, да будет Он восславлен, а Его Света, распространяющегося от Сущности Его, да будет Он восславлен. И все сущее, [представшее] перед нами, как все высшие миры, так и все низшие миры, представляют собой распространение Света от Сущности Его, да будет Он восславлен. И во всем существующем мы различаем две великие основы: первая называется Светом Бесконечного, да будет Он восславлен, и это есть форма всего существующего прежде Цимцума [12]; вторая – это пять миров и все их наполнение, а именно: Адам Кадмон [13], Ацилут, Брия [14], Ецира [15] и Асия [16]; и она является формой распространения Света от Сущности Его, да будет Он восславлен, от Цимцума и ниже. И все Света и исправления, имеющиеся во второй основе, проистекают из первой основы.

Простой – ибо от Цимцума [12] и ниже тебе не найти никакого Света, в который не было бы привнесено ничего от ступени сосуда, являющейся ступенью Света, превратившегося в Авиют [17], но перед Цимцумом в Свет, распространяющийся от Него, не привносится совершенно никакого качественного изменения, но Свет прост в том смысле, что Он и Имя Его едины.

Заполнял все сущее и т.д. То есть, несмотря на то, что в этом сущем обязательно присутствует ступень места, представляющего собой желание получать от Сущности Его, да будет Он восславлен, как бы потенциально заключенное в Свете Бесконечного, да будет Он восславлен; ведь желание получать есть суть места этого самого сущего, как написано в Паним Масбирот [3], в чем ты должен тщательно разобраться, но при этом там не было никакой ступени образования Авиют [17] в Свете и тем более предела и границы [получения Света], но Свет Бесконечного, да будет Он восславлен, заполнял все это место, даже самую последнюю ступень.

Маком Пануй [6], Авир Рейкани [7]  и Халаль [8]. По причине Цимцума [12] произошли эти три уменьшения [получаемого Света], о чем написано ниже.

Не различалось в нем ни Рош [9], ни Соф [10]. От Цимцума [12] как от Источника распространились два уменьшения [получаемого Света]: 1) ступени Эмца [18] и Соф [10], представляющие собой десять Сфирот [19] Игулим [20]; 2) ступень Рош, представляющая собой десять Сфирот дэЙошер [21].

И называется Он Ор Эйн Соф, да будет Он восславлен [11], потому что нет в Нем ничего даже от ступени Игуль [20].

[Текст Древа Жизни]

 

Бет) И когда возникло у Него желание простое - сотворить миры и наделить Светом Нээцалим [4], чтобы явить свету совершенство [22] деяний Своих и Имена Свои и названия Свои, ибо такова была причина Сотворения миров. {2}

 

Паним Меирот

 

И когда возникло у него желание и т. д. См. в Паним Масбирот, в этой, [первой] ветви, а там объясняется, что желание получать, заключенное в Свете Бесконечного, да будет Он восславлен, называется например местом и это Мальхут дэЭйн Соф [23]. Однако оно возникает не соответствующим своему собственному имени, которым оно будет названо: место или Мальхут, потому что качественно оно совершенно не отличается от Света. И именно об этом написано в Пиркей дэРаби Элиэзер, глава первая, что до того, как был создан мир, были Он и Имя Его едины. Конец цитаты. Он указывает на Свет Бесконечного, да будет Он восславлен, а Имя Его указывает на место, заключенное в Свете Бесконечного, да будет Он восславлен, то есть на желание получать Свет от Сущности Его, да будет Он восславлен, так как слово Шемо [25] имеет то же числовое значение, что и слово Рацон [26], и это сообщает нам, что Он прост и един, без какого-либо качественного различия между ними, во Всемогущем, да будет Он восславлен. 

 

А когда возникло у Него желание  простое - удалиться. Комментарий. Ведь желание, являющееся по своей сути Мальхут дэЭйн Соф, предпочло слияние с Маацилем [4], и качественную идентичность Ему, да будет Он восславлен, так как Мальхут дэЭйн Соф [23] обязательно присуще какое-то качественное отличие от Сущности Его, да будет Он восславлен, ведь поэтому [это желание] вышло из Целостности Маациля, став Нээцалем, и произошло это благодаря желанию получать, заключенному там и не проявляющемуся, Б-же упаси, абсолютно и совершенно в Сущности Его, да будет Он восславлен. И поэтому у Него возникло желание удалиться из Бхины Далет [27] по той причине, что Он предпочел слияние с Маацилем и качественную идентичность Ему. А в чем заключается суть Бхины Далет см. здесь же, в Паним Масбирот.

 

Чтобы явить свету совершенство деяний Своих. Речь идет о совокупности действий, образующих цикл исправлений и появляющихся в мирах Ацилут, Брия [14], Ецира [15] и Асия [16] вплоть до завершения исправления. И сообщает он нам, что этот цикл был заключен непосредственно в намерении удалиться и в возникшем [у Него] желании, чтобы получение вновь превратилось таким образом в альтруистическое действие.

 

И Имена Свои и названия Свои, то есть тринадцать атрибутов милосердия, из которых берут начало все упомянутые выше исправления, [направленные на то], чтобы в результате превратить сосуд получения в его противоположность, альтруистический сосуд.

 

[Текст Древа Жизни]

 

Гимэль) И вот тогда ограничил Себя Бесконечный в центральной точке, что в самом центре Него, и ограничил этот Свет, и удалился [Свет] в стороны от центральной точки [29]; и тогда остались: Маком Пануй [6], Авир [30] и Халаль Рейкани [31], [простирающиеся] от самой центральной точки. 

 

Паним Меирот

 

Ограничил Себя. Пояснение. Ибо уменьшение происходит в Гадлут [32]  присущего Ему желания получать, так как в желании получать существуют четыре Бхинот [28], называющиеся Хохма [33], Бина [34], Тифэрэт [35] и Мальхут [24], и Гадлут этого желания называется Мальхут, которая является Бхиной Далет [27], как уже говорилось.

 

В центральной точке. Пояснение. Чтобы стало ясно, в каком месте Он ограничил Себя, можно представить себе картину, состоящую из кругов, а считается, что Соф [10] каждого круга находится в его середине, то есть в его центральной точке, где располагается последняя Бхина [28] , как уже говорилось.

 

В самом центре. Ведь сама четвертая картина также заключает в себе три первых Бхинот [28], и он говорит, что желание возникает только из последней Бхины Бхины Далет [27], а не из ее первых трех Бхинот, то есть как бы в самом центре четвертой из этих Бхинот.

 

И ограничил этот Свет. Возникновение желания, не желавшего получать в количестве присущем Бхине Далет [27] и исторжение Света – это одно и то же действие, так как в духовном невозможно себе представить никакой сущности, которая бы не относилась к желанию.

 

И удалился [Свет] в стороны окрестностей ... Пояснение. Ведь после Цимцума [12], когда исторгнут Свет, различимы в месте Цимцума четыре стороны, то есть четыре Бхинот [28] желания: Хохма [33], Бина [34], Тифэрэт [35] и Мальхут [24], которые в будущем получат свечения, отличающиеся друг от друга, как написано ниже. И говорит он, что Он удалился в стороны от центральной точки [29], т.е. в Бхинот трех сторон, которыми являются Хохма, Бина и Тифэрэт.

 

И тогда остались: Маком Пануй [6], Авир [30] и Халаль [8]. Три новые вещи появились вместе с Цимцумом [12]: первая – это Маком Пануй, то есть произошел поворот к обретению исправлений и к достижению совершенства, так как в Ор Эйн Соф [11], да будет Он восславлен, не было такого места. Вторая – это Авир Рэйкани [7], так как Свет был исторгнут из всех четырех Бхинот [28] Бхины Далет [27], причем в ее три первые Бхинот потом вернулось свечение Кав [36], и поэтому сказано, что и в первых трех Бхинот есть Авир Рэйкани, о чем написано также в Паним Масбирот [3]. Третья называется Халаль Пануй [37], и это последняя Бхина Бхины Далет, ибо удалилось из нее желание, и поэтому позже ее не достиг Свет Кав и остался Халаль Пануй, поскольку она больше не пригодна к получению туда своего прежнего Света до Гмар Тикун [38].

 

От самой центральной точки. Имеется в виду последняя Бхина [28] Бхины Далет [27]. И хотя три первые Бхинот также затрагивает Цимцум [12], а именно до прихода Кав [36], но поскольку с их стороны вовсе не было Цимцума, поэтому Цимцумом называется только то, что было наложено на последнюю Бхину, так как все исправления производятся ради нее.

 

[Текст Древа Жизни]

 

Далет) И вот этот Цимцум [12] был однородным в этой незаполненной окрестности центральной точки, так что место этого пустого пространства было Игуль [20], со всех сторон совершенно однородным, и не фигурой квадрата, имеющего прямые углы, в соответствии с тем, что и Эйн Соф [39] ограничил Себя, будучи в состоянии Игуль, одинаково со всех сторон. А причина заключалась в том, что поскольку Ор Эйн Соф [11] совершенно однороден, то он должен также ограничивать Себя одинаково со всех сторон. И известно из геометрии, что нет фигуры более одинаковой [со всех сторон], чем фигура круга. Иначе проявляются фигура квадрата с выступающими прямыми углами, а также фигура треугольника и остальные фигуры. И поэтому должен был Цимцум Эйн Соф иметь круглую форму. И причиной этого было намерение быть одинаковым [со всех сторон], как уже говорилось. Также в [книге] Зоар на недельное чтение Бо, лист 42, написано: «сосуд круглой формы, то есть [буква] Йуд»; см. также [книгу Зоар] на недельное чтение Пэкудэй, лист 258, которая учит, что hЭйхалот [40] и то, что в них – это Игулим [20].  

 

Паним Меирот

 

И вот этот Цимцум [12] и т.д. Здесь необходимо знать, что понятие исчезновения и раскаяния в содеянном отсутствует в духовном, и поэтому, когда мы сказали, что Эйн Соф [39] ограничил Себя, то из этого нельзя сделать вывод, что то, что существовало раньше и называется Эйн Соф Барух hУ [41], из-за этого изменилось, а следует понимать, что вследствие Цимцума из Эйн Соф Барух hУ появился новый мир, то есть тот мир, который был ограничен, но в том, что существовало раньше, из-за этого не произошло никаких изменений. Но инициирование действия Цимцума относится к Эйн Соф Барух hУ, то есть только к Бхине Далет [27], являющейся Мальхут  дэЭйн Соф [23] Барух hУ , как уже говорилось, а результат действия – это особое, самостоятельное понятие, называющееся Олам hаЦимцум [42]. И об этом в ряде мест написано, что Мальхут [24] Высшего мира принимает на себя функцию Кэтэра [43] низшего мира и, тем не менее, Высший мир со всеми десятью Сфирот [19] не претерпевает совершенно никаких изменений.

 

Был однородным, ибо там неразличима разница между ступенями, но все четыре Бхинот [28] получают Свет в пространственном отдалении; и малый, и большой одинаковы в получении Света из Ор hаМакиф [44].

 

Было Игуль [20], со всех сторон [совершенно однородным]. То есть действие Цимцума [12] было вызвано лишь одним Нээцалем [4], благодаря тому, что возникло у него желание, исходящее из Бхины Далет [27], как уже говорилось; но совершенно не со стороны Маациля [4]. И следовательно оно должно описываться круглой фигурой, а под его пределом и завершением должно пониматься то, что находится в его внутренней части и в его центре, но с его наружной стороной не должно ассоциироваться никакой границы, ни Рош [9], ни Соф [10], ибо со стороны Маациля нет здесь никакой границы. И поэтому Он располагается вокруг этой [фигуры] и светит в нее, но находясь в пространственном отдалении, и это потому, что из средней точки было исторгнуто желание; смотри также в Паним Масбирот.

 

И не фигурой квадрата. Поскольку если бы Цимцум [12] был инициирован Маацилем [4], то место Цимцума ассоциировалось бы с фигурой квадрата, что указывает на различие между четырьмя ступенями четырех Бхинот [28], о которых говорилось выше, то есть между Хохмой [33] и Биной [34], Тифэрэт [35] и Мальхут [24], причем Хохма и Бина называются югом и севером, а Тифэрэт и Мальхут называются востоком и западом. Ибо фигура квадрата такова, что под ее границей должно пониматься то, что именно снаружи нее, а совсем не в ее внутренней части. И поэтому рав [45], да будет память о нем благословенна, говорит, что фигура не была квадратом, так как граница была не со стороны Маациля.

 

В соответствии в тем, что и Эйн Соф [39] [ограничил Себя] … одинаково ... То есть исторжение Ор Эйн Соф [11] было вызвано точкой в Нээцале [4], а не Им Самим, и поэтому при Своем исторжении Он не создал никакого различия между ступенями Нээцаля, но оно было однородным.

 

А причина заключалась в том, что поскольку Ор Эйн Соф [11] [совершенно] однороден ... Объяснение. Дело обстоит так потому, что в Самом Ор Эйн Соф были совершенно неразличимо место изменения, и даже последняя ступень желания была такой же  по форме, как и сам Свет. Как же может существовать какое-то различие между четырьмя Бхинот [28], присущее самому этому месту, в Эйн Соф [39]?

 

И известно из геометрии ... Знай, что все семь премудростей заключены в Истинной Мудрости, то есть некоторым известным образом точно так же, как фигура круга имеет отношение к месту Цимцума Алеф [46]; как мы уже объясняли, и здесь не место продолжать об этом.

 

Что hЭйхалот [40] и то, что в них – это Игулим [20]. Ибо этот закон остается действующим. См. в Паним Масбирот.

[Текст Древа Жизни]

hЭй) Кроме того, есть другая причина: [Цимцум [12] имеет круглую форму] ради Нээцалим [4], ибо впоследствии предстоит наделить [их] Светом внутри этого полого, пустого и незаполненного пространства, о котором говорилось выше. А дело в том, что если Нээцалим будут иметь форму Игулим [20], они все приблизятся и сольются с Эйн Соф [39], окружающим их, совершенно одинаково, и Свет и Благодать, предназначенные им, они получат от Эйн Соф со всех сторон равными по значимости; иначе обстояло бы дело, если бы Нээцалим были квадратной, треугольной или другой формы, так как если бы у них были углы, выступающие  в стороны, откуда они наделяются Светом, больше, чем с остальных сторон, они бы не получали Ор Эйн Соф [11] одинаково. В конце Ветви третьей будет объяснена причина, зачем требуется этот Цимцум и в чем его суть.

Паним Меирот

Кроме того, есть [другая] причина и т. д. – дополнительная причина для того, чтобы воздать хвалы тому, что Цимцум [12] имеет круглую форму, а не квадратную.

Ради Нээцалим [4] и т. д. – чтобы, благодаря этому, достичь великого исправления низших, получающих от этого наделения Светом.

Что если Нээцалим будут иметь форму Игулим [20] и т. д. Пояснение. Ведь в духовном нет замены и исчезновения, и поэтому даже после появления Кав [36], характеризующегося прямизной, предыдущая форма, тем не менее, не исчезает, но благодаря этому устанавливаются два расположения: круглой формы и по прямой линии.

Они все приблизятся и сольются с Эйн Соф [39]. Пояснение. Ведь с точки зрения Ор Эйн Соф [11] здесь еще нет никакого Цимцума [12] и такой утери Бхины Далет [27], чтобы она была непригодна и недостойна Его Света, и более того, нет никакoго различия ступеней в трех предыдущих Бхинот [28], и поэтому Эйн Соф светит в них как Ор Макиф [44], одинаково.

[Текст Древа Жизни]

Вав) Этот Цимцум [12] предназначен для того, чтобы раскрыть Источник Диним [47] и чтобы впоследствии, в мирах, дать Атрибут Суда; и эта сила называется Буцина деКардинута [48] подобно пшенице Кардинуты [49]

Пояснение рабби Хаима Виталя. И, по моему скромному мнению, ясно, что в центральной точке Эйн Соф [39] был Источник Суда, а позже Он раскрылся ниже, и из Него образовалось место, являющееся прообразом сосуда; а из того, что окружает эту точку, были притянуты внешние части миров, а из того, что окружает [ее] далее, была притянута внутренняя часть; и этого достаточно, чтобы не ошибиться и остерегаться думать, что там, в этой точке, раскрылся Суд, Б-же упаси.

Паним Меирот

Источник Диним [47] и т.д. Т.е. здесь пока не раскрывается никакого Суда, но лишь только ступень Соф [10] в Высшем Свете, которая впоследствии является Источником всех Диним, чтобы низшие таким образом были отделены от Ацилут [4], точно так же и он предостерегает: «чтобы ... дать Атрибут Суда» и т.д. Пояснение. Ведь надо всем, что притягивается от Бхины Далет [27], властвует Дин.

И эта сила называется Буцина деКардинута [48]. Это означает «твердый Свет». Ибо Бхине Далет [27] присуща твердость, поскольку она не прекращает препятствовать Высшему Свету проходить на ее пути и ниже.

И из Него образовалось место и т.д. См. Паним Масбирот [3]

Из того, что окружает эту точку. Т.е. Последняя ступень Бхины Далет [27] стала внешней частью.

Из того, что окружает [ее] далее. Т.е. первые три ступени Бхины Далет [27] составляют суть внутренней части.

[Текст Древа Жизни]

Зайин) И вот после Цимцума [12], о котором говорилось выше и при котором осталось место Халаль [8] и Авир [30], пустое и не заполненное в самом центре Ор Эйн Соф, Барух hУ [11] [41], как уже говорилось, уже было место, где могли быть Нээцалим, Нивраим [4], Йицурим и Наасим [50]. И тогда протянулся от Ор Эйн Соф один прямой Кав [36] от Света Его Игуля [20] сверху вниз, нисходя и спускаясь внутрь этого Халаль, и Высший Рош [9] Кав был притянут от Самого Эйн Соф [39] и воздействовал на него, однако Сиюм [51] этого Кав, внизу, в Его Соф [10], не был затронут Ор Эйн Соф; и посредством этого Кав Ор Эйн Соф был притянут и распространился вниз; и в месте этого Халаль он создал [52] все миры, и этот Кав подобен одной тонкой трубе, через которую распространяются и притягиваются Воды Высшего Света Эйн Соф к мирам, находящимся в этом месте Авир и Халаль.

Паним Меирот

В самом центре Ор Эйн Соф [11], т.е. на последней ступени Бхины Далет [27], являющейся центром круга, т.е. его концом, так как все круглые изображения заканчиваются в своем центре.

Уже было место, где могли ...  Ибо пробуждение желания Бхины Далет [27] вызвало исторжение Света из трех первых Бхинот [28], и таким образом было создано место для всех миров Ацилут, Брия [14], Ецира [15] и Асия [16], составляющих весь процесс исправлений, наделяющих [творение] в мере, соответствующей первым трем ступеням, в чем и состоит Кав [36], и это будет разъяснено.

 И тогда протянулся от Ор Эйн Соф [11] один ... Кав [36] ... Кав – это приход Света, качественно соответствующего трем первым Бхинот [28], и даже Бхина Далет [27] сама получает свой Свет только качественно соответствующий трем первым ступеням, а последняя ее Бхина оказывается без Света; и поэтому называется Он Кав, и это указывает, что у Него есть Рош [9] и Соф [10].

Сверху вниз ... То есть от окружающего Эйн Соф [39] до окружаемого места центральной точки, как уже говорилось., ибо по причине запрета пробуждения желания Бхины Далет [27] оставили свой отпечаток только ступени внутреннего и окружающего [Света], так как это разграничение появилось по инициативе Нээцаля [4], а со стороны Высшего, т.е. Маациля [4], еще не было никакого разграничения, и поэтому разграничение наложило отпечаток только на внутреннюю часть Нээцаля, а Маациль, со Своей стороны, хотя и был исторгнут в Свете Своем из Нээцаля, т.е. в соответствии со свойствами самого Нээцаля, но с точки зрения Маациля, окружающий [Свет] находится еще на нем, светя со Своего места равномерно и одинаково со всех сторон; но теперь, когда Эйн Соф притянул к Нээцалю новый Свет, качественно соответствующий желанию Нээцаля, а именно не светить Бхине Далет, то из этого следует, что и Сам Маациль стал участвовать в создании этого разграничения, так как Он теперь наделяет [Нээцаль Светом] не равномерно, а в соответствии с сущностью ступени Ибуй [53] присущей сосуду, и поэтому Он совершенно не наделяет последнюю Бхину [28] Бхины Далет, и из этого следует, что каждая Бхина, которая чище и свободней от качественного отличия [от Маациля], является вследствие этого более значимой, и Свет, который она получает – более широкого диапазона; ведь разграничение теперь инициируется со стороны Эйн Соф.

И Высший Рош [9] Кав [36] ... , притянутый от Самого Эйн Соф [39], Который стал участвовать в создании ограничения, как уже говорилось.

Не был затронут Ор Эйн Соф [11], так как Он не наделил последнюю Бхину [28] Бхины Далет [27].

И посредством этого Кав [36] ... , который был притянут от Эйн Соф [39]. То есть соизмеримо с четырьмя Бхинот [28], ведь поэтому он называется Кав hаМида [54].

И в месте этого Халаль [8] ... Пояснение. По причине исправлений Бхины Далет [27] притягиваются [миры] Ацилут, Брия [14], Ецира [15] и Асия [16].

И этот Кав [36] подобен ... тонкой трубе ... Его тонкость связано с тем, что не включено ничего от Бхины Далет [27]. И это подобно Бхине Гимэль [55], [обозначаемой] буквой Вав [56] Четырехбуквенного Имени.

Воды Высшего Света ... См. в Паним Масбирот [3], где сказано, что Благодать, содержащаяся в десяти Сфирот [19], считается состоящей из двух ступеней: из ступени Свет и из ступени Воды, а точнее, что Свет Бхины Гимэль [55] называется Водами.

[Текст Древа Жизни]

Хет) И разъясним теперь немного, в чем состоит исследование каббалистов, позволившее узнать, каким образом в Сфирот [19], о которых говорилось выше, существуют Рош [9], Тох [57], Соф [10]; но так обстоит дело при условии, что к Рош этого Кав [36] приходит Ор Эйн Соф [11] от Высшего, а Его Соф не притягивается вниз, до места Ор Эйн Соф, окружающего [его], ниже миров, и не прилепляется к нему; поэтому в такой ситуации правильно заключить, что в нем есть Рош и Соф; ибо если бы получали Благодать Эйн Соф [39] с двух концов, были бы [эти] два конца ступенями Рошим [9] идентичными друг другу, и не было бы тогда ступеней верха и низа; а также если бы Эйн Соф притягивался со всех окрестностей и сторон этого места Халаль [8], не было бы ни верха, ни низа, ни переда, ни зада, ни востока, ни запада, ни севера, ни юга; но только когда Ор Эйн Соф притягивается по одному Кав и по тонкой трубе, правомерно заключить, что в нем есть верх и низ, и перед, и зад, восток и запад; и подобным образом мы во всех наших речениях описываем это в Древе Жизни, в этой ветви.

Паним Меирот

И разъясним теперь ... каким образом ... существуют Рош [9], Тох [57], Соф [10] ... Т.е. как возможно, чтобы от ступени Эйн Соф [39] он притягивал Соф и границу.

Но так обстоит дело при условии, что [к Рош[9]] этого Кав [36] ... Пояснение. Ибо здесь есть два уменьшения: уменьшение первое – это то, что Свет не притягивается к четвертой ступени и это создает ступень Соф [10] и Сиюм [51]. А второе уменьшение состоит в том, что Свет притягивается от Ор hаМакиф [44] к месту Халаль [8] не со всех окрестностей Ор Макиф, но только из одного места, т.е. из места Сфиры [19] Мальхут [24], т.е. и Ор hаМакиф состоит из четырех Бхинот [28] с точки зрения низших; и не светит Он со ступени первых трех Бхинот, но только из одной Бхины Мальхут дэЭйн Соф [39]; и благодаря двум этим уменьшениям как в Сфирот дэИгулим [20], так и в Сфирот дэЙошер [21], образуются четыре ступени: верх и низ, перед и зад; и четыре ступени: восток, запад, юг и север, как объясняется ниже.

А Его Соф [10] не притягивается вниз ... Ибо Свет Кав [36] не светит последней Бхине [28] Бхины Далет [27], и поэтому она называется низом, так как ее Соф находится в ее центре.

До места Ор Эйн Соф [11], окружающего [его], ниже ... Пояснение. До Ор Эйн Соф, поднимающегося и исторгающегося из последней Бхины [28], о которой сказано выше, о чем говорится «ниже миров», и пойми это.

Получали ... с двух концов, т.е. он бы получал Благодать также и с конца, находящегося ниже Бхины Далет [27].

Со всех окрестностей и сторон этого места ... Т.е. от всех четырех Бхинот [28] Эйн Соф [39] вместе, как уже говорилось, которые образуют у низших четыре стороны.

По одному Кав [36] и по тонкой трубе ... Слово Кав указывает, что у него есть Рош [9] и Соф [10]. А термин «тонкая труба» указывает на второе уменьшение, о котором говорится выше, т.е. на то, что Он не притягивается со всех окрестностей и сторон этого места.

[Текст Древа Жизни]

Тет) И вот при распространении Ор Эйн Соф [11] на ступени прямого Кав [36] внутрь Халаль [8], Он не был притянут и не распространился мгновенно донизу, а распространялся постепенно; я имею в виду, что сначала Кав Света начал распространяться, и там тотчас же, в начале Его распространения в форме Кав, Он распространился и был притянут, и произошло так, будто Он совершил полный оборот, один Игуль [20], и этот Игуль не имел соединения с Ор Эйн Соф, окружающим Его со всех сторон, ибо если бы Он имел такое соединение, Он вернулся бы в состояние подобное тому, что было, и был бы Он уничтожен в Ор Эйн Соф, и совершенно не проявилась бы Его сила, и было бы все Ор Эйн Соф, как вначале; поэтому этот Игуль примыкает к Игулю Эйн Соф [39] и не соединяется с Ним, а все основное соединение и слияние Игуля этого Нээцаля [4] с Эйн Соф Маациля [4] происходит посредством этого Кава, упоминавшегося выше; и таким образом нисходит и притягивается Свет от Эйн Соф и наделяет то, что в этом Игуле.

Паним Меирот

А распространялся постепенно ... Пояснение. В порядке включения Сфирот [19] друг в друга, ибо сначала распространился Кэтэр [43] во все его десять Сфирот, а после завершения всех десяти Сфирот Кэтэра распространилась Хохма [33] во все ее десять Сфирот, и все остальное точно таким же образом, как написано.

Что сначала ... начал распространяться ... там. Пояснение. Ведь приход Кав [36] происходил в соответствии с включением Сфирот [19], состоящих друг из друга, и сначала была включена сама Мальхут дэЭйн Соф [23] в то, что составляет суть Кав, т.е. Свет распространился в ней только к трем первых Бхинот [28] Бхины Далет [27], а к последней Бхине Бхины Далет не был притянут Ор Яшар [58] ступени Кав.

Тотчас же, в начале Его распространения в форме Кав [36] ... Т.е. при распространении Кав через Мальхут [24] дэМальхут дэЭйн Соф [23], Он сотворил два Кэтэра [43], так что в первом Кэтэре есть десять Сфирот [19], т.е. десять Сфирот дэКэтэр дэЙошер [21], и есть десять Сфирот дэКэтэр дэИгулим [20]; причем и те, и другие появились сразу же. А то, что ниже говорится, что Игулим предшествовали Йошер, касается только сущности их структуры, того, как они построены во время Цимцум Алеф [46]; [это говорится] о том, что они не были ограничены со стороны Высшего, но только со стороны самого получающего их, ибо, по этой причине, считается только, что они являются Пними [59] и Макиф [60]. А что касается Кав, то в нем запечателось также и ограничение со стороны Высшего, т.е. структура Йошер, появившаяся потом, но то, как происходит свечение Игулим, стало им присуще одновременно с появлением Кав.

И этот Игуль [20] не имел соединения ... Пояснение. Поскольку все распространение Кав [36] есть не что иное, как [распространение к] трем первым Бхинот [28] в то время, как последней Бхине Он не светит, то эта Бхина оказывается в состоянии Маком Пануй [6], без Высшего Света. И ты уже знаешь, что все Сфирот [19] состоят друг из друга, и из этого следует, что в Соф [10] каждой Сфиры без исключения находится Маком Пануй, как сказано выше; и известно, что и Мальхут [24] самого Эйн Соф [23] была включена в ступень Кав, чтобы светить вниз, а раз так, то и в Сиюме [51] Мальхут дэЭйн Соф эта ступень осталась незаполненной, без Света; и считаются [такие] ступени подобными Авир [30], являющемуся преградой между Эйн Соф и Нээцалим [4], и пойми это хорошенько.

Ибо если бы Он имел такое соединение, Он вернулся бы ... Пояснение. Если бы туда проник Высший Свет, то была бы просто-напросто уничтожена вся работа Цимцума [12], произведенная на этой ступени.

А все основное соединение ... Т.е. на первый взгляд, возникает следующее затруднение: если Сиюм [51] каждой Сфиры [19] находится на последней ступени, не заполненной Светом, то как же Высший Свет светил в низшем, ведь последняя ступень является препятствием на Его пути? Но объясняется ниже, в ветви третьей, как последняя ступень оказывается способной всегда поднимать Ор Хозер [61] снизу вверх, ибо с помощью этого Ор Хозер соединяется Высший Свет и проходит к низшей Сфире, и все это начинает происходить на ступени Кав [36], как это написано [далее]. И из этого следует, что никакое слияние Нээцаля [4] с Маацилем [4] не происходит иначе, чем с помощью этой связи Ор Хозер, находящегося в Рош [9] Кав, с тем, что составляет суть Мальхут дэЭйн Соф [23], но вне места этой связи Нээцаль никак не связан с Маацилем из-за последней ступени, о чем говорилось выше, и пойми это хорошенько.

[Текст Древа Жизни]

Йуд) И Эйн Соф [39] находится вокруг и окружает его со всех сторон и удален от него одинаково со всех сторон, так как и Ему присуща ступень Игуль [20], вокруг него, как уже говорилось; таким Он должен быть, чтобы свечение Эйн Соф в Нээцалим [4] происходило только через этот Кав [36]. Ибо если бы Свет притягивался к ним также от всего, что их окружает, были бы Нээцалим на ступени Самого Маациля [4] без границы и конца, и более того, даже и этот Кав [должен быть] обязательно весьма тонким и не иметь большой ширины, чтобы Свет притягивался к Нээцалим, имея меру и конец; и по этой причине, названы Нээцалим десятью мерами или десятью Сфирот [19], что указывает на то, что им присуща определенная мера и у них есть конец, и характеризуются они конечным числом; иначе обстоит дело в Эйн Соф. И как написано в книге Зоар на недельное чтение Пинхас, тринадцатая заповедь {в Мальхут [24]} – это чтение Шма … Но не обстоит дело так, чтобы были присущи Ему ни {известная} мера, ни известное Имя, подобно Сфирот, ибо каждая Сфира имеет известное имя и меру, и границы и пределы. [62] Конец цитаты. И поскольку Кав тонкий, Благодать будет притянута к ним для удовлетворения их нужд едва лишь в такой мере, чтобы Нээцалим существовали, и не в большей мере, чем достаточно для того, чтобы существовали Маацилим.

Паним Меирот

И Эйн Соф [39] находится вокруг ... и удален от него одинаково. Пояснение. Две ступени Света находятся в десяти Сфирот [19] дэИгулим [20]: первая ступень проистекает из Рэшимо [63] самих сосудов Игулим, т. е. из того, что они получают от Ор Макиф [44] до появления Кав [36], и тогда там еще нет ступени ограничения, исходящей от [Ор] Макиф, поэтому они всегда получают это свечение от Ор Макиф одинаково, однако места, где находятся Игулим  и Ор Макиф, удалены друг от друга, т.е. благодаря, тому, что на последующей ступени часть Света осталась доступной, также и Игулим получают Свет через Кав, примыкающий своим Рош [9] к Маацилю [4] даже в Бхине Далет [27], т.е. благодаря Ор Хозер [61], о котором написано, что благодаря этому Ор Хозер становится Бхина Далет альтруистической ступенью.

Таким Он должен быть, чтобы свечение Эйн Соф [23] ... только через этот Кав [36]. То есть это касается даже Игулим [20], формирующихся еще до появления Кав; ведь благодаря этому они обретают ступень свечения через Ор Макиф [44], однако это происходит издалека, но основную часть своего свечения они должны получать именно только от ступени Кав, ибо если бы они могли получать все свое свечение от Ор Макиф, то снова бы уничтожилось ограничение, налагаемое последующей ступенью.

Десятью мерами или десятью Сфирот [19] ... и у них есть конец, и характеризуются они конечным числом. Мера указывает на последнюю ступень, отмеряющую Сфирот и завершающую их. Сфира указывает на Благодать [Б-жественной] Сущности, содержащуюся в Свете, приходящем в этой мере. Конечное число указывает на десять Сфирот дэОр Яшар [58], приходящие сверху вниз, и на десять Сфирот дэОр Хозер [61], поднимающиеся снизу вверх, т.е. от последней ступени до Кэтэр [43], как написано, что такое число [Сфирот] должно содержаться в каждой Сфире, не меньше и не больше.

Для удовлетворения их нужд едва лишь ... Пояснение. Так, чтобы побуждать к исправлению надлежащим образом, согласно смыслу написанного: чтобы не был отторгнутый от Него совсем отверженным [64].

[Текст Древа Жизни]

Каф) И вот этот самый первый Игуль [20], примыкающий к Эйн Соф [39], и является тем, что называется Кэтэр [43] дэАдам Кадмон [13]. А затем этот Кав [36] продолжил распространяться, и распространился немного и совершил оборот чтобы принять круглую форму, и стал вторым Игулем внутри первого Игуля; и это называется Игуль hаХохма [33] дэАдам Кадмон. И Он продолжил распространяться дальше вниз, и совершил оборот, чтобы принять круглую форму, и стал третьим Игулем внутри этого второго Игуля, и называется Он Игуль Бина [34] дэАдам Кадмон. И таким же образом Он совершал обороты и распространялся, и обретал круглую форму до десятого Игуля, называющегося Игуль Мальхут [24] дэАдам Кадмон. Вот и объяснено, что такое десять Сфирот [19], созданные и наделяемые Светом, по сути дела, в виде десяти Игулим, один внутри другого; и все это является той самой стадией десяти Сфирот, которые неявным образом составляют все ступени всех миров, однако ясна простая вещь: несколько видов миров созданы [65] как тысячи тысяч и множества множеств, и все они, как один, находятся в пределах места того Халаль [8], о котором говорилось выше, и нет ничего за его пределами.

Паним Меирот

Самый [первый ...], примыкающий к Эйн Соф [39]. Ибо в Источнике Кэтэра [43] нет совершенно ничего от ступени сосуда, и любое пространственное удаление – это, по сути дела, качественное изменение, благодаря которому обретается только некоторая часть свойств сосуда, и то же касается остальных [упомянутых] здесь Бхинот [28] в мере, зависящей от того, что это за ступень..

Тем, что называется Кэтэр [43] дэАдам Кадмон [13] ... Десять Сфирот [19] - это Кэтэр [43], Хохма [33], Бина [34], Зеир Анпин [66] и Нуква [67], и эти [имена] указывают на меру приближения к ступени собственно сосуда, т.е. Мальхут [24]. Причем Хохма, Бина и Зеир Анпин – это первые три ступени, из свойств которых образуется готовый к функционированию сосуд. А Кэтэр – это, по сути дела, Эйн Соф [39]. Смотри также в Паним Масбирот [3].

И распространился немного и совершил оборот, чтобы принять круглую форму ... Ибо несмотря на то, что он выше говорил, что Игулим [20] и Йошер [21] появились одновременно, но это касается именно трех первых Сфирот [19] дэЙошер: Кэтэра [43], Хохмы [33] и Бины [34], но семь нижних Сфирот появились и распространились после образования Игулим соответствующей Сфиры; а то, что он сказал «и распространился немного» уакзывает на семь нижних Сфирот: Хэсэд [68], Гвуру [69], Тифэрэт [35], Нэцах [70], hОд [71], Есод [72] дэЙошер, распространяющиеся после завершения десяти Сфирот дэИгулим.

И все это является той самой стадией десяти Сфирот [19], которые ... составляют ... Пояснение. Десять Сфирот дэАдам Кадмон [13] полностью образуют миры Ацилут, Брия [14], Ецира [15], Асия [16], считающиеся лишь ступенью Левушим [73] по отношению к [миру] Адам Кадмон.

Тысячи тысяч ... и из них в книге он не рассматривает совершенно ничего кроме того, что относится к [миру] Адам Кадмон [13] и его четырем Левушим [73]: Ацилут, Брия [14], Ецира [15], Асия [16].

[Текст Древа Жизни]

 

Ламед) И вот в каждом без исключения мире есть десять частных Сфирот [19] и каждая без исключения частной Сфира каждого без исключения мира состоит из десяти частных Сфирот этих частностей, и все они имеют формуе Игулим [20], один внутри другого и один предшествует другому, и так без конца и без края, и все они подобны слоям луковицы, заключенным один внутри другого и имеющим сферическую форму, как упомянуто в ряде книг. Так вот стадией, объединяющей все Игулим воедино, является тот самый тонкий Кав [36], распространяющийся от Эйн Соф [39] и проходящий, и нисходящий, и притягиваемый от Игуля к Игулю до самого завершения их всех, как уже говорилось, и через этот Кав притягиваются Свет и Благодать нужные каждому из них без исключения; вот и объяснено понятие десяти Игулим десяти Сфирот.

Паним Меирот

И все они подобны слоям луковицы ... Не внешнему круглому слою, имеющему перед и зад, а тому, который имеет сферическую форму, и в нем есть только внутреннее и внешнее, а его конец находится в центре него, как уже говорилось.

Так вот стадией, объединяющей все Игулим [20] воедино ... Ведь Благодать Сущности [Его] достигает Игулим только через Кав [36], объединяющий их воедино.

[Текст Древа Жизни]

 

Мэм) А теперь дадим объяснение второй стадии присущей десяти Сфирот [19]; и это стадия Света Йошер [21] подобная трем линиям на изображении Высшего Адама. Так вот через тот упомянутый выше Кав [36], распространяющийся сверху вниз, от которого распространяются Игулим [20], распространяется и этот Кав по Йошер сверху вниз от Рош [9] верхней части Игуля самого верхнего из всех них вниз, до места под нижней частью Сиюма [51] всех Игулим, прямо сверху вниз; [и этот Кав] состоит из десяти Сфирот, что является сущностью образа праведного человека, достигшего большой высоты и состоящего из двухсот сорока восьми органов, изображающихся в виде трех линий: правой, левой и средней, а в общем, он состоит из десяти Сфирот, а каждая из этих Сфирот делится на десять Сфирот, и так до бесконечности, точно так же, как говорилось выше о десяти Сфирот, расположенных как Игулим. И вот эта вторая стадия называется Целем Элоким [74], и на это указывает стих [Торы], говоря: «И сотворил Б-г человека по Образу Своему, по Образу Б-жьему» [75], и почти вся книга Зоар и большая часть Тикуним [76] все время имеют дело только с этой второй стадией, и в одном месте об этом очень хорошо написано. Итак существуют два приведенных выше объяснения, ибо есть две стадии [распространиения]: по Игулим и по Кавим; и обе, как одна, хороши, слова Б-га Живого [77]; и именно так ты должен понимать некоторые речения, которые выглядят отделяющими одно от другого и касаются порядка и расположения десяти Сфирот.

Паним Меирот

Подобной трем линиям ... Правая линия – это Хохма [33], Хэсэд [68], Нэцах [70]; левая линия – это Бина [34], Гвура [69], hОд [71], а средняя линия – это Даат [78], Тифэрэт [35], Есод [72]. А также по их расположению: Хохма, Бина, Даат; Хэсэд, Гвура, Тифэрэт; Нэцах, hОд, Есод, Мальхут [24], как это принято писать.

 

[Под] нижней частью Сиюма [51] всех Игулим [20]. Пояснение. Этот Кав [36] распространяется до центральной точки, являющейся Сиюмом их всех, но не включая ее.

 

Расположенных как Игулим [20]. Понятие разделения и различения ступеней проистекает от свечения Кав [36], ибо и Игулим, и Йошер [21] получают от него.

 

Две стадии [распространиения]: по Игулим [20] и по Кавим [36]. Ибо Игулим происходят от Рэшимот [63] Маком Пануй [6] до того, как в него светил Кав, а Йошер [21] происходит от самого свечения Кав, так как нет исчезновения и изменения в духовном, но объекты добавляются по принципу наслоения одного на другой.

[Текст Древа Жизни]

 

Нун) Таким же образом  будет разъяснено тебе исследование, упомянутое выше [79]: каким образом окажутся Рош [9] и Соф [10] верхом и низом по отношению к десяти Сфирот [19]; ведь это объяснимо для обеих стадий [80]: первая стадия – это десять Сфирот, изображаемых как Игулим [20], один внутри другого; и это просто, так как Игуль, окружающий их всех – есть сфера Кэтэр [43], ведь он примыкает к Эйн Соф [39] в большей степени, чем они все, и поэтому он достоин похвалы больше, чем все они. А между второй сферой, называющейся Хохма [33], и Эйн Соф есть промежуток, сфера Кэтэр, поэтому ее ступень находится ниже ступени Кэтэр. И таким же образом удаление сферы Бина [34] от Эйн Соф составляет два Игулим, и ее ступень находится ниже ступени Хохма. И то же касается каждого без исключения Игуля из всех без исключения миров, находящихся внутри этого Халаль [8]: каждый, находящийся ближе другого к Эйн Соф, весьма высок [по отношению к другому] и достоин похвалы больше, чем другой, вплоть до того, что оказывается Этот Мир, центральный, материальный [мир], средней и центральной точкой внутри всех Игулим, внутри всего места Халаль и Авир [30] Пануй [81], о котором уже говорилось, а также он совершенно удален от Эйн Соф, больше всех миров, и поэтому он настолько земной и материальный, в наивысшей степени, будучи центральной точкой внутри всех Игулим, и пойми это хорошенько.

Паним Меирот

Так как Игуль [20], окружающий их всех – есть сфера Кэтэр [43] ... Пояснение. Четыре Бхинот [28] содержались и в Мальхут дэЭйн Соф [23], но Бхина Далет [27] качественно ничем не отличалась, во всяком случае, здесь совершенно нет отличия одной Бхины от другой, так как все это различие состоит в том, в какой степени сформировалась Авиют [17], вплоть до раскрытия истинного сосуда получения, то есть Бхины Далет, которой присуща истинная ступень Ибуй [53] и истинное качественное отличие [от Эйн Соф [39]], ведь всего этого совершенно не было в Ор Эйн Соф [11], да будет Он восславлен, а начиная от Цимцума [12] и ниже, когда в Бхине Далет образовалась ступень Ибуй и качественное отличие [от Эйн Соф], тогда стало заметно, что все четыре Бхинот отличаются друг от друга по тому, в какой степени у них сформировалась Авиют. И поэтому во время Цимцума тотчас же возникает различие между десятью Сфирот [19] Игулим, т.е. между Игулем Кэтэра [43],, Хохмы [33], Зеир Анпина [66] и Мальхут [24], получавшими окружающее свечение [44] от Эйн Соф  одинаково, без ступенчатого различия, но затем, во время свечения Кав [36], и в свечении Игулим возникло ступенчатое различие. И тогда Кэтэр, которому совершенно не присуща ступень сосуда, естественно, оказался ближайшим к Эйн Соф, ибо понятие пространственного удаления соответствует степени качественного различия сосудов получения. А Хохма, так или иначе являющаяся ступенью потенциального сосуда, меньше, чем Кэтэр. А Бина, являющаяся ступенью практической реализации сосуда, еще хуже нее. А Зеир Анпин, в котором заключен потенциал совершенного творения, еще хуже Бины. А Нуква [67], ступень совершенного творения присущая сосуду получения – меньше их всех.

 

А между второй сферой ... есть промежуток. Пояснение. Ведь появление Кав [36] означало что Сфирот [19] стали состоять друг из друга, и полные десять Сфирот появились в Кэтэр [43], а затем появились десять Сфирот Хохмы [33], и уже известно, что последняя ступень, т.е. Мальхут [24] осталась не заполненной Светом, и благодаря ей образовалась ступень промежутка между одной Сфирой и другой, и пойми это.

Вплоть до того, что оказывается Этот Мир ... Т.е. по отношению к Игулим [20].

[Текст Древа Жизни]

 

Самех) И кроме того, существует вторая причина близкая к тому, о чем говорилось выше [82], ведь объяснялось, как Кав [36], притягиваемый от Эйн Соф [39], распространяется, а затем обретает круглую форму, и распространяется дальше вниз и обретает круглую форму вплоть до Сиюма [51] последнего из всех Игулим [20], и Игуль, который становится первым, [находясь] в месте начала Кав, является наиболее возвышенным и наиболее достойным похвалы, больше всех Игулим, находящихся под ним; ведь он притянут от Рош [9] Кав, и кроме того, он ведь получает свечение, находясь в самом высоком месте по сравнению со всеми ними. И этот Игуль, самый Высший из них, будет называться верхом, а самый внутренний Игуль является центральным, и установлено, что он низший среди всех них, ведь поскольку он из всех них получает Свет из самой нижней части этого Кав, он будет называться низом. И в Ветви третьей о десяти Игулим мира Никудим [83] будет объяснено, что подобным же образом и в десяти Сфирот [19] Игулим есть эта самая ступень Кавим наряду с Игулим, помимо ступени десяти Сфирот Йошер [21], появившихся на изображении вида Адама, посмотри, что там написано, и там завершается Рош Игулим, и там тебе будет объяснено, как и в десяти Сфирот Игулим будет произведено исправление правой, левой и средней [линий] наряду с тем, что они подобны Игулим, находящимся один внутри другого.

Паним Меирот

И кроме того, существует вторая причина близкая к тому о чем говорилось выше [82], Пояснение. Ведь при изложении первой причины он объясняет различие между ступенями свойствами самих сосудов Игулим [20], а здесь он добавляет причину, соответствующую свечению Кав [36], ведь и Игулим получают основную часть свечения от него. А известно, что в свечении Кав самому Свету будут присущи ступени Рош [9], Тох [57], Соф [10], так как ограничение, наложенное на Него, проистекает также и от Маациля [4].

 

Распространяется, а затем обретает круглую форму ... Пояснение. Ибо Игулим [20] окружают именно Рош [9] дэЙошер [21], а не семь нижних Сфирот [19] дэЙошер, и следовательно при появлении Кав [36] притягиваются три первых сфирот дэЙошер, т.е. Кэтэр [43], Хохма [33], Бина [34], и вместе с ним притягиваются все десять Сфирот дэИгулим до Мальхут [24], так что Кэтэр, Хохма, Бина дэЙошер занимают все место всех десяти Сфирот верхних частей Игулим, а все семь нижних Сфирот притягиваются во внутреннюю, десятую часть Игуля, т.е. Мальхут дэИгулим, и все это десять Сфирот дэКэтэр дэИгулим и Йошер.

 

И то же касается десяти Сфирот [19] дэИгулим [20] и Йошер [21] дэХохма [33], ибо сначала Кав [36] притягивается к трем первым Сфирот дэХохма, т.е. к Кэтэру [43], Хохме, Бине [34], и вместе с ним притягиваются все десять Сфирот дэИгулим дэХохма до Мальхут [24], и оказываются Кэтэр, Хохма, Бина дэЙошер занимающими место верхних частей Игулим всех их десяти Сфирот, а семь нижних Сфирот притягиваются во внутреннюю часть десятого Игуля, т.е. в Мальхут дэИгулим, и то же происходит с Биной и с Зеир Анпином [66] и Нуквой [67] дэИгулим и Йошер; и следовательно существует распространение семи нижних Сфирот дэЙошер между всеми Игулим без исключения. Ведь Игулей Кэтэр и Игулей Хохма разделяются семью нижними Сфирот дэЙошер дэКэтэр, ибо первый Игуль дэХохма начинается после Сиюма [51] Мальхут семи нижних Сфирот дэЙошер дэКэтэр. И то же происходит между Игулей Хохма и Игулей Бина, ведь первый Игуль дэБина начинается после Сиюма Мальхут семи нижних Сфирот дэЙошер дэХохма, и то же касается Бины и Зеир Анпина и Нуквы. И именно об этом он сказал: «распространяется, а затем обретает круглую форму», и пойми это.

 

И Игуль [20], который становится первым, ... является наиболее достойным похвалы, больше всех Игулим, находящихся под ним. Пояснение. Десять Сфирот [19] дэИгулей [20] Кэтэр [43] получают свое свечение от начала Кав [36], т.е. от Кэтэра, Хохмы [33], Бины [34] дэКэтэр, а Игулей Хохма получают свое свечение от нижней части Кав Йошер [21] дэКэтэр, т.е. от [находящихся] после Мальхут [24] семи нижних Сфирот дэКэтэр, и то же касается их всех, до десяти Сфирот дэИгулей Мальхут дэИгулим, получающих от Мальхут семи нижних Сфирот дэЗеир Анпин [66] дэЙошер, и объясняется, что каждый предыдущий достоин большей похвалы.

Он ... получает Свет из самой нижней части этого Кав [36]. Пояснение. Из самой нижней части Кав предыдущей Сфиры [19], ибо Хохма [33] получает от самой нижней части Кав дэКэтэр [43], т.е. от Мальхут [24] семи нижних Сфирот дэЙошер [21], как уже говорилось, и точно так же Бина [34] [получает] от самой нижней части Кав дэХохма, а Зеир Анпин [66] - от самой нижней части Кав дэБина, вплоть до Мальхут, [получающей] от самой нижней части Кав дэЗеир Анпин.

[Текст Древа Жизни]

 

Айин) Также и в Бхине Бет [84] Йошер [21], находящейся на изображении Адама, будет произведено исправление верха и низа, Паним [85] и Ахор [86], ибо ясно, что то, что близко к началу Кав [36], станет Рош [9], а то, что ниже Него, станет Гуф [56a], а то, что ниже него станет Раглаим [87], и из этого можно сделать заключение по поводу остальных деталей, из которых состоят детали, и в Ветви 3 будет дано объяснение и о десяти Игулим [20] [мира] Адам Кадмон [13] (посмотри, что там написано), и в этой Ветви объясняется именно то, как все миры находятся на ступенях Игулим, один внутри другого подобно слоям луковицы; а на Бхину Алеф [88] указывается в [книге] Зоар в ряде мест, в частности в недельном чтении Вайикра, листы 9 и 10 [89], что даже Своды Небесные и земли подобны слоям луковицы, один внутри другого (посмотри, что там написано), а также в недельном чтении Бэрэйшит, лист 19 [говорится]; начало цитаты: «Все это должен был Святой [Творец], да будет Он восславлен сотворить в мире, {т.е. все эти упомянутые выше [90] Клипот [91]} и исправить мир с их помощью. И все это {подобно ореху}: мякоть [92] внутри и много корки, окружающей мякоть. И все миры устроены таким образом {т.е. подобно ореху, мякоть внутри и много корки, окружающей мякоть}... ; все они: один внутри другого и другой внутри третьего ...», ведь миры всегда таковы, что один окружает другой, а другой окружает третий.

 

Пэй) И хотя оттуда, наоборот, видно, что самая внутренняя часть – это Моах [92], а его покрытие – это Клипа [91], которая хуже него, но если ты отверзнешь очи, то ты поймешь и узришь все, что говорит это изречение [93]: мы - жители земли, находящейся внизу, и то, что, с нашей точки зрения, расположено ближе всего к нам, называется Клипой, окружающей нас, поскольку Моах – это то, что находится внутри нас, и [в то же время нам видится, что] это сфера, окружающая [Клипу], а затем в нашем поле зрения возникает другая сфера, более внутренняя, чем он, и это Моах другой сферы. И так далее точно так же, пока не оказывается, что Эйн Соф [39] находится внутри всего [мира] Ацилут [14] и это Моах, находящийся внутри всех [миров], а все Нээцалим [4], являющиеся Его Клипой и являющиеся сферами, расположенными ближе всего к нам, не станут самой внешней частью всех [миров] и Клипой их всех. И тем не менее, на ступени самих миров дело обстоит не так, но их самая внутренняя часть – это Клипа, а то, что окружает их всех – это Моах, но то что наши очи способны узреть, и то, что мы вначале видим нашими глазами, называется внешней частью, и это Клипа, являющаяся сферой, ближайшей к нам, а то, что удалено от нас и окружает все остальные сферы, называется внутренней частью относительно нас и называется Моах для всего того, что находится ниже Него.

Паним Меирот

Что говорит это изречение [93]: ... с нашей точки зрения, ... Пояснение. Ведь [книга] Зоар говорит о том, как мы обретаем Благодать от Высших, и поэтому, когда он изображает это на ступени Игулим [20], внутри всего должна быть ступень Моах [92], а рав [45] говорит о положении самих миров, когда Благодать изливается сверху вниз, и тогда, несомненно, Клипа [91] находится внутри всего. Ибо основное содержание этих слов таково: сутью Игулим является то, что их Сиюм [51] и граница появляются благодаря самому Нээцалю [4], а не по инициативе Маациля [4]; поэтому их Соф [10] и граница считаются находящимися в центре, который относительно Верха считается внешней частью, а относительно нас – внутренней, и понимай это в точности таким образом.

[Текст Древа Жизни]

 

Цади) Также из этого изречения [93] станет понятна вторая ступень, называющаяся изображением Адама с помощью Йошер [21], объединяющего несколько миров, что упомянуто в книге Зоар на недельное чтение Толдот, лист 134 [94]: «И подобно тому, как тело человека делится на органы и все они представляют собой ступени, находящиеся одна на другой и исправляющиеся одна на основе другой, и все они составляют одно тело, то же касается и мира», и в Ветви четвертой для тебя объясняются все упомянутые там ступени, изображающиеся на рисунке Адама, и они находятся одна внутри другой и другая внутри третьей, Атик [95] - внутри Арих Анпина [97], Арих Анпин – внутри Абы вэИмы [98], а Аба вэИма – внутри [следующего Парцуфа [96]] и т.д. до конца всех ступеней. И тогда станет хорошо понятно, что одна [ступень] находится внутри другой: одна – Моха [99], а другая – Клипа [91], хорошенько разберись, что там написано. Вот и объяснено, что существуют две категории десяти Сфирот [19]: одна категория – это Игулим [20], и одна категория – это Йошер подобный изображению Адама.

 

Редакционные примечания
-----------------------------------
{1} Древо Жизни [1], Шаар Алеф (портал первый), Анаф Бет (ветвь вторая).
Учение о десяти Сфирот, часть первая и часть вторая
{2} [Примечание, следующее непосредственно за текстом Древа Жизни] Как объяснено у нас в Ветви первой,
часть первая {3}
{3} Подробный комментарий по поводу цели, стоящей за намерением сотворить миры см. Паним Меирот, ниже,
часть третья, сс. 1 и 12

 

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] "Древо Жизни " - книга, являющаяся главным источником Лурианской Каббалы. Является изложением учения Аризаля [2]. Написана наиболее талантливым его учеником рабби
Хаимом Виталем.
[2] Аризаль -
рабби Ицхак Лурия (1534 - 1572), отец современной Каббалы
[3] Паним Меирот и Паним Масбирот - это комментарий Бааль Сулама к "Древу жизни" [1] Аризаля [2]. Выражение "Паним Меирот" означает: лик [человеческий], озаренный [мудростью], а также Сияющий Лик [Всевышнего]. Точнее, в
Вайикра Рабба на недельное чтение Бэхукотай (часть 36, гл.. 2) говорится, что у того, кто пьет вино, лицо становится румяным. В Хидушей Радаль (рабби Давида Лурии из Быхова, 1798 - 1855) объясняется, что имеется в виду стих "Мудрость человека просветляет лик его" (Коhелет 8, 1). Наконец, в Бамидбар Рабба на недельное чтение Нассо, часть 11, гл. 6, стих "Озарит тебя Г-сподь Ликом Своим" (Бамидбар 6, 26) комментируется так: обратит к тебе Сияющий Лик, а не Гневный. Выражение "Паним Масбирот" означает "Благосклонный Лик" (Творца, раскрывающего наиболее сокровенные части Торы). Сказано в Мишне, трактат Софэрим, глава 16, мишна 3: Учит рабби Ханина бар Паппа: Лицом к лицу говорил Г-сподь [с вами] [Дварим 5, 4]: Лицом - это два, к лицу - это два, итого четыре Лика: Грозный Лик - для Танаха, Средний Лик - для Мишны, Смеющийся Лик - для Талмуда, Благосклонный Лик - для Агады.
[4] объяснение понятия Нээцаль см.
здесь, в статье "Что такое Маациль", см. также объяснение понятия "Ацилут" в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы"; Нивра (творение) - это то, что создано как сущее из ничего Борэ (Творцом), см. здесь, в статье "Что такое Борэ".
[5] простой – не делимый на составные части
[6] Маком Пануй – незаполненное место
[7] Авир Рейкани – буквально «пустой воздух»
[8] Халаль - [незаполненное] пространство
[9] Рош, множественное число: Рошим
 – голова
[10] Соф – конец, предел [получения Света]
[11] Ор Эйн Соф – Свет Бесконечного
[12] Цимцум – запрет получать Свет
[13] Адам Кадмон – буквально: прежний человек
[14] Ацилут и Брия – см. [4], Брия и Нивра – это однокоренные слова, Брия означает «сотворение», а Нивра – его результат.
[15] Ецира - преображение (согласно интерпретации
Рамбаном стиха Ешаяhу 45,7; см. объяснение в п.1 Общего введения)
[16] Асия – от слова Аса (делать); Мир действия
[17] «Авиют» означает «толща». Обычно в Каббале это слово не переводится, поскольку «Авиют» означает свойства души, а не материальную толщу. Нечистота души сравнивается с толстым куском руды, который переплавляется в тонкий лист металла свободный от примесей.
[18] Эмца – середина
[19] Сфира, во множественном числе Сфирот - Элемент духовного объекта. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир,
Шемот 24, 10). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации (см. п. Йуд) это слово означает, что Сфире присуща конечная мера и она характеризуется числом.
[20] Игуль, во множественном числе Игулим – круг.
[21] Йошер - прямизна, прямая линия
[22] Совершенство - применим также перевод: завершение
[23] Мальхут дэЭйн Соф – Мальхут [24] Бесконечного

[24] Мальхут – Царство, название последней из Сфирот [19]

[25] Шемо – Имя Его; состоит из букв Шин, Мэм, Вав; числовое значение 300 + 40 + 6 = 346

[26] Рацон – воля, стремление, желание; состоит из букв Рэйш, Цади, Вав, Нун Софит; числовое значение 200 + 90 + 6 + 50 = 346

[27] Бхина [28] Далет – четвертая стадия или ступень, то есть Сфира [19] Мальхут

[28] Бхина, во множественном числе: Бхинот - ступень, стадия.

[29] В стороны от центральной точки - буквально: в стороны окрестностей центральной точки.

[30] Авир – воздух

[31] Халаль Рейкани - свободное пространство

[32] Гадлут – состояние, в котором духовный объект получает наибольшее количество Света, что соответствует наибольшему желанию получать; буквально: большое, взрослое состояние.

[33] Хохма – мудрость

[34] Бина – разумение

[35] Тифэрэт – великолепие

[36] Кав – луч

[37] Халаль Пануй – незаполненное пространство

[38] Гмар Тикун – завершение исправления 

[39] Эйн Соф – Бесконечный

[40] hЭйхаль (множественное число: hЭйхалот) – дворец, чертог. См. Предисловие к книге Зоар, п. 42.

[41] Эйн Соф Барух hУ – Бесконечный, да будет Он восславлен

[42] Олам hаЦимцум – мир запрета, ограничения [получать Свет]

[43] Кэтэр – корона, название первой Сфиры [19], не всегда считающейся при перечислении Сфирот. Поэтому первой обычно называется Сфира Хохма [33]

[44] Ор hаМакиф – окружающий Свет. О Нем см. в статье «Раскрытие одной крупицы истины и сокрытие двух», а также во Введении в мудрость Каббалы, п. 31 и далее.

[45] Рав – имеется в виду Аризаль [2]

[46] Цимцум Алеф – первый запрет получать Свет. О нем см. во Введении в мудрость Каббалы, начиная с п. 14 и далее (а в комментариях рабби Баруха Ашлага – начиная с п. 5).
[47] Дин (множественное число Диним) – закон, суд
[48] Буцина деКардинута – твердый Свет, Свет Суда, т.е. Свет, ассоциирующийся с Арибутом Суда; Кардинута (а также Кардуния) – область к востоку от реки Тигр и к югу от Армении, район горы Арарат
[49] Подобно пшенице Кардинуты - это означает, что как согласно Вавилонскому Талмуду, трактат Псахим, стр. 7а, пшеница Кардинуты была известна своей твердостью, так и здесь, в выражении Буцина деКардинута, слово «деКардинута» означает «твердый».
[50] Нээцалим, Нивраим, Йицурим и Наасим – по-видимому, когда мы познаем миры Ацилут, Брия [14], Ецира [15] и Асия [16], мы поймем и в чем разница между творениями, находящимися в этих мирах. Пока же вырисовывается такая картина: Нээцалим очень близки к Творцу, обрели альтруистическую мотивацию; Нивраим находятся вне Творца, так как Творцу не присуще желание получать; Йицурим находятся еще на более низкой ступени и могут воспринять Свет, предназначенный свыше для творений только частично, и Творцу приходится преобразовывать Свет для них, чтобы они могли получать. Мне неизвестны тексты Бааль Сулама, где объясняется слово Наасим, поэтому то, что я напишу ниже – это более или менее правдоподобные догадки. Асия – означает действие. В высших мирах замысел, речь и действие соединены в единый акт в то время, как в нашем мире, являющемся нижней оконечностью мира Асия, они разделены во времени. Рав Барух Ашлаг пишет в статье
«Две стадии постижения»:  Первая стадия: «то, что сотворил Б-г ради действия» [Бэрэйшит, 2, 3], т. е. Г-сподь, да будет Он восславлен, подготовил нам место для [следующей] стадии - работы. Конец цитаты. В другом месте он пишет, что в нашем мире то, что задумано и не реализовано, почитается за ничто в то время, как в высших мирах основные процессы происходят в Рош [9], т.е. потенциально, и лишь немногое – в Гуф [56а], т.е. на деле.
[51] Сиюм – завершение и прекращение [свечения Света]
[52] создал – в оригинале слово «создал» повторено в четырех вариантах:
hэЭциль, Бара, Яцар и Аса, соответствуюих Нээцалим, Нивраим, Йицурим и Наасим [50]

[53] Ибуй – буквально «утолщение», и меет тот же корень и то же значение, что и Авиют [17]
[54] Кав
hаМида – мерный шнур (Йирмеяhу 31, 38)
[55] Бхина [28] Гимэль – третья ступень.
[56] Буква Вав обозначается тонкой вертикальной линией
[56а] Гуф - тело
[57] Тох – внутренняя часть тела, в которую сосуд на деле получает Свет
[58] Ор Яшар – прямой Свет
[59] Пними – внутренний
[60] Макиф – наружный, окружающий
[61] Ор Хозер – возвращающийся Свет
[62] Тринадцатая заповедь {в Мальхут [24]} – это чтение Шма … Но не обстоит дело так, чтобы были присущи Ему ни {известная} мера, ни известное Имя, подобно Сфирот, ибо каждая Сфира имеет известное имя и меру, и границы и пределы. См.
Зоар на недельное чтение Пинхас,  фрагмент Объяснения Мальхут, стр. 329, конец п. 857, а также фрагмент Объяснения Святых Имен и названий, сс. 330 – 331, конец п. 860 и начало п. 861. В фигурных скобках – перевод слов, добавленных рабби Еhудой Ашлагом в комментарии Сулам.
[63] Рэшимо – воспоминание
[64] Чтобы не был отторгнутый от Него совсем отверженным
Шмуэль 2, 14, 14
[65] Созданы – в оригинале слово «созданы» повторено в четырех вариантах: Нээцлу, Ниврэу, Ноцру и Наасу, соответствующих Нээцалим, Нивраим, Йицурим и Наасим [50], ср. также примечание [52]
[66] Зеир Анпин – название Сфиры [19], означающее «малый лик»
[67] Нуква – название Сфиры
  [19], означающее «женщина», «отверстие», метафора желания получать
[68] Хэсэд – название Сфиры
  [19], означающее «доброта», «милосердие»
[69] Гвура – название Сфиры
  [19], означающее «могущество»
[70] Нэцах – название Сфиры [19], означающее «неподвластность времени»
[71]
hОд – название Сфиры  [19], означающее «величественность»
[72] Есод – название Сфиры
  [19], означающее «основа», «тайна», «половой орган»
[73] Левуш (множественное число: Левушим) – одеяние, внешний, облекающий слой
[74] Целем Элоким – Образ Б-жий (
Бэрэйшит 1, 27; 9, 6)
[75] И сотворил Б-г человека по Образу Своему, по Образу Б-жьему –
Бэрэйшит 1, 27
[76] Тикуним – Тикунэй Зоар
[77] слова Б-га Живого –
Йирмеяhу 23, 36
[78] Даат – название Сфиры
[19], означающее «познание»
[79] Исследование, упомянутое выше – в
п. Хет
[80] Для обеих стадий - для Сфирот [19] Игулим [20] (см.
п. Ламед) и для Сфирот Йошер [21] (см. п. Мем)
[81] Пануй – пустой, незаполненный
[82] Причина близкая к тому, о чем говорилось выше – в
п. Каф
[83] О мире Никудим вкратце говорится в Общем введении, пп.
14 и 16. Подробней см. во Введении в мудрость Каббалы, начиная с раздела 7 и далее.
[84] Бхина [28] Бет – вторая ступень.
[85] Паним – лицо
[86] Ахор – спина, ягодицы
[87] Раглаим – ноги
[88] Бхина [28] Алеф – первая ступень
[89] Книга Зоар на недельное чтение Вайикра, листы 9 и 10 – фрагмент Семь Сводов Небесных и семь земель
[90] в недельном чтении Бэрэйшит, лист 19 – цитируется фрагмент «Да будут светила» [
Бэрэйшит 1, 14], пп. 105 – 106, стр. 101. Перед цитируемым текстом написано (здесь и в основном тексте фигурными скобками обозначен перевод слов Бааль Сулама в комментарии Сулам): «{Кроме того,} необходимо объяснить {написанное, что} из удовольствий, которыми наслаждаются сыны Адама в ночном сне, проистекают и порождаются демоны мужского и женского пола».
[91] Клипа (множественное число: Клипот) – (буквально: шелуха, скорлупа, корка, кожица) нечистая сила
[92]
 Моах – мякоть, буквально: мозг
[93] Это изречение – цитата из книги
Зоар на недельное чтение Бэрэйшит [90] в конце п. Айин.
[94]
 В книге Зоар на недельное чтение Толдот, лист 134 – фрагмент «А вот родословие Йицхака» [Бэрэйшит 25, 19] стр.2, п. 3
[95] Атик – название
 внутреннего Парцуфа [96] Кэтэр [43], означающее Древний [Старец] (Даниэль, глава 7, стихи 9, 13, 22)

[96] Парцуф (лицо) – духовный объект, Парцуфим – это Сфирот [19] миров, сами Парцуфим также состоят из Сфирот, и так до мельчайшей частицы, которую только можно выделить

[97] Арих Анпин (протяженный Лик) – название внешнего Парцуфа [96] Кэтэр [43]

[98] Аба вэИма (папа и мама) - название Парцуфа [96] Хохма [33] и Бина [34]

[99] Моха – по-арамейски: мозг, то же, что на иврите Моах [92]